Как правильно пользоваться контрольной лампочкой в авто
Контролька автоэлектрика
Привет друзья, коллеги, подписчики!
Периодически теперь буду выкладывать инструмент которым я сам пользуюсь и всем рекомендую.
У каждого профессионального автоэлектрика по защите от угона обязательно есть контрольно-измерительные приборы которыми он пользуется по мере необходимости, такие как осциллограф, мультиметр и конечно же контролька.
На контрольке остановлюсь поподробнее.
В продаже можно найти полно всяких разных, всякие светодиодные пищащие и от производителя сигнализаций.
Кто имел опыт работы с большинством из них прекрасно понимает, что одни страдают качеством, другие опасностью «спалить» штатные блоки автомобиля, при поиске необходимой цепи, третьи просто огромны и неудобны да и тоже ломучие, да да, это я про контрольку одного производителя сигнализаций 🙂
Разумеется в «узких» кругах данная тема уже пройденный этап и мы не ищем в инете инфу про контрольки и что лучше купить, мы просто знаем что это за прибор и покупаем его 🙂
Вот так выглядит моя контролька, которой я пользуюсь каждый день.
Что лично мне в ней нравится:
1) Ее разработал эксперт-разработчик радиоэлектронной аппаратуры, знающий все нюансы правильной схемотехники и особенности электрики автомобилей. Такой контролькой можно безопасно работать с современными автомобилями и быть уверенным в сохранности штатных цифровых блоков.
2) Долговечная и надежная.
3) Есть две кнопки, удобные для поиска некоторых типов цепей, со второй кнопкой необходимо быть осторожным, об этом читайте ниже.
4) В руках сидит очень уверенно и удобно
5) Иглу подтачивать приходится очень редко, это с учетом больших объемов работ. Если объем работ небольшой, к примеру 20 автомобилей в месяц, то про заточку иглы вспоминать будете раз в пол года-год.
6) Ремонтно пригодная. Элементарно, оторвался провод по какой-то причине или решили заменить на новый, у некоторых это большая проблема, а тут всё сделано так, чтобы было удобно отремонтировать, тоже большой плюс.
Из минусов пожалуй это цена, хотя с другой стороны если сравнивать с аналогами и учесть от каких проблем может она обезопасить, то цена условно бесплатная.
И так небольшой обзор этого контрольного прибора.
На приборе есть две кнопки
При нажатии на верхнюю кнопку на иглу будет идти минусовой сигнал через микро лампочку, вот с чем с чем но с этой кнопкой необходимо быть аккуратным. Безусловно она необходима, когда ищем силовые цепи, тем не менее тыкаясь в цифровые цепи стоит пользоваться второй.
Вторая, нижняя кнопка, то есть та что ближе к игле, подает минусовой сигнал на иглу через безопасное сопротивление 50 Ом.
Что может быть полезно в поиске цифровых цепей, например подпора радиоканала и не переживать о том, как бы не «спалить» дорогие контроллеры.
Как пользоваться? Элементарно!
Сейчас просто дотронулся до клеммы «+»
Тут нажимаем на нижнюю кнопку, как видно, что продолжает гореть красный светодиод.
А если нажать на верхнюю кнопку то питание будет проходить через микро лампочку и она загорится если цепь силовая.
Если дотронуться до клеммы «-» то будет гореть зеленый светодиод.
Тоже самое будет, если нажать на нижнюю или верхнюю кнопку но держа котрольку на «весу» не подключив ее никуда.
Пользуйтесь правильным инструментом и все будет g00d 🙂
Контролька автомобильная
Все знают, что контролька (пробник) это один из главных инструментов автоэлектрика, она позволяет быстро проверить напряжение в главных точках проводки, протестировать предохранители. Другим прибором, например, мультиметром, это очень долго и неэффективно. Этот прибор — контролька пригодится не только автоэлектрикам, но и любому водителю, которому нравится чинить свой автомобиль самому.
Сегодня можно увидеть разные виды контролек. Наиболее удачный вариант, на мой взгляд, описан в этой статье.
Такую контрольку покупают все автоэлектрики и автовладельцы.
У этой контрольки в наборе две сменные иглы: одна основная, вторая дополнительная (тонкая) для того, чтобы можно было легко вставить иглу в маленькие отверстия различных разъёмов при прозвонке цепей. Также можно легко самостоятельно изготовить новую дополнительную иглу, по своим потребностям, либо починить штатную иглу в случае, если она по каким-либо причинам испортится.
Вся начинка контрольки расположена в корпусе из прозрачного оргстекла. Сквозь оргстекло хорошо видно из чего состоит контролька: батарейки, печатная плата, на которой припаян светодиод и пружинка, для надёжного контакта компонентов контрольки. Размеры корпуса один сантиметр в диаметре и 8 сантиметров в длину. Корпус негерметичный, неразборный.
Для хранения инструмента предусмотрен футляр – пластиковая коробочка.
После работы можно отвернуть иглу, вытащить штекер провода и все эти компоненты уложить в футляр.
Данная контролька не имеет никаких кнопок, исключая лишние поломки.
Проверки проводимые контролькой легко выполнит даже начинающий пользователь.
Ниже на видео показаны некоторые проверки.
Свечение светодиода хорошо видно даже при ярком солнечном свете.
Инструменты: Автоэлектрика. Немного о мультиметре с лампочкой и пробнике.
В последнее время на драйве в разных сообществах, появилась тенденция благотворить автомобильный пробник на двух светодиодах. В свое время я их наделал очень много, и считал его панацеей. Но как оказалось автоэлектрику этот простой на первый взгляд прибор, может доставить много хлопот. И после просветления я им почти не пользуюсь. МУЛЬТИМЕТР С ЛАМПОЧКОЙ РУЛЯТ. И ниже попробую объяснить почему. Далее познакомимся с пробником поближе. Рассмотрим плюсы и минусы.
Перейдем к плюсам :
+Показывает наличие или отсутствие напряжения
+Удобен и компактен
+Можно прозвонить провод
+Найти тахо сигнал
+При наличии кнопки управлять слаботочным выводом реле
Минусы:
-На игле имеется напряжение равное напряжению элементов питания
-Низкое входное сопротивление от сотен Ом до несколько КОм
-Не видит 5 вольтовую шину
-Показания не могут быть достоверны.
Сам по себе мультиметр тоже не лишен недостатков, а в связке с лампочкой мощнейший инструмент.
Бывают случаи когда какой либо блок (ECМ, ВСМ или обычная фара) не работают. Причиной тому может послужить провод с оголившей изоляцией, и в следствии попадании влаги провод корродирует, окисляется, образуется купорос (кому как привычнее). При беглом взгляде на провод все хорошо. Позваниваем пробником светодиод светится красным светом свидетельствуя о наличии напряжени, смотрим мультиметром он нам это подтверждает. Однако если параллельно мультиметру мы подключим лампочку, то картина станет нагляднее. А именно мы увидим просадку напряжения или полное его отсутствие. Хотя мультиметр и пробник нам говорили обратное.
Также не редко бывают случаи плохой массы или контакта, если мы прозвоним пробником то светодиод светится зеленым светом говоря о том что контакт есть. Однако мультиметр может показать сопротивление 2 Ома, казалось бы не существенное сопротивление, но если это в проводке AIR BAG где сопротивление пирапотрона от 2 до 3 Ом и к нему прибавится сопротивление плохого контакта. То 5 Ом в цепи подушек безопасности воспринимается как высокое сопротивление, и высвечивается ошибка B0012 0D (прим. chevrolet cruze). Еще одно очко не в пользу пробника.
Что бы не пустословить приведу примеры написанного выше (если возникнут сомнения можете повторить дома) :
P.S : Написанию данного поста сподвигло публикации данного пробника несколькими людьми, а в коментах все восхищаются. Говорят какой он хороший не заменимый. Теперь вы знаете его и обратную сторону, а мастера попавшие на бабки, при помощи данного инструмента давно им не пользуются. Данный и антологичные пробники удобны допщику, но автоэлектрику не пригодны.
Метки: мультиметр, пробник.
Комментарии 70
вообще недоверяю пробникам покупным сделаных из корпуса вилки прикуривателя…
у меня своя схема «вечного»пробника, которая никогда еще не подводила. два диода, два светодиода, два сопротивления, и акб на 4-6вольт от автономной сирены
Про окислившийся и разрушившийся провод внутри изоляции:
Вопрос, как узнать эталонное сопротивление провода, учитывая, что клеммные контакты съели по 1 Ому.(=2 Ом)?
…
Сижу голову ломаю.Очень буду рад помощи.
В джипике, на полу провода пучком идут, от капота, под машину, в бензобак и датчик уровня.Общая длина, около 5 метров(может и больше)Как их прозвонить, в сборе?чтобы понять, где колбасит, в клеммных колодках, или самих проводах?
И если протыкать участки проводов, как их лучше загерметизировать, чтобы не разрушались?
…
Заранее благодарен.
Только с лампочками можно полевую сборку в модуле спалить. Аккуратно надо с ними.
Не все там в коментах восхищались, я сразу сказал, что он фуфло и привел пример, что из-за блока предохранителей на насос приходило только 10В, а эта хрень показала бы, что напряжение есть.
Имелось виду подавляющее большинство, те кто не в теме.
Полностью согласен с каждым написанным Вами словом.
Один старый автоэлектрик показал на стартере ЗиЛа. Взял лампочку с одним разрезанным проводом и фактически включил последовательно с массой и обмотками статора в месте слабой изоляции появился дымок, обмотку заизолировал, проверил еще раз — норма. Потом последовательно с массой и щеточным узлом, в одном из изоляторов обнаружилась микротрещина заполненная угольной пылью тоже искрение и дымок, изолятор на замену, контрольная проверка — норма. Конечно нарушение ТБ, но сдуру можно и гвоздь отверткой закрутить. Сам пользовался — помогает.
Среди приборов автоэлектрика не увидел лампочки 220 В 80-100 Вт с разрывом одного провода для диагностики стартеров на предмет определения точки замыкания (щеточного узла и проч.) на массу. Применяется ли такой вариант?
Со стартерами, равно как и с их диагностикой проблем не было. И этот метод я не знал, можете рассказать по подробнее?
Отличный пробник, уже штук тридцать стер)) у меня они как расходник. Один минус на 24в взрываются батарейки, не на долго хватает. Просто надо с головой подходить к любой проверки тестером.
Каждому инструменту — свое место в работе. И мультиметр нужен, и контролька, и светодиодный, и постолограф.
Пробник-индикатор, мультиметр, контролька. Изучаем электроизмерительные приборы.
В продолжение статьи «Как пользоваться мультиметром». Исключительно всем необходимо уметь пользоваться измерительными приборами.
» КОНТРОЛЬКА»
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАМЕРАХ КОНТРОЛЬНОЙ ЛАМПОЙ
Контрольную лампу пускать в дело только до электросчетчика.
На руки «контролер» должен надеть диэлектрические перчатки, натянув их раструб на рукава
одежды. Эти перчатки в сухом помещении в некоторой степени заменят хозяйственные резиновые
перчатки.
Стоять «контролеру» разрешается только на сухом диэлектрическом
коврике или сухой диэлектрической дорожке.
Допустимо их заменить хозяйственным резиновым ковриком, который нужно сложить вдвое и
поместить на сухой деревянной доске.
Надобность в доске отпадает, когда под резиновым ковриком есть сухой деревянный пол или пол,
устланный линолеумом.
Контрольную лампу следует поместить в коробку из изоляционного материала с прорезью для
светового сигнала.
Сетчатый металлический чехол предохраняет лампу от ударов, но при взрыве колбы лампы мелкие
осколки могут поразить глаза, кожу…
Два проводника к патрону лампы нужно ввести в коробку через разные отверстия.
Это исключит замыкание между проводниками, когда их изоляцию перетрут кромки отверстий.
Поэтому в отверстия для проводников хорошо бы вставить и закрепить пластмассовые втулки со
скругленными краями.
Когда проводят проверку наличия напряжения, коробка с лампой должна
висеть на проводниках.
Если эту проверку проводят вблизи пола, то коробку с лампой отодвигают от себя на возможно
дальнее расстояние.
Сами шнуры и провода для проводников выбирают вышеописанного типа, т.е.
ШВП-1, ШПС и т.п.
Держатели щупов проводников изготовляют из пластмассы так, как это описывалось ранее.
Фланцы на щупах исключат попадание пальцев на токонесущие части установок, да и на
обнаженные концы металлических щупов, вставленных в эти держатели.
Контрольную лампу оснащают электролампой напряжением в 220 В. Бывает, и при этом
напряжении колба лампы после прохождения по ней тока взрывается.
Поэтому всегда следует отворачиваться от любой лампы в момент включения. Ну, а если на лампу
подать, например, 380 В, то колба сразу разлетится.
Отсюда и рекомендация: запрещается пользование контрольной лампой за пределами электросети,
«обслуживаемой» электросчетчиком.
Так, на этажном электрощитке, куда выходит проводка из квартиры к электросчетчику в
современных многоэтажных домах, неумелый жилец щупами контрольной лампы как раз и
«поймает» 380 В.
ИНДИКАТОР НАПРЯЖЕНИЯ
Индикатор напряжения обычно выполнен в виде отвёртки с окошечком на ручке или прозрачной
рукояткой, через которую можно прослеживать световой сигнал, появление которого говорит о
наличии фазы напряжения на жале индикатора-отвёртки.
В рукоятке встроены лампа тлеющего разряда и сопротивление(резистор) не менее 1 МегаОма.
При замерах необходимо коснуться пальцем руки контактного пятака на торце ручки указателя,
для обеспечения работы газоразрядной лампы.
Обратите внимание на жало одета ПХВ-трубка, сделайте так же, для предотвращения случайных
косаний этим местом токоведущих частей и избежания ненужных замыканий. Обычно указатели
напряжения, отвёртки-индикаторы расчитаны на замер напряжения от 110 до 380 вольт, что и
должно быть написано на рукоятке.
ПРОБНИК-ИНДИКАТОР «STDZ»
Основные функции:
1. Проверка напряжения переменного тока: контактным методом 70-250 вольт; бесконтактным 70-600 вольт
2.Проверка напряжения постоянного тока: до 250 вольт.
3.Проверка полярности: 1.5-36 вольт.
4.Обнаружение внутреннего обрыва: 0-50 Мом.
5.Обнаружение СВЧ-утечки: >5MW/см2.
Примечания:
Замена батарей:
1.Отверните винт-сенсор с торца ручки против часовой стрелки.
2.Аккуратно поправляя провод вдоль батарей, замените их.
3.Не применяйте пробник-индикатор со снятым винтом-сенсором.
4.Не закручивайте сильно винт, лопнет корпус.
Контактный метод
Когда определяете фазу напряжения в сети переменного тока не надо касаться сенсора.
В противном случае индикатор будет загораться и при касании фазы и при касании нулевого
провода. Во избежании серьёзных ошибок не забывайте об этом. Касанием к сенсору определяем
нулевой контакт при отключенной сети.
Бесконтактный метод
Определяется наличие напряжения в кабелях, розетках, выключателях.
Можно обнаружить обрыв в проводе, двигаясь вдоль, до прерывания свечения индикатора.
Так же проверяется наличие высокого напряжения в системах зажигания двигателей.
Показываются места скрытой проводки, наличие высокого напряжения в телевизорах и мониторах,
напряжение в трансформаторах.
Перед экраном телевизора или электронно-лучевого монитора замеряется растояние
распространения вредного статического поля.У микроволновой печи по периметру дверцы
замеряется присутствие утечки высокочастотных полей.
Поиск полярности
Можно определять полярность акумуляторных батарей и элементов питания прикасаясь к одному
полюсу лезвием пробника, при этом палец на сенсоре, а к другому пальцем второй руки.Яркое
свечение индикатора — положительный (+) вывод элемента, тусклое — отрицательный (-).
Проверка на «обрыв»
STDZ пробник («прозвонка») проверяет электрические цепи на «обрыв» и показывает( грубо) наличие
сопротивления в цепи. Касаемся пробником, прижимая сенсор, одного контакта электролампы,
другого держимся рукой. Свет от индикатора показывает целостность внутренней цепи.
Тест электронных компонентов
Так же, легко определяются электроды на диодах, можно определять переходы на транзисторах.
MULTIMETER
266 CLAMP METER токоизмерительные клещи
Еще один вариант китайских производителей. Полезен для измерения переменного тока не разрывая цепи и большого сопротивления для обнаружения плохой изоляции.
Измерения тока происходит за счет обхвата клещами проводника, находящегося под нагрузкой.
Т.е. одного провода из двух или трех в зависимости от количества фаз в сети.
Для измерения, например, тока потребления агрегата холодильника, нужно с задней стороны найти отдельный питающий провод и
делать замеры с него.
Вообще, много бытовой техники с трудным доступом к отдельному проводу — пылесосы,
холодильники, электропечи, стиральные машины.
При необходимости можно изготовить переходник из удлинителя. Снять первичную изоляцию в оном месте длинной сантиметров 15 и развести провода, чтобы вставить клещи.
В основном ток замеряется при подозрении на междуветковое замыкание электродвигателей бытовой техники. Встроенный в клещи мегоометр служит для измерения сопротивления изоляции
электрооборудования. Существуют нормы допустимых значений сопротивления оборудования и кабелей.
Бытовую технику производители стараются изготовлять в пластмассовых корпусах, чтобы максимально защитить потребителя от удара током, в том числе из — за плохого сопротивления
изоляции электроэлементов.
МУЛЬТИМЕТР DT-830B
Исключительно всем необходимо уметь пользоваться измерительными приборами.
Вольтамперомметр — универсальный прибор (коротко-«тестер», от слова «тест»). Разновидностей
очень много,все мы их рассматривать не будем,возьмем самый легкодоступный для всех
мультиметр китайского производства DT-830B.
МУЛЬТИМЕТР DT-830B состоит из:
Сектор DCV.
На данном приборе сектор разделен на 5 диапазонов. Проводятся измерения от 0 до 500 вольт.
Напряжение постоянного тока большой величины нам встретится только при ремонте телевизора.
Этим прибором при больших напряжениях нужно работать крайне осторожно.
При включении в положение «500» вольт на экране в левом верхнем углу загорается предупреждение HV, о том, что включен самый верхний уровень измерения и при появлении
больших значений нужно быть предельно внимательным.
Обычно измерение напряжения ведется переключением больших положений диапазона на
меньшие, если вы не знаете величину измеряемого напряжения. Например, перед измерением
напряжения на аккумуляторной батареи сотового телефона или автомобиля,
на которых написано максимальное напряжение 3 или 12 вольт,то ставим смело сектор в положение
«20» вольт. Если поставим на меньшую, например, на «2000» милливольт прибор может выйти из
строя. Если поставим на большую-показания прибора будут менее точными.
Когда вы не знаете величину измеряемого напряжения (конечно же в рамках бытового
электрооборудования, где оно не превышает величин прибора),тогда выставляете на верхнее
положение «500» вольт и делаете замер. Вообщем-то, грубо замерять, с точностью до одного
вольта, можно на положении «500» вольт.
Если требуется большая точность, переключите на нижнее положение, только чтобы величина
измеряемого напряжения не превышала значения на положении выключателя прибора.
Этот прибор удобен в измерении именно напряжения постоянного тока в том, что не требует
обязательного соблюдения полярности.
Если полярность щупов («+»красный,«-«черный) не будет
совпадать с полярностью измеряемого напряжения,то в левой части экрана появится знак «-«,а величина будет соответствовать измеряемой.
Сектор ACV.
Сектор имеет на данной разновидности прибора 2 положения — «500» и «200»
вольт.
С большой осторожностью обращайтесь с измерениями 220-380 вольт.
Порядок измерений и установки положений аналогичен сектору DCV.
Сектор DCA.
Является миллиамперметром постоянного тока и применяется для измерения маленьких токов,
в основном в радиоэлектронных схемах. Нам пока не пригодиться.
Во избежание поломки прибора, не ставьте переключатель на этот сектор, если забудете и начнете
измерять напряжение, то прибор выйдет из строя.
Есть еще положение 10 А измерения постоянного тока (ампереметр). Измерения производятся с перестановкой провода из второго гнезда в гнездо 10 А.
Если вам необходимо измерять ток какого — либо электроприбора, можно воспользоваться амперметром, но опять же с большой осторожностью.
В инструкции по прибору написано, что измерения тока производить
несколько секунд, но я бы не рекомендовал бы лишний раз пользоваться этой возможностью.
Если вы будите читать наши статьи, обзоры, уроки, то узнаете, что есть другие способы узнать примерную величину
силы тока и этого будет нам более предостаточно.
Сектор измерения сопротивления (омметр).
Разделен на положение от 200 Ом до 2 Мом (2000000 Ом).
Можно измерять сопротивление от 1 Ома до 2 Мом со следующими нюансами:
Во-первых: китайский мультиметр не является точным прибором и погрешность его показаний довольно велика.
Во-вторых: непредсказуемая большая чувствительность при точных измерениях.
В связи с этим, при замыкании щупов между собой, прибор указывает на сопротивление цепи, которой не следует
принебрегать, а считать её за сопротивление провода на щупах, т.е. при измерении маленьких
сопротивлений из результата нужно отнять значение, полученное при замыкание щупов.
Например: замеряем сопротивление лампы, т.к. лампа имеет маленькое сопротивление, ставим в
положение 200 Ом.
Сначала замкнем щупы между собой. У меня прибор показал 0.9 Ом — это значит мы и отнимим,
после измерения нужного нам сопротивления. Замеряем на лампе получаем 70.8 — 0,9 = 69.9 Ом.
Учтите, что показания приблизительны, но в наших случаях с бытовыми электроприборами этого
достаточно.
Работа вверх по диапазону сектора не представляет ничего сложного.Если у вас на экране слева
показана единица, то сопротивление больше, чем установленное положение переключателя, а если
единица на экране при положении выключателя 2000КОм,то можно считать цепь оборванной.
Замена батареи:
Как только вы заметите сбой на дисплее, пропадают цифры или показания не
соответствуют с примерными значениями, значит пришла пора заменить батарею. Маленькая
крестовая отвертка — задняя крышка — новый элемент 9 V.
Сектор Диод.
Одно положение для проверки диодов на пробой (на маленькое
сопротивление) и на обрыв ( бесконечное сопротивление). Принципы измерения основаны на
работе Омметра. Также как и hFE.