Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Пропала искра у мопеда, что делать?

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Очень часто причиной того, что двигатель не заводится является отсутствие искры на свече зажигания. Диагностируется это очень просто:

Если между электродами свечи не проскакивает искра — завести двигатель не получится.

Но к счастью система зажигания на мопедах Альфа довольно проста и найти неисправность можно своими силами.

Я всегда стараюсь при поиске неисправности соблюдать принцип «от простого к сложному». То есть прежде, чем разобрать половину мопеда — нужно попытаться проверить все что легко и дёшево проверяется.

Для начала вспомните что предшествовало неисправности: может быть проводились какие то работы или может были механические повреждения (например мопед упал). Если что-то подобное происходило — начинайте поиск неисправностей именно оттуда. Высока вероятность, что при осмотре найдете оборванный провод, повреждения изоляции, повреждённый разъём или ещё что-то.

Обязательно попробуйте прокрутить двигатель кикстартером, бывает, что стартер крутит слишком медленно и искры нет.

Свеча, высоковольтный провод, наконечник

Далее по списку идёт свеча зажигания. Бывает, что внешне исправная свеча не работает, поэтому свечу лучше сразу заменить на заведомо исправную. Даже если свеча была исправна — ничего страшного, свечи — это «расходники».

Обязательно берите свечу, рекомендованную производителем мопеда, или ее полный аналог, подобранный по каталогу. Не слушайте «специалистов», которые советуют нестандартные свечи, например с увеличенным зазором или тремя электродами.

Если свеча исправна, а искры нет — проверяем наконечник свечи и высоковольтный провод. На них не должно быть механических повреждений, трещин.

Катушка зажигания

Если все с виду целое — проверяем катушку зажигания. Для этого отсоединяем её (запоминая как подключены провода) и мультиметром проверяем сопротивление обмоток.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Первичная обмотка выполнена из более толстого медного провода. Её выводы соединены с двумя клеммами-разъемами на торце катушки. Она имеет небольшое количество витков и поэтому ее сопротивление мало, примерно 0,5-5 Ом. Один провод катушки соединён с «массой» — нужно проверить его, приложить один щуп мультиметра к ближайшей металлической части мопеда, а второй — с разъемом катушки. Сопротивление должно быть близко к нулю.

Высоковольтная катушка состоит из нескольких тысяч витков очень тонкого медного провода, поэтому ее сопротивление должно быть порядка 2-5 кОм. Сопротивление нужно измерить между контактом катушки, соединённым с массой и жилой высоковольтного провода.

Таким образом мы проверим катушку на обрыв, но без специального оборудования мы не можем проверить другие неисправности катушки, например межвитковое замыкание, поэтому пока оставим катушку в покое, ещё и потому что катушка без видимых механических повреждений скорей всего рабочая.

Коммутатор

Для проверки коммутатора нам потребуется контрольная лампа — это обычная лампочка на 12 Вольт с выведенными проводками для удобства подключения. Контрольную лампочку и подключаем ее одним концом к проводу массы, вторым к проводу катушки зажигания. Крутим стартером двигатель.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Если лампочка загорится — коммутатор и его проводка исправны. Если лампочка гореть не будет, значит неисправен коммутатор, либо проводка коммутатора. Для того чтобы быть на 100% уверенным, что дело не в коммутаторе — я рекомендую его заменить на заведомо исправный. Коммутатор для китайских мопедов стоит недорого, если вдруг окажется что старый коммутатор исправен — пусть лежит у вас до «прозапас» до следующей проверки.

Генератор и датчик зажигания

Проверить генератор и датчик можно не снимая с двигателя.

Переводим тестер в режим измерения переменного тока на диапазон 2V или, если в вашем тестере есть такая возможность на 200mV. Одним щупом касаемся любой металлической части скутера или двигателя, другим щупом — провода датчика (на картинке выше он подписан как датчик Холла, но на самом деле это индуктивный датчик зажигания). Крутим двигатель стартером и смотрим на дисплей мультиметра. Если на дисплее забегали циферки — значит датчик генерирует сигнал и с ним все в порядке. В противном случае — датчик неисправен или оборвался провод.

Если знаете более простые способы проверки или что-то описано не достаточно подробно — пишите в комментариях. Буду рад улучшить статью по вашим отзывам.

Пропала искра у мопеда, что делать? : 3 комментария

все проверили на мопеде альфа все работает но искра то есть то нету в чем может быть причина

Обычно мозг коммутатор выносит. Попробуйте поменять на новый. Если не поможет — ищите место плохого контакта. Тут только внимательность и терпение помогут.

Источник

Как проверить системы мопеда Дельта?

Мопед Дельта пользуется большой популярностью среди мотолюбителей. Это недорогой, но функциональный двухколесник, который подходит для езды по асфальтовым, проселочным дорогам. Как и любое транспортное средство представленная мототехника нуждается в периодическом обслуживании. Как проверить на мопеде Дельта электросистемы, натяжение цепи ГРМ и другое, должен знать каждый владелец мопеда. Недорогую мототехнику известных производителей можно купить в нашем интернет-магазине Двако Мото. У нас можно купить Дельту новую и другие мопеды, мотоциклы, скутеры, квадроциклы с пробегом и без.

Катушка зажигания и коммутатор

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Как проверить катушку зажигания на мопеде Дельта? Потребуется мультиметр для замеров сопротивления. Дальше выполняется несколько простых действий:

Если в этой системе неисправностей не выявлено, но зажигание не срабатывает (при условии нормального состояния свечи), нужно продолжить тестирование. Нужно узнать, как проверить коммутатор на мопеде Дельта.

Мультиметр находится в режиме замера переменного тока. Измеряется сопротивление красно-черного провода, которое должно составлять 500Ом. Питающая обмотка должна иметь показатель от 150Ом.

Проверка генератора, реле напряжения

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Иногда причиной проблем с электропроводкой, зажиганием становится неисправность генератора. Это основной элемент электросети скутера. Как проверить генератор на мопеде Дельта? Сначала компонент отключают, подсоединяют к разъемам контрольное устройство. После запуска двигателя проверяется напряжение на выходе, которое должно составлять минимум 5В (на холостых).

Неисправность можно выявить в реле напряжения. Его нужно снять и провести замер тестером. Проверка регулятора напряжения мопеда Дельта начинается с верхнего и нижнего разъемов, расположенных слева. Сопротивление должно составлять 18кОм. Если поменять щупы местами сопротивление должно стать нулевым. Если провести подобную процедуру с верхним и нижним разъемами справа, мультиметр должен показать 33кОм, а после перестановки щупов тестера – 42кОм.

Цепь ГРМ

Может потребоваться проверить натяжение цепи мопеда Дельта на ГРМ. Для этого нужно натянуть привод по длине. Затем пальцами натягивают ее в обратном направлении (словно пытаясь сделать натяжение по горизонтали). Дальше смотрят на угол. Если цепь изогнулась практически на 90°, ее нужно менять. Если изгиб небольшой, можно использовать привод дальше.

Стоит учесть, что при первой же возможности стоит поменять цепь. Это расходный материал, который при износе и поломке может стать причиной серьезной неисправности. Дешевле поменять привод, чем заниматься капитальным ремонтом двигателя.

Перечисленные проверки выполняют с установленной производителем периодичностью. Если появились признаки поломки, например, падает мощность мотора, запустить двигатель сложно или практически невозможно, стоит уделить внимание перечисленным системам.

Мастера сервисного центра Двако Мото выполнят диагностику и при необходимости ремонт и ТО мопеда. Мы предлагаем широкий ассортимент новых и б/у транспортных средств известных производителей, комплектующих и мотошлемов. На все товары (в том числе мототехнику с пробегом) предоставляется гарантия.

Источник

Фотоотчет: Как проверить катушку зажигания CDI скутера?

16.02.2021 4 259 Система зажигания

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Какая нужна свеча зажигания для мопеда Альфа и другие детали, участвующие в воспламенении топлива? Ответ на этот вопрос знают немногие владельцы таких транспортных средств. А ведь неполадка может произойти в любой момент и лучше уметь ее самостоятельно исправлять.

Устройство и принцип работы катушки системы зажигания CDI

Катушка, системы зажигания CDI представляет из себя классический двухобмоточный высоковольтный трансформатор. Работа которого основана на эффекте магнитной индуктивности.

Внутри катушки зажигания есть цилиндрический или прямоугольный сердечник поверх которого в строго определенном порядке намотано большое количество тончайшего медного провода представляющего собой вторичную обмотку. Поверх вторичной обмотки, через слой изоляции намотан более толстый медный провод представляющий собой первичную обмотку.

Обе обмотки соединяются своими концами друг с другом и имеют один общий вывод на корпусе в виде клеммы массы (зеленого цвета). Вторые концы, каждой из обмоток имеют отдельные выходы на корпусе в виде клеммы питания и центрального контакта высоковольтного провода.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Для большей наглядности разобьем корпус и посмотрим, что там внутри.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта



Принцип работы

Во время работы двигателя, переменный ток вырабатываемый высоковольтной обмоткой генератора подводиться к коммутатору в котором он накапливается в специальном емкостном накопителе (конденсаторе) — такой принцип накопления тока относится только к коммутаторам AC CDI. Есть еще менее распространенные коммутаторы типа DC CDI в которых для накопления используется постоянный ток от аккумуляторной батареи.

Отсюда и название системы CDI, от Capacitor Discharge Ignition — в вольном переводе звучит примерно так: «зажигание от разряда конденсатора»

При прохождении специального выступа на роторе генератора мимо индукционного датчика генератора в катушке датчика возникает знакопеременный импульс, который подается на управляющий моментом искрообразования специальный элемент в коммутаторе (тиристор), который выполняет роль электронного ключа. Далее, происходит следующее: тиристор под действием знакопеременного импульса от индукционного датчика генератора открывается и ток накопленный в конденсаторе в виде импульса выстреливает через него на первичную обмотку катушки зажигания.

При прохождении импульса через первичную обмотку возникает магнитная индукция под действием которой во вторичной обмотке наводиться электрический ток во много раз превышающий по напряжению ток поступивший на первичную обмотку. По сути, в катушке зажигания происходит самая, что ни наесть трансформация тока с более низкого (входящего) в более высокий (выходящий).

Ток, сформированный во вторичной обмотке, через высоковольтную цепь поступает на свечу зажигания и за счет своего высокого напряжения, порядка 18 000 — 20 000V с легкостью преодолевает сопротивление воздуха между электродами и образует искру.

Cхема подключения (распиновка) коммутатора скутера

В этой статье будут представлены схемы подключения (распиновки) коммутаторов, самых популярных у нас в России моделей скутеров. Также, по возможности коммутаторы будут вскрываться с целью детального изучения ихнего содержимого.
Большая просьба к читателям хорошо разбирающихся в электронике, высказать в комментариях свою оценку по качеству, устройству и возможности тюнинга представленных в этой статье коммутаторов.

Начнем с модели коммутатора устанавливаемого на китайские скутеры оснащаемые двигателем 139QMB. Такой коммутатор имеет тип DC-CDI, встречается на «китайцах» довольно редко.

Такой коммутатор имеет тип AC CDI, устанавливается на подавляющие большинство «китайцев» оснащаемых двигателями 139QMB, 157QMJ.

Данный коммутатор после вскрытия.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Такой коммутатор имеет тип AC CDI, устанавливается на китайские мопеды «Альфа» и «Дельта» оснащаемые двигателем 1P39FMB.

«Глушилка» — провод идущий в разъем замка зажигания или в разъем сигнализации, во время выключения зажигания провод закорачивается на массу и скутер глохнет.

Датчик — провод идущий с магнитоиндукционного датчика генератора.

160V — питание коммутатора осуществляется переменным напряжение непосредственно с катушки (наводящей) генератора.

12V — питание коммутатора осуществляется постоянным напряжением непосредственно с аккумуляторной батареи.

Неисправности

Неисправности как таковые в катушке систем зажигания CDI встречаются очень и очень редко, вопреки расхожему мнению. И все они в основном связаны с повреждением корпуса, сгоранием обмоток, или внутренним обрывом, замыканием проводов.

За всю мою нелегкую практику мне только один раз попалась действительно неисправная катушка. И это при том, что ее угробил сам хозяин скутера: забыл подключить массу к двигателю и включил кнопку стартера… Очень высокий пусковой ток пошел прямиком через катушку на стартер… А куда ему было идти. Массы на двигателе ведь не было. Катушка такого издевательства естественно не выдержала: нагрелась и лопнула.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

как выставить зажигание на Скутере 2т Хонда

Проверка

Сама проверка не представляет особой сложности даже для начинающих. И связанна она будет с замером напряжения питания подаваемого на катушку, проверкой массы, которая в обязательном порядке должна подходить к двигателю, коммутатору и катушке и проверке целостности проводов подводящих ток к потребителям системы зажигания.

Еще момент: методику, которая здесь будет описана можно смело применять не только по отношению к скутеру, но и к любому другому виду транспортного средства оснащенного системой зажигания CDI будь то мотоцикл, квадроцикл, скутер да хоть мотоблок — без разницы.

От того, идет ли с коммутатора питание (импульс) на катушку или нет — напрямую зависит будет ли катушка выдавать искру на свечу или нет. Питание есть питание, без него ни один электрический потребитель работать не сможет. Поэтому, любую проверку следует начинать с проверки питания — есть оно или нет? И только потом, в зависимости от результата — заканчивать проверку или двигаться дальше.

Инструкция по установке зажигания

Очень важно правильно выставить момент искры для возгорания топлива на транспортном средстве – от этого зависит работа двигателя.

Проверка питания

Освобождаем доступ к катушке и не снимая с нее клемм — подключаем к проводам питания: зеленому и черно-желтому контрольную лампочку и крутим двигатель стартером. В режиме прокручивания двигателя стартером — контрольная лампочка должна гореть в пол накала.

Лампочка на катушке горит — коммутатор 100% рабочий.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

В случае, если лампочка у вас не горит — проверяем коммутатор и если он рабочий, а напряжения на клеммах катушке нет — ищите причину в проводах подводящих питание к катушке.

Напряжение на коммутаторе проверяется точно также как и на катушке: касаемся зеленого и черно-желтого провода, крутим двигатель стартером и смотрим на лампочку.

Лампочка на коммутаторе горит значит он 100% рабочий.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Еще одной частой причиной отказа катушки при условии наличия питания на ее клеммах является плохая масса или полное ее отсутствие. Масса на катушке проверяется просто: переводим тестер в режим звуковой «прозвонки», одним щупом касаемся любой металлической части двигателя, вторым — зеленой клеммы массы.

На этой катушке масса хорошая.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Электрика и электрооборудование скутера

Всем владельцам китайских скутеров посвящается…

Для начала хотелось бы представить схему электропроводки китайского скутера.

Поскольку все китайские скутеры весьма похожи как сиамские близнецы, то и электрическая схема у них практически ничем не отличается.

Схем найдена в интернете и является, на мой взгляд, одной из самых удачных, так как на ней показан цвет соединительных проводников. Это значительно упрощает схему и делает её чтение более комфортным.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

(Кликните по картинке для увеличения. Изображение откроется в новом окне).

Стоит отметить, что в электрической схеме скутера, так же как и в любой электронной схеме, есть общий провод. У скутера общим проводом является минус (). На схеме общий провод показан зелёным цветом. Если посмотреть повнимательнее, то можно заметить, что он соединён со всем электрооборудованием скутера: фарой (16), реле поворотов (24), лампой подсветки приборной панели (15), индикаторными лампами (20, 36, 22, 17), тахометром (18), датчиком уровня топлива (14), звуковым сигналом (31), задним габаритом/стоп-сигналом (13), пусковым реле (10) и другими приборами.

Для начала давайте пробежимся по основным элементам схемы китайского скутера.

Замок зажигания.

Замок зажигания (12) или «Главный выключатель». Замок зажигания представляет собой не что иное, как обычный многопозиционный переключатель. Несмотря на то, что у замка зажигания 3 положения, в электрической схеме используется всего 2.

При первом положении ключа замыкается красный и чёрный провод. При этом напряжение от аккумулятора поступает в электроцепь скутера, скутер готов к запуску. Также готовы к работе индикатор уровня топлива, тахометр, звуковой сигнал, реле-поворотов, схема зажигания. На них подаётся напряжение питания от аккумулятора.

В случае неисправности замка зажигания его можно смело заменить каким-нибудь переключателем вроде тумблера. Тумблер должен быть достаточно мощный, ведь через замок зажигания, по сути, коммутируется вся электроцепь скутера. Конечно, можно обойтись и без тумблера, если ограничиться замыканием красного и чёрного провода, как это когда-то делали герои голливудских боевиков

В двух остальных положениях происходит замыкание чёрно-белого провода от модуля зажигания CDI (1) на корпус (общий провод). При этом работа двигателя блокируется. В некоторых моделях скутеров для блокировки двигателя предусмотрена кнопка стоп-двигатель (27), которая также, как и замок зажигания соединяет бело-чёрный и зелёный (общий, корпусной) провод.

Генератор (4) вырабатывает переменный электрический ток для питания всех потребителей тока и зарядки аккумуляторной батареи (6).

От генератора отходит 5 проводов. Один из них подключен к общему проводу (раме). С белого провода снимается переменное напряжение и подаётся на реле-регулятор для последующего выпрямления и стабилизации. С жёлтого провода снимается напряжение, которое используется для питания лампы ближнего/дальнего света, которая установлена в переднем обтекателе скутера.

Проверка высоковольтной цепи

Неисправности высоковольтной цепи зачастую приводящие к полному либо частичному (перебою) отказу системы зажигания связаны в основном с повреждением, загрязнением или пробоем корпуса колпачка свечи зажигания или пробоем изоляции высоковольтного провода.

Как я уже говорил: ток генерируемый вторичной обмоткой катушки зажигания очень высокий и нередки случаи, когда ток подаваемый на свечу зажигания пробивает себе обходной путь через трещины в корпусе колпачка или слой грязи, пыли, трещины изоляции высоковольтного провода. Что приводит к полному отказу системы зажигания. Встречаются данные неисправности очень и очень часто и в большинстве случаев приводят к полному либо частичному (перебою) отказу системы зажигания.

Для того, чтобы проверить высоковольтную цепь, делаем следующее: Скручиваем с высоковольтного провода колпачок; вставляем в него тонкий гвоздь или кусок проволоки; подводим гвоздь к металлическому корпусу двигателя на расстояние 2-3мм (Это важно! Расстояние между концом провода и корпусом двигателя должно быть 2-3мм иначе навернете коммутатор) и крутим двигатель.

Высоковольтный провод проверяем по-похожему принципу: Выкручиваем его из катушки и вкручиваем вместо него любой другой кусок изолированного (Провод должен быть изолирован! Иначе долбанет так, что мало не покажется!) провода, подводим его корпусу двигателя на расстояние 2-3мм и крутим двигатель.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Подытожим:

Вот собственно и вся методика. Я уже несколько лет проверяю катушки именно по такому принципу. И на полную проверку с практически стопроцентной точностью у меня уходит всего несколько минут. Конечно, многим из вас данная методика может показаться сложной, но на самом деле это не совсем так. Главное — понять принцип, остальное само приложится.

Причины пропадания искры (видео)

Как ещё можно проверить наличие искры — узнайте из этого видео:

Из статьи вы узнали, почему нет искры на скутере 4т и причины появления такой неисправности. Стоимость работ по ремонту может варьироваться от стоимости деталей, но работу всегда выгоднее осуществлять своими руками. И теперь вы знаете, что делать, если вдруг пропала искра; на что обратить внимание. Будьте внимательны при поиске неисправностей, обращайте внимание на мелочи, обращайтесь к справочникам за точными данными. Только при соблюдении всех условий вас ждет успех!

Источник

Фотоотчет: Как проверить катушку зажигания CDI скутера?

Не знаю с чем это связано, но большинство владельцев скутеров и мотоциклов оснащенных системой зажигания CDI при возникновении проблем с искрой на свече сразу же грешат на катушку зажигания. На все мои аргументированные доводы в пользу того, что помимо катушки в электрике скутера есть еще куча устройств обеспечивающих искрообразование между электродами свечи зажигания: генератор, индукционный датчик генератора, коммутатор, провода в конце концов — делают стеклянные глаза и все как один повторяют свою коронную фразу: «А прозвонить ее нельзя?» Нельзя, дорогие мои, нельзя!

Не, я конечно могу сделать умную личность и для солидности потыкать перед вами в катушку тестером, как это делают колхозные гуру. Но я, этого делать сегодня не буду. По одной простой причине: «прозвонить», замерить сопротивление обмоток катушки можно, но что это нам даст. Ну покажет нам тестер заветные циферки на дисплее и что? А если в обмотках катушки внутренние межвитковое замыкание, заводской брак или сгорела обмотка одной из катушек. Думаете с помощью тестера можно определить все эти неисправности? Уверяю вас, что нет.

Поэтому, раз уж на то пошло и вы склонны полагать, что отсутствие искры все-таки как-то может быть связанно с катушкой зажигания — мы пойдем от обратного. А именно: мы сегодня будем учиться проверять не саму катушку, так как это бесполезно и ничего не дает, а проверим электрические параметры устройств обеспечивающие работоспособность катушки зажигания. Такой подход к диагностике подобного рода девайсов более эффективен, нежели обычная «прозвонка» обмоток на обрыв или замер сопротивления.

Устройство и принцип работы катушки системы зажигания CDI

Катушка, системы зажигания CDI представляет из себя классический двухобмоточный высоковольтный трансформатор. Работа которого основана на эффекте магнитной индуктивности.

Внутри катушки зажигания есть цилиндрический или прямоугольный сердечник поверх которого в строго определенном порядке намотано большое количество тончайшего медного провода представляющего собой вторичную обмотку. Поверх вторичной обмотки, через слой изоляции намотан более толстый медный провод представляющий собой первичную обмотку.

Обе обмотки соединяются своими концами друг с другом и имеют один общий вывод на корпусе в виде клеммы массы (зеленого цвета). Вторые концы, каждой из обмоток имеют отдельные выходы на корпусе в виде клеммы питания и центрального контакта высоковольтного провода.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Для большей наглядности разобьем корпус и посмотрим, что там внутри.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Принцип работы

Во время работы двигателя, переменный ток вырабатываемый высоковольтной обмоткой генератора подводиться к коммутатору в котором он накапливается в специальном емкостном накопителе (конденсаторе) — такой принцип накопления тока относится только к коммутаторам AC CDI. Есть еще менее распространенные коммутаторы типа DC CDI в которых для накопления используется постоянный ток от аккумуляторной батареи.

Отсюда и название системы CDI, от Capacitor Discharge Ignition — в вольном переводе звучит примерно так: «зажигание от разряда конденсатора»

При прохождении специального выступа на роторе генератора мимо индукционного датчика генератора в катушке датчика возникает знакопеременный импульс, который подается на управляющий моментом искрообразования специальный элемент в коммутаторе (тиристор), который выполняет роль электронного ключа. Далее, происходит следующее: тиристор под действием знакопеременного импульса от индукционного датчика генератора открывается и ток накопленный в конденсаторе в виде импульса выстреливает через него на первичную обмотку катушки зажигания.

При прохождении импульса через первичную обмотку возникает магнитная индукция под действием которой во вторичной обмотке наводиться электрический ток во много раз превышающий по напряжению ток поступивший на первичную обмотку. По сути, в катушке зажигания происходит самая, что ни наесть трансформация тока с более низкого (входящего) в более высокий (выходящий).

Ток, сформированный во вторичной обмотке, через высоковольтную цепь поступает на свечу зажигания и за счет своего высокого напряжения, порядка 18 000 — 20 000V с легкостью преодолевает сопротивление воздуха между электродами и образует искру.

Неисправности

Неисправности как таковые в катушке систем зажигания CDI встречаются очень и очень редко, вопреки расхожему мнению. И все они в основном связаны с повреждением корпуса, сгоранием обмоток, или внутренним обрывом, замыканием проводов.

За всю мою нелегкую практику мне только один раз попалась действительно неисправная катушка. И это при том, что ее угробил сам хозяин скутера: забыл подключить массу к двигателю и включил кнопку стартера… Очень высокий пусковой ток пошел прямиком через катушку на стартер… А куда ему было идти. Массы на двигателе ведь не было. Катушка такого издевательства естественно не выдержала: нагрелась и лопнула.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Подготовка к работе

Для работы нам понадобиться обычный тестер с функцией звуковой «прозвонки», контрольная лампочка мощностью 3Вт, кусок тонкой проволоки или гвоздик, кусок изолированного провода, отвертка ну и конечно же желание…

Проверка

Сама проверка не представляет особой сложности даже для начинающих. И связанна она будет с замером напряжения питания подаваемого на катушку, проверкой массы, которая в обязательном порядке должна подходить к двигателю, коммутатору и катушке и проверке целостности проводов подводящих ток к потребителям системы зажигания.

Еще момент: методику, которая здесь будет описана можно смело применять не только по отношению к скутеру, но и к любому другому виду транспортного средства оснащенного системой зажигания CDI будь то мотоцикл, квадроцикл, скутер да хоть мотоблок — без разницы.

От того, идет ли с коммутатора питание (импульс) на катушку или нет — напрямую зависит будет ли катушка выдавать искру на свечу или нет. Питание есть питание, без него ни один электрический потребитель работать не сможет. Поэтому, любую проверку следует начинать с проверки питания — есть оно или нет? И только потом, в зависимости от результата — заканчивать проверку или двигаться дальше.

Проверка питания

Освобождаем доступ к катушке и не снимая с нее клемм — подключаем к проводам питания: зеленому и черно-желтому контрольную лампочку и крутим двигатель стартером. В режиме прокручивания двигателя стартером — контрольная лампочка должна гореть в пол накала.

Лампочка на катушке горит — коммутатор 100% рабочий.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

В случае, если лампочка у вас не горит — проверяем коммутатор и если он рабочий, а напряжения на клеммах катушке нет — ищите причину в проводах подводящих питание к катушке.

Напряжение на коммутаторе проверяется точно также как и на катушке: касаемся зеленого и черно-желтого провода, крутим двигатель стартером и смотрим на лампочку.

Лампочка на коммутаторе горит значит он 100% рабочий.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Еще одной частой причиной отказа катушки при условии наличия питания на ее клеммах является плохая масса или полное ее отсутствие. Масса на катушке проверяется просто: переводим тестер в режим звуковой «прозвонки», одним щупом касаемся любой металлической части двигателя, вторым — зеленой клеммы массы.

На этой катушке масса хорошая.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Проверка высоковольтной цепи

Неисправности высоковольтной цепи зачастую приводящие к полному либо частичному (перебою) отказу системы зажигания связаны в основном с повреждением, загрязнением или пробоем корпуса колпачка свечи зажигания или пробоем изоляции высоковольтного провода.

Как я уже говорил: ток генерируемый вторичной обмоткой катушки зажигания очень высокий и нередки случаи, когда ток подаваемый на свечу зажигания пробивает себе обходной путь через трещины в корпусе колпачка или слой грязи, пыли, трещины изоляции высоковольтного провода. Что приводит к полному отказу системы зажигания. Встречаются данные неисправности очень и очень часто и в большинстве случаев приводят к полному либо частичному (перебою) отказу системы зажигания.

Для того, чтобы проверить высоковольтную цепь, делаем следующее: Скручиваем с высоковольтного провода колпачок; вставляем в него тонкий гвоздь или кусок проволоки; подводим гвоздь к металлическому корпусу двигателя на расстояние 2-3мм ( Это важно! Расстояние между концом провода и корпусом двигателя должно быть 2-3мм иначе навернете коммутатор ) и крутим двигатель.

Высоковольтный провод проверяем по-похожему принципу: Выкручиваем его из катушки и вкручиваем вместо него любой другой кусок изолированного (Провод должен быть изолирован! Иначе долбанет так, что мало не покажется!) провода, подводим его корпусу двигателя на расстояние 2-3мм и крутим двигатель.

Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Смотреть картинку Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Картинка про Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта. Фото Как проверить катушку зажигания на мопеде дельта

Подытожим:

Вот собственно и вся методика. Я уже несколько лет проверяю катушки именно по такому принципу. И на полную проверку с практически стопроцентной точностью у меня уходит всего несколько минут. Конечно, многим из вас данная методика может показаться сложной, но на самом деле это не совсем так. Главное — понять принцип, остальное само приложится.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *