Как происходит оценка авто после дтп страховой
Как рассчитывается выплата ущерба по ОСАГО с учетом износа
В результате аварии автомобиль получает явные и скрытые повреждения. Страховые компании стремятся снизить свои расходы и уменьшить размер компенсации.
Чтобы контролировать процесс и вовремя обжаловать решение, необходимо знать, как проходит оценка ущерба по ОСАГО.
Оценка ущерба по ОСАГО
В соответствии с данными нормативными актами выплата осуществляется в заявительном порядке. Каждый факт в заявлении необходимо подтвердить документально.
Вы можете подать заявление в страховую компанию:
Обязанность по оценке возлагается на страховую. Если выплату занизили, вы имеете право обратиться к независимому эксперту для проведения повторного осмотра. Впоследствии (при выявлении факта занижения компенсации), расходы можно будет взыскать со страховщика.
Сроки
Срок возмещения составляет 20 календарных дней с момента регистрации заявления о наступлении страхового случая. В него входит процесс осмотра автомобиля и проведение экспертизы.
Поставьте в известность страховщика, если вы своевременно не предоставляете транспортное средство на осмотр. Предельный срок задержки не может превышать 20 дней.
При повторном пропуске, документы и заявление будут возвращены. Обратитесь повторно. Сроки начнут исчисляться с момента подачи нового заявления.
В течение 5 дней с момента подачи заявления, вы обязаны предоставить транспортное средство для проведения осмотра:
Если транспортное средство расположено в труднодоступном месте, осмотр может быть проведен в течение 10 дней. Расходы на проведение экспертизы и приезд эксперта к несет страховая компания.
Если в течение 5 дней страховщик не назначает проведение осмотра, обратитесь к независимому эксперту. В этом случае за основу расчета величины ущерба принимается его отчет, а страховая компания теряет право требовать предоставления автомобиля на осмотр.
Единая методика расчета
Основные нюансы единой методики:
Учет износа комплектующих при определении размера ущерба приводит к тому, что полученной компенсации недостаточно для восстановления повреждений. Если ремонт проводится за счет страховой, то мастера используют только новые детали, стоимость которых выше, чем у бывших в использовании.
То есть пострадавший попадает в ситуацию, когда он обязан внести дополнительные денежные средства на ремонт своего авто, даже при наличии страховки.
Чтобы этого избежать, требуйте определение размера компенсации за потерю товарной стоимости при оценке ущерба.
Если страховая занижает ущерб
Распространенные способы занижения размера ущерба:
Если у вас возникли подозрения о занижении размера компенсации, обратитесь в независимую оценочную компанию.
Проверить среднюю стоимость запасных частей, нормочасов и материалов можно на сайте РСА.
Оспаривание оценочного отчета
Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.
Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.
Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.
Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.
Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:
В случае отказа страховой компании от удовлетворения требований по претензии, вам придется защищать интересы в судебном порядке. Суд не берет за основу отчеты страховой или заявителя, а назначает судебную экспертизу.
Независимая экспертиза
Для получения справедливой компенсации:
Если не согласны с суммой компенсации, то:
При положительном решении страховщика, вы получите не только выплату в соответствии с результатами отчета, но и возмещение расходов на эксперта.
Документы
Для проведения повторной оценки повреждений понадобятся:
Оценщик должен состоять в СРО и подтвердить наличие лицензии на оценочную деятельность. Проверить данную информацию можно по ссылке.
Подведем итоги
Чтобы полноценно оценить ущерб по ОСАГО, необходимо учесть следующее:
Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб
О чём это?
Если вы пострадали, то можно получить все нужные для ремонта деньги. Если вы виноваты, то доплатите за ремонт пострадавшему.
Как было раньше?
Страховщики считают выплаты по единой методике Центробанка. Ремонт и замену деталей оплачивают с учетом износа. Чаще всего ОСАГО покрывало не 100% стоимости ремонта.
Например, у трехлетнего автомобиля в ДТП поврежден бампер. Деталь нельзя отремонтировать и приходится менять на новую. Страховая выплатит только часть денег за бампер, а разницу доплатит автовладелец. Бампер стоит как новый, но страховая почему-то считает, что он трехлетний.
Что стряслось?
Это хорошо или плохо?
Если мою машину повредят, что мне делать?
Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.
Собирайте все документы на услуги автосервиса и оплату запчастей. Храните документы от страховой компании.
Предложите виновнику возместить ущерб добровольно или обратитесь в суд. Если вы выиграете суд, вам возместят расходы на юриста и госпошлину.
Сделайте фотографии поврежденного автомобиля. Предложите провести независимую экспертизу, чтобы оценить ущерб. Уточните сумму возмещения в страховой компании. Если согласны с ущербом, возместите добровольно, чтобы не оплачивать судебные издержки. Берите расписки на каждую сумму, которую передаете в счет ущерба.
Если считаете, что ущерб завышен, ищите грамотного юриста. В суде можно доказать необоснованные расходы и уменьшить выплаты.
Дъявол, как всегда, кроется в деталях: что суд посчитает реальным/фактическим ущербом, как его будет оценивать, будут ли для расчета ущерба приняты подтверждённые фактические затраты? Опять же, «фактические» затраты могут легко раздуть, например, договорившись с небольшой частной СТО о завышении стоимости ремонта по документам.
Также бывают случаи, когда фактических затрат на восстановительный ремонт пострадавший не понёс, а просто решил получить страховое возмещение по ОСАГО и сразу продать свой поврежденный в ДТП автомобиль в не отремонтированном виде. А потом обратился к пресловутым «автоюристам», работающим в связке со «своими» совершенно «независимыми» от них оценщиками, которые раздули оценку ущерба всеми возможными способами (например, приписав не существующие не скрытые повреждения, которых реально не было и которые не были указаны ни в справке о ДТП, ни в акте осмотра оценщиком страховой). При этом страховое возмещение превысило сумму фактического ущерба, рассчитанного как разница/потеря рыночной стоимости авто в состоянии до и после ДТП? Как бороться с такими мошенническими попытками неосновательного обогащения?
Износ учитывается только если потерпевший ДОБРОВОЛЬНО соглашается на денежную выплату, в иных случая предусмотрен ремонт без учета износа.
А раз потерпевший добровольно согласился на износ, то уже не имеет права предъявлять требование о компенсации к виновнику.
CTigra, а если потерпевший получил деньги от страховой без износа, т е по цене новых деталей, у него есть право что то требовать с виновника? Все его расчёты не буду описывать,возьмём одну деталь, за неё ему насчитали 50 тыс, в магазинах цена от 40-60 тыс и он машет распечатками с тырнета с ценой 60 тыс, что ему не доплатили, плати разницу, за 50 тыс не хочу бампер, за 40 темболее. Ну блин на лицо, что хотят денег из воздуха. Как себя вести? Соглашаться? Послать лесом? Его иск в суде, но ещё не вызывали. Хочу понять как себя вести. Тоже махать картинками с инета, что есть цена вообще на 10 тыс ниже, чем ты получил?
CTigra, CTigra, Здравствуйте, давно ли такая практика, у нас в регионе (в Челяб. области) областной суд поддерживал взыскание разницы по износу с причинителя вреда, по крайней мере в декабре 20г. Такого толкования я не видел, хотя оно разумно. Сейчас много жуликов специально отказываются от ремонта, берут деньги и остаток требуют с причинителя. Может практика изменилась в ВС? Благодарю за ответ!
Как правильно определить оценку ущерба автомобиля от ДТП и получить максимальную страховую выплату?
Главный вопрос, волнующий любого автовладельца после аварии — это характер повреждений и дальнейший ремонт транспортного средства. Получение страховой премии доступно после того, как будет проведена экспертная оценка. Для извлечения максимального возмещения ущерба важно четко зафиксировать все последствия дорожно-транспортного происшествия.
Как считают и кто должен оценить ущерб от ДТП?
Согласно закону для расчета стоимости ущерба и оценки повреждений страховая компания обязана привлекать стороннего эксперта.
При проведении оценки страховщик опирается на методику, которая основывается на Базе цен запчастей, где данные актуализируются не реже, чем каждые полгода. Результатом деятельности будет отчет об оценке ущерба.
Таким образом, при формировании фактического размера компенсационных выплат учитывается:
Документы для проведения оценки
До начала процедуры оценщику предоставляется пакет бумаг:
Почему уменьшается сумма страховой оценки ущерба по ОСАГО при ДТП?
Страховая компания — материально заинтересованная сторона. Ей, как бы грубо это ни звучало, выгодно выплатить меньше. Нередко случается так, что при проведении осмотра пострадавшего автотранспорта оценщик может неправильно указать параметры для расчета или вовсе не учесть некоторые дефекты, особенно скрытые и неявные. Выплата оказывается заниженной из-за завышенных ожиданий пострадавшего. В этом случае выбор всегда остается за автовладельцем: можно вызвать независимого эксперта либо довериться приведенным расчетам.
Что делать, когда страховщик занижает реальную выплату по ОСАГО?
Если есть сомнения насчет назначенной страховой суммы, то Российский Союз Автостраховщиков (РСА) настоятельно советует прибегнуть к услугам независимых экспертов.
Это незаинтересованная сторонняя организация и поэтому они способны объективно составить протокол, наиболее подробно отражающий все дефекты и назначить оптимальную сумму денежных выплат для пострадавшего.
Независимая экспертиза оценки ущерба при ДТП
Такая экспертиза входит в разряд наиболее востребованных оценочных услуг. Основная задача — определение нанесенного ущерба, выяснения обстоятельств ДТП, предварительная оценка и последующий расчет рыночной стоимости автомобиля.
Если планируете прибегнуть к услугам независимого эксперта, то необходимо проверить включен ли он в государственный реестр и обладает высшим техническим образованием. РСА также требует от экспертов прохождения специализированных курсов и периодичного повышения квалификации (минимум 1 раз в 5 лет). Профильный стаж представителя должен превышать 12 месяцев.
При каких обстоятельствах требуется независимая проверка автомобиля после ДТП?
Вызов специалиста чтобы посчитать ущерб чаще всего осуществляет пострадавшая сторона, когда категорически отказывается соглашаться с размером назначенной страховой премии.
Какие вопросы нужно задавать оценщику?
Эксперт вправе ответить на такие вопросы, как реальная сумма нанесенного ущерба, рассказать о скрытых повреждениях. Многих может заинтересовать влияние ДТП на последующую продажу авто. А также даст ответ на самый главный вопрос — корректность назначения страховых выплат.
Цена автоэкспертизы после ДТП
Стоимость процедуры зависит от региона и характера повреждений.
Минимальные — характеризуются повреждениями некоторых деталей, которые не влияют на движение автомобиля. Цена колеблется в радиусе 3-4 тыс.рублей.
Средний объем — имеются поверхностные дефекты и несложные внутренние. Эксплуатация автомобиля возможна, но нежелательна. Цена экспертизы такого случая — 4-5 тыс.рублей.
Большой объем запрещает использование автомобиля. Значительно повреждены внешние и внутренние детали, а также возможен перекос кузова. Цена — 5-6 тыс.рублей.
Огромный объем, другими словами тотальные повреждения,— наиболее сложный из вопросов и поэтому цена на такую экспертизу будет варьироваться в радиусе 6-8 тыс.рублей.
Срок проведения автотехнической экспертизы после аварии
У страховой компании есть обязанность провести экспертизу оценки ущерба автомобиля не позднее 5 рабочих дней с того момента как поступает информация о ДТП. Если установленное время затягивается, то потерпевшие вправе обратиться в стороннюю организацию, предупредив об этом второго участника аварии.
Максимальный срок 10 дней. Период рассмотрения индивидуален и зависит от загруженности специалиста и сложности ситуации.
Как оспорить проведенную после ДТП оценку?
С 01.09.2014 года п. 21 ст. 12, п. 1 ст. 16.1 и п. 3 ст. 19 Закона об ОСАГО предусмотрен досудебный порядок решения спорной ситуации.
Согласно ему автолюбитель пишет письмо страховщику с претензией о заниженной сумме выплаты и просьбой выплатить оставшуюся сумму. В письме важно указать, что в случае отрицательного решения или отсутствия ответа автомобилист будет подавать исковое требование в суд. К письму прикладывается копия заключения независимого эксперта.
Со своей стороны страховая в течение 5 рабочих дней производит оплату либо направляет официальный отказ. При составлении письма прописываются реквизиты банковского счета на случай положительного решения.
Если по вашему запросу пришел отрицательный ответ или вовсе не поступал, то следует обратиться в суд.По мере вступления в юридическую силу положительного судебного решения нужно получить исполнительный лист, с которым в дальнейшем обратиться к страховщику либо непосредственно в банк (если компания игнорирует решение суда).
Как бесплатно посчитать и оценить ущерб самому?
Услуги независимого эксперта требуют дополнительных затрат. Чтобы понять нужно ли вам его официальное заключение, произведите подсчет ущерба самостоятельно. Такая функция доступна на сайте РСА.
Расчет производится вручную, основываясь на Единую методику определения ущерба, а также с помощью онлайн-калькулятора.
Как рассчитать стоимость ремонта онлайн на сайте РСА?
Чтобы просчитать самостоятельно ущерб от ДТП онлайн и узнать на какую сумму рассчитывать обратитесь к официальному сайту РСА.
Для расчета доступны усредненные цены, которые установлены на нормочас работ, материалов, а также запасных деталей. Для этого требуются сведения:
После вычисления стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ рассчитывается цена с учетом износа посредством ЕМРУ.
Методики оценки социально экономического ущерба от ДТП
ЕМРУ — единая методика расчета, которая представляет собой несколько формул.
Итоговое определение цены исходит из формулы РК = СР + СМ + СД, где РК — назначенный размер компенсации, получающийся при суммировании СР (тарифа на ремонт), СМ(цены материалов) и СД(стоимости деталей).
При вычислении СР и СМ учитывается дата и регион аварии. При определении СД принимается в расчет износ авто и усредненная цена СД (обозначим как СД средн).
Сначала рассчитывается коэффициент износа (К). Формула сложная, поэтому лучше использовать онлайн калькулятор. Далее значения подставляются в формулу и рассчитывают сумму ущерба (1-К)*СД средн=СД
Калькулятор расчета ущерба авто после ДТП
Сегодня интернет пространство пестрит онлайн-калькуляторами. Представленная методика гораздо проще, но показывает ориентировочный результат. Как уже было отмечено, учитываются нескольких факторов:
Если интересует точная информация, то лучше прибегнуть к вышеуказанным методам либо к помощи эксперта.
Таблица выплат по ОСАГО
РСА разработал перечни, которые содержат информацию, позволяющую определить страховую премию. Таблица стоимости запчастей содержит в себе усредненные сведения о цене деталей, нормочасов и расходных средств. Ознакомиться с таблицей лучше на сайте РСА, она содержит более 80 миллионов наименований.
Помимо оплаты ремонта может производиться выплата пострадавшим пассажирам и водителю. Выплата осуществляется на основании зафиксированных травм. Если таковых было несколько, то оплата будет производиться за каждую.
Базовые ставки ОСАГО
Выплаты по ОСАГО
Поместить несколько таблиц страховых выплат ( по регионам, по страховым кампаниям)
Оценка ущерба для суда
Когда между участниками ДТП возникает спорная ситуация или если у сотрудников правоохранительных органов не получается восстановить картину происшествия, то рекомендуется прибегнуть к судебной экспертизе.
В процессе изучаются обстоятельства в момент аварии. В итоге устанавливается виновник ДТП, изучается техническое состояние автотранспортных средств до и после аварии, указываются нанесенные повреждения с последующей стоимостью восстановительных работ.
Видео по теме
Подводя итог, хотелось бы отметить, что оценка ущерба автомобиля — неизбежная процедура для водителя, попавшего в аварию. Главное — не терять голову и грамотно зафиксировать произошедшее, указав все полученные автомобилем повреждения. В этом случае всегда можно оспорить ДТП в судебном порядке. При выборе страховщика лучше ориентироваться не только на цену, которая предложена для заключения договора. Не поленитесь изучить отзывы о компании. Это поможет избежать ситуаций с вынужденным обращением к независимым экспертам для оценки ущерба автомобиля после ДТП.
Как оценивается ущерб страховыми по ОСАГО
При ДТП водитель имеет право на компенсации по страховым полисам. А именно – по ОСАГО. Чтобы узнать, сколько положено средств, используется единая методика. С ее вводом процедура калькулирования стала более понятной.
Что такое ЕМРУ
ЕМРУ – единая методика расчета ущерба. Представляет собой метод, предназначенный для подсчета компенсаций, выплачиваемых страховыми компаниями. Фактически является совокупностью нескольких формул. Применяется только тогда, когда получателем является физлицо.
В разработке ЕМРУ принимали участие Центробанк, Российский союз автостраховщиков и Минтранс. До появления упомянутой методики существовало пять разных государственных рекомендуемых способов калькуляции страховки. Это приводило к определенным трудностям.
Кто имеет право пользоваться ЕМРУ
Не у всех есть право использования единой методики расчета ущерба. Такие полномочия имеются у:
Для правильного расчета требуется изучить акт осмотра транспорта, составляемый при изучении последствий дорожного события. Он пишется и подписывается в присутствии свидетелей. Чаще – участников ДТП.
Экспертиза для расчетов
Для правильного определения суммы, положенной к выплате, требуется провести предварительную экспертизу транспортного средства. Без нее добиться необходимого результата не получится. Эксперты, проводящие операцию, обязательно соответствуют условиям:
Страховщик получает лицензию — соответствующие данные вносятся в список технических экспертов. Этот документ размещен на сайте РСА. В нем указываются наиболее развернутые данные о страховом работнике – контактная информация, ФИО, место регистрации.
Формула
Чтобы рассчитать компенсации, положенные по ОСАГО после ДТП, требуется сложить суммы:
Во внимание берется средняя рыночная стоимость оказываемых услуг, а также затрачиваемых ресурсов. Допускается небольшое отклонение от установленных цен. Оно не должно быть больше 10 %.
При проведении подсчета стоимости работ и материалов учитываются такие факторы как регион, в котором произошла авария, а также дата дорожно-транспортного происшествия.
При осмотре автомобиля и высчитывании нанесенного ущерба учитываются только повреждения, появившиеся вследствие происшествия. Если кто-то поцарапал ТС до дорожно-транспортного происшествия, страховые компании не будут выделять на устранение этого нюанса денежные средства.
При подсчете компенсации по ОСАГО учитывается износ деталей. В этом случае необходимо уточнить соответствующий коэффициент и отнять его от единицы. Далее стоимость детали умножается на полученный показатель. Из-за этого все финансы, потраченные на поврежденные детали не получится вернуть ни при каких обстоятельствах.
Если в ходе вычислений сумма компенсации превышает ценник новой машины той же марки и модели, страховщики выдают деньги не на ремонт, а на приобретение нового автомобиля.
Читайте также
Даже небольшое ДТП предполагает стресс для всех его участников и создает определенные сложности. Важно не
Бланк полиса ОСАГО – утверждён на государственном уровне, имеет несколько степеней защиты от подделки. Несмотря
Попав ДТП не по своей вине, каждый гражданин имеет право на возмещение ущерба. Покрытие убытков
Ежегодно каждый автовладелец приобретает полис ОСАГО. Хорошо, когда страховщик проверенный и не нужно тратить часы
Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд
Европротокол, ремонт без износа и автоюристы
Закон об ОСАГО и так был сложным, а стал еще менее понятным для обычных людей. Например, как быть владельцам старых полисов, машин на гарантии и тем, у кого ремонт дороже максимальной выплаты?
Почему это важно
Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.
Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.
Какие правила возмещения на вас распространяются
Главное изменение в законе — о порядке возмещения: должна ли страховая выплачивать компенсацию деньгами или отправит на ремонт. Раньше можно было выбрать. По новым правилам только ремонт.
Ущерб возмещают по тем правилам, которые действовали на момент оформления полиса причинителя вреда. Если виновник купил полис до 28 апреля 2017 года, можно выбрать ремонт или деньги. Если его полис оформлен позже — в приоритете ремонт. Это касается и прямого возмещения.
Если ДТП массовое
С 26 сентября 2017 года при массовых ДТП можно получить прямое возмещение, даже если полис купили раньше. В законе так и написали, что это работает для всех ДТП с этой даты.
Массовое ДТП → прямое возмещение.
Если полиса нет в общей базе
Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.
Если автовладелец захотел сэкономить и купил подделку на сомнительном сайте, договор ОСАГО не признают заключенным и ущерб пострадавшему за счет страховой не возместят. Деньги придется требовать напрямую с виновника через суд.
Если в полисе ошибки
При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.
Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.
До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.
После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.
Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.
Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.
Если вам отказывают в возмещении из-за ошибки в полисе виновника, требуйте положенное по закону — он на вашей стороне.
Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис
Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.
Если меняется владелец или автомобиль, нужно покупать новый полис.
Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.
Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.
Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше
Не стоит ремонтировать машину до осмотра страховщиком, даже если оформлен европротокол. Верховный суд пояснил, что страховая может отказать выплате и будет права.
Если машина в аренде, продается или покупается
Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.
Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.
Когда работает прямое возмещение ущерба
Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую виновника, а в свою. То есть виноват другой водитель, у него полис в какой-то там страховой компании. Тогда вы идете за выплатой в свою страховую, которую сами выбрали и с которой хотите иметь дело. Ваша страховая возместит вам ущерб, а ей потом все возместит страховая виновника.
За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.
Если пострадавший обратился в свою страховую за прямым возмещением, а потом узнал о вреде здоровью, можно обратиться за компенсацией вреда здоровью в страховую виновника.
За что положено возмещение
Компенсация за утрату товарной стоимости
В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.
Как считают компенсацию
Полная гибель
При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.
Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.
Если виновника ДТП нет в полисе
А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.
Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом
Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.
Кто отвечает за качество ремонта
Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.
Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.
Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.
Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.
Если пропущен срок обращения за ремонтом
Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.
Если машина на гарантии
Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.
Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.
Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.
Если страховая не работает с нужным автосервисом
Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.
Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.
Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.
Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.
Доплата за ремонт
Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.
Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.
Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.
Когда можно продавать права на возмещение автоюристам
Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.
Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.
Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.
Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.
Что еще можно получить от страховой
Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.
Дополнительные компенсации могут быть такими:
Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.
Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.
Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.
Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.
Как проходят осмотр и экспертиза
После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.
Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.
Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.
Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.
Если машину нельзя доставить на осмотр
Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.
Если она отказывается или не может, вот тогда автовладелец имеет право провести свою экспертизу — ее результаты будут иметь силу. Но схитрить не получится: если выяснится, что машину все-таки можно было предоставить на осмотр страховщику, данные экспертизы не признают.
Как общаться со страховой
После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.
Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.
Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.
Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.