Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Расположение акустики в авто или их место в аудиосистеме.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Доброго времени суток всем кто зашел сюда и ищет ответы на вопросы, куда и какие колонки поставить в своем авто и что означает название каждых видов акустических колонок.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Самая простая акустика рассчитана на звуковой «фон» в автомобиле. Если слушать новости по радио, то хватит обычных штатных динамиков. Их диапазон воспроизведения частот не подарит глубокого баса и высоких частот, но и отвращения не вызовет. Если не устраивает звук в вашем авто, то придется менять колонки на более хорошие по звучанию.

Мидбасы — что это такое?

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Хороший мидбасовый динамик должен быть крупным, его минимальный размер — 16,5 см., а лучше все 20 см. Дело в том, что маленький мидбас будет сильно теряться на фоне громкого среднечастотника, а чем динамик крупнее, тем он громче. Соответственно, крупный мидбас будет заметнее. Но чем больше динамик, тем больший объём звукового пространства ему требуется. Мидбас, как и сабвуфер, очень требователен к объёму звукового пространства позади него. И если для сабвуфера всегда найдётся короб, то мидбас зачастую просто ставят в дверь, которая обеспечить его объёмом внутреннего пространства не может. Отсюда следует некоторая потеря качества звучания мидбаса, вернее, неполное раскрытие его потенциала. По-хорошему, мидбас нужно устанавливать в специальный подиум, а дверь внутри обклеять поглощающим звук материалом (чем-то вроде ваты), этот материал будет приглушать звук и искуственно увеличит звуковой объём. Что касается частот отводимых мидбассу, то лучше будет резко разъединить его фильтром (желательно в 48 Дб/окт, но можно и в 24 Дб/окт) с сабвуфером на стыке в 63 Гц, глубокий бас оставив сабвуферу, а мидбасу отдать частоты от 63 Гц до 150 — 200 Гц, на которых он довольно мягко (достаточно 12 Дб/окт) встретится со среднечастотным динамиком.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Мидбас – весьма своеобразный клиент, незнание его устройства и предназначения легко может испортить звуковую картину. Вообще, его рекомендуется применять в компонентной системе нацеленной на качественное звучание. Акустическая система собранная для громкости может обойтись и без него. Конечно, им можно попытаться заменить и среднечастотный динамик, и это даже может закончиться удачно, в том случае, если Вы не слушаете музыку громко. Но, всё же лучше каждый компонент акустики использовать по его назначению. Тогда звук в вашем авто будет дарить Вам только положительные эмоции, а не вызывать вопросы и недоумение.

Коаксиальная акустика это что?

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Стоит непростой выбор — чего бы поставить в машину из музыки? Широкополосную, компонентную или коаксиальную акустику? Коаксиальную? Что это еще за коаксиальная акустика? — Такой вопрос, увы, не редкость. Расставим все «точки над i» и узнаем об этих категориях автомобильной акустики поподробнее. Начнем с коаксиальной, так как уж очень интересное и многообещающее она имеет название:
Коаксиальная акустика — получила своё название от типа конструкции. Коаксиальный, или соосный. Все динамики, находящиеся в корпусе устройства расположены на одной оси. Это позволяет значительно сократить занимаемый ими объём в салоне автомобиля, при этом разделив воспроизводимый частотный диапазон между низко-среднечастотным динамиком и твитером — высокочастотным динамиком. Такое разделение необходимо для улучшенного, по сравнению с широкополосной акустикой (о которой речь пойдет далее) звучания. Каждый динамик имеет свой диффузор и оптимальную, для воспроизведения отведенных ему частот, конструкцию. Разделяет частоты между динамиками встроенный кроссовер, а в совсем бюджетных моделях его роль исполняет конденсатор.
Главным достоинством такой конструкции, как уже было сказано выше, является улучшенное качество звука, по сравнению со звучанием одного широкополосного динамика, при небольшом увеличении стоимости такой акустики в сравнении с той же широкополосной. Достоинствами так же является простота установки и значительная экономия места в салоне, на фоне, к примеру, компонентных акустических систем. К недостаткам можно отнести узкую направленность звуковых волн, так как все динамики сосредоточены в одном месте и имеют одинаковое направление. По этой причине не получится создать эффект сцены, что позволяет, в свою очередь, компонентная акустика, элементы которой можно разнести по салону. В некоторых колонках производитель пошел на хитрость и сделал устройство, позволяющее отделить твиттер от основного динамика (или основных, их бывает нескольеко) и установить его к примеру в двери. Но штука в том, что по качеству такая акустика все равно уступает компонентным системам, поскольку на рынке автомобильной акустики уже давно определены ценовые рамки сегмента коаксиальной акустики, уложившись в которые производитель упирается в качество материалов и затраты на технологию производства. Коаксиальная акустика является промежуточным звеном между широкополосной и компонентной и вмещает в себе как достоинства, так и недостатки обоих этих решений.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Широкополосная акустика проста как две копейки — это динамик воспроизводящий всю широту частот самостоятельно. Все преимущества и недостатки очевидны — цена, экономия места, простота подключения — просто прекрасны. Но один динамик, пусть даже и очень замечательный, не справится со всем спектром частот, он осилит низкие частоты и пусть даже справится со средними, но высокие частоты (а это вокал), ему дадутся с трудом, если даже колдовать над технологиями воспроизведения, то вряд ли удастя уйти намного дальше мидбаса (динамика, качественно справляющегося со средними и низкими частотами), но можно упереться в ценовой потолок ниши широкополосной акустики, превысив котроый устройство уже сложно будет продать. Поэтому, в качестве звучания широкополосная акустика уступит как коаксиальной, так и компонентной.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Компонентная акустика эта акустика самого дорогого ценового сегмента, то и технологии, применяемые в ней, являются самыми передовыми. Технологии материалов и сборки таких динамиков позволяют получить прекрасный гармонический сигнал с низкими колебаниями АЧХ (амплитудно-частотная характеристика), дадут высокую чувствительность и позволят выдерживать высокую мощность, что вкупе даст громкий и качественный звук. Такие динамики и сабвуферы (если не активные) уже заточены на использование в системе усилителя мощности. К недостаткам компонентной акустической системы можно отнести сложность сборки, подключения и настройки, большое занимаемое пространство, необходимость в дооснащении автомобиля подиумами, шумоизоляцией, а возможно и новым аккумулятором или даже генератором.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

В итоге мы получаем три ценовых ниши по различному типу акустики в каждой. Первая — широкополосная акустика, самая недорогая и нетребовательная, подойдет такому же нетребовательному слушателю, который будет с её помощью слушать радио, или музыку на невысокой громкости. Штатная, широкополосная акустика в недорогих авто вполне справится с такими задачами.
Коаксиальная акустика подойдет любителям достатчно качественной музыки, но ограниченным в бюджете. Она подарит своему пользователю и бас и высокие частоты и кое-какие громкость и качество звучания. Так же она применяется в достаточно дорогих аудиоситемах в качестве тыльных динамиков, экономя место и обеспечивая достаточно качественной звуковой поддержкой пассажиров задних сидений авто.
Компонентная акустика подойдет любителям автозвука, у которых есть желание и умение собрать и подключить такую систему, а так же средства на её приобретение, а возможно и дооснащение автомобиля. Она подарит им высокое качество звучания, громкий звук, глубокий и мощный бас, прекрасный женский вокал на высоких частотах. В машине с такой аудиосистемой будет приятно путешествовать, так как эффект сцены будет доносить музыку спереди, а не играть в одно ухо. От такой музыки не устанешь — она подарит подленное наслаждение ценителям качественной музыки, порадует как владельца, так и его пассажиров.

СЧ (среднечастотник) куда можно ставить и нельзя в SQ
Теперь поговорим о системах SQ (Sound quality или качество звука) и динамике СЧ, именно СЧ, а не Мид-басс. Задача такова, нам нужно расположить динамик, таким образом, чтоб расстояния до слушателя (водителя) было примерно одинаковым. Если динамик будет стоять в двери возле уха, то вытянуть задержки процессором будет крайне тяжело или невозможно. Идеальным считается, когда сцена на уровне глаз или чуть ниже. Если поставить СЧ в дверях, это будет не самым удачным решением. Привязка сцены идёт именно по среднечастотному звену, и слышим бы ёё лучше всего. И если мы расположим сч звено внизу, то и сцена уйдёт вся вниз.
Первое, это уголок зеркала.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Самое достаточно просто решение, делается подиум и монтируется. Направляется такой динамик в лицо. Динамик далеко расположен от слушателя и расстояние от левого и правого динамик до слушателя, почти одинаковое. Вывести звук в середину достаточно легко. Второй плюс это широкая сцена и прямой звук. В общем, популярная схема и очень хорошая. Таким же аналогичным местом будет передняя стойка.
Вторым местом, будет торпедо.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Получается очень глубокая сцена, но узкая. Расположение очень сложное. Будет очень сложно настроить отражающий звук и если не правильно настроить качество звука Вас разочарует. Очень трудоёмкая работа и не каждый СЧ динамик подходит для такого оформления.
В итоге:
Среднечастотник в SQ системе не стоит ставить в дверь или в штатные места в районе ног водителя и пассажира. Задние двери, заднюю полку категорически нельзя ставить. Рекомендовано ставить в уголок зеркала, переднюю стойку и торпедо.
Если конечно вы собираете громкую систему, то в этом случае будет всё наоборот.

Куда твиторы можно ставить и нельзя.

Для громких систем, систем SPL расположение динамиков ВЧ, а точнее рупорных твитеров будет дверь. Такие системы не требуют сцены звучания, и количество твитеров достигает трёх, четырёх и даже пяти пар. Единственное место, где они могут быть расположены это дверь.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Для сиcтем SQ (Sound quality или качество звука) немножко другая история. В первую очередь, в таких системах не желательно использовать рупорные твитеры, а использовать шелковые. Рупорные твитеры работают немного в другом диапазоне частот. И добиться таких результатов как от шелка, будет очень тяжело или вовсе невозможно. И так, правильным местом будет уголок зеркала

Желательно направленно на Вас. Как слева, так и справа. Не думайте о пассажире, в первую очередь вы строите систему для себя. Да и при качественной настройке, пассажир не раскроет потенциал звучания и сцены.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Вторым местом будет передняя стойка и желательно в связке с СЧ. На не большой высоте. Если же будет связка, не разрывайте далеко друг от друга ВЧ и СЧ динамик. Соответственно в направлении на слушателя, то есть водителя

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

И третьим местом, будет торпедо. Есть два варианта, направлены на вас или на отражение. На отражение будет не совсем правильно, т.к. четкого направление можно и не поймать.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Для SQ систем никогда не ставьте твитера в дверях, средних стойках, под торпедо, в задних полках, высоко на стойке передней, потолке.

Источник

Куда направить пищалки? Эксперимент. Часть 1, субъективная.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Также я раздобыл 12 метров советского шлейфа, который разделил на несколько «ручейков». Потолще — для мидбасов, потоньше — для твиттеров. С помощью всего этого добра мы перемещались из машины в машину, совершенно не меняя громкость. Т.е. сигнал был для всех идентичный.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Эксперимент состоял из двух основных частей — прослушивание разных вариантов расположения динамиков и замеры АЧХ.
Первые замеры и прослушивание мы сделали на улице. Задача стояла в первую очередь оценить изменения, которые происходят с твиттерами. Поэтому твиттеры были порезаны максимально низко — 1кГц, 42дБ/Окт. Громкость прослушивания была не очень высокая, а материал не слишком нагруженный, поэтому перегруза твиттеров не наблюдалось. Мидбасы были подключены для того, чтобы проще было слушать музыку и не утомлялись уши. Мидбасы сверху также были порезаны круто и низко (для двухполоски)

Автомобилей участвовало три:
— Opel Astra J — представитель современных хэтчей с глубокой торпедо и далеким лобовым стеклом

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

— VW Tiguan — типичный кроссовер с довольно вертикальной посадкой

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

— Kia Cerato Koup — купе, но размером салона олицетворяющее обычный седан с неглубокой торпедо и довольно близко расположенным стеклом.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Мы исследовали в общей сложности 11 позиций установки и направления твиттеров:
1) Уголки зеркал. На середину салона.
2) Уголки зеркал. Друг на друга.
3) Уголки зеркал. На дальнего слушателя.
4) Уголки зеркал. На водителя.
5) Стойки. На середину салона.
6) Стойки. Друг на друга.
7) Стойки. На дальнего слушателя.
8) Стойки. На ближнего слушателя.
9) Стойки. На водителя.
10) Торпедо. Вверх.
11) Торпедо. На середину салона.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

В рамках первого этапа мы шли именно в этом порядке и делали следующее:
— выставляли выбранное направление, вкючали музыкальный трек (Lara Fabian — Je t’aime концертная запись)
— искали задержками всего левого борта позицию, когда голос становится на место посередине между краями
— слушали, оценивали результат, записывали в таблицу задержку ближнего левого борта (в миллисекундах), давшую максимально точную локализацию центра сцены посередине между её краями. В приоритете стояли высокие ноты голоса и рояля и высокочастотные инструменты. На низкочастотные звуки я не обращал внимание, поскольку речь в этом эксперименте шла исключительно о твиттерах:)

Таким образом, я получил результаты прослушивания близкие к реальным условиям, когда интересна не просто тональная точность или отдельно построение сцены, а то, как эти параметры работают вкупе. Понятно, что разными манипуляциями те направления твиттеров, где отмечена плохая фокусировка можно привести к хорошим фокусам, но это будет в ущерб либо локализации (например, центр съедет вправо или влево), либо тональному балансу, либо динамическому диапазону (когда мы активно начнём использовать эквалайзер или сильно душить ближний или дальний твиттер).

Исходя из этих критериев, я отметил в таблице зеленым цветом наиболее выгодные расположения и направления твиттеров с точки зрения получения максимально точного тонального баланса и максимально хорошей фокусировки образов без применения эквализации и сильного придушения твиттеров.

Собственно, вот таблица с первыми впечателниями:

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Хочу обратить ваше внимание на то, что таблица заполнялась сверху вниз, слева направо. Т.е. сначала Опель Астра была отслушана по порядку, потом Тигуан, потом Киа Церато. Именно поэтому первые записи первого столбца такие скудные: фактически прослушивание происходило в сравнении различных вариантов. Это надо также держать в уме, когда будете делать выводы.

На этом, пожалуй, я окончу первую часть и перейду к подготовке второй части, в которой будет много графиков

ЗЫ Нажал «Поделиться» = помог другу

ЗЗЫ Нужен такой индивидуальный эксперимент — пишите в ЛС, обсудим:)

Источник

Монтаж твитеров в авто

Твитер – это такой тип динамика, который воспроизводит верхний диапазон частот (2000 гц – 20000 гц). Качество его звучания напрямую зависит от угла, под которым он расположен к слушателю. Установка твитеров в авто может выполняться как при помощи специалистов, так и собственными силами.

Выбор высоты для монтажа

Именно твитеры являются головной болью, даже опытных инсталляторов. Эти маленькие динамики необходимо не только установить в нужное место, но и выбрать правильный угол, для того, чтобы сцена формировалась верно. Более крупные низкочастотные динамики устанавливаются всегда в одно место – это двери. Даже производители компонентных динамиков не могут точно определить, где лучше будет играть высокочастотник. Поэтому в комплекте прикладывают несколько видов крепежей. Популярный вариант — это «чашка». Она предназначена для установки твитера в авто либо на стойку, либо на торпедо. Также в комплекте может идти корпус, для установки к поверхности. Наиболее дорогие варианты ВЧ динамиков могут вращаться внутри корпуса для более точной направленности.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Главной причиной, по которой установке в авто уделяется такое внимание, является его задача. Дело в том, что высокочастотные динамики являются одним из наиболее важных компонентов для формирования качественного звука в автомобиле. Особенно важно, если система состоит из двух компонентов. В этом случае выставление звуковой сцены напрямую зависит от ВЧ. Что касается трехполосных систем, то здесь больших проблем еще больше, т.к. добавляется СЧ звено. Оно намного крупнее и требует закрытого объема.

Ни один мастер не сможет вам сказать, куда именно в вашем случае нужно устанавливать «пищалки». Поэтому, искать место для монтажа нужно с нуля. Для определения верного месторасположения нужно пользоваться качественными записями, на которых записан монотонный голос. Чаще всего на практике пользуются проверочным диском для тестирования. Он содержит специальные записи, которые позволяют выбрать правильное место для размещения твитеров.

Для начала нужно выставить высоту сцены, а значит определить высоту расположения твитеров. Если ВЧ динамик установить слишком высоко, будет рассогласование с СЧ/НЧ динамиками. Чем они ближе, тем проще их заставить играть слитно. Если же ВЧ динамик установить слишком низко, то это отрицательно скажется на высоте музыкальной сцены.

Выбор ширины

С высотой сцены определились, а от чего зависит ширина? Ширина сцены зависит от угла установки твитера. Также как и с высотой, здесь нужно испробовать все варианты. Самый популярный вариант исполнения, когда оба динамика стоят друг на против друга.

Выбор угла направления твитеров:

Выбор угла излучения является одним из наиболее важных факторов, так как от этого зависит согласование ВЧ и НЧ/СЧ динамиков. Наиболее благоприятной ориентацией при установке твитера по высоте является рот слушателя. Если угол твитера немного изменить, либо выбрать другую высоту установки, сцена будет нарушена и качество звука упадет.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Важно, при установке твитера в авто своими руками выбрать такое расположение, чтобы вблизи него, примерно в радиусе 5 см., отсутствовали отражающие предметы. Это позволит добиться сильного снижения количества стоячих волн в области ВЧ тракта.

Во втором случае добиться правильной сцены будет намного проще, так как физическое расположение ВЧ динамиков относительно стекла будет ближе. Подавляющее большинство твитеров при направлении в салон играет слишком резко.

Монтаж

Перейдем к установке твитеров в авто. Для монтажа нам понадобятся:

Во-первых, нужно определиться, как вы будете подключать твитеры. Есть несколько вариантов, самый дешевый и самый популярный — это параллельное подключение к НЧ динамикам через конденсатор. Более профессиональный вариант — это поканальное подключение к усилителю или к процессору, или процессорной магнитоле.

При параллельном подключении к «мидбасу», берем двухжильный кабель, с сечением не менее 1.5 мм и припаиваем «плюс» к «плюсу», а, «минус» соответственно, к «минусу» кабеля, идущего на НЧ динамик.

Согласно инструкции по эксплуатации автомобиля, разбираем торпедо и снимаем стойки. Аккуратно прокидываем провода, тем самым, делая скрытый монтаж. После этого нужно подключить конденсатор. Следует напомнить, что конденсатор выполняет роль фильтра первого порядка и срезает ненужные частоты с крутизной среза 6 ДБ на октаву. Наш пассивный кроссовер припаивается на плюсовой провод, который идет к твитеру. Если этого не сделать, то динамик просто сгорит. Если вы намерены подключать «пищалку» к усилителю, важно помнить, что нужно включить фильтр высоких частот и выбрать частоты фильтрации 4 кГц. В дальнейшем ее нужно будет настроить, в зависимости от того, какой диапазон частот играет НЧ динамик в двух-полосной системе, или СЧ динамик в трех-полосной системе.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

На торпедо твитер крепится в чашке на двухсторонний скотч. В большинстве случаев он идет в комплекте с динамиками. Если его в комплектации не предусмотрено, скотч можно купить в любом хозяйственном магазине.

Что касается установки в стойку, то здесь установка происходит также на двухсторонний скотч. Но в таком случае не получится направить его в салон. Для этого нужно обратиться к профессионалам, чтобы они врезали в вашу стойку специальное отверстие. В таком случае все будет выглядеть наиболее эстетично. Также пищалку можно врезать в дверную карту. Для этого в двери вырезается круглое отверстие, а после этого, с помощью монтажного комплекта, устанавливается пищалка. Важно помнить, что если вы будете устанавливать динамик твитер на двухсторонний скотч, то вы всегда сможете изменить направленность излучения мембраны. Но если вы установите его статично, изменить направление уже не получится.

Профессиональные инсталляторы рекомендуют перед окончательной установкой попробовать все варианты исполнения, только в этом случае удастся сформировать правильную сцену. Как сказано ранее, правильная установка твитеров в авто может потребовать серьезные вмешательства в конструкцию передних стоек или дверных карт. Если твитеры будут устанавливаться в торпедо, то нужно будет делать крупные отверстия. В большинстве случаев данная операция необратима. Поэтому на ум приходит старая поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Источник

Правильное расположение колонок в автомобиле

Итак, настал момент замены колонок в автомобиле. Как это сделать, и что нужно для этого знать? Определенно, нужно понимать количество заменяемых динамиков, их размер, мощность, которую даст магнитофон или усилитель (при его установке) и желаемую номинальную мощность колонок. А еще хорошо бы понять, куда какие подключать.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто
Как подключить?

Коаксиальные или компонентные

Правильно подобрать динамики не так уж просто. В настоящий момент используются автомобильные колонки двух видов: коаксиальные и компонентные. Коаксиальные колонки включают в себя несколько динамиков сразу, так называемых полос. Бывают двух-, трех- и даже четырехполосные колонки. Компонентные колонки предназначены для воспроизведения лишь определенного сегмента частот: низкого, высокого или среднего.

Сразу оговоримся, ценник между коаксиальными и компонентными колонками различается очень и очень сильно, компонентные колонки относятся к HI-FI и HI-END аппаратуре и стоят дорого, а также требуют наличия профессионального усилителя (возможно не одного) и грамотной установки. Мало того, место установки таких колонок в автомобиле имеет немаловажное значение для общего качества звука.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Нужен ли усилитель?

Не будем вдаваться в особенности усилителей. Просто рассмотрим, что он дает и можно ли обойтись без него. Усилитель, прежде всего, нужен для повышения выходной мощности головного устройства. Надписи на коробке магнитолы 4х50 Вт правдивы, но лишь частично, производитель в яркой рекламе показывает пиковую мощность устройства, а мощностей на деле целых три – номинальная, максимальная и пиковая.

Пиковая мощность – это то, что способен выдать магнитофон на пределе возможностей, на короткий срок с чувствительным перегревом встроенного усилителя. Нас интересует номинальная мощность – это нечто среднее между пиковой и простоем во время смены песни, та мощность, которую магнитола отдает большую часть времени.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Соотношение мощностей колонок и усилителя позволит правильно подобрать их друг к другу. Номинальная мощность магнитолы значительно ниже пиковой и для полного звучания хороших динамиков требуется усилитель. Но у колонок тоже есть своя максимальная мощность, и слабую акустику мощный усилитель, скорее всего, очень быстро сожжет. Для автомобильной акустики предпочтителен 30% запас по мощности перед усилителем. Например, если усилитель дает 100 Вт на канал, то колонки желательны на 140 Вт.

Получается, что хорошее головное устройство, например топовый «Пионер», потянет средней мощности динамики без усилителя, но если нужно заставить играть мощные колонки, придется устанавливать усилитель.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Что делать?

Далее в статье указаны основные принципы управления частотами. Это начальная точка вашего путешествия по удивительному миру эквалайзеров, но, само собой, это не догмы. Эти рекомендации сэкономят ваше время в поисках нужных вам частот для подчеркивания положительных свойств различных музыкальных инструментов.

Алгоритм работы такой. Для начала включите режим «solo» на треке, с которым вы работаете. Большинство звукорежиссёров начинают строить свой микс на основе ударных и постепенно идут снизу вверх по частотному диапазону (бочка, малый, томы, хай-хэт, оверхэды). Каждый инструмент имеет какую-то характерную для него полосу частот, на которой он звучит и резонирует, так что если вы работаете с микрофоном бас-бочки, начните с самого низа.

Настройте оптимальный низ и переходите к атаке. Очень часто после настройки звучания бочки выползают какие-то паразитные призвуки типа звона или гула, даже несмотря на то что низ у вас отличный и атака — шикарная. Ваш следующий шаг — вырезать паразитов узкочастотным фильтром. Как только вы понимаете, что звук бас-бочки вас устраивает, глушите этот трек и переходите к следующему инструменту.

Не торопитесь с эквализацией. Кропотливая работа даст свои плоды, звучание станет более разборчивым и более ясным. Каждый инструмент займёт своё место и засияет в миксе. Вот еще несколько полезных советов:

Читать далее: Регулировка света фар своими руками: тонкости и нюансы

Как установить динамики большего размера

В автомобиле предусмотрены штатные посадочные места под колонки. Но как быть, если нужно установить динамики большего диаметра? С такой проблемой можно столкнуться при установке колонок в двери автомобиля. Для качественного монтажа применяют специальные подиумы, которые покупаются уже готовые или изготавливаются под конкретную модель авто и размер колонок.

Подиумы помогают динамикам звучать лучше за счет дополнительного объема, который они дают, и позволяют установить динамики нужного размера. На заднюю полку автомобиля тоже иногда устанавливают подиумы, но это делается в основном для улучшения качества звука.

Количество колонок в автомобиле

Ставить в автомобиль 2 динамика или 4 динамика, а может 6? На чистоту звука влияет качество колонок, а не их количество. Очень многие автовладельцы ограничиваются двумя среднечастотными компонентными динамиками в передних дверях и пищалками на стойках, сзади же ставится сабвуфер, который отыгрывает низкие частоты. Таким образом, весь спектр звука в автомобиле раскрыт.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Также популярен вариант установки 4-х коаксиальных динамиков, в передние двери 2х-3х полосные, в заднюю полку 3х-4х полосные. Количество колонок, которые можно установить, ограничен лишь размером автомобиля и желанием его владельца. На различных конкурсах по автозвуку можно увидеть автомобили с десятками колонок, установленных по всей машине. Вам вполне может хватить 2 динамиков в передних дверях, все зависит от музыкальных предпочтений.

Подключение

При замене колонок или установке новых обратите внимание на качество и состояние проводки. Тонкие, с соединениями на «скрутках» провода не способны передавать звук качественно и без потерь. Существует специальная проводка для передачи аудиосигнала – представляет собой многожильный медный или серебряный экранированный кабель.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Для чистого и качественного звука необходима установка такой проводки. Протянуть новые провода взамен старых довольно просто, привяжите к концу старой проводки новый кабель и аккуратно протягивайте за другой конец провода. В процессе подключения очень важно не перепутать полярность, широкая клемма на динамике – это плюсовой контакт.

При подключении колонок через усилитель проводка от магнитолы протягивается до места расположения усилителя, а от него расходится к колонкам. Провода питания усилителя не должны протягиваться вместе с аудиопроводкой, желательно разнести их подальше друг от друга, так можно избежать помех от наводки. Усилитель нагревается при работе, для его нормального охлаждения требуется свободное пространство.

Важно не забыть подключить аудиосистему через предохранитель, мощность которого рассчитывается по формуле «Выходная мощность/12вольт=количество ампер предохранителя». Например, установлены 4 колонки по 40 Вт каждая /12=13.3, ставим плавкий предохранитель 15А.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Практические операции установки, подключения усилителя, динамиков

Штатное место заводской магнитолы задает геометрические параметры нового головного устройства, так как самостоятельно модернизировать приборную панель и «торпедо» достаточно трудно. Места для установки усилителя в «торпедо» не остается. У любителей тюнинга популярными местами для установки усиления стали перчаточный ящик (со снятой крышкой) или дополнительная полка под ним.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

При использовании дополнительной полки, ее нужно изготавливать из прочных материалов (стальных, дюралюминиевых уголков). Жесткое крепление усилителя не рекомендуется, лучше использовать резиновые демпферы. Дополнительное освещение выполняют из светодиодной ленты или врезанной в дно «бардачка» лампой.

Расположение усилителя, эквалайзера на дополнительной полке под перчаточным ящиком позволяет максимально сократить длину питающего кабеля. Подключение дополнительных устройств к автомобильному аккумулятору производят медными кабелями увеличенного сечения. Сечение рассчитывают по специальной таблице, учитывающей суммарную мощность головного устройства и усиливающей аппаратуры. Необходима установка дополнительного предохранителя (не ближе 30 сантиметров от аккумулятора).

При выборе фронтальной системы на первый план выходит установка акустики в передние двери. Простейший вариант подразумевает использование недорогих, компактных коаксиальных динамиков. Такие колонки вписываются в штатные места заводских динамиков. Перед покупкой нужно проверить разъемы подключения динамиков в штатной магнитоле, чтобы избежать перепайки соединений.

Несложные операции разборки дверной панели доступны начинающим тюнингистам, но разбирать дверь нужно осторожно, запоминая последовательность операций. Самым уязвимым местом становятся пластмассовые клипсы, которые легко сломать. Сверлить новые технологические отверстия для подводки проводов при установке коаксиальных динамиков не понадобится. Недорогие колонки, к сожалению, не дадут добиться качества звучания класса «хай фай», для этого нужно использовать компонентные динамики.

При использовании компонентных динамиков установка акустики в дверь потребует:

Читать Что такое компонентная акустика ее особенность и установка

Сложной задачей для новичка тюнинга может стать изготовление самодельного подиума под нестандартный динамик. Конструкция, собранная из фанерных колец, должна повторять конфигурацию динамика, прочно прилегать и крепиться к дверным элементам, исключить вибрации.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

При отсутствии надежной шумоизоляции новые компоненты акустической системы передают звуковые вибрации не только диффузорам динамиков. Начинают вибрировать и звучать элементы «торпедо», дверей. Для нормальной изоляции вибраций достаточной плотностью, звукопоглощением обладают отечественные материалы «Вибропласт», «Визомат». «Вибропластом» (поглощающим вибрации) изнутри оклеивается наружный металл двери, внутренняя поверхность съемной дверной панели. Поверх первого слоя виброизоляции все поверхности проклеиваются встык мягким шумоизолирующим «Визоматом». Вибрации внутренних тяг дверных механизмов заглушаются разрезанными вдоль резиновыми трубками.

Установка передней акустики в многокомпонентных системах потребует инсталляции твиттеров. Небольшой размер высокочастотных динамиков позволяет установить их на боковых оконных стойках ветрового стекла, в углах «торпедо», на специальных вынесенных подиумах.

При выборе полноценной акустической системы установить задние колонки (низкочастотные динамики или сабвуферы) можно в нескольких положениях. Монтаж компактных сабвуферов активного типа (со встроенным усилителем) под пассажирскими сидениями не потребует значительных усилий. Основным недостатком таких устройств становится не совсем естественный выход звука (из-под ног пассажиров). Кроме того, активные сабвуферы считаются недолговечными.

Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Смотреть картинку Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Картинка про Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто. Фото Как правильно расположить высокочастотные динамики в авто

Корпусные пассивные сабвуферы, вместе с дополнительным усилителем, устанавливают в багажнике. Расположение динамика зависит от кузова вашей машины. В кузовах «седан» раструб диффузора разворачивают в спинки пассажирских сидений. В пятидверных моделях («хэтчбек», «универсал») динамик разворачивают в сторону двери.

Значительных работ потребует установка сабвуферной головки в самодельный корпус, особенно – если вы выберете фазоинверторную конструкцию ящика. Габариты, конфигурация корпуса потребуют отдельных расчетов, для которых можно использовать программу JBL Speakershop.

Чтобы избежать электромагнитных наводок, нужно тщательно спланировать размещение кабелей, которые разделяют на межблочные, акустические, силовые (провода питания). Экранированные акустические, межблочные провода можно вести параллельно. Силовой кабель, дающий сильные наводки, нужно удалить на 30 сантиметров. Идеальная схема коммуникаций, которую использует профессиональный тюнинг, разводит кабеля по полу, потолку кузова. Для этого понадобится полный демонтаж обшивки, который вряд ли по силам любителю.

Читать Что такое коаксиальная акустика и ее особенность

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *