как понять что это фейк
Как отличить фейк от правды и как мы сами создаем фейки
Как распознавать фейки среди просьб о помощи или шокирующих новостей
Светлана Иконникова медиатренер, преподаватель Высшей школы экономики, писатель, журналист, блогер
Я не могла поверить своим глазам. Моя знакомая — умная, тонкая, успешная женщина, мама троих детей — пишет на своей странице в соцсетях: «Умоляю вас, помогите! Сколько есть сейчас! Я все завтра верну! У нас есть деньги, но они все на депозите. Нам срочно нужны они сейчас.
Моя дочка умирает. С чего начать, не знаю. Я на коленях прошу у всех, кто сколько может, помогите! Деньги нужны сейчас, шансов мало, но они есть! У нас есть всего несколько часов.
Моя дочь умирает. Сегодня утром она переходила дорогу с няней. Их сбила машина. Няня погибла на месте, дочка жива. В течение часа нужно найти еще 298 тысяч рублей на пластину в череп, которая сможет подарить шанс. Дочка протянет еще два часа на аппарате, к операции она готова. Врачи сделают все бесплатно, деньги нужны на пластину. «
Я не верила своим глазам, пока читала первые три строчки. На фразе «на коленях прошу» взяла телефон и позвонила знакомой:
— Настя, тебя взломали.
Почему фотография больного ребенка может быть фейком?
Я могла бы даже не дочитывать текст. Факт взлома стал понятен на третьей строчке: моя подруга никогда не писала в таком стиле. И никогда не написала бы.
Стиль изложения мыслей — как почерк. Под влиянием стресса человек, конечно, меняет свой почерк — но не настолько, чтобы он стал неузнаваемым.
Здесь же почерк как раз был легко считываемым — любой психолог легко предсказал бы новый поворот «сюжета» в этом тексте. Да, «сюжет» заканчивался номером банковской карты и номером телефона, на который псевдо-Настя просила перечислить ей деньги.
Самый опасный фейк — тот, в результате которого вы можете потерять свои сбережения. И он, к сожалению, самый живучий.
Вспомните, сколько раз вы встречали в соцсетях крики о помощи от матерей, чьи дети неизлечимо больны? Сколько раз сжималось сердце от фотографий малышей, опутанных «артериями» медицинских аппаратов? Сколько раз вы тянулись к телефону, чтобы перевести деньги, ведь это так просто: отправь SMS, получи код — кто знает, может быть, именно твои крошечные 100 рублей станут той решающей каплей, что закроет многомиллионный сбор, и малыш поправится?
Увы. Вполне может оказаться, что малыша никакого нет. И не было никогда. И деньги, которые вы отправляете на спасение больного ребенка, идут на прекрасную жизнь совершенно здоровых мошенников.
Но как это может быть? Вот же — фотографии, видео. Ребенок страдает!
Действительно, фотографии и видео подлинные. Мошенники копируют их со страниц фондов, которые ведут сбор средств на помощь детям. Иногда копируют абсолютно все, вплоть до диагноза. Иногда берут фотографии от одного малыша, описание болезни — от другого.
Единственное, что мошенники пишут своего, — номер счета, на который нужно отправлять деньги. Или номер телефона для SMS (что, впрочем, одно и то же).
Можно ли как-то проверить подлинность мольбы о помощи?
Противоядие существует, и оно очень простое. Нужно выполнить всего лишь одно действие, чтобы понять: фейк вы читаете или не фейк.
Да, далеко не каждый пользователь соцсети может узнать другого по «почерку». И далеко не каждый по первым строкам текста сможет догадаться, что реальный автор обращения — мошенник.
Но каждый из нас (каждый!) может выделить два-три предложения в этом тексте. Нажать «копировать» — и вставить эти предложения в поисковую строку Гугла или Яндекса.
Если после этого вам вывалится десяток ссылок на тексты, в которых используются точно такие же предложения, вы мгновенно убедитесь: вашего знакомого взломали. И обращения «на коленях вас прошу!» ваш знакомый, конечно же, не писал.
Если же аналогов сообщения не найдется, выполните еще одно контрольное действие. Позвоните вашему знакомому и уточните, действительно ли с ним случилась беда.
Скорее всего, контрольное действие не потребуется: мошенники слишком ленивы, чтобы каждый раз придумывать оригинальный текст. Тот самый, про «на коленях прошу», я встречала в Сети раз десять в течение последнего года — и наверняка встречу еще.
Но даже если окажется, что текст новенький, как кроссовер в автосалоне, уточните информацию у самого автора. Только, пожалуйста, не попадайтесь на удочку, как это сделала моя соседка Таня.
Однажды она увидела примерно такой же крик о помощи на странице ВКонтакте своей бывшей одноклассницы. И там же, ВКонтакте, стала писать ей: «Оля, это что, правда? С тобой случилась такая беда?»
«Да, Тань, это ужасно, — отвечала ей Оля. — Умоляю тебя, помоги!»
Вы уже поняли, что вместо реальной Оли отвечал мошенник? Не повторяйте ошибок Тани. Не пишите автору публикации в приват в той же соцсети, где увидели пост, полный боли.
Напишите SMS, а лучше — позвоните. Это тот случай, когда можно пренебречь нормами приличия и сделать телефонный звонок без предупреждения.
Впрочем, если нет желания делать «копировать-вставить» и пропускать фразы через поисковик, можно проверить подлинность крика о помощи и другим способом.
Какой еще есть способ отличить фейк от не-фейка?
Первым делом выключите эмоции (это сложно — именно поэтому я и предлагаю сначала протестировать пост Гуглом или Яндексом) и включите холодный разум. А затем холодным же разумом ответить себе на следующие вопросы:
1. Насколько активно публикация побуждает вас перевести деньги «прямо сейчас»? Чем чаще используются обороты вроде «у нас есть всего час времени», тем выше вероятность, что вы наткнулись на мошенничество. Фактически, такие фразы подогревают вашу эмоциональность, выстраивая прямую связь между вашими деньгами и человеческой жизнью.
Но перевод денег — это не переливание крови. И не бывает ситуаций, в которых деньги сейчас нужны, а через час — уже поздно. Этот временной лаг всегда больше.
2. Насколько велика сумбурность публикации? Конечно, человек в состоянии шока может излагать мысли не самым логичным образом, но здесь есть крайне важный момент. Человек в состоянии шока излагает нелогично вполне логичную реальность — просто забывает какие-то детали. Мошенник формирует эту реальность.
Причем, не будучи большим специалистом в медицине, он эту реальность излагает довольно нелепо. Чего стоит, например, фраза: «В течение часа нужно найти еще 298 тысяч рублей на пластину в череп, которая сможет подарить шанс. Дочка протянет еще два часа на аппарате, к операции она готова. Врачи сделают все бесплатно, деньги нужны на пластину».
На каком аппарате протянет дочка? Что это за чудодейственная пластина, без которой человек может прожить всего два часа? И почему ее нужно ставить за деньги, если любые экстренные операции всегда выполняются бесплатно? Да, потом, во время реабилитации, действительно могут потребоваться деньги (и, возможно, немалые), но не будет ситуации «деньги нужны срочно, в течение двух часов».
3. Когда была сделала публикация? Очень может быть, что вы увидели ее спустя 15 часов после появления (вы же не сидите в соцсетях постоянно). Ну а если вы читаете перепощенный кем-то крик о помощи, первым делом напишите в приват автору перепоста: «Ты действительно знаешь этого человека? Ты ручаешься, что это не фейк?»
Весна 2020 года: почему вместе с коронавирусом мир захватила эпидемия фейков?
Весну 2020 года мир, пожалуй, никогда не забудет: это был первый случай в истории человечества, когда оно, человечество, поставило себя на паузу и практически всей планетой ушло на карантин из-за пандемии коронавируса.
Мы сидели в своих квартирах, каждый день заходили в соцсети и телеграм-каналы, следили за новостями в чате школьного класса, жилого дома, рабочего проекта.
И вместе с коронавирусом мир захлестнула эпидемия фейков.
Попробуйте сосчитать, сколько волн ажиотажа прошло сквозь вас? Бешеная скупка туалетной бумаги и гречки, масок, имбиря, пищевой соды, лимонов. Периодически то тут, то там вспыхивали локальные ужасы: «В нашем доме нашли больного коронавирусом!», «Есть простой способ проверить, больны вы или нет: надо вдохнуть и не дышать, а потом. «, «Оказывается, на самом деле. «
Откуда они берутся? Ведь в этом случае никто не пытался нажиться на панике (я слабо верю в картельный сговор производителей соды, лимона и имбиря). Кто их генерирует?
Правильный ответ — мы же и генерируем.
Однажды я смогла почти полностью размотать цепочку фейка. В микрорайоне, где я живу, случилась крупная коммунальная авария: прорвало канализационный коллектор. Соответственно, чтобы жителей не залило продуктами жизнедеятельности, отключили воду: и холодную, и горячую.
Понятно, что канализация продолжала действовать, но хотя бы напор в коллекторе стал не настолько большим (и это позволяло его ремонтировать).
И понятно, что для жителей засуха в кранах создавала массу проблем.
Почти сразу же по родительским чатам детских садов и школ (увы, сегодня они становятся самой фейкфрендли средой) понесся скрин сообщения от некоей Ани. «Мой родственник работает в администрации района — он сказал: на неделю! Это затянется на неделю, не меньше!»
К счастью, администрация района не так далека, чтобы в нее нельзя было позвонить.
— Девушки, что за паника от вас? — уточнила я вкрадчиво уже у своих знакомых.
— Понятия не имеем, — ответили девушки. — Скорее всего, кто-нибудь сгоряча бросил: «Ну все, теперь неделю разгребать!» — и подхватили.
Понятно, что коллектор ремонтируют в авральном порядке. И понятно, что после того, как жителям микрорайона вновь дают воду, ремонтные работы не заканчиваются — они просто переходят в более спокойную фазу.
Видимо, тот самый «родственник из администрации» имел в виду, что ему самому придется всю ближайшую неделю заниматься коллектором — может быть, даже не выходя из кабинета: отправлять отчеты и графики. А может быть, он имел в виду, что после окончания ремонтных работ на этом коллекторе ему придется проверять и другие «узкие места».
А может быть. его вообще не существовало. И неизвестная Аня лишь слышала обрывок разговора в транспорте. Но не смогла не поделиться с друзьями информацией, которая показалась ей важной. А друзья не смогли не поделиться со своими друзьями.
Чувствуете, как возникают фейки? Да, точно так же, как слухи. Кто-то услышал что-то необычное, чуть-чуть усилил для придания информации веса — и пересказал так, чтобы слова его не остались незамеченными.
Почему он это сделал? Потому что он — человек. А значит, испытывает потребность во внимании. Иногда эта потребность осознаваемая, иногда — нет, но она существует практически у всех, кто пишет посты в соцсетях, перепощивает интересную информацию и делится с друзьями смешными мемами. Если бы ее не существовало, мы вели бы соцсети в формате «дорогой мой дневничок» и ставили статус публикаций «вижу только я».
Нет никаких принципиальных отличий между создателем фейка и тем, кто его перепощивает: и первый, и второй ведут себя как пятилетний мальчик, который обнаружил на земле дохлую жабу и бежит с ней к детям:
— А смотрите! Смотрите, что у меня есть!
И первый, и второй хочет испытывать чувство собственной значимости.
Как понять, что шокирующая новость — это обман?
Методика эта проста и называется «Что? Где? Когда?». Увидев шокирующую новость, задайте себе всего три вопроса — и вы сами поймете, действительно ли информации можно доверять или лучше мысленно отправить ее в бан.
Первый вопрос: что произошло? Кратко сформулируйте — о чем именно говорится в новости? Можно сформулировать это в одном предложении? Если нет — новость как минимум сумбурная, а значит, ее автор сам не разобрался, что именно он хочет сказать. Поэтому автоматически отправляем ее в разряд крайне подозрительных: зачем доверять ненадежному источнику?
Если же вы легко можете сформулировать ответ, то. это пока ни о чем не говорит. Просто переходим к вопросу номер два.
Второй вопрос: где произошло? Ваш ответ должен быть максимально конкретным. Если вы, прочитав новость, скажете: «В больнице» — это не будет ответом. В какой больнице? В каком городе? В какой стране? В любой грамотной информации всегда указывается место действия — откройте ленту новостей официального СМИ, вы убедитесь в этом сами. Даже короткие сводки ДТП всегда указывают, на каком участке какой дороги произошла авария.
Следовательно, если вы не можете сами себе ответить на вопрос «где?», значит, новость уже подозрительно приближается к статусу фейка. А вот если ответ на вопрос «где?» вы нашли вполне уверенно, значит, у новости есть все шансы остаться в разряде истинных. до тех пор, пока вы не зададите вопрос номер три.
Третий вопрос: когда произошло? Главный из всех трех вопросов. Потому что в фейковой новости вы вполне можете найти и «что?», и даже расплывчатое «где?». Но вот ответ на вопрос «когда?» скорее всего будет отсутствовать. Долговременность фейка держится именно на том, что он не привязывается к дате. Поэтому фотографии щенков далматинца и воспитанных овчарок гуляют по Сети дольше, чем живут сами далматинцы и овчарки.
Есть и еще один вопрос, который не помешает задать себя для проверки, — особенно если речь идет не о событии, а об отвлеченном факте, например «имбирь спасает от коронавируса».
Спросите себя: «Почему?» — и постарайтесь найти ответ внутри новости. Ответа нет? Что ж, если вас увлек факт спасения посредством имбиря, можете уточнить в Гугле, действительно ли растение это настолько целебно, насколько об этом говорится в короткой информации.
Но, открывая каждую новую ссылку, задавайте себе все тот же вопрос: «почему?» Если вы встретите хоть одно незнакомое вам слово, сразу же уточняйте его значение. Обратите внимание: фраза «имбирь улучшает иммунную систему организма» не является ответом на вопрос «почему?» Вы должны понять, как именно имбирь улучшает эту систему. Более того: удостоверьтесь, правильно ли вы понимаете значение понятия «иммунная система»?
И так нужно действовать с каждым, буквально с каждым постулатом. Долго ли это? Да, очень долго. Но есть и альтернативный вариант. Его кратко и лаконично сформулировал известный креативщик Олег Шакирский, комментируя все ту же ситуацию с лечением от коронавируса: «Я долго и пристально ищу врача, которому могу доверять. Как только нахожу его, перестаю иметь свое мнение и придерживаюсь мнения врача».
Аналогично можно поступить и с другими жизненно важными сферами: найти эксперта (или сайт), которому вы вполне можете доверять, — и проверять с его помощью поступившую вам информацию.
И главное — если вам очень хочется перепостить новость, пожалуйста, не делайте этого. Важная и полезная информация в любом случае доберется до тех, кому она нужна. А фейкам лучше ставить шлагбаум.
Могут ли быть исключения? Могут. Но они лишь подтвердят правило.
Что такое фейк простыми словами – примеры и для чего это нужно
Слово «фейк» прочно закрепилось в лексиконе интернет-пользователей, хотя оно употребляется не только на просторах сети, но и в реальной жизни. Произошел термин из английского языка – «fake». В дословном переводе он означает «подделка», «обман», «фальшивка», «имитация». В ряде ситуаций он используется как глагол – «прикидываться», «мошенничать». В общем, под ним принято понимать все, что не имеет отношения к реальному, настоящему.
Что такое фейк?
Говоря простым языком, это подделка, связанная чаще всего с обманом. Она встречается повсеместно – в производстве, брендинге, во всемирной паутине. Говоря о последнем случае, можно отметить, что фейком чаще всего является поддельный контент в сети. Целью его формирования является привлечение внимания пользователей для решения широкого спектра задач.
Распространены фейки в социальных сетях. В последнее время социальными сетями были созданы специальные боты, осуществляющие проверку пользователей на предмет фейка. Это способствует уменьшению их количества. Тем не менее, «фальшивая популярность» продолжает набирать обороты, и некоторые методы борьбы с ней просто-напросто перестают работать.
Чтобы понимать значение слова «фейк» в сети более глубоко, стоит рассмотреть, что именно под ним понимается:
В реальной жизни под фейком принято понимать подделку. Например, «Abibas» вместо «Adidas» и т. д.
Для чего создаются фейки?
Есть несколько целей, которые преследуют создатели фейкового контента. Следует рассмотреть самые распространенные из них:
В каждой из этих ситуацией фейк имеет негативный оттенок, поэтому его создание – недобросовестное и плохое действие. Именно цель, стоящая перед пользователем, определяет вид фейка.
Аккаунты в соцсетях
Многие люди используют фейковые аккаунты в соцсетях. Чтобы понять, как они работают, стоит рассмотреть на примере конкретной mass media – Вконтакте. Она популярна, владеет огромным количеством пользователей. Поэтому там фейки распространены больше всего.
Примерно так работает фейк в большинстве социальных сетей.
Сайты
Одним из распространенных примеров фейка является поддельный сайт. Его доменное имя и интерфейс могут быть похожи на оригинал настолько, что найти различия будет невозможно. В итоге пользователь переходит по ссылке и, ничего не подозревая, может столкнуться, с чем угодно:
Создаются такие web-ресурсы и для рекламирования некоторых товаров. С одной стороны, они не являются мошенническими, с другой стороны – вводят пользователей в заблуждение.
Новости
Такие элементы «желтой прессы» создаются для того, чтобы привлечь внимание общественности, ввести ее в заблуждение и повысить позиции ресурса в поисковой выдачи. Способ нечестный, но рабочий. Кому из юзеров не захочется узнать подробности личной жизни звезды или увидеть фото обнаженных селебрити! Создатель фейковой новости преследует одну цель – сделать контент максимально привлекательным путем продумывания заголовка и «хайпануть» на псевдоновости. Делая «добро» себе такие «обманщики» популяризуют других персон – участников тех самых новостей.
Фотографии
Фейковые фото могут делаться по разным причинам, но чаще всего возникают именно такие ситуации:
Такие фото можно встретить повсеместно, абсолютно на любых ресурсах.
Как распознать фейк?
Нередко пользователи интернета сталкиваются с необходимостью определения «липовой» информации. Сделать это можно достаточно просто, особенно набравшись опыта в данном направлении. Порядок действий обычно выглядит следующим образом.
Таким образом, создание фейковых ресурсов преследует множество целей. Это действие является недобросовестным и чаще всего противозаконным.
Обмани меня, если сможешь: как распознать фейк и противостоять манипуляциям
Информация — новая валюта нашего времени. Но, как и с денежными знаками, здесь не обошлось без «фальшивомонетчиков», из-за которых в интернет-пространстве появляется всё больше лживой информации, а наносимый ею ущерб становится всё серьёзнее. О том, как распознать фейк и противостоять манипуляциям, на примере громких кейсов рассказывает СМО контент-маркетинговой платформы PRNEWS.IO Александр Нигматулин. Примерное время на прочтение — 14 минут.
Мы живём в мире, где информация распространяется мгновенно: достаточно нажать кнопку в соцсетях или переслать сообщение в мессенджере. Мы торопимся делиться важными, радостными или пугающими новостями, не задумываясь о том, что не все из них правдивы и безвредны. Однако, фальшивые новости могут не только расшатывать внутреннее равновесие человека, но и подорвать доверие к бизнесу, нанести компании серьёзные убытки.
Статья будет полезна как обычным интернет-пользователям, так и собственникам бизнеса. Первым она поможет сохранить холодную голову в непрерывном потоке информации, вторым — понять механизм работы фейков и защитить свою компанию.
Что такое фейк
Фейк переводится с английского языка как «подделка» и обозначает что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное с целью ввести в заблуждение. Термин уверенно прижился в информационном пространстве и стал синонимом дезинформации, стилизованной под новости.
Ложные новости можно условно разделить на два вида. Те, которые созданы забавы ради и представляют собой пример постиронии и сарказма — как правило, ничего, кроме улыбки или недоумения, они не вызывают. И те, что создаются специально для того, чтобы вызвать негативные реакции в обществе, сформировать необходимую точку зрения для решения непопулярных бизнес-задач или опорочить репутацию.
Чем опасен фейк для бизнеса
Достаточно вспомнить громкую историю о поддельном пресс-релизе французской строительной компании Vinci: в нём шла речь об отставке финдиректора. Ему якобы ставили в вину ошибки в отчётности, из-за чего оценка компании была увеличена на €3,5 млрд. После публикации новости акции компании мгновенно упали на 20%, а в денежном эквиваленте Vinci потеряла около 7 млрд. евро.
Поддельный релиз даже содержал ссылку на сайт, который имитировал настоящий сайт компании. Также в письме был указан поддельный номер телефона, принадлежащий якобы пресс-секретарю Vinci. Тот старательно отвечал на звонки журналистов и подтверждал фейковую новость. Спустя время СМИ получили анонимное письмо, в котором говорилось, что кампания по распространению фейкового пресс-релиза стала местью за действия Vinci в России и Франции, которые нанесли урон окружающей среде.
Известный факт: распространение ложной информации происходит в несколько раз быстрее, чем правдивой. Это объясняется тем, что для подтверждения научного факта необходимы время, деньги и серьёзные исследования, результаты которого для обывателя могут быть малоинтересны или попросту скучны. В то время как фейковые новости (в медицинской отрасли в частности) максимально просты, эмоционально окрашены и попадают в самые болевые человеческие точки. Поэтому более 70% интернет-пользователей с бОльшей охотой распространяют в своих социальных сетях именно фейки.
Большинство конфликтов между государствами, политиками и бизнес-структурами начинается именно с перетасовки фактов, передергивания и манипуляций. Именно они вгоняют людей в состояние паники, разжигают расистские настроения, провоцируют бунты и подталкивают к различным необдуманным действиям. Поэтому остановимся детальнее на том, как вовремя распознать фейк.
Как распознать фейк
В начале лета текущего года команда PRNEWS.IO провела собственное исследование, результаты которого показали, что 57% респондентов доверяют новостям и только 43% перепроверяют полученную информацию.
Главными признаками того, что информация не заслуживает доверия, участники опроса назвали:
Поддельный автор, источники и факты
К новостям, где нет ссылки на официальный первоисточник, не указаны имена специалистов и экспертов, стоит относиться крайне насторожено. Но даже если есть ссылки и указан автор, стоит перепроверить — возможно, все высказывания такого «эксперта» не стоят и выеденного яйца.
Также не стоит слепо доверять изображениям. Возможно, там не обошлось без фотошопа или фото взято из более ранних событий, но выдаётся за актуальное. Чтобы проверить достоверность, нужно всего лишь добавить ссылку в один из сервисов: Who stole my pictures, Tineye или Google.Картинки.
«Стекло» в новостях
В мире художественных произведений есть такое понятие, как «стекло», когда автор намеренно пытается выдавить у читателя или зрителя эмоции, поэтому книга или фильм под завязку напичканы неоправданными страданиями.
Но если в новостном тексте появляются эмоционально заряженные слова «Шок-контент!», «Мы скоро умрём!», «Земле осталось жить считанные дни!», то сразу становится понятно, что автор хочет разозлить, разжалобить или напугать читателя. А это первый и самый важный признак манипуляции.
Такие материалы часто дополняются не менее эмоциональными фотографиями: грустными детьми, заплаканными лицами, бедными стариками или брошенными животными.
Чтобы не поддаться на провокации, всегда помните — задача информационных агентств и топовых СМИ заключается не в том, чтобы надавить на эмоции, а проинформировать, дать максимально нейтральную, исчерпывающую информацию. Даже если в новости речь идёт о пандемии, теракте или чрезвычайном происшествии.
Неизвестный домен
Если новость появилась только на малоизвестном сайте, а об этом не написали медиа национального уровня, информагентства или официальные источники, то к этой информации стоит относиться насторожено.
Каким же СМИ можно доверять?
Каждый может стать жертвой фейка. От этого не застрахован даже специалист по информационной безопасности, журналист или опытный пиарщик. Но чтобы минимизировать риски, стоит взять за привычку перепроверять полученную информацию и не репостить эмоционально в свои соцсети всё, что вызвало страх или гнев.
Как проверить информацию
Проверяйте подлинность новостей с помощью базовых правил:
Как вести себя в соцсетях, чтобы не стать жертвой фейковой информации
Поэтому особенно важно проверять информацию прежде, чем писать или давать оценочное суждение кому-то или чему-то. Но все мы живые люди и, даже если отлично натренировали своё критическое мышление, в один прекрасный день можем сорваться и допустить ошибку. Расшарить похожую на правду информацию, получить десятки или даже сотни негативных комментариев, развязать ненужную дискуссию. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию или не усугубить её, придерживайтесь следующих правил.
Не поддавайтесь эмоциям, или правило 10 минут
Не предпринимайте никаких шагов в состоянии импульса, если информация задела вас за живое, возмутила, испугала и т. д. Если возникло непреодолимое желание включиться в процесс, специалисты рекомендуют использовать «правило 10 минут», в течение которого нужно оставить соцсети в покое и заняться чем-нибудь другим. Как правило, за это время эмоциональный заряд ослабевает и желание шерить информацию и писать гневные посты сходит на нет.
Не переступайте черту
Никогда не пишите гневные комментарии, не принимайте активного участия в дискуссии и ни в коем случае не грубите, даже если очень хочется или собеседник ведёт себя агрессивно. Конечно, вы можете по горячим следам удалить сомнительную ветку в комментариях, но скриншоты (а тем более, вырванные из контекста) никто не отменял.
Не бойтесь извиняться
Тем более, публично. Тем более, если действительно оплошали и неправдивая информация, которую вы разместили в своём аккаунте, вызвала бурные обсуждения и включённость аудитории. Я много раз видел, как публичные персоны, выставив сегодня очень убедительный пост со ссылкой на исследование или новость, на следующий день писали опровержение и приносили извинения своим подписчикам. Такой поступок воспринимается аудиторией намного лояльнее и вызывает меньше негатива, чем молчание.
Проверяйте информацию — точность фактов важнее сенсации
Определение фейка подразумевает не только осознанные подделки и симуляции, но и небрежность, опечатки и технические ошибки. Уходя в массовое сознание, они становятся ложной реальностью. Поэтому всегда проверяйте написание имён, профессий и званий упомянутых людей, сверяйте даты, названия и адреса. Тогда вы сами сумеете избежать ошибки и ваша репутация как эксперта не пострадает.
Резюме
Фейки нельзя победить — это факт. Но можно научиться их автоматически распознавать и противодействовать неправдивой информации, не распространяя её бездумно и не позволяя манипулировать собственным сознанием.
Воспитывайте в себе критическое мышление, сохраняйте холодную голову, регулярно устраивайте информационные детоксы (дни, проведенные без новостей и соцсетей) — и ваше внутреннее равновесие, а вместе с ним и репутацию, ничто не сможет поколебать.
Читайте больше полезных материалов в Клубе «Маркетинга с азов» и Телеграм-канале.