как понять что человек фашист
Тест на фашизм
Проверьте свой уровень фашизма
По словам американского правоведа Дэвида С. Д’Амато, первоначальное значение понятия «фашизм» потеряло свой смысл из-за постоянного и искаженного употребления термина для обозначения чего-то крайне негативного. Хотя слова «фашизм» и «фашист» долгое время использовались правыми и левыми политическими силами как оскорбительные и унизительные слова в целом, эти понятия имеют свои определенные значения. Фашизм — это политическая идеология, которая находится на грани социализма, консерватизма и либерализма. Позаимствовав элементы каждой из этих идеологий и одновременно отрицая другие, фашизму удалось создать свою собственную идеологию и систему управления государством.
Совпадают ли Ваши взгляды с идеями фашизма? Проверьте прямо сейчас!
Вопрос 1 из 28
Это не логично и не эффективно, когда несколько компаний производят одинаковые шины, гаечные ключи, кабели и т. п., поэтому государство должно вмешаться и координировать их работу.
Тест на фашизм является собственностью IDR Labs International.
Этот тест использует фашистские идеи и высказывания из работ реальных теоретиков фашизма (Бенито Муссолини и Джованни Джентиле) и таких современных ученых, как Стэнли Пейн [История фашизма 1914-1945; Фашизм, сравнение и определение], Роберт Пакстон [Анатомия фашизма; Режим Виши] и другие.
Определение термина «фашизм» вызывало недоумение даже в первых итальянских фашистов. Это недоумение еще больше усугубилось тем, что все представители коммунистических партий решили называть себя коммунистами, хотя, учитывая историческое сходство, в этих режимов имеются выразительные общие черты именно с централизованной формой управления фашизма (см. Пейн: История фашизма). По правде говоря, идеи первых итальянских фашистов значительно повлияли на все, или почти на все, существующие коммунистические практики. Хотя фашистов традиционно считали правыми, политические события межвоенной Европы демонстрируют другую близость, а именно родство фашизма и коммунизма, а не связь с традиционными левыми или правыми силами либеральных демократий.
Тест на фашизм является собственностью IDR Labs International. Разработчики этого бесплатного теста на фашизм являются дипломированными специалистами, которые имели опыт работы с многочисленными личностными тестами, а также работали на профессиональном уровне в сфере тестирования типологии личности. Результаты нашего онлайн-теста на фашизм предоставляются «как есть» и не должны толковаться как предоставление профессиональной или сертифицированной консультации любого рода. Для получения дополнительной информации о нашем онлайн-тесте ознакомьтесь, пожалуйста, с нашими Условиями предоставления услуг.
Почему использовать этот тест?
1. Бесплатность. Этот бесплатный онлайн-тест на фашизм предоставляется Вам абсолютно бесплатно. Он поможет определить, насколько Ваши политические взгляды совпадают с идеями фашизма. Тест использует идеи и высказывания мыслителей и политиков фашистского движения 20-го века.
2. Объективность. В отличие от других политических тестов, этот тест не пропагандирует и не осуждает фашистские идеи. Он не приписывает никаким современным политическим силам (например, современным левым или правым) фашистские идеи с целью скомпрометировать их политические взгляды и позиции. Результат респондентов зависит исключительно от того, насколько их взгляды совпадают с идеями фашизма.
3. Историческая достоверность. Этот тест использует фашистские идеи и высказывания из работ реальных политиков и теоретиков фашизма (Бенито Муссолини и Джованни Джентиле) и результаты современных исследований фашизма, принадлежащих современным университетским ученым (Стэнли Пейну и Роберту Пакстону).
5. Статистический контроль. Тестовые баллы вносятся в анонимную базу данных. Статистический анализ теста проводится для обеспечения максимальной точности и достоверности результатов.
5. Профессионализм. Этот тест на фашизм создан дипломированными специалистами, которые имели опыт работы с многочисленными тестированиями личности, а также работали на профессиональном уровне с политическими тестами и тестированиями типологии личности.
14 признаков фашизма
Еще недавно всем казалось, что фашизм остался в прошлом. Но сегодня это слово зазвучало снова. Какие угрожающие черты современности вызывают у нас эти воспоминания?
Еще недавно о фашизме в нашей стране вспоминали в основном в связи с Великой Отечественной войной, но сегодня это слово вернулось в наш политический лексикон. Какой смысл мы вкладываем в него сегодня? Насколько точно оно отражает нынешние реалии? Какие изменения должны насторожить нас, что тревожит социальных психологов и всех, кто размышляет над происходящим в стране и в мире?
Изучив опыт семи фашистских режимов — от Гитлера до Пиночета, британский политолог Лоуренс Бритт сформулировал их общие черты. Наряду с политическими аспектами они включают и общественные тенденции: национализм, милитаризм, сексизм. Известный чилийский психолог и мыслитель Клаудио Наранхо, приводя этот список в своем изложении в книге «Исцелить цивилизацию», отмечает, что фашизм, постоянно совершенствуясь, захватывает современный мир.
Речь идет не просто о потере свободы, а прежде всего об определенной коллективной ментальности. И вот ее признаки.
1. Яркие проявления национализма
Торжественная демонстрация флагов, гордость военными достижениями, призывы к национальному единству на этом фоне характерным образом увязываются с подозрениями ко всему иностранному и с вспышками ксенофобии.
2. Презрение к правам человека
Права человека обесценивались — они препятствовали исполнению целей правящей элиты. Используя пропаганду, такие режимы добивались того, что население покорно принимало нарушения прав человека, и социально изолировали и демонизировали тех, кто был объектом этих нарушений.
3. Поиск «козлов отпущения»
Одной из самых значимых общих черт фашистских режимов был поиск врагов для возложения на них ответственности за свои ошибки, отвлечения населения от других проблем и направления социального разочарования в контролируемое русло. Люди, выступавшие против, получали ярлык «террористов» и соответствующее обращение.
4. Засилье всего военного
Правящая элита всегда отождествляла себя с армией. Огромная часть национальных ресурсов шла на военные расходы, даже если при этом трудно было обеспечить внутренние потребности страны. Для этих режимов военная мощь была выражением национального превосходства, и они использовали ее при любой возможности, чтобы запугать соседей и увеличить свою власть и престиж правящего класса.
5. Повсеместный сексизм
При фашизме в женщинах видели граждан второго сорта, сохраняли твердую позицию против абортов. Это отражалось и в драконовских законах, пользовавшихся поддержкой со стороны традиционной религии страны.
6. Контроль над средствами массовой информации
Средства массовой информации при фашизме часто находились под жестким контролем властей и ни на шаг не могли отступить от линии партии. Методы контроля включали не только выдачу разрешений и доступа к ресурсам, экономическое давление и настойчивые призывы к патриотизму, но и угрозы.
7. Одержимость национальной безопасностью
Аппарат национальной безопасности служил фашистским режимам репрессивным инструментом, работавшим в условиях секретности и без ограничений. При этом любое сомнение в его деятельности клеймилось как предательство.
8. Связь между религией и правящим классом
Пропаганда поддерживала иллюзию того, что фашистские лидеры выступают защитниками веры, а их оппозиция — безбожники. У людей складывалось ощущение, что противиться находящейся у власти элиты — все равно что восстать против религии.
9. Защита власти корпораций
Тогда как частная жизнь обычных граждан находилась под строгим контролем, крупные компании могли действовать с относительной свободой. Корпорации не только гарантировали мощное военное производство, но и выступали дополнительным средством социального контроля.
10. Подавление рабочих объединений
Рабочие движения считались силой, которая могла бросить вызов политической гегемонии правящего класса и поддерживающих его предпринимателей. Такие движения подавлялись и приравнивались к криминальным группировкам. На бедные слои населения смотрели с презрением и подозрением.
11. Презрение к интеллектуалам и искусству
Считалось, что интеллектуальная и академическая свобода угрожает национальной безопасности и патриотическим идеалам. Свобода мысли и выражения осуждалась и подавлялась.
12. Одержимость преступлением и наказанием
Численность заключенных при фашизме была очень высокой, при этом полиция получала героическую репутацию и почти неограниченную власть, что приводило к многочисленным злоупотреблениям. Чтобы оправдать расширение полномочий полиции, власти стимулировали у населения страх перед преступниками, предателями и врагами.
13. Протекционизм и коррупция
Предприниматели, близкие к власти, использовали свое положение для обогащения. Коррупция развивалась в обоих направлениях: фашистский режим получал финансовую помощь от экономической элиты, а та — политические услуги от правительства. Члены властной элиты часто пользовались своим положением и для присвоения национальных ресурсов.
14. Подтасовка результатов выборов
Якобы свободные выборы были, как правило, фиктивными. При реальных выборах правящие элиты стремились манипулировать кандидатами, чтобы получить выгодный результат.
10 признаков фашиста
3. Если ты знаешь разницу в значениях слов «национализм» и «нацизм», то ты, скорее всего, фашист. А почему ты этим интересовался?
4. Если ты считаешь, что у преступности нет национальности, но национальность есть у преступников, и ты знаешь статистику преступлений в своем городе, например по изнасилованиям, то ты, скорее всего, фашист. А иначе зачем ты справки наводил – подтасовывал факты и готовился к дискуссиям в защиту фашизма? И помни – знание опасно, фашизм не дремлет!
5. Если ты называешь себя русским, а не россияниным и, не дай Новодворская, у тебя есть футболка с такой надписью – ты, однозначно, фашист.
П.С. Чтобы не было путаницы: футболка с надписью «дагестан» означает, что ты хороший, добрый, законопослушный спортсмен.
6. Если тебе не стыдно, что ты русский и жил в своем городе раньше, до того, как туда приехали хорошие люди, или если ты позволяешь себе сомневаться в исключительно положительных качествах хороших людей – ты фашист.
8. Если ты не хочешь хотя бы пару раз прочувствовать все прелести анального секса с красивым ну или хотя бы, прости меня Борис, с опытным мужчиной, тебя не радует перспектива превращения твоего сына в игривого и жизнерадостного гея, ты недоумеваешь, почему Элтона Джона наградили титулом «рыцарь», хотя логичнее было бы, например, «графиня», или если все это, что самое ужасное, противоречит твоим неактуальным христианским убеждениям (грех содомский и прочие глупости), то ты точно фашист, к Фрейду не ходи. Будь толерантным, и ты спасешь от фашизма себя и других!
9. Вообще-то в подобном тесте должно быть 14 или 88 пунктов. Если ты знаешь почему – ты фашист!
10. Будучи нормальным, порядочным пацаном, стал бы ты читать тест «Узнай, не гей ли ты?», когда ты и так все про себя в этом вопросе давно знаешь и стопроцентно уверен? Тогда зачем ты все это читаешь, если ты не фашист?
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Как распознать нациста?
Среди его характерных черт — склонность к применению пыток, а также догматическое определение красоты.
По миру в настоящее время бродит призрак нацизма. Энди Мартин считает, что нынешний цайтгайст в Америке, то есть дух времени, напоминает Париж 1968 года. Его мнение подвергается уточнению: легендарный критик Харольд Блум (Harold Bloom) считает, что ситуация больше напоминает Берлин в 1934 году.
«Вы немного похожи на нациста». Я уже несколько раз слышал подобные слова в разных вариациях. Я бы сказал — в большей мере похож на нордический тип. В большей степени викинг, если вы настаиваете. Когда я был маленьким, отец моего лучшего друга — ирландец, прошедший Вторую мировую войну (настоящий отец, другими словами) — был убежден в том, что у меня должны быть сильные связи с Германией. На генетическом уровне. Потомок какого-нибудь странствующего офицера люфтваффе, окопавшегося, возможно, в районе Ист-Энда. «Ты в прах разбомбил Ромфорд!» — обычно говорил он мне с улыбкой и с некоторым уважением. Понятно, что возражать было бесполезно.
Может быть, имеет смысл объяснить, почему мне очень нравилась книга Филипа Дика «Человек в высоком замке» и книга Лена Дейтона «СС-ВБ» (Len Deighton «SS-GB») еще задолго до того, как на их основе были сняты столь популярные телесериалы. Что было бы, если бы победили нацисты? Мой старый ирландский друг был убежден в том, что я бы смог приспособиться. Отлично бы выглядел в длинном кожаном плаще и в сапогах. Сияющий и благополучный. Материал для пополнения офицерского корпуса. Что касается моих собственных фантазий относительно Второй мировой войны, то я хотел бы подчеркнуть следующее: я представлял себя с таким знанием французского языка, что меня можно было бы парашютировать на территорию оккупированной Франции, за вражескую линию фронта.
В начале войны Томми, французский язык которого был безупречным, работает менеджером в шикарном доме моды в Париже. Он вступает в Королевские ВВС; вооруженный пулеметом Стена и гранатами, он совершает несколько смелых операций для поддержки французского сопротивления, затем его приглашают на Даунинг-стрит 10, где беседу с ним проводит сам Черчилль, а в 1944 году ночью его сбрасывают на парашюте где-то в сельской местности Франции. Однако в результате предательства его задерживают сотрудники гестапо в районе станции метро Пасси (Passy) в Париже.
Контекст
Как нацизм превращают в банальность
Нацизм возрождается из-за сокровищ Гитлера…
Немцы снова спорят о нацизме
Оригинальный сюжет «Суда Париса» уходит своими корнями в греческую мифологию. Парис, красивый парень, получил задание (от Зевса) — он должен был выбрать «самую прекрасную» из трех обнаженных богинь и дать ей в награду «золотое яблоко» (он выбирает Афродиту, которая в ответ заставляет влюбиться в него Елену из Трои, и таким образом начинается разрушение Трои). На картине Залигера мы видим члена организации молодежной организации Гитлерюгенд, который лежит на траве в кожаных коротких штанах и выбирает архетипичную гибкую и тонкую блондинку. Только блондинки подходят. Две женщины с темными волосами отклонены и уже надевают свою одежду. На незначительном расстоянии находится стена. Смысл вот в чем: если ты правильно выглядишь, то ты находишься внутри, а если твои данные не соответствуют имеющимся критериям, то ты останешься снаружи.
В любом случае греки были больше озабочены архетипами мужской красоты. Однажды я был в Афинах в музее с греческим приятелем, и там было большое количество очень статных изображений мужских фигур. Все они были бородатые и мускулистые, они были готовы метнуть диск, копье или еще что-нибудь. Очень мужественные. До предела. Мой греческий приятель, который абсолютно не был похож на выставленные в музее скульптуры, обратил мое внимание на диспропорционально малый размер классических греческих мужских статуй. У моего греческого друга была теория на этот счет. «Похоже, что скульпторы хотели дать всем нам шанс», — сказал он.
Хорошая теория. Я думаю, что такой была и греческая философия. Она начинается с Сократа, который, как известно, был уродлив. Вся его философия состоит в критике той одержимости, с которой греки относились ко всему тому, что выглядит красиво и совершенно. Как греческие гробницы, на самом деле. Или статуи. Реальность, как он успешно доказывал, вообще не является красивой. Если изучить ее с более близкого расстояния, то оказывается, что она представляет собой хаос. Ничто не совершенно. Никто не совершенен. Философия — это сатира на нашу одержимость красотой. Жаль, что он тогда совершил фундаментальную ошибку, заявив о том, что красота, совершенство и истина в конечном итоге будут достигнуты в некоторой возвышенной трансцендентной вечности (хотя я подозреваю, что у него были сомнения на этот счет). Или, как он это неопровержимо формулирует, «Лишь прекрасное (to katon) может быть поистине прекрасным».
Нацизм — это хитроумный перевод обнаженных греческих архетипов с добавлением пыток. В Париже в 1940-е годы, еще даже до его военного поражения, он столкнулся с превосходящими силами экзистенциализма. Их воплощением были Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, однако ни один из них не был подвергнут тем испытаниям, которые выпали на долю Томму Йео-Томаса. Тем не менее им сильно не нравилась идея нацизма, под которую нужно было подстраиваться. Сартр, в частности, любил называть себя «безобразным поддонком» (и Симона де Бовуар с ним соглашалась). Его автобиографическая книга «Слова» представляет собой перевернутую сказку, в которой он из кудрявого «ангелочка» превращается в «жабу». Камю был в большей степени Хампфри Богартом французской философии — он объявил себе противником экзистенциализма (все истинные экзистенциалисты обязаны были это делать) и считался, скорее, абсурдистом. Однако для них обоих быть безобразным было о’кей, и они считали, что у человека есть право быть «аутсайдером» (как в повести Камю «Посторонний»).
Сартр и Камю были Ленноном и Маккартни тех дней, и поэтому они были обречены на раскол. Однако и «Бытие и ничто» (Сартр), и «Записки бунтаря» (Камю) могут претендовать на то, чтобы быть гимном, плачем, парадоксом и поэмой восстания. Восстания против чего? Против почти всего, но особенно против нацизма и тоталитарного менталитета, в соответствии с которым все критики обязательно являются «врагами народа».
Социолог Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim) в первые годы XX века утверждал, что главной причиной самоубийства является «аномия», то есть состояние «безнормности», при котором индивид свободно отходит от существующих в обществе норм. Сартр и Камю, каждый по-своему, интерпретируют это и говорят о том, что реальные проблема состоит в нормативности, во введении слишком большого количества правил и критериев. Каждый человек потенциально или реально является аномичным аутсайдером, чувствующим себя одиноким даже в толпе. Мы не должны выглядеть одинаково, говорить одинаково, носить одинаковую одежду или быть «интегрированными». Нам нужно преодолеть наш трайбализм. И не существует вневременного совершенства, к которому мы могли бы обратиться, — все, что мы имеем, это одна жизнь, одна попытка. И, прежде всего, нет ничего страшного в том, чтобы быть неудачником. Все терпят неудачу. Все, в конечном итоге, являются лузерами. Для нацизма, напротив, значение имела прежде всего победа.
Помимо «Человека в высоком замке» и «СС-ВБ» мое внимание сконцентрировано на проходившей вчера вечером панельной дискуссии с участием неоэкзистенциалистов в рамках Литературного фестиваля в Лондонской школе экономики под названием «Экзистенциализм — это легко» (Existentialism is Easy). И merci beaucoup, большое спасибо посольству Франции за организованный после дискуссии ужин. Позиция, настроение, метафизика — все говорит о том, что экзистенциализм не умер. Но одновременно мне показалось, что может существовать и параллельное мероприятие под названием «Нацизм — это легко».
Тоталитарное искушение всегда присутствует. Это перманентный потенциал в человеческом опыте. Он никуда не исчез. Любой человек может свихнуться. Любая нация может свихнуться. Поэтому Камю в конце своей повести «Чума» приводит свою аллегорию по поводу Второй мировой войны: «Ибо он знал,… что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезают, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города».
Именно сейчас над миром бродит призрак нацизма. Недавно я ездил в Йель для того, чтобы побеседовать с 80-летним Харольдом Блумом (автором книги «Шекспир: Изобретение человека» и выходящих вскоре «Шекспировских персонажей»). Я сказал ему, что новый цейтгайст в Америке, новый дух времени, напоминает Париж в 1968 году. «Нет, не напоминает», — ответил он. По части юмора он не уступит и Фальстафу, но тем не менее он сказал: «Больше похоже на Берлин в 1934 году».
Энди Мартин является преподавателем Кембриджского университета.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
14 признаков фашизма
Слово «фашизм» — один из самых мифичных терминов современности. Иногда кажется, что его применяют чуть ли не ко всему плохому. Но как распознать настоящий фашизм? Каковы его основные признаки? 19 февраля 2016 года в возрасте 84 лет ушёл из жизни всемирно известный итальянский учёный, писатель и философ Умберто Эко, родившийся и выросший в период расцвета и краха итальянского фашизма, заложившего фундамент всех современных проявлений фашизма и нацизма. Кроме многочисленных научных работ, эссе и нескольких романов, Умберто Эко стал известен как автор одного из самых авторитетных определений и описаний фашизма, его основ и признаков. В своей статье 1995 года под названием «Ur-Fascism» Эко писал, что под словом «фашизм» за последние 100 лет подразумевали довольно разные по составу идеологии, и что проявления фашизма могут быть очень разными в зависимости от культурно-временного контекста и других обстоятельств. Однако можно выделить 14 свойств, характерных для «коренного фашизма». Как пишет автор, «Эти свойства не являются общей системой. Многие из них противоречат друг другу, а также могут быть присущи другим формам деспотизма и фанатизма. Однако уже наличия одного из этих свойств достаточно для начала формирования фашизма.» В том же 1995 году известный российский писатель Борис Стругацкий также написал статью о признаках фашизма, цитатами из которой я решил дополнить рассуждения Умберто Эко.
1. Культ традиции
Хотя традиционализм сам по себе — явление древнее, и вполне может существовать без всякого фашизма, все известные фашистские движения опирались на идеи традиционалистов, которые искали смысл в наследии прошлого: в древних символах, народных ритуалах, легендах и мифологии. Как пример можно вспомнить систематическое использование нацистами языческих символов, включая свастику, ритуалов и символики Священной римской империи. Восхваление мудрости и традиций предков до уровня народного культа, закрепляет традиционные взгляды, порядки и устои как неоспоримо праведные. Соответственно, любое развитие знаний и убеждений, любая эволюция менталитета и системы ценностей, a priori рассматриваются как ошибочные и вредные явления. Для традиционалистов правда уже давно обозначена, и любое отклонение от неё может быть только в сторону неправды и зла.
2. Отрицание современности
По словам Эко, традиционалисты, как правило, враждебно воспринимают новые технологии и веяния, видя в них вызов традиционным и духовным ценностям. И хотя и итальянские фашисты, и немецкие нацисты, гордились своими индустриальными достижениями, вся их идеология строилась на отрицании современного мира как плода западной капиталистической плутократии и нравственного разложения эпохи возрождения, противопоставившей традиционным ценностям такую мерзкую вещь как здравый смысл. В этом смысле, пишет Эко, коренной фашизм можно описать как иррационализм.
Стругацкий : «Фашизм – это задержавшийся в развитии феодализм, переживший и век пара, и век электричества, и век атома и готовый пережить век космических полетов и искусственного интеллекта.»
3. Действие ради действия
Фашисты 1930-х с презрением относились к интеллектуалам, ибо интеллектуальное мышление ставит под вопрос «зачем» и «почему» любое действие. Фашисты упорно не хотят находить обоснования своим действиям, ибо видят прелесть в самом действии, даже если ему нет рационального объяснения. Марши, погромы, смены символики, чёрные рубашки, гитлеровские приветствия, помпезные сооружения без практического применения — всё это сложно обосновать рационально в ответе на вопрос «зачем?», постановкой которого либеральная интеллигенция всегда вызывала к себе лютую ненависть фашистов, за что обвинялась последними в предательстве традиционных ценностей.
4. Несогласие = предательство
Фашизм не допускает плюрализма мнений. Поскольку правда у традиционалистов — одна, все кто пытается поставить её под вопрос — враги и предатели. Такая категоричность очень типична как для довоенных фашистских движений, так и для современных ультраправых организаций.
5. Ксенофобия («наши» и «не наши»)
Этот древний звериный инстинкт — деление на «своих» и «чужих», неприязнь ко всему чужеродному, иностранному, непонятному, непривычному, ненормальному — является плодовитой почвой для зарождения фашизма. Все проявления нетерпимости — расизм, антисемитизм, антицыганизм, гомофобия, презрение к умственно отсталым и недоразвитым, а также враждебность к иностранному влиянию более чем чётко наблюдались в риторике и действиях нацистов и фашистов в довоенный период. Ровно эти же проявления, в разных пропорциях, мы сегодня наблюдаем среди снова набирающих силу ультра-правых движений и тенденций.
Стругацкий: «Националист же всегда мыслит категориями «свои-чужие», «наши-не наши», «воры-фраера», он целые народы с легкостью необыкновенной записывает в негодяи, или в дураки, или в бандиты. Это важнейший признак фашистской идеологии – деление людей на «наших и не наших».»
Пропагандистский плакат: «Еврей — разжигатель войн».
Агитационный плакат швейцарской партии SVP за запрет минаретов. 2007 г.
Агитационный плакат чешского правого блока Usvit. «Работу — нашим, не иммигрантам.»
6. Раздражённость масс
Неслучайно фашистские движения всегда набирали особую популярность во время переживания широкими слоями общества трудных времён, катаклизмов, экономической стагнации, национального унижения (например, как в Германии после поражения в Первой мировой). Обида и злоба среди широких масс делает их восприимчивыми к агрессивным призывам. Раздражённый человек менее склонен мыслить рационально. Ему хочется выплеснуть свою агрессию. И если рациональное мышление затрудняется найти полезное применение этой агрессии за отсутствием объективных доказательств чьей-то вины, то иррациональное мышление всегда легко находит козлов отпущения (предателей, евреев, иммигрантов и др.). Неслучайно и сегодня в странах с экономическими трудностями ультра-правые движения набирают большую популярность, чем в благополучных и богатых странах.
7. Национализм и идеи заговора
В обществе, страдающем от комплекса неполноценности, фашизм представляется своего рода лекарством, ибо он делает основным поводом для гордости то, что свойственно почти всем — родиться в этой стране. Идея патриотизма эффективно работает только при наличии внешних врагов, без которых патриотизм теряет всяческий смысл. (В чём смысл болеть за футбольную команду, которая ни с кем никогда не играет?) Поэтому в основе фашизма заложена одержимость идеей заговора. Люди должны чувствовать, что они находятся во вражеском кольце. В культивации этого убеждения очень помогает ксенофобия, ибо люди с большим энтузиазмом верят в подлость всех, кто им и так не нравится. Заговор может быть международный (англо-саксонский империализм, призрак коммунизма), но также и внутренний (те же предатели, пятая колонна, иммигранты, евреи). С евреями у нацистов вообще всё идеально склеилось, ибо еврейский заговор можно было при желании рассмотреть как внутри страны, так и в мировой политике.
Стругацкий: «Диктатуру иногда еще как-то можно худо-бедно, но все-таки разумно обосновать, национализм же обосновать можно только через посредство лжи – какими-нибудь фальшивыми «Протоколами» или разглагольствованиями, что-де «евреи русский народ споили», «все кавказцы – прирожденные бандиты» и тому подобное. Поэтому фашисты лгут. И всегда лгали.»
8. Противоречивый образ врага
Враг должен выглядеть одновременно сильным и слабым. Он может быть более богатым, развитым, хорошо вооружённым, но при этом глуповатым и трусливым. Таким образом в сам образ врага изначально закладывается вдохновляющий патриотов сценарий, когда более слабый, но более хитрый и смелый в итоге обязательно победит. Поверив в этот образ, люди будут понимать серьёзность угрозы, но при этом не слишком сильно бояться врага, ибо они верят в неизбежную победу. Умберто Эко утверждает, что все фашистские режимы обречены на поражение в войнах именно из-за своей неспособности объективно оценить мощь врага.
Пропагандистский плакат датских нацистов «Против большевизма и капитализма».
9. Культ войны
Пацифизм равносилен братанию с врагом. Сражение — это смысл жизни. Мирный фашизм — немыслим. Милитаризм наблюдался во всех сферах жизни фашистских режимов — проходили праздничные военные парады, строились памятники солдатам-героям, процветала военная промышленность, детей с ранних лет готовили к войне. В этом свете не удивляет, что современные ультра-правые движения, несмотря на мирное время, любят помаршировать в камуфляжке.
Праздничный парад нацистской молодёжи.
Hitlerjugend. Молодёжи задолго до Второй мировой (1933 г.), через ритуалы и атрибутику прививался культ войны.
10. Культ силы и власти
Идея народного элитизма — принадлежности к самому великому народу в мире — сама по себе подразумевает превосходство одних над другими, лучших над худшими, сильных над слабыми. Если наш народ — самый сильный, героический, духовно-праведный, значит есть народы, которые в этих отношениях — наоборот, самые слабые, жалкие, гадкие. При таком подходе один народ должен вызывать восхищение, а другой, соответственно, презрение. Если общество допускает такую логику, то и внутри самого общества также формируется элитарная иерархия, культивирующая силу и презирающая слабость. Вышестоящих возносят до небес, прославляют силу и храбрость вождей, при этом вытирая ноги о нижестоящих.
11. Культ героизма и смерти
12. Культ мужественности
Муссолини на лыжне, 1925 г.
Текст на плакате: «Мы укрепляем тело и дух.»
13. Выборочный популизм
Текст на плакате: «Национал-социализм — организованная воля народа.»
14. Новояз и подмена понятий
Эко пишет, что все фашистские и нацистские учебники прибегали к сильным языковым упрощениям, с целью ограничения возможностей толкования и критической оценки подающейся информации. Создавая простые и устойчивые выражения для довольно сложных и спорных явлений, фашисты одновременно закладывали в эти выражения свою субъективную оценку, тем самым укореняя своё видение мира в головах тек, кто пользовался этим новоязом. Как это работает? Очень просто. Например, можно сказать, что нейтрализована угроза государственной стабильности, а можно сказать что лидеры гражданского протеста были расстреляны. Можно сказать предупредительный удар, а можно сказать военное вторжение. Так пролетарский интернационал легко становится красной чумой, демократические страны — капиталистической плутократией, парламентская оппозиция — пятой колонной, и чем чаще люди слышат эти выражения, тем легче им поверить в фашистские мифы о предателях и врагах, о внешней угрозе и её приоритетности над бытовыми проблемами.
Стругацкий: «Совершенно бессмысленны и безграмотны выражения типа «демофашист» или «фашиствующий демократ». Это такая же нелепость, как «ледяной кипяток» или «ароматное зловоние». Демократ, да, может быть в какой-то степени националистом, но он по определению враг всякой и всяческой диктатуры, а поэтому фашистом быть просто не умеет. Так же как не умеет никакой фашист быть демократом, сторонником свободы слова, свободы печати, свободы митингов и демонстраций, он всегда за одну свободу — свободу Железной Руки.»
Фашизм может вернуться под видом борьбы с фашизмом
«Фашисты будущего будут называть себя антифашистами.» — Уинстон Черчиль
Умберто Эко предупреждает, что несмотря на то, что все эти 14 признаков по-отдельности могут существовать без фашизма, каждый из них является семенем, из которого фашизм вырастает, если его вовремя не разоблачить. Эко пишет, что коренной фашизм до сих пор живёт среди нас, и он может возрождаться под самым невинным обликом. Таким обликом может стать даже облик борцов с фашизмом. Поскольку слово «фашист» уже давно стало нарицательным, современные фашисты уж точно не будут применять это понятие к себе. Зато они могут в лучших традициях новояза и подмены понятий налепить клеймо «фашисты» на своих врагов. А чтобы стать врагом фашисту, достаточно, как мы уже знаем, просто быть несогласным с его политикой, которую сам фашист вполне может увенчать «анти-фашистской». Ведь противоречивость и иррациональность — естественные черты фашизма.
Напоследок — ещё одна цитата Стругацкого, обращающегося к современным националистам и сторонникам авторитаризма:
«Дорога истории давно уже накатана, логика истории беспощадна, и, как только придут к власти ваши фюреры, заработает отлаженный конвейер: устранение инакомыслящих – подавление неизбежного протеста – концлагеря, виселицы – упадок мирной экономики – милитаризация – война… А если вы, опомнившись, захотите в какой-то момент остановить этот страшный конвейер, вы будете беспощадно уничтожены, словно самый распоследний демократ-интернационалист.
Умберто Эко (1932-2016) — итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист.
Борис Стругацкий (1933-2012) — советский и российский писатель, сценарист, переводчик.