Как получают номера на авто в китае
Блог о Китае
В статье расскажем, какие требования выдвигают для получения номеров и за какую цену их можно приобрести в крупных городах Китая
С каждым годом все сложнее получить автомобильные номера в крупных городах Китая. Просто приехать и получить номера не получится, можно либо участвовать в лоторее и ждать несколько лет, либо стать участником аукциона. Ниже представим Вам актуальные цены на автомобильные номера для частных лиц и компаний с аукционов в Гуанчжоу, Шанхае и Шэньчжэне.
Самая низкая проходная цена для частных лиц
Средняя цена на аукционе для частных лиц
Самая низкая проходная цена для компаний
Средняя цена на аукционе для компаний
22800¥ / 260000 рублей
27542¥ / 316 000 рублей
45000¥ / 500 000 рублей
62128¥ / 715 000 рублей
56000¥ / 640000 рублей
65773¥ / 750 000 рублей
85900¥ / 980 000 рублей
91607¥ / 1 050 000 рублей
91200¥ / 1 050 000 рублей
91265¥ / 1 060 000 рублей
160000¥ / 1 830 000 рублей
166079¥ / 1 900 000 рублей
В таблице представлены цены на обычные (синие) номера по состоянию на июнь 2021 года в юанях RMB и российских рублях.
Не хотите платить за номера? Есть выход!
Для электромобилей и подзаряжаемых гибридов предусмотрены зеленые номера, которые можно получить бесплатно (пока).
Либо можно получить номера в соседнем городе, их стоимость обычно не превышает 1000 юаней, но тогда Вы столкнетесь с ограничениями, о которых речь пойдет ниже.
Требования к получению номеров в Китае
Необходимо помнить, что кроме покупки самого номера для участия в аукционе необходимо также удовлетворить ряд требований (которые могут меняться в зависимости от города):
В небольших городах требования намного ниже, участие в аукционе не требуется, а для иностранцев нужно только иметь временную регистрацию в этом городе и визу сроком более чем 180 дней.
Постоянно ужесточающиеся требования и невозможность прямой покупки номеров, породили целый сектор сомнительных услуг связанный с автомобильными номерами 京A.
Также здесь можно взять номер в аренду. В 2021 году по данным, представленным в интернете, аренда номера на один год варьируется от 8тыс. до 15тыс. юаней.
Какие существуют ограничения на не местные номера?
Из-за крайне высоких цен многие предпочитают получать номера в соседних городах или провинциях, где требования на приобретение номеров ниже (покупка может стоить всего несколько сотен юаней).
В связи с этим, многие города ввели ограничения на автомобили с номерами других городов. Например, в Гуанчжоу все машины кроме 粤A могут ездить только 4 дня подряд, после чего обязаны либо не выезжать на дорогу в течение 4 дней, либо выехать из города. В Шэньчжэне и Шанхае введен запрет для не местных номеров на передвижение на дороге в час пик ( 7:00-9:00 и с 17:30 до 19:30). В Пекине можно ездить только по определенным дням в зависимости от последней цифры в номере, например: в понедельник нельзя ездить автомобилям с цифрой в номере 1 и 6, во вторник 2 и 7 и т.д.
Почему автомобильные номера в Шанхае дороже автомобилей
Простого решения проблемы с транспортом на сегодняшний день нет, но страны, города и отдельные компании пытаются использовать различные варианты снижения потерь. Одни инвестируют в общественный транспорт, другие увеличивают дорожную сеть, третьи пытаются заранее ограничить количество автомобилей в городе административными методами — повышая налоги или вводя дополнительную плату за регистрацию машины.
Китай имеет преимущество перед развитыми странами: несмотря на быстрый рост количества автомобилей, спрос населения на них далек от насыщения.
Сегодня по дорогам страны ездят более 140 млн машин (и еще более 110 млн мотоциклов, мотороллеров и мопедов). Для почти полуторамиллиардного населения это совсем немного, в Европе соотношение машин и людей выше в разы. А значит, у Китая есть время, чтобы попытаться заранее понять, как решать надвигающуюся проблему пробок и загрязнения воздуха. Правда, времени не так много: за год автопарк в стране увеличивается на 20-22 млн автомобилей.
Выигрышные номера
Очевидный способ сдержать рост количества автомобилей в городах — ограничить возможность их покупки. Учитывая, что машины необходимо регистрировать, проще всего выдавать покупателям столько номеров, сколько сочтет нужным местная власть, а автомобили с номерами из других регионов пускать в город только за деньги или не пускать на самые загруженные магистрали вовсе. Вопрос лишь в организации процесса: желающих приобрести дефицитный номер будет намного больше, чем самих номеров. Вариантов, по большому счету, три: создать очередь и выдавать знаки тем, кто раньше в нее встал, разыгрывать номера в лотерею или продавать их за деньги.
На сегодняшний день в Китае шесть городов установили ограничения на выдачу номерных знаков. Первопроходцем в этом деле стал Шанхай, который ввел аукционную систему продажи автомобильных номерных знаков еще в 1986 году, правда, тогда она не была востребована в силу бедности населения и низкого спроса на машины. Реальная работа началась в 1994 году. За прошедшие годы система торгов много раз менялась: власти набивали шишки в борьбе со спекулянтами и коррупционерами, вводили ограничения для иногородних, создавали компьютерную инфраструктуру, меняли количество продаваемых номеров, предлагали преференции покупателям отечественных машин — и отказывались от преференций. В более-менее нынешнем виде аукционная система существует с 2008 года.
Намного позже, в 2011 году, власти столицы страны Пекина поняли, что не справляются с наплывом автомобилей, число которых в городе приблизилось к 5 млн. Но они решили пойти более «справедливым» путем — распределять ограниченный ресурс через ежемесячную лотерею. Сначала власти разыгрывали 250 000 номеров в год, но с 2014 года снизили это число до 150 000. Спрос же тем временем продолжал расти. В результате, если в 2011 году номер получал один участник лотереи из десяти, то к весне 2014 года соотношение достигло уровня 1:150.
В небольшом провинциальном городке Гуйян с населением 4 млн человек и 1 млн автомобилей пошли по столичному пути: там тоже ежемесячно проводится лотерея, но количество разыгрываемых номеров — всего 24 000 штук в год. В Гуанчжоу власти решили совместить лотерею и аукцион: половина из 120 000 номеров в год разыгрывается среди счастливчиков, остальные продаются за деньги. Гибридная система действует также в Тяньцзине и Ханчжоу.
Шанхайская система
По официальным данным на конец 2013 года, в Шанхае насчитывалось около 1,8 млн частных автомобилей с местными номерами, несколько сотен тысяч государственных и примерно 0,5 млн «приезжих». По мнению властей, центр города в состоянии выдержать до 2,5 млн машин, то есть точка насыщения уже близка, несмотря на то что часть водителей не выезжает за пределы окраинных районов. Поэтому в 2014 году будет выдано всего 100 000 номеров, большую часть из них получат жители города, остальное — компании. Иногородние автомобилисты ранее также могли претендовать на покупку шанхайского номера, но с нынешнего года решено закрепить это право только за местными жителями.
Способ проведения аукциона за последние годы менялся несколько раз: если в самом начале он проходил в виде «живых» торгов в специальном зале, то сейчас ставки делаются через интернет. Нынешняя формула была введена в 2008 году и с тех пор почти не менялась.
Все начинается с внесения на счет аукциона безвозвратного взноса в 2000 юаней ($320), в обмен на который будущий участник торгов получает код доступа в систему. Сам аукцион проходит каждую третью субботу месяца. Процедура состоит из двух шагов. Сначала с 10 до 11 часов утра все участники должны сделать первую ставку. После этого электронная аукционная система определяет цену отсечения, с которой, согласно алгоритмам, должно согласиться достаточное количество участников. На втором этапе, формально продолжающемся полчаса (в реальности — несколько минут или даже секунд), участники могут сделать еще одну или две ставки в небольшом диапазоне вокруг назначенной цены. При этом те, кто еще на первом этапе сделал более высокую ставку, могут ее оставить (и гарантированно получить табличку с номером) или снизить до разрешенного коридора. В случае если количество ставок на втором этапе превысит количество номеров, победители определяются исходя из времени второй ставки: чем раньше — тем лучше.
В реальности, учитывая огромный спрос на номера, все «соревнование» сводится к тому, кто быстрее сделает ставку в районе верхней границы коридора на втором этапе. Это не так просто, как может показаться. Дело в том, что организаторы аукциона не хотят, чтобы в торгах участвовали «роботы», поэтому процесс специально усложняется: людям надо ввести три или четыре специальных кода (по сути, «капчи»), что занимает некоторое время и требует особой ловкости пальцев.
Самый дорогой кусок железа
Шанхайские автомобильные номера часто называют самым дорогим куском железа в мире. В 2002 году — в начале продолжающегося до сих пор периода роста цены — металлическая пластинка с номером обходилась покупателям примерно в 15 000 юаней ($1800). В то время аукцион проходил по простой схеме: все участники в закрытом режиме делали свою ставку, после чего несколько тысяч лучших предложений (по числу выставленных на торги номеров) удовлетворялись. Заранее предсказать цену отсечки при такой схеме крайне сложно, поэтому покупатели были вынуждены делать завышенные ставки, с каждым месяцем поднимая их все выше и выше.
В 2007 году средняя цена номера выросла до 56 000 юаней ($7400). Безудержный рост стоимости права на автомобиль заставил местные власти принять срочные меры по охлаждению рынка. Была введена новая система торгов (в основном сохранившаяся до сих пор, см. выше), в результате чего средняя цена рухнула до 23 000 юаней ($3000). Впрочем, сразу после этого рост возобновился.
Исторического максимума стоимость шанхайского номерного знака достигла в марте 2013 года. «Счастливчики», победившие в аукционе, в среднем выложили по 91 898 юаней ($14800). В китайских газетах тогда писали, что на такие деньги можно купить пару дешевых отечественных машин, еще и сдача останется. Несмотря на запредельные цены, на каждого победителя тогда пришлось почти двое проигравших. Аналитики рынка (и такие есть) начали говорить о скором пересечении психологически важной отметки в 100 000 юаней ($16 130) за номер. Однако не сложилось: власти в очередной раз приняли меры по охлаждению рынка, увеличили срок «блокировки» номера (время, в течение которого машину с номером нельзя продать), временно увеличили объем предложения. Понятливый рынок отреагировал, как и ожидалось: цены упали до рекомендованного местным правительством уровня — около 75 000 юаней ($12 000).
Опыт и немного наглости
Торги автомобильными номерными знаками по заказу властей города проводит компания Shanghai International Commodity Auction Co. Штаб-квартира компании расположена в одном из больших офисных зданий на Фужоу-роад, там же арендуют офисы десятки фирм, формально не имеющих отношения к происходящему в компьютерах аукционного дома, но находящихся здесь совсем не случайно. Агенты этих фирм «отлавливают» автомобилистов, пришедших подавать заявку на участие в аукционе, и делают им заманчивые предложения: за скромную сумму от 900 до 5000 юаней ($145-800) они могут повысить вероятность выигрыша в аукционе без необходимости делать завышенную ставку.
Смысл услуги заключается в том, что на основе опыта работы с торговой системой и знания психологии покупателей, агенты могут очень быстро сделать нужную ставку, «попав» в правильный диапазон. При этом они натренированы быстро распознавать защитные коды («капчу») при вводе данных, что дает дополнительный выигрыш во времени. Естественно, удачный «выстрел» получается не каждый раз, но они и не дают 100-процентную гарантию и возвращают деньги в случае неудачи. Вроде бы все честно.
С другой стороны, такой бизнес напоминает классическое мошенничество: если агентская фирма заключит договоры с несколькими десятками клиентов, то ставки некоторых из них выиграют и без особой «магии», то есть агентство гарантированно получит какую-то сумму, по сути ничего не делая, точнее, технически делая ставки за клиента. Оформляется это все как «консультационные услуги» и не является преступлением в Китае.
Черный рынок
Если государство устанавливает какие-то ограничения, всегда найдется некоторое количество людей, готовых помочь эти ограничения обойти. Автомобильный рынок в городах с лимитированной регистрацией процветает — пусть даже в «черном» или «сером» режиме.
Так, до недавних пор шанхайские номерные спекулянты использовали пробел в правилах, чтобы перепродавать полученные на аукционе знаки. Согласно правилам, покупатель номера для новой машины не мог продавать машину в течение нескольких лет (в разное время этот срок колебался от 3 до 10 лет). Но в правилах ничего не было сказано про новые номера, устанавливавшиеся на старые машины. Номер просто ставили на б/у машину и продавали вместе с ней. Однако в прошлом году эту лазейку закрыли, запретив продавать старую машину в течение года после установки номера.
Обойти правила получения номеров в Шанхае крайне сложно.
Единственный вариант — так или иначе воспользоваться старой машиной с уже зарегистрированным номером. Но особого нарушения в этом нет: количество машин в городе в результате таких операций не увеличивается. Более того, руководство города недавно объявило, что намерено привести к цивилизованному виду дикий вторичный рынок: действующие номера можно будет продать и купить официально, через ту же аукционную систему.
В Пекине же процветает «номерной» черный рынок: номерные знаки, выигранные в лотерею, легально или нелегально сдаются в аренду за несколько тысяч юаней в год или продаются за несколько десятков тысяч (сообщается и о сделках на сумму 100 000 юаней). Вместо получения денег в бюджет, как в Шанхае, власти Пекина почему-то предпочитают кормить спекулянтов.
Миллиарды на завтра
Доходы от аукционов номерных знаков поступают в бюджет Шанхая. Доходы эти весьма велики и быстро растут. По данным китайских официальных источников, только с 2002 по 2010 год выручка от продажи номеров составила 23 млрд юаней ($3,3 млрд). На следующий год автолюбители принесли в казну еще 5,1 млрд юаней ($0,8 млрд), в 2012-м город получил 6,7 млрд юаней ($1,1 млрд), а в 2013-м — уже 9,4 млрд юаней ($1,5 млрд). За первое полугодие 2014 года Шанхай заработал на номерах 4,7 млрд юаней ($0,76 млрд) — и это при проведении политики охлаждения рынка.
Небольшая часть вырученных денег (плата за право сделать ставку) идет на поддержание системы, а основная — на строительство и содержание инфраструктуры общественного транспорта, покупку новых автобусов и поездов и субсидирование проезда в общественном транспорте для жителей города. Десятки миллиардов юаней, вложенные в общественный транспорт в числе инвестиций из других источников, превратились в самое длинное (более 500 км) и быстрорастущее метро в мире, более тысячи автобусных маршрутов, поезд на магнитной подушке до аэропорта и низкие цены на билеты.
С помощью аукционной системы и искусственного сдерживания развития автотранспорта Шанхай создал для себя запас времени и средств на построение современной общественной транспортной системы, которая в конечном итоге избавит многих жителей города от необходимости покупать машину и тем более вторую или третью, как это принято в развитых странах.
Впрочем, в ближайшие годы Шанхай немного отступит от этого плана. Уже в этом году к стандартной аукционной квоте будет добавлено некоторое количество номеров, предназначенных для электромобилей. Покупатели «зеленых» машин как китайского производства, так и иностранного смогут зарегистрировать их без аукциона, лотереи и ожидания. Это больше похоже на символический шаг: вряд ли объем покупок таких машин достигнет значительных величин в обозримой перспективе, а значит, они не будут создавать заметные проблемы с движением в городе.
Сколько стоит владеть автомобилем в Шанхае
В Шанхае автомобиль уже давно не средство передвижения, а показатель статуса его владельца. Стоимость содержания автомобиля здесь включает не только привычные для нас расходы на страховку, ремонт, бензин и парковку, одной из существенных статей расхода является получение номеров. Магазета попыталась разобраться, во сколько обходится владение автомобилем в Шанхае.
Получение номеров
Число желающих влиться в автомобильный поток в Шанхае превышает возможности городской инфраструктуры, поэтому местное правительство пытается сдержать автолюбительский пыл и неплохо на этом зарабатывает. В 2017 году прибыль от аукциона принесла в казну города 12 млрд юаней – 2% от бюджета Шанхая.
Получить номера (а только с ними вам продадут автомобиль) можно на ежемесячном аукционе. В среднем, номера обойдутся в 88 000 – 92 000 юаней (880 000 – 920 000 рублей), если вы не торопитесь. Обращение к «посреднику» (黄牛) ускорит процесс до 2-3 месяцев, но увеличит стоимость до 120 000-130 000 (1.2-1.3 млн рублей).
Более дешевый вариант – зарегистрировать автомобиль в другом городе, но в этом случае можно потерять в правах: например, передвигаться по городским эстакадам в часы пик можно только с местными номерами.
Покупка автомобиля
В Китае предпочитают покупать новые автомобили, рынок поддержанных авто только развивается. Здесь, конечно, все зависит от того, какой имидж обладатель автомобиля хочет демонстрировать окружающим. Так как это важное вложение в будущее – например, невесту без автомобиля в Шанхае найти трудно, молодым людям часто помогают родители.
Стоимость зависит от производителя и класса. Но в среднем, расчет идет на 90 000 – 130 000 юаней за японскую или немецкую марку местной сборки. Плоды местного автопрома дешевле.
Налог на покупку нового автомобиля составляет 10%. Если автомобиль стоит 100 000 юаней (1 млн рублей), то налог составит 8 547 юаней (100000/1.17 (вычет 17% НДС) * 10%). Транспортный налог составляет 450 юаней в год (для автомобилей 1.0-1.6 л); регистрация – 500 юаней. Чтобы рассчитать полную цену авто при покупке, проще воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами.
Страховка
Стандартная ставка обязательного страхования (交强险) для автомобилей с числом мест не более шести составляет 950 юаней в год, но с 2018 года стоимость страховки зависит от истории вождения. За каждый безаварийный год ее будут снижать на 10%, максимум – 30%. За две аварии без жертв в год ставку будут повышать на 10%, а если водитель стал причиной смерти – он будет платить на 30% больше.
Добровольное страхование зависит от пакета. Стандартный пакет составляет от 3900 до 6200 юаней в год на автомобиль стоимостью 100 000 юаней. Его размер зависит от страховой суммы. Общая сумма расходов на страховку составит 4850-7150 юаней.
Стоянка, техосмотр и ремонт
Техническое содержание автомобиля в Шанхае может обходиться совсем недорого – 600 юаней в год. Зимние шины здесь не нужны, а масло многие китайские автолюбители могут менять редко. Хотя более щепетильные водители рекомендуют закладывать 4000 юаней в год, если автомобиль стоит около 100 000.
Техосмотр – 200 юаней за раз. Плюс 500-800 юаней за расходные материалы, в зависимости от автомобиля. Некоторые бренды предлагают бесплатный ТО на протяжении гарантийного срока. Автомобили старше 15 лет проверяют два раза в год, а значит расходы еще выше.
Мойка обойдется 25-50 юаней за раз. Если мыть два раза в месяц (в Шанхае не так пыльно), то в год расходы составят 600-1200 юаней. Если покупать годовую карту, то можно снизить расходы до 500 юаней в год.
В Шанхае практически нет мест с бесплатной парковкой и стоянкой. Стоянка в жилых компаундах и возле домов (как правило, в центре, где нет подземных парковок) стоит 100-300 юаней в месяц. Стоянка в офисных зданиях также стоит около 200 юаней в месяц. Парковка в центре города стоит от 15 юаней в час (после первого часа каждые последующие полчаса +10 юаней).
Бензин, платные дороги и штрафы
92-й бензин в Шанхае стоит 7.1 юаней за литр. Если автомобиль потребляет 8 литров на 100 км, а в год набирается пробег в 10 000, то расход на бензин составит 5 680 юаней.
Средняя стоимость километра платной скоростной дороги за пределами города – 0.4 юаня. Если в год вы сделаете пять поездок в Ханчжоу (200 км), то потратите 800 юаней.
Средний штраф составляет 200 юаней. Помимо штрафа, за нарушения также дают баллы. Если их число превышает 12, то водителя лишают прав, пока он не пересдаст теоретический экзамен. Чтобы избежать этого, баллы за несерьезные нарушения можно списать, обратившись к «посреднику», что тоже обойдется в среднем в 200 юаней за балл.
Итого
Прежде чем выехать на узкие улочки Французской концессии, будущий автолюбитель должен быть готов выложить 190 000 – 240 000 юаней (1.9-2.4 млн рублей) за автомобиль, налог и, конечно, номера.
Последующие расходы будут зависеть и от стоимости автомобиля, и от образа жизни его владельца. При среднем уровне расходов (страховка, техосмотр, мойка, стоянка, бензин, платные дороги и штрафы) в год шанхайский автомобилист тратит 17 000 – 30 000 юаней, то есть 1400-2500 (14 000 – 25 000) юаней в месяц.
Особая благодарность шанхайским автолюбителям Ивану Мельникову и Dictose за помощь в подготовке материала.
Дла заглавной иллюстрации использовано фото Financial Times.
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.
Нихао! Меня зовут Полина, и я редактирую материалы на Магазете уже больше 10 лет.
Почти все авторы присылают нам свои статьи из чистой любви к Китаю, а мы предлагаем им площадку, на которой они могут поделиться своим уникальным опытом. Мы – сообщество энтузиастов.
Поддержите Магазету и помогите сохранить её бесплатной и без рекламы.
Автор: Ольга Мерёкина
Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.
Особенности номерных знаков в Китае
Первые номера появились в Поднебесной вместе с первыми авто, в начале ХХ века. Внешний вид их существенно не менялся до 2007 года, на табличке была указана провинция, где был выдан номер, и 5 произвольных букв и цифр. Такая схема в свою очередь создала благоприятную среду для процветания коррупции. Начиная с 2007 года, процесс выдачи номеров полностью автоматизирован. Он исключает возможность появления коррупционных схем и на основании компьютерного алгоритма генерирует абсолютно случайные регистрационные номера авто. Контролирует весь процесс Министерство общественной безопасности. Оно же проводит аукционы необычных номерных знаков в различных городах и провинциях.
Труднее всего дела обстоят у жителей столицы. Для получения номера в Пекине сначала надо получить разрешение на участие в лотерее и только после этого выиграть. Розыгрыш номерных знаков машины проходит 26 числа каждого месяца. Из 400 тысяч желающих получить заветную табличку выигрывают 12-15 тысяч жителей. При ожидании номера в течении 2-х лет шансы на победу умножаются на два.
Стоимость изготовления номера на автомобиль:
РОССИЙСКИЕ НОМЕРА (1 ПЛАСТИНА ) | 700 рублей |
РОССИЙСКИЕ НОМЕРА ( КОМПЛЕКТ ) | 1200 рублей |
ПОДАРОЧНЫЕ НОМЕРА ( 1 ПЛАСТИНА ) | 1 000 рублей |
ПОДАРОЧНЫЕ НОМЕРА ( КОМПЛЕКТ ) | 2 000 рублей |
Необходимые документы
Подобная система введена для того, чтобы ограничить количество транспорта на дороге, и избежания коллапса инфраструктуры.
Внешний вид номерных знаков
Размеры номерных знаков в Китае близки к европейскому стандарту. Большинство табличек – синие. Грузовикам достались желтые номера, а у спецслужб свой цвет и своя серия:
Транспорт, который пересекает границу материковой части Поднебесной, обязан получить внутренние номера, правило работает даже на авто из Макао и Гонконга.
В регистрационных номерах в Китае есть свои особенности. Среди них – наличие огромного количества поддельных документов и номерных знаков. Местные власти всегда предупреждают о подобном и рекомендуют пользоваться услугами проверенных агентов, чтобы избежать обмана и сложной бюрократической системы внутри страны.
Из-за того, что КНДР – это густонаселённая и трудолюбивая страна, количество комбинаций номеров тут великое множество, как и способов их подделки. Всем иностранцам рекомендуют быть предельно внимательными, если планируется какая-то операция по купле-продаже или аренде авто. Нужно тщательно проверять наличие всех документов и наличие автомобиля в базе зарегистрированных авто.
В 2018 году в Пекине уменьшат число выдаваемых регистрационных знаков авто. Планируется выдать всего 100 тысяч номеров. Последний раз такое решение принималось в 2013 году и тогда их сократили с 240 тысяч до 150. Этот факт ударил по количеству проданных авто. Процент продаж упал на 56%. На такой шаг власть решилась для того, чтобы уменьшить выброс вредных веществ в атмосферу.