Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Техника правильного торможения на мотоцикле

Даже райдеры со стажем иногда допускают ошибки — например, тормозят только переднее колесо. В этой статье мы раскроем физику торможения на мотоцикле и расскажем, как научиться грамотно оттормаживать — в том числе экстренно, на скользкой дороге и в поворотах.

Какие факторы влияют на торможение

Каким колесом тормозить?

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Примерно 70% тормозного усилия нужно прикладывать на переднее колесо и 30% — на заднее. Это объясняется тем, что при торможении центр тяжести переходит с одного колеса на другое. В этот момент заднее колесо легче блокировать, а вот переднее сложнее, отчего вы можете потерять контроль над мотоциклом. Поэтому тормозить стоит обоими тормозами. Снизить скорость также помогает переключение на понижающую передачу.

Дорожные, спортивные и другие мотоциклы с короткой базой и высоким центром тяжести лучше всего останавливаются передним колесом. А вот круизёры и чопперы имеют длинную базу и низкий центр тяжести. Это означает, что тормозить их лучше задним колесом, но это не отменяет ведущую роль переднего тормоза.

Поскольку тормоза на каждом мотоцикле работают индивидуально, нужно испытать их на свободной площадке — проверить силу нажатия и комбинацию обоих тормозов. Вы можете убедиться, что если резко нажать на передний тормоз, заднее колесо может оторваться от земли, и вы можете кувыркнуться вперёд. Если резко нажать на задний тормоз, мотоцикл будет заносить.

Чтобы затормозить, подожмите заднее колесо, пока мотоцикл не даст лёгкую просадку. Плавно, но уверенно зажмите рукоятку переднего тормоза. От того, насколько сильно вы нажмёте на ручку переднего тормоза, будет зависеть длина тормозного пути.

На что обратить внимание

Экстренное торможение

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Даже опытные райдеры в критической ситуации могут забыть про задний тормоз — рука на автомате нажимает рукоятку переднего. В результате мотоцикл становится неконтролируемым и может упасть. Дело в том, что 90% нагрузки при резком торможении принимает на себя переднее колесо.

Если вы привыкли тормозить передним тормозом, постарайтесь делать так, чтобы в торможении участвовал и задний. Основная тормозная сила будет, как и раньше, приходиться на переднее колесо. Однако использование заднего тормоза позитивно скажется на поведении мотоцикла: его движение будет более стабильным и предсказуемым.

Алгоритм

Торможение на скользкой дороге

Скользкая дорога не отменяет принципов торможения, но здесь есть нюансы. На мокром покрытии плохое сцепление, тормозная сила уменьшается. Смещение центра массы с одного колеса на другое несущественно, оба колеса имеют хороший контакт с дорогой. Это сказывается на тормозной дистанции, которая может увеличиться в 4—5 раз по сравнению с сухой трассой. Чтобы правильно остановиться, нужно больше работать задним тормозом.

Алгоритм

Нужно ли тормозить в поворотах

Не нужно — ни задним, ни передним тормозом. Это будет выводить мотоцикл из поворота и снижать его устойчивость. Скорость нужно снижать до начала поворота, а сам же поворот проходить с незначительным ускорением.

Чтобы правильно тормозить на мотоцикле, нужна тренировка. Технику лучше отрабатывать на пустой площадке. Универсальной методики, которая подойдёт всем мотоциклистам, нет — её нужно вычислять опытным путём. По возможности приобретайте байк с антиблокировочной тормозной системой (ABS) — она позволяет тормозить намного проще и безопаснее.

Источник

ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

Торможение

Торможение может показаться одной из самых простых вещей в динамичном мире езды на мотоцикле, но на самом деле все ровно наоборот. Оценке подлежат тормозное усилие, стиль, местность, траектория. Торможение – не просто нажатие на рычаг переднего тормоза и педаль заднего; существует несколько общих правил, применимых в любой ситуации. Также заметьте, что тормоза могут быть использованы не только для снижения скорости. Они могут помочь вам удержать траекторию при прохождении поворота. Нажатие на педаль заднего тормоза в прыжке опустит переднее колесо.
Доминирующим является переднее колесо. При торможении на него переносится вес мотоцикла. При «легком» заднем колесе (едва касающемся земли), вся сила зацепа и все тормозное усилие приходятся на переднее колесо. Задний тормоз помогает держать мотоцикл прямо и обеспечивает некоторое дополнительное торможение, но когда вам нужно быстро сбросить скорость, ваш главный помощник – правый рычаг на руле.

Положение тела

В силу разных причин, положение тела является самым важным элементом, необходимым для эффективного торможения. В общем, в большинстве случаев торможение осуществляется стоя, при концентрации веса на заднем колесе, примерно на уровне конца сиденья или начала крыла. Этот дополнительный вес на заднем колесе позволит удержать заднюю часть мотоцикла на земле и обеспечить лучшую управляемость. Задняя позиция также дает лучшие рычаги воздействия, позволяющие избежать переворачивания мотоцикла.
Ключом является приспособление к местности и окружающим условиям. Для торможения не существует единой установки; вы должны действовать тонко, сохраняя устойчивость и хотя бы касаясь поверхности обоими колесами.
«Я замечаю, что двигаюсь вперед или назад для достижения желаемого положения при торможении», – говорит Джереми Макграф, – «Несколько дюймов в ту или иную сторону создают заметную разницу».

Торможение по прямой

В большинстве случаев вы будете осуществлять торможение по прямой. В повороте жесткое торможение приведет к скольжению. Это то, что надо, если скользит заднее колесо; блокировка же переднего колеса штука сложная. Когда гонщик использует передний тормоз в повороте слишком агрессивно, переднее колесо подламывается и случается лоу?сайд.
Наиболее эффективный способ снизить эффект скольжения – прилагать меньшее усилие к переднему тормозу и/или работать газом, помогать себе в повороте силой мотора. Этот прием может показаться странным, особенно в главе, посвященной торможению, но в некоторых поворотах, типа шикан, мотоцикл может управляться лучше, так как сочетание торможения и использования газа придаст движению большую эластичность.
Другим типичным моментом, возникающей при торможении в повороте, является неспособность заднего колеса замедляться в той же степени, что переднее. Это дополнительное движение задней части мотоцикла создает предпосылку для заноса. В крайних случаях мотоцикл может развернуть на 180°. Это желанный результат для торможения с блокировкой, но он может быть сюрпризом для гонщика, если происходит неожиданно. И если вы окажетесь к этому не готовы, заднюю часть мотоцикла может занести, за что?нибудь зацепить и тогда произойдет хай?сайд.
Однако вернемся к торможению по прямой. С технической точки зрения, заднюю часть не занесет, если вы осуществляет торможение ровно по прямой. Говоря простым языком, масса задней части мотоцикла, которая замедляется медленнее, будет воздействовать на переднюю, что приведет к переносу большей части веса на переднее колесо. Именно поэтому мотоцикл перевернется (при торможении по прямой), если вы приняли неправильное положение или перетормозили. Повторим, это происходит потому, что заднее колесо не способно замедляться в той же степени, что переднее.
И хотя вам, возможно, неприятно слышать, что переднее колесо может быть заблокировано на любой скорости, или хуже, мотоцикл может перевернуться, этих проблем можно избежать при правильном торможении. В большинстве случаев следует использовать прогрессивно оба тормоза; чуть заранее, чтобы иметь время на мгновение прервать торможение, если перетормаживание грозит потерей контроля над аппаратом.
Чаще всего тормоза используются совместно. Использование только заднего тормоза используется при торможении с заносом. Использование переднего тормоза лучше всего слегка дополнять задним, что поможет удержать мотоцикл на прямой и придаст некоторое дополнительное тормозное усилие.

Торможение на выбоинах (1)

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Две серии фотографий ясно показывают, какое влияние оказывает торможение на выбоинах на положение тела и на работу подвески. Для объективности сравнения обе серии были сделаны в одной гонке. В данном случае Джон Дод предпочел прыгнуть на участок торможения с выбоинами с поднятым передним колесом

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Столь агрессивный подход заставил вилку сработать очень жестко. Дод позволил коленям и локтям слегка согнуться, чтобы поглотить часть удара, но это отнимает массу энергии. Это не проблема для такого гонщика, как Дод; у него прекрасная физическая подготовка. А проблема в том, что эффективное торможение не может быть достигнуто при сжатой вилке. Помните, что перетормаживание могло привести Дода к падению

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Дод намеревается использовать позднее торможение и пройти поворот на большей скорости. Как видите, одна из выбоин подбросила заднюю часть мотоцикла. Помните, вы не можете тормозить жестко, когда большая часть веса сконцентрирована спереди. Кроме того, логика должна подсказать вам, что от заднего тормоза нет пользы, когда заднее колесо не касается поверхности

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

На этом этапе Дод вполне справляется с мотоциклом и начинает агрессивное торможение. Дод стоит, большая часть его веса находится на заднем колесе. Это позволяет ему лучше поглощать удары при помощи коленей и локтей, помогая тем самым подвеске. Заметьте, как заднее колесо скользит над углублениями

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Дод снова обращается к газу. Заметьте, что вилка практически не загружена. Гонщик чувствует, что подвеска будет лучше работать при ускорении, плюс перед поворотом есть ещё много места, чтобы затормозить

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Дод уверен, что достаточно сбросил скорость. На самом деле этот участок не является высокоскоростным, но он обращает внимание на торможение на выбоинах, работу подвески, положение тела и многое другое

Торможение с заносом

Торможение с заносом является хорошим способом поворачивать очень быстро, хотя при этом теряется ход. Этот прием лучше работает при ровной поверхности, но сильные гонщики отрабатывают его и в поворотах в состоянии разной степени разбитости. Принцип торможения с заносом такой: выжмите сцепление, заблокируйте заднее колесо и осторожно направьте занос направо или налево. Задняя часть заскользит и ее развернет. Ключом к эффективному использованию этого приема является координация работы тормоза и газа таким образом, чтобы торможение с заносом переходило в управляемый занос. Это требует массу практики, и начинать надо осторожно. Отрабатывайте прием на ровной поверхности и малых скоростях. Когда вы усвоите этот прием, он станет замечательной возможностью обгона по внутреннему радиусу.
При использовании заднего тормоза в большинстве случаев необходимо выжимать сцепление, чтобы не потерять обороты и не заглушить двигатель при блокировке заднего колеса, особенно на малых скоростях. По тем же соображениям вам может потребоваться увеличивать обороты, если двигатель не держит холостые.
Одним из самых важных аспектов является понимание того, что тормоза эффективны только тогда, когда колеса касаются поверхности. Также следует избегать использования тормозов при приземлении, что может негативно сказаться на управляемости.

Торможение по наклонной

Техника торможения меняется при применении на склонах. При движении вниз, следует изменять положение тела так, чтобы часть веса переносилась на заднюю часть мотоцикла. Агрессивное использование переднего тормоза при движении вниз нагрузит переднее колесо сильнее, чем при движении по плоскости. Этот эффект может быть компенсирован чуть большим смещением назад, но становится проблемой при неровной поверхности. При агрессивном торможении большая часть веса гонщика и мотоцикла концентрируется на переднем колесе. Если вы при этом наскочите на ухаб, мотоцикл, скорее всего, перевернется, отправляя вас в полет через руль. Чтобы избежать этого, внимательно планируйте торможение на склоне так, чтобы его можно было прервать или ослабить при преодолении ухабов и похожих препятствий.
Склоны также требую раннего торможения, ибо сбросить на них скорость намного сложнее. Если вы обнаружите, что двигаетесь слишком быстро и опасаетесь использовать передний тормоз, то можете попробовать торможение под углом, как это делают горнолыжники.
В противоположность, торможение при движении вверх намного проще, так как вес гонщика и мотоцикла естественным образом располагаются сзади; сочетание с силой гравитации позволяет очень быстро сбросить скорость. По этим причинам вы, вероятно, обнаружите, что можете начинать торможение много позже, чем при движении по плоскости.

Торможение на выбоинах (2)

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Ларри Вард въезжает на этот же участок, но использует другой подход. В отличие от Дода, Вард не поднимает переднее колесо. Однако Вард стоит с согнутыми локтями и коленями, сместившись назад

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Похоже, что мотоцикл Варда удачнее входит в поворот. Но внимательное изучение показывает, что ни одно колесо не касается поверхности. Ещё раз, это главная причина, по которой на выбоинах тормозить гораздо сложнее

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Вард тормозит немного и, как Дод, выбирает очень агрессивный способ прохождения поворота. Обратите внимание, что зад мотоцикла подбило на одной из кочек, и торможение полностью легло на переднее колесо

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

И снова орлиный глаз заметит, что колеса не касаются земли. Эта фотография четко показывает атакующую позицию, которая является основной нейтральной позицией для крайне агрессивной езды. Заметьте, что голова Варда постоянно поднята, и он смотрит вперед

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Вард почти закончил торможение и начинает наклонять мотоцикл. В этот момент он должен быть внимателен и не использовать слишком активно передний тормоз, иначе переднее колесо подломится и произойдет лоу?сайд

Неровные и скользкие поверхности

Сцепление с поверхностью также играет заметную роль при сбрасывании скорости. В большинстве случаев вашей целью должен быть выбор траектории, обеспечивающий наилучшее сцепление. Когда возможно, избегайте песка, грязи и других скользких поверхностей. Когда вы тормозите при плохом зацепе, используйте тормоза прогрессивнее и мягче, чем обычно.
По этой же причине на неровных поверхностях следует избегать слишком агрессивного торможения.
На скользких и неровных поверхностях следует быть более консервативными с тормозами. Так как на таких поверхностях колеса легче блокировать, тормоза следует использовать тоньше и с меньшим усилием.
«Я редко использую передний тормоз на глубоком песке», – говорит Стив Лэмсон. «Замечу, что переднее колесо имеет тенденцию закапываться в песок, и задняя часть при этом отрывается от поверхности. Когда я все?таки использую передний тормоз, то делаю это очень медленно и с незначительным усилием».
Кроме того, важно оценивать выбоины на торможении. Когда возможно, избегайте их. Выбоины на торможении делают быстрое торможение крайне трудным, так как вовсю работает подвеска. Выбоины утомляют гонщиков и вызывают изнеможение кистей быстрее, чем большинство других препятствий. Вы можете совершить торможение до или после выбоин, а на них, отпустив тормоза, позволить подвеске спокойно работать.

Советуют профессионалы
Приемы Гэри Семикса

Тормоза – это больше, чем просто средство сбросить скорость. Правильно используемые, они добавляют четкость управлению мотоциклом. Начните с правильного положения стоп и рук, затем переходите к данным продвинутым приемам.
Не забывайте, что если вы не тормозите или не ускоряетесь, вас обгонят.

Использование заднего тормоза стоя #15

Когда стоите, разместите на подножке центр стопы и нажимайте на педаль носком.
Некоторые гонщики при использовании заднего тормоза по?разному ставят ногу на подножку. Иногда они стоят на центре стопы, иногда на пятке. Они не вырабатывают верной привычки и чувства контроля над задним тормозом.
Когда вы используете задний тормоз стоя, всегда стойте на центре стопы. При этом стопа опирается на подножку, и вы постоянно можете чувствовать тормоз. Ощутите контроль

Использование заднего тормоза сидя #16

Когда сидите, оторвите ногу от подножки и нажмите на педаль тормоза носком стопы.
Когда поднимаете правую ногу, держите ее прижатой к боку мотоцикла. Как только закончите с задним тормозом, поставьте ее обратно на подножку.
Самые неопытные гонщики путаются в этих приемах. Происходит это потому, что приемы торможения сидя и стоя очень сильно друг от друга отличаются.
Некоторые гонщики пытаются тормозить сидя, не снимая ноги с подножки. У вас это не получится, если вы сидите на передней части сиденья, так как стопа и лодыжка столь сильно не изогнутся. Некоторые гонщики используют в такой ситуации пятку, что тоже неправильно.
Если вы посмотрите на профессионалов, то увидите, что они отрывают стопу от подножки, фиксируют ногу у бока мотоцикла и используют для нажатия на педаль носок стопы, сгибая лодыжку. Этот прием дает вам максимум контроля.

Потренируйтесь этому приему сначала установив мотоцикл на подставке, затем – в движении.

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

В медленных поворотах, где отсутствуют выбоины, достаточно часто можно увидеть гонщиков, тормозящих сидя. При этом обычно используется и передний, и задний тормоз
Сохраняйте максимум скорости, тормозите так поздно и жестко, как только можете, и, возможно, обнаружите себя в числе лидеров. Вы также заметите, что скорость и жесткое торможение дадут в повороте лучшую управляемость

Торможение без сцепления #18

Когда тормозите перед поворотом, переключитесь вниз и оставьте сцепление в покое. Позвольте двигателю помочь вам сбросить скорость. Это как антиблокировочная система. При торможении выжимайте сцепление лишь тогда, когда хотите заблокировать заднее колесо.
Неправильная техника торможения может привести к потере времени или более серьезным неприятностям. Когда гонщик входит в поворот на слишком большой скорости, можно наблюдать все формы панического торможения – от блокировки колес на скорости 40 миль в час до их свободного вращения; затем снова блокировка.
Правильный способ – ровное хорошо контролируемое торможение. Начинать следует с жесткого торможения с последующим его прогрессивным ослаблением по мере входа в поворот. Этот верный прием работает намного лучше, если вы при торможении и входе в поворот не используете сцепление (не используйте сцепление для переключения на пониженную). При этом двигатель поможет вам замедлиться и сделает торможение более ровным. Использование заднего тормоза наиболее эффективно на грани блокировки.
Если у вас не получается этот прием, то вам следует поработать над контролем педали тормоза.

Переключайтесь на пониженную без сцепления #19

Нет необходимости использовать сцепление при переключении на пониженную передачу.
Некоторые неопытные гонщики выжимают сцепление при переключении передачи и продолжают держать его при дальнейшем торможении. Нет необходимости использовать сцепление. Без него двигатель сделает торможение более плавным и ровным.
Сцепление необходимо при переключении вверх для передачи высокого крутящего момента. А при торможении и закрытом газе он очень невелик. Так что оставьте этот рычаг в покое, когда тормозите и переключаетесь вниз для входа в поворот.
Существует несколько продуктов, разработанных с целью усиления торможения, и серьезные гонщики постоянно испытывают новые технологии. Предметы типа более мягких тормозных колодок или увеличенных на 10?20 мм тормозных дисков могут весьма существенно отразиться на торможении

Блокируйте заднее колесо при преодолении препятствий #20
Торможение

1. Положение тела играет главную роль. Как правило, торможение осуществляется стоя, ноги согнуты, локти подняты, вес немного сзади
2. Меняйте положение тела, чтобы удерживать заднее колесо на земле
3. Завершите большую часть торможения до начала поворота
4. Используйте тормоза прогрессивно
5. Избегайте блокировки переднего колеса
6. Когда возможно, избегайте на торможении песка, грязи и выбоин
7. Тормозите до или после выбоин

8. Используйте тормоза мягче на скользких поверхностях, таких как песок, грязь, снег, лед и т.п.

Источник

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле

Например, на трассе «Кутузовский Редут» 18 поворотов. Где-то больше, где-то меньше. Представьте себе тренировку, где Вы должны за 2 минуты двадцать раз разогнаться и затормозить. Вот это и есть интенсивность при прохождении трассы в торможении. Данный пример можно использовать как упражнение на торможение с секундомером.

Обращаясь, как и в предыдущей статье, к немецкому журналу «CROSS», №10 /2012, в статье про технику торможения, Марко Дорш пишет:
-Каждый знает поговорку: «Кто тормозит – проигрывает». У меня (Марко Дорш, прим. Авт.) на это другой ответ: Кто не тормозит или не умеет тормозить, тот не дает полный газ!

Я полностью согласен с высказыванием Марко. Но в технике мотокросса, также как и в жизни, у каждого свой взгляд на разные вещи. Моя точка зрения на технику торможения немного, но довольно принципиально, отличается от многих школ, предлагаемых в медиа пространстве.

Школа Эвертса, Симекса, МакГрафа, отличаются друг от друга системой упражнений в работе над торможением, а в описании самого торможения многие сходятся в основных опорных точках.
Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле
На фото из журнала «CROSS», Вольфган Брандт показывает стойку в торможении.

Основные Опорные Точки в торможении (ООТ):
— взгляд в точку преломления траектории;
— при довольно сильном смещении назад, сохраняется высокое положение таза от мотоцикла для возможной амплитуды при раскачивании мотоцикла при торможении на волнах. Волны практически во всех секторах торможения на кроссовой трассе;
— при смещении назад сохраняется согнутое, примерно на 120° положение рук, т.к. при торможении на волнах должна быть максимальная амплитуда для работы рук. Допустим, при вытянутых до прямого положения руках, когда мотоцикл в торможении на волнах начинает раскачиваться, спортсмену придется тратить гораздо больше сил для удержания системы гонщик-мотоцикл;
-голень находится в положении перпендикулярно грунта;
— торможение всегда должно быть комплексным: передний тормоз, задний тормоз, коробка передач;
-как при разгоне, так и при торможении процесс, хоть он и составляет иногда доли секунды, должен быть плавным в своем цикле. Некоторые начинающие гонщики тормозят несколько раз: притормозив один раз, видят, что рано начали тормозить, отпускают тормоза, затем тормозят снова. Необходимо добиться в тренировках одного плавного процесса торможения;
— весь вес гонщика при торможении приходится не на руки, а в колени, которые упираются с голенями в нижнюю часть мотоцикла. Представьте себе, что Вы подошли к мотоциклу спереди и взявшись за руль хотите его перевернуть на себя. Довольно трудно, но при определенном усилии это можно сделать. Но если Вы так же захотите его перевернуть, взявшись за бак в месте соединения с седлом, Вы никогда не сможете перевернуть мотоцикл. Так же и в торможении: если Вы при мощном торможении будете упираться в руки, то переворот через переднее колесо возможен, к тому же очень большая нагрузка на руки. А если Вы будете упираться ногами и коленями в мотоцикл, а руки вообще расслабите только используя силу кисти для нажатия на рычаг тормоза, то мотоцикл хоть и опустится в вилке, но сам проиграет все мелкие волны, которые всегда есть в тормозных участках, а Вы не затратите руками лишних сил, а наоборот, получите легкий массаж встряхиванием предплечий. Вроде кто-то взял Вас за ладонь и встряхнул.
Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле
Вся масса гонщика приходится на нижние конечности.
Для того, чтобы спортсмен сумел понять данное чувство, поставьте мотоцикл на подставку, спортсмен должен снять руки с руля. Руками упритесь спортсмену в спину, он должен упираясь в голенью и коленями удержаться на мотоцикле, не опираясь на руль. Так же, как Вы упираетесь в спину гонщика на подставке, в торможении инерция тела спортсмена толкает его вперед и он должен ее удержать, не опираясь на руки.
Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле
В тренировках даже используется торможение с одной рукой для правильного расположения веса. Выполнение данного упражнения на спуске (фото) помогает быстрее освоить элемент техники.

Типичными ошибками в торможении бывают:
-прямые вытянутые ноги, что приводит к ударам на волнах в корпус, с последующим падением;
— низкое положение таза над седлом, чревато ударами в корпус на волнах, после чего спортсмен иногда вылетает вперед мотоцикла;
-упор в руль руками, что так же может привести к быстрому утомлению и травмам;
— «слишком передняя» стойка.
Ошибок может быть очень много и разных. Вот, например, на фото представлены типичные ошибки положения тела при торможении:
Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле
А вот при правильном положении тела, с упором в колени, на серии снимков ниже видно, как на волнах, которые есть на любом тормозном участке, спортсмен с большой амплитудой выполняет элемент торможение очень эффективно.
Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле
В работе над торможением надо использовать различный грунт, наклонные поверхности. Упражнения должны быть очень разнообразными. Но главное, это в каждой тренировке Вы должны на разминке, а так же при выполнении различных элементов работать над техникой торможения.
Например, как на фото, торможение без заднего тормоза (только передний)
Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле
Если обратите внимание на стопу гонщика, то видно: слева он не тормозит задним тормозом, справа – тормозит.
В спорте высших достижений все гонщики умеют быстро разгоняться. Прыжки, повороты все проходят с максимальной скоростью. И лишь в торможении перед следующим поворотом или трамплином – есть возможность обогнать, влететь вперед соперника, если ты можешь эффективнее его затормозить.

Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Смотреть картинку Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Картинка про Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле. Фото Как правильно тормозить на кроссовом мотоцикле
В следующей статье мы с Вами рассмотрим самые эффективные упражнения, которые позволяют отработать максимальное использование тормозов на мотоцикле. Уже на следующей тренировке Вы проверите себя: аккуратно дотроньтесь до тормозного диска переднего и заднего колес. Насколько они нагрелись? Какая разница в температуре между ними. Как часто Вы вообще меняете тормозные колодки? Например, ведущие гонщики, иногда за заезд полностью снашивают тормозные колодки. Если Вы правильно выполняете торможение, то грунт с заднего колеса, как правило, обгоняет Вас. Замечали Вы такое явление?

P.S.
Умение правильно и эффективно тормозить дает возможность полностью открыть газ!

Тренер молодежной сборной команды России по мотокроссу Глухов Юрий Олегович, специально для Мотогонки.ру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *