Как поменять поворотники на мотоцикле
Разновидности поворотников для мотоцикла и их установка
Мотоциклы, как и автомобили, оборудованы указателями поворота (или как их называют для простоты – поворотниками). Это оборудование предназначено для своевременной информации всех участников движения о предстоящем маневре байкера. Чтобы снизить вероятность ДТП, необходимо чтобы светосигнальные устройства работали корректно. Поворотники на мотоцикл бывают как светодиодные, так и ламповые.
Важно! Если перестал работать хотя бы один сигнал поворота, его необходимо срочно отремонтировать или заменить.
Разновидности поворотников для мотоциклов
Сейчас на рынке представлено большое количество самых разнообразных указателей поворотов для мотоциклов. Причем, обладатель своего «двухколесного любимца» может выбрать как оригинальные изделия для конкретной модели, так и универсальные комплекты, которые подходят для установки на большинство распространенных марок мотоциклов. В зависимости от производителя и модели цена на такие устройства колеблется в широких пределах.
Например, передние светодиодные поворотники (2 штуки) для «Kawasaki Ninja 300» от производителя «CN Motoparts» стоят около 3000 рублей.
А комплект универсальных поворотников «Mini Carbon Short» (производитель «Kushitani»), который можно установить на замену штатных изделий, подойдет для многих моделей мотоциклов, скутеров и мопедов (Honda, Yamaha, Suzuki и других) и стоит 700÷900 рублей.
Сейчас многие владельцы меняют поворотники на своих мотоциклах не только по мере необходимости (когда разбилось стекло, сломался держатель и так далее), но в тюнинговых целях. Такие устройства могут не только выполнять свою основную функцию – указывать направление поворота, но и придавать мотоциклу более привлекательный и запоминающийся вид. Например, красивые поворотники в никелированном корпусе от «Heinmo», «Highway Hawk» или «T Tocas» будут стоить в пределах 2500÷3900 рублей. Однако, они изменят внешний вид вашего байка до неузнаваемости.
Доступность диодных поворотников (как по разнообразию моделей, так и по цене) в настоящее время обуславливает их растущую популярность. К тому же светодиодные указатели поворотов по сравнению с аналогами на обычных лампах обладают рядом достоинств:
Однако, замена штатных поворотников (с обычными лампочками) на светодиодные приборы имеет некоторые нюансы, с которыми необходимо считаться.
Особенности замены штатных поворотников на светодиодные
Допустим, что вы купили светодиодные указатели поворотов (передние и задние), которые удовлетворяют вас по цене, дизайну и подходят для крепления на ваш мотоцикл. Далее:
Не будем отвечать на вопрос: почему это происходит и вдаваться в подробные электротехнические тонкости работы реле поворотов на вашем мотоцикле, а рассмотрим основные методы устранения этой неисправности.
Установка шунтирующих резисторов
Самый простой способ сделать так, чтобы реле поворотов «видело» нагрузку, аналогичную обычным лампам, это зашунтировать светодиоды мощными (не менее 20÷25 Вт) резисторами номиналом 10÷20 Ом, чтобы поворотники моргали согласно ГОСТу. Для этого подойдут следующие типы сопротивлений:
Параллельно каждой группе указателей поворотов (правых и левых) подключается по одному резистору, то есть, их необходимо приобрести 2 штуки.
Недостатки данного метода:
Замена штатного реле поворотов на электронное
Самым правильным с технической точки зрения способом установки светодиодных сигналов поворота является замена штатного электромеханического реле на электронное. Особенность работы этого устройства состоит в том, что указатели поворотов мигают с определенной строго заданной частотой (независимо от подключенной нагрузки). Сейчас на рынке представлено большое количество таких устройств от различных производителей («Dewtreetali», «Tirol», «Feelwind», «Vbestlife», «Catuo»). В зависимости от марки и электрической схемы мотоцикла в нем может быть установлено реле с двумя или тремя контактами. Чтобы у вас не возник вопрос: как подключить реле поворотов, приобретайте электронное устройство с необходимым количеством контактов. Сейчас в продаже есть обе разновидности этих изделий, поэтому замена и установка новых реле не представит особых трудностей. Цена на такие изделия: 250÷350 рублей.
Внимание! Прежде, чем покупать электронное реле, установите светодиодные поворотники и произведите пробное включение. Если поворотники работают и мигают с нормальной частотой, то значит в вашем мотоцикле изначально было установлено электронное реле и нет необходимости в его замене.
Доработка автомобильного реле поворотов
Для тех, кто любит заниматься самоделками, или если в вашем регионе есть трудности с приобретением электронного реле, не составит большого труда изготовить его из обычного автомобильного реле поворотов с тремя контактами (маркируют индексом «495.3747» и на сегодняшний день стоит 180÷240 рублей). Ниже представлена электрическая схема самого изделия и его подключения:
Внимание! Если после включения поворотник моргает со слишком большой частотой, то необходимо заменить конденсатор C ₁ (вместо установленного в плату конденсатора емкостью 2,2 мкФ установить 4,7 мкФ).
Так как ток, протекающий через светодиоды небольшой, контакты реле будут мало подгорать, и самодельное реле прослужит довольно долго. Чтобы изготовленное изделие работало корректно, устанавливайте одновременно комплект из четырех светодиодных поворотников.
Как поменять поворотники на мотоцикле
В редакцию приходит много писем читателей с просьбой рассказать как правильно устанавливать указатели поворота на мотоциклах и какие приборы можно использовать для этой цели. Отвечает мастер спорта Б. Ф. Демченко.
Необходимость указателей поворота на мотоциклах ни у кого теперь не вызывает сомнения. Мотороллеры «Турист» и В-150М уже снабжаются указателями. В этом году они появятся на новых ИЖах. а также на мотоцикле Восход 2. Владельцам же машин прежних выпусков приходится устанавливать эти приборы самостоятельно.
Промышленность только начала выпускать нужное оборудование в комплекте, поэтому мотолюбители используют автомобильные или самодельные приборы.
В помощь им журнал неоднократно помещал различные материалы. Так, о переделке 12-вольтового автомобильного реле-прерывателя рассказывалось в ноябрьском, об изготовлении электронного реле — в майском номерах за 1970 год, а некоторые сведения об указателях поворота были опубликованы о июльском номере за 1965 год.
Согласно действующей ныне нормам, разработанной НИИавтоприборов совместно с ВНИИмотопромом. мотоцикл мотороллер или мопед должен иметь спереди и сзади по два фонаря указателей — два левых и два правых. В случае, если их свет виден одновременно спереди и сзади, допускается совмещение двух указателей в одном корпусе.
Рис. 1. Электрическая схема указателей поворота:
1 — центральный переключатель;
2 — реле указателя поворота:
3 — переключатель;
4 — передний и задний фонари левой стороны;
5 — штепсельная розетка;
6 — вилки фонарей указателей правой стороны и коляски;
7 — фонари указателей мотоцикла;
8 — фонари указателей коляски.
Расстояние, между крайними внутренними точками рассеивателей фонарей не может быть менее 150 мм для мотоциклов-одиночек или 600 мм для мотоциклов с коляской. Указатели, расположенные на руле, должны отстоять один от другого по меньшей мере на 500 мм. Кроме того, фонари как задние, так и передние на мотоциклах одиночках следует размещать на равном расстоянии от оси симметрии машины, на одинаковой высоте и в одной плоскости.
Передние указатели должны находиться на высоте не более 1300 мм и не менее 400 мм от земли, задние — на высоте не более 1000 мм и не менее 400 мм от земли. Указатель на боковом прицепе располагается на высоте от 400 до 800 мм.
Если мотоцикл, укомплектованный коляской, время от времени эксплуатируется как одиночка, его необходимо оборудовать соответствующими приборами и с правой стороны, предусмотрев, однако. возможность подключения вместо них указателей прицепа. Для этого в схему вводят специальную штепсельную розетку или штепсельный разъем, как показано на рис.1.
Рис. 2. Так установлены фонари указателей на ИЖ-ЮЗ с коляской
На коляске можно применять два указателя — один сзади, другой спереди, или один в высшей точке крыла коляски при условии, что его свет виден и спереди и сзади. Примером такой установки фонаря может служить мотоцикл ИЖ Юпитер З с коляской (рис. 2).
Рис. 3. Углы видимости фонарей указателей поворота на мотоцикле.
Многие мотоциклисты подключают к реле-прерывателю лампы габаритных фонарей, используя их и как указатели. Такую «рационализацию» нельзя одобрить, потому что при этом не обеспечиваются нужные углы видимости и яркость указателей поворота, оговоренные нормалью (рис. 3).
В соответствии с «Правилами движения» разрешается устанавливать указатели белого и оранжевого цвета впереди и оранжевого и красного сзади.
Рис. 4. Установка фонарей ПФ-10 на фаре.
К перечисленным требованиям добавим еще одно: фонари следует располагать так, чтобы они не разбились при случайном падении мотоцикла. С этой точки зрения ручки руля наименее подходящее место. Спереди лучше всего смонтировать фонари на кронштейнах крепления фары (рис.4), а сзади — на крыле. Рекомендуем фонари ПФ-10 (раньше их ставили на автомобили и мотоколяски в качестве подфарников). У них металлический корпус и выпуклый рифленый рассеиватель красного (ПФ-10П) или белого (ПФ-10Н) цвета. В передних надо ставить лампочки мощностью не меньше 10 вт, в задних — не меньше 15 вт. Если же используются фонари с зеркальным отражателем (типа велосипедной фары), мощность лампочек может быть снижена вдвое.
Пригоден для мотоциклов имеющийся в продаже новый задний фонарь мотороллера «Вятка», изготовленный в виде трехсекционной световой панели. Средняя секция — задний фонарь и стоп-сигнал, две оранжевые крайние — указатели поворота. Фонарь не портит внешнего вида машины и легко монтируется, указатели хорошо видны издалека.
Следующий узел схемы — переключатель. Наиболее приемлем из существующих — П25А (или П-200). используемый при включении ближнего дальнего света на мотоциклах. Для его установки на руле не требуется никаких переделок.
Рис. 5. Размещение реле-прерывателя в фаре.
Реле-прерыватель обычно размещают в фаре (рис. 5) или инструментальном ящике.
Наконец, для контроля за лампами указателей (если их свет не виден водителю) ставят сигнальную лампу (6в; 1,5 вт) на кожухе фары или в другом удобном месте. Она начинает учащенно мигать, если вышла из строя лампа указателя поворота.
Как видите, затраты невелики, работа несложная, а выигрыш неоспорим.
Как поменять поворотники на мотоцикле
Привет, друзья!
Наконец-то дошли руки выложить подробный фотоотчет по улучшайзингу моего Корча, а также первый опыт по E-Bay сервису. В целом этот и последующий обзор коснутся замены:
-зеркал;
-поворотников;
-рычагов сцепления и тормоза (это оказалось совсем не простой задачей, поэтому будет вынесено в отдельный топик);
-защита рук.
Дальше много текста и очень много фото. Пост получился большим, поэтому замена рычагов будет в отдельном топике. В общем, кому интересно, прошу под кат.
Началось все с банального: от вибрации (а может зацепил кто-то) отломалось крепление заднего поворотника. Наскоро заколхозил:
и позвонил на разборку. Решил взять сразу комплект: благо пришел свежий мот. Но цена (600 грн. = ок.2400руб. за б/у) показалась мне ни разу не гуманной. Полез искать в интернеты. По нашим сайтам цены, да и выбор, как-то особо не порадовали, поэтому отправился на E-Bay. А там… глаза разбегаются. Короче не буду напрягать маркетинговыми исследованиями, но, кроме поворотников, решил также поменять зеркала, поставить короткие рычаги и защиту рук. Несколько вечеров потратил на выбор конкретных продуктов, параллельно читая форумы, заглядывая в каталоги з/ч относительно соответствия.
В конечном итоге оформил доп. карту для расчетов в PayPal и оформил заказ. Все было заказано из Китая и Гонконга с условием бесплатной доставки.
(если кому-то будут интересны детали E-Bay покупок, спрашивайте, отпишу подробно).
Дошли все посылки, при чем довольно быстро: от 2 нед. (наклейка на бак) до 1 мес (остальное).
Зеркала
Штатные зеркала имеют хороший обзор, не болтались и не были особо потрепанными, но захотелось что-то красивше. Прибыли вот такие:
Все было качественно упаковано в мягкую обертку, ничего не побилось.
Но размер самих зеркал в первую минуту огорчил — маленькие какие-то… К тому же стекло оказалось слегка затонировано голубым. С другой стороны качество хорошее, аллюминий выглядит прочным, крепеж весь, даже больше, чем нужно, тоже хорошего качества. Также в комплекте несколько шестиграннников.
Сама замена не представила никаких сложностей, труднее оказалось их выставить, учитывая меньший обзор. Однако если поиграться, то можно найти оптимальное положение. Хотя теперь часто приходиться взгляд в зеркала дополнять полуповоротом головы для оценки «мертвой зоны».
Зато по сравнению со стоковыми лапухами такие здесь больше к месту 😉
Кстати, для этого мота, а также для других, где приличные вибрации не лишне после поиска оптимального положения закрепить все на резьбовой герметик. Но даже без него пока ничего не открутилось и не разболталось.
Первый, кто оценил обновки — мотоКОТЭ. 🙂
Поворотники
Здесь все получилось гораздо интереснее, но и сложнее. Впрочем по порядку. Вот, что я заказал и получил.
Мне понравилась форма, меньшая длина, а главное, — наличие резиновой соединительной муфты для виброгашения.
Поскольку это LED, нужны были также резисторы, имитирующие сопротивление ламп накаливания. Долго рылся по интернетам, выясняя их оптимальные параметры для получения правильной частоты мигания. Выбрал эти:
Также перед заменой запасся кусками разноцветных кабелей, термоусадкой, изолентой, клемами быстрого монтажа. Приступим.
Вначале собрал тестовый вариант.
Подключил. Мигают в точности, как штатные. Бинго!, с резисторами угадал! Светят ничуть не хуже стоковых (это было второе опасение, т.к. читал много разочарований). Дальше открутил фару, тут все понятно. Теперь смотрим по крепежу.
Вот так это будет, примеряем:
Теперь окончательно доводим до ума форму, — все должно быть аккуратно, крепим на уголок резисторы.
Дальше припаиваем кабели, надеваем термоусадку. После этого отрезаем штатные разъемы, припаиваем к новым поворотникам, надеваем термоусадку вначале на пайку, а затем на кабели. Вот, что получается.
Все, можно ставить. Соединяем резисторы клеммами быстрого монтажа, свободные концы изолируем.
Фару на место и уваля!
Теперь задница. Здесь немого проще с точки зрения размещения резисторов, но тяжелее доступ к разъемам. Для этого нужно снять номерной знак и опорную пластину заднего крыла:
Теперь можно снять поворотники. Аналогично передним перепаиваем разъемы и ставим новые поворотники. Для них также ничего не пришлось сверлить. А вот резисторы решил разместить по водительским сидением. У МТ-03 там свободного пространства крайне мало, но нужное нашлось. Здесь рядышком проходят кабеля обоих поворотников и общая масса, поэтому распайка иная:
А само место и положение резисторов с подсоединенными клеммами выглядит так:
На фото не видно, но они стоят ниже уровня рамы, так что сидение не задевает.
Вот, что получилось в итоге.
Лично мне результат нравится. Особенно поворотники. Светят отлично, частота мигания Ок. А за счет отражателя открытого кверху сразу заметно, если забыл выключить.
ПЫСЫ: На финальных фото уже стоят новые рычаги, но о них в следующем посте.
МОЙ МОТОЦИКЛ
Светодиоды, в последнее время, во много преобладают над обычными лампочками и прочими элементами освещения. Не оставили в стороне они и мотоциклы. Немало народу старается переоборудовать свои поворотники на светодиодные, да и сами мотопроизводители(не все конечно) потихоньку внедряют эти экономичные осветители. Но в этом посте пойдет речь именно о светодиодах в поворотах.
Штатные реле поворотов встречаются с двумя и стремя выводами. Если на вашем мотоцикле с тремя, — считайте, повезло: такому реле все равно, с какими световыми приборами взаимодействовать. А вот двухвыводные со светодиодами сосуществовать не желают.
Чтобы понять, почему, посмотрим, как работают простейшие приборы, вроде тех, что устанавливали на советскую технику и старые скутеры. В них миганием ламп управляет металлическая нить, расположенная в корпусе реле. Когда поворотники вы-ключены, она сжимает контакты, при включении указателей ток проходит через кон-такты и нить. Нить нагревается, растягивается, между контактами образуется зазор, соответственно, ток перестает течь — и лампочки гаснут. Нить остывает, укорачивается и сжимает контакты — лампы снова загораются… Если одна из ламп перегорела, потребляемого тока недостаточно, чтобы нагреть нить — и уцелевшая лампа светит постоянно. Некоторые современные двухвыводные электронные реле ведут себя так же. В сочленении с другими уцелевшая лампа, наоборот, начинает мигать очень часто и тем самым как бы предупреждает водителя о неисправности.
Но ведь светодиоды потребляют в несколько раз меньший ток, чем лампочка — вот почему светодиодные указатели поворотов в электросхеме с двухконтактным реле либо горят постоянно, либо моргают как сумасшедшие. Но не расстраивайтесь — сбрендившую электронику нетрудно усмирить.
СПОСОБ ПЕРВЫЙ: ОБМАНУТЬ. Самый простой и самый неудачный способ — когда параллельно новым поворотникам подключают штатные лампы и прячут их с глаз подальше куда-нибудь в глубь мотоцикла. Учтите, мощность ламп велика, и пока вы с включенными поворотниками будете ждать, когда загорится стрелка светофора, лампы успеют разогреться до ста и более градусов и расплавить окружающий их пластик. А кроме того, их нужно надежно закрепить — иначе от вибрации или разобьется стекло, или разорвется нить накаливания.
Обманите грамотно! Подскажу как: при помощи дополнительных резисторов. Их тоже устанавливают параллельно поворотникам, причем достаточно по одному на правую и левую стороны мотоцикла. Можно подобрать резисторы методом проб и ошибок (они недорогие) из 20- ваттных с номиналом 5-20 Ом — чтобы лампы моргали приблизительно 90+20 раз в минуту (по ГОСТ). Но радиотехнические детали не предназначены для работы при вибрации, и если их неудачно закрепить, быстро развалятся. Резисторы желательно установить снаружи — здесь они будут лучше охлаждаться да и ничего не расплавят. Если, конечно, не умудритесь прикрепить их к пластику. Другое дело, «за бортом» их может повредить сырость. Кроме того, их нужно тщательно изолировать от «массы» — чтобы не произошло короткого замыкания.
В продаже встречаются специальные дополнительные сопротивления. Комплекты светодиодных поворотников некоторых фирм уже содержат такие детали, они хорошо заизолированы, но учтите, детали с керамическим корпусом недолговечны(первое фото): уже через год могут рассыпаться. Металлические же корпуса прочные, надежные, у них есть проушины для крепежа и ребра для охлаждения. Всем хороши эти детали… кроме цены — она сравнима со стоимостью поворотников. Кроме того, дополнительные резисторы сводят на нет важное преимущество светодиодов — малый потребляемый ток. Может, для «литрового» супербайка это и не столь важно, но для скутера с его слабеньким генератором сэкономить лишний десяток ватт не помешает.
СПОСОБ ВТОРОЙ: ЗАМЕНИТЬ РЕЛЕ. Если вы разбираетесь в электрике, рискните самостоятельно заменить двухконтактное реле трехконтактным. Один из трех контактов подключите к «массе» мотоцикла. Какой именно — выясните, изучив электросхему мотоцикла, для которого прибор предназначается «по штату». Обычно электронные реле поворотов очень надежные — их можно смело покупать на «разборках». Но при покупке все-таки попросите проверить их работоспособность, заодно и узнаете, какой вывод куда подключать. При установке придется перепаять разъем вашего аппарата. Найти в нем «плюс» просто — включите зажигание и подсоедините поочередно к обоим проводам вольтметр или лампочку, подсоединенные вторым выводом к «массе». Провод, на котором «плюса» не будет, идет к переключателю на руле. Разбираться в его подключении придется самому — инструкций к ним не прилагают.
Главный недостаток переделанного реле: оно уже не известит водителя о перегорании поворотника. Кроме того, оно оборудовано механическими контактами, а они, как любая механика, менее надежны, чем электроника. Но этим недостатком можно пренебречь: «светодиодные» токи слишком малы, чтобы контакты подгорели.
СПОСОБ ЧЕТВЕРТЫЙ:СДЕЛАЙ САМ РЕЛЕ:
Если вы в принципе любите мастерить, соорудите полностью электронное реле поворотов. В нем нет механических контактов и оно будет с одинаковым успехом работать и с лампочками, и со светодиодами. Но в таком реле кроется и недостаток: оно сразу же начинает работать при включении зажигания. Предугадать, сразу ли загорятся поворотники при включении переключателем на руле или чуть погодя невозможно.
В основе самодельного реле — таймер NE555 (его можно заменить отечественным аналогом КР1006ВИ1, но надежности не гарантирую). Он управляет силовые полевым транзистором IRFU5305. Его можно заменить аналогичной по свойствам деталью с P-каналом. Причем сопротивления нужны только в случае, если установите аналог. IRFU5305 прекрасно обходится и без резисторов. Сопротивления R1, R2 и конденсатор С1 нужно подобран опытным путем — от них зависит частота мигания поворотников. Единственное требование: сопротивление резистора R1 должно быть 10 раз меньше, чем у R2 При подборе деталей отправной точкой могут стать значения R2 200 кОм, а С1 — 2,2-4,7 мкФх50 В. Чем меньше величина сопротивления и емкость конденсатора тем чаще будут мигать указатели поворотов. Все это можно разместить в корпусе любого автомобильного реле — на ближайшей станции техобслуживания у элетриков наверняка найдется такое, которое не жалко подарить.
Кроме этих советов, вариантов переоборудовать повороты и реле на светодиоды, которые придумывают народные умельцы, думаю еще хватает. Друг мой сам себе менял и переделывал повороты на спортбайке и это ему удалось. Информацию постараюсь вам выложить как нибудь на сайте. Также, если у вас. уважаемые посетители сайта есть свои варианты то пишите не стесняйтесь.
Автор основного технического материала Андрей СУСЛОВ; источник Журнал МОТО.
Как переобустроить реле поворотов на светодиодные: 2 комментария
Ваша статья практически бесполезна. На заглавной фотографии поворотники которые работают без реле. Речь не просто о том, чтобы заменить лампы накаливания светодиодными лампами, а о том, чтобы поменять поворотники на светодиодные целиком. Сейчас для большинства Поворотников реле не требуется, а об этом в статье ни слова. Они могут работать просто от аккумулятора, там 2 режима либо есть питание либо нет. Сейчас это абсолютное большинство светодиодных поворотников.