Как попасть в англию на машине
Путешествие на автомобиле в Великобританию. Дни 1-4
Великобритания на машине? Наверное из нашей страны это слишком далеко и заморочено. Так думал я в прошлом году, рассматривая наклейки на одном из кемперов в Норвегии, где среди прочих была наклейка GB.
Потом командировка в Лондон. Мое такси стояло в пробке рядом ярко желтым Ferrari с московскими номерами.
Потом мы в шутку стали придумывать, куда поедем в этом году. Майские праздники складывались в интересную комбинацию, из которой можно было вытянуть длинный отпуск. Машина с флагами на зеркалах сама подсказала дальнейшие мысли. А может правда в Великобританию? Типа в тему. А почему бы и нет. Две визы? Окей. А кто-нибудь еще ездил на своих колесах? Хмм, практически нет, в интернете три с половиной рассказа. Будет интересно…
А потом все как-то казалось неправдоподобным. Ведь за окном падал и падал снег. В середине марта подали документы на UK визу. Куча замечаний к документам — «на усмотрение консульства». Но успешно. Затем подали на шенгенскую визу (Франция, как самая дальняя точка планируемого трипа). Еще больше замечаний. Даже к фотографиям придрались. И снова успешно. Страховка. ТО. Собрать вещи. А в субботу 27 апреля поехали. Без маршрута.
1) Что такое Великобритания для автотуриста? Сплошная неизвестность. Вообще без понятия что и куда. Информации крупицы и четкой картины как по Норвегии нет. Иностранцы ездят. Наши на своих машинах — единицы, на прокатных — больше, но полезной дорожно-бытовой информации из таких рассказов еще меньше. Но есть главное — фотографии, которые говорят, что там красиво.
2) Что я хотел от Великобритания? Того же самого, чего от Норвегии — красивых дорог среди красивой природы. Минимум городов. Максимум сельской местности.
3) План поездки. Наверное распишу его, он поможет вам сориентироваться при вашем планировании. Все было элементарно:
• Никакого бронирования (кроме Берлина и Лондона). Мы даже не представляли, как будем ночевать. Какая будет погода? Кемпинг? Гостиницы? B&B? Палатку мы взяли чисто на всякий случай (визы я получал под «бронирование» кемпингов с палаткой, по образцу Норвегии). Откройте maps.google.com на Европе. Напишите слово HOTEL или CAMPING. Вся карта закрасится отметками. Опять же — май. Май в Великобритании — это холодно и дождливо. Туристов мало. Проблема бронирования может возникнуть только с субботы на воскресенье и то не везде. Летом погода будет лучше, но гостиницы будут забиты (судя по чужим рассказам). А еще летом в Шотландии будет кусачая мошка. Такой незатейливый выбор. Либо круглосутоочный дождь, либо мошка. Что ваша нервная система переносит лучше?
• Границу «туда» переходить в Берестовице. Предположительно в первый же день. Говорили, там быстро, а в Бресте стоять придется. Подтверждено.
• Граница «обратно» у всех ассоциируется со словом «Адъ». Мы шли незатейливо, через Брест. Ну что сказать. Адъ, да.
• По пути «туда» было необходимо посетить двух родственников — в Берлине и в пригороде Амстердама. Что соответствующим образом влияет на мой маршрут. В спокойном режиме дорога займет 3 дня дороги и 1 день паром. На пятый вы попадаете в Великобританию. Если пошустрее — 2 дня дороги и 1 день паром. Реально. Причем без фанатизма. В одно лицо, с остановками, разминаниями, едой, заправкой и т.д.
• Вроде бы из пригорода Амстердама отходит паром на Ньюкасл. Это было бы удобнее, чем паром Кале-Дувр. Сразу попадем на границу с Шотландией. Проверяли информацию по месту. Удачно. Удобно.
• Жена хотела увидеть Лондон. Ок. Из Москвы сделана бронь маленькой гостиницы на период 18-22 мая. Этого выше крыши, больше там делать нечего.
• Возвращаемся через паром «Дувр-Кале» и пилим домой. Предварительная дата возврата — суббота 25 мая плюс/минус один день. То есть в зависимости от темпов обратной дороги от 28 до 30 дней. Можно ли ехать с меньшим отпуском? Можно. Две недели для поездки в Шотландию хватит. За три недели можно спокойно проехать Шотландию с Уэльсом. Либо Шотландию с островами.
4) Экипаж — 2 взрослых, 1 ребенок (4,1). Машина все та же — самэц Land Rover с пробегом на день старта — 110 500 км.
Из Москвы в Лондон на машине — 1
Мы давно хотели съездить на машине в Лондон, и в апреле эта мечта осуществилась. Продумали маршрут, получили британские визы, и 27 марта отправились в путь.
Если расписать наше путешествие по дням, то выглядело это так:
27 марта: Дом в Подмосковье – Белосток (Польша) 1150 км
28 марта: Белосток – Берлин (Германия) 800 км
30 марта: Берлин – Оденсе (Дания) 600 км
1 апреля – Оденсе – Брюссель (Бельгия) 900 км
3 апреля – Брюссель – Дюнкерк (Франция) – Дувр (Англия) – Лондон 340 км
9 апреля – Лондон – Дувр – Дюнкерк – Амстердам (Нидерланды) 500 км
11 апреля – Амстердам – Познань (Польша) 900 км
12 апреля – Познань – Калининград 550 км
14 апреля – Калининград – Вильнюс (Литва) 360 км
16 апреля – Вильнюс – Псковская область. 420 км
17 апреля — Псковская область – дом в Подмосковье 650 км
Мы останавливались на один день в Берлине, Оденсе, Брюсселе, Амстердаме, Калининграде и Вильнюсе, чтобы неторопливо погулять по этим городам. Не ставили перед собой цели посмотреть все достопримечательности, музеи, картинные галереи, путешествовали для удовольствия в режиме «день едем, день отдыхаем». В Лондоне пробыли дольше всего – шесть дней. В каждой стране нам было интересно подняться на обзорную площадку, покататься на местном общественном транспорте, погулять по центру и более тихим районам.
Мы шесть раз пересекали границу между государствами, и это было довольно быстро. Самыми долгими переходами были первый (Бобровники, граница с Польшей) и пятый (Кибартай, граница с Литвой). Последний переход, Григоровщина, был самым стремительным и отлаженным.
А теперь расскажем поподробнее о нашем путешествии.
Старались делать как можно меньше остановок в пути, останавливались только заправиться и поесть.
Перегон с дачи до Белостока был примечателен тем, что по российской трассе ехали с оглядкой на камеры, особо не разогнаться, когда в каждом населенном пункте притаилась тренога. Про Белоруссию слышали, что в этом году очень плохая трасса и скорость на ней снижена по сравнению с предыдущим годом. Ничего подобного – отличный асфальт, пустая дорога и все тот же скоростной режим с максимальной скоростью 120 км/ч.
По Белоруссии приятно ехать – дороги продуманно сделаны, нет бесконечных населенных пунктов и очень красивые пейзажи – возделанные поля, на которых почти всегда что-то растет, аккуратные деревни, леса. Чем ближе к границе, тем глуше и пустыннее места. Участок от Барановичей до Пограничного и вовсе как визит в советские реалии.
На границе мы попали в пересменку у таможенников и полтора часа ждали, пока пропустят несколько машин перед нами. Опять видели у трассы оленя в польском лесу. В Белостоке заселились в тот же отель, что и в прошлый раз, когда ездили осенью на машине в Барселону – там отличные завтраки, удобная стоянка для машин под окнами и до выезда на трассу до Варшавы рукой подать.
Пожалуй, именно польские трассы больше всего понравились в этом путешествии. Максимальная скорость – 140 км/ч, много полос, езжай – не хочу. Если осенью часть трассы до Берлина еще только строилась, и мы попали на объезд, то в этот раз этот участок уже функционировал. Однако ближе к границе с Германией нам пришлось съехать с платной трассы, потому что по неизвестной причине перекрыли целый участок и всех отправляли в объезд. Польского мы не знаем, с интернетом на тот момент у нас были проблемы, поэтому мы оказались в информационном вакууме и попытались сначала найти объезд наобум. Когда фокус не удался, подключили-таки интернет, нашли объезд через местные дороги и поехали по польской глубинке, нетуристическим местам. Полюбовались на ухоженные дворики, симпатичный городок Новы Томышль – малоэтажный, просторный, очень уютный, в отличие от серых и замызганных городков на севере Польши, которые мы проезжали позже по пути в Калининград. В итоге вернулись на трассу недалеко от границы, без приключений доехали до Берлина позже, чем надеялись, но все же пошли этим же вечером гулять и смотреть на город.
Прокатились на метро, запутались с билетами и, кажется, таки оказались злостными зайцами-безбилетниками. Система оплаты проезда, когда билетик компостируешь сам на входе на станцию, и не можешь по нему же вернуться в обратном направлении и это никак не контролируется, очень непривычна. Станции метро в Берлине забавные, очень необычные, удобные поезда.
Мы посмотрели на Бранденбургские ворота и Рейхстаг и поужинали суши во вьетнамском ресторане.
На следующий день мы поднялись на Берлинскую телебашню и полюбовались видами города с высоты. Очень любопытно наблюдать за движением транспорта по U-Bahn и S-Bahn, местным видам метро. Берлин очень красивый, неторопливый и разноцветный город, приятно, что в нем столько мест, куда можно сходить.
Мы погуляли по центру – посмотрели Жандарменмаркт, Красную ратушу, Берлинский собор. Остатки Берлинской стены разочаровали – на Потсдамской площади нелепые куски бетона, облепленные жвачкой, превратили в арт-объект.
Зато впечатлились прогулкой по кладбищу Св. Доротеи и по территории больницы Charite, где находится интересный музей истории медицины с самой большой коллекцией препаратов органов с патологиями.
В Берлин обязательно хотелось бы вернуться еще.
Как посмотреть сельскую Англию
Я хотела посмотреть старую добрую Англию и в мае 2018 года специально для этого съездила в Котсуолд.
Котсуолд — это район в графстве Глостершир на западе Англии. До Лондона 150 км, на поезде из столицы страны сюда добираться примерно три часа.
В Котсуолде живет тот самый дух старой Англии: тут сельские пейзажи, мало музеев, но много церквей, замков и невероятной красоты природа. Поездка сюда понравится всем, кто любит пешие прогулки и хочет увидеть английскую глубинку. Расскажу, как спланировать поездку и что посмотреть в Котсуолде.
На недельное путешествие я потратила 63 000 Р
Жилье | 25 000 Р |
Перелет | 10 250 Р |
Виза | 8700 Р |
Еда | 6500 Р |
Сувениры | 6000 Р |
Транспорт | 5000 Р |
Развлечения | 1000 Р |
Страховка | 550 Р |
Маршрут
За неделю без машины весь Котсуолд не объехать, поэтому я спланировала маршрут заранее. Прежде всего я хотела посмотреть на самую красивую деревню района — Байбери. Потом изучила достопримечательности и стоимость проживания в городах поблизости и выбрала подходящие. Маршрут получился таким: Глостер — Сайренсестер — Байбери — Сайренсестер — Суиндон — Бристоль.
Для въезда в Великобританию нужно получать национальную визу. Я начала оформлять визу за месяц до поездки, и через 15 дней она была готова. Я не обращалась в агентства, все сделала сама.
Для туристической визы мне понадобились:
Список документов для визы на сайте миграционной службы
Все русскоязычные документы нужно перевести на английский язык. Можно обратиться к переводчику или перевести самому с помощью готовых шаблонов. Я переводила сама. Заверять переводы у нотариуса не нужно. Я просто указала дату перевода, свое имя и поставила подпись.
В визовом центре в оригинале возьмут только загранпаспорт, для остальных документов нужны копии. Сшивать или скреплять документы не нужно.
Анкета на визу. Дальше я заполнила анкету на сайте Миграционной службы Великобритании. Анкета пошаговая, с подсказками по заполнению. Все, что непонятно, можно уточнить на форуме Винского. Там много полезной информации о видах виз, порядке подачи документов, сроках и сложностях при получении.
После оплаты меня перенаправили на сайт TLScontact. Это коммерческий партнер визового центра Великобритании. На сайте я выбрала дату подачи и загрузила все сканы документов. Документы загружаются пачкой, после подтверждения загрузки ничего добавить уже нельзя.
Визовый центр. Визовый центр Великобритании находится в Москве. Мне присвоили номер в электронной очереди и пропустили в зал ожидания. Через 15 минут на табло загорелся мой номер GWF, имя на английском языке и номер кабинки для подачи документов. Специалист забрал у меня загранпаспорт и напечатал чек-лист с принятыми документами в двух экземплярах: один для визового центра, другой для меня.
Вызова на биометрию я ждала в отдельной очереди. В кабинке у меня сняли отпечатки пальцев и сделали фото для визы. Все посещение визового центра заняло у меня около 40 минут.
я потратила на визу
Готовность визы можно отслеживать самому через сайт миграционной службы: ссылка на личный кабинет будет в письме, которое придет после заполнения анкеты. Еще можно заказать смс-уведомление за 100 рублей.
Страховку для поездки делать необязательно. Я покупала ее для своего спокойствия, подбирала через сервис «Черехапа». Полис обошелся в 550 рублей, но в итоге он мне не пригодился.
Перелет
Деньги
Валюта Великобритании — фунт стерлингов. Я везде платила картой. За все время поездки наличные доставала лишь дважды: в автобусе до Байбери и в маленьком китайском магазинчике.
Банкоматы есть везде: возле отделений банков, у почтовых отделений, во всех крупных торговых центрах и магазинах.
У меня карта Tinkoff Black. Чтобы не тратить время на покупку валюты, перед поездкой я открыла дополнительный счет в фунтах и привязала его к карте. Бонус оплаты картой — кэшбэк в валюте оплаты.
Достопримечательности
Еще я погуляла по центру города со средневековыми фахверковыми домами и побывала в портовой части, где сохранились старинные доки.
Сайренсестер — столица Котсуолда. Это небольшой уютный город с узкими каменными улицами, красивыми особняками с аккуратными садиками и заросшим римским амфитеатром на западе города.
Я сходила в церковь Святого Иоанна Крестителя в центре города и на старинную рыночную площадь. По понедельникам и пятницам торговцы расставляют на площади лотки с продуктами и одеждой. Еще я погуляла по Сайренсестерскому парку, заложенному в 1712 году.
Байбери. В Сайренсестере я села на автобус и доехала до одной из самых красивых деревень Великобритании — Байбери. Деревня небольшая. Чтобы всю ее посмотреть, достаточно двух-трех часов. Здесь все как в романах Агаты Кристи: маленькие игрушечные домики, аккуратные сады, зеленые луга с пасущимися овцами. Здесь снимали несколько фильмов о мисс Марпл и «Дневник Бриджит Джонс». Но местным жителям не позавидуешь: туристов море.
стоит билет на форелевую ферму
Хоть деревня Байбери и была основной целью моей поездки, мне показалось, что ее легендарность преувеличена. В окрестностях много похожих деревень, поэтому ехать в Котсуолд только ради Байбери не имеет смысла.
Суиндон — крупный город в графстве Уилтшир, между Бристолем и Редингом. После «игрушечного» Сайренсестера промышленный Суиндон показался мне серым и неуютным. Но в городе красивый исторический центр со старинными особняками и много парков.
Я остановилась здесь из-за низких цен на жилье и близости ко «второй самой красивой деревне Англии» — Касл Ком. Увидеть Касл Ком не удалось. Я невнимательно изучила расписание транспорта: автобус ездил туда только один раз в день и я на него не успевала.
Вместо этого я погуляла по старому городу и городским паркам. Еще в городе есть железнодорожный музей, в котором хранятся локомотивы начала 20 века. Но я в него не ходила.
Бристоль — древний торговый город на берегу реки Эйвон. Город похож на лоскутное одеяло: здесь и руины церквей тамплиеров, и порт с яхтами, и граффити Бэнкси.
я потратила на развлечения в Бристоле
Междугородный транспорт
Из аэропорта Хитроу я сразу поехала в первый город моего маршрута — Глостер. До него можно добраться тремя способами.
На автомобиле. На арендованной машине путь занял бы около двух часов. В Хитроу работают прокатчики «Герц», «Нэшнл», «Авис», «Европкар», «Аламо», «Сикст». Аренда Хендай Ай-10 на неделю обойдется в 18 000 Р без учета стоимости топлива.
На автобусе — самый дешевый способ. Им я и воспользовалась. Основные автобусные перевозчики в стране — National Express, Megabus, Stagecoach. Маршруты показаны на сайтах перевозчиков, сайтах с расписаниями или сайтах по планированию маршрута. Во всех автобусах удобные кресла, кондиционер, туалет и бесплатный вайфай.
За время поездки я заметила, что автобусы часто немного опаздывают. Например, автобус из Глостера в Сайренсестер опоздал на 15 минут.
Как я опоздала на автобус
По дороге из Хитроу в Глостер я ждала автобус внутри автовокзала Хитроу. Табло с расписанием показало, что мой автобус задерживается. Прошло 10 минут, а информация не обновлялась. Я занервничала и решила выйти на улицу к автобусам.
Внезапно по громкой связи прозвучало объявление. Внутри автовокзала было шумно, но я уловила что-то про отправление автобуса в Глостер. Я схватила вещи и побежала на улицу, но мой автобус уже уезжал.
Я попыталась узнать у сотрудников автовокзала, почему информация на табло не соответствовала действительности. Ответ меня удивил: табло не показатель, надо было ждать на улице. Пришлось покупать билет заново и ждать следующего автобуса 2,5 часа.
Городской транспорт
Я останавливалась в небольших городах, по которым можно было передвигаться пешком, поэтому городским транспортом почти не пользовалась. Но вот что я узнала про него за время поездки.
Автобусные перевозчики Котсуолда:
я потратила на еду в поездке
Средние цены на продукты:
Кафе и пабы. Национальная английская кухня очень сытная, но на любителя. Мне она показалась жирной и незамысловатой. Английским завтраком или большой порцией фиш-энд-чипс — рыбы в кляре с картофелем фри — можно наесться на полдня.
Средние цены в кафе:
В поездке я старалась экономить на еде. Вот мои правила. Готовить лучше самому, продукты покупать на рынках и в супермаркетах. Ходить в супермаркет рекомендую во время вечерних скидок. Выбирайте кафе, где питаются местные, вдали от достопримечательностей. Хорошие варианты — сеть Pret-a-manger и кофейни Greggs. Не обходите стороной пабы: там относительно недорого и большие порции. Привезите с собой какие-то продукты: орехи и сухофрукты не занимают много места и подходят для перекуса.
Жилье
Я снимала одноместные номера с ванными в центре города. Шесть ночей обошлись мне в 25 тысяч рублей. Как правило, в номере было все необходимое: кондиционер, телевизор, чайник и утюг. В Суиндоне чайника не было, зато в лобби стояла кофемашина.
я потратила на жилье
Британские нюансы
Розетки. В Великобритании свой тип розеток. Российская вилка к ним не подходит, нужен переходник. Его можно купить на месте за несколько фунтов или заранее заказать на «Алиэкспрессе».
Я не подготовилась и поехала без переходника. К счастью, в отелях оказался отзывчивый персонал. Мне подсказали, что телефон можно зарядить через usb-разъем в розетках. А в одном отеле даже дали переходник на время проживания.
Раковины. В британских раковинах не принято ставить смесители. Просто есть два крана — один с горячей, другой с холодной водой. Чтобы умыться или помыть руки, нужно заткнуть слив пробкой, включить оба крана и набрать воду. В трех из четырех гостиниц у меня были именно такие раковины.
Сувениры
В Великобритании продают небольшие сувениры с традиционной британской символикой: флагами, Биг-Беном, телефонными будками. Сувениры, связанные с королевской семьей, популярны даже у самих британцев.
Большая часть моих покупок пришлась на сувениры для родных и друзей. Я не любитель магнитиков на стену, поэтому чаще всего привожу в подарок местные продукты. Вот что я купила:
я потратила на сувениры
Связь
В Великобритании четыре основных оператора мобильной связи: EE, Three, «Водафон» и O2. Симкарты продаются в супермаркетах и салонах связи. Пополнить счет можно там же или на сайте оператора. В стране нет внутреннего роуминга, поэтому звонки в Англии, Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии тарифицируются одинаково.
Еще есть виртуальные операторы, похожие на нашу «Йоту» и Тинькофф-мобайл. Это «Гиффгафф», «Теско-мобайл» и «Лебара-мобайл». Такую симкарту можно бесплатно заказать по почте перед поездкой и активировать в день вылета. В интернете пишут, что «Гиффгафф» идет в Россию около трех недель, но я не проверяла. Я не покупала местную симкарту. Для звонков пользовалась корпоративной связью компании, в которой работаю. А интернет искала в кафе и гостиницах.
Когда лучше ехать
Туристический сезон в Котсуолде длится с мая по сентябрь. Но в апреле и октябре погода тоже комфортная для поездки — температура не опускается ниже +10 °C.
Я была в Котсуолде с 8 по 14 мая. Температура держалась около +15 °C. Но по утрам было холодно, и дул сильный ветер. С дождями мне повезло: я застала только один, и тот был ночью. Обычно в Котсуолде дождливо, так что куртка и зонт не будут лишними.
Если вы будете здесь в это же время, вы заметите, какие британцы закаленные. Пока я куталась в шарф, некоторые ходили в футболках. А как-то утром при +9 °C я увидела девушку в босоножках.
Если не читали
А еще в Бристоле отлично зависается на набережной, и мы лазили по пещерам у моста. Автобусом катались из Лондона, цены действительно невысокие, если с умом подходить к планированию бюджета. Автобусами объездила всю Великобританию ( в Северной Ирландии я была раньше). Вам повезло, что не зашли в TMaxx, я после него отправила 50 кг вещей домой и везла чемодан 36 кг. До сих пор все ношу )) Идеальный аутлет. Мой любимый находится в начале Оксфорд стрит, а вот на ней шопиться лучше не стоит, слишком дофига туристов.
Alina, в Портсмуте вообще ад из аутлетов для кошелька))
Alexandra, зато какой выбор) Я провела в Портсмуте 3 недели-очень приятный город,даже без аутлетов)
Интересная и полезная статья, спасибо автору!
Gaiane, спасибо)Я рада,если информация вам пригодится
Планирую поездку в Котсволдс на следующую весну на машине, но я не поняла из вашего отчета, на что там смотреть, кроме главной улицы в Бибери. Мы планируем из Бристоля ехать в Корнуолл, и на все про все у нас будет семь-восемь дней, так что у меня идет строгий отбор, я, обливаясь слезами, вычеркиваю музеи и замки. Но вроде как получается, что на своем транспорте можно весь Котсволдс осмотреть за день и еще время останется на замок Бленхайм?
Tatiana, маршрут интересный! Не уверен, что его можно уложить в неделю, но у меня нет опыта путешествий по Корнуоллу на собственной машине. Давайте попробуем двигаться по порядку, с востока на запад по южному берегу, а потом обратно — по северному.
Добраться до Полперро, не сделав большой крюк, не получится: это местечко находится сильно в стороне от основных дорог. Продолжить путь оттуда можно двумя способами: либо вернуться на север почти к самому Лискерду, либо воспользоваться автомобильным паромом на реке Фоуи. Сколько стоит паром, я не знаю: как уже сказал, был без машины.
Что касается Проекта Эдем, то на него обязательно заложите целый день с утра и до самого закрытия: так не придётся бегать по всей территории на скорость или уезжать в расстройстве от того, что удалось увидеть не всё. Весной там меньше цветов, чем в августе – сентябре, однако впечатление в любом случае сильное.
Раз уж вы будете в Сент-Остелле и любите сады, стоит заглянуть ещё и в «Затерянные сады Хлиган», туда из города ходит обычный автобус. Правда, даже местные всё чаще на английский манер называют это место «Хелигэн», что неверно: название корнское, а произношение в корнском языке сильно отличается. Если повезёт — увидите спелые ананасы, которые там растут в так называемой ананасовой яме (https://en.wikipedia.org/wiki/Pineapple_pit).
Ещё в Сент-Остелле находится главная пивоварня Корнуолла. Они проводят экскурсии и дегустации. Мы с супругой были, обоим понравилось.
С маршрутом Трегони — Сент-Моус та же проблема, что и с Полперро: на пути окажется река Фал, и придётся либо возвращаться через Трегони, либо брать паром. Впрочем, этот паром как раз доставит на западный берег, прямо к саду Трелиссик. Оттуда недалеко до Труро.
Труро, который вы назвали «городком» — как-никак, столица Корнуолла, вполне себе сити 🙂 Там очень красивый собор, знаменитые «три шпиля». Вход туда бесплатный, но даже снаружи есть на что полюбоваться.
Если захотите заехать по дороге из Труро в сад Треба, снова придётся закладывать крюк. Удобнее всего ехать через город Фалмут. Там, к слову, стоит замок Пенденнис, один из самых известных замков Корнуолла. А ещё там большой морской музей и больше всего сувенирных магазинов в Корнуолле
Чтобы попасть в Сент-Майклз-Маунт, придётся оставить машину в Марэзайоне, который находится напротив острова: на автомобиле туда нельзя. Кроме того, посмотрите заранее расписание приливов и отливов: в прилив переправа возможна только на лодке, стоит символические два фунта с человека. Несложно подгадать так, чтобы добраться туда по воде, а обратно вернуться уже пешком по отливу (или наоборот)