Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Советская коммунальная техника: автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

В предыдущих статьях о советских коммунальных автомобилях мы рассказывали о подметальных, поливальных и мусоровозных машинах. Теперь пришел черёд автомобилей «для города и деревни» с доисторическими корнями, когда кучеры древних конных повозок, званые золотарями, по ночам тайно вывозили «ночное золото» с отвратительным запахом. Видимо, с тех пор у нас преобладают непечатные и нецензурные названия этой техники, а читателям, не переносящим виртуальные дурные запахи, предлагаем закрыть эту статью.

В нашей стране профессию золотарей прославил поэт Владимир Маяковский: «Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный…». Да, речь здесь пойдет об автомобилях с цистернами, насосами и специальным оснащением, которые в разные годы носили чуть изменённые наименования: ассенизационные, ассенизаторские или просто ассенизаторы. Процесс очистки называли ассенизацией: в переводе с французского – «оздоровление».
Такие машины предназначены для обслуживания, прочистки и утилизации городских и сельских источников всевозможных нечистот, канализационной и водосточной сети, откачки ила и сточных вод. Впрочем, во все времена конструкторы как бы сторонились этой «непредставительной» автотехники, и потому её полная история остается «белым пятном».

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Первые советские ассенизаторы ЦН-8 на шасси ГАЗ-ММ заводского изготовления. 1939 год

Рождение советских ассенизаторов

Первые опытные ассенизаторские автомобили появились в крупных городах СССР за пару лет до начала Великой Отечественной войны. Это были достаточно совершенные машины ЦН-8, ЦН-12 и ЦН-15 со стальными цистернами разной ёмкости с внутренними перегородками, прорезиненными всасывающими шлангами и вакуумными насосами с приводом от трансмиссии грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Ассенизатор ЦН-12 с приводом вакуумного насоса от коробки отбора мощности грузовика ЗИС-5. 1940 год

При опускании заборного шланга в фекальную массу эти насосы создавали в цистернах разрежение, обеспечивавшее их заполнение. Уровень закачанных нечистот контролировался через заднее окошко, а для завершения работы коробку отбора мощности просто отключали.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Модернизированный ассенизатор ЦН-15 на автомобиле ЗИС-5 военного образца. 1946 год

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Ассенизаторская машина ЦН-15 в процессе очистки канализационного колодца в Ленинграде

В 1946 году в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ) на шасси трёхтонки был разработан первый ассенизаторский автомобиль АСМ (АСМ-1) без вакуумного насоса и систем механического привода.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Упрощенный рабочий вариант ассенизаторской машины АСМ с цистерной ёмкостью 2,4 тысячи литров

Для заполнения цистерны здесь также применялось разрежение, но создавалось оно на всасывающем коллекторе двигателя шасси. Опорожнение производилось под давлением выхлопных газов силового агрегата или самотеком. Аналогичная машина базировалась и на шасси УралЗИС-355.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Редкая ассенизаторская машина АНИ-355 на трёхтонном шасси грузовика УралЗИС-355. 1956 год

Первое ассенизаторское семейство на базе ГАЗ-51​

В 1950-1958 годах заводы Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения серийно собирали упрощенную ассенизационную машину АСМ-2 на шасси ГАЗ-51 с системой разрежения по образцу модели АСМ. Новым решением стало повышение давления в цистерне при разгрузке, которое создавалось отработавшими газами автомобиля при переключении газоотборной коробки, смонтированной на выхлопной трубе двигателя. Для мойки и очистки рабочих органов здесь появился промывочный бачок, из которого вода подавалась по шлангу под давлением выхлопных газов.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Первый ассенизатор АСМ-2 на 2,5-тонном шасси ГАЗ-51 с системой разрежения от двигателя. 1956 год

В период с 1958-го по 1970 год выпускалась модернизированная и самая распространенная машина АСМ-3 на базе ГАЗ-51А с небольшим задним наклоном цистерны, предохранительным клапаном переполнения и контрольными смотровыми окнами на задней стенке. Наполнение цистерны по-прежнему создавалось путем разрежения на всасывающем коллекторе силового агрегата и длилось всего две-три минуты. Слив нечистот производился под давлением выхлопных газов.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Массовый ассенизатор АСМ-3 с цистерной на 2 200 литров с устройством обмыва рукавов. 1960 год

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Задняя рабочая часть машины АСМ-3 с всасывающим шлангом и тремя смотровыми окнами

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Три сообщающихся друг с другом боковых ящика для хранения и транспортировки шлангов

Машину оснастили бортовыми пеналами для укладки рукавов и инструментария, задней фарой для освещения места работы и приспособлениями для обмыва четырёхметрового заборного рукава и других узлов. Одной из первых машин такого рода была модель АСМ-3, которая стала поступать на экспорт в социалистические и союзные страны.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Промежуточный вариант ассенизатора АСМ-3А с повышенной высотой заливной горловины. 1969 год

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Полноприводный сельскохозяйственный ассенизатор на шасси ГАЗ-63 с оснащением от машины АСМ-3А

Последним ассенизаторским автомобилем семейства АСМ на базе ГАЗ-51/51А была модернизированная машина АСМ-51, внешне отличавшаяся двумя более вместительными боковыми ящиками с пологими крышками. Её выпуск пришелся на 1971-1975 годы.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Ассенизаторная машина АСМ-51 на шасси ГАЗ-51А с увеличенными боковыми ящиками. 1973 год

Ассенизаторы второго поколения на грузовиках ГАЗ-53​

В начале 70-х, не дожидаясь окончания 25-летнего выпуска машин первого семейства АСМ, началось изготовление нового поколения ассенизаторной техники, которая по общей конструкции и кругу выполняемых задач отличалась от предшественников несущественными доработками и перестановкой рабочего оснащения на четырёхтонные грузовики ГАЗ-53 разных версий.
На более мощном безнасосном ассенизаторе АСМ-53 на шасси ГАЗ-53А, в отличие от модели АСМ-3, стояла цистерна ёмкостью 3 250 литров, заполнявшаяся отходами за восемь-десять минут, а рукава хранились в двух трубчатых бортовых пеналах. Полная масса машины составляла 7,4 тонны.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Ассенизатор АСМ-53 – одна из последних машин с системой разрежения от двигателя автомобиля. 1973 год

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Перспективный ассенизатор АНМ-53 на шасси ГАЗ-53А с собственным вакуумным насосом. Фото 1980 года

С появлением самого распространенного советского ассенизатора АНМ-53, являвшегося развитием машины АСМ-1, началась эра так называемых вакуум-машин, служивших для сбора и вывоза жидких и полужидких бытовых отходов из выгребных ям глубиной до четырёх метров и их доставки к местам обеззараживания или утилизации.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Городская ассенизаторская вакуум-машина АНМ-53 в рабочем положении. 1974 год

Автомобиль тоже базировался на грузовике ГАЗ-53А и снабжался цистерной от модели АСМ-53. Его главной «изюминкой» был обогреваемый вакуумный насос с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, который в течение трех-пяти минут создавал вакуум, обеспечивавший засасывание в цистерну нечистот по всасывавшему рукаву. При её наполнении сигнальное устройство автоматически останавливало двигатель. Время опорожнения под давлением составляло две-три минуты. Для мытья наконечника шланга служил промывочный 55-литровый бачок. Полная масса сократилась до 6,8 тонны.

Разработкой машины АНМ-53 занималось КБ московского отделения Академии коммунального хозяйства, серийный выпуск был развернут на Арзамасском заводе коммунального машиностроения.

В 1980-е развитием модели АНМ-53 стал достаточно совершенный базовый ассенизатор КО-503, выполнявший все перечисленные выше операции. Его лопаточный вакуумный насос размещался на раме ГАЗ-53А за кабиной водителя и соединялся с цистерной трубопроводом с всасывающим или напорным патрубком. В зависимости от положения регулировочных кранов можно было создавать вакуум для заполнения цистерны или избыточное давление для её опорожнения. С обеих сторон машины имелись пеналы для заборного рукава, водяного бачка и инструментов.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Схема ассенизатора КО-503. Основные агрегаты: 1 – трубопровод, 3 – цистерна, 4 – ящики для шланга, 5 – смотровое окно, 6 – всасывающий трубопровод, 7 – вакуумный насос, 9 – блок регулировочных кранов

Для облегчения тяжелого ручного труда водителей ассенизаторов при манипуляциях со съёмом, установкой и подъёмом тяжелых рукавов на шасси КО-503 небольшой партией была собрана машина УК-19. Её планировалось использовать для очистки выгребных ям, сбора помоев и твердых бытовых отходов. Для выполнения этих операций с левой стороны цистерны установили 1,4-метровый барабан с приводом от трансмиссии автомобиля. Он служил для укладки всасывающего рукава, соединенного с цистерной, который можно было размотать на расстояние до восьми метров.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Схема машины УК-19. Основные агрегаты: 1 – цистерна, 3 – рукавный барабан, 4 – рычаг управления всасывающим шлангом, 6 – редуктор привода барабана, 7 – вакуумный насос

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Северный ассенизатор КО-501 на шасси ГАЗ-53-12 из Новосибирской области. 1986 год

Последним достижением в семействе КО-503 советского времени была модернизированная вакуум-машина КО-503Б Арзамасского завода с цистерной повышенной вместимости и простейшей задней поворотной стрелой для работы с тяжелыми всасывающими рукавами. Несмотря на столь «революционные» нововведения, для выполнения этих операций служила обычная ручная лебёдка с храповым механизмом.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Ассенизатор КО-503Б на автомобиле ГАЗ-53-12 с 3,6-кубовой цистерной и миниатюрным краном. 1987 год

ЗИЛовский вклад в дело ассенизации страны​

Во времена СССР первым и единственным ассенизатором московского Завода имени Сталина была вакуумная машина на грузовике ЗИС-156А образца 1953 года с 250-литровым баллоном со сжиженным газом, построенная в транспортном цехе ЗИЛа для собственных нужд.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Уникальный газобаллонный ассенизатор на шасси ЗИЛ-156А с двигателем, работавшим на сжиженном газе. 1962 год

С переоснащением этой категории коммунальной автотехники известные впоследствии пятитонки ЗИЛ-130 послужили основой небольшого семейства специализированных машин.

Агрегат КО-502Б на шасси ЗИЛ-431410 предназначался для прочистки водопроводных и фекальных сетей от осадка, а также ликвидации аварийных ситуаций при их полном засоре. Для этих целей его оборудовали цистерной на 4,7 тысячи литров воды, насосом высокого давления, гидромотором, задним рукавным барабаном, обмывочной камерой и боковыми инструментальными ящиками.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Машина КО-502Б на шасси ЗИЛ-130-76 для расчистки городских канализационных сетей. 1978 год

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Схема машины КО-502Б. Основные агрегаты: 1 – цистерна, 2 – ящик для рукавов, 3 – рукавный барабан, 4 – водяной насос, 5 – обмывочная камера, 6 – пульт управления

К группе узкоспециализированных коммунальных автоцистерн относились илососные машины (илососы) ИЛ-980 трёх унифицированных версий, выполненных на шасси ЗИЛ-130 и ЗИЛ-130-76. Их применяли для очистки колодцев городской канализации от ила и его транспортировки к месту разгрузки.

На них устанавливали трёхсекционную цистерну для ила, иловой и рабочей воды, вакуумный насос для создания разрежения, гидравлическую систему и трубопроводы. В передней части цистерн был установлен полноповоротный стреловой гидрокран для подъёма и опускания всасывающего шланга в заданном месте. Управление основными узлами осуществлялось из кабины водителя или дистанционно.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Демонстрация прототипа илососной машины ИЛ-980 на шасси ЗИЛ-130. 1967 год (фото автора)

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Модернизированный илосос ИЛ-980A с усиленной крановой стрелой и открытым креплением шланга. 1974 год

Друг от друга машины семейства ИЛ-980 отличались вариантами шасси, комплектацией, деталями крановой системы, местом крепления запасных колёс, глубиной очищаемых колодцев (4,0-4,5 метра). Их транспортная скорость не превышала 50 км/ч, полная масса – 9,5-11,0 тонн.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Илососная машина ИЛ-980В на шасси ЗИЛ-130-76 в транспортном положении с запасным колесом на цистерне. 1983 год

Вскоре после развертывания массового выпуска камских грузовиков на трёхосном шасси КамАЗ-53213 (6×4) Арзамасский завод начал монтировать оборудование машины КО-504 для прочистки канализационных сетей, вакуумную установку КО-505 и новый илосос КО-507.

Коммунальные автоцистерны недалекого прошлого

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Вакуумная машина КО-523 Арзамасского завода на шасси МАЗ-53373 с цистерной вместимостью 8,7 тысячи литров для очистки выгребных ям и транспортировки фекальных жидкостей. 1990 год

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Ассенизационная машина КО-504 на шасси КамАЗ-53213 для гидродинамической прочистки канализационных ливневых и фекальных сетей в транспортном положении. 1980 год

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Установка КО-504 для очистки городских сетей от осадков и засоров с двумя цистернами общей ёмкостью 9,5 тысячи литров воды и насосом высокого давления в рабочем состоянии

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Вакуумная машина КО-505А для очистки выгребных ям глубиной до 4,5 метров с двумя цистернами общей вместимостью 10 тысяч литров и механизмом укладки рукавов. 1985 год

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

В рабочем положении мощная илососная установка КО-507 для механизированной очистки колодцев ливневой канализации от ила и его утилизации, весившая 20,5 тонны. 1988 год

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Процессе опорожнения илососа КО-507 с тремя ёмкостями общей вместимостью 8,2 тысячи литров, вакуумным насосом и полноповоротным краном для перемещения всасывающего шланга

На заглавной фотографии — простейшая ассенизационная машина на шасси ГАЗ-ММ военного времени при отсосе нечистот.

Источник

Ассенизаторная машина, которую еще называют ассенизаторской, ассенизационной или фекальной – это специальный автомобиль, предназначенный для сбора жидких отходов (ЖБО). Его основными узлами являются цистерна и вакуумный насос со шлангом, установленные на грузовом шасси.

Помогает решить вопросы механизированной очистки канализационных колодцев и выгребных ям, с перевозкой и выгрузкой нечистот в местах утилизации. Она необходима там, где пока еще не проложены сточные трубы, не сделаны коллекторы, не поставлены насосы. Специальная техника обеспечивает чистоту и порядок, практически без применения ручного труда.

Жителям современных российских городов, сел и дачных поселков очень сложно обойтись без услуг ассенизаторов, этих своеобразных санитаров. Ведь комфорт жилища напрямую зависит от утилизации отходов. Поэтому аренда ассенизаторских машин в России является обычным делом и имеет значительный спрос.

В мегаполисах и небольших городах с помощью ассенизаторов, чаще всего, очищают канализационные трубы от отложений, регулярно в них накапливающихся. В частном же секторе города, в селах и на дачах эту спецтехнику используют для очистки колодцев и выгребных ям. Машины производят механизированный забор, вывоз и слив жидких отходов жизнедеятельности.

«Вакуумки» довольно успешно используются для осушения водоемов, очистки буровых штаммов и эвакуации токсичных отходов. Для вывоза взрывоопасных и горючесодержащих жидкостей ассенизаторские машины не предназначены.

За работой вакуумного компрессора, который осуществляет забор жидкости, следят специальные датчики, которые контролируют уровень наполнения цистерны ассенизаторской машины и ограничивают в ней давление.

История создания ассенизаторской техники

Первые автомобили, предназначенные для уборки нечистот, вышли на улицы немецких городов во втором десятилетии прошлого века. Бочки были сравнительно небольшими. Монтировались они на шасси Mercedes, MAN и других популярных марок. Через некоторое время такую же спецтехнику стали выпускать в США.

По своей конструкции фекальные машины тех лет были двух типов: насосные и безнасосные. К первому виду относились модели с вакуумными насосами. С их помощью в цистернах создавалось разрежение, за счет чего нечистоты закачивались внутрь. В авто второго вида низкое давление в бочке создавалось двигателем шасси, через коллектор. С течением времени, инженеры пришли к выводу, что первый вариант лучше.

В середине 30-х гг. ассенизаторные машины появились в СССР. В 40-е годы уже было налажено их собственное производство. Выпускались модели АНИ, АНМ и АСМ. Начиная с 1968 года, для названия стали использовать аббревиатуру КО (коммунальное оборудование). Базовый индекс каждой модели включает три цифры, первая из которых обязательно пятерка. Например, КО-503. На сегодняшний день строгое требование по сертификации касается только типа шасси.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Устройство и порядок работы

Спецтехника для уборки нечистот – это смонтированная на грузовом шасси ассенизаторная установка. Она может быть отечественной, на ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ либо импортной. Российская техника имеет меньшую стоимость, ее проще и дешевле ремонтировать. Зарубежная более надежная, функциональная, экономичная в эксплуатации, но стоит в полтора-два раза дороже, как сама машина, так и запчасти плюс услуги мастера по ремонту.

Такие машины применяются в тех местах, где существует необходимость откачать жидкость, в которой содержатся органические и неорганические примеси, например ил, песок, фекальные массы. В принципе можно догадаться, что работа ассенизаторских машин заключается в том, что они откачивают из системы канализации различные септики, а также занимаются очисткой ливневой канализации, осушением колодцев, водоемов, очисткой сливных ям на автомобильных мойках. Так как основной целью аренды ассенизационной машины является откачка жидкости, которая насыщена различными примесями, но консистенции суспензии, то цистерна бочка, установленная на шасси автомобиля ГАЗ, оснащается насосом, который создает в цистерне разряженный воздух, куда и поступает через гофрированную трубу-шланг на смесь, которую необходимо откачать. Насос приводят в движение с помощью двигателя автомобиля, где установлена цистерна. В бочке стоит датчик, который отключает двигатель, когда жидкость наполняет цистерну до определенного уровня. Далее привод насоса отключается, а машина следует на полигон, где утилизируется то, что находится в бочке.

Устройство

Ассенизационная установка состоит из следующих узлов и агрегатов:

Согласно ПДД, на кабине установлен проблесковый маячок. Разные модели отличаются друг от друга объемом цистерны, набором дополнительного оборудования и характеристиками. Более подробно устройство и порядок работы можно рассмотреть на технике, которая монтируется на шасси ГАЗ.

Цистерна ассенизатора

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Основой конструкции ассенизационной машины является цельнометаллическая бочка. Сверху у цистерны расположена горловина с герметично закрывающейся крышкой, куда подсоединяется вакуумный насос. Снизу у бочки расположен приемный патрубок и четырехходовый кран, имеющий широкую горловину. Бочка может выдержать большое давление, а внутреннюю её поверхность нанесено специальное химическое покрытие, которое предотвращает появление коррозии. Снаружи бочку покрывают несколькими слоями ярко-красной или оранжевой краски.

Вцелом модели ассенизационных машин не сильно отличаются друг от друга. На цистерне, установленной на ГАЗ 3307, есть автоматическое отключение двигателя при заполненной до определенного уровня бочке. На машине ГАЗ 3309 дополнительно устанавливается система звукового сигнала при заполнении цистерны, а также есть автоматический клапан, перекрывающий заборную магистраль. ГАЗ 53 несёт на себе самую большую по объему цистерну, а также имеет ёмкость для чистой воды.

Цистерна рассчитана на большое давление. Ее внутренняя поверхность имеет специальное покрытие, для защиты от химически агрессивных жидкостей и коррозии. Наружная окраска чаще оранжевая либо ярко-красная.

Объем: ГАЗ-53 – 5,0 куб. м., ГАЗ-3307 – 4,0 куб. м., ГАЗ-3309 – 3,75 куб. м. Вместимость моделей на других шасси – от 3 до 12 куб. м. (отечественные), до 16 куб. м. (импортные).

Вакуумный насос

В общем случае, насосы бывают:

На ассенизаторских машинах, в основном, применяются аппараты первой категории.

Одна из наиболее популярных моделей вакуумных насосов – роторный КО-503, производства ОАО «Коммаш». Современный вариант отличается от ранних версий улучшенными показателями, а также тем, что общая система смазки заменена консистентным составом, которые подается из отдельного бака пресс-масленкой.

Рабочим органом является эксцентрично расположенный ротор с подвижными лопатками из текстолита, вставленными в пазы. Он помещен в чугунный корпус с ребрами охлаждения. При мощности 6 кВт и скорости вращения 1450 об/мин, насос обеспечивает давление на выходе 0,05 МПа и производительность 240 куб. м. / час. Вес – 85 кг, рабочая температура – 80 град С. КПД 80-90%. В процессе эксплуатации не допускается непрерывная работа в течение 1 часа и более. При выполнении ТО надо проверять состояние лопаток и менять износившиеся.

Для ассенизаторов, установленных на шасси ЗИЛ, Урал, МАЗ или КАМАЗ выпускаются более мощные насосы КО-505 и КО-510. Их характеристики следующие (значения для КО-505 и КО-510 даны через дробь):

Частота вращения, об/мин: 1150 / 1450

Производительность, куб. м. / час: 310 / 360

Температура окружающего воздуха, град С: от – 20 до + 40

КПД 505-й и 510-й моделей аналогичны 503-й. Все насосы предлагаются с правым и левым вращением ротора.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

Шланги

По материалу изготовления, шланги могут быть из ПВХ либо резиновые. Рукава первого типа легкие, прочные, устойчивые против УФ-лучей и химических соединений. Вторые делаются с армированием металлической спиралью и наружным текстильным покрытием.

Стандартная длина рукава на шасси ГАЗ находится в пределах от 6 до 15 м. Такая техника рассчитана на очистку септиков глубиной до 3 м (на данный параметр влияет, в основном, объем бочки). При необходимости, можно, для наращивания, использовать 5-метровые дополнительные шланги. Диаметр рукава – от 15 до 200 мм. Конкретное значение зависит от мощности насоса.

Есть и другие модели:

Принцип действия

Обзор моделей

Об ассенизаторских машинах КО-503 на шасси ГАЗ, а также КО-505 и КО-510 говорилось ранее. Кроме них, есть и другие модели. Ниже дается описание некоторых, самых популярных, производства «Коммаш», г. Арзамас.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

КО-523Б (МАЗ-437041)

Дизельный двигатель мощностью 110 кВт создает внутри цистерны разрежение 0,08 МПа. Он перекачивает 310 куб. м. / час и заполняет 5-кубовую бочку за 5 минут. Может работать на большинстве септиков, так как глубина забора нечистот – до 4 метров.

Машина оборудована автоматической системой контроля заполнения бочки. Опорожнение цистерны – принудительное либо самотеком.

Важное достоинство для больших городов – компактность. А также значительная производительность насоса и малое время, необходимое для перевода техники из режима всасывания в транспортное положение. Комфортабельная кабина оборудована печкой и кондиционером.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

КО-515А (КамАЗ-4308)

Силовой агрегат на дизельном топливе развивает мощность 134 кВт. Производительность составляет 240 куб. м. / час., уровень вакуума в бочке – 0,08 МПа. На шасси установлена емкость для нечистот вместимостью 5 куб. м., она заполняется в течение 6 – 7 минут. Наибольшая глубина отстойника – 4,5 м.

Это комфортабельная техника с хорошей проходимостью и насосом с глушителем. Применяется, как в больших городах, так и для обслуживания поселков на периферии. Часто используется для очищения не только городской канализации, но также туалетов в общественных местах. Монтаж КО-515А на шасси КамАЗ-4308-1016 повышает стандарт с Евро-2 до Евро-3.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

КО-520Д (Зил-497442)

Мощность двигателя на ДТ – 96 кВт. Производительность насоса – 310 куб. м. / час. Объем цистерны – 5 куб. м. Время полной закачки – 5 мин. Разреженность – 0,08 МПа. Глубина очищаемого резервуара – до 4 м.

Машина более компактная, чем предыдущие модели. На нее поставлена относительно крупная бочка, которая быстро заполняется. Насос имеет глушитель, двигатель соответствует Евро-3. Все это крайне важно для мегаполисов. Кабина комфортабельная, с различными регулировками сиденья водителя. Эта техника применяется не только для забора отходов из выгребных ям, но также для выкачки жидкости при повреждениях водопроводов.

Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Смотреть картинку Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Картинка про Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина. Фото Как правильно ассенизаторская или ассенизаторная машина

КО-520Д (Hyundai HD-170)

В г. Нижний Новгород КО-520Д устанавливают на южнокорейское шасси Hyundai. У дизельного двигателя мощностью 213 кВт производительность 310 куб. м. /час., в результате чего 8-кубовая бочка заполняется за 8 минут. Благодаря овальной форме, цистерна имеет пониженный центр тяжести, что положительно влияет на устойчивость авто. Разреженность – 0,08 МПа. Глубина септика – до 4,5 м.

Шасси Hyundai HD-170 характеризуется значительной грузоподъемностью, поэтому, при необходимости, на него можно ставить цистерны объемом до 8,5 куб. м. Кабина эргономичная, со спальным местом и хорошим обзором. Расход топлива небольшой.

Заключение

Фекальные автомобили относятся к тому виду оборудования, который не замечают, пока оно нормально функционирует. Но, если эта техника вдруг выходит из строя, начинается, без преувеличения, настоящая катастрофа.

Машины на шасси грузовых автомобилей работают в больших и малых городах, в деревнях и дачных поселках. Благодаря им жилые сектора, предприятия обслуживания населения и промышленные зоны освобождаются от скопления отходов человеческой деятельности. Территория становится чище, степень комфорта поддерживается на должном уровне. Исключается вероятность появления эпидемий.

Важность спецтехники данного типа трудно переоценить.

Как работает Ассенизатор

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *