Как починить авто антенну
Не работает штатная антенна. Что делать?
Признаки неисправности антенных устройств
Автодиагностика в большинстве автомобилей не может определить точную причину неработоспособности головных аудиоустройств. Поэтому ее часто приходится устанавливать по косвенным признакам. К таковым относятся:
Необязательно эти признаки указывают именно на проблемы антенных устройств, но начинать искать конкретную неисправность лучше с них.
Причины неисправности антенных модулей
К сожалению, очень часто причиной неисправности штатных антенн являются действия автомобильных вандалов. Надеюсь, они не читают этот блог. Если на антенну даже в нерабочем состоянии направить действие электрошокера, она с большой вероятностью выходит из строя. Если это активная антенна, то перегорают входные каскады антенного усилителя.
Хуже обстоит дело, если стоит обычная пассивная антенна. В этом случае высоковольтный импульс может дойти до входных каскадов автомагнитолы. Если в ней стоит ненадежная защита от импульсов высокого напряжения (разрядник), то входные каскады магнитолы могут выйти из строя, а это чревато большими неприятностями вплоть до полной замены головного устройства.
Поражение «человеческим фактором» плохо тем, что его не так хорошо видно, как прямое попадание молнии. С такими явлениями часто не приходится сталкиваться, но последствия ужасающие.
После прямого попадания молнии приходится помимо ремонта кузова заменять антенну, антенный усилитель, кабель (так как там могут быть внутренние пробои). Если высоковольтный разряд добрался до магнитолы, тогда, скорее всего, и ей каюк.
Определение конкретного места неисправности
В случае, когда конкретной причины, как в случае с молнией, не видно, необходимо буквально вручную определять причину неисправности. Если незадолго до обнаружения неисправности с автомобилем производились какие-либо ремонтные работы, в первую очередь все неисправности следует списать на них. Что может сделать «хорошего» наш брат-автослесать?
1. Перебить или порвать сигнальный кабель. В этом случае надо смотреть, в каких местах производился ремонт, возможно там пролегает трассировка кабеля.
2. Отсоединить разъем сигнального кабеля от гнезда автомагнитолы. Даже незаметное отхождение разъема от гнезда может привести к нарушению контакта. Это часто случается, когда ремонтируют печку, которая находится в зоне центральной консоли. Чтобы демонтировать штатную магнитолу иногда приходится полдня разбирать консоль. Поэтому для того, чтобы дотянуться до гнезда автомагнитолы часто лучше найти обходные пути, например, сбоку через штатные дыры или съемные панели.
3. Выпалить предохранитель. На антенну иногда идет отдельный предохранитель. Надо проверить исправность предохранителя.
4. Прикрутить антенну после демонтажа неправильно. Такую оплошность часто допускают кузовщики путем «забытия» одной из диэлектрических шайб. В таком случае антенный штырь замыкается на кузов, как и сам сигнал.
Что все-таки делать, если антенна вышла из строя классическим образом, то есть «ни с того ни с сего»?
Искать неисправность необходимо от автомагнитолы. Во-первых, надо все-таки долезть да антенного гнезда автомагнитолы. Если перемещением разъема ничего не удается сделать, его следует снять. Далее в центральный контакт необходимо вставить металлический штырь соответствующего диаметра. Подойдет гвоздь сечением миллиметра два. Далее включить магнитолу, настроить на одну из работающих станций, дотронуться до гвоздя. Человек – отличная антенна, он может «словить» сигнал станции, если она находится на расстоянии до 20 километров. Если радио зазвучало, значит, магнитола исправна.
После этого соединяют разъем, демонтируют антенну, добираются до центральной жилы кабеля перед антенной либо антенным усилителем, если таковой имеется. Отсоединяют центральную жилу и дотрагиваются до нее (без перчаток). Опять же, включают магнитолу, настроенную на станцию. Если музыка играет, значит, кабель исправен. Заодно, в случае с активной антенной, проверяют наличие на жиле напряжения с помощью мультиметра. Там должно быть от +5 до +12 вольт относительно зачищенной зоны кузова.
Если магнитола играет, напряжение есть, возможно только два варианта: неисправен антенный усилитель или антенный штырь имеет контакт с кузовом. Не обязательно такой контакт может быть виден явным образом. Если антенна изготовлена из меди, то в результате электролиза может образоваться токопроводящая слабовидимая медная дорожка на кузов, по которой весь сигнал «убегает» на кузов, а не в автомагнитолу.
Наконец, самый неприятный вариант – выход из строя антенного усилителя. Он обычно стоит немалых денег, найти аналогичный будет непросто. В некоторых случаях подходит усилитель от других моделей. Принцип их действия одинаков. Отличается конструкция, внешний вид и разъемы (и то не всегда).
Если подобрать антенный усилитель можно соединить входной и выходной кабели: центральная жила с центральной, оплетка с оплеткой. Усиления, конечно, не будет, но в городской черте все будет работать без проблем.Ну и последнее. Если штатная антенна сломалась настолько, что не подлежит восстановлению, ее без труда можно заменить практически на любой покупной вариант. В некоторых случаях это гораздо дешевле, чем восстанавливать оригинал. В крайнем случае, можно оставить штатную антенну в качестве родного аксессуара, а установить незаметную внутреннюю антенну.
Ремонт телескопической антенны (часть I)
Итак, вы задались целью починить автоматический «телескоп» антенны. Конечно, можно купить Prology (недешево, да и далеко не везде уже есть в наличии), б/у, или и вовсе новую (о ценнике думать не хочу…) — но это все не наш метод. Наши руки не для скуки. 😉 Сразу предупреждаю, что нижеописанный способ восстановления работоспособности подразумевает некоторые «доработки», которые, скажем так, бесповоротно изменят идеальность работы заводского механизма. Но я посчитал, что уж лучше пусть некрасиво работает, чем красиво стоит мертвым грузом в одном положении. ))) Сразу предупреждаю — работа довольно трудоемкая в плане времязатрат, у меня ушло почти 3 вечера. Итак.
—
Ахтунг! Прежде, чем приступить к пункту «5» первой части (разумеется, последовательно пройдя предыдущие 4), попробуйте разработать антенну не разбирая! Возможно, у вас все не так запущено как у меня и антенну не придется разбирать по звеньям — тогда, это идеальный вариант!
—
1) Вынимаем антенну, снимаем корпус мотора (2 винта), круглую крышку (1 гайка), катушку куда втягивается тросик. Видим такую картинку и уже сходу понимаем, что нормально работать оно явно никак не может:
2) Снимаем клипсу на оси зубчатого барабана (который наматывает тросик), затем сам барабан вместе с прижимным роликом. Тросик свободен.
3) Откручиваем трубку антенны (2 винта) и вытягиваем ее вместе с остальными звеньями и тросиком из корпуса антенны.
4) Промываем и прочищаем в корпусе всё, что только можно. Здесь описывать нечего.
5) Самое интересное — собственно, телескопическая антенна. Сначала я пытался ее промыть не разбирая. Стала с трудом раскладываться-складываться. Проливал WD-хой, мылом, водой, дрючил туда-сюда — стала раздвигаться легче, но с заеданиями, которые были на пределе возможностей работы привода. Дальше дело не пошло, как ни старался. Т.е., мож оно и работало бы какое-то время, но низкие температуры, малейшее засорение или прочие негативные воздействия все равно бы снова легко заклинили антенну. И потому было принято решение разобрать ее по звеньям, а там уж и разбираться.
Каждое звено антенны завальцовано сверху и снизу — это не дает вываливаться входящему в него более тонкому звену, которое упирается в эту вальцовку изнутри надетой на него «гильзой». Вот в этих-то гильзах и кроется причина заеданий. Поэтому, чтобы извлечь звено, нужно развальцевать верхнюю часть более толстого звена и выдернуть через верх входящее в него более тонкое. Надеюсь, я понятно объясняю. 🙂
Так вот, выдернув звено, посмотрите на его низ — если на нем нет гильзы (иногда она намертво прикипает к звену), значит, она осталась внутри более толстого звена. Не проблема, ее (гильзу) можно выковырять оттуда отверткой. Вот так выглядит гильза:
Собственно, из-за нее у меня звенья и ходили друг в друге з заклиниваниями. Заранее скажу, что гильзы (как и сами звенья, разумеется) я мыл, чистил, полировал — т.е., пытался их оставить в антенне — но тщетно. Заеданий избежать не удалось. Нужна заводская точность как самих гильз, так и их установки. Другими словами, как с завода уже не сделаешь. Может, у вас и получится. 🙂
Собственно, осталось собрать антенну обратно без гильз. Но звенья теперь вываливаются вверх. Чтобы этого не происходило, их нужно обратно завальцевать. Делается это обычным труборезом, но вместо режущего диска ставим обычную шайбочку и прокатываем на каждом звене ограничительную канавку сантиметрах в трех ниже вехнего края каждого звена. Чем ниже от верхнего края мы сделаем канавку, тем короче будет в выдвинутом состоянии антенна, но тем меньше будет люфт звеньев — ведь теперь у нас нет уплотнительных гильз. Ниже пример.
Дополнительно можно сделать еще парочку канавок выше для минимизации люфта. С антенной всё.
Записки радиолюбителя. Ремонт антенны «Таис».
Сегодня расскажу вам о том, как ремонтировать антенну фирмы «Таис» на магнитном основании длиной
1,5 метра, а точнее как её правильно разобрать. Сразу замечу, что не знаю её предыстории и не могу сказать, первый раз она разбирается или нет. Знаю только, что стояла она в местном такси.
Так вот, причин для разбирания антенны может быть несколько:
1) антенна не выполняет предназначенные ей функции (или попросту говоря не работает, как и в моём случае)
2) антенна работает, но КСВ слишком большой, связь плохая или нужна профилактика
3) посмотреть что там внутри 😉
Итак, у нас есть нерабочая антенна длиной около 1,5 м.
1) Первое что мы должны сделать — отделить от магнитного основания штырь с катушкой. Просто берём рукой за пластмассу и отворачиваем. Возможно, придется приложить силу или капнуть WD-40.
2) следующее действие — отворачиваем штырь с держателем от катушки. Я зажал у основания штыря пассатижами и откручивал. Но чтобы не поцарапать её, в этом месте лучше зажимать с резинкой.
3) далее нужно извлечь катушку из пластмассового корпуса. Для этого, предоставив ей свободное пространство для выползания, начинаем аккуратно выбивать сверху. Для выбивания я использовал ударную отвертку, но она может повредить диэлектрик, по-этому целесообразнее пользоваться деревянной/алюминиевой выколоткой.
Теперь про ремонт:
1) нужно зачистить всевозможные контактные соединения от окислов. Обратите внимание, что зачищать витки катушки по всей её поверхности не нужно, т.к. они покрыты специальным лаком.
2) «прозвонить» все элементы по отдельности. Всё что отломилось/отпаялось припаять обратно.
Сборка:
Собирать в обратном порядке. Контактные соединения желательно собрать с использованием токопроводящей смазки. Все остальные резьбы — с помощью литола.
В итоге после такого ремонта моя нерабочая антенна показала в домашних условиях КСВ=1,4…1,6. Длиной штыря его подрегулировать не удалось, но это уже материал следующей записи, которая будет посвящена высверливанию винта, который держит штырь.
До новых встреч!
© notAmonster, 2013
Ремонт автоматической телескопической антенны
Стоит на моей машинке с завода прикольная вещица — антенна в крыле. Да не простая, а с элктроприводом. Включил мафон, она вылезла, выключил — спряталась. И эстетично и антивандально.
Да вот приключилась беда. Хотя нет, не беда а так, небольшая проблемка, но все же — перестала антенна до конца вылазить а иногда не хотела полностью прятаться, сопровождая свои потуги громким потрескиванием. Приходилось помогать ей ручками, а это уже не хорошо.
Я достаточно долго не пытался решить эту проблему и, в итоге, она только усугублялась.
В один прекрасный день я решил, что нужно что-то делать, а то антенна выдвигалась уже всего на полторы секции и даже руками ее было сложно высунуть больше. Да и мафон мне об этом говорил сразу при выезде за город, шипя по всем радиостанциям.
Так вот, приехав на дачу, я принялся за ремонт. Для начала пришлось снять обшивку в багажнике, чтобы добраться до гайки, на которой сидит антенна. Ее нужно не выкручивать полностью т.к. в кронштейне есть отверстие «замочная скважина», чтобы вынуть все с гайкой.
Потом раскрутил рожковым ключом гайку снаружи на крыле, отсоединил разъем и вынул всю антенну в сборе.
Когда это чудо техники оказалось у меня в руках, я не сразу понял, что мне надо делать и как. Еще в процессе назревания проблемы я хотел найти в Сети чей-то отчет или описание процесса разбора, но ничего путного не нашел, так что пришлось действовать, как говорится, по ситуации.
Кстати, хочу отметить такой нюанс: антенны бывают разные, притом я говорю не о разнице механическая/моторизированная и не о назначении седан/хетчбек. Они бывают разные по устройству выдвижного механизма.
Выкрутил все винтики, разобрал все, что с виду разбирается, а вот «телескоп» там сидит как на клею и хоть ты тресни. Я его и так, и эдак, и плоскогубцами, и в тисочки, а он нивкакую.
Я, уж было, чуть не опустил руки, ведь уже не видел ни одного решения, как вытянуть этот телескоп не поломав механизм. А заливать моющее средство в трубку телескопа через корпус — ну оооочень неудобно и долго.
Но на выручку пришел случай и внимательность. Когда я, с досады, дергал за конец с шариком, применяя уже весьма пугающие разрушительной способностью усилия, заметил, что телескоп начал вылезать из трубки механизма.
Оказывается, сама антенна просто запрессована, но никак не закреплена в своем седле и держится лишь за счет силы трения (в разобранном состоянии). А от давности и воздействия внешних факторов там все забилось грязью и закисло так, что уже по-хорошему не хотело вылезать.
Применив еще несколько сильных толчков-выдергиваний, я таки смог вытянуть телескоп наружу.
Внешний осмотр показал, что он не разборный (завальцован) и разбирать его дальше нет смысла ибо велик риск не собрать назад, а перспектива поиска и покупки нового телескопа меня не прельщала.
Далее следовала процедура мытья. Взял тазик с теплой водой и кухонными моющими средствами (порошок и гель). Попробовал мыть — не пошло. Тогда взял растворитель, бензин и карбклинер. Эти средства дали достаточно не плохой результат — за час игр «растянул-сложил» я добился того, что смог полностью разложить всю антенну. Грязи было, конечно, ну очень много.
После мытья едкими средствами до состояния, когда грязь уже не проступала, стало понятно, что не только грязь была проблемой. Видимо от ветра или еще от чего ее немного погнуло, от того и заедало. Ну а грязь только усугубляла проблему со временем.
В некоторых местах трубка была загнута, а в некоторых не круглая а овальная (может я в тисках ее такой сам сделал), так что пришлось ровнять и так и так.
В общем, еще через часик подгибаний-постукиваний я таки добился того, что антенна достаточно легко сворачивалась и разворачивалась уже по всей длине. Потом еще раз промыл ее в мыльной воде и хорошенечко прополоскал.
Мойку-правку не фотографировал, да и что там фоткать?!
Процесс ремонта завершен, можно собирать. Добавил смазки