Как проезжать глубокие лужи на машине
Как проезжать броды. Секреты мастерства от Тьерри Невилля
Впереди выходные и не хочется спать — самое время подумать о вечном 🙂
Вы когда-нибудь пробовали проскочить большую лужу на скорости? Как вам, понравилось? Лично мне приходилось несколько раз влетать в лужу на 100-120 кмч. На обычной машине, на обычной дороге. Не скажу, что это большое удовольствие. Вероятно от того, что мне больше нравится прыгать. В любом случае, полезно знать, как проезжать воду и как использовать аквапланирование с пользой.
Ралли Аргентина — этап чемпионата мира WRC, известный множеством разнообразных бродов и глубоких луж. Чтобы показать здесь хороший результат, очень важно уметь проезжать их как можно быстрее.
Чрезмерная осторожность приведет к потере времени, а слишком высокая скорость и инерция машины могут попросту уничтожить систему охлаждения. К тому же, очень высока вероятность гидроудара, ведь вода может попасть даже в цилиндры.
В чем же секреты правильного прохождения водных преград. Своим опытом с нами поделился пилот WRC заводской команды Hyundai Motorsport Тьерри Невилль:
“Самое главное — знать тип водного препятствия, с которым вы столкнулись и его глубину. Здесь, в Аргентине, много различных типов бродов — длинные, глубокие, проезжаемые на полном газу, а некоторые находятся прямо в повороте. Для меня последние — самые сложные. Также важно продумать точки входа и выхода. Иногда вода бывает внизу очень крутого спуска, и передняя часть машины сначала ныряет под воду и лишь потом может подняться. Это самые опасные для машины водные преграды.
На ознакомлении с трассой мы отмечаем как можно больше подробностей. Мы не останавливаемся и не измеряем глубину, но вы можете понять ее по тому, как замедляется машина. Мы также отмечаем насколько тот или иной брод склонен к увеличению глубины во время дождя. В некоторых местах это происходит, а в некоторых нет. В этом году большинство луж были около 10-15 сантиметров глубиной. Самые глубокие до 20 см.”
“Как и большинство машин WRC в Аргентине, мой i20 оснащен системой защиты от повреждения водой. Ее активирует мой штурман Николас, который знает по стенограмме, когда нужно включить защиту, а когда можно просто проскочить лужу. Когда нужна защита, Николас тянет небольшой рычаг, установленный справа от его сиденья на каркасе. Этот рычаг закрывает специальную заслонку, которая перекрывает всю фронтальную часть впускной системы двигателя. В это время мотор дышит через второе впускное отверстие, которое находится с обратной стороны двигателя. В это же время отключается питание вентиляторов системы охлаждения, чтобы не повредить их при ударе о воду. Также включаются омываетли лобового стекла и дворники.”
“По коротким и мелким лужам мы едем как обычно. Мы чувствуем, что машина немного замедляется, но в остальном — никакой разницы. В остальных случаях очень важно правильно оттормозиться перед препятствием так, что бы можно было пройти его на газу и поднять нос перед входом в воду. Находясь под правильным углом, защита днища поможет машине проскользить по воде, как лодка. В таких случаях вы всегда чувствуете сопротивление воды. Это очень впечатляющее ощущение.”
“Теперь главное держать газ чтобы выехать. Дворники будут сметать с лобового стекла стену воды. После того, как мы проходим глубокую часть, Николас отключает заслонку впускной системы, мы снова можем использовать полную мощность и уезжаем.”
А как вы справляетесь с водой на дороге? Делитесь опытом, друзья.
Как водить машину во время потопа: ликбез для краснодарских автомобилистов
Когда потопы на дорогах в центре Краснодара случались лет двадцать назад, паники было больше, сегодня такие стихийные бедствия происходят по несколько раз в сезон и удивления ни у кого не вызывают. Но пока депутаты десятки лет тщетно спорят о путях решения проблемы, автомобилисты города вынуждены мириться с реалиями, обучаясь безопасному вождению в условиях локальных наводнений муниципалитета.
Последние наводнения на улицах Краснодара доходят до абсурда: в лужах тонут не только малолитражки, но и вполне престижные «джипы». Речь идет не о городских кроссоверах, а о среднеразмерных и даже полноразмерных внедорожниках, коим по статусу положено проходить вброд целые реки и вместе с ними мешать грязевые потоки.
Коль в городских лужах во время обильного дождя тонут даже «вездеходы», проблема, очевидно, в самих водителях, которые не готовы ездить в таких условиях, но могли хотя бы научиться. Поэтому навык правильно проезжать водные препятствия в условиях городских джунглей будет актуален ближайшие годы, ведь синоптики в своих скупых прогнозах не гарантируют постоянного ясного неба над головой. Автопортал24 | Кубань попытался разобраться в правилах вождения по затопленным лужам и дать пару важных советов автомобилистам города и всей России.
Не знаешь, как ехать, не мучай автомобиль!
Общеизвестный факт – городской автомобиль не гидроцикл, и тем более не вездеход, но проехать в достаточно суровых условиях современная машина способна, однако, часто попытки форсировать неизвестные участки дороги терпят фиаско.
Как водить машину во время потопа: ликбез для краснодарских автомобилистов
Часто дело вовсе не в глубине лужи, а в так называемых «подводных камнях»: открытые канализационные люки, смытая решетка ливневого колодца, глубокие выбоины и т.д. В конце концов, такие участки дорог опасны бетонными блоками или кучами забытого дорожниками асфальта. На наших дорогах, как известно, встречается многое. Таким образом, идеальный вариант – оставить машину и никуда не выезжать. При возможности лучше всего перегнать автомобиль в более высокое место.
Но если дорога зовет в путь, прокладывайте свой маршрут в обход локаций, где водные массы могут скапливаться в больших объемах: тоннели, проезды под путепроводами и железнодорожными мостами несут серьезную угрозу, говорят специалисты сайта a-tl.kz.
Дороги, как море…по колено!
Когда переждать дождь нет возможности, объехать водную преграду тоже и единственный вариант – двигаться вперед, знайте, что облегчить сложившиеся условия для Вас и Вашего железного коня может собрат, выехавший на опасный участок впереди Вас. Двигаясь по луже, он создает так называемый «кильватерный след», уровень воды в котором будет ниже на пару сантиметров. Однако, от следующего за «разведывательным» авто водителя потребуется определенное мастерство: необходимо не только держать постоянную скорость, но и минимальную дистанцию, остерегаясь встречных авто.
Важно «гнать волну», чтобы вода не заливала в подкапотное пространство «кильватерный след» можно формировать собственным бампером, однако, для этого также необходимо держать постоянную скорость и рассчитывать на сознательность водителей встречных машин, которые могут и должны соблюдать постоянную, но не высокую скорость.
Описанные выше ситуации характерны для городской среды, когда вокруг много других автомобилей и все едут так, как предписано в подобных ситуациях. Но важно понимать, что большинство водителей на практике, увы, понятия не имеют, как ездить по затопленным участкам дорог и какие опасности их могут подстерегать. Конечно, Вас никто не заставляет штудировать учебники по автомобильному строению, однако, дождливая погода и другие капризы южного региона тот самый случай, когда можно заглянуть в технические характеристики своего автомобиля. Где подробно разжевывается все, а особенно параметр паспортной глубины преодолеваемого брода, написанный исходя из мысли о том, что за рулем машины окажется клинический кретин. Еще один интересный параметр – фактическое расположение воздухозаборника и воздушного фильтра двигателя внутреннего сгорания.
Едем на свой страх и риск!
Зная технические особенности своего автомобиля, например, где расположено сопло воздухозаборника, вы можете сделать определенные выводы относительно своей машины и ее возможностях. Но «бывалые» подготовили несколько нехитрых правил, использовать которые Вы можете на собственный страх и риск.
Первое, что важно знать и о чем надо помнить всегда – автомобиль должен двигаться по затопленному участку дороги не быстро, но уверенно. Тормозить нельзя ни в коем случае, если машина встанет, шансов возобновить ее движения становится меньше с каждой секундой. Суть проста – если вода в мотор не попадет через воздушный фильтр, с ее доставкой к цилиндрам отлично справится выхлопная система. Вставший на месте автомобиль теряет давление в выхлопной системы, и вода уверенно проникает вовнутрь, а далее знакомый всем «гидроудар» и капитальный многотысячный ремонт.
Но не стоит рассчитывать на то, что автомобиль сможет двигаться вброд бесконечно. Напора газов может попросту не хватить, чтобы сдерживать давление воды. В другом случае, даже если выхлопные газы помешают водным массам попасть внутрь, может образоваться гидравлическая пробка и ДВС заглохнет «задохнувшись» продуктами горения.
Если автомобиль заглох – не пытайтесь его завести. Отложите все планы и смиритесь с тем, что Ваш путь окончен. Дождитесь эвакуатор и везите машину на СТО. Не исключено, что реанимировать ее будет проще и дешевле, чем вопреки всему и вся «доплыть» до противоположенного берега.
Рискнув форсировать водную преграду, помните, что в случае неудачи страховая и производитель никаких выплат делать не обязаны. Вы сами ответственны за тех, кого приручили, и за нарушение правил эксплуатации будете расплачиваться деньгами из собственного кармана. Риск, дело достаточно благородное, но не всегда оправданное.
Как ездить по лужам, чтобы не повредить двигатель
Даже небольшого дождя хватит, чтобы изношенные шины “поскользнулись” на масляно-бензиновой плёнке, шины всплыли, потеряв сцепление с покрытой толщей воды дорогой, а ямка, заполненная водой, оказалась с сюрпризом. Но все эти неприятности худо-бедно можно пережить. Чего не скажешь о гидроударе двигателя.
На самом деле, для риска, что цилиндры “хлебнут” воды, много не нужно. Какой-нибудь получасовой ливень, что бывают только летом, низина по дороге следования и, пожалуй, неправильные решения водителя — этого вполне хватит, чтобы отправить даже крепкий мотор в нокаут.
Единственный способ 100%-ной профилактики от ситуации, когда водитель невольно управляет уже не машиной, а гандолой, будет только отказ от поездки во время сильного дождя.
Во всех остальных случаях вполне реальна ситуация: машина оказывается посреди слоя воды, вокруг плывут такие же коллеги по несчастью на “аварийке”, и конца этому морю разливаному не видно.
Точь-в-точь как на подъезде к затопленному аэропорту Шереметьево в Москве недавно. И как бывает в некоторых районах Минска после ливней.
Как преодолеть глубокие лужи безопасно
Итак, это случилось. Впереди водная преграда, а проехать необходимо. Как вести себя при “большой воде” водителю?
Во-первых, будьте готовы к неприятным последствиям. Попав на узлы и механизмы автомобиля, вода, вероятно, вызовет коррозию деталей. Точно не избежать контакта с водой подвеске и тормозной системе. Так что после даже удачного форсирования залитого водой участка будьте готовы к последующему обслуживанию этих узлов автомобиля.
Въезжать в глубокую лужу на машине со слишком горячим двигателем нельзя. При контакте с холодной водой впускной коллектор и прочие детали от перепада температур просто потрескаются.
Другая причина заключается в том, что при форсировании луж с более-менее остывшим мотором удастся отодвинуть момент автовключения электрического вентилятора системы охлаждения, а тот вполне способен за счёт вращения залить весь моторный отсек водой даже при небольшом уровне этой самой воды. Поэтому совет первый — перед преодолением глубокой лужи постарайтесь остановить машину и заглушить мотор хотя бы на 5 минут.
С другой стороны, если вам удалось найти относительно благополучное место для стоянки, может ну её, эту лужу? Автомобиль и нервы будут целее.
Глубокие лужи опасны не только высоким уровнем воды, но и полной неизвестностью. Под толщей воды может скрываться открытый канализационный люк, кусок армированной трубы или промоина, которая вполне способна утопить машину.
Подъезжая к “большой воде”, по возможности лучше поставить машину на “аварийку” и отправиться исследовать дно: состояние дороги на въезде и выезде, твёрдость дна и глубину участка.
Как минимум стоит внимательно следить за другими автомобилями: как они объезжают лужу, где её глубина меньше. Запомнив траекторию благополучного преодоления, можно осторожно трогаться и повторить манёвр.
Но это крайний вариант, конечно. Если есть хоть какой-то вариант объехать глубокую воду или поставить автомобиль на безопасном участке, лучше передумать.
У отдельных внедорожников для преодоления брода предусмотрено допоборудование — шноркель. Установив его, можно существенно поднять точку забора воздуха в двигатель.
При форсировании водной преграды вместе с воздухом в воздухозаборник может попасть и вода, вызвав гидроудар мотора. Поэтому относительно безопасно проезжать можно только те лужи, максимальная глубина которых достигает не больше 3/4 от высоты воздухозаборника.
Откройте капот и посмотрите, где именно расположен воздухозаборник. Затем мысленно проведите линию по кузову. Если вода вровень или выше этого уровня — не думайте въезжать в лужу.
Допустим, глубина толщи воды на дороге меньше уровня расположения воздухозаборника. Означает ли это, что можно безопасно форсировать лужу? И да и нет. Если вам повезло с автомобилем и с расположением воздухозаборника, вы сможете спокойно форсировать лужи глубиной до 0,4-0,5 метра. Но любое внезапное изменение уровня воды, например, провал в яму — и двигатель получит гидроудар.
Подняв волну при движении с высокой скоростью, вы рискуете залить воздухозаборник сверху. То же самое касается волны от попутных и встречных автомобилей.
Для проезда по глубокой луже лучше выбрать первую передачу и поддерживать невысокие, но стабильные обороты двигателя. Избегайте резких торможений и ускорений: это поднимет волну, которая может залить моторный отсек.
В идеале нужно выбрать такую скорость движения, чтобы волна, которая образуется перед машиной, всё время бежала впереди, и радиаторная решётка оказывалась в послеволновой впадине.
Старайтесь держаться подальше от других автомобилей, особенно крупных внедорожников: им водные преграды нипочём и они поднимают большую волну, которая угрожает непосредственно вашему автомобилю. По этой же причине просто стоять по самые стёкла посреди моря разливаного на “аварийке” и просто ждать, когда это всё кончится — не лучшая стратегия. Таким образом вы, может, и не зальёте цилиндры, зато это легко сделают соседи по потоку, объезжая вас со стороны.
Если вы въехали в лужу, которой не видно конца, и она с каждым отрезком всё углубляется, не паникуйте. Во-первых, вы уже знаете о месторасположения воздухозаборника в вашем авто и понимаете, с какого момента двигателю грозит реальная опасность. Во-вторых, внимательно смотрите за другими автомобилями: возможно, на каких-то участках из-за неровного асфальта посуше, и можно направить колёса туда.
В крайнем случае — включайте “аварийку” и потихоньку отползайте к перекрёстку или началу лужи. Лучше признать свою ошибку и исправить её, пока не стало слишком поздно.
Начнём с самого плохого сценария. Вы едете через глубокую лужу, и вдруг мотор со стуком останавливается. Это гидроудар. То есть в один или в несколько цилиндров двигателя попала вода.
Если двигатель при проезде воды стукнул и остановился, ни в коем случае не заводите его! Даже если он запустится, последствия будут ещё более катастрофическими.
Другая причина, почему может заглохнуть автомобиль ещё “на берегу” — в систему зажигания попала вода. Иногда помогает просто подождать пару минут, пока жидкость испарится на горячем двигателе, и он заведётся. Вероятно, после придётся устранять на сервисе ошибки ЭБУ.
Хуже, если поднятая волна заливает катушки зажигания и попадает в распределитель. Такая проблема приводит к риску короткого зажигания. Двигатель троит, вибрация передаётся на кузов. Могут возникать “выстрелы” в выхлопных трубах: это в катализаторе взрывается несгоревший в цилиндрах бензин. Залитые водой датчики выдают ошибки, и блок управления может принудительно заглушить мотор.
В этом случае, а также если вода зальёт сам ЭБУ двигателем и мотор встанет как вкопанный без признаков жизни, без эвакуатора и серьёзного ремонта (замены блока управления в сборе как минимум) не обойтись.
Даже при благополучном исходе форсирования “реки” после ливня или таяния снега, владельца ждут неприятные и дорогостоящие в ремонте последствия. Перечислим самые распространённые.
Вода попала в тормозную систему. Первое, что стоит сделать после борьбы с водной стихией — просушить тормозные колодки плавными нажатиями на педаль на сухом участке дороги. Если вода останется в системе, тормозной диск покроется слоем ржавчины, может “закиснуть” тросик ручника. Особенно внимательно стоит быть в случае с барабанными тормозами.
Воздушный фильтр набрал воды. В любом случае после проезда глубокой лужи лучше извлечь и осмотреть воздушный фильтр. Если он мокрый, возможно, в цилиндры всё же попала вода, хотя её количества не хватило для гидроудара. Или же фильтр впитал всю влагу в себя. В зависимости от ситуации придётся либо выкручивать свечи и выгонять воду из цилиндров стартером (с заменой или прокаливанием свечей) или обойтись заменой воздушного фильтра (меняется вместе с салонным воздушным фильтром обычно).
Масло эмульгировало. Сразу после поездки по дороге с высоким уровнем воды проверьте состояние моторного масла на щупе и маслозаливной горловине. Если оно образовало мутно-белую эмульсию (пену), заводить машину нельзя! Придётся доставлять автомобиль на сервис и менять масло и фильтр, возможно, с промывкой системы. То же самое касается масла в АКПП. Желательно также проверить состояние масла в мостах, механической КПП, раздаточной коробке.
В любом случае, после форсирования водной преграды моторное масло и все фильтры необходимо будет заменить.
Другие проблемы. В зависимости от ситуации и особенностей вашего автомобиля, вода может подмочить диск сцепления, попасть под капот даже через негерметичные арки колёс и намочить электрику моторного отсека. Проезд по скрытым в воде препятствиям и бордюрам может привести к необходимости “перебрать” подвеску.
Итого
Даже при самом благополучном исходе, проезд глубоких луж обойдётся для автовладельца дорогостоящим ремонтом и внеплановым обслуживанием: как минимум, заменой расходников и масляным сервисом.
Главное правило езды в сильный дождь — снижать скорость и стараться предвидеть опасные ситуации заранее. Проезд низин в ливень — одна из таких опасностей.
Продумывайте маршрут, ищите объездные пути.
Не попасть в ситуацию, которая грозит вывести из строя узлы и агрегаты автомобиля или отправить в утиль двигатель — самая лучшая стратегия.
О том, как избежать эффекта аквапланирования в дождь, читайте здесь.
Как правильно проезжать по лужам, и какая глубина критичная для авто
Глубина погружения, которую обеспечил москвичам и гостям столицы циклон, порой достигала 30 сантиметров, а в «особо отличившихся» районах превосходила отметку в полметра. Реально ли преодолеть такую лужу на легковом автомобиле? Да, если руки знают, а голова — отдает себе отчет. Немного теории и стальные нервы — вот все, что необходимо водителю.
Первым делом следует оценить «водоем»: если там умудрились уже утонуть несколько внедорожников, а в данный момент беспомощно барахтается ГАЗ-66, то «переплыть» такую лужу можно только на лодке. Либо — на грузовике «УРАЛ».
Если ничего из вышеописанного под рукой не оказалось — смело разворачивайтесь. Ищите, как любят говорить столичные власти, пути объезда. Лучший способ дать точную оценку этому безобразию — проверить самому. Мокрые ноги — не худшие последствия столичного цунами.
Автопроизводители редко пишут максимально допустимую глубину погружения для легковых автомобилей — это удел внедорожников — но одно правило, применимое ко всем, есть: всё, что выше колеса, опасно для автомобиля.
Залитые свечи и аккумулятор, генератор и стартер, мокрый салон и вода в фарах — цветочки.
От неумелой попытки «взять глубину» с бензиновым автомобилем может случится «гидроудар», лечить который дорого и сложно. Умельцы, что залетают в воду на полном газу, поднимая волны брызг, просто не видели еще счетов за ремонт. Поэтому лучше семь раз отмерить и только потом один раз проехать.
Убедившись в допустимой глубине лужи, можно аккуратно и медленно ее взять: плавно, на «ровном газу» и «прямых» колесах, заходим в пучину, начиная добавлять «джазу» после преодоления самой глубокой точки. Главное тут — не бояться и делать все по науке. Медленно и верно проходим спуск, достигаем нижней отметки и начинаем выход, плавно открывая дроссель.
Наша задача — толкать волну перед собой, не давая ей обрушиться на капот, заливая хрупкую электронику и проводку современного высокотехнологичного автомобиля. Залитый блок управления двигателем, например, легко обойдется и в 50 000, и в 100 000 рублей, в зависимости от модели авто.
Лучший способ избежать проблем с водой — объехать лужу. Но если такой возможности нет, то форсировать водную преграду надо с умом и аккуратностью, не давая спуска эмоциям и азарту. Так и только так можно сберечь автомобиль и собственные нервные клетки, которые, как мы знаем, не восстанавливаются.
Как правильно проезжать глубокие лужи
Лужи на дорогах в нашей стране – самое обычное явление. Виной тому интенсивное таяние снега весной, ливневые дожди, аварии магистральных водопроводов. Лужи могут скрывать глубокие ямы, посторонние предметы на дороге, открытые коллекторные люки. Наезд на такие препятствия на большой скорости приводит к серьезным поломкам колесных дисков, подвески, тормозной системы автомобиля.
Поведение автомобиля в воде бывает непредсказуемым и может закончиться ДТП. Если луж на дороге не избежать, то всем водителям необходимо знать какие неприятности могут случиться при пересечении водной преграды и как себя вести и управлять автомобилем, если лужу не удается объехать.
Эффект аквапланирования
При езде на большой скорости, вода, попавшая под колесо транспортного средства, не успевает выдавливаться и образует между покрышкой и дорожным полотном «подушку». Автомобиль не касается асфальта и начинает планировать, если автомобиль не «обут» в специальную дождевую резину с канавками. Он не слушается руля и реагирует с опозданием на нажатие педали тормоза.
Когда автомобиль заезжает на большой скорости в глубокую лужу, водная «подушка» под колесом получается очень большой. Автомобиль становится неуправляемым, что приводит к аварии. Как вести себя, чтобы избежать аквапланирования? Ехать медленнее, чтобы вода успевала выдавливаться из-под колес и сохранялся контакт шин с дорогой.
Как проезжать через неглубокие лужи
К неглубоким относятся лужи глубиной до 10 см. Основная задача – избежать аквапланирования. Действия водителя перед неглубокой лужей:
Как проезжать через лужи средних размеров
К средним относят лужи глубиной 10-30 см. Проезд таких луж требует дополнительного внимания. Кроме «аквапланирования» добавляется гидроудар при изменении сопротивления движению. Гидроудар ведет к повреждению поршневой группы, коленвала, подвески и ступиц.
Порядок действий при проезде лужи:
Как проезжать глубокие лужи
К глубоким лужам относятся лужи глубже 30 см. Проезжать их нужно внимательно и осторожно.
Если вы двигаетесь по незнакомой местности и вам неизвестен профиль дороги, выйдете из машины перед глубокой лужей и исследуете ее глубину и характер дна любым длинным предметом.