как понять что человек шепелявит

Шепелявость у детей: причины, симптомы, лечение

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявит

Шепелявость (в педиатрии данное нарушение называется сигматизм шипящих звуков) встречается сейчас повсеместно у детей разного возраста. И чем раньше выявить такое нарушение, тем проще и быстрей можно от него избавиться.

Данный дефект речи трудно отнести к опасным проблемам с точки зрения физического здоровья. Но вот с точки зрения психологии может быть нанесен урон здоровью ребенка. Ведь подобная особенность приносит достаточно большой дискомфорт психологического характера, особенно в подростковом возрасте.

Наблюдая расстройство речи у детей, шепелявость логопеды и дефектологи делят на несколько видов. Кроме того, не стоит путать шепелявость с картавостью, как это делают многие.

Врачи выделяют следующие виды:

призубная: в процессе произношения кончик языка принимает неправильное место относительно зубных рядов вверху и внизу, произносится шипящий громкий звук;

Сразу отметим, что современная педиатрия уже знает методы, как бороться с данным недугом.

Расстройство речи у детей. Шепелявость: причины, симптомы, лечение

На сегодняшний день врачи выделяют несколько причин шепелявости у детей:

Основными симптомами, при которых следует обратиться к специалисту, называют нарушение произношения шипящих звуков, неправильное расположение языка при разговоре. При разговоре ребенок начинает как бы пришептывать. Причем обращать на это внимание стоит, когда у малыша появятся коренные зубы и не останется молочных.

Среди методов корректировки речи и избавления от данного недуга специалисты отдают предпочтение тренировкам речевого аппарата при помощи специальных упражнений, например, проговаривать скороговорки. Причем врач сам подбирает упражнения на каждый день.

При необходимости устранения непроходимости носовых каналов, восстановления слуха специалист-логопед уходит на второй план, а к работе приступает ЛОР, но после все же возвращаемся к логопеду. Среди вероятных мероприятий: постановка речи и артикуляционное восстановление, коррекция языковой уздечки методом подрезания, ортодонтия для нормализации зубного ряда и т.д.

Источник

Признаками сигматизма являются:

Во многих случаях неправильного произношения каких-либо звуков, неспециалисты воспринимают это, как особенности речи, а не нарушения. В отношении же «шепелявости» всё несколько иначе: дефект заметен и самому говорящему и окружающим. Если не устранить его вовремя, то он станет причиной психологического дискомфорта и комплексов. Замечено, что большинство людей, страдающих сигматизмом, со временем становятся замкнутыми, необщительными, избегающими социума.

В норме, у детей дошкольного возраста правильное звукопроизношение появляется без участия логопеда. Но, если ребенок не смог самостоятельно овладеть правильным произношением звуков, то исправить свою речь взрослому человеку возможно только со специалистом, так как неправильное произношение уже стало привычным.

При шепелявости в речи происходит нарушение произношения шипящих («ж», «ч», «ш», «щ») и свистящих («з», «с», «ц») звуков.

Шипящие звуки должны появиться в речи к четырем- пяти годам. При нормативном произношении звука «ш» и «ж» язык в форме чашечки поднимается к альвеолам, зубы сближены, но не сомкнуты, губы немного вытянуты вперед.

Основные виды нарушений шипящих:

В норме, свистящие появляются у дошкольников в три-четыре года. При правильном произношении «с», «з», «ц», губы растянуты в улыбке, зубы сближены, не сомкнуты, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха проходит посередине языка (в форме желобка).

Основные виды нарушений свистящих:

Причины появления шепелявости у взрослых

При признаках шепелявости взрослому человеку, так же как и ребенку, следует обратиться к логопеду, которой при необходимости направит его к узкому специалисту.

Логопед проведет комплексное обследование, исследуя:

Коррекция сигматизма

Продолжительность работы по исправлению неправильного звукопроизношения зависит от вида нарушения и индивидуальных особенностей человека.

Самостоятельно исправить нарушение без участия логопеда невозможно, так как для устранения дефекта требуется профессиональное обследование.

В период коррекция речи для человека очень важно участие и поддержка близких людей, а также участие в социальной жизни: не выпадать из своего круга привычного общения.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики по исправлению шепелявости у взрослых:

17 лет: Раньше Марии даже нравилось, что она немного шепелявит. Девушка считала, что это её речевая «изюминка», которая выделяет её в общем потоке людей. Но к старшим классам начались проблемы: одноклассники смеялись над ней. Это привело к тому, что Маша стала стесняться говорить. Родители вовремя заметили проблему и настояли на обращении к логопеду. По началу Мария скептически отнеслась к этой идее, но пообщавшись со специалистом, она пришла к выводу, что в её силах научиться говорить правильно. У девушки наблюдалось межзубное произношение и на коррекцию этого дефекта ушло около года. Занятия проходили два раза в неделю, также Маша закрепляла полученные навыки самостоятельно. Ко времени поступления в университет, она уже могла похвастаться чистой речью и больше не боялась говорить на публике.

19 лет: Оксана, студентка первого курса, переживала из-за того, что неверно произносила звуки «с», «з», «ц». Она пришла на консультацию в центр с конкретным вопросом: как ей избавиться от дефекта. Девушка пыталась решить проблему самостоятельно: находила в интернете видео-упражнения и пробовала произносить перед зеркалом скороговорки, но у неё ничего не выходило. Оксана решила пройти курс занятий с логопедом. Это оказалось правильным решением. Педагог посоветовал ей начать с артикуляционной гимнастики, затем ей поставили звук «с» и параллельно работали над звуком «з»: автоматизировали его поочередно в слогах, словах и предложениях, связной речи. Девушка регулярно посещала занятия два раза в неделю один месяц, после чего приостановила занятия из-за сессии. Она ослабила самоконтроль и вернулась в центр с теми же проблемами, которые были на первоначальном этапе. Потребовалось 2 месяца работы с педагогом, чтобы звуки вернулись на свои места. Оксана порой забывала делать упражнения дома. Через полгода после первого занятия с логопедом проблема оказалась решена.

25 лет: Учитель начальных классов – Инна испытывала много неудобств из-за того, что шепелявит. Это мешало ей при разговорах с коллегами, родителями и просто знакомыми. Она чувствовала себя неуверенно, общаясь с ним, боялась произнести лишнее слово. У Инны был неправильный прикус. Педагог посоветовал ей обратиться к ортодонту, после исправления прикуса, она провела логопедическое обследование языка, в ходе которого было установлено, что его двигательные возможности нарушены. Инна произносила звуки «т» и «д» межзубно: кончик её языка ударялся о зубы. Педагог научил Инну произносить эти звуки, поднимая кончик языка вверх. Затем они автоматизировали произношение в слогах, словах и предложениях. На коррекцию речи у девушки ушло около четырех месяцев.

28 лет: Антон, преподаватель финансового менеджмента в университете, был недоволен своим неправильным произношением. Долго не мог решиться прийти к специалисту и взять за исправление речи. Он всё оттягивал момент встречи с логопедом, пока однажды не услышал, как студенты его передразнивали. Разумеется, это Антону не понравилось совершенно и стало именно тем стимулом, которого ему не хватало. Логопед выявил у него призубный сигматизм. Начали с артикуляционной гимнастики, потом педагог сформировал правильное положение языка. Коррекция нарушений заняла у него три месяца. Он старался посещать занятия с логопедом не меньше двух раз в неделю и ежедневно занимался дома. Работа шла легко – Антон очень старался. После трех с половиной месяцев интенсивных занятий, он уже и не вспоминал о том времени, когда в его произношение было неправильным.

Сигматизм – это не приговор. Многие люди нашли решение этой проблемы. Всё, что требуется для борьбы с шепелявостью – наблюдение у грамотного логопеда, специальные регулярные занятия и упорство. Главное – желание измениться, сделать свою речь красивой.

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявитНаша группа ВКонтакте

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявитНаша группа в Facebook

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявитFidem в Instagram

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявит как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявит

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Источник

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявит

Шепелявость: виды и причины дефекта речи, методы исправления

Когда маленький ребёнок вместо звука «с» произносит «ш», то родители не особо беспокоятся, но если речевой дефект наблюдается у подростка или зрелого человека, то это вызывает дискомфорт в общении. Неисправленная в детском возрасте проблема в зрелые годы становится трудноустранимым фактором закомплексованности и психических расстройств. Статья даёт информацию о том, что такое шепелявость, почему она развивается, какими методами можно её устранить.

Что такое шепелявость?

Шепелявость – это нарушение речи, при котором неверно произносятся шипящие и свистящие звуки. Пациент обладает нормальным лексиконом и не имеет проблем с пониманием слышимого и произносимого.

Специалистом, исправляющим речевое нарушение, является логопед. Подход к каждому пациенту индивидуальный. Одним пациентам достаточно усвоить правила проговаривания звуков, закрепить навык правильного произношения. Другим пациентам из-за сложной причины, вызвавшей речевую патологию, требуется комплексная терапия.

Всем пациентам логопеды назначают артикуляционную гимнастику. Неплохой эффект может дать логопедический массаж лица. Некоторым пациентам, имеющим психические комплексы, испытывающим трудности с коммуникацией и вливанием в социум, необходима помощь психолога.

У детей 3–4 лет речевые проблемы нередко исчезают самостоятельно, без участия логопеда. Если же речевая патология сохраняется у взрослого человека, то её может устранить только медицинский специалист.

Логопеды выделяют шесть видов шепелявости:

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявит

Причины

Причины шепелявости бывают врождёнными или приобретёнными, вызываются:

Родителям нужно учитывать, что дети склонны подражать речевым особенностям старших. Нередко к шепелявости у малыша приводит присутствие в семье человека с дефектным произношением.

Симптомы

Дети могут неправильно произносить слова, заменяя слоги с шипящими буквами на другие. Люди старшего возраста неразговорчивы, замкнуты, предпочитают не беседовать, а вести переписку.

Лечение шепелявости

Логопед может дополнительно отправить пациента к отоларингологу, стоматологу, психологу.

Избавление от шепелявости осуществляется посредством:

Упражнения от шепелявости

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявит

Ниже приводятся упражнения, предлагаемые логопедами от шепелявости.

Эффективным домашним способом, как убрать шепелявость у взрослого, является артикуляционная гимнастика. Лечение заключается в следующем:

Скороговорки для развития речи

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявит

Они применяются регулярно, чтобы быстро убрать детскую и подростковую шепелявость. Иногда помогают избавляться от проблемы зрелым людям. Ниже приводятся наиболее применяемые скороговорки от шепелявости.

При проблеме с произношением «ч»:

При проблеме с проговариванием «ш»:

Скороговорка при проблемном произношении «щ»:

Профилактика

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявит

Чтобы в зрелом возрасте не пришлось с трудностями исправлять речевую проблему, детям необходимо под руководством родителей заниматься развитием произношения.

Источник

Говорящие зубы

От чего зависит наше произношение?
Часть 2

Взаимосвязь строения зубочелюстной системы и процесса звукообразования в речевой деятельности человека очевидна.

Анастасия Любалина

Администратор стоматологической клиники «Экостом»

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявит

Еще в раннем детстве нами осваиваются все речевые шаблоны, в том числе и речедвигательные эталоны каждого конкретного звука. Импульсы из головного мозга поступают к органам речи, в результате мы можем произносить звуки, а значит и говорить. Этот навык у большинства здоровых людей доведен до автоматизма еще в детстве и не утрачивается на протяжении всей жизни.

С возрастом в процессе жизнедеятельности у людей могут произойти различные изменения в строении зубочелюстной системы, например, потеря зубов. Причинами этому могут быть: смена молочного прикуса на постоянный (если растягиваются сроки данного процесса), генетические забо- левания, снижение иммунных процессов, сахарный диабет, травматизация, недостаточная гигиена полости рта в домашних условиях или несвоевременное обращение в стоматологическую клинику, а также несоблюдение мер профилактики и рекомендаций стоматолога и многое другое. Безусловно, данные изменения повлекут за собой характерные вторичные нарушения в эстетике лица, пищеварительного процесса, и, конечно же, речевой деятельности, в частности звукопроизношения.

Несмотря на высокие компенсаторные возможности (как мы знаем, зубочелюстная система способна саморегулироваться в условиях адаптации к изменяющимся внешним условиям), чем больше возраст человека, тем в большей степени страдают уже отточенные навыки. Рассмотрим подробнее механизм нарушений.

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявитПри потере зубов органы зубочелюстной системы (в большей степени язык) стремятся «заполнить» собой образовавшееся пустое пространство. В этом случае язык принимает неадекватное для себя положение как в покое, так и в процессе звукообразования. Губы и щеки как бы «проваливаются» в месте отсутствия зубов. В связи с этим нарушаются все речедвигательные уклады, следовательно, нарушается звукопроизношение по типу искажения.

В зависимости от того, в каком сегменте отсутствует зуб или сразу несколько зубов, соответственно нарушается произношение разных групп звуков. Наиболее четко нарушения проявляются при полной адентии, когда в полости рта отсутствуют все зубы. В этом случае нарушенным оказывается произношение всех звуков речи.

Рассмотрим примеры.

В зависимости от локализации утраченных зубов нарушается произношение следующих групп звуков:

1. губно-зубные звуки [В], [Ф] и их мягкие варианты, если нет нижних резцов. В процессе произношения данных звуков участвуют нижняя губа и верхние резцы. Зубы как бы опираются на нижнюю губу, а струя воздуха проходит препятствие в виде «забора» из зубов. В случае отсутствия верхних резцов, воздушная струя не преодолевает преграду, создаваемую органами артикуляции, а значит произношение искажается.

2. Зубные звуки [Д], [Т], [Н], [Л], их мягкие варианты и звук [Ц]. В процессе произношения данных звуков язык как бы отталкивается от задней стенки верхних резцов. При отсутствии передних зубов на верхней челюсти язык «проваливается» в пустое место в зубном ряду, не давая органам артикуляции совершить нужные движения. Произношение звука становится нарушенным.

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявит3. Небно-зубные звуки [Ш], [Щ], [Ж] В процессе произношения данных звуков боковые края языка упираются в заднюю стенку жевательных зубов, а при их отсутствии он занимает пустующее пространство, изменяя речедвигательный уклад произносимого звука, затрудняя его произношение.

Специфичной для людей с неполным зубным рядом является так называемая «шепелявость». Это изменение в произношении связано с неправильным положением органов артикуляции в полости рта, с нарушением алгоритма движения этих органов. В зависимости от конкретных причин, человек может шепелявить по-разному. В некоторых случаях речевой дефект может быть едва заметен, а иногда приводить к выраженному нарушению общения между людьми. Особенно остро этот вопрос стоит перед людьми «речевых профессий» (дикторы, учителя и т.п.). Характерным для пациентов является переход на шепотную речь, ведь это маскирует недостаток произношения.

Самым современным и действенным способом избавиться от недуга является восстановление зубного ряда осредством операции имплантации и протезирования. При установке ортопедических конструкций пациенту возвращают анатомофизиологическую целостность зубочелюстного аппарата. Вследствие этого органы речи вновь возвращаются в нормальное и привычное состояние в покое, а также принимают правильное положение в процессе речеобразования.

Чем раньше пациент обращается с данной проблемой к специалистам соответствующего профиля, тем вероятнее полное восстановление звукопроизносительной стороны речи в короткие сроки.

Мнение специалиста

Виталий Зоткин

Врач — стоматолог-ортопед клиники «Экостом»

как понять что человек шепелявит. Смотреть фото как понять что человек шепелявит. Смотреть картинку как понять что человек шепелявит. Картинка про как понять что человек шепелявит. Фото как понять что человек шепелявитИзменения в речи пациентов, связанные с потерей зубов, всегда очевидны и сразу выдают проблему. Опытный специалист может определить локализацию утраченного зуба на слух, вплоть до сегмента и порядкового номера, уже на этапе первичной консультации.

Для многих пациентов, особенно тех, чья профессия связана с речевой коммуникацией, помимо прочих преимуществ протезирования и имплантации, очень важен результативный показатель восстановления правильной речи. Как ни странно, этот пункт — один из самых важных в ортопедической стоматологии. Необходимо понимать, чтобы добиться желаемого результата, нужно максимально точно подобрать методы работы и, конечно, материалы будущей конструкции. На высокоточном оборудовании с помощью компьютерных технологий стоматологи-ортопеды вместе с зубными техниками восстанавливают полную анатомию утраченных зубов с учетом всех индивидуальных особенностей зубочелюстной системы каждого конкретного пациента.

В процессе лечения специалист обязан предупредить пациента о том, что после установки конструкции речевая функция восстановится не сразу. Это связано с тем, что органы полости рта, отвечающие за речеобразование, некоторое время «существовали» в условиях отсутствия зубов и успели привыкнуть к ним. Должен пройти адаптационный период. Привыкание к протезу может быть долгосрочным, возможно потребуется коррекция изделия. Для сокращения адаптационного периода применяются тренировочные упражнения, например, чтение стихов вслух, проговаривание скороговорок, а также артикуляционная гимнастика.

Как правило, во всех случаях после установки ортопедической конструкции произношение нормализуется полностью, что особенно ценно для пациентов.

Источник

Нарушения произношения свистящих звуков «с, з» или «шепелявость»

В этой статье мы продолжим разговор о шепелявости, но уже подробнее остановимся на искаженном «шепелявом» произнесении звуков «с, з». Под понятием «шепелявость» понимается неправильное произнесение звуков, которое сопровождается шипением, присвистом и другими «шумными» оттенками.

Обычно маленькие дети произносят свистящие сначала смягченно (пример: собака – «сябака», зубы – «зюбы»), но к 3.5-4 годам твердое произнесение свистящих должно быть успешно освоено. Чтобы правильно произнести звуки «с, з» необходимо следующее:

В том случае, если есть нарушения в строении зубов, язык плохо подвижен, напряжен или чрезмерно расслаблен, могут возникнуть дефекты произношения свистящих звуков – шепелявость.

Шепелявое произнесение звуков «с, з» разделяется на 2 основные формы:

2. Замена свистящих звуками другими – научное название «парасигматизм».

Чаще всего свистящие звуки заменяются на «сь,зь», «ш,ж» (пример: собака – сябака, шабака), однако бывают и совсем нетипичные замены на звуки «т, х,г» (пример: собака – хабака, зубы – губы, санки – танки и т.д). Только замены на «сь, зь» до3- 3.5 лет являются нормальными, типичными, и есть большая вероятность, что ребенок самостоятельно научится правильно произносить свистящие звуки. Если же сразу появляются нетипичные, режущие слух замены звуков, то родителям следует обратить на это внимание и записаться на консультацию к логопеду.

Детям лучше всего начинать занятия с логопедов в 5 лет – к этому возрасту ребенок уже может контролировать себя, лучше осознает движение мышц губ и языка.

В том случае, если в детстве не удалось исправить шепелявость, то этот дефект остается и мы часто слышим его в речи взрослых и подростков.

В основном у взрослых и подростков наблюдается межзубное произнесение, связанное с неправильным строением зубов, прикуса (особенно передний открытый прикус, когда между зубами получается дыра и кончик языка постоянно высунут). После лечения у ортодонта, ношения брекетов, зубы уже смыкаются, но привычка просовывать язык между зубов и шепелявить остается. Тогда без помощи логопеда не обойтись. На занятиях специалист покажет, как правильно ставить язык, зубы, а затем поможет ввести новый правильный звук в речь.

Из практического опыта:

Жанна, 27 лет: было нарушение прикуса, заканчивает лечение у ортодонта, носит брекеты. Нарушены 6 звуков, в том числе «с, з». За 4 занятия научилась правильно произносить эти звуки и уже в речи активно их использует (постоянно тренируется дома, активно использует новые звуки на работе при общении с коллегами и клиентами).

Если шепелявость мешает вам полноценно общаться, вызывает стеснение при общении, то никогда не поздно записаться на прием к логопеду, который поможет обрести красивую четкую речь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *