Как проверить подержанный автомобиль
Что нужно проверить перед покупкой автомобиля с пробегом
Содержание
Покупка автомобиля с пробегом напоминает квест: чтобы стать счастливым обладателем надежного и «чистого» во всех отношениях авто, нужно пройти длинный путь, полный неожиданностей и рисков. Выйти победителем из игры поможет всесторонняя проверка машины.
Если вы постоянно проверяете автомобили, вам подойдет сервис «Автокод Профи». «Автокод Профи» позволит оперативно пробивать большое количество машин. Используя сервис, вы сможете добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде. Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц.
Если вам нужна одна или несколько проверок авто, вам подойдет сервис avtocod.ru. Он собирает данные из более 13 официальных источников и показывает все проблемы, о которых расскажем в этом материале. Примеры блоков взяты из отчетов avtocod.ru.
Факты ДТП
Первый риск, с которым сталкивается покупатель подержанного авто — факт участия интересующей машины в ДТП. Об этом предпочитают умалчивать, избавившись от следов аварии на скорую руку. А ведь по статистике проверок сервиса avtocod.ru, каждая четвертая проверка выявляет факты ДТП, пусть даже и незначительные.
Конечно, авария аварии рознь. Одно дело, если автомобиль за всю свою историю получил царапину. Другое дело — факт лобового столкновения или целого ряда дорожных происшествий. Это означает, что владелец пользовался машиной неаккуратно, и лучше от такой тачки отказаться.
Факты ремонта
Еще чаще (примерно в 40% случаев) продавцы подержанных авто утаивают факты повреждений и проведенного ремонта. Хотите знать правду? Поможет Автокод — в подробном отчете есть расчет страховых ремонтных работ. В нем учтены все обращения бывших владельцев по страховым случаям. Вы можете увидеть, когда были такие факты, какие части авто подлежали ремонту, и в какую сумму оценивались работы. Это позволяет судить о характере повреждений и нынешнем состоянии автомобиля, а также дает основание «выбить» у продавца дополнительную скидку.
Ограничения ГИБДД
Автомобиль может иметь ограничения, наложенные ГИБДД. Бывают такие ситуации, когда машина находится под арестом, а покупатель об этом не знает. Обязательно проверяйте подобный факт.
Владелец не имеет права продавать авто, на которое наложены официальные санкции. Но, увы, велик риск столкнуться с нечистоплотным автолюбителем, желающим во что бы то ни стало разжиться чужими деньгами. Купив такую машину, вы не сможете поставить ее на учет в ГИБДД и законно пользоваться ей, пока не решится проблема и не снимутся наложенные ограничения.
Еще одна опасность, подстерегающая покупателя подержанного автомобиля — приобретение угнанной машины. Стоит признать, что это случается не часто, но риск существует. Отчеты сервиса Автокод показывают: на тысячу проверенных авто приходится 2 угнанные тачки.
Купить угнанную машину — значит попросту потерять деньги. Если автомобиль числится в розыске по угону, его не только не удастся поставить на учет— но и придется вернуть законному хозяину. А вся ответственность за покупку «чужого» авто ложится на плечи покупателя.
Количество владельцев
Простейший способ проверить состояние машины — посмотреть, сколько у нее было хозяев. Для этого можно заглянуть в ПТС.
Идеальный вариант — пребывание авто в руках одного владельца. Первый хозяин, как правило, бережно заботится о своем железном коне. Последующие же «выжимают» из него все, что осталось, и норовят поскорее избавиться от тачки.
Если проверка показала большое количество собственников, велика вероятность перекупа. Это означает, что машину могли продавать дешевле рыночной стоимости, а для этого обычно имеются веские причины.
Скрученный пробег
Один из самых распространенных способов продать машину подороже — скрутить ее реальный пробег. Ушлому продавцу сделать это не составляет труда. А ведь пробег — это ключевой показатель износа основных автомобильных систем и деталей. По нему можно судить о реальном состоянии авто. Вот почему следует проверять настоящий пробег. Узнать о скрученном пробеге можно, обратившись к техническим специалистам или по гос. номеру в приложении Автокод. Проверка покажет, сколько, на самом деле, пробегала интересующая вас «лошадка» и стоит ли она запрашиваемых за нее денег.
Работа в такси
Важно и то, как эксплуатировалась машина. Если она работала в такси, год жизни можно смело умножать на три — рабочую лошадку не жалеют, из нее выжимают все «соки», чтобы заработать побольше денег. И совсем другое дело — семейный автомобиль, с которого пылинки сдували.
