Как проехать через грузию в турцию на машине
Поездка в Турцию, через Грузию на Ладе Приоре. Часть 1.
Приветствую всех не равнодушных к авто приключениям. Хотелось бы и мне рассказать, об небольшом путешествие в Турцию через Грузию. А все началось с того что, я планировал летом 2018г доехать до Португалии, до мыса Рока. Но гостеприимные, дружелюбные и толерантные испанцы отказали в шенгенской визе, без объяснения причин, что очень удивило компанию, через которую я подавал документы. Буквально все планы, идеи и мечты рухнул и полетели в трубу. И тут мама предложила слетать в Турцию, в Анталию на пляжный отдых. А я говорю, зачем слетать, если можно съездить, и да я не люблю пляжный – тюлений отдых. Ну что же документы на руках (к тому времени уже успел сделать грин-карту), и не пропадать же отпуску. Пытался собрать компания, но по-своему опыту скажу, что мало кому интересно такой вид отдыха. И как обычно сделал полное ТО, что описывал ранее в БЖ. Заранее скажу, фотографии снимал на дешевый смартфон, поэтому качество так себе, забыл фотоаппарат с собой взять. Как обычно буду краток.
04.06.18. Старт с рассветом. За первый же день в месте с попутчиками (приложение по поиску попутчиков) доехал до Волгограда.
Всем кто едет на юга обязательное посещение всех исторических достопримечательностей Волгограда, особенно Мамаев Курган. В Волгограде я уже был, поэтому беглый повторный осмотр, и выезд, в сторону Элисты.
После Элисты многочисленные направление и советы как добраться до Владикавказа. Я выбрал маршрут Арзгир-Буденовск-Пятигорск-Владикавказ. Не вздумайте ездить через Магас (об этом чуть позже). Но после Пятигорска плотный трафик и очень много блокпостов.
Владикавказ. Дороги на 3, а во дворы лучше вообще не заезжать. Очень плотное движение.
И вот Владикавказ. Что меня сразу поразило то это горизонт, а точнее вершины гор на горизонте. И ведь куда не посмотри везде горы. Главной пешеходной зоной является пр.Мира.
Очень даже уютная и комфортная пешеходная зона, для неспешных прогулок. Все здание и на пр.Мира, да как по всему городу ухоженные.
Отступление, это я уже заметил, как заехал в Кавказ. Во всех малых городах и деревнях, дома строят из каменных блоков. У нас же много дома из деревянных брусов. Как я понял все это, связанно с древними традициями. Не далеко от пр.Мира, можно прогуляться по набережной Терек.
По советам, на следующий день, рано утром направился на погран.переход. И все-таки как же это волнительно, на свое машине переходить границу. На помню с 1марта 2018года в Грузии вели ОСАГО. Не доезжая Верхнего Ларса, много будок по продажи страх.полисов. Я взял на 1 месяц за 1800руб (с запасом). На границе был около 5 утра, самое лучше время для проезда границы. Передо мной было всего лишь 3машины. Беглый осмотр багажника, подача всех документов в «киоск» и открытие шлагбаума. Был такой забавный момент, в очереди подошел пожилой пограничник и спросил: зачем эти желтые номера, я: просто для шутки. Пограничник с серьезным видом: смотри дошутишься, грузинские полицейские развернут и не пустят в страну. Да всем по барабану эти номера, а в Грузии так, наоборот, на дорогах показывали большой палец и одобрительно кивали! Далее нейтральная полоса и Грузинская граница. Здесь очередь побольше да наглые люди с 15регионом лезут без очереди. Так же проверка всех документов и вопрос о наличие страховки авто. Даже багажник не открывал. И все я Грузии.
И сразу же… ГОРЫ, прямо в лоб. Безумная красота, легкий туман, чистейший воздух, заряжает хорошим настроением и энергии на всю дорогу. После границе идет недлинная грунтовая дорога, и начинается знаменитая Военная — Грузинская дорога.
Я, конечно ездил по Байкальским серпантином, но это совершенно другое. Вот здесь действительно опасно, опасно не в плане вождения в плане красоты. Потому что, просто можешь засмотреться и пропустить очередной поворот, а там есть на что посмотреть.
И самое первой достопримечательность на военно-грузинской дороге город Степанцмида. Гергетская церковь и Казбеги.
До церкви можно добраться двумя способами: пешком или авто. В городе много такси на внедорожниках, которые довезут до церкви. В интернет пишут, что до вершины, где стоить церковь можно заехать только на внедорожниках, и я пошел пешком.
Так вот: такого дикого бездорожья я не увидел, можно было даже на приоре доехать при должном опыте.
В конце пути открываются не вероятные виды. Я впервые увидел как облака, задевают вершины гор. Занимательно зрелище, что теряешь счет времени.
Подсказа: можно присоединится к русской экскурсии и послушать о том: что практический все священники были, отшельниками и по этому церкви находится в трудно доступных местах, и все историю Гергетской церкви.
Не большое отступление о дорожной ситуации в Грузии:
1.В основном все главные дороги в хорошем состоянии, а иногда и лучше некоторых областей России. По вождению грузин плохого не чего не скажу. В интернет же пишут об обратном. Да по сравнению с Монголии, в Грузии отличная культура вождения на дорогах.
2.Как известно Саакашвили провел реформу полицейских, уволив многих старых сотрудников и приняв молодых с хорошей зарплатой. Так вот в Грузии полицейские действительно патрулируют дорожную ситуацию, а не как у нас прячутся в кустах. Грузинских полицейских видно с далека, либо они стоят у обочины на видном месте с включенными проблесковыми маячками, либо едут по общим дорогам.
3.Цены на бензин дороже, чем у нас, 95 бензин около 65руб, а это много для не богатой Грузии, поэтому у многих авто на метане. В Грузии проблемно найти пропан, имейте в виду.
В Степанцмиде разменяв не много рубли на лари, по дорогому курсу. Направился в сторону столицы Грузии.
Тбилиси. Дороги на 4. Очень плотное движение. Большие проблемы с парковкой в центре. Тбилиси встретил, большими пробками, жаркой погодой и грузинской атмосферой. Все путеводители сразу ведут в исторический центр, в старый город, где протекает вся туристическая жизнь.
Тут и серные бани, и узкие грузинские улочки, бесконечные магазины сувениров и вино, а так же разного вида кафе и ресторанов, которые притягиваю всех туристов.
Я с семьей на машине проехал 12 тыс. километров до Турции. Рассказ-инструкция
Вообще-то я планировал стандартный отдых — купить билеты на самолет и полететь на море. Но я ушел с постоянной работы, так что появились свободные месяцы, которые можно провести не в офисе.
Решили с другом отправиться в дальнее путешествие на двух машинах. Он — с семьей, я тоже. Наметили маршрут: доехать до Грузии, отдохнуть там, потом — в Турцию, остаться на море недели на три — зарядиться солнцем и накупаться, покататься по побережью и рвануть обратно. По плану путешествие должно было занять полтора месяца. Так и получилось — 12 000 километров мы проехали за 42 дня.
Подготовка
У меня не новая машина — Мицубиси АСХ 2013 года с большим багажником на крыше. Перед поездкой прошел техосмотр, хотя по регламенту до планового ТО не хватало семи тысяч километров пробега. Обратил внимание на тормозную систему, потому что в Турции и Грузии много гор. Поменял тормозные колодки и жидкость.
Построил маршрут так, чтобы самому не уставать и чтобы жена и сын не страдали от дороги. Оптимальный переезд — 900 километров в день. Без пробок такой бросок можно преодолеть за 11 часов. За рулем всегда был я — мне так спокойнее.
Еще заранее нужно озаботиться страховками. В России — это ОСАГО, в Грузии — своя страховка, которую можно оформить либо на границе, либо онлайн. Турецкая страховка — это стандартная грин-карта, которая необходима в европейских странах.
Дорога
Утомляет в пути не сама дорога, а глупая организация движения. На трассе М5 (Москва — Челябинск) нет разделительной полосы, повсюду дорожные ремонты, заторы и дурацкие объезды городов. К тому же в августе трасса забита туристами, которые возвращаются с краснодарского побережья.
Чтобы не скучать, мы придумывали игры — определяли регионы по номерам автомобилей. Слушали аудиокниги — скачали список литературы на лето для сына-третьеклассника. Нам с женой особенно понравились 70 часов «Детей капитана Гранта».
Когда я начинал уставать — включал бодрящую музыку погромче. Сыну иногда выдавали планшет.
Ехали по навигатору, иногда пользовались приложением maps.me. В России почти везде можно ориентироваться по указателям. Сложности возникают только на Северном Кавказе — там слишком разветвленная сеть дорог, можно запутаться.
Границы
Верхний Ларс — единственная сухопутная граница между Россией и Грузией. До июньских протестов и отмены авиасообщения в Верхем Ларсе были огромные пробки — в очереди можно было простоять восемь часов. Мы ехали и гадали, поверили ли россияне телевизору, что грузины — кровопийцы и людоеды, или же, наоборот, наши граждане такие упертые, что раз им запретили летать, так они сами поедут. Оказалось, и так, и так.
На границе с российской стороны пограничники запустили бегущую строку: «МИД России предупреждает, что в связи со сложной внутриполитической ситуации в Грузии гражданам РФ рекомендуется воздержаться от туристических поездок в Грузию».
К пограничному переходу мы подъехали в пять утра в будний день. И не прогадали — перед нами было шесть машин, и в очереди мы простояли всего лишь полчаса. Спустя месяц заторы были гораздо больше — видимо, россияне поняли, что в Грузии им ничего не грозит.
Тщательно досматривали только на обратном въезде в Грузию из Турции. Мы достали весь багаж из автомобиля, занесли его в пункт досмотра и просветили интроскопом. Там проверяли все, вплоть до женской сумочки и детского рюкзака.
Жилье
В России мы останавливались в заранее забронированных отелях. В Грузии — тоже, только выбирали маленькие гостиницы, где на первом этаже живет хозяин с семьей, а второй и третий — под съем. В таких местах хозяин обязательно с тобой посидит за ужином, поговорит, угостит собственным вином. После вина — чача или коньяк. Наутро тебе не просто обещанный завтрак обеспечат, а жена хозяина испечет пирог или хачапури, а перед выездом сунет в багажник бутылочку чачи и персики из сада.
Ни разу мы не столкнулись с агрессией к русским. Грузины жаловались, что многие россияне отменили брони, что для малого бизнеса политические проблемы — большое испытание. Они изо всех сил пытались убедить нас в дружелюбии, прямо так и говорили — не верьте телевизору, мы вас любим. Когда мы стояли на перекрестке и смотрели карту, грузинская старушка подошла, спросила, как нам отдыхается, и вызвалась нас проводить.
Но наши друзья, когда ехали обратно (мы возвращались порознь), попали в неприятную ситуацию. В ресторане в небольшом поселке в Сванетии молодые официанты отказались с ними говорить на русском и на английском. Только на грузинском, принципиально. Это выглядело нарочито, как политическое действо. Вот единственный случай.
В Аланье мы сняли жилье через риелтора. Несколько лет назад в Турции был инвестиционный бум. Там построили много жилой недвижимости и продали ее иностранцам. Сейчас эти площади сдают тем, кто приезжает надолго и живет как на средиземноморской даче.
Это недорого. Арендовать квартиру в апартаментах хорошего качества с закрытой территорией, бассейном, фитнес-центром, СПА-салоном, детской игровой зоной и рядом с пляжем стоит 20–25 евро в сутки. Риелтора можно найти дистанционно, а можно обратиться по факту в любую риелторскую контору. Через букинг и эйрбиэнби выйдет дороже.
Дорожное движение
Грузия — страна небогатая, и это отражается на дорожном строительстве. Там есть лишь одна хорошая автомагистраль от Тбилиси до Кутаиси — 4–6 полос, разделительная полоса. А дальше везде двухполосная со встречкой. Ужасно. Ну как ужасно, нормальная дорога для России. В Грузии мы ехали по дороге, которая проложена по стенам и дну горного ущелья. Очень красиво, видны горы-тысячники и Казбек, но ехать там страшновато.
В Турции все по-другому. Даже в горах они строят круто, тратят очень много ресурсов. Подрезают стену у горы и строят четырехполосную дорогу с разделительной полосой. Чуть ли не беднейшая страна в Европе, а дороги строят как в Германии или Бельгии. Безопасные и удобные. Там даже между какими-то маленькими деревнями — дорога с разделительной полосой. В городах — тоже. В Екатеринбурге только проспект Ленина такой.
Но турецкие водители — просто безумные. Они ездят без всяких правил. Помеха справа, главная дорога, пешеходный переход, знак «Уступи дорогу» — они на этом не заморачиваются. Кто едет — тот и едет. Кто выехал на перекресток — у того и главная. А кто стоит и пропускает — пусть и дальше пропускает. Там категорически не принято пускать пешеходов на пешеходном переходе. Мы видели типичное турецкое ДТП с иностранцем. Когда на пешеходном переходе без светофора машина с британскими номерами останавливается, чтобы пропустить человека — а ему в зад въезжает турок. По формальным правилам британец прав, но отпуск себе попортил.
Достопримечательности
По пути туда мы останавливались в городах. В Самаре искупались в Волге и выпили жигулевского пива, в Волгограде поднялись на Мамаев курган, заехали в Беслан — еще раз напомнили детям, что есть люди хорошие и плохие. В Грузии заехали в город Телави — посмотреть на локации фильма «Мимино».
По пути в Аланью остановились в Каппадокии посмотреть на скалы и пещерные отели. Знаменитые шары, которые должны летать каждое утро, не летали.
В Аланье мы прожили три недели растительной жизнью: утром завтракали на террасе, ходили купаться на чистый галечный пляж, до обеда загорали, а вечером гуляли. Такое приятное безделье. Затем попутешествовали по Турции — доехали до самой западной точки. Побывали на горе Химера, на вершине которой воспламеняется природный газ. Оказались на пляже в поселке Чиралы, где гнездится морская черепаха, как раз в то время, когда вылуплялись черепашата — маленькие, размером со спичечный коробок, они выбирались из песка и ползли к морю. Мы объехали все прибрежные города, посмотрели на затопленный Кеков.
В Турции проехали тысяч семь километров за 11 дней. Вдоль дорог там постоянно сидят мужчины и пьют чай. Увидят машину с российскими номерами — машут руками, показывают сердечки, кричат «айлавпутин».
Внутренняя Турция не похожа на ту, к которой все привыкли в отелях Аланьи и Антальи. Вглубь страны туристы обычно не заглядывают, там совсем другие города, другие турки, другая кухня. Местные жители похожи на грузин, более сдержанные, но очень гостеприимные. Русский человек в глубинной Турции выглядит так же странно, как негр в Нижнем Тагиле.
Бюджет
Самая большая статья расходов — это бензин. Даже при расходе 8 литров на 100 км — это много. У меня на топливо ушло около 65 000 рублей. Это сравнимо с билетами на самолет для семьи туда-обратно. Если в России литр бензина стоит в среднем 45 рублей, то в Грузии литр 95-го бензина — 55–60 рублей, а в Турции — 65–70 рублей. Расход еще увеличивается за счет постоянно включенного кондиционера и сопротивления из-за автобокса на крыше.
Если у тебя больше чем один ребенок и есть свободное время, то путешествие на машине — это очень выгодно и гораздо интереснее. У меня это был первый опыт. И удачный — я уже просчитываю маршрут по северной Европе и в Монголию.
P. S. Вот еще несколько советов автопутешественникам:
Как доехать на машине из России в Турцию в 2020-2021 году
Ситуация с COVID-19 очень сильно осложнила автомобильные путешествия не только из России в Турцию, но и по другим направлениям. Пандемия и коронавирус внесли свои коррективы во многие аспекты жизни современного человека. Но если вам очень нужно доехать на своем автомобиле по этому маршруту, обязательно прочитайте эту статью. Итак, поехали.
В Турцию через Грузию, КПП Верхний Ларс
С 1 июня 2021 Грузия наконец открыла свои сухопутные границы, поэтому с этого времени из России в Турцию можно проехать через Грузию. Но есть одно НО.
Выезд из России через сухопутную границу в туристических целях остаётся закрытым, согласно распоряжению №763-р. Для того чтобы вас выпустили за границу РФ российские пограничники требуют основания для выезда. Согласно распоряжению №1170-р выезд, в том числе через наземные пункты пропуска, разрешен на основании второго гражданства, вида на жительство в другой стране или «иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание». Также согласно распоряжению №1291-р основанием является свидетельство о владении недвижимостью (нотариально заверенный перевод на русский язык), в Турции оно называется ТАПУ. Хотя в распоряжениях не прописано, где именно должна быть недвижимость за границей, по факту пограничники выпускают из России только тех, кто имеет недвижимость в Грузии, остальных часто разворачивают. Свидетельство о владении недвижимостью переводят на русский и заверяют нотариусом, стоит это в Москве порядка 2000 рублей. Из России выпускают на работу по трудовому договору с грузинской компанией, для этого нужно иметь при себе приглашение на работу, контракт (трудовой договор), от работодателя и разрешение на въезд в Грузию с 15-ти значным номером, которое выдается на сайте Минэкономики Грузии. Еще, основанием для выезда, является приглашение на лечение от грузинской медицинской организации. Для этого нужно получить по месту жительства в России санаторно-курортную карту с диагнозом, на основе которой грузинская клиника делает приглашение и прикладывает лицензию о том, что она может заниматься этим лечением и деятельностью. Для лечения зубов или чекапа не выпустят, диагноз должен быть серьезным. С июля 2021 года внесены изменение в распоряжение правительства в котором указывается, что в случае, если у одного из членов семьи есть основание для выезда, то для остальных членов отдельного основания не требуется. Это касается только близких родственников, родство с которыми можно подтвердить официальными документами.
Для въезда в Грузию по земле даже вакцинированным туристам потребуется ПЦР-тест на английском языке, сделанный не позднее 72 часов до пересечения границы. Ещё один тест нужно сдать на 3-й день пребывания в одной из одобренных лабораторий. Результаты нужно сохранять до выезда из страны. С 14 июня согласно правилам въезда в Грузию детям до 10 лет тест делать не нужно. Всем прибывающим в Грузию нужно заранее заполнить электронную анкету.
В Турцию через Белоруссию и Украину. План поездки
Многие люди планируют следующее. Приехать из России, к примеру, из Москвы, пересечь границу Россия-Украина в Бачевске, далее доехать до Одессы, оттуда до Черноморска, сесть на паром и добраться до Турции. Но этот вариант может не сработать.
Причина в том, что российская сторона попросту не пропустит вас, если у вас нет для этого веских оснований. Причиной может быть ВНЖ другой страны, недвижимость в другой стране, больные родственники в другой стране за которыми требуется уход. Но даже если вас выпустят российские погранцы, то заставят подписать бумагу, по которой второй раз выехать вы не сможете. А если вышеперечисленных причин нет, то вам придется развернуться и искать другие решения.
Какое другое решение? Поехать в Белоруссию, пересечь границу Россия-Белоруссия. Из Белоруссии доехать до Украины, там пересечь границу. И дальше по первоначальному плану.
Что нужно знать о путешествии Россия-Турция?
Первое, что вам нужно сделать, прежде чем отправиться в столь долгую поездку – провести ТО автомобиля. Очень важно, чтобы автомобиль был полностью исправен, и не было никаких лишних трудностей в дороге. Обязательно переобуйте резину, так как взять с собой дополнительный комплект шин вам не разрешат на таможне.
Это важно! Турции запрещена шипованная резина.
Это нужно иметь в виду. Но по факту, скорее всего, никто не поймет, что у вас на колесах именно такая резина, ведь таможенники не знают, как она выглядит. Но лучше все-таки максимально обезопасить себя в путешествии и не нарушать правила.
Какие нужны документы?
Водитель обязан иметь при себе следующие документы:
Медстраховку требуют все пограничные службы. Ее нужно сделать на несколько дней, примерно на столько, сколько вам будет необходимо для того, чтобы доехать от российской границы до парома в Черноморске. Лучше взять с запасом на 5-6 дней – вдруг в дороге что-то пойдет не по плану.
Медицинскую страховку и Green Card можно купить на границе. Суммарно за них придется заплатить около 7000 рублей.
Полезный совет! Запаситесь провиантом и водой. В условиях пандемии многие придорожные кафе и мотели не работают. Если у вас не будет с собой запаса еды, вы можете попасть в неприятную ситуацию.
Как пересекать границу с Белоруссией?
Вы должны понимать, есть вероятность, что на границе с Белоруссией российская сторона опять же может не пропустить вас без веских оснований. Дальнейший маршрут несет за собой определенные риски.
Далее вы следуете на границу Белоруссии и Украины. Там делаете себе Green Card, страховку, а после этого начинаете проходить границу. Белорусская сторона пропускает без малейших проблем. Пограничники проверяют у вас наличие всех необходимых документов, поднимают шлагбаум, и вы следуете до КПП Украины. Далее немного сложнее.
Как пересекать границу с Украиной?
Таможенно-пограничный контроль происходит в несколько этапов.
Первый пункт досмотра – первичный досмотр автомобиля. У вас проверяют документы, максимально тщательно досматривают автомобиль, проверяют все личные вещи. Спрятать ничего не получится. После проверки вам возвращают документы с печатями, после чего вы отправляетесь на второй пункт досмотра.
На втором пункте досмотра ваш автомобиль и документы досматривают пограничники вместе с таможенной службой. Будьте готовы к небольшому собеседованию с пограничниками. Тут важно помнить, что нельзя ни в коем случае говорить:
Важно знать! Таможенник обязательно вас спросит, почему вы решили пересечь границу именно здесь. Не пытайтесь ему лгать. Он заранее знает правду. Говорите честно, что вас не пропустила российская сторона в Бачевске, и поэтому вы решили поехать через Белоруссию. Тогда у вас не будет лишних проблем.
После пересечения КПП Украины, обязательно купите SIM-карту украинского оператора связи. Это позволит вам быть на связи с родными и не разориться на тарифах в роуминге. Далее спокойно следуйте до Черноморска через Одессу. Кстати, если кто не хочет покупать sim-карту, на каждой заправке на Украине работает бесплатный Wi-Fi.
Как проходить границу в Черноморске?
Прохождение КПП в Черноморске простое и быстрое. На пограничном контроле вам возвращают документы со всеми необходимыми печатями, и вы садитесь на паром.
Что нужно знать о пароме?
На пароме вы будете отдыхать в небольшой каюте с койкой. Там кормят. Нет никаких дополнительных сборов и комиссий. Оплатить паром можно наличными или картой.
Когда вы заходите на паром, у всех пассажиров собирают паспорта. Их не возвращают до того момента, как вы окажетесь в турецком порту. Переживать не нужно – это стандартная процедура.
Уже в Турции порт Карасу у вас снова проверят все ваши документы, уточнят, когда вы были в последний раз в Турции. После проверки документов с вами пообщается доктор, вам померяют температуру, уточнят, были ли вы в контакте с больными корона-вирусом. Если у вас нормальная температура, вас быстро отпустят, вернут документы, и вы проследуете к своему автомобилю.
В порту Карасу вы садитесь в автомобиль, доезжаете до КПП, у вас снова проверяют все документы. И если все в порядке, вы успешно пересекаете границу Турции.
И совет напоследок
Если вы без проблем въехали в Турцию, и вам нужно добраться до Алании, Анталии или другого города на побережье, выбирайте платные дороги. Стоит это недорого, но зато позволит хорошо сэкономить время. Дороги прекрасного качества, нет камер, четыре полосы. Только драйв и удовольствие от вождения.