Как проехать на тип тяв на машине
По следам 2014г: Импровизируемый «штурм» Тип-Тяв
Cнегопад — отличный повод для вылазки! Правда, если он случается в начале недели, то к выходным, как правило, на дорогах уже ничего не остаётся или ещё хуже — остаётся невзрачная слякоть…Однако, даже это нас не остановит!
Товарищи отправляются на Лысую гору — мы там уже были неоднократно, хочется чего-то нового… Имея в запасе всего несколько часов, «миссия» становится вовсе невыполнимой… Но звонок Сан Саныча Lexxx009 решает все наши вопросы по программе дня! В планах очередной урок краеведения — едем покорять одну из местных вершин.
Гора Тип-Тяв известна среди местных джиперов далеко не с лучшей стороны. Не так давно здесь случился несчастный случай с одним из экипажей — на крутом подъёме у ребят на УАЗе выбило скорость, неопытный водитель не справился с ситуацией и машина разбилась. Авария закончилась серьёзными последствиями для всех…
Безумнейшие по красоте виды с вершины и последующие успешные «восхождения» неизбежно отходили на второй план, уступая печальной ауре того самого случая. Однако, заручившись опытным гидом — Сан Санычем, мы берём курс на Тип-Тяв. По дороге к нам присоединяется Денис belgo и уже тремя экипажами мы въезжаем в лес.
Уверенно штурмуем довольно крутые подъёмы и спуски. По пути RAM Дениса примеряет «примеряет» новое амплуа триальной машины и несмотря на наши некоторые сомнения — довольно удачно лавирует среди деревьев на серьёзном уклоне.
Первым нам открылся панорамный вид на заброшенный Усть-Сокский карьер. Данное месторождение разрабатывалось в 70-80 годы прошлого века, сейчас же о былой добыче строительного камня напоминает лишь «проплешина» в склоне горы шириной 500 метров и длиной в 1,5 км.
Долго останавливаться у данной «картины» нет никакого желания… Жизненная необходимость данных работ, к сожалению, с трудом перекрывает удручающий вид от «облысевших» склонов живописных гор. Но неприятный осадок от увиденного развеивается уже спустя пару минут сильнейшим ветром на вершине Тип-Тяв!
Гора Тип-Тяв
Тип-Тяв — самая высокая точка гряды Сокольих гор. Это популярная природная достопримечательность Самары, которую посещают горожане и гости города круглый год.
Подняться можно по северному или по южному склону, оба маршрута проходят по красивым локациям. С вершины открываются панорамные виды на Волгу и окрестные горы.
Тип-Тяв расположена недалеко от Самары, в том месте, где река Сок впадает в Волгу. Напротив возвышается другая гора — Серная. Свое название она получила после того, как там обнаружили залежи кристаллической серы (это было еще во времена Петра I).
Тип-Тяв и Серная вместе образуют Жигулевские ворота — самое узкое место на Средней Волге. Еще одно название этой области — «Парадный вход главной улицы России».
На саму гору хороший вид открывается с Волги (если вы решите покататься на теплоходе). Ее хорошо видно с трассы и с разных точек поселка. Юго-западный склон Тип-Тяв легко узнать по отметинам, которые остались после добычи известняка.
Легенда
Историки считают, что непривычное название горы — это наследие тюркского языка, означающее «Вершина Вершин». Не удивительно, что самая высокая точка этой местности получила такое название.
Туристам, настроенным на романтическое восприятие, гиды рассказывают легенду. В древние времена жили в этих местах два брата, Жигуль и Сокол. Оба влюбились в одну девушку по имени Волга.
Однажды братья пришли к красавице и стали ее уговаривать сделать выбор: за кого она выйдет замуж. Но девушка любила Каспия, поэтому отвернулась и убежала от братьев. Они не успели ее удержать, и только их собака пролаяла Волге в след — «тяв-тяв».
С тех пор братья Жигуль и Сокол так и не помирились между собой, а превратились в горы, разделенные рекой Волгой. А в память о собачке люди назвали соседнюю вершину — Тип-Тяв.
Штольни горы Тип-Тяв
Если ваш путь на гору Тип-Тяв будет пролегать через карьер, вы можете осмотреть штольни снаружи. Добыча камня в этом районе началась еще в XIX в., когда после очередного пожара власти города приказали строить для жителей кирпичные дома.
До 50-х годов XX в. камень добывали из штолен, так в скале появились ходы и туннели. В 60-е штольни закрыли и стали вести добычу открытым способом — возник карьер.
Штольни — место довольно интересное, но посещать его нужно с проводником и специальным снаряжением. Для одиночного туриста путешествие в недра горы может стать роковым.
В свое время штольни были единым лабиринтом. Исследователи подсчитали, что его общая протяженность составляла 40–50 км. По мере того, как расширялся и углублялся карьер, часть штолен завалило. Сейчас ход в некоторые расчищен, другие остаются недоступными. Протяженность подземного пространства уменьшилась как минимум вдвое. Тем не менее штольни Сокского карьера входят в топ-5 самых больших искусственных пещер России.
Фрагменты рельсов узкоколейной железной дороги указывают на места, где еще есть штольни. Внутри штолен можно увидеть вагонетки. Это настоящий исторический объект — конструкции созданы еще до революции и использовались при работах до 50-х годов прошлого века. Сегодня самарские туристические клубы и инициативные группы пытаются сохранить штольни от разграбления. Охотники за металлом воруют вагонетки, из 67 осталось только 25.
Вид со смотровой площадки
На вершине Тип-Тяв специальных оборудованных мест для отдыха или беседок нет. Зато есть геодезическая вышка, ретранслятор и ЛЭП. Еще по пути на вершину вам откроются виды на поселок Красная глинка и Волгу. С вершины можно рассмотреть улицы, территорию завода «Электрощит», золотые купола храма Святителя Алексия.
Также будет хорошо видно трассы лыжной базы «Сок», где с ноября уже готовят искусственное покрытие для катания. По пути встретятся кострища — это места, где туристы устраивают пикники.
На западном склоне — площадки для отдыха и, конечно же, потрясающие виды на Жигулевские горы. Можно рассмотреть гору Белую и Серную, и ту область, где находится Гаврилова Поляна. В месте впадения реки Сок в Волгу образуются извилистые зеленые островки. Под горой вдоль Волги проходит дорога, ведущая из Самары в Тольятти.
В 30-е годы прошлого века у Жигулевских ворот планировали построить Куйбышевскую ГЭС. Однако инженерное решение было изменено, ГЭС возвели выше по течению. Благодаря этому в районе Красной Глинки сохранился великолепный горный пейзаж.
Хладокомбинат № 2
Еще один уникальный объект находится внутри горы Тип-Тяв. Это Хладокомбинат № 2 — Красноглинский холодильник, где хранились стратегические запасы продовольствия. Еще до войны здесь размещали запасы рыбы, которой питались люди, работавшие на карьере и строительстве дорог. После войны в глубоких подземных ходах складировали боеприпасы.
В 1959 г. это место переоборудовали под хранение продовольственных товаров. Режимный объект до сих пор выполняет свою функцию, но с 1997 г. помещения здесь сдаются в аренду частным предпринимателям. Посетить его можно, присоединившись к официальной экскурсии.
Маршрут на гору Тип-Тяв
Пеших маршрутов на гору два. Можно подняться по одной тропе, а вернуться по другой. Или совершить прогулки в разные дни.
Подъем по южному склону
Тем, кто начинает путь от автостанции поселка Красная Глинка, нужно пройти по ул. Батайской мимо стадиона (по левую руку) и жилых домов примерно 1 км, затем у дома № 7 повернуть налево во дворы, пройти к гаражам. Между гаражами начинается грунтовая дорога. Подниматься придется с небольшим уклоном. Если будете идти по ней, никуда не сворачивая, то окажетесь как раз на вершине.
На пути будет ответвление — тропинка через лес. По ней можно подняться пешком, но на самом деле это трасса для велофрирайда с трамплинами, мостиками и другими препятствиями для спортсменов.
Первая смотровая площадка находится у ретранслятора. Дальше двигайтесь на север, в сторону карьера. Там вас ждут еще несколько обзорных площадок, а также живописные каменные завалы и обрывы. После осмотра панорам по тропе можно спуститься к карьеру или вернуться тем же путем к автостанции.
Пеший маршрут от автовокзала Грасной Глинки до горы Тип-Тяв на карте
Подъем по северному склону
Путь начинается от ж/д станции «Царевщина», от поселка Малая Царевщина или от моста (зависит от транспорта, на котором вы приехали).
Первым объектом на пути станет Сокский известняковый карьер. Его масштабы впечатляют: высота стен достигает 180 метров, длина карьера — 1,8 км. Работы здесь начались в 1937 г. и велись до 80-х годов. Добывали камень, в том числе и для строительства плотины Жигулевской ГЭС.
Тропа идет мимо карьера, иногда по самой его кромке. Поэтому не отвлекайтесь и смотрите под ноги. Путь несложный, а места красивые. Если пройти по западной кромке карьера, то можно найти отличные обзорные площадки на реку. Протяженность пути от ж/д станции до вершины Тип-Тяв — 5–6 км.
Схема пешего маршрута от ст. «Царевщина» до горы Тип-Тяв на карте
Как добраться
Автомобилистам, которые намерены подниматься на гору от Красной Глинки, нужно повернуть на ул. Батайская. Вы быстро доедете до магазина «Магнит», где-то около него и оставляйте машину. Дальше пеший путь.
Удобно добираться и общественным транспортом. Из Самары на автостанцию Красной Глинки ходят автобусы и маршрутки, время в пути 1,5 — 2 часа:
Тив-Тяв на панораме Google
Если хотите начать подъем от железнодорожной станции «Царевщина», то из Самары можно приехать сюда электричкой от ж/д станции «Пятилетка». Электропоезда ходят часто, в пути вы проведете около часа.
До точки начала маршрута вас довезет такси. Заказать машину можно в одной из служб, например, «Uber», «Gett», «Maxim» или «Яндекс. Такси».
Тип-Тяв в Самаре. Маршрут прогулки, как добраться
Если у вас в Самаре несколько дней, то очень рекомендую не увлекаться архитектурными шедеврами (хотя сделать это трудно), а выделить хотя бы полдня на прогулку по горам. Гора Тип-Тяв — самая высокая точка Сокольих гор и Самары. Добраться сюда гораздо проще, чем в Самарскую Луку, а эпичность видов легко даст фору Жигулевским горам. Так что (строго ИМХО), это место из разряда маст си в Самаре.
Провести на горе Тип-Тяв можно и пару часов (увидеть и сфотографировать самое основное), и целый день (погулять по лесу, отравиться кислородом, устроить пикник — мест для пикника здесь несколько). В этой статье разберемся, как добраться до горы Тип-Тяв, что посмотреть и как правильно проложить маршрут.
Гора Тип-Тяв вместе с горой Серной на противоположном берегу Волги — это так называемые Жигулевские ворота, которые еще называют парадным входом Волги. Я живу на Волге, много ездила по Волге и могу сказать с уверенностью, что Жигулевские ворота — одна из самых красивых пейзажных волжских локаций, которая по красоте может поспорить с Плесом и стрелкой в Нижнем Новгороде.
Как добраться до горы Тип-Тяв
Гора Тип-Тяв находится в поселке Красная Глинка. Это район Самары, достаточно удаленный от центра города. Доехать туда можно на автобусах, большая часть которых идет с ж/д вокзала. Это автобусы №1 и 50. Маршрут проходит по всей Самаре, просто смотрите в 2Gis остановки, где можно сесть по ходу движения.
Ехать полтора часа: через весь город, со всеми остановками, долго в общем. Это дачный маршрут, поэтому в выходные и праздничные дни автобус набивается битком, но мы ехали с вокзала, поэтому сидели и несильно страдали от давки, скорее от скуки: за окном смотреть не на что, все новая застройка. Едем до конечной — автостанции Красная Глинка.
Прямо у остановки — церковь Алексия, митрополита Московского.
Ее купола — своеобразный ориентир, их видно и с горы, и с Волги.
Оценить масштабы и размеры горы Тип-Тяв можно только с теплохода.
Отсюда до обзорной площадки 1,3 километра, при этом перепад высот — 130 метров. Большая часть дороги — по поселку, а вот что касается подъема в гору, то тут порадовать нечем: срывающиеся из-под ног камни делают подъем не очень приятным, а спуск — и вовсе опасным. Особенно некомфортно после дождя: размокшая земля ведет себя как лед, ноги уедут по ней, и оглянуться не успеешь, будьте осторожны и позаботьтесь о трекинговой обуви.
Маршрут прогулки
Уже в начале подъема начинают открываться красивые виды.
Но они не могут конкурировать с той панорамой, которая откроется с обзорной площадки. Вид на Красную Глинку со смотровой горы Тип-Тяв.
Отсюда же прекрасно виден горнолыжный спуск курорта Сок.
Визуально Волга кажется еще уже из-за старицы реки Сок:
Но самый главный вид — на Жигулевские горы.
И на зуме — отлично видна гора Попова и Ширяево.
На этом можно остановиться и устроить прямо здесь пикник, а потом с чувством выполненного долга вернуться в Самару. А можно прогуляться по лесу.
Лесные тропинки на горе Тип-Тяв.
Вновь и вновь любоваться открывающейся панорамой Жигулевских гор.
От первой обзорной площадки чуть меньше двух километров по такой вот широкой дороге до следующей локации, там тоже есть место для пикника и тоже открываются прекрасные виды, разве что Ширяево становится чуть ближе))).
Слева направо последовательно видно четыре горы: Серная, Верблюд, Монастырская и Попова (далеко в дымке).
Массив Сокольих гор, самой высокой точкой которого и является гора Тип-Тяв продолжается до устья реки Сок: по мосту можно добраться до его продолжения на противоположном берегу — Царева кургана. Но так далеко мы не планировали забираться
На следующий день мы отправились в Ширяево любоваться Жигулевскими горами уже вблизи.
Сокский карьер
Сокский карьер — заброшенный известковый карьер, расположенный в живописных местах Красноглинского района, на северном склоне Сокольих гор, рядом с рекой Сок, у подножья горы Тип-Тяв.
Это очень красивое место. Сюда можно отправиться в поход на целый день. С карьера открывается шикарная панорама на Жигулевские ворота и изумительный вид на реку Волгу.
Среди путешественников заброшенный карьер известен также благодаря протяженной сети штолен, которые входят в топ-5 самых больших искусственных пещер России.
Штольни
К северу от карьера расположен основной вход в Сокские штольни, которые в свое время были единым лабиринтом. Исследователи подсчитали, что их общая протяженность составляла 40–50 км. На настоящее время сохранилось только 28 км штолен и штреков, по которым водят экскурсии. Место интересное, но и одновременно очень опасное. Без знаний карт и проводника здесь делать нечего.
Посещение
На входе в пещеру лежит журнал, где записывают время входа и количество людей. Внутри может быть сыро и промозгло, температура воздуха здесь колеблется от +4 до +12 °C. Поэтому, собираясь на экскурсию, нужно обязательно взять с собой теплую одежду, удобную обувь, каску и фонарик.
При входе в пещеру открывается огромный зал с высокими потолками, а из него далеко вперед уходит длинный штрек. Над проходом висит нарисованный плакат, рассказывающий о том, как вести себя в пещере и что желательно с собой иметь.
Здесь много туннелей, но все они однообразные. Есть завалы, рухнувшие опоры и вагонетки, на которых перевозили камни. В зимний период времени внутри пещер встречается большое количество сталагмитов, круглогодично живут летучие мыши.
Многие путешественники в штольнях разводят костры, тем самым создавая главную опасность — задымление. Кроме этого остаются угрозы обвалов, поэтому находится здесь совсем небезопасно.
Внешний вид старого Сокского карьера
Заброшенный Сокский карьер представляет собой огромный котлован, напоминающий многоступенчатую воронку. Его дно и стены постепенно покрываются кустами и деревьями.
Сосенки, растущие внизу на ступеньках, имеют вид не более спички, а дороги, идущие по склонам карьера, кажутся тонкими ниточками — тропинками. Стены котлована достаточно крутые и высокие, известняк до сих пор понемногу осыпается.
Масштабы карьера впечатляют: высота стен достигает 180 м, их длина — 1,8 км. Работы здесь начались в 1937 г. и велись на протяжении 40 лет. Трудились в этих местах в основном заключенные.
До 50-х гг. прошлого века из подземных штолен добывали камень и известняк, после чего в скале появились ходы с туннелями. В 60-е штольни закрыли и стали вести добычу открытым способом — возник карьер.
Дно карьера расположено на уровне Волги, поэтому дальше добывать не стали. Вода могла затопить котлован, а откачивать ее дело хлопотное и дорогое.
Гора Тип-Тяв
На относительно близком расстоянии от карьера находится гора Тип-Тяв. Это самая высокая точка гряды Сокольих гор, которую посещают туристы и гости Самары круглогодично. Ее юго-западный склон легко узнать по отметинам, которые остались после добычи известняка.
Почти у вершины расположена относительно пологая площадка, свободная от леса, с которой открываются роскошные виды на расплескавшуюся Волгу, Жигулевские горы и Самару. Здесь нет специальных оборудованных мест для отдыха и беседок. Но есть геодезическая вышка, ретранслятор и ЛЭП.
Сокское карьероуправление
Рядом со старым Сокским карьером, немного ближе к железной дороге расположен новый действующий карьер, занимающий огромную территорию.
Он появился в результате объединения в единое предприятие Сокского и Куйбышевского карьеров. Произошло это в 1961 г. Сейчас новый карьер также популярен среди спелеологов, геокеширов и обычных туристов. Здесь можно погулять, закрытых территорий для пешеходов нет.
Добыча известняка и строительного камня в этих местах достигла неимоверных размеров. По движению транспорта можно судить и о сегодняшних объемах. Не прекращающийся поток КАМазов ежеминутно увозит с карьера тонны щебня и песка.
Панорама Google-карт: Сокский карьер
Как добраться
Заброшенный карьер находится в городском округе Самары, между поселками Волжский и Красная глинка. От города Самары до места назначения расстояние составляет 32 км, его можно проехать за 40–45 минут. Попасть к достопримечательности возможно на автомобиле, автобусе или такси.
На машине
Из Самары двигаться нужно через Московское и Волжское шоссе, не заезжая на мост через реку Сок. На кольце, перед мостом, необходимо повернуть направо и ехать вдоль реки по асфальтированной дороге. С левой стороны останется небольшой поселок Горный, впереди появится закрытый шлагбаум и въезд на территорию нового работающего карьера.
Здесь нужно повернуть направо и оставить транспорт рядом с красным разрушенным зданием. На машине дальше проехать не получится. Начинается пеший маршрут вверх.
Маршрут движения: Самара — Сокский карьер на карте
Нужно перейти заброшенные железнодорожные пути и подняться вверх по серпантину. С каждого поворота дороги будет открываться чудесная панорама. Обратно можно пройти по мосту над ж/д путями и свернуть налево. Выйдете к тому же месту, к шлагбауму работающего карьера. Дорога от стоянки до карьера занимает около 10–15 минут.
На автобусе
На относительно близком расстоянии от старого карьера располагается остановка наземного транспорта «Холодильник № 2». Здесь курсируют автобусы № 78 и 79, а также маршрутки № 113, 389, 392, 406, 447. Далее маршрут проходит по пешеходному мосту через ветку железной дороги. Наверх к карьеру и смотровым есть несколько тропинок.
На такси
Комфортабельную поездку по близлежащим окрестностям обеспечит заказ такси через популярные мобильные приложения: Uber, Gett, Maxim или Яндекс. Такси. Перед поездкой советуем уточнить подробности загородных тарифов по телефону у оператора.
Старый Сокский карьер на видео
Гора Тип-Тяв, Сокский карьер, Штольни (08.11.2020)
Давно уже знал о существовании описанных в заголовке мест, да и в социальных сетях иногда «проскальзывает» информация по посещению Карьера или, например, Жигулевских ворот. Вот и собрались наконец-то силами и посетили данные достопримечательности Самарской области.
Почитав много отзывов и информации, решили пройти в первый раз все пешком начиная с горных вершин горы Тип-Тяв и заканчивая Сокским заброшенным карьером, предварительно добравшись до поселка Красная Глинка.
Затарившись провиантом в виде горячего чая и бутербродов, взяв фонарики (для Штолен) и аптечку, выдвинулись на авто в сторону Красной Глинки.
Адрес назначения — 4-й квартал дом 24. Напротив данного дома есть большущая стоянка, на которой и оставили авто.
Дальше идем по маршруту, изображенному сиреневым (на авто также можно проехать параллельно и, пройдя километра 2, было дикое желание вернуться за Вестой))):
Так вот, стартуем. Доходим до назначенного 24го дома и согласно стрелкам на фото взбираемся за гаражами в гору:
Дорога приводит к такой вывеске:
Собственно и сама гора:
Собственно и идем дальше, покоряя вершины, вплоть до заброшенного Сокского карьера. Длина пути около 4,5 километров.
Хорошая укатанная дорога выводит нас к самому карьеру:
Обходим карьер со стороны Волги и вот по такой дороге выходим к выходу из карьера:
Дальше на карте красным обозначено — дорога к Штольням, где мы побывали (необходимо идти на «выход», но не по мосту, а по изогнутой дороге, уходящей под мост), а желтой звездой изображена стоянка (на память), куда скорее всего в скором времени мы вернемся, чтобы более подробно пройти маршруты в Штольнях:
Вот так Штольни выглядят с наружи (с первого взгляда и не сразу понятно, что туда можно как то пройти):
В итоге, протискиваемся внутрь и видим тетрадку для записи входящих с уточнением на стене, что как бы нужно отметиться на случай, если потеряешься и тебя необходимо будет искать:
Немного прошли по «синему» маршруту, в темноте сумев сфотографировать только мост да и только:
Так как время стало подходить к вечеру, а нам надо было возвращаться пешком, то решили на первый раз заканчивать с изучением данных мест. Пока все.
Продолжение следует…)