как прописать в договоре что товар возврату не подлежит
с 6 по 17 декабря «горячая линия» по вопросам качества и безопасности детских товаров, новогодних подарков
Товар, купленный по индивидуальному заказу, возврату не подлежит
Если товар, который был куплен покупателем в результате предварительного индивидуального заказа, перед которым покупатель был ознакомлен с его характеристиками, отвечает требованиям качества и не имеет дефектов, покупатель не имеет права отказаться от его покупки. Даже при условии, что его не устроила покупка.
Суть спора
Гражданин купил в магазине под заказ оборудование, необходимое ему для устройства напольного покрытия. Перед заказом он не видел товар не видел и не получил о нем достаточной информации от продавца. Тем не менее он оформил индивидуальный заказ и внес предоплату. Поэтому, когда товар пришел покупатель обнаружил, что не сможет использовать его по назначению. Продавец, однако, в возврате товара отказал. Поэтому гражданин обратился с исковым заявлением в суд. Он просил взыскать с магазина денежные средства, уплаченные за товар, а также компенсацию причиненного ему морального вреда.
Решение суда
Суд первой инстанции отказал покупателю в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Суды пришли к выводу, что права истца как покупателя не были нарушены. Так как, в пункте 4 статьи 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что покупатель не имеет права отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. В спорной ситуации в условиях договора было учтено, и покупатель был ознакомлен и согласен с тем, что реализуемый ему товар является заказным и изготавливается по индивидуальным, параметрам. Поэтому, при поставке товара в качестве, удовлетворяющем условиям договора, обмену и возврату он не подлежит. Кроме того, покупатель заранее был ознакомлен с характеристиками товара, его свойствами и назначением, о чем свидетельствует его подпись на приложении к договору о спецификации товара. Таким образом, суды двух инстанций, не установили факта нарушения прав потребителя со стороны магазина и оставили исковые требования без удовлетворения.
Возврат товара поставщику: на что обратить внимание
Вернуть товар поставщику, не допуская конфликтных ситуаций, возможно, если правильно составить договор, заранее позаботиться о процедуре рекламаций и помнить о различных правилах возврата некачественного и качественного, но неподходящего товара.
Работа с рекламациями
Нужно обязательно детально прописать процедуру рекламаций в договоре, определив критерии качества товара (например, соответствие ГОСТ), срок предъявления претензий по качеству (например, 30 дней с даты поставки), порядок извещения поставщика (в течение какого времени поставщик или его представитель обязан прибыть для подписания рекламационного акта) и процедуру экспертизы (при споре о наличии дефектов в товаре нужно прописать, где будет проводиться экспертиза и кто будет ее оплачивать).
Как доказать наличие дефектов в товаре
Нужно собрать как можно больше доказательств, можно сделать фотографии или снять видео товара или сырья, вызвать нотариуса, обратиться в торгово-промышленную палату или провести экспертизу в выбранной организации. Все это поможет защитить интересы компании-потребителя в арбитражном суде.
Как известить поставщика
Недостаточно отправить письмо по электронной почте с просьбой заменить товар или устранить недостатки. Чтобы защитить свои права в суде, нужно отправить поставщикам письмо с описью вложения или обратным уведомлением по почте, письмо с доставкой курьером с отметкой о доставке или сообщение нарочным с отметкой о вручении. Требование нужно отправить и на юридический адрес поставщика, и на фактический, если он отличается.
Возврат некачественного и неподходящего товара
Гражданский кодекс не разрешает возвращать товар надлежащего качества. Это потребитель может обменять товар на товар другого цвета или размера, а предпринимателю это сделать сложно. Если поддерживать хорошие отношения с поставщиком, он может согласиться обменять товар на другой.
Если товар некачественный, предприниматель может потребовать поставщика устранить недостатки, снизить цену или возместить расходы на устранение недостатков. Если это сделать невозможно, компания может расторгнуть договор и потребовать вернуть деньги или заменить товар.
Возврат товара можно оформить сразу же после того, как поставщик его привез, просто вычеркнув из накладной бракованный товар. Исправления нужно вносить под контролем экспедитора, водителя или другого представителя поставщика, который должен поставить подпись и забрать товар с собой. В течение пяти рабочих дней поставщик должен скорректировать счет-фактуру, учитывая, что НДС при покупке меньшего объема товара уменьшится.
В качестве альтернативы можно подписать накладную, не внося в нее никаких корректировок, и договориться о дополнительной поставке качественного товара в другое время.
В договоре нужно обратить внимание на:
Какой товар нельзя вернуть
Покупатель-предприниматель или покупатель-организация просто вернуть бракованный товар не могут, законом предусмотрена обязанность по устранению недостатков поставщиком. Нельзя вернуть товар из-за мелкого брака и потребителю в технически сложном товаре. Нельзя вернуть качественный товар из списка товаров, которые не могут подлежать возврату и обмену. Он приводится в Постановлении Правительства РФ от 19.01.98 № 55, а в 2016 году был расширен. Сейчас этот перечень включает разные виды продукции — от технически сложных изделий до книг. Продавец не имеет права включать в него какие-либо пункты на свое усмотрение.
Ирина Незнамова, заместитель генерального директора юридической компании «Изумрудное небо»
Возврат товара поставщику регулируется Гражданским кодексом РФ и Законом о защите прав потребителей, если речь идет о частном лице.
Извещать поставщика следует в форме претензии, которую можно направить заказным или ценным письмом с описью вложения или вручить нарочным.
Возврат товара может быть осуществлен, если товар некачественный или качественный, но не соответствует заявленным характеристикам.
Мы столкнулись как раз с последним вариантом, когда заказали картридж, якобы совместимый с нашим принтером. Когда его привезли, оказалось, что картридж был на 2 см короче, переговоры зашли в тупик. Мы отправили претензию и забрали картридж в течение трех дней.
Конфликты возникают по разным причинам: прежде всего, нежеланием поставщика вступать в конфликт с изготовителем, проводить какие-либо проверки или исследования товаров.
Бывают случаи обратные: в прошлом предприниматели, занятые в сельском хозяйстве, принимая товар более высокого класса, сообщали, что товар якобы более низкого класса, и соответственно выплачивали меньше, а перепродавали дороже.
Срок возврата зависит от того, о качественном товаре идет речь или нет. Для каждого типа товара установлены свои требования и сроки выставления претензии. Возможность возврата зависит от того, кто является покупателем: права индивидуального потребителя защищены лучше, чем права индивидуального предпринимателя, коммерческой или некоммерческой организации.
Юридическое лицо может вернуть товар, если недостатки неустранимы. Закон предусматривает защиту поставщика и предоставляет последнему возможность устранить недостатки товара или поставить иной товар без брака. Однако если недостатки не устранены в срок, покупатель вправе отказаться от договора.
Доказать наличие дефектов в товаре можно разными способами, в зависимости от типа товара. Потребителю достаточно указать на визуальные недостатки или зафиксировать сбой работы при помощи товароведческой экспертизы. Если это сырье, ведется отбор проб в соответствии с ГОСТом и направляется в лабораторию для исследования.
Возврат товара и его оформление зависит от режима налогообложения и субъектного состава правоотношений. И покупателю-гражданину, и предпринимателям достаточно акта приема-передачи, возможен вариант оформления возвратной реализации.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как оформить возврат товара: учет у покупателя и поставщика?
Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
Если поставщик отгрузил организации некачественный или некомплектный товар, то покупатель может его вернуть. Также могут быть другие причины возврата, это зависит от условий договора поставки.
В Гражданском законодательстве РФ закреплено несколько оснований, по которым можно вернуть товар. Это случаи несоответствия по:
Так, действующее законодательство позволяет возвращать товар поставщику в таких случаях:
Покупатель не получил полную информацию о характеристиках товара;
Поставщик не отгрузил нужное количество. В этом случае покупатель может отказаться от всей партии;
Товар не полностью укомплектован;
Поставщик регулярно нарушает сроки поставки;
Качество не соответствует условиям договора;
Продукцию отгрузили без упаковки или тары.
Рассмотрим в статье, какими первичными документами должен оформляться возврат товара поставщику.
Первичные учетные документы на возврат товара поставщику
Независимо от причины возврата товара поставщику (например, возврат некачественного товара или же возврат нереализованного товара поставщику), Закон о бухучете обязывает покупателя при этом составлять первичные учетные документы на возврат товара поставщику (п. 1 ст. 9 Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Как оформить покупателю возврат товара поставщику
Возврат товаров поставщику сопровождается возвратной накладной (например, по форме N ТОРГ-12 с отметкой: «Возврат товаров») или актом возврата товаров поставщику.
Документы на возврат товара от покупателя поставщику передаются вместе с возвращенным товаром.
Кроме этого покупатель направляет поставщику письмо (претензию) с требованием принять возвращенные товары с указанием причины их возврата.
Если возврат товара поставщику производится по доверенности, то в этом случае при ее оформлении можно воспользоваться формой № М-2 (п. 2.1.4 Методических рекомендаций, утв. Письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-5).
При этом покупателю выставлять счет-фактуру на возврат товаров не нужно.
Претензионное письмо с требованием поставщику принять возвращенные покупателем товары
Если в процессе приемки поставленного товара или же после его приемки будет выявлено несоответствие этого товара требованиям, предъявляемым к его качеству, покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи, вернуть некачественный товар и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы или же потребовать замену этого товара товаром надлежащего качества (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
Свои требования покупатель излагает в виде претензии, которая направляется поставщику (например, на возврат товара).
Нормами действующего законодательства РФ установленная форма претензии на возврат товара поставщику не предусмотрена.
Претензионное письмо составляется в произвольной форме.
В письме указывается:
полное название и реквизиты покупателя и поставщика;
номер и дата договора купли-продажи (поставки);
номер и дата сопроводительных документов на поставленный товар;
наименование товара, его количество и стоимость;
выявленное расхождение (неисправность);
ссылки на нормативные акты;
требование об удовлетворении претензии (просьба о замене, возврате денег, уменьшение суммы и т.д.).
Претензия подписывается руководителем организации с указанием его должности и расшифровкой его Ф.И.О., и заверяется печатью компании (в случае ее наличия).
Претензионное письмо передается уполномоченному представителю поставщика под роспись или же направляется ему по почте заказным письмом с описью вложения.
НДС при возврате товара поставщику
НДС при возврате товара поставщику предписано оформлять по следующим правилам:
Продавец составляет корректировочный счет-фактуру и регистрирует его в книге покупок.
Покупатель регистрирует в книге продаж корректировочный счет-фактуру продавца (если успел принять НДС к вычету, если нет, то принимает вычет в невозвращаемой части).
Отметим, что не важно, по какой причине происходит возврат.
Так оформляют возврат и бракованного, и качественного товара, если он не соответствует договору.
Документальное оформление возврата товара поставщику и право собственности на поставляемые товарно-материальные ценности от продавца к покупателю
Документальное оформление возврата товара поставщику главным образом зависит от того, перешло ли право собственности на поставляемые товарно-материальные ценности от продавца к покупателю или еще нет.
Все ситуации с возвратами можно свести к трем случаям:
Брак или несоответствие обнаружилось непосредственно при приемке. В этом случае организация-покупатель просто не принимает у поставщика некачественный товар.
Основания для возврата выявлены сразу, но организация-покупатель все равно вынуждена принять продукцию ненадлежащего качества, чтобы позднее вернуть ее поставщику.
Плановые обратные поставки, например, по условиям договора поставщик может регулярно забирать у организации-покупателя обратно товары, которые организация-покупатель не успела реализовать до истечения срока их годности.
Рассмотрим подробно эти случаи и поясним, какие документы на возврат товара поставщику необходимо оформлять в каждой ситуации.
Возврат некачественного товара поставщику при обнаружении брака непосредственно при приемке товара
В этом случае организация-покупатель может просто не принимать испорченный товар.
То есть если поставщик готов забрать обратно просроченные продукты, то из товарной накладной ТОРГ-12, оформленной поставщиком организацией-покупателем вычеркиваются необходимые позиции – те позиции, что с браком.
Указанное лицо должно поставить рядом с вычеркнутой позицией подпись и забрать некачественный товар.
Кроме этого поставщику надо не только принять брак обратно, но и скорректировать для организации-покупателя счет-фактуру в меньшую сторону и прислать ее организации-покупателю в течение 5 рабочих дней, так как фактически было куплено меньше товара.
При этом в счете-фактуре в корректировочных строках поставщик указывает те товары, которые он должен принимать от покупателя.
Отметим, что на практике часто используется другой вариант, а именно осуществляется допоставка качественного товара в другое время, но без бумажной волокиты.
То есть организация-покупатель принимает всю поставку, подписывая приходную накладную без корректировок. А поставщик доставляет недостающий качественный товар несколько позже.
Это распространенный случай тогда, когда у покупателя налажены доверительные взаимоотношения с поставщиком.
Возврат бракованного товара поставщику после приемки
Существуют ситуации, когда организация-покупатель не можете сделать возврат бракованного товара поставщику сразу, хотя брак и был обнаружен в момент приемки.
В этом случае, несмотря на брак, организации-покупателю придется принять продукцию по накладной ТОРГ-12, оформить акт о расхождении по количеству и качеству и поместить товарно-материальные ценности у себя на складе.
И только после этого организация-покупатель может написать претензию и ждать ее рассмотрения поставщиком.
Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей
Чтобы начать процедуру документированного возврата бракованного товара, надо организации-покупателю при представителе поставщика или транспортной компании заполнить Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме ТОРГ-2. Данный акт подтверждает неликвидность товара и является основанием для написания претензии к поставщику.
Отметим, что вместо акта по форме ТОРГ-2 можно составить акт в произвольной форме, указав реквизиты тех документов, по которым пришел товар (договор поставки и накладная ТОРГ-12).
Далее, после рассмотрения и удовлетворения претензии поставщиком на возвращаемую продукцию организация-покупатель составляет накладную по форме ТОРГ-12.
Данная накладная уже будет возвратная для организации-покупателя и приходная для поставщика, ведь уже поставщик будет покупать у организации-покупателя товар, который организация-покупатель возвращаете. Именно покупать, так как ранее к организации-покупателю перешло право собственности на товар. Это называется «обратная реализация».
Оформляется возвратная ТОРГ-12 также в двух экземплярах, в графе «Основание» надо написать: «Возврат некачественного товара». Все реквизиты указываются из договора и приходной накладной, по которой изначально приехал брак.
Возврат нереализованного товара поставщику. Обратная реализация
Если у покупателя нет претензий к товару, но организация-покупатель договорилась с поставщиком вернуть ему непроданное через какой-то момент времени, то здесь так же, как и в предыдущем случае, имеет место обратная реализация.
Обычно в договоре поставки фиксируется возможность возврата нереализованного товара поставщику. Например, обратную реализацию можно провести, если продукция не была продана до определенной даты.
По сути, выполняя этот процесс, вы продаете товар его бывшему владельцу.
Значит, делаете ему накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру, где указываете в графе «Продавец» уже название своей фирмы.
Акт ТОРГ-2 при этом не заполняется, так как вы делаете возврат качественного товара поставщику.
Таким образом, в этом случае, с точки зрения документального оформления, обратная реализация ничем не отличается от прямой реализации.
Возврат товара поставщику
Не знаете, как оформить возврат товара поставщику? Наша статья посвящена описанию этого процесса и содержит конкретные рекомендации с учетом всех нюансов.
При закупке лучше не пренебрегать заключением договора, в котором вы пропишете все условия, в том числе и по возможному возврату товара поставщику. В этом случае вам не придется тратить время на обоснование претензий и получение денег обратно.
Закупки и возвраты удобно оформлять в МоемСкладе. У нас можно вести учет товара, заполнять все нужные документы и печатать их, работать с базой контрагентов, планировать состояние склада. Наш сервис легко освоить, есть простые видеоинструкции. Зарегистрируйтесь и попробуйте прямо сейчас: это бесплатно!
В Гражданском законодательстве РФ закреплено несколько оснований, по которым можно вернуть товар. Это случаи несоответствия по:
В некоторых из этих случаев надо понимать, что возвращать товар, возможно, и не потребуется, если поставщик что-то может заменить, доукомплектовать, переупаковать. Тут не нужна никакая бумажная волокита. Но при других обстоятельствах надо знать, какими документами оформляется возврат товара поставщику.
Знайте, что отказ покупателя принять товар по перечисленным в списке основаниям означает, что договор купли-продажи расторгнут. Даже если в контракте не были прописаны причины расторжения или вообще он не был составлен в бумажной форме, покупатель все равно может воспользоваться данным правом, потому что это предусмотрено Гражданским законодательством. Без договора вы просто потратите больше времени на споры и защиту своих прав, если поставщик не считает себя виноватым и не хочет принимать товар.
Возврат товара поставщику. Документальное оформление
Какими документами оформляется возврат товара поставщику? Все решает конкретная ситуация. Документальное оформление возврата товара поставщику главным образом зависит от того, перешло ли право собственности на поставляемые товарно-материальные ценности от продавца к покупателю или еще нет. Если не перешло, то это самый простой сценарий.
Вообще, все ситуации с возвратами можно свести к трем случаям:
Ниже рассмотрим подробно эти случаи и документы на возврат товара поставщику, которые необходимо оформить в каждом из них.
Возврат некачественного товара поставщику
Представьте, что вы владелец небольшого продуктового магазина и вам привезли просроченный кефир на реализацию. Как оформить возврат поставщику товара с истекающими сроками годности? В этом случае вы можете просто не принимать испорченные позиции. Достаточно подкорректировать приходную накладную — без документального оформления возврата некачественного товара поставщику. То есть если он готов забрать обратно просроченные продукты, то из товарной накладной ТОРГ-12, которую он привез, вы можете вычеркнуть необходимые позиции — те, что с браком. Обратите внимание, что исправления в приходном документе делаются обязательно в присутствии поставщика или его представителя — экспедитора или водителя, наделенного правами материально-ответственного лица. Этот человек должен поставить рядом с вычеркнутой позицией подпись и забрать некачественный товар.
Получите бланк бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
Если вы платите НДС, то поставщику надо не только принять брак обратно, но и скорректировать для вас счет-фактуру в меньшую сторону и прислать ее вам в течение 5 рабочих дней. Ведь вы купили меньше товара.
С 2019 года действуют новые правила возврата. Теперь, если покупатель возвращает товар поставщику, то именно поставщик составляет корректировочный счет-фактуру на возврат. В счете-фактуре в корректировочных строках поставщик указывает те товары, которые он должен принимать от покупателя.
Это же правило работает, если покупатель собирается вернуть товар, купленный в 2018 году. Но в этом случае в корректировочном счете-фактуре нужно указать ставку НДС не 20%, а 18%.
До 2019 года счета-фактуры при возврате товаров составлял покупатель. А продавец принимал обратно собственный товар по документам от покупателя.
Получите бланк бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
Есть и другой вариант: допоставка качественного товара в другое время, но без бумажной волокиты. Вы принимаете всю поставку, подписывая накладную без корректировок. А поставщик обещает привезти недостающий качественный товар несколько позже. Это распространенный случай тогда, когда у вас уже отлаженные и доверительные взаимоотношения с поставщиком.
Возврат бракованного товара поставщику после приемки
Существуют ситуации, когда вы не можете сделать возврат бракованного товара поставщику сразу, хотя брак и был обнаружен в момент приемки. Например, поставка была из другого региона, и транспортная компания — подрядчик продавца по доставке — ничего не принимает обратно. Здесь все сложнее, в том числе и документальное оформление возврата бракованного товара поставщику. Вам, несмотря на брак, придется принять продукцию по накладной ТОРГ-12, оформить акт о расхождении по количеству и качеству и поместить товарно-материальные ценности у себя на складе. И только после этого написать претензию и ждать ее рассмотрения поставщиком. Рассмотрим процесс подробнее.
Чтобы начать процедуру документированного возврата бракованного товара, надо при представителе поставщика или транспортной компании заполнить Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме ТОРГ-2. Он подтверждает неликвидность товара и является основанием для написания претензии к поставщику.
Получите образец бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
Форма ТОРГ-2 очень сложная. Если вы не хотите тратить время на заполнение ее многочисленных полей, то можете составить акт в произвольной форме, указав реквизиты тех документов, по которым пришел товар (договор поставки и накладная ТОРГ-12).
Получите бланк бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
Далее, после рассмотрения и удовлетворения претензии поставщиком на возвращаемую продукцию вам нужно составить накладную ТОРГ-12. Она уже будет возвратная для вас и приходная для поставщика, ведь уже он будет покупать у вас товар, который вы возвращаете. Именно покупать, так как вы ранее получили на него право собственности. Это называется «обратная реализация».
Оформляется возвратная ТОРГ-12 также в двух экземплярах, в графе «Основание» надо написать: «Возврат некачественного товара». Все реквизиты указываются из договора и приходной накладной, по которой изначально приехал брак.
Возврат нереализованного товара поставщику. Обратная реализация
У вас как у покупателя нет претензий к товару, но вы договорились с поставщиком вернуть ему непроданное через какой-то момент времени. Здесь так же, как и в предыдущем случае, имеет место обратная реализация. Обычно в договоре поставки фиксируется возможность возврата нереализованного товара поставщику. Например, обратную реализацию можно провести, если продукция не была продана до определенной даты.
По сути, выполняя этот процесс, вы продаете товар его бывшему владельцу. Значит, делаете ему накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру, где указываете в графе «Продавец» уже название своей фирмы. Акт ТОРГ-2 при этом не заполняется, так как вы делаете возврат качественного товара поставщику. Таким образом, в этом случае, с точки зрения документального оформления, обратная реализация ничем не отличается от прямой.
Чтобы оформить возврат, вам понадобятся перечисленные в статье бланки. Скачать любые формы документов и образцы их заполнения, в том числе ТОРГ-12 и ТОРГ-2, вы можете на нашем сайте.