Утилизация
Если у заинтересовавшей вас машины приличный возраст, не поленитесь проверить, не в списана ли она в утиль. Бывает, что утилизированное (по документам) авто попадает к тем же самым перекупщикам и «впаривается» доверчивому покупателю по привлекательной цене. Будьте внимательны — обязательно выясните причину низкого ценника (и вообще, мотив продажи).
Проверка ПТС
Нередко перекупщики меняют оригинальный ПТС с большим количеством владельцев на «чистый» дубликат. На первой странице такого дубликата обязательно стоит особая отметка ГИБДД и нет печати завода-изготовителя.
Кроме того, при изучении ПТС рекомендуется обратить внимание на номер двигателя. Он должен совпадать с номером под капотом автомобиля. Иначе машину попросту не поставят на учет.
Штрафы
А еще у предыдущего хозяина автомобиля могут остаться непогашенные штрафы. И это вовсе не его проблемы — а ваши (если вы намерены приобрести авто). Бывший владелец может вовсе отказаться от уплаты штрафа, и тогда дело будет передано судебным приставам. А те, в свою очередь, наложат ограничение на машину — регистрационные действия с ней будут невозможны, да и сама сделка купли-продажи окажется недействительной.
Кредит или залог
Распространенная ситуация: человек некогда брал кредит, записав в залог автомобиль. Спустя время владелец решил продать машину, но не расплатился по долгам. В этом случае банк имеет полное право распоряжаться заложенным имуществом (машиной). А если у заемщика еще и огромные долги по кредиту, «отдуваться» придется горе-покупателю. Поэтому перед покупкой следует внимательно проверить историю машины на предмет залога.
Все описанные шаги можно сделать разом — заказав проверку на сайте Автокод. Для этого достаточно ввести госномер или ВИН-код интересующего автомобиля. В течение 5 минут вы получите полный отчет с историей машины.
Техническая проверка
Если по всем документам машина чистая, остается проверить ее техническое состояние. Хорошо, если вы опытный автослесарь и детально разбираетесь в автомобилях соответствующей модели. Ну а если нет — такого специалиста нужно найти и пригласить на экспертизу.
Еще проще воспользоваться услугой выездной проверки на сайте «Автокод». Просто оставьте запрос, уточните время и место — специалист прибудет и проведет доскональный осмотр авто. Будьте уверены: ни один дефект не останется незамеченным. А по результатам проверки вы узнаете реальную рыночную стоимость машины.
А какие нюансы в проверке авто знаете вы? Оставляйте своё мнение в комментариях внизу текста.
Проверка авто при покупке (очень подробное описание)
Сервисная книжка. Если она сохранилась, то по ней можно определить регулярность обслуживания машины и количество владельцев.
Автомобиль должен быть чистым, иначе осмотр кузова теряет смысл.
Присядьте возле правой фары автомобиля и внимательно осмотрите правый борт машины — нет ли вмятин, дефектов геометрии и окраски. Повторите эту процедуру у левого борта, а затем аналогичным образом осмотрите капот и крышу. Под таким углом зрения видны практически все «заделанные» места. Желательно провести подобный осмотр и со стороны багажника. Постарайтесь также выявить отличия в оттенке и структуре краски на разных деталях (шагрень, разность зерна для металликов). Все, что вызывает подозрения, проверяйте магнитом. Если он отваливается — значит здесь шпатлевка. С помощью магнита также обследуйте задние стойки кузова по всей их длине. В случае замены задних крыльев (боковин) там всегда имеется шпаклёвка.
Внимательно осмотрите стыки — это хороший индикатор аварийного прошлого автомобиля. Нормальный стык имеет одинаковую ширину по всей длине. Особое внимание уделите зазорам между: передними крыльями и рамкой лобового стекла, указанной рамкой и капотом, передним бампером и передними крыльями, капотом и головными фарами, указателями поворотов и передними крыльями, передними крыльями и дверями, боковинами и дверями, передними и задними дверями, крышкой багажника и ее проемом. Обратите внимание также на выступание навесных деталей (дверей, капота, крышки багажника) относительно сопрягающихся поверхностей.
Обратите внимание на наклейки и надписи — это, как правило, «маскировка» дефектов. Для этих же целей порой используют и различные аксессуары — пластиковые пороги, подкрылки, молдинги, спойлеры, отсекате-ли, намордники, накладки и т.п.
Проверьте все двери — они должны закрываться с одним усилием и звуком. Иначе — возможно имеет место нарушение кузовной геометрии.
Если у Вас возникли сомнения по поводу правильности геометрии кузова, то точную информацию даст только проверка по контрольным точкам на специальном стенде. Можно ограничиться и простой проверкой диагона-лей, для чего надо вывесить автомобиль и воспользоваться куском шпагата. Но при этом надо учесть сле-дующее — если Вы «прохлопаете» нарушение геометрии, то получите «нерешаемую» проблему, которая может выражаться, например, в невозможности регулировки углов колес. Поэтому в случае малейших сомнений по поводу геометрии откажитесь от покупки.
Факт перекраски (подкраски) автомобиля можно установить по следующим признакам: есть следы краски на резиновых и пластиковых деталях кузова; цвет краски под резиновыми уплотнителями (их надо слегка отвернуть) стекол, дверей, крышки багажника отличается; отличается краска подкапотного пространства и крыльев.
Откройте капот. Силовой агрегат на небитом автомобиле должен занимать горизонтальное положение, его наклон — верный признак кузовного ремонта. Обследуйте болты крепления передних крыльев. Они не должны иметь следов откручивания, а регулировочные пазы в крыльях — следов пропиливания. Осмотрите изнутри места крепления фар. Здесь также не должно быть следов пропиливания установочных отверстий, к которому прибегают в большинстве случаев кузовного ремонта автомобилей. Внимательно (используя фонарик) осмотрите места крепления бампера и лонжероны. Если на них есть складки металла и сколотая краска — автомобиль «вытягивали». Все, капот пока можно закрыть.
Коррозия — у каждой модели есть свои «болевые» точки. Но, как правило, начинается этот процесс на подкрылках, порогах и под резиновыми уплотнителями. Обратите внимание на следующие зоны: стыки крыши с передними и задними стойками кузова, рамка лобового стекла, нижняя часть крышки багажника, передняя кромка капота, передняя часть внутренних и наружных арок задних колес. Качественный контроль коррозии предполагает наличие подъемника или эстакады. При осмотре днища не стесняйтесь «ткнуть» его отверткой — иногда после этой нехитрой процедуры необходимость в дальнейшем осмотре отпадает. Обследуйте опор-ные точки домкрата, а в задней части убедитесь в отсутствии следов сварки и правки задних лонжеронов и следов установки фаркопа. Понятно, что если есть (или был) фаркоп, то двигатель имеет значительный износ, поэтому иногда продавцы снимают фаркоп перед продажей и маскируют (например, с помощью антикоррозийной обработки) место его установки.
Не должно быть повреждений (разрывов) панелей, обивки, чехлов, а грязь — это не проблема, т.к;. она легко отчищается современными моющими средствами. Проверьте прочность крепления обивки; крыши и дверей.
Проверьте все регулировки сидений (особенно электрические). Начните с водительского — оно испытывает максимальные нагрузки. Сиденье не должно быть «проваленным», должно обеспечивать боковую поддержку, а спинка не должна «болтаться».
Осмотрите руль. Под руками он, естественно, будет более гладкий — не новую машину ведь покупаете. А вот по разнице «истертости» различных участков руля можно косвенно судить о пробеге.
Световые приборы и левый подрулевой переключатель (удобнее проверять с помощником, чтобы не вылазить многократно).
Дворники и правый подрулевой переключатель (особое внимание обратите на работу всех омывателей).
Стеклоподъемники на всех дверях (особенно электрические).
Все дополнительные опции — подогрев сидений и зеркал, электрическая регулировка зеркал и т.д.
Печка, кондиционер, вентилятор во всех режимах.
Не поленитесь заглянуть под коврики салона. Под ними должно быть сухо, иначе что-то течет (уплотнение или печка).
4. Подвеска, тормоза, ходовая часть.
На руле и колесах не должно быть заметных люфтов. Вывесите передние колеса (можно даже с помощью домкрата по очереди), заблокируйте руль и попробуйте двумя руками с усилием подвигать колесо в двух направлениях: взяв за левую и правую стороны колеса, а потом за верхнюю и нижнюю. Если есть люфты, то в первом случае — это рулевое, а во втором — элементы подвески (шаровая опора и т.д.).
Осмотрите чехлы шарниров подвески и рулевого управления, а на переднеприводных, кроме того, шарниров полуосей. Посжимайте их пальцами и оцените, если в них смазка, и не нарушена ли герметичность.
Осмотрите диски на наличие вмятин и трещин. Осмотрите покрышки — если они неравномерно изношены, то это может быть свидетельством нарушения геометрии подвески или кузова.
Посмотрите, нет ли течи в амортизаторах, целы ли резиновые отбойники и пыльники амортизаторов.
Работоспособность амортизатора проверяют просто — необходимо сильно нажать сверху на крыло и отпустить. Автомобиль должен подняться, опуститься (уже намного меньше) и еще раз подняться. Все! Если кача-ний больше — амортизатор не работает. Более точную информацию о состоянии амортизаторов даст только проверка на вибростенде, хотя некоторые дефекты Вы сможете выявить несколько позднее, когда будете про-верять машину «на ходу».
Внимательно осмотрите места крепления тормозных шлангов и цилиндры на предмет наличия течи. Осмотрите пыльники направляющих суппортов и цилиндров. Толщина накладок тормозных колодок не так уж важна — колодки Вы замените. А вот если накладки разной толщины, то это свидетельствует о том, что подклинивают направляющие суппорта или не работает цилиндр. Кроме того, толщина тормозных дисков должна быть не менее 11 мм. Хорошо заметный бортик по краям диска образуется после 100000 км. пробега.
Двигатель должен быть сухим и чистым. Но не свежевымытым! Мойка с помощью парогенератора способна придать чистоту. Поэтому тем более внимательно осмотрите мотор на предмет подтеканий масла. Осмотрите шланги — они не должны быть потрескавшимися.
Оцените состояние масла — наличие мелких частиц металла свидетельствует об износе вкладышей коленвала, а пузырьки с водой (тосолом) говорят о прогоревшей прокладке головки. Если масло свежее и очень густое, то, возможно, его залили для «маскировки» серьезных неисправностей (низкая компрессия и различного рода износы).
Откройте крышку горловины для залива масла и осмотрите ее, поцарапайте внутреннюю поверхность крышки отверткой. Наличие ржавчины говорит о том, что в свое время двигатель был перегрет. Внутри горловины не должно быть черного пастообразного налета. Наличие налета говорит о нарушениях в смазке двигателя: или заливалось масло не соответствующей марки, или оно длительное время не менялось, или двигатель перегревался. Осмотрите с помощью фонарика внутренность заливной горловины и детали клапанного механизма. У исправного двигателя все, что Вы увидите внутри, должно быть золотистого цвета.
Внимательно осмотрите на предмет течи систему охлаждения. Проверьте, сохранили ли шланги эластичность. Откройте крышку расширительного бачка. Наличие ржавчины в бачке свидетельствует о том, что двигатель в свое время был перегрет, а наличие масла в антифризе — о пробитой «прокладке» головки блока или о по-вреждении охлаждающей «рубашки».
Внимательно изучите приборную панель и проверьте работоспособность всех индикаторов. На современных автомобилях часто на панели присутствуют индикаторы различных диагностических систем, а продавцы иногда либо не знают, либо умышленно дезинформируют покупателя о назначении тех или иных загорающихся «огоньков». А ведь это может быть сигнал о том, что неисправен лямбда-зонд, бензонасос высокого давления или какая-нибудь другая дорогостоящая «штучка».
Включите только зажигание, не запуская двигатель. При этом на приборном щитке загорается множество красных лампочек и обязательно должны светиться лампочка аварийного давления масла (обычно загорается при снижении давлениия масла ниже 0,3 кг/кв.см), лампочка отсутствия зарядки аккумулятора, лампочка ручного тормоза и лампочка включения цепи накала свечей (для дизелей). Последняя должна погаснуть через 1-6 сек., в зависимости от температуры двигателя, а еще через 3 сек. раздастся легкий щелчок реле под капотом — это снизилось напряжение накала свечей. Запустите двигатель. Все красные лампочки должны немедленно погаснуть (кроме индикатора ручника; кстати, проверьте его — отпустите и снова зажмите и посмотрите, как лампочка реагирует на Ваши действия). Подождите 10-15 сек, заглушите двигатель и сразу включите зажигание (не запуская двигатель). Если двигатель в нормальном состоянии, то лампочка аварийного давления масла не должна гореть, так как в масляной системе держится высокое давление масла, и оно медленно снижается за счет утечки масла через зазоры подшипников коленчатого вала. Чем меньше эти зазоры, т.е. меньше износ двигателя, тем позднее лампочка аварийного давления масла снова загорится. У хорошего двигателя время снижения давления масла составляет до 5 сек. Если лампочка загорелась почти сразу, то двигатель изношен.
Запустите двигатель. Пока он не прогрелся, откройте пробку расширительного бачка. Если поднимаются пузыри — пробита прокладка головки блока.
Аккуратно откройте маслозаливную горловину. Если из нее сильно выходят газы, то имеются дефекты поршневых колец или нарушена вентиляция картера.
Осмотрите работающий двигатель на предмет течей масла или тосола.
Прислушайтесь к работе двигателя. Не должно быть «металлических» звуков.
Обороты двигателя не должны «плавать».
На прогретом двигателе попросите помощника резко и до упора нажать на педаль газа, а сами в это время подставьте руку к выхлопной трубе. Наличие большого количества маслянистых пятен свидетельствует, как минимум, о значительном износе поршневых колец.
Проверьте выхлопную систему. Для этого на холостом ходу просто заткните тряпкой выхлопную трубу — двигатель должен заглохнуть.
Проверьте дымность выхлопных газов. На холостом ходу дыма из выхлопной трубы почти не видно. При нажатии на педаль газа дым становится виден, но он должен быть бледно-сизого цвета. Черный дым означает неисправность топливной системы, синий — поступление масла в камеры сгорания цилиндров, а густой белый дым — поступление в камеры сгорания тосола или воды. В морозную или сырую погоду цвет дыма не является достаточно корректным признаком неисправности двигателя.
На прогретом двигателе выкрутите все свечи и проверьте компрессию. Правильное значение узнайте из литературы (обычно где-то в районе 10 МПа — для бензиновых двигателей и ближе к 20 — для дизелей). Важно — разница между цилиндрами не должна превышать 1 МПа. Иначе готовьтесь к капремонту двигателя.
Проверьте показания датчика температуры двигателя.
Оцените эфективность работы печки.
6. Автоматическая коробка передач.
Проверьте уровень жидкости и капните масло с щупа на лист белой бумаги. Если жидкость непрозрачна или имеет в своём составе мелкие чёрные частицы и чувствуется запах гари, это говорит о серьезных неисправностях агрегата. Также признаком неполадок является белесый эмульсионный оттенок.
Поехали. Сразу проверьте, как переключаются передачи — должны четко и легко. Если при сбрасывании газа слышен ноющий звук — износ шестерен. Скрежет при переключении — износ синхронизаторов. Ноющий звук — износ дифференциала или редуктора. Стук при изменении нагрузки — износ крестовины карданного вала.
Оцените сцепление. Оно должно эффективно работать начиная с низких обротов двигателя. Кроме того, при выжатом сцеплении не должно быть слышно выжимного подшипника.
Попробуйте проехать по прямому ровному участку, отпустив руль. Если машину уводит в сторону, значит нарушена геометрия подвески или кузова. Если машину не уводит, а руль стоит с небольшим поворотом, значит на один зуб провернулась рулевая колонка относительно рейки. Такое бывает после наезда на большой скорости на препятствия (бордюр и т.п.).
Со стороны подвески не должно быть стуков и дребезжания. Их наличие указывает на износ резиновых втулок стабилизаторов, шарниров подвески или втулок амортизаторов.
Неисправность амортизаторов приводит к клеванию носом при торможении, проседании назад при разгоне. Машина неуверенно держит дорогу, сильно кренится и уходит с траектории в повороте.
Оцените вибрацию руля. Так можно «услышать» гнутые диски и прочие дефекты ходовой.
Хруст в поворотах свидетельствует об износе шрусов.
Резко затормозите на сухом асфальте, выйдите и осмотрите следы торможения. Они должны быть симметричны, а во время торможения машину не должно уводить в сторону. Во время экстренного торможения обычная машина не управляема, то есть при повороте руля направление своего движения не изменяет. Машины, оборудованные антиблокировочными системами ABS, при экстренном торможении не должны визжать резиной и должны управляться при вращении рулевого колеса. При плавном нажатии на тормоз на педали не должно ощущаться толчков (на машинах без ABS), а в салоне не должно быть слышно шума тормозных колодок, скрежета и ударов.
Поставьте машину под уклон и оцените эффективность «ручника».
Для коробки-автомата: включите ее в положение «D» и отпустите стояночный тормоз. Автомобиль должен стоять на месте. Чуть надавите на педаль — он должен тронуться. Попробуйте двигаться на подъем передним и задним ходом. Движение должно начаться легко, сразу же после нажатия на педаль газа. Если для трогания на подъем требуется раскрутить двигатель до 1500 об/мин и более, то автомат изношен и скоро машина на подъем вообще не пойдет. Автомобиль также не должен скатываться при спуске вперед при положении ручки автомата «R». Остановитесь на ровном месте, включите положение «D», одной ногой надавите на тормоз, а другой резко утопите педаль газа. Если двигатель тут же заглохнет, то можно утверждать, что автомат в хорошем состоянии. Если двигатель сразу не заглох, ни в коем случае ни ждите, когда он это сделает — тут же сбросьте газ и включите «N» или «Р», так как при такой проверке сильно изнашиваются все и без того изношенные в подержанном авто детали механизма автомата.
Поработайте педалью газа. Не должно быть никаких «провалов».
Мощность двигателя проще всего оценить по двум показателям — время разгона до 100 км/час и максимальная скорость (если есть, где разогнаться). Эти данные нужно предварительно найти в справочнике (для проверяемой модели, естественно).
Как проверить автомобиль перед покупкой: 5 этапов проверки машины перед покупкой
Покупка б/у автомобиля сопровождается рисками, поэтому важно заранее проверить машину на юридическую чистоту и грамотно оценить ее техническое состояние. В этом материале я подробно расскажу, как проверить авто перед покупкой. Предлагаю пошаговую инструкцию, состоящую из пяти этапов.
ЭТАП 1: ПРОВЕРКА ПО БАЗАМ
Именно с этого этапа стоит начинать проверку автомобиля. С одной стороны, вы сэкономите время на личных осмотрах, если варианты неудачные. С другой, — получите полную информацию об истории авто и, если проблемы незначительные, сможете выторговать скидку у продавца.
Самые распространенные проблемы при покупке авто с пробегом:
● ограничения ГИБДД;
● залог;
● лизинг.
Одна из самых распространенных проблем авто с пробегом – ограничения ГИБДД. Чаще всего они возникают из-за неуплаты долгов, например, алиментов. Также их могут наложить из-за неоплаченных штрафов, поэтому перед покупкой, помимо всего прочего, проверьте историю штрафов.
Машину с ограничениями ГИБДД не получится поставить на учет. Проблема осложняется тем, что снять запрет может только продавец. Он гасит задолженность непосредственно судебному приставу-исполнителю ФССП России, после чего ограничения снимаются. И очень хорошо, если у вас остался контакт продавца, а тот, в свою очередь, идет на общение и готов снять запрет на регдействия.
А если контакта нет, продавец не берет трубку или сменил телефон, вы остаетесь с проблемой один на один. Продать машину не получится – это считается мошенничеством. Придется обращаться в суд, а это судебные издержки и длительные разбирательства. За это время продавец уже потратит деньги, а вы лишитесь и средств, и машины.
Залоговый автомобиль вы сможете поставить на учет, но, если бывший собственник перестанет платить по долгам, залогодатель может изъять автомобиль.
С лизинговыми машинами нужно быть особенно осторожными. Пока компания-собственник не закроет лизинг, вы не перерегистрируете авто.
Как проверить автомобиль с пробегом по базам данных
Проверка автомобиля по каждой базе отдельно займет много времени, да и не все базы есть в бесплатном открытом доступе. Эту проблему решают сайты-агрегаторы. Они собирают информацию из множества баз данных и генерируют в один отчет. Один из самых первых, самых полных и самых известных сервисов – avtocod.ru.
Аvtocod.ru собирает данные с официальных сервисов и коммерческих источников: ГИБДД РФ, РСА, ФССП, Бюро кредитных историй, Федеральной нотариальной палаты РФ, страховых компаний, банков, автодилеров, ФТС и так далее. Полный отчет формируется за 5 минут и стоит 349 рублей.
Чтобы проверить авто, достаточно ввести госномер или VIN. Сервис показывает всю историю использования автомобиля и его возможные проблемы: количество владельцев б/у автомобиля, последний пробег, наличие ДТП, расчет ремонтных работ, коммерческое использование, использование в такси, нахождение в розыске, залоге, лизинге, наличие штрафов и возможных запретов на регистрационные действия, дубликата ПТС, отзывные кампании на проверяемый автомобиль, историю сервисного обслуживания, прохождение обязательного технического осмотра, актуальные и ранее выдаваемые государственные регистрационные знаки (госномера) и другую информацию.
ЭТАП 2: ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ
Как проверить машину перед покупкой на предмет чистоты документов и продавца:
● Смотрим ПТС: вклеек, исправлений, зачеркиваний и иных корректировок быть не должно. Если они присутствуют, то они должны быть удостоверены подписью и печатью должностного лица ГИБДД. Иногда вместо оригинала ПТС на б/у автомобиль продавец предоставляет дубликат ПТС. Сам по себе факт наличия дубликата должен включить «режим повышенного внимания» у покупателя, особенно если продавец ничего не сказал о нем по телефону.
Наличие дубликата безопасно, если его выдали вместо оригинального, в котором закончились места для внесения новых владельцев. Копию также выдают в случае кражи или утери оригинала. Но если оригинал ПТС находится в банке, а авто кредитное, мошенники получают дубликат и с ним продают машину ничего не подозревающему покупателю.
В дубликате ПТС имеется отметка о причине его выдачи. Если причиной является «утеря» (возможно, кража) оригинала, от покупки следует отказаться. Если причиной указана «утилизация», само по себе это не значит, что автомобиль «криминальный», но за этим может скрываться большое количество владельцев.
● Смотрим СТС. Здесь указывается информация о марке и модели ТС, VIN, номер кузова (рамы), номер двигателя, мощность и собственник автомобиля.
Вас должны насторожить любые несовпадения данных СТС с данными в ПТС, помарки, исправления, нечеткие или размазанные данные. Следует обратить внимание на основание права собственности в СТС: обычно это договор купли-продажи с указанием его номера и даты. Такой же договор с номером и датой должны быть указаны в ПТС. Собственник в СТС и в ПТС должны совпадать.
● Сверяем данные об автомобиле. VIN автомобиля должен совпадать в СТС, ПТС и непосредственно в самом проверяемом автомобиле. В большинстве современных автомобилей VIN размещается:
● в специальном окошке в низу лобового стекла со стороны водителя;
● на кузове под передним пассажирским сиденьем;
● на кузове автомобиля в виде специальной таблички завода-изготовителя с указанием VIN и иных характеристик автомобиля.
Отсутствие при проверке машины этой таблички на кузове должно насторожить. Возможно, она исчезла вследствие кузовного ремонта проверяемого автомобиля.
Возможно, перекупщик, который приобрел автомобиль за пару недель до осмотра, сам по себе и неплохой человек, но чаще всего он ничего не знает ни о машине, ни об обслуживании, ни о замене каких-либо крупных узлов и деталей.
Иногда автомобиль продают по доверенности. В этом случае обратите внимание, кем и кому она выдана, дату выдачи и срок действия, а также полномочия поверенного, указанные в ней.
Она должна быть выдана собственником автомобиля, который указан в ПТС и СТС. Срок ее действия не должен истечь на момент заключения договора купли-продажи, а полномочия, указанные в ней, должны предполагать возможность продажи автомобиля и получения денежных средств за него от покупателя.
Удостовериться в том, что перед вами доверенное лицо вы можете, сверив паспортные данные продавца, лица, указанного в доверенности и собственника, указанного в ПТС и СТС.
При любом несоответствии данных собственника и продавца, истекшей доверенности, от покупки такого авто следует отказаться.
ЭТАП 3: ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Если вы определились с маркой и моделью б/у автомобиля, вам, скорее всего, уже известны все слабые места и возможные «болячки», и вы понимаете, куда и на что смотреть.
Как проверить машину перед покупкой на соответствие ее технического состояния вашим ожиданиям? Лучше всего сделать это в профильном или клубном сервисе, специализирующемся на обслуживании именно этой марки автомобилей, или у официального дилера. Здесь же вы узнаете стоимость устранения обнаруженных недостатков автомобиля и понимать, сколько можно выторговать у продавца.
Можно, конечно, проверить автомобиль в гаражном кооперативе у местного механика-любителя или в мультибрендовом автосервисе, но широкая специализация таких мастеров не позволить выявить каких-то специфических недостатков именно этой модели.
Проверяя автомобиль с пробегом, следует знать, что недостатки автомобиля можно условно разделить на устранимые «малой кровью» или не мешающие эксплуатировать автомобиль (например, царапина на кузове или трещина на стекле или фаре), и неустранимые (либо устранимые, но большими деньгами, когда стоимость соизмерима со стоимостью автомобиля и нецелесообразна). К последним можно отнести нарушение геометрии кузова, сильный износ основных узлов таких, как двигатель или коробка передач, автомобили, побывавшие в воде («утопленники») или горевшие.
Правильно будет обратить внимание на крупные, сложные (и дорогие) узлы и агрегаты автомобиля:
● Двигатель. Он должен быть сухой, без течей или следов технических жидкостей (масла, антифриза). Если течь есть, важно понять, что является ее причиной и сколько стоит ее устранение. Насторожить должен и свежевымытый, блестящий двигатель – так обычно устраняют течи и их следы.
Если есть подозрения к его техническому состоянию, следует тщательно проверять двигатель: возможно, заглянуть в маслозаливную горловину или в цилиндры, выкрутив свечи Не лишним будет считать коды возможных ошибок специальным сканером.
Косвенным признаком неисправного двигателя может являться цвет и запах дыма из выхлопной трубы автомобиля. Если он слишком черный или белый, имеет запах несгоревшего топлива, следует насторожиться. Если техническое состояние двигателя Вас устраивает, переходим к дальнейшему осмотру. Если нет, лучше отказаться от покупки авто с проблемным двигателем. Устранить недостатки на современном двигателе небыстро и недешево.
● Коробка передач. Проверяется как на стоящем автомобиле, так и на ходу. Вас должны насторожить посторонние шумы, вибрации, толчки, удары, нечеткое включение передач. Визуально можно увидеть потеки на стыке двигателя и коробки передач. В большинстве случаев без «вскрытия» понять, в каком состоянии находится трансмиссия, невозможно. Можно лишь предположить, сколько будет стоить замена той или иной детали в ней, и с учетом этого вести торг.
Стоит поинтересоваться, сколько стоит контрактная коробка на эту модель. Если вы не уверены, что именно придется менять, стоит отказаться от покупки авто. Либо иметь в запасе деньги для ремонта или покупки коробки в сборе.
● Кузов автомобиля. Его общее состояние оценивается как визуально, так и с помощью толщиномера. Так можно понять, был ли автомобиль в серьезной аварии либо красился косметически, без шпаклевки. Кузовные недостатки такие, как ржавчина, царапины, вмятины, сколы могут быть устранимы, если находятся в доступных местах автомобиля или снимаемых элементах (крылья, бамперы, зеркала). Важна цена вопроса.
Если же присутствуют механические или коррозионные повреждения несущей конструкции, порогов, стоек, лонжеронов, крыши, устранить их либо очень дорого, либо вообще невозможно. То же может касаться ржавой или поврежденной рамы внедорожника.
Будущий автовладелец после проверки технического состояния должен хорошо себе представлять, сможет ли он устранить обнаруженные недостатки, во сколько ему это обойдется и готов ли он на это. Так, устранение «простых стуков» в подвеске может вылиться в несколько десятков тысяч рублей, а замена цепи ГРМ на некоторых моделях авто может легко перевалить за сто тысяч. Если не готовы платить, лучше откажитесь.
ЭТАП 4: ПРОВЕРКА VIN-НОМЕРА НА ПРЕДМЕТ КОРРЕКТИРОВКИ
Другими словами: не перебит ли VIN. Важно знать, где именно на проверяемом авто располагается VIN. Как я уже писал, на современных автомобилях он может располагаться под лобовым стеклом, передним сиденьем пассажира. На внедорожниках рамной конструкции он может быть продублирован на раме автомобиля. Последнее часто бывает причиной проблем: реагенты, частая смена климатических условий может повлечь усиленную коррозию рамы и номера на ней, и как следствие – к трудностям при постановке на учет. В этом случае от покупки следует отказаться.
Номер также располагается на двигателе автомобиля, но часто найти его и увидеть, а уж тем более определить, перебит ли он или имеет следы корректировки, простой обыватель не сможет. В случае, если вы имеете желание проверить автомобиль, входящий в топ-список угоняемых авто, целесообразно привлечь эксперта-криминалиста именно на этапе проверки авто. За небольшое по сравнению со стоимостью автомобиля вознаграждение вы получите заключение эксперта и спокойствие за целостность VIN и отсутствие криминального прошлого вашего будущего автомобиля.
Стоимость работы приглашенного криминалиста варьируется в диапазоне 3000-10000 рублей в среднем и зависит от сложности исследования. Но в любом случае это часто гораздо лучше, чем в последующем стать участником уголовного дела, если машина угнана. Автомобиль получит статус вещественного доказательства и на все время следствия оставаться у правоохранительных органов.
ЭТАП 5: ПОВТОРНАЯ ПРОВЕРКА ИСТОРИИ АВТОМОБИЛЯ ПО БАЗАМ
Этот этап проверки авто завершающий, однако не менее важный и актуальный. С момента первичной проверки машины, документов на б/у автомобиль, вашего осмотра и технической проверки машины перед покупкой может пройти несколько дней, а то и неделя или более. За это время продавец на уже почти вашем автомобиле может попасть в ДТП, «нахватать» штрафов (это бывает актуально, когда продавец знает, что точно продаст вам автомобиль) или заложить его в ломбард. Поэтому проверить машину перед покупкой, непосредственно перед заключением договора купли-продажи и передачи автомобиля, будет очень правильным. Это окончательно снимет все риски с вас и автомобиля и позволит в полной мере насладиться покупкой.
Выбор автомобиля с пробегом является достаточно сложным делом, но его может существенно упростить моя пошаговая инструкция.