Как посчитать площадь автомобиля
Кто больше? Сравниваем габариты бюджетных автомобилей
Больше автомобиля за меньшие деньги – примерно это нам и нужно, не так ли? Мы решили измерить габариты доступных седанов и их цены, чтобы понять, кто же из производителей предлагает машины по заветной формуле.
Компактный хетчбэк отлично вписывается в жизнь обитателя загруженного мегаполиса: топлива требует мало, на узких улицах маневрировать проще, да и парковаться на немногочисленных стоянках приятнее. Именно поэтому самым продаваемым авто в Европе до сих пор остается хетчбэк Volkswagen Golf, да и 4 остальных места в Топ-5 занимают хэтчи: Fiesta, Clio, Polo и Corsa. Ну а если европейскому обывателю в автомобиле, помимо себя, предстоит возить какие-нибудь грузы, то вместо хетчбэка вероятнее всего будет приобретен авто в кузове универсал.
Автопроизводители понимают это, и потому выводят на российский рынок автомобили, которые точно должны быть востребованы – бюджетные (чтобы для всех) седаны! И если сейчас вам нужен бюджетный седан, то действительно есть из чего выбирать. А в вопросе выбора нового авто, помимо всех плюсов и минусов, опций и моторов, для многих решающими факторами остаются именно размер и вместительность. Поэтому мы решили сравнить габариты восьми наиболее популярных бюджетных автомобилей нашего рынка и найти ответ на важный вопрос: «Кто же из них больше?».
Для определения самого большого автомобиля введем несерьезное понятие «площадь автомобиля», для этого просто будем умножать длину на ширину, как в начальной школе. Мера, как вы понимаете, весьма условная, но, тем не менее, учитывать одну только длину при определении габаритов нельзя.
На фото: Lada Granta
И вот как выглядит наш Топ-10:
На десятом месте – самый продаваемый в России бюджетник Lada Granta с габаритами 4260 мм в длину и ровно 1700 мм в ширину. Умножив одно на другое, получаем 7,242 квадратных метра – это и будет наша «площадь автомобиля». Автомобиль действительно компактнее конкурентов, но за беспрецедентную цену в 332 000 рублей за стартовую комплектацию ему это, наверное, можно простить.
Девятую строчку занимает Lada Priora: ее длина — 4350 мм, ширина 1680 мм, а «площадь» — 7,308 м2. Автомобиль заслуженный: на конвейере с 2007 года, однако после рестайлинга конца 2013 года имеет вполне современную начинку. Цена ощутимо выше Гранты, хотя и не кажется высокой на фоне конкурентов: 443 000 рублей.
И снова Тольятти. На восьмом месте расположился выпускаемый на ВАЗе Datsun On-Do. On-Do по сути, является перерождением Lada Granta, но, что важно для нас, с увеличенной длиной. Длина On-Do составляет 4337 мм – хоть это и меньше, чем у «Приоры», ширина в 1700 мм позволяет «Датсуну» быть на строчку выше, так как по нашим расчетам «площадь автомобиля» тут составляет 7,373 м2. 376 000 рублей стоит начальная версия – выходит, что «японский ребрендинг» Гранты стоит чуть более 40 000.
Седьмое и шестое место делят два «брата» родом из Кореи, построенные на одной платформе – Hyundai Solaris и Kia Rio, собираемые в Петербурге. Rio длиннее Solaris, но всего на 2 мм, их длины – 4377 мм и 4375 мм соответственно. А значения ширины у «братьев» полностью совпадают и равняются 1700 мм. Итоговые значения: 7,441 м2 у Kia и 7,437 м2 у Hyundai. Solaris подкупает интересной стартовой ценой в 509 100 рублей (правда, без кондиционера), а Rio стоит уже как минимум 539 900 рублей.
На фото: Hyundai Solaris и Kia Rio
Ближайший конкурент Rio и Solaris – проект немецких инженеров, созданный специально для Индии, а заодно и России – Volkswagen Polo в кузове седан. Габариты Polo: 4390 мм * 1699 мм = 7,458 м2. И это, разумеется, с незначительным перевесом – пятое место! Поло совсем недавно пережил рестайлинг и лишился приставки «седан», ибо хетчбэк Polo убрали с российского рынка. 554 900 – столько хотят за базовую версию «немца».
Четвертое место берет Renault Logan с длиной в 4346 мм, шириной 1733 мм и общим значением площади 7,531 м2. Это основоположник сегмента бюджетных иномарок, который снискал славу в том числе и благодаря внушительным размерам. Жаль, что базовая цена со сменой поколений изрядно выросла: за 429 000 рублей предлагается «голый» автомобиль даже без гидроусилителя руля.
Третье место у самого широкого в нашем списке – Citroen C-Elysee/Peugeot 301. Надеюсь, вы простите нам объединение двух «французов» в одной позиции, ибо по габаритам они идентичны. Ширина автомобилей 1748 мм, длина 4427 мм, «площадь» 7,738 м2. Несмотря на внушительные габариты, покупают их плохо: сказывается сочетание высокой цены (599 900 рублей) и несерьезного 1,2-литрового мотора мощностью 72 л.с. 115-сильные Ситроены стоят и вовсе от 776 400 рублей, что ставит крест на продажах.
На фото: Citroen C-Elysee и Peugeot 301
А на втором месте – выходящая чуть более чем через два месяца на рынок Lada Vesta. Мы решили все-таки включить ее в обзор, благо уже сейчас есть готовые машины, которые вовсю проходят испытания. Самый крупный седан, который когда-либо выпускался на АВТОВАЗе под собственной маркой: 4 410 мм в длину и 1 764 мм в ширину, стало быть «площадь» – 7,779 квадратных метра. За счет большей ширины Весте удалось вырваться вперед французского дуэта. Цену пока назвать не можем – она еще не объявлена.
Золото – у еще одного тольяттинского автомобиля, но на сей раз – авторства альянса Renault-Nissan. Седан Almera, базирующийся на «логановской» платформе B0, является самым длинным бюджетным седаном – 4656 мм: за счет растянутой колесной базы у Альмеры существенно вырос простор в салоне, пусть и ценой проблем с креплением задней балки. Самое интересное, что ширина при этом – даже меньше Логана: 1695 мм. «Площадь» же составила 7,891 м2, а стартовая цена – 539 000 рублей, аж на 110 000 больше исходного Логана.
Что в итоге?
Мы уже посчитали «условную площадь» автомобиля – что ж, пойдем еще дальше! Предлагаю высчитать «удельную стоимость квадратного метра» машин в базовой комплектации. И вот какая любопытная таблица у нас получается:
Как видите, если при составлении «хит-парада» учитывать еще и цену, то он перевернется практически с ног на голову. Кстати, цены за «метр» ощутимо меньше, чем на квартиры, даже если смотреть не в Москве, а в Тольятти! Жаль, в машинах нельзя жить – было бы чертовски выгодно.
Расчет площадей помещений и стоянки автомобилей
Площади зон текущего ремонта, выполняемого на индивидуальных постах, определяется по формуле
где7^ — площадь, занимаемая автомобилем в плане, м 2 ; Хп — рассчитанное ранее количество постов соответствующего вида воздействия (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР); Кш — удельная площадь помещения, приходящаяся на единицу площади, занимаемой автомобилем. При двустороннем расположении постов ^Гпл = 4. 5; при одностороннем
Расчет площадей зон ТО с поточными линиями осуществляется при одной поточной линии по формуле
где Ьл — длина линии; LB — расстояние от торцовой стороны автомобиля до наружных ворот: LB = 1,5. 2 м; Вл — ширина автомобиля, м; b — расстояние от продольной стороны автомобиля до стены или до оборудования: b= 1. 1,2 м.
При двух и более поточных линиях площадь равна
где тл — количество поточных линий; Ь’ — расстояние между продольными сторонами автомобилей смежных линий обслуживания: Ь’= 1. 1,2м.
Площади производственных участков для приближенных расчетов определяются по числу работающих одновременно:
где/j — площадь на одного работающего, м 2 (16. 18 м 2 ); /2 — площадь на каждого последующего работающего, м 2 (12. 14 м 2 ); Рт — число явочных (технологически необходимых) рабочих участка.
Значения /, и /2 для грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 5 т и автобусов среднего класса принимаются по верхним пределам. Для легковых автомобилей эти нормативы следует уменьшить на 15. 20%.
Если на участке предусматривается автомобиле-место для выполнения постовых работ, то площадь участка увеличивается и определяется по выражению
Площади складских помещений определяются двумя методами:
где Кс <— коэффициент корректирования в зависимости от среднесуточного пробега автомобилей /сс всего АТП, для /сс = 100. 250 равен соответственно Кс1 = 0,8. 1.
где /с j /с 2 /с з — среднесуточные пробеги автомобилей 1, 2 и 3 групп.
Коэффициент Кс 2 зависит от списочного числа автомобилей и берется из приложения 22.
Коэффициент Кс 3 зависит от типа подвижного состава и берется из приложения 23.
Коэффициент Кс 4 зависит от высоты складирования и берется из приложения 24.
Коэффициент Кс 5 = 1,0; 2-я категория — Кс 5 = 1,05; 3-я категория — Кс 5 =1,1.
Определение площадей бытовых и административных помещений производится, исходя из нормативов, приведенных в ОНТП-01— 91.
Бытовые помещения — это гардероб, душевые, умывальные, туалеты, пункты питания и медпункты. За исключением туалетных и курительных комнат, их размещают, как правило, в отдельных зданиях или пристройках к производственным зданиям и помещениям.
Площадь административных помещений рассчитывается, исходя из принятой нормы 4 м 2 на одного работающего в помещении. Площадь кабинетов составляет 10. 15 % площади рабочих комнат.
Площадь стоянки автомобилей рассчитывается с учетом способа расстановки и количества автомобилей, находящихся на хранении. Если за каждым автомобилем (автопоездом) закрепляется соответствующее машино-место, их число равно ЛСП. Число мест стоянки при обезличенном способе хранения
где XJP, XJO — количество постов соответственно текущего ремонта и технического обслуживания; 2С0 — число мест ожидания; А1 — число автомобилей, постоянно находящихся на линии при круглосуточной работе парка; Акм — число автомобилей, находящихся в постоянных длительных командировках; Акр — среднее число автомобилей, находящихся в капитальном ремонте.
При укрупненных расчетах площадь зоны хранения определяется по формуле
где/а — площадь, занимаемая автомобилем (автопоездом) в плане, м 2 ; А’п — коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения, Кп= 2,5. 3,0.
Для определения общей площади производственного корпуса необходимо просуммировать площади зон, участков, вспомогательных помещений, для чего необходимо заполнить табл. 2.1 со сквозной нумерацией. Принятие сквозной нумерации значительно упрощает процесс планировки помещений и в целом производственного корпуса.
Таблица 2.1. Перечень производственных зон и участков АТП
Расчёт площади зоны хранения (стоянки) автомобилей
При укрупнённых расчётах площади зоны хранения.
где: –площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габа–
ритным размерам), м 2 ;
– число автомобиле-мест хранения;
– коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест
Величина зависит от способа расстановки мест хранения и принимается равной 2,5–3,0.
Для открытых стоянок, не оборудованных подогревом, площадь, согласно нормативам проектирования ОНТП-АТП-СТО–80 для данного типа подвижного состава, определяется по удельной площади (м 2 ) на одно место хранения:
Эти площади рассчитаны: для одиночных автомобилей при прямоугольной их расстановке с 50% независимого выезда; для автопоездов и сочлененных автобусов – при косоугольной расстановке под углом 45° со 100% независимого выезда. При расстановке одиночных автомобилей со 100% независимого выезда площадь на одно место хранения увеличивается на 30%, а при оборудовании их средствами подогрева – на 40%.
В зависимости от организации хранения подвижного состава на АТП автомобиле-места могут быть закреплены за определенными автомобилями либо обезличены.
Число автомобиле-мест хранения при закреплении их за автомобилями соответствует списочному составу парка, то есть
При обезличенном хранении автомобилей число автомобиле-мест
, (2.66)
где – число постов ТР;
– число постов ТО;
– число постов ожидания (подпора);
– число автомобилей, находящихся в КР;
– среднее число автомобилей, постоянно отсутствующих на
предприятии (круглосуточная работа на линии,
Расчёт площадей
Площади СТОА по своему функциональному назначению подразделяется:
В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и ТР, производственные участки ТР, склады. Для малых СТОА при небольшой производственной программе некоторые участки с однородным характером работ и отдельные складские помещения могут быть объединены.
Площадь помещений и сооружений (открытых площадок, устройств для очистки воды) устанавливается в зависимости от числа автомобилемест хранения, рабочих и вспомогательных постов, мест ожидания, габаритных размеров автомобилей, норм размещения автомобилей и оборудования (допустимые расстояния, внутренние проезды, коэффициенты плотности и расстановки оборудования).
SСТОА = 120 (13+39) = 6.240 м 2
Рекомендуемое распределение площадей помещений СТОА, %
Производственные площади СТОА распределяются между участками примерно в следующем соотношении, %
Площадь зоны ТО и ТР рассчитывается по формуле:
— площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам 12,6 м 2 ), м 2 ;
— коэффициент плотности расстановки постов, представляющий собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане.
Площадь помещений для постов ТО и ТР должна устанавливаться в зависимости от расчётного числа автомобилемест хранения, рабочих постов и мест ожидания, габаритных размеров подвижного состава и норм размещения.
FЗ ТО = 12,6 · 6 · 7 = 529 м 2 ;
Площадь участка рассчитывается по формуле:
— суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м 2 ;
Значение коэффициента выбирают согласно ОНТП:
= 3,5…4 для участков слесарно-механического, электротехнического, ремонта прибора системы питания, вулканизационного, медницкого, краскоприготовительного, компрессорного;
= 4…4,5 для участков агрегатного, шиномонтажного, ремонта оборудования и инструмента;
= 4,5…5 для участков сварочного, жестяницкого.
= 6,5305 · 4 = 26,122 м 2 ;
При расчёте площади производственного участка, следует иметь в виду, что в суммарную площадь, занятую оборудованием, включается только оборудование и инвентарь, занимающие место на полу (переносное и настольное оборудование не учитывается). Кроме того, при суммировании не учитываются площади, занимаемая подъёмниками для автомобилей.
Расчёт площадей складских помещений производится с использованием двух методов расчёта:
Для СТОА, как правило, применяется расчёт площадей по хранимому запасу. Для расчёта площади складских помещений предварительно определяется число единиц (запас) хранимых запасных частей и материалов исходя из суточного расхода и продолжительности хранения. Далее по количеству хранимого запас подбирается оборудование складов (ёмкости для хранения смазочных материалов, стеллажи) и определяется площадь помещения, занимаемая этим оборудованием. Затем рассчитывается площадь склада.
Расчёт площади зоны хранения автомобилей. При укрупнённых расчётах площадь зоны хранения
К административным помещениям могут относиться конторские помещения, касса, комната для клиентов, бюро контроля загрузки постов и нормирования, бухгалтерия, кабинеты начальника, мастеров, инженера-экономиста, заведующий складом, мастера по обслуживанию, диспетчера, посты приёмки автомобилей на ремонт, помещение для контролёров-приёмщиков.
Бытовые помещения включают помещения для отдыха рабочих, столовую, раздевалки, душевые, умывальные, санузлы. Расчёт бытовых помещений ведётся по численности производственных и вспомогательных рабочих.
В состав помещений для клиентов СТОА могут быть включены помещения кафе, обслуживающего клиентов, посетителей магазина, население прилегающего жилого района. На расчёт площадей кафе будет влиять размещение СТОА относительно города и количество посетителей.
Расчёт площадей технических помещений. Площади технических помещений компрессорный, трансформаторный и насосной станции, вентиляционных камер и других помещений рассчитывается в каждом отдельном случае по соответствующим нормативам в зависимости от принятой системы и оборудования электроснабжения, отопления, вентиляции и водоснабжения.
Расчёт площадей помещений АТП
Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на 3 основные группы: производственно-складские, хранения подвижного состава и вспомогательные.
Расчёт площадей помещения зон ТО и ТР
Площадь зоны ТО и ТР находится по формуле [4, c.69]:
где fa-площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2;
хз-число постов зоны, ед;
кп-коэффициент плотности расстановки постов, согласно рекомендациям [4, c.69]:
кп=6ч7 при одностороннем расположении постов;
кп=4ч5 при двухстороннем расположении постов и погонном методе (при ТО).
Площадь зон ТО и ТР равна:
Расчёт площадей производственных участков
Площади участков рассчитывают по площади помещения, занимаемой оборудованием и коэффициенту плотности его расстановки по формуле [4, c.69]:
где fоб-суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2;
кп-коэффициент плотности расстановки оборудования.
Значения кп для производственных участков [4, c.70]:
Для приближённых расчётов площади участков могут быть определены по числу работающих на участке в наиболее загруженную смену, рассчитывается по формуле [4, c.70]:
где f1-удельная площадь участка на первого работающего, м2/чел;
f2-удельная площадь участка на каждого последующего работающего, м2/чел;
Рт-число технологически необходимых рабочих:
где Тгодi-трудоёмкость на i-ом участке, чел/ч;
Фтгод-годовой фонд времени технологического рабочего, час.
Число технологически необходимых рабочих равно:
Рт агр КамАЗ=1444/2070=0,7;
Рт агр ЗИЛ=3874/2070=1,9;
Рт агр АТП=0,7+1,9=3 чел.
Расчёт технологически необходимых рабочих сводим в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 Количество технологически необходимых рабочих на участках ТР
Вид участковых работ
-ремонт приборов системы питания
УРт=9 чел., в п.1.5 УРт также равно 9 чел.
Для необъединённых видов работ площади производственных участков, согласно формуле (2.16) равны:
Для объединённых видов работ площади участков равны:
Fаккум, электр==31 м2;
Fсвар, мед, к-рес==38 м2.
Удельные площади участков (F) рассчитаны для АТП грузоподъёмностью грузовых автомобилей свыше 5 до 8 т и автобусов.
Для АТП с числом автобусов до 200 отдельных помещений для мойки агрегатов, кислотный и зарядный не предусматриваются.
Расчёт площадей складских помещений
Для определения площадей складов используются 2 метода расчёта:
Принимаем второй метод. Площадь склада рассчитывается по формуле [4,c.73]:
где Кп=2,5-коэффициент плотности расстановки оборудования.
В настоящее время АТП не располагают собственными складами топлива и заправочными средствами и пользуются АЗС общего пользования, поэтому расчёт склада топлива в данной работе не рассматривается.
Расчёт склада смазочных материалов
Запас смазочных материалов определяется по формуле [4, c.74]:
где Gсут-суточный расход топлива;
qм-норма расхода смазочных материалов на 100 л топлива, л/100 л.т.;
Дз-число дней запаса (Дз=15 дней).
Суточный расход топлива автомобилей рассчитывается:
где Gл-расход топлива на линии, л;
Gт-расход топлива на внутригаражные нужды, л.
Расход топлива на линии Gл рассчитывается по формуле:
где q-линейный расход топлива на 100 км пробега, л/100 км
qКамАЗ=39 л/100 км;qЗИЛ=39 л/100 км.
Расход топлива на внутригаражные нужды равен 10% от расхода топлива на линии.
Расход топлива Gл на линии равен:
Gл КамАЗ=(40·0,95·130·39)/100=1927 л;
Gл ЗИЛ=(80·0,94·130·39)/100=3813 л.
Суточный расход топлива Gсут равен:
Gсут КамАЗ=1,1·1927=2120 л;
Gсут ЗИЛ=1,1·3813=4194 л;
Принимаем, согласно [2, c.24] нормы расхода смазочных материалов:
Затраты на масло равны:
Моторное, трансмиссионное, специальное масла и смазку храним в бочках объёмом 200 л, количество бочек равно:
Объём отработавших масел принимается 15 % от расхода свежих масел:
Зм отр=0,15/3311=497 л;
Зтр.м отр=0,15/414=62 л;
Зспец отр=0,15/138=21 л;
Зк.см отр=0,15/307=46 л.
Отработанное моторное масло 3 бочки по 200 л; специальное масло-1 канистра по 20 л ; трансмиссионное-1 бочка по 200 л, смазка-1 бочка по 200 л. автомобиль технический ремонт пост
Площадь бочки 200 л равна:
Площадь канистры 20 л равна:
Площадь оборудования (бочки, канистры) равна:
Площадь склада смазочных материалов равна, согласно формуле (2.18):
Расчёт склада автошин
Запас автошин определяется по формуле [4, c.75]:
где Хк-число колёс автомобиля без запасного, ед;
Lп-средний пробег покрышки, км.
Принимаем, согласно [5, c.172]:
Запас автошин равен:
Зш КамАЗ=40/0,95/130/10/6/70000=4 ед;
Зш ЗИЛ=80/0,94/130/10/6/70000=14 ед;
Ширина стеллажа определяется размером покрышки:
где dн.покр-наружный диаметр покрышки, dн.покр=1,05 м.
Длина стеллажей для хранения покрышек рассчитывается [4, c.75]:
где П-число покрышек на 1 погонный метр стеллажа при двухярусном хранении (П=6ч10).
Длина стеллажей lст равна:
Площадь, занимаемая стеллажами, равна:
Площадь склада автошин согласно формуле (2.18) равна:
Расчёт склада специальных материалов
Размеры запаса запасных частей, агрегатов и материалов рассчитывается отдельно. Хранимый запас запасных частей, металлов и прочих материалов Gi (кг) рассчитывается [4, c.75]:
где Ga-масса автомобиля, кг;
а-средний процент расхода запасных частей, металлов и других материалов от массы автомобиля на 10000 км.
Ga ЗИЛ=4300 кг; согласно [4, c.76].
GмеКамАЗ=662 кг; GмеЗИЛ=1417 кг; GмеАТП=2069 кг;
GлкКамАЗ=124 кг; GлкЗИЛ=206 кг; GлкАТП=330 кг;
GпрКамАЗ=207 кг; GпрЗИЛ=206 кг; GпрАТП=413 кг.
Запас агрегатов рассчитывается [4, c.75]:
где Каг-число агрегатов на 100 автомобилей одной марки по нормативам положения, ед;
qаг-масса агрегата, кг.
Принимаем число агрегатов на 100 автомобилей (Каг) [6]:
передний мост Каг=2;
карданные валы Каг=2;
передний мост Каг=5;
карданные валы Каг=4;
Принимаем qаг согласно [5]:
двигатель qаг=477 кг;
передний мост qаг=470 кг;
задний мост qаг=720 кг;
карданные валы qаг=76 кг;
двигатель qаг=490 кг;
передний мост qаг=260 кг;
задний мост qаг=500 кг;
карданные валы qаг=35 кг;
Запас агрегатов равен:
Gдв КамАЗ=40/3/477/100=572 кг;
Gдв ЗИЛ=80/6/490/100=3969 кг;
GКПП КамАЗ=263 кг; GКПП ЗИЛ=972 кг; GКППАТП=1235 кг;
Gп.м КамАЗ=376 кг; Gп.м ЗИЛ=1755 кг; Gп.мАТП=2131 кг;
Gз.м КамАЗ=576 кг; Gз.м ЗИЛ=3375 кг; Gз.мАТП=3951 кг;
Gк.в КамАЗ=61 кг; Gк.в ЗИЛ=189 кг; Gк.вАТП=250 кг;
Gр КамАЗ=32 кг; Gр ЗИЛ=97 кг; GрАТП=129 кг;
Площадь пола, занимаемая стеллажами для хранения запасных частей, агрегатов, металлов и материалов рассчитывается [4, c.75]:
где Gi-масса объектов хранения, кг;
g-допустимая нагрузка на 1 м2 занимаемой стеллажом площади, кг/м2.
Принимаем согласно [4, c.75]:
для запасных частей g=600 кг/м2;
для агрегатов g=500 кг/м2;
для металла g=650 кг/м2.
Площадь, занимаемая стеллажами, равна:
fст з.ч=2247/600=3,8 м2;
fст ме=2069/650=3,2 м2;
fст лк=330/600=0,55 м2;
fст агр=12237/500=24,5 м2.
Площадь складов соответственно, согласно формуле (2.18) равна:
Суммарная площадь всех складских помещений АТП равна:
Fск АТП=19+6+83,4=108,4 м2
Расчёт площадей хранения автомобилей
При укрупнённых расчётах площадь зоны хранения находится [4, c.75]:
где fa-площадь занимаемая автомобилем в плане, м2;
Аст-число автомобиле-мест хранения, ед;
Кп-коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения.
Площадь хранения автобусов (стоянки) равна:
Fx КамАЗ=26,125/40/2,5=2613 м2.
Fx ЗИЛ=16,69/80/2,5=5632 м2.
Расчёт площадей административно-бытовых и технических помещений
Численность персонала служб управления зависит от типажа подвижного состава и от списочного количества автомобилей. Принимаем: общее руководство-3 чел; плановый отдел-3 чел; отдел кадров-3 чел; отдел труда и заработной платы-4 чел; бухгалтерия-6 чел; отдел снабжения-2 чел; отдел общего обслуживания-2 чел; охрана-3 чел; пожарные и служащие-4 чел.
Площади административных помещений рассчитывают по штатному расписанию управленческого аппарата, исходя из следующих норм: рабочие комнаты отделов-4 м2 на одного работающего в отделе; площади кабинетов 10 ч 15 % от площади рабочих комнат, вестибюлей и гардеробных-0,27 м2 на одного служащего [2,c.25].
Площади административных помещений равны:
Fад гард=0,27/2=0,54 м2.
Численность персонала службы эксплуатации, диспетчерской, гаражной и службы безопасности движения 6% от количества автомобилей и равна: 0,06/175=10 чел. Распределение: служба эксплуатации 20%-2 чел; диспетчерская 40%-4 чел; гаражная 35%-3 чел; служба безопасности движения 5%-1 чел. Всего для службы эксплуатации предназначены следующие кабинеты: кабинет безопасности движения, диспетчерская, кабинет для гаражной службы и кабинет начальника службы эксплуатации.
Площади службы эксплуатации равны:
Fад БДД=25 м2 (согласно [2, c.25]);
Численность персонала производственно-технической службы 4,2 % от списочного количества автомобилей: 0,042/175=7 чел.
Площади производственно-технической службы равны:
Площади кабинетов равны:
Кабинет главного инженера составляет 10 ч 15 % от площади технической службы и равен 0,15·52=8 м2. Кабинет заместителя начальника по эксплуатации 10 ч 15% от площади службы эксплуатации и равен 0,15·69=10 м2. Кабинет директора АТП составляет 10 % от общей площади всех отделов и равен 0,1·106=10,6 м2.
Площади помещений для получения и приёма путевых документов водителями и кондукторами равна 18 м2.
Площадь помещений для культурного обслуживания, согласно [2, c.25]-30 м2.
Гардеробные для производственного персонала с закрытым способом хранения одежды должны быть в индивидуальном шкафчике. Площадь пола на один шкаф составляет 0,25 м2, коэффициент плотности 3,5:
Душевые комнаты предназначены в кол-ве 10 чел на 1 душ. Площадь пола на 1 душ с раздевалкой 2 м2, Кп=2 равна:
Умывальники предназначены в количестве 15 чел на 1 кран. Площадь пола на 1 умывальник 0,8 м2, Кп=2, равна:
Туалеты рассчитывают отдельно для мужчин и женщин. Количество кабин с унитазами принимают из расчёта одна кабина на 30 мужчин и 15 женщин, работающих в наиболее многочисленной смене. Площадь пола туалета принимается 2 м2, Кп=3, равна:
Площадь курильных комнат принимается из расчёта 0,04 м2 на рабочего в наиболее многочисленной смене и равна:
Актовый зал должен обеспечивать вместимость всех работников. Площадь актового зала равна:
Суммарная площадь административно-бытовых помещений равна:
Площади технических помещений принимаем согласно прототипа.