Как промыть кондиционер на авто
Промывка системы кондиционирования
Хочу предложить для ознакомления такой метод обслуживания и диагностики систем кондиционирования автомобиля, как промывка системы. Фото брал из стенгазеты.:)
Зачем промывать?
1. Для того, чтобы избежать повторного дорогостоящего ремонта, когда лечим последствия, а не причину.
2. Перед установкой нового компрессора строго рекомендуется (а многими производителями требуется в обязательном порядке) провести промывку контура. Если пропустить данный этап и компрессор выйдет из строя, то в гарантии может быть отказано.
3. Для правильной и эффективной работы системы кондиционирования контур должен быть полностью чистым. Хладагент и масло, работающие в условиях высоких температур и давлений, а также компоненты с высокоточными механизмами, требуют чистоту для оптимального функционирования. Примеси, инородные вещества в хладагенте и масле, неправильное применение добавок, забивающие тонкие каналы системы приводят к скорой закупорке таких элементов, как, например, фильтр-осушитель, трубки конденсора, расширительное устройство и клапан компрессора (механический или электронный).
4. Качественная смазка. Компрессор рассчитан на работу в условиях плотного расположения деталей, наличием тонкой масляной пленки на поверхности, позволяющей исправно функционировать и избегать заклинивания на высоких температурах. Единственный способ обеспечить требуемый объем смазки в системе является промывка контура, после проведения которой в пустую систему заливается масло необходимого типа и объема.
Некоторые возможные последствия загрязнения, требующий промывки
1. Закоксовывание масла и появление засоряющих частиц из-за перегрева.
2. Использование неправильно подобранного или универсального масла, неверное смешивание масел разного типа приводят к ухудшению смазки и заклиниванию компрессора.
3. Наличие влаги приводит к окислению и заклиниванию
4. Неправильное применение добавок или их плохого качества приводят к образованию налета, обширному накоплению отвердевших частиц и к последующей закупорке системы.
Недопустимое и допустимые состояния содержимого контура
Различные варианты недопустимого состояния хладагента и масла контура, обнаруженные с помощью диагностического стеклянного цилиндра. См. ниже.
Как и зачем промывают систему кондиционирования
Систему кондиционирования промывают, когда снимают какой-либо из компонентов кондиционирования для ремонта или меняют его на новый. В первом случае важно внимательно осмотреть снятую деталь на предмет видимых загрязнений
.
Компрессор — единственная часть системы кондиционирования, в которой есть движущееся механизмы, поэтому она требует смазки. Масло связывает и удерживает все загрязнения, что есть в системе. Масло так или иначе присутствует во всех элементах системы: в компрессоре, конденсаторе, испарителе, а также в магистралях и шлангах. В процессе промывки из системы удаляют все масло, а вместе с ним и загрязнения.
Если этой процедурой пренебречь, вновь собранная система проработает недолго: велика вероятность, что компрессор выйдет из строя. Его придется заменить, и так до тех пор, пока систему не промоют.
Как промывать систему кондиционирования
Процесс промывки состоит из ряда последовательных процедур. Вот что нужно сделать:
1. Откачать хладагент из системы.
2. Демонтировать узлы системы кондиционирования, которые не промываются: компрессор, осушитель, терморегулирующий вентиль и расширительную трубку.
3. Демонтировать детали системы кондиционирования, которые необходимо промыть.
4. Выполнить промывку всех компонентов системы.
5. Собрать систему кондиционирования.
6. Выполнить вакуумизацию системы. Рекомендуемое время вакуумации — 120 минут.
7. Заправить систему правильным типом и количеством хладагента и масла.
Важные нюансы промывки системы кондиционирования
Для промывки важно использовать сертифицированные и одобренные производителями систем кондиционирования промывочные жидкости.
Оптимальное направление потока — от конденсора к компрессору, то есть против естественного движения хладагента.
Конденсор кондиционера стоит промывать только в том случае, если загрязнения незначительные и конденсор не мультипроточный. В противном случае загрязнения останутся в системе, что может привести к выходу из строя исправных компонентов системы. При сильных загрязнениях его следует заменить.
Убедитесь, что систему промыли хорошо, и в ней не осталось загрязнений.
Результат будет лучше, если мыть не систему в целом, а каждый компонент по-отдельности. Помните о компонентах, которые не промывают.
Устанавливайте фильтр-осушитель в последнюю очередь, после чего сразу выполните вакуумирование системы. Так вы сведете к минимуму его контакт с воздухом, откуда он начинает впитывать влагу. Тем самым вы продлите срок службы фильтра-осушителя.
Если систему требуется разобрать и поработать с каким-то из компонентов, закрывайте систему во избежание попадания пыли, песка и воды.
Перед сборкой системы убедитесь, что в системе не осталось следов жидкости для промывки. В противном случае остатки моющей жидкости смешаются с маслом, что может привести к выходу компрессора из строя.
Тип масла и хладагента для заправки, а также их количество должны соответствовать техническим требованиям производителя автомобиля.
Более подробно о устройстве и обслуживании системы кондиционирования мы рассказываем на наших практический семинар и тренингах. Вход свободный для всех желающих. Анонс места и времени проведения ближайшего семинара мы публикаюм в нашем блоге на DRIVE2.
Наша страница на DRIVE2:
Комментарии 202
На r12 хладогенте если была разгерметизация систнмы и поездил без хладогента, то последствий обычно не было, например протерло трубку, выбрал время приехал сняли заварили вакумировали и заправили. Так же r12 нормально дозаправлялся при необходимости. Потом перешли на 134 хладогент. Системы с этим хладогентом очень восприимчивы к разгерметизации и особенно если какие то части системы были сняты. Масло в системе очень активно окисляется при контакте с воздухом и накапливает влагу, превращается в грязную кашицу, именно это и засоряет систему и убивает крмпрессор. Для этих целей и разбирают систему для промывки, что бы не гонять грязь по всей системе. И 134 хладогент не дозаправляемый, т к это смесь хладогентов и из смеси улетучиваются наиболее испаряемые хлодогенты. Только откачка хладогента и заправка нового. Летом много где предлагают заправить кондиционер недорого, не ведитесь, в баллонах не чистый новый хладогент, а зачастую скачанный из систем и прошедший фильтрацию(в лучшем случае), бывает что добавляют в него новый какую то часть. Такой хладогент хорошо не будет работать. Если закачают слитый и не фильтрованный, то сами понимаете последствия. Короче на сто когда скачивают хладогент из систем его требуется утилизировать, так находятся предприимчивые и забирают этот слив закаченный в новые баллоны и даже в коробки обратно могут положить, что бы клиент видел что типа новый баллон.
«И 134 хладогент не дозаправляемый, т к это смесь хладогентов» не верно. Вы имели в виду 40х газы, они состоят из смесей. Но 12,134,22, 1234,744 можо дозаправить. Именно такие газы сейчас используют в автокондиционерах. Любой моно газ можно дозаправить. У меня на работе хм 4 штуки и в каждой почти 150кг R134 что мне весь выпускать надо))))
Самостоятельная очистка кондиционера
Сезонное кондиционера обслуживание способен провести каждый автолюбитель, и даже ехать в сервис не придется. В нашем материале мы расскажем о двух составах и двух способах бактерицидной обработки воздушной системы кондиционирования автомобиля.
Комментарии 56
Klima-Anlagen-Rein — хороший очиститель для кондеев, сам им периодически пользуюсь. Причем, учитывая его экономичный расход, мне одного баллончика хватает на чисти и авто кондея, и домашнего в спальне.
озонатор на 20 мин и никаких бактерий, легко и удобно
озонатор на 20 мин и никаких бактерий, легко и удобно
О! Идея… Есть какие то приборы поудобнее?
в каком смысле поудобнее?
В смысле не барахло в прикуриватель) Или самодельный ужас.
у меня примерно такой на 36гр www.aliexpress.com/item/4…2&ws_ab_test=searchweb0_0, searchweb201602_, searchweb201603_
Нельзя ее в дефлекторы… она же через все стыки и щели воздуховода протекает. У многих мопедов мозги прямо под ними. Так ещё и трубка короткая, до испарителя не достанет все равно. Хотя, даже если на испаритель этим говном лить, она ничего не вычистит без щетки и напора воды.
Какие мопеды? Что куришь?
При использовании шашки будет эффективно достать салонный фильтр. А в воздуховоды пену заправлять может быть опасно — было пару постов, когда пена при разжижении стекала из воздуховодов на блоки и разъемы и коротила их. Лучше через дренажную трубку запенивать.
Так этот очиститель кажется не пенный.
а вы правы, прошёлкал этот момент — это аэрозоль с антисептиками. Не знаю насколько он сжижается при распылении, и насколько близко к испартиелю можно подобраться трубкой через воздуховод. Дренаж всё равно кратчайший путь будет, мне кажется
А я накуриваюсь сухим туманом переодически.Никогда ничего не чистил и не воняет ничего)
Который год тоже беру специальную дымовую шашку и эффект тот же, только без всяких отдушек, просто в машине становится очень свежо!
Что за шашка специальная?🤔
Спасибо, погуглю на досуге
А я обычным дихлофосом обрабатываю. Флакон расходу. Пшыкаю везде все дифлекторы. Делаю рецеркуляцию и запшыкиваю туда. Потом хорошо проветриваю салон. И все путем.
Это средство против бактерий именно этих, да и дихлофос все-таки не самое бзопасное средство для здоровья думаю 🙂
Так его не нюхать же. И уже сколько лет и норм.
Весной юзал такой отчиститель без трубки. Мне понравилось. Искал именно его, не хотелось гемороя с трубкой.
во всем нужна профилактика) желательно своевременная конечно
была старая трешка, которую брал с пробегом 200 тыс км. После покупки приводил в порядок так сказать.
www.drive2.ru/r/bmw/3_series/472332879058174015/
Вытаскивали с братом салонный фильтр. Юзали очиститель Ликви с трубочкой который. Везде пропшикали. Дали поработать. В машине стоял затхлый запах. Провели процедуру. Стало гораздо лучше.
И тут встал вопрос. Как вообще избавиться. Хорошая уборка завершила букет. Прошелся по ковролину, почистил кожу, все отпылесосил и вуаля. Так что можно использовать все, что угодно и сетовать на кондей, но и в машине должно быть чисто в первую очередь. Тогда это будет в плюс.
На нынешней машине в теплое время года периодически после долгих поездок, заезжаю на стоянку, включаю вентилятор на максимум подачи теплого воздуха, подсушу испаритель и проблем нет. Руки еще не добрались профилактику провести. А надо 🙂
Антибиотиком по заразе, водой по радиатору: как самостоятельно обслужить кондиционер?
Кондиционер (или даже климат-контроль) уже давно стал практически обязательным элементом автомобиля. И чисто теоретически у нас уже так же давно должна появиться привычка его обслуживать. Но этого пока не случилось. Как-то холодит – и ладно. А ведь неправильно. Кондиционер, как и любая другая система автомобиля, требует внимания. В противном случае эта коварная штука может отомстить и самому автовладельцу, и его автомобилю. Первый будет чихать, кашлять и страдать от жары, а второй – просто перегреваться. И не знаю, что в наше время страшнее: кашлять или перегреваться. Наверное, и то и другое опасно. Посмотрим, как этого можно избежать.
Очень коротко о работе кондиционера
Мы не будем рассказывать подробно о физике работы кондиционера, а ограничимся кратким рассказом об основных компонентах системы. Задача: понять, что и где может пойти не так. Для этого лезть в глубокие научные дебри не стоит. Итак, что есть в кондиционере?
Начнём с компрессора. Обычно он бывает двух типов – аксиально-поршневой или роторно-лопастной, но если мы решили рассматривать систему поверхностно, то разбираться в этих терминах не будем. Главное, компрессор нужен для того, чтобы сжать фреон и отправить его в конденсор (он же конденсатор, он же – радиатор кондиционера). Тут фреон из газообразной фазы переходит в жидкую. При сжатии компрессором газ нагревается, и задача конденсатора – охладить его настолько, чтобы он перешёл в жидкое состояние.
Из конденсатора фреон идёт в осушитель на фильтрацию, затем через расширительный клапан (уже в газообразном состоянии) – в испаритель. В нём тёплый воздух охлаждается холодным фреоном, остывает и через дефлекторы возвращается в салон. Ну а фреон возвращается в компрессор, чтобы повторить свой нелёгкий цикл. Схема немного утрирована (мы пропустили кучу электрики и не стали ничего говорить о переходных процессах в конденсоре и расширительном клапане), но она позволяет в общих чертах представить работу системы кондиционирования. Разумеется, при наличии климат-контроля процесс проходит практически так же, так что всё, о чём будем говорить ниже, применимо и для машин с простым кондиционером, и с «климатом».
Итак, что тут может потребовать вмешательства и что можно сделать самостоятельно?
Компрессор и конденсор
Компрессор – самый сложный компонент системы. И он иногда ломается. К сожалению, ремонт или замена компрессора – работа сложная, самому там что-то сделать непросто. Правда, сейчас даже есть наборы для самостоятельной заправки кондиционера, но сути дела это не меняет. Будем считать, что мы ленивые и криворукие, поэтому оставим все проблемы с компрессором автосервису.
А вот с конденсором чуть интереснее. Я уже говорил, что это – тот же самый радиатор, который обычно стоит первым по ходу движения автомобиля (иногда перед ним может стоять маленький радиатор АКП, если машина с «автоматом»). С одной стороны, это хорошо: конденсор прикрывает собой радиатор системы охлаждения от летящих в него камешков, воробьёв и тополиного пуха (список можно продолжить).
Но однажды обязательно настаёт время, когда конденсор не спасает систему охлаждения, а очень сильно начинает осложнять ей жизнь. Этот момент наступает тогда, когда он наглухо забивается тем же самым тополиным пухом, пылью, грязью и воробьями. Радиаторы стоят одним пакетом – близко друг к другу. Настолько близко, что пакет радиаторов часто называют «бутербродом». И когда конденсор обрастает грязью до состояния монолитного кирпича, температура радиатора системы охлаждения тоже заметно растёт.
И чёрт бы с ним, с кондиционером, но при его включении начинает перегреваться мотор. Особенно это заметно в пробках. В движении радиатор хотя бы как-то способен обдуваться встречным потоком воздуха, а в пробках ему приходится очень тяжело. Кстати, если есть радиатор АКП, то и там температура тоже будет расти, а это для коробки очень вредно. При этом вентиляторы будут молотить во всю свою мощь, но толку от них будет мало. В итоге мотор перегревается, коробка перегревается, вентиляторы ревут, машина медленно погибает. Что делать? Мыть конденсор.
Да, это не так уж и просто, но почти возможно. Говорю «почти», потому что лучше это всё-таки делать с разборкой пакета радиаторов и мыть их все, а не только конденсор. Самому мыть сложнее, но если ситуация не слишком запущенная, есть смысл немного помучиться.
Важно соблюдать несколько правил. Первое – не пытаться пробить загаженный радиатор мойкой высокого давления, направляя на бедолагу струю воды. Может, что-то отмыть и получится, но, скорее всего, конденсор после этого можно будет выкинуть – соты у него мягкие и повредить их несложно.
Второе – мыть надо с обеих сторон. И если снаружи это сделать не так уж и сложно, то подобраться к внутренней стороне практически невозможно. Люди придумывают разные способы, делая какие-то «лейки» из просверленных трубок, которые можно засунуть в зазор между радиатором мотора и конденсором. При наличии большого количества свободного времени и фантастического упорства, граничащего с религиозным фанатизмом, можно добиться неплохого результата. Но обычный человек справится лишь с незначительными загрязнениями.
Отсюда вывод: мыть радиаторы лучше превентивно, а не после того, как стрелка температуры начинает упираться в ограничитель на каждом светофоре. Желательно делать это хотя бы раз в два года. В этом случае обычно можно обойтись без разборки пакета радиаторов. Будет и дешевле, и полезнее для автомобиля.
Иногда советуют продуть конденсор сжатым воздухом. Что же, сделать можно. Но от грязи воздух не поможет. Максимум получится сдуть пыль, так что лучше всё-таки мыть. Главное – аккуратно. И уж точно не стоит тереть конденсор металлической щёткой.
Больше ничего хорошего с конденсором сделать нельзя. Посмотрим, где можно поковыряться ещё.
Испаритель
Собственно говоря, именно чистку испарителя и имеют в виду в сервисах, когда предлагают почистить кондиционер. Там, конечно, используют дорогое профессиональное оборудование, но всё можно сделать проще и дешевле.
В магазинах есть два типа средства для чистки испарителя: аэрозоль и пена. Второй способ предназначен для ленивых, первый – для супер ленивых. Вот с него и начнём.
Задача аэрозоли – обеззаразить воздуховоды и испаритель. Для этого ей надо туда попасть. Как правильно пользоваться конкретным продуктом, нужно читать в инструкции. Общая схема использования элементарная: распылить внутри салона, закрыть все окна, включить салонную циркуляцию (то есть исключить приток уличного воздуха), включить кондиционер на всю мощность минут на 10. Потом проветрить машину и радоваться жизни. Иногда советуют брызгать аэрозолью в воздухозаборники, которые обычно расположены где-то около лобового стекла. Не знаю, насколько это эффективно. Честно говоря, мне аэрозоль не помогла. Я пытался ей почистить кондиционер восьмилетней машины, но он как вонял могилой Дракулы, так и продолжал вонять после обработки. Меня выручила дымовая шашка, работающая по такому же принципу. Ставить её лучше поближе к салонному фильтру. Точнее, к месту его установки, потому что фильтр лучше снять, а после обработки поставить новый.
Некоторые производители аэрозоли утверждают, что фильтр снимать не надо. Мол, их продукт настолько крут, что свободно проходит через фильтр, убивая все микробы и в нём самом, и во всей системе. Может, так оно и есть, но лучше фильтр всё-таки снять, тем более что обычно это сделать не так уж и трудно.
Второй тип средств – это пена. С ней работать чуть-чуть сложнее, зато она не только обеззараживает, но и отмывает все воздушные магистрали. Её нужно запустить в дренажное отверстие испарителя или в воздуховод за воздушным фильтром. Так что придётся немного напрячься: либо снять фильтр, либо ползать под машиной в поисках дренажа.
Пользоваться пеной нужно аккуратно. В системе она должна полностью осесть и вместе с грязью вытечь через дренаж наружу. Если слишком поторопиться, пена может вылететь из дефлекторов в салон. И вместо чистоты испарителя будет свинарник в салоне. Чтобы нечаянно не испортить всё предприятие, нужно очень внимательно читать инструкцию по применению. Универсальных советов тут нет – только следование инструкции.
Больше в кондиционере чистить нечего. Но кое-что интересное сказать ещё необходимо.
Несколько советов
Понятно, что самостоятельная чистка затевается исключительно ради экономии. Если бы не тяга зажать лишние 1000-1500 рублей, лучше было бы поехать на чистку к профессионалам. Всё-таки хорошая контора сделает всё намного эффективнее, а в случае самостоятельной очистки мы даже не можем гарантировать эффективность пены, аэрозоли или другого выбранного средства. Их много, а что там внутри – сказать никто не может. И цены на них тоже бывают разными.
Мне, например, шашка обошлась в 500 рублей. И она помогла, а аэрозоль за 300 – нет. Итого, уже получилось 800. Вроде, не так уж и много, но можно сделать ещё дешевле. Для этого придётся не только самостоятельно обрабатывать систему, но и делать средство для обеззараживания. В Интернете можно найти десятки рецептов, в основе которых лежат лизол или хлоргексидин, которые можно купить в аптеке. Пользоваться ими надо аккуратно (особенно лизолом), но результат, судя по отзывам, получается неплохим. По крайней мере знаете, что брызжете чем-то полезным, а не непонятной аэрозолью с авторынка.
Если очистка с первой попытки не принесла результатов, отчаиваться не стоит. Если испаритель загажен основательно, одной процедуры может не хватить, и тогда через день-два есть смысл её повторить. И результата добиться тут можно.
И, наконец, последнее. Чтобы не давать в испарителе разводиться всяким микроорганизмам, достаточно не создавать им для этого благоприятных условий. То есть не давать конденсироваться влаге. Для этого достаточно выключить кондиционер или климат-контроль за несколько минут до того, как заглушите мотор около дома. Тёплый воздух довольно быстро высушит испаритель, и бактериям размножаться будет намного сложнее. Само собой, со временем они там всё равно устроят свою колонию, но произойдёт это позже. Вполне вероятно, что машина к тому времени будет уже у нового владельца, и воевать с ними будет уже он.
Само собой, на чистоту конденсора заблаговременное выключение никак не влияет. И радиаторы мыть придётся в любом случае. И лучше это делать всё-таки в сервисе с разборкой пакетов радиаторов. Иначе можно расстаться не только с кондиционером, но и с мотором, и с АКП из-за их хронического перегрева. А это уже совсем другие деньги.