Как правильно разворачиваться на мотоцикле
Пятаки и тики-таки для «чайников»
Пятаки и тики-таки для «чайников»
Пятаки и тики-таки
для чайников
Текст: Александр Самойлов
Фото: Кирилл Калапов
Сейчас и в ближайших выпусках мы поговорим о специальных навыках при езде на мотоцикле эндуро.
Часто получается так, особенно в горах, что ты попадаешь в ситуацию, когда нельзя ни вперёд, ни назад, а можно выбраться, только развернув мотоцикл на 90°, а то и на 180°. Есть вариант слезть, пыжась и кряхтя, начать двигать в нужном направлении или звать на подмогу друзей, которые после пары перетаскиваний справедливо пошлют тебя куда подальше. Но ты в состоянии всё сделать сам, используя мощь своего коня, его подвеску и пару ловких движений. То есть ты сможешь развернуть свой мотоцикл на крохотном пятачке, не прилагая титанических усилий, а моя задача объяснить, как.
Это когда ты, наклонив мотоцикл, используешь пробуксовку заднего колеса для поворота мотоцикла вокруг своей ноги, стоящей на земле. Как это делается? Поворачиваем руль в крайнее положение в сторону наклона мотоцикла (например, влево), левая нога стоит на земле немного в стороне, напротив подножки, правая нога на подножке. Выжимаем сцепление, желательно одним пальцем, и включаем первую передачу. Немного сгибаемся в поясе, наклоняем мотик и вешаем его на вытянутую вниз левую руку. С непривычки это будет, наверное, самый трудный момент, так как эндурик – не велосипед. Затем твоя задача с помощью «газа» и сцепления сорвать заднее колесо в занос, удерживая мотоцикл в наклонном положении. Держи ровный «газ», отпускай сцепление и регулируй снос только углом наклона. Острее угол – легче сносить заднее колесо. Левая нога при этом будет центром «пятака», немного приподними каблук, чтобы она легко проворачивалась на грунте. Сначала будет непросто совершить полный оборот, но после десятка повторений у тебя всё получится. Когда станет получаться разворот на 180°, меняй ногу тренируй разворот в другую сторону.
Ещё один способ ориентирования мотоцикла в ограниченном пространстве будет посложнее, но он более универсальный и эффективный. Это разворот мотоцикла с отрывом переднего колеса от земли. Здесь ты будешь использовать подвеску. Для начала потренируем просто небольшое поднятия переднего колеса из положения сидя-одна-нога-на-земле. Сначала начни качать мотоцикл, сжимая подвеску энергичным давлением руками на руль и ногой на подножку. При этом во время качка нажимаем передний тормоз для лучшего сжатия подвески. Тебе очень важно почувствовать момент разжатия («отстрела») подвески. Когда поймёшь, что ты можешь прокачивать подвеску достаточно эффективно, выжимаешь сцепление, включаешь первую передачу, энергично продавливаешь подвеску мотоцикла и в момент хода разжатия приотпускаешь сцепление с добавлением «газа». Палец лежит на сцеплении, в случае перекозления это твоя страховка! Важно синхронизировать момент отстрела и подачу «газа». Когда это получится, ты увидишь, насколько легко задирается переднее колесо даже на минимальном «газе». Стало получаться? Теперь при отрыве колеса от земли пробуй заносить переднюю часть мотоцикла в сторону опорной ноги. Постепенно поднимай мотоцикл выше в точку баланса, так его легче будет разворачивать на необходимый тебе угол. Этот способ используют все опытные эндуристы, к каким вскоре будешь относиться и ты, если раньше не откинешь копыта от ожирения, синьки, бургеров и офисного мракобесия.
Александр Самойлов, КМС, призёр российских соревнований по эндуро, участник международных соревнований по хард-эндуро.
Основы вхождения в повороты. Часть первая
Любое движение на мотоцикле сопряжено с маневрированием. А маневрирование заключается в уклонении от препятствий и конечно же в поворотах. Опытность мотоциклиста, будь то пилот кольцевых гонок, профессиональный кроссмен/эндурист или первосезонник, со страхом коптящий в крайнем ряду на стареньком скутере или с боем купленном китайце, определяется. нет не дороговизной техники и даже не стажем с момента получения прав, а эффективностью торможения и аккуратностью прохождения поворотов.
Почему важно правильно входить в повороты?
Пренебрежение городских райдеров к базовым техникам управления иногда обескураживает. Многие считают базу элементарной из разряда «это должно быть легко» и не занимаются наработкой опыта, наивно уповая на импровизацию, забывая о том, как теряются люди в экстренных ситуациях. Многие думают, что тренировать нужно только прохождение со свешиванием таза, так называемое «под коленочку», как у настоящих гонщиков профессиональных треков. Но на самом деле, тренировать нужно любое маневрирование и особенно работу в повороте.
В плотном трафике ошибки в момент поворота грозят не просто падением или скользячкой. В городе вы не одни, поэтому ваше падение влияет на всех. Сколько аварий забрали жизни мотоциклистов из-за поворотов, просто страшно. Ситуацию усложняют столкновения после падения. Если вы плохо подобрали траекторию, скорость или нарушили ПДД, то вы автоматически поставили себя под угрозу и получили ситуацию, из которой нужно выходить как можно быстрее. От вашего маневра будут отталкиваться в построении маршрута другие водители. Распространенная беда, когда автомобилисты не замечают или не понимают, куда движется мотоцикл, какое расстояние до него и скорость?
Городской метод поворота — вкатывание
Самый распространенный и верный способ городской езды. Я называю это просто движением по инерции. Смысл метода заключается в том, что коррекция скорости закончилась до вхождения в поворот. Сам маневр вы проходите на постоянной скорости, на закрытом/ровном газу. Вы действительно вкатываетесь в поворот по выбранной заранее траектории. Главная задача — сбросить скорость до соизмеримой геометрии поворота и собственного опыта. Торможение в момент маневрирования приводит к ошибкам и срыву колеса, но если вы опытный мотоциклист, то можете подключить возможности метода TraiL Braking (Trail и Trail Braking на мотоцикле, как это понимать и использовать?).
Ошибки новичков
Скорость и наклон
Если скорость мотоцикла слишком большая, то внутри поворота приходится увеличивать наклон, потому что мотоцикл не успевает повернуть, когда речь идет не о затяжном ровном радиусе дороги, а об остром угле, в который нужно въехать. На большой скорости удобно проходить гладкие длинные дуги, но никак не острые углы, особенно, когда вы пролетели момент входа.
На маленькой скорости мотоцикл просто заваливается под действием силы тяжести. Мы помним, что скорость выравнивает мотоцикл, поднимает его в вертикальное положение. Мотоцикл поворачивает во внутрь. Благодаря заваливанию в наклоне мы поворачиваем. Когда наклон мотоцикла велик, а скорость маленькая, ничего не дает ему возможности удержать баланс и двигаться дальше, вы просто падаете внутрь поворота и катитесь кубарем под свист товарищей и возгласы «это фиаско, брат».
Скорость и наклон мотоцикла всегда идут рядом, по сути это действительно взаимозависимые показатели.
Выравнивание траектории внутри поворота, подруливание
Так получается, когда изначально у вас не было возможности занять нужное положение для поворота, когда вы не смогли во время войти в него или просто ошиблись с построением траектории, всяческие неожиданные помехи на дороге добавляются в этот же список.
Вы начинаете маневрировать в повороте, менять траекторию, искать другое положение. Когда ваш наклон достаточно велик, вы рискуете получить срыв колеса из-за таких телодвижений. Мотоцикл может не успеть сбалансироваться, сцепление покрышки и так крошечное. Чем больше ваша скорость в повороте, тем меньше вы управляете при помощи переднего колеса. На повышенных скоростях лучше подрабатывать телом и наклоном.
Начинающие мотоциклисты забывают, что мотоцикл в повороте занимает гораздо больше пространства, чем в движении по прямой. Из-за этого случаются неприятности.
Зацикливание взгляда на точке входа или апексе
Действительно, это распространенная ошибка, новички часто смотрят на то, что хотят объехать, вместо того, куда хотели бы попасть и по итогу не вписываются в поворот или не видят того, что находится за апексом, не успевают банально занять удачное положение, потом дергаются внутри поворота, чтобы выйти из него красиво.
Зацикливание у опытных мотоциклистов случается на закрытых поворотах, когда непонятно, какую траекторию задать. Они стараются рассмотреть, что же там за апексом, вместо того, чтобы снизить скорость еще больше (ведь на низкой скорости легче маневрировать), в результате влетают в поворот и не успевают корректировать траекторию, потому что находятся слишком близко к апексу, а поворот внезапно оказывается слишком резким.
Это изначально кажется, что все просто. Но лучше потратить время на понимание поведения мотоцикла в поворотах и осознание принципа работы с ними, чтобы не оказаться в неловкой ситуации, судорожно ища выход.
Техника езды на мотоцикле: разворот на мотоцикле
Автор статьи: Moto Moto
Развороты – это ежедневный маневр. Для нас это не проблема, если много места. Проблема начинается, когда дорога узкая, и на ней также есть машины меньшего или большего размера. К счастью, поворот назад, как и любой другой маневр, можно отработать и через несколько часов это не будет для вас проблемой. Выполнение разворотов поможет вам позаботиться о собственной безопасности при поворотах на узких перекрестках. Наша техника езды на мотоцикле от этого точно не пострадает.
Если вы еще не тренировались в повороте в этом сезоне, приглашаем потренироваться вместе.
Секрет поворота
Вы помните восьмерку? Мы отрабатывали ее перед экзаменом бесчисленное количество раз. К сожалению – развороты мы не так часто практикуем, как, например, встречный поворот. При необходимости мы выполняем этот маневр на автомате – ноги к земле, руль повернут до упора и на полумуфте медленно катимся вперед. К тому же оказывается, что радиус поворота мотоцикла больше ширины дороги.
Секрет поворота в том, что чем больше вы наклоните байк, тем круче будет поворот. Техника езды на мотоцикле проста: сдвиньте задницу с дивана, перенесите как можно большую часть веса тела на внешнюю подставку для ног, наклоните мотоцикл как можно глубже и поезжайте на газу, – пишет Дэвид Л. Хаф в своей книге « Идеальный мотоциклист».
Когда мы поворачиваем руль до упора, машина может опрокинуться. Однако, когда у нас открытая дроссельная заслонка, постоянная низкая скорость и мы должным образом балансируем, байк отлично поворачивает.
Давайте повернем руль до упора, наклоним мотоцикл, проконтролируем газ, посмотрим, куда мы хотим ехать и как следует сбалансировать тело – вот секрет успешного поворота.
Зрение и техника езды на мотоцикле
С чего начать маневр, так это поработать глазами. Короче, смотрите туда, куда едете. Для крутого поворота посмотрите на землю позади себя и байк будет следовать за вашим взглядом.
Оборачиваясь, нужно быстро сменить фокус. Держите глаза впереди трассы примерно 2 секунды (посмотрите, где вы хотите быть через две секунды). Поскольку вы едете по крутому повороту, то место, на которое вы должны смотреть, вероятно, будет позади вас. Так что постарайтесь краем глаза увидеть заднюю часть мотоцикла.
Также стоит повернуть голову как можно дальше, чтобы глаза смотрели в том направлении, в котором вы хотите двигаться (то есть назад). Если мы посмотрим на землю в метре от мотоцикла, мы, вероятно, быстро окажемся на земле вместе с ним – в этот момент, как пишет Дэвид Л. Хаф в своей книге «Идеальный мотоциклист». Путь к мастерству.
Наклон мотоцикла
Чтобы развернуться, мы заставляем мотоцикл использовать меньшую окружность колеса. Если мы не наклоним его, окружность колес будет больше, и у нас не будет места, чтобы развернуться.
Поперечное сечение шины мотоцикла не похоже на квадрат (как у многоколейных шин). По форме оно скорее овальное. Это означает, что окружность колеса в центре покрышки составляет, например, 21 дюйм, а 2 сантиметра от его центра – уже 19 дюймов. Как наклонить мотоцикл и использовать колеса с меньшей длиной окружности? Позвольте рулю поворачиваться в сторону поворота (даже до упора, если можете), это заставит байк наклоняться сам по себе и использовать меньшую окружность колеса для следования более узкой линии поворота.
Как только вы опустите мотоцикл, начните контролировать угол поворота, осторожно толкая его рукой. Таким образом мы можем нарезать бесчисленные круги. Если не возиться с рулем – толкать, тянуть или висеть на нем, а расслабить руки, то каждое колесо должно иметь одинаковый радиус. Если мы едем по кривой шире, чем планировалось, то вам нужно больше наклонять мотоцикл, управляя внутренним рычагом. Вы должны почувствовать силу нажатия на рычаг – начните осторожно.
Если вы хотите прекратить вращать или поворачивать колеса, просто выпрямите руль и добавьте газа (или просто нажмите акселератор и рулевое колесо выпрямится).
Чтобы сильно наклонить мотоцикл, вам нужно преодолеть силу тяжести, чтобы не упасть. Вы должны изменить положение тела, чтобы сбалансировать вес мотоцикла. Чтобы сделать это, двигайтесь как можно дальше к внешней стороне поворота, как это делают моряки, балансирующие на крене. Эта техника езды на мотоцикле противоположна быстрым поворотам.
Чтобы увеличить наклон байка и улучшить сцепление с дорогой и баланс, перенесите как можно большую часть веса своего тела на внешнюю подставку для ног, прежде чем начинать поворот. Только подняв топливный бак и приблизившись к нему, вы сможете найти правильную точку балансировки. «Чем дальше вы наклоняетесь, тем больше угол наклона вы получаете и тем круче входите в поворот».
Техника езды на мотоцикле – поворот назад – отталкивание, перенос веса наружу
Байки все разные и иногда трудно сбалансировать их с вашим телом (например, с вытянутыми вперед ногами) или стоять в удобном положении (на спортивных). Иногда рулевое колесо имеет узкий диапазон поворота, который сразу блокирует ограничитель. В любом случае решением проблемы крутого поворота будет сдвиг наружу.
Двигатель должен все время тянуть мотоцикл вперед, чтобы противодействовать так называемой центробежной силе – силе тяжести.
Если вы чувствуете, что едете слишком быстро, вы можете осторожно подкрутить задний тормоз (если у вас нет встроенных тормозов), но не снимайте дроссель. Но забудьте о переднем тормозе. Эффект от его использования может быть таким же, как вычитание газа, или хуже, потому что он более сильный. Если ехать так медленно, что мотоцикл начинает дергаться – можно использовать половинное сцепление. Это исключит рывки и не даст двигателю заглохнуть. Если вы чувствуете, что мотоцикл опрокидывается, долейте бензин. Практикуйтесь, чтобы не слишком сильно ослабить газовый валик.
Обувь на земле
Также плохая идея – держать ноги на земле.
Шарканье ног происходит из-за того, что руль слишком крепко держится. Это заставляет вас терять равновесие, – говорит инструктор по мотоциклам. Если вы не можете помочь, но хотите закинуть ноги вбок, посмотрите вверх, сожмите колени и расслабьте руки.
Конечно, вы можете восстановить равновесие ногой, но так вы можете подвернуть лодыжку. Когда вы стоите обеими ногами на земле, вы не можете удерживать мотоцикл. Когда вы садитесь на диван, вы увеличиваете вес байка и получаете больше контроля, когда он стоит на месте.
Повышение квалификации
Хорошей идеей будет тренировка с разворотом. В этом вам помогут три упражнения: восьмерки, вращение колес и опорная скрутка. Найдите время, найдите безопасную, большую, ровную, чистую площадь без машин и других препятствий и отправляйтесь на тренировку.
Упражнение 1.
Колеса – поставьте бутылку с водой или рюкзак, вокруг которого можно крутить колеса. Начните с большого радиуса и постепенно сужайте круги, когда почувствуете себя увереннее. Это позволит вам почувствовать баланс по мере того, как мотоцикл спускается все ниже. Помните, что ваше зрение всегда должно быть на две секунды впереди вашего пути, и что колеса имеют форму круга, а не эллипса. Если вы чувствуете головокружение, выпрямите и остановите мотоцикл.
Упражнение 2.
Восьмерки – нарисуйте мелом прямоугольник 7 × 14 метров или немного больше, если вы не уверены. Представьте, что на нем написано число 8. Въезжайте в прямоугольник, отрезая более короткую сторону, и сразу же поворачивайте в желаемом направлении (вы также можете упростить задачу и ввести первую дугу под углом). Перенесите вес на внешнюю подставку для ног. Не спускайте глаз с того, куда вы хотите попасть. Поверните руль внутрь, контролируйте его поворот внутренней рукой и держите педаль газа. После поворота выпрямите мотоцикл, добавив газа или выпрямляя руль. Перенесите свой вес на подставку для ног и сделайте такой же поворот на другую сторону. Снова и снова.
Практикуйтесь так долго и так часто, пока не почувствуете уверенность. Это также помогает повторять в голове все действия, которые вам нужно сделать: я переношу свой вес, смотрю за угол, поворачиваю руль, держу дроссель, нажимаю на рычаг, чтобы выпрямить байк, переношу вес на другую подставку для ног, смотрю во второй угол и т. д. Если слишком высокая скорость вам затруднительна, выполняйте упражнение на холостом ходу (т.е. на первой передаче, как на экзамене). Во время поворота смотрите на центр поворота, а не на внешнюю линию – это поможет уменьшить радиус. Если вы хотите перейти на более высокий уровень сложности, уменьшите прямоугольник (например, до 6х12 метров). Возможно, ваша техника езды на мотоцикле улучшится.
Упражнение 3.
Эллипс – на этот раз введите эллипс в прямоугольник 6х12 метров (прямоугольник может быть немного больше, если вы не уверены). Остановитесь вдоль длинной стороны перед поворотом. Поставьте ногу на подножку, наклоните мотоцикл и поверните руль. Поверните голову и посмотрите, куда вы хотите попасть. Осторожно тяните, и байк сразу же начнет вращаться. Не отпускайте дроссель. Выпрямив мотоцикл, остановитесь вдоль параллельной стороны перед тем, как сделать другой поворот. Не тормозите при повернутом рулевом колесе! Сделайте то же самое. Повторяйте, пока не окажетесь внутри прямоугольника и не почувствуете себя уверенно.
Как делать разворот на мотоцикле
Когда приходится делать разворот на мотоцикле (U-turn), то обычно это происходит в непростых обстоятельствах: разворот при выезде на встречную полосу для смены направления движения, или крутые повороты на 180 градусов при въезде на парковку в торговом центре.
Если присмотреться, то можно увидеть, что мотоциклисты разворачиваются по-разному: кто-то практически полностью останавливается и делает разворот помогая для равновесия ногами, кто-то поворачивает по большой дуге, а у некоторых получается элегантно вписаться по маленькой дуге не останавливая мотоцикл. В этом действии главное зависит от навыка водителя, а не от модели мотоцикла.
Случайно наткнулся на видео с отличным объяснением и примером. Видео на английском, поэтому если вы не понимаете, о чём там говорится, то дальше я кратко объясню, а вы переходите ко второй половине видеоролика, где уже показывается пример выполнения разворота на маленькой скорости.
Итак, суть в следующем:
1. Все мы знаем, что на большой скорости при движении по дуге нужно наклонять мотоцикл в сторону центра воображаемой окружности по которой мы движемся. Центробежная сила не даст нам упасть.
2. На маленькой скорости всё по-другому.
3. Можно делать развороты без наклона мотоцикла, но такой вариант потребует намного большей дуги, чем при наклоне. Те, кто проезжает разворот по большой дуге, но не теряют равновесие, использует именно этот вариант.
4. На маленькой скорости отсутствует сила, которая бы поддерживала нас при наклонах. Поэтому если мы просто наклоним мотоцикл, то мы упадём. Именно это мы наблюдаем когда те, кто пытается проехать по маленькой дуге с наклоном мотоцикла, балансирует с помощью ног.
5. Для того, чтобы эффективно делать разворот, нужно наклонить мотоцикл и при этом для его удержания и балансировки нужно сместить центр тяжести своего тела в противоположную сторону — вот, собственно, это и есть вся техника, которая позволит по маленькой дуге устойчиво проходить развороты на маленькой скорости.
Примеры исполнения смотрите во второй половине видео:
Автор на видео заостряет внимание, что нельзя допускать полной остановки — иначе упадёте. Не нужно использовать тормоз. Нужно совсем немного открыть заслонку для поддержания движения.
РАЗВОРОТ В ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Упражнение “Разворот в ограниченном пространстве” кроме учебных целей также несёт прямое практическое значение. Иногда очень полезно уметь быстро и уверенно развернуться на узкой дороге. Большинство серийных мотоциклов способно развернуться на ширине в 5м. Для того чтобы реализовать эту возможность нужно хорошо овладеть навыками медленного маневрирования. Контрруление на малой скорости, направление взгляда, серая зона сцепления и контрсвешивание. Два последних пункта особенно актуальны для медленного разворота на скользкой или неровной поверхности.
Разворот в ограниченном пространстве – техника
Упражнение “Разворот в ограниченном пространстве” выполняется в двух парковочных местах. В начале разворота необходимо повернуть голову и направить взгляд как можно дальше в сторону разворота. Можно сказать, что мы пытаемся смотреть себе за спину. Для начала разворота нужно совершить интенсивное контрруление. Мотоцикл наклонится и начнет поворачивать. Всё время поворота необходимо смотреть как можно дальше внутрь поворота. Также держим ровный газ и используем серую зону сцепления. При необходимости слегка подтормаживаем задним тормозом. Для того, чтобы ещё сильнее наклонить мотоцикл – можно использовать контрсвешивание. Это особенно актуально, если разворот нужно совершить на минимальной скорости, например на скользком покрытии. В этом случае масса тела при контрсвешивании будет частично замещать недостающую центробежную силу. Более подробно – в ролике выше.