Как правильно подобрать инвертор для авто
14 лучших автомобильных инверторов — Рейтинг 2021: 12/220V, с чистой синусоидой
Инвертор автомобильный 12/220V позволяет подключать к машине различное оборудование (например, ноутбуки). Лучшие преобразователи напряжения отличаются компактными размерами и подсоединяются к аккумулятору или бортовой сети авто через гнездо прикуривателя или розетку в салоне. При использовании необходимо учитывать мощность нагрузки.
При превышении параметра возможно оплавление изоляции и возгорание автомобиля.
Сравнительная таблица характеристик
В представленной таблице приведены основные параметры оборудования популярных моделей.
Модель | Мощность длительная, Вт | Вес, кг |
AVS IN-2000W | 1000 | 0,9 |
Airline API-1000-06 | 1000 | 2,5 |
Wester MSW250 | 250 | 0,7 |
Airline API-150-01 | 150 | 0,2 |
Acmepower 12/220V | 1000 | 5,8 |
Дефорт DCI-150C | 150 | 0,41 |
TBS Powersine PS600-12 | 500 | 6,2 |
Mobilen SP-150 | 150 | 0,56 |
Ritmix RPI-6024 | 600 | 0,98 |
Штиль PS12/300 | 300 | 1,35 |
Luxeon IPS-2000s | 1000 | 2,2 |
Sturm AW98A03 | 300 | 0,56 |
Meanwell A301‑150‑F3 | 150 | 0,5 |
МАП «Энергия» 900 | 900 | 12,0 |
Для чего нужны автомобильные инверторы
Универсальный преобразователь напряжения предназначен для:
Устройство и принцип работы
Питание от источника постоянного тока (АКБ напряжением 12 или 24 В) подается на повышающий трансформатор импульсного типа, отличающийся уменьшенными размерами и массой. За счет переключения электронных ключей (полевых транзисторов, управляемых микропроцессором) формируется высокочастотный сигнал, который подается на выпрямитель и стабилизатор.
Электронный инвертор обеспечивает переключение полярности с частотой 50 Гц, формируя синусоидальное переменное напряжение, пригодное для питания бытового оборудования.
Виды автомобильных инверторов
Блоки питания для автомобилей принято разделять на категории:
По синусоиде
Преобразователи могут формировать кривую напряжения нескольких видов:
По мощности
Перед тем как подобрать преобразователь, следует определиться с мощностью нагрузки. Производители указывают пиковое и номинальное значение, которые отличаются в 1,5-2 раза. Нормальный параметр позволяет определить мощность на протяжении длительного времени (например, отдача от 1000 Вт позволяет подсоединять различный электрический инструмент). Рекомендуется приобретать инвертор с запасом по номинальной мощности не менее 20%.
Пиковое значение определяет допустимую нагрузку в момент запуска подключенных приборов.
По стране-производителю
Большинство инверторов выпущено на территории Китая, часть изделий собрана в России с использованием китайских комплектующих (трансформаторов, электронных компонентов или деталей корпуса). Подобная практика является нормой. При подборе необходимо обращать внимание на технические параметры и анализировать отзывы покупателей.
Критерии выбора
При подборе необходимо учитывать:
Лучшие автомобильные инверторы 12/220V
В рейтинг лучших приборов для преобразования постоянного тока в переменный вошли изделия компаний:
AVS IN 2000W
Электрический преобразователь оснащен зажимами для подключения к АКБ. Допускается коммутация к бортовой сети через гнездо прикуривателя. Предусмотрена система охлаждения электроники и защита от неправильной полярности, перегрузки и короткого замыкания.
Оборудование заявлено как российское, но в конструкции использованы китайские комплектующие.
Выходной сигнал имеет амплитуду аппроксимированной синусоиды. Пиковая нагрузка составляет 2000 Вт. Помимо стандартной розетки предусмотрен разъем USB для коммутации зарядных устройств мобильных телефонов.
Airline API 1000 06
Оборудование рассчитано на коммутацию нагрузки мощностью до тысячи Вт. Допустимое напряжение на входе составляет 20-30 В (устройство предназначено для грузовиков или автобусов с 24-вольтовой бортовой сетью). Имеются система мягкого старта и плавкий предохранитель, для охлаждения радиаторов предназначены вентиляторы. Допускается подсоединение к АКБ (длина кабеля 650 мм). На фронтальной части предусмотрен контрольный светодиод.
Евгений, 36 лет, Кострома: «Приобрел Airline API-1000-06, позволяющий преобразовывать низковольтный сигнал в переменный ток. После распаковки и подключения провел тест, показавший напряжение на выходе на уровне 205 В. Обратился с проблемой в службу технической поддержки производителя, сотрудник порекомендовал поменять оборудование. Новый преобразователь показал напряжение на выходе 218-222 В, на протяжении последующего года эксплуатации в бытовых условиях проблем не зафиксировано.«
Wester MSW250
Бюджетный инвертор Wester MSW250 позволяет преобразовывать электроэнергию из 12 в 220 В. Предусмотрен встроенный вентилятор для защиты от перегрева. На фронтальной части расположены светодиоды и разъем USB с поддержкой функции зарядки батарей сотовых телефонов.
Алюминиевый корпус с ребрами обеспечивает защиту электроники от повреждений и поддерживает нормальный тепловой режим.
Дмитрий, 31 год, Санкт-Петербург: «Решил приобрести недорогой преобразователь Wester MSW250 для установки в автомобиль Vesta. Прибор поставил на полке багажника позади спинки кресла и подключил к бортовой сети через отдельный предохранитель номиналом 5 А. Оборудование легко заряжает батареи ноутбука, но для питания нагрузки мощностью ваше 200 Вт изделие не рассчитано. Установленный внутри вентилятор охлаждает трансформатор и электронику, постороннего шума при работе нет.«
Airline API-150-01
Прибор отличается малогабаритным корпусом с разъемом для гнезда прикуривателя. На фронтальной части предусмотрены порт USB и разъем для коммутации вилки европейского формата. Есть защита от перегрева и короткого замыкания, внутри пластикового кожуха расположен плавкий предохранитель. Ток на выходе имеет амплитуду в виде модифицированной синусоиды.
Небольшие размеры позволяют хранить преобразователь в перчаточном ящике или подлокотнике, но оборудование не рассчитано на высокую нагрузку.
Acmepower 12/220V 1000W
Комбинированный прибор может использоваться для питания оборудования (как бесперебойный источник) и для зарядки батареи автомобиля. Реле обеспечивает переключение питания от внешней сети на резервный источник за 10 мс, что не допускает отключение нагрузки и утерю важных данных. Преимуществом оборудования является чистый синус амплитуды тока в цепи напряжением 220 В, позволяющий подавать питание к холодильникам и прочей сложной бытовой технике.
Дефорт
Под этой маркой поставляются преобразователи напряжения бюджетного типа, рассчитанные на коммутацию нагрузки мощностью до 150 Вт. Модель DCI-150C имеет корпус из металла и пластика и шнур длиной 650 мм, предназначенный для коммутации к бортовой сети автомобиля. Помимо стандартной розетки предусмотрен порт USB, имеется защита от перегрузки и короткого замыкания. Прибор редко встречается в продаже.
Пользователи отмечают сложности с гарантийной поддержкой, поэтому лучше выбрать продукцию от другого производителя.
TBS Powersine PS600-12
Оборудование рассчитано на использование в домах (например, для питания систем отопления либо автоматики зданий, охранных комплексов или компьютеров). Для изготовления корпуса использован стальной лист, защищающий компоненты от ударных нагрузок. На выходе формируется чистая синусоида, предусмотрена защита аккумуляторов от перегрузки.
При падении мощности нагрузки блок переходит в спящий режим с одновременным снижением частоты вращения вентиляторов.
Недостатками конвертера являются увеличенные габариты и масса. Цена не падает ниже 25,5 тыс. руб.
Mobilen SP-150
Компактный прибор Mobilen SP-150 имеет металлический корпус размером 120х73х73 мм, который помещается в нише на центральной консоли в салоне автомобиля. На внешней части кожуха имеются ребра охлаждения, предусмотрен биметаллический предохранитель для размыкания цепи при перегреве.
Розетка оборудована контактом заземления, имеется разъем USB и контрольные индикаторы (включения питания и состояния подключенного к бортовой сети аккумулятора).
Ток на выходе имеет амплитуду модифицированного синуса, штекер USB позволяет заряжать телефоны или плееры.
Ritmix RPI-6024
Прибор рассчитан на подключение к бортовой сети напряжением 24 В (грузовики, автобусы или техника специального назначения).
Помимо зарядки оборудования допускается коммутация бытовых приборов и инструментов (пиковая мощность нагрузки до 1200 Вт).
Для повышения безопасности эксплуатации предусмотрены предохранители (плавкий сменный от перегрузки и биметаллический многоразовый от перегрева). Алюминиевый корпус с развитыми ребрами и дополнительным вентилятором обеспечивает теплоотвод от трансформатора, выпрямителя и инверторного блока.
Штиль PS12/300
Преобразователь Штиль PS12/300 предназначен для использования в легковых автомобилях, оборудование отличается хорошей долговечностью (не менее 20 тыс. часов при температуре +40°С, что эквивалентно 20 годам службы). Уровень шума при работе не превышает 35 дБ, предусмотрена защита от ошибок пользователя и нештатных ситуаций, возникающих в процессе эксплуатации.
На задней стенке корпуса, выполненного из алюминиевого профиля, предусмотрено окно воздухозаборника вентилятора и винтовые клеммы для подсоединения к батарее автомобиля.
Luxeon IPS-2000s
Оборудование рассчитано на пиковую нагрузку до 2 кВт, что позволяет подключать электрический инструмент (например, угловую шлифовальную машинку).
Предусмотрено подключение только к аккумулятору, выходной сигнал имеет конфигурацию нормальной синусоиды.
Предусмотрена звуковая и световая сигнализация о падении емкости внешнего источника питания, внутри корпуса имеются предохранители от перегрева и перегрузки.
Sturm AW98A03
Прибор имеет провода для подключения к прикуривателю или клеммам батареи, на выходе формируется переменный ток с аппроксимированной синусоидой. Производитель предусмотрел защитой от короткого замыкания, подсоединения повышенной нагрузки или перегрева компонентов. Металлический корпус окрашен яркой оранжевой эмалью, имеются скобы для крепления к кузову автомобиля (винты включены в набор).
Оборудование рассчитано на входящее напряжение 12 В, охлаждение электроники осуществляется потоком воздуха от встроенного вентилятора.
Meanwell A301‑150‑F3
Компактный преобразователь имеет цилиндрический корпус из алюминия с пластиковыми торцевыми крышками. Предусмотрен сигнализатор о падении емкости батареи, после падения напряжения ниже порогового значения преобразователь автоматически отключается.
Производитель установил защиту от ошибочного подключения (переполюсовки), перегрева и короткого замыкания.
МАП «Энергия» 900
Оборудование российского производителя отличается установкой 2 розеток, предназначено для установки в серверные шкафы для питания компьютерной техники (напряжение на входе 12 или 24 В).
На фронтальной части предусмотрен дисплей с расширенным углом обзора, на котором отображаются параметры работы. Пользователь вручную выбирает режим эксплуатации, который зависит от мощности и особенностей нагрузки. В зависимости от настроек изменяется конфигурация синусоидального сигнала на выходе (чистого либо аппроксимированного).
Приблизительная стоимость
Базовый вариант устройства на китайских торговых площадках стоит от 600 руб. (без учета тарифа на почтовую доставку). Продавцы предоставляют ограниченную гарантию, но качество подобных преобразователей низкое, а характеристики часто не соответствуют заявленным параметрам.
В российских магазинах оборудование можно купить по цене от 920 руб. за портативные модели, версии с улучшенными возможностями и конвектором для охлаждения обойдутся в сумму от 1,1 тыс. руб. Профессиональное оборудование имеет цену до 38 тыс. руб. (например, МАП «Энергия» 900).
Правила установки и подсоединения
Основные требования правильного монтажа и подсоединения устройства:
Полезные рекомендации
Советы по выбору и установке инверторного источника питания:
Выбираем автоинвертор: основные характеристики и пять популярных моделей
Большинство современных устройств, которые могут понадобиться в автомобиле, можно совершенно спокойно заряжать от прикуривателя, благо дефицита с зарядными нет. Другое дело, когда необходимо подключить оргтехнику либо электроинструмент. В таком случае имеет смысл приобрести преобразователь напряжения, который позволит подключать к электросети автомобиля приборы с обычной «вилкой».
Перед выбором автомобильного инвертора в первую очередь необходимо подсчитать суммарную мощность приборов, подключение которых планируется. После подсчета, полученную величину можно смело увеличивать на 30%. Запас мощности должен быть всегда не только из расчета подключения чего-то более мощного, но и чтобы избежать работы инвертора на пределе возможностей.
У самих инверторов характеристик на самом деле не так уж много.
Входное и выходное напряжение. С этими параметрами все просто: входное напряжение должно соответствовать реальным показателям при подключении; выходное соответственно не должно выходить за рамки напряжения, на которое рассчитаны подключаемые электроприборы. Зачастую выходное напряжение колеблется в пределах плюс-минус 10% от 220 В.
Пиковая мощность инвертора. При включении некоторых приборов пусковые нагрузки превышают постоянную выходную мощность. Поэтому запас пиковой мощности просто необходим, иначе есть шанс, что приборы серьезнее зарядки ноутбука просто не смогут включиться.
КПД выражается в процентах и отражает, какое количество входной энергии будет преобразовано в выходную. КПД большинства инверторов держится на уровне 85-92%.
Защитные функции. Защита от короткого замыкания, от перегрузки, от перегрева, от пониженного входного напряжения и от неправильной полярности поможет продлить «жизнь» как инвертора, так и бортовой электросети. Пониженное входное напряжение сообщает о скорой разрядке аккумулятора, поэтому эту функцию можно отнести к разряду обязательных.
А теперь пятерка популярных автоинверторов от различных производителей. Все цены указаны справочно.
Gembird EG-PWC-035 1200W
Mystery MAC-2000
Популярный преобразователь напряжения от известного своими демократичными ценами бренда Mystery. За почти 200 долларов в машине можно будет подключать приборы суммарной мощностью до 2000 Вт, с пиковыми мощностями до 4000 Вт. Как и в предыдущем инверторе, пользователю доступны 2 розетки и USB-порт. Что примечательно, в инструкции наглядно описан процесс расчета времени работы аккумулятора без генератора. У аппарата предусмотрены все необходимые виды защит, что для такой мощности воспринимается как само собой разумеющееся.
AVS Energy 600W
Компромиссная модель инвертора, которая не позволит подключить серьезные электроинструменты, но вполне справится с некоторыми инструментами попроще, а заодно и с компьютерной техникой. Для мобильных телефонов и небольших гаджетов предусмотрен порт USB. Стоимость инвертора составляет порядка 53 долларов. Подключение возможно как к клеммам аккумулятора, так и к прикуривателю, но с последним нужно быть осторожнее. Аппарат оборудован всеми видами защиты.
Наш вердикт
Как выбрать автомобильный инвертор
Выезжая за город или даже просто выходя из дома –, мы лишаемся привычного доступа к электричеству. Здесь невозможно зарядить ноутбук или телефон, некуда подключить электроинструмент или простейшую бытовую технику. А если у нас семейный отдых на природе, то отсутствие электричества вдвойне критично.
Единственным доступным источником электроэнергии для нас остается автомобиль. Но так как приборы не могут работать от бортового напряжения, то нужно устройство преобразующее его в привычные нам 220В – автомобильный инвертор.
При верном подборе инвертор не окажет негативного влияния на ваш автомобиль, обеспечивая комфорт и уют в дали от благ цивилизации.
Что такое инвертор?
Инвертор – широко применимый термин. В основном он ассоциируется с двумя определениями: электродуговой сваркой – сварочный инвертор и с преобразователем напряжения – автомобильным инвертором.
Нас как раз интересует именно автомобильный инвертор. Однако его использование одними автомобилями не ограничивается. Его можно подключить практически к любому источнику постоянного тока. Приставка «автомобильный» закрепилась за ними из-за применения в основном в сочетании с автомобильными аккумуляторами. А вот термин «инвертор» применяется из-за наличия функции преобразования тока одного рода – постоянного, в другой – переменный. При этом он еще и увеличивает напряжение на выходе.
На основе выше сказанного наиболее верным определением будет такое:
Автомобильный инвертор – электронное устройство преобразующее постоянный ток одного напряжения в переменный ток другого напряжения.
Также часто автомобильный инвертор называют: инвертор напряжения, преобразователь напряжения, DC-AC преобразователь и другие.
Устройство инвертора
Из-за того, что преобразовать постоянный ток (DC) в переменный (AC) намного сложнее чем переменный ток в постоянный, инвертор представляет собой достаточно сложное устройство.
Выбор мощности инвертора
Выбор мощности автомобильного инвертора один из важнейших шагов.
Теперь давайте разбираться по каждому пункту по отдельности.
Суммарная расчетная мощность потребителей
Для определения суммарной расчетной мощности стоит знать активную мощность потребителей, подключаемых через инвертор.
Если найдена только полная мощность, то рядом ищем значение коэффициента мощности потребителя. Он обозначается как «cosϕ». Если его определить не удается, то следует найти похожее оборудование и взять значение коэффициента оттуда.
Зная полную мощность и коэффициент мощности потребителя можно определить активную мощность. Для этого воспользуемся следующей формулой:
где P – активная мощность, Вт;
S – полная мощность, В⋅А;
cosϕ – коэффициент мощности.
Теперь у нас два пути определения суммарной расчетной мощности, которые напрямую зависят от целей использования инвертора.
Инвертор для редкого использования
Если инвертор нужен для не частого использования, например, для поездок на природу, зарядки ноутбука или других маломощных устройств, в таком случае суммарная расчетная мощность определяется по сумме мощностей всех одновременно используемых потребителей:
Ориентировочные значения мощности потребителей, можно найти в таблице ниже.
Ниже сравним несколько понижающих преобразователей.
Наименование потребителя | Мощность, Вт |
Плита электрическая | 500-1500 |
Мультиварка | 400-1100 |
Чайник электрический | 400-800 |
Ноутбук | 45-150 |
Холодильник автомобильный (сеть 12В) | 40-100 |
Холодильник компактный (сеть 220В) | 65-85 |
Телевизор | 25-75 |
Зарядное устройство для телефона | 5-10 |
Инвертор для постоянного использования
Если инвертор нужен для питания бытовых потребителей дома, дачи или кемпинга, то здесь нужно учитывать не только мощность потребителей, но и коэффициенты спроса и использования потребителей:
ΣPр = P1*Кс1*Ки1 + P2*Кс2*Ки2 + … + Pn*Ксn*Киn.
где Ки и Кс – коэффициенты использования и спроса, соответственно.
Ориентировочные значения мощности, коэффициентов использования и спроса бытовых потребителей можно найти в таблице ниже.
Наименование потребителя | Р, кВт | Кс | Ки | Наименование потребителя | Р, кВт | Кс | Ки |
Бойлер | 2-6 | 0,6 | 0,8 | Проточный водонагреватель | 3-5 | 0,4 | 1 |
Бытовая электроника | 0,1-0,5 | 0,3 | 0,6 | Пылесос | 0,5-2 | 0,2 | 0,8 |
Компьютеры | 0,5-2 | 0,6 | 0,9 | Стиральная машина | 1-2 | 0,9 | 0,8 |
Кондиционер | 1,5-3 | 0,7 | 0,8 | Телевизор | 0,1-0,5 | 0,8 | 0,7 |
Мелкая кухонная техника | 0,5 и менее | 0,3 | 1 | Тепловентилятор | 1,5 | 0,9 | 0,9 |
Освещение | 25-40 | 0,6 | 0,7 | Утюг | 1-2 | 0,3 | 0,1 |
Погружной насос | 25-40 | 0,8 | 0,9 | Холодильник | 0,5-1 | 0,5 | 0,8 |
Посудомоечная машина | 2 | 0,8 | 0,8 | Электрообогреватель | 2 | 0,8 | 1 |
Режим работы потребителей
Большинство потребителей работают в нормальном режиме, настроенном производителем. То есть их потребляемая мощность практически не меняется во времени.
Однако некоторые могут менять свою мощность в процессе работы, это: мясорубки, электроинструменты и т.п. Для такого преобразователя нужно принимать завышенную в 1,5-2 раза мощность потребления.
Также нужно учитывать, что потребители с электродвигателями, в момент включения, также создают повышенную нагрузку. При этом за счет большой инертности ротора запуск и выход на рабочий режим у них достаточно длительный. А чем крупнее и мощнее двигатель – тем дольше это время. И как следствие дольше воздействие перегрузки на инвертор.
Для таких потребителей также принято завышать мощность – в 2-6 раз выше номинальной.
Схема подключения автомобильного инвертора
Емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора учитывают если мы хотим сохранить его для длительной эксплуатации. При слишком интенсивном разряде срок службы аккумуляторов значительно сокращается. И через 2-4 цикла использования он выйдет из строя.
Обычно производители рекомендуют интенсивность разряда не более 1С (где С – емкость аккумулятора).
Например, для аккумуляторов ёмкостью 60А*ч (ампер-час) ток разряда не должен превышать 60А, что соответствует мощности 60А*12В = 720Вт. Соответственно мощность нагрузки не должна превышать этого значения.
Мощность генератора автомобиля
Чаще всего автомобильный инвертор используется с заведённым автомобилем, а это означает, что у нас есть другой источник постоянного тока с совершенно отличными, от аккумулятора характеристиками.
Автомобильный генератор вырабатывает напряжение 13,8-14.2В (для 12В бортовой сети автомобиля) с током 80-230А. Для среднего автомобиля мощность генератора составит 14В*120А = 1680Вт. В этом случае наиболее подходящим станет инвертор в 1500Вт.
Мы не рекомендуем превышать мощность генератора, так как это может негативно сказаться на оборудовании и бортовой сети автомобиля.
Работа от прикуривателя
Большинство инверторов комплектуются переходниками для подключения к бортовой сети через прикуриватель. Однако один из важнейших моментов, про которые забывают – рабочие токи автомобильного прикуривателя. При не верном подборе рабочей мощности в лучшем случае перегорит предохранитель, в худшем – случится возгорание электропроводки автомобиля.
Нужно помнить, что прикуриватель допускает токи до 10А, а в некоторых моделях автомобилей – до 15А. Это значит, к прикуривателю нельзя подключать нагрузку более 100-150Вт.
Это не означает, что в прикуриватель нельзя подключать инвертор большей мощности. Можно подключать инверторы 200Вт, 300Вт и большей мощности, однако суммарная мощность потребителей, подключенных к самому инвертору должна быть выше 100-150Вт.
Режим работы инвертора
У инверторов можно выделить три режима работы: длительный, перегрузка и пусковой режим. Каждый из них характеризуется длительностью работы и мощностью.
Длительный режим характеризуется номинальной мощностью – той, которую инвертор может выдавать продолжительное время без нарушений в работе.
Режим перегрузки. Это кратковременный режим, при котором допускается нагрузка на инвертор на 20-30% выше от номинальной мощности, и продолжительностью не более 30 минут. В этом режиме через инвертор проходят повышенные токи вызывая перегрев и ускоренный износ всех элементов.
Пусковой режим характеризуется пиковой или максимальной нагрузкой. В этом режиме на инвертор допускается двукратная, от номинальной нагрузка, продолжительностью не более нескольких долей секунды.
Чаще всего производитель указывает всего две мощности: номинальную и пиковую мощность.
График зависимости КПД инвертора от нагрузки
Если мы посмотрим на график зависимости коэффициента полезного действия (КПД) от мощности нагрузки, то увидим, что эта зависимость нелинейная. По графику видно, что мощность перегрузки (Рмах) примерно на 25% выше номинальной (Рном). А сам график, в правой части, ограничивается пиковой – примерно двукратной от номинальной мощности (Рпик = 2*Рном). В левой части график ограничен минимальной мощностью (Рмин).
Здесь стоит отметить, что не максимальный КПД определяет номинальную мощность инвертора, а рабочие параметры его элементов. Поэтому по графику мы видим, что КПД при Рном меньше максимального, и максимум находится примерно при 30% нагрузке инвертора.
Условно рабочий режим автомобильного инвертора ограничен минимальным КПД, примерно в 80%. При снижении нагрузки менее Рмин, происходит резкое падение КПД и увеличение доли собственных потерь инвертора.
Но почему же нельзя использовать инвертор во всем диапазоне до Рпик, ведь при увеличении нагрузки выше номинальной КПД падает достаточно плавно? А все потому, что здесь сильное влияние оказывает тепловыделение элементов инвертора. С ростом нагрузки – увеличиваются протекающие через элементы токи и как следствие происходит увеличение потерь, что как раз проявляется в перегреве элементов инвертора.
В действительности это участок все же используется, но только на максимально краткие промежутки времени – доли секунды. Такие моменты возникают в процессе включения или отключения. Это и есть – пусковой режим.
Выбор напряжения инвертора
Как и любые преобразователи напряжения – инверторы характеризуются входным и выходным номинальными напряжениями.
Производители предлагают нам широкий выбор номиналов входных напряжений, а именно 12В и 24В. Но также существуют и инверторы с входным напряжением на 36В, 48В и даже 60В, однако такие напряжения используются либо для питания инверторов от блока аккумуляторов (3-5 шт.) либо их использования совместно с солнечными панелями.
Выходное напряжение автомобильного инвертора подбирается под номинальное напряжение, используемое потребителем. Обычно это принятое стандартом сетевое напряжение в стране. Например, для Канады, США, Центральной Америки и Японии сетевое напряжение составляет 110В или 120В, а для остальных стран, в том числе и для России – 220В, 230В или 240В.
Также такой показатель инвертора как отклонение номинального напряжения. Его значение указывается в процентах, например, «230V±10%». У лучших инверторов отклонение напряжения не превышает 5%.
Частота инвертора
Частота сети влияет не на все бытовые приборы. Для многих, не обладающих электронными компонентами приборов, она не важна. Однако электродвигатели и вся электроника очень чувствительна к частоте тока. Неверно подобранная частота инвертора приводит к нестабильной работе или отказу автоматики и электроники, а также изменению скорости вращения или не запуску электродвигателей.
Поэтому выбирая рабочую частоту инвертора нужно опираться на значения, рекомендованные производителем техники. Как и напряжение, номинальные значения частоты, устанавливается государственным стандартом в каждой стране. В большинстве стран, том числе и в России, сетевая частота тока равна 50 Гц. Однако некоторые страны используют частоту в 60 Гц. Это учитывается если планируется использовать зарубежную технику.
Также нужно обращать внимание на отклонение частоты. Оно измеряется в герцах и указывается в техническом паспорте инвертора, например, «50±3Hz». Для ответственных потребителей лучше подбирать инвертор с минимальным показателем отклонения частоты.
Синусоида инвертора
У современных инверторов можно выделить две формы синусоидальной волны: модифицированная и чистая волна.
Модифицированная синусоидальная волна (Modified Sine Wave) имеет ступенчатую или близкую к ней форму. Некоторые модели инверторов, могут иметь более сложную форму волны. Но общее, что объединяет их – резкое изменение амплитуды волны.
Инверторы с чистой синусоидальной волной (Pure Sine Wave) имеют дополнительные блоки фильтрации сглаживающие выходное напряжение. Поэтому их форма выходного напряжения близка к настоящей синусоиде.
а) модифицированная синусоидальная волна, б) чистая синусоидальная волна
Чувствительность инвертора
Учитывать форму выдаваемого инвертором напряжения важно в первую очередь потому, что некоторые потребители чувствительны к ней.
Если потребители не чувствительны или малочувствительны к форме синусоиды, то вполне подойдут инверторы с модифицированной синусоидой, как например SUREDOM YSCZ-1000W. В противном случае лучше выбрать инвертор с чистой синусоидой, например SUREDOM CZXB-1000W.
а) Инвертор SUREDOM YSCZ-1000W с модифицированной синусоидальной волной, б) Инвертор SUREDOM CZXB-1000W с чистой синусоидальной волной.
Также стоит также обратить внимание на такой показатель инвертора как коэффициент нелинейных (или гармонических) искажений (КНИ или THD). Он показывает уровень искажения и синусоидальности выходного напряжения. Большинство инверторов выпускаются с КНИ в 5%. Однако инверторы с чистой синусоидой имеют более качественные выходные фильтры, что позволяет достигать значений КНИ в 3%.
КПД инвертора
Если мы вспомним как зависит КПД от мощности, то обратим внимание, что выделить на нем конкретное значение сложно.
Тогда какой коэффициент полезного действия указывается на инверторе: минимальный, номинальный или максимальный?
На самом деле это уже решает сам производитель инверторов.
Минимальный КПД обычно не указывают, так как это не привлекательно, с коммерческой точки зрения. Поэтому обычно это либо максимальный КПД инвертора, либо КПД при номинальной мощности.
В первом случае производители указывают конкретное значение, например, «90%», а во втором указывается диапазон, например, «> 85%» (более 85%). Но в любом случае все современные инверторы имеют КПД не менее 80%, что уже достаточно хороший показатель.
Защита инвертора
Защита важный элемент любого прибора. Она предназначена не только для сохранности инвертора, но и в первую очередь для безопасности человека.
Если раньше наличие дополнительных защит в технике считалось удорожающим фактором, то в настоящее время дешевизна электронных компонентов позволяет применять все современные защиты независимо от уровня автомобильного инвертора.
Виды защит инверторов
Корпус инвертора
Корпус одна из немаловажных деталей любого инвертора.
Все современные добросовестные производители выпускают инверторы только в алюминиевых корпусах. Это обеспечивает жесткость конструкции и высокую ударопрочность. Также алюминиевый корпус инвертора позволяет эффективно отводить тепло, пожаробезопасен и стоек к коррозии.
Если вам попался инвертор в пластиковом корпусе, то мы не рекомендуем его приобретать. Скорее всего он «кустарного» производства, а его качество вызывает большие сомнения.
Система охлаждения инвертора
Размещение в инверторе вентиляторов охлаждения
Пассивное охлаждение применяется в установках мощностью до 300-500 Вт. В такой системе нет принудительного охлаждения, а тепло от элементов инвертора отводится за счет естественной циркуляции воздуха.
В активной системе охлаждения применяются 1 или 2 вентилятора продувающих воздух сквозь весь инвертор. В таких системах вентилятор включается сразу, при подаче питания на вход инвертора.
Интеллектуальная система отличается от предыдущей наличием температурного датчика. Он отслеживает температуру основных элементов инвертора и включается при превышении порогового значения. Управление работой вентиляторов позволяет значительно экономить потребление на собственные нужды.
Дополнительный функционал инвертора
Светодиодные индикаторы устанавливаются для простейшей сигнализации режимов работы инвертора. Обычно их два: красный (сработала защита инвертора) и зеленый (инвертор работает в обычном режиме).
Часто инвертор имеет только один розеточный выход, но это не удобно, когда нужно включить два потребителя одновременно. Поэтому некоторые инверторы конструируются с двумя розеточными AC-выходами.
Им обычно комплектуются инверторы средней и высокой стоимости. Чаще всего на экран выводятся значения выходного напряжения, тока и частоты.
Такой вход выполняют на инверторах, предназначенных для работы в качестве источника бесперебойного питания (ИБП). Такие инверторы автоматически подключают питание от аккумуляторной батареи при пропадании напряжения на AC-входе. Также в них встроена система контроля заряда аккумулятора.
Лицевая часть автомобильного инвертора