Как правильно закручивать свечи зажигания автомобиля
Затяжка свечей зажигания без динамометрического ключа
С каким усилием затягивать свечи зажигания — автомастер
Автомобили 7 сентября 2017
Момент затяжки свечей зажигания важно соблюдать очень точно по динамометрическому ключу. Если перетянуть их, резьба может лопнуть в худшем случае. В лучшем – быстро износится прокладка и нарушится компрессия блока, которая важна для нормальной работы двигателя.
Зачем нужен контроль?
Момент затяжки свечей зажигания нужно соблюдать ещё по одной причине — они могут выкрутиться, если недостаточно плотно будут обжаты. В блоке цилиндров всегда присутствует переменное давление, что давит на нижнюю часть фиксирующей гайки свечи. Производителями не рекомендуется ставить назад использованные сменные элементы двигателя.
Правильный момент затяжки свечей зажигания даёт уверенность в том, что со временем продукты горения не начнут проникать наружу между керамическим слоем и прокладкой. Неправильный натяг приводит к образованию затемненных областей на металле. А верхний изолятор часто можно провернуть вокруг своей оси, что недопустимо.
Контроль дополнительных параметров
Потемневшие свечи с нагаром или с измененным зазором не допускается устанавливать обратно. Нелишним будет проверить отработку искры на подержаных элементах. Это лучше сделать на специальном стенде в автомастерской.
Свечи должны соответствовать паспортным данным автомобиля под конкретный вид топлива. В зависимости от размера отличается и момент затяжки. Он зависит и от состояния двигателя: холодный или прогретый. Также учитывается тип материала блока цилиндров: чугун, алюминий.
Вариант фиксации без динамометрического ключа
Момент затяжки свечей зажигания NGK указан на коробке каждого изделия. Там же указан принцип завинчивания «от руки»:
Большинство автолюбителей предпочитают экономить и заворачивают свечи «на глаз». В комплекте к свечам часто продается ключ уникальной формы. Если не прикладывать чрезмерных усилий, то можно идеально затянуть шестигранную гайку вручную.
Однако находятся умельцы, которые привыкли тянуть до упора, пока хватает силы. И после этого горе-специалисты приносят продавцам лопнувшие свечи обратно с претензией к их браку. А производитель четко указывает момент затяжки для каждого изделия.
Паспортные данные
Табличные значения взяты из официальной инструкции производителей свечей NGK и DENSO. Для вариантов с плоской посадкой + уплотнительное кольцо:
Для вариантов свечей с конической посадкой:
В инструкции для свечей NGK указано:
Если вручную
Исходя из формулы F=M/0,1*L=2/0,01*12=16,6 кг, потребуется рычаг к ключу в 10 см. В расчетах указано: L — это длина плеча или ключа, к примеру 12 (в см.), M=20 Нм=2 кг/см — момент силы (в кг/см), F — искомая величина, сила воздействия (вес в кг). Итак, понадобятся обычные ручные весы с крючком, который прицепим к круглому наконечнику ключа и будем тянуть так, чтобы стрелка оказалась ровно на уровне шкалы в 20 килограмм.
Причем держать весы нужно перпендикулярно самому ключу. Так можно выйти из положения, когда нет поблизости магазина инструментов или просто жаль покупать ключ для одного раза.
Отсутствует инструкция?
Аналогично может быть установлен момент затяжки свечи зажигания DENSO. Но инструкция к ним прилагается только к оптовым закупкам. Её можно потребовать у продавца или скачать в Интернете на сайте производителя:
При затяжке ориентируются по паспортным данным:
Строго не рекомендуется менять зазор искры у новых изделий, что привыкли делать многие владельцы подержаных авто. Свойства свечи значительно ухудшаются.
Немецкий “Мерива”
Первым делом убирается блок катушек вместе со свечами. Проводят осмотр внешний на присутствие нагара, сколов. Для затяжки лучше использовать свечной ключ с резиновой вставкой. Также потребуются звездочки для демонтажа декоративных элементов в подкапотном пространстве. Для установки проводят обратные манипуляции, момент затяжки равен 25 Нм.
Свечи должны обжиматься с определенным усилием на установленную производителем толщину прокладки. В идеале она должна получаться равной 1,7 мм. Но неопытные ремонтники руками доворачивают до размеров 1,2 мм, когда возрастает риск повредить керамические вставки.
Значения усилий затяжки для различных типов болтов (таблица)
Для более удобного и точного восприятия представлена таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.
Класс прочности, Нм | 3.6 | 4.6 | 5.8 | 6.8 | 8.8 | 9.8 | 10.9 | 12.9 | |
М5 | 1.71 | 2.28 | 3.8 | 4.56 | 6.09 | 6.85 | 8.56 | 10.3 | 8 |
М6 | 2.94 | 3.92 | 6.54 | 7.85 | 10.5 | 11.8 | 14.7 | 17.7 | 10 |
М8 | 7.11 | 9.48 | 15.8 | 19 | 25.3 | 28.4 | 35.5 | 42.7 | 13 |
М10 | 14.3 | 19.1 | 31.8 | 38.1 | 50.8 | 57.2 | 71.5 | 85.8 | 17 |
М12 | 24.4 | 32.6 | 54.3 | 65.1 | 86.9 | 97.7 | 122 | 147 | 19 |
М14 | 39 | 52 | 86.6 | 104 | 139 | 156 | 195 | 234 | 22 |
М16 | 59.9 | 79.9 | 133 | 160 | 213 | 240 | 299 | 359 | 24 |
М18 | 82.5 | 110 | 183 | 220 | 293 | 330 | 413 | 495 | 27 |
М20 | 117 | 156 | 260 | 312 | 416 | 468 | 585 | 702 | 30 |
М22 | 158 | 211 | 352 | 422 | 563 | 634 | 792 | 950 | 32 |
М24 | 202 | 270 | 449 | 539 | 719 | 809 | 1011 | 1213 | 36 |
Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ?
При проведении технического обслуживания автомобиля зачастую возникают вопросы, которые лишь вскользь оговариваются на форумах или в литературе. Одним из них является момент затяжки креплений основных узлов автомобиля. Для выяснения всех нюансов крепления болтов головки блока цилиндров сконцентрируемся на двигателе, «сердце» автомобиля. А при понимании принципов момента затяжки резьбовых соединений полученные знания несложно будет экстраполировать на любой узел автомобиля.
Закручиваем болты правильно
Любое резьбовое соединение рассчитано на определённый момент затяжки. Он регламентирован отраслевыми стандартами качества, например, «ОСТ 37.001.050–73 Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки» и руководящими документами заводов-изготовителей транспортных средств. Иностранные производители используют другие стандарты, но в основном они сходны с отечественными. Приведённая ниже информация будет излагаться, опираясь на российские стандарты.
До какой степени можно затягивать резьбовые соединения
Почему важно выдерживать правильный момент затяжки? Только грамотное затягивание обеспечит надёжную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали — с другой стороны.
Рассмотрим, что произойдёт при превышении момента затяжки на примере болта с гайкой:
Маркировка деталей
Этот параметр указывается на головке болта. Для деталей, выполненных на основе углеродистой стали с классом прочности — 2, указываются цифры через точку, например: 3.5, 4.8 и т. д.
Первая цифра указывает 1/100 номинального размера прочностного предела на разрыв, измеряется в МПа. Например, если на головке болта, указано — 10.1, то первое число означает 10*100 = 1000 МПа.
Вторая цифра — отношение пределов текучести к прочности, умножается на 10, по вышеуказанному примеру — 1*10*10= 100 МПа.
Предел текучести — это максимальная нагрузка на болт. Для элементов, выполненных из нержавеющей стали, наносится тип стали А2 или А4, и далее предел прочности. Например: А4—40. Число в данной маркировке характеризует 1/10 предела прочности углеродистой стали.
Редакторы сайта рекомендуют ознакомиться с системами выравнивания плитки СВП и DLS.
Что такое момент затяжки свечей зажигания. Монтаж свечи зажигания
Момент затяжки свечей зажигания важно соблюдать очень точно по динамометрическому ключу. Если перетянуть их, резьба может лопнуть в худшем случае. В лучшем — быстро износится прокладка и нарушится компрессия блока, которая важна для нормальной работы двигателя.
Немецкий «Мерива»
У каждой машины в паспортных данных указан момент затяжки свечей зажигания. «Опель Мерива» использует искру от зазора 1,1 мм. Замена производится ключом на 16 мм. Для доступа снимают пластиковую крышку, убирают разъемы и откручивают 2 болта.
Первым делом убирается блок катушек вместе со свечами. Проводят осмотр внешний на присутствие нагара, сколов. Для затяжки лучше использовать свечной ключ с резиновой вставкой. Также потребуются звездочки для демонтажа декоративных элементов в подкапотном пространстве. Для установки проводят обратные манипуляции, момент затяжки равен 25 Нм.
Свечи должны обжиматься с определенным усилием на установленную производителем толщину прокладки. В идеале она должна получаться равной 1,7 мм. Но неопытные ремонтники руками доворачивают до размеров 1,2 мм, когда возрастает риск повредить керамические вставки.
Процесс затягивания колесных болтов: поэтапные действия
Чтобы конструкции надежно были зафиксированы с необходимым моментом, существует специальная таблица затяжки болтов динамометрическим ключом. Например, если их количество четыре (1-3-4-2), 5 болтов (1-4-2-5-3) или 6 болтов (1-4-5-2-3-6).
Сам процесс осуществляется следующим образом:
Свечи накаливания: установка и демонтаж
Автомобили с годами становятся все более сложными, но в большинстве случаев свечи накаливания вы можете поменять самостоятельно.
Однако перед тем как приняться за работу, убедитесь, что у вас есть ручной динамометрический ключ и подходящие для вашего автомобиля свечи накаливания. Широкий ассортимент свечей накаливания Champion® — от стандартных свечей накаливания до свечей накаливания с интегрированным датчиком давления — удовлетворит все ваши запросы.
А поскольку наши свечи накаливания отличаются, устанавливать их тоже следует по-разному. Специальные процедуры установки см. ниже.
Мы точно знаем, что вас ожидает.
Но перед тем как вы приступите, вы должны запомнить следующую важную информацию: При замене свечей накаливания: Соблюдайте указанное усилие затяжки!
Демонтаж старых свечей накаливания
Вы уже открыли капот и даже добрались до свечей накаливания. Теперь пора взять в руки динамометрический ключ. Вот пошаговая инструкция по демонтажу свечи:
Устанавливайте и снимайте свечи накаливания ТОЛЬКО с помощью ручного динамометрического ключа.
Что делать, если уже достигнуто максимально допустимое значение усилия при откручивании свечи накаливания?
Ни в коем случае не продолжайте поворачивать ключ: свеча накаливания может сломаться. Вместо этого выполните следующие 3 действия: слегка ослабьте посадку свечи в гнезде — нагрейте ее — выкрутите свечу:
1. Слегка ослабьте посадку свечи в гнезде:
Нанесите большое количество синтетического масла на резьбу свечи накаливания и оставьте его, чтобы оно подействовало, на ночь или дольше.
Запустите двигатель, пока он не прогреется, или по отдельному проводу подайте ток на функционирующие свечи накаливания на 4-5 минут (возможно, только если рабочее напряжение свечей накаливания составляет 11-12 В): свеча накаливания должна нагреться и освободиться.
Снова попробуйте выкрутить ее, после чего аккуратно выньте свечу накаливания из головки цилиндра подходящим инструментом. (Не превышайте максимальный момент откручивания. Всегда останавливайтесь до достижения предельного значения момента откручивания. При необходимости попробуйте еще раз выкрутить свечу после нагрева.)
После демонтажа старых свечей накаливания всегда очищайте подходящими инструментами головку, коническое гнездо и канал свечи накаливания в головке цилиндра.
Момент затяжки
При закручивании новой свечи накаливания всегда следует соблюдать момент затяжки, указанный производителем автомобиля, и выполнять затяжку с помощью подходящего специального инструмента.
Для свечей накаливания с резьбовым контактом следует также соблюдать момент затяжки соединительной гайки. См. обозначения на упаковке свечи накаливания Champion® на предмет особых указаний.
В частности, после спекания (закоксовывания) нагревательного стержня с головкой цилиндра в свечном колодце головки цилиндра часто накапливаются остатки продуктов горения и грязь. Такое закоксовывание можно просто и безопасно убрать из головок цилиндров с резьбой 10 мм.
Демонтаж старых свечей накаливания с интегрированным датчиком давления
При замене свечи необходима особая аккуратность, чтобы не повредить крайне чувствительный датчик и обеспечить полную функциональность изделия:
Интегрированный датчик давления будет поврежден, если уронить свечу с высоты всего 2 см.
Разъем следует вынимать только вручную, чтобы не повредить свечу.
Демонтаж и установку свечи можно проводить только с помощью подходящего специального инструмента. Прижмите специальный инструмент к свече накаливания с интегрированным датчиком давления так, чтобы шестиугольная головка свечи была полностью в соприкосновении с охватываемой поверхностью головки ключа. Обратите внимание на момент затяжки.
Снимайте защитный колпачок только после установки свечи накаливания.
Правильный способ демонтажа:
Снимите кожух двигателя и другие компоненты, затрудняющие доступ к свечам накаливания.
Вручную выньте электрический штыревой контакт из гнезда каждой из свечей накаливания. Важно: вынимайте штыревой контакт вручную, не пользуйтесь плоскогубцами и им подобными инструментами.
Для исключения попадания в камеру сгорания посторонних частиц очистите область вокруг демонтируемой свечи накаливания.
Если топливная система открывалась, также обратите внимание на ее чистоту и по возможности закройте провода крышкой.
Важно использовать только подходящую головку, чтобы ослабить свечу накаливания с интегрированным датчиком давления: так вы не повредите блок разъема.
Важно: При откручивании шестиугольная головка свечи должна быть охвачена головкой ключа полностью. Всегда используйте динамометрический ключ и применяйте рекомендованный момент затяжки.
. Снимите свечу накаливания.
Перед установкой покройте резьбу и ось новой свечи специальной установочной смазкой, чтобы избежать закоксовывания в будущем.
Сначала очистите канал свечи накаливания и резьбу в головке цилиндра, удаляя старое масло и загрязнения. Затем рукой вкрутите свечу накаливания. Важно: Убедитесь, что в камеру сгорания не попала грязь.
Затем динамометрическим ключом с подходящей головкой затяните свечу, соблюдая момент затяжки. Важно: Головка ключа должна полностью накрывать шестигранную головку свечи накаливания с интегрированным датчиком давления. Теперь снимите (только теперь, не раньше!) защитный колпачок со свечи, чтобы не повредить гнездо свечи и соответствующий штыревой контакт.
Вставьте штыревой контакт электрожгута в гнездо свечи накаливания с интегрированным датчиком давления и надавите контакт до защелкивания.
Установите на место кожух двигателя и все ранее снятые детали.
В конце проверьте, присутствуют ли коды неисправности в памяти блока управления двигателем. Если да, удалите их.
Данная статья предназначена лишь для информационных целей, ее нельзя использовать вместо профессиональной консультации сертифицированного специалиста по ремонту. Если у вас возникли особые вопросы или проблемы, связанные с какой-либо представленной здесь темой, мы рекомендуем вам проконсультироваться по ним у сертифицированного специалиста.
Основные правила регулировки держателей ГБЦ.
Затяжка болтов гбц ваз 2114 8 клапанов
затяжка болтов ГБЦ
Большинство особо важных особенностей регулировки болтов, указывается в инструкции к определенному автомобилю. Поэтому, необходимо тщательно изучить руководство по эксплуатации и обслуживанию машины. При эксплуатации автомобиля, соблюдать требования изготовителя и регулярно обслуживать автомобиль. Корректная работа двигателя, предотвращает необходимости регулировки держателей ГБЦ.
ключ для затяжки ГБЦ
Поскольку, ГБЦ имеет сложное устройство, необходимо производить ремонт только при полной уверенности в своих знаниях. При возникновении неполадок в работе двигателя автомобиля, необходимо оперативно произвести профессиональную диагностику. Там самым, вы предотвратите масштабный ремонт авто и больших затрат.
Короткое видео, о том, как не надо ремонтировать ГБЦ:
Ремонт головы блока цилиндров, является сложной процедурой, требующая достаточного количество знания и определенного опыта. Для проведения ремонта, используется специальное оборудования, имеющееся, как правило, только в специализированных центрах обслуживания. Ремонт головы блока, подразумевает смену прокладки ГБЦ и регулировку момента болтов. Для правильной регулировки, необходимо строго следовать требования указанным в рассмотренной инструкции. Следуйте показателям изготовителя и используйте качественные инструменты. При внимательно подходе, можно успешно произвести регулировку, получив необходимый результат. Удачного ремонта!
Момент затяжки свечей зажигания: почему это важно
С первого взгляда кажется, что установка свечей зажигания — довольно простая процедура: свечной колодец, свеча, ключ… Однако практика показывает, что в этом «простом» деле часто допускаются ошибки, которые приводят к дальнейшему выходу свечей из строя. Причем ошибаются не только автолюбители при самостоятельном обслуживании, но и профессионалы в автосервисах.
Самой распространенной ошибкой при установке свечи зажигания является неправильный момент затяжки. Для понимания важности этого аспекта напомним: затяжка свечи зажигания с неправильным моментом является основанием для отмены производителем гарантии на изделие. Почему так строго? Для начала разберемся, что происходит при «перетяге» и «недотяге».
Неправильный момент затяжки
Начнем с «перетяга». При создании избыточного усилия превышается необходимый момент затяжки свечи, что чревато такими последствиями, как:
• Вытягивание корпуса свечи, при котором нарушается механическая связь между корпусом и керамическим изолятором. Из-за этого свеча хуже отводит тепло на ГБЦ, перегревается и выходит из строя.
• Поломка изолятора: появление микротрещин, которые в процессе работы постепенно увеличиваются. В какой-то момент свеча может просто развалиться, и происходит это всегда на работающем двигателе. Если повезет, то можно отделаться испугом и простой заменой свечи новой. Если нет — готовьтесь к капитальному ремонту мотора.
• Прорыв газов из камеры сгорания, который происходит из-за нарушения целостности свечи при вытягивании корпуса. Компрессия в цилиндре падает, двигатель работает неровно, сама свеча подвергается дальнейшему разрушению.
• Поломка свечи при демонтаже. В случае если свеча перетянута, но при этом вам попался прочный и «выносливый» экземпляр, она вполне может отработать положенное время без поломок (кстати, так часто происходит с надежными свечами DENSO). Однако при попытке извлечь перетянутую свечу она часто ломается: шестигранник и часть изолятора (иногда весь) остаются в руке, а резьбовая часть — в ГБЦ. Снятие головки блока и высверливание «останков» свечи — самый безболезненный из возможных вариантов.
Не менее вреден и так называемый «недотяг». Он может привести к таким последствиям, как:
• Перегрев свечи и калильное зажигание, которые возникают из-за того, что не вся площадь резьбы свечи контактирует с резьбой ГБЦ. Чем меньшая площадь контакта, тем меньший теплоотвод, а значит, более высокая температура свечи и более серьезный риск выгорания электродов, разрушения изолятора свечи.
• Прорыв выхлопных газов через неплотно затянутую резьбу. По такой причине возникают ухудшение компрессии, пропуски зажигания и все, что с этим связано.
• В особо запущенных случаях — вибрация свечи в колодце, постепенное, еще большее ослабление затяжки и выстрел свечи в подкапотное пространство. Да, редкость, но случается.
Соблюдаем правильный момент затяжки
Теперь, когда в важности правильного момента затяжки сомнений не осталось, расскажем о некоторых аспектах самой процедуры установки свечи.
• Прежде чем снимать старую свечу зажигания, необходимо очистить прилегающие к ней поверхности от масла, песка и других загрязнений — все это может попасть внутрь двигателя, когда свеча зажигания будет демонтирована.
• Перед установкой новой свечи следует проверить, нанесена ли на резьбу ГБЦ какая-либо смазка. Например, она могла остаться от старой свечи.
Важно! Компания DENSO не рекомендует наносить какие-либо смазки на резьбу свечи зажигания, в особенности когда предполагается ее затяжка динамометрическим ключом. Если резьба смазана, то индицируемое на ключе нормальное усилие по факту приведет к сильной перетяжке свечи со всеми вытекающими последствиями. Если смазка по какой-то причине нанесена, то затягивать свечу следует исключительно в соответствии с рекомендуемым числом оборотов, приведенным в таблице ниже.
• Новую свечу необходимо вставить в резьбу и завернуть рукой до упора — только заворачивание «от руки» гарантирует точное попадание в резьбу.
• Для затяжки лучше всего использовать динамометрический ключ, руководствуясь значениями момента из таблицы ниже. В том случае, если ключ отсутствует, воспользуйтесь значением оборотов затяжки, также приведенным в таблице.
Анализ поступающих в адрес компании DENSO рекламаций показывает, что значительное количество свечей зажигания выходят из строя именно из-за несоблюдения момента затяжки. Правильный момент затяжки свечи зажигания — залог ее долгой и эффективной работы. Подобрать технологичные, надежные и долговечные свечи зажигания DENSO можно в нашем электронном каталоге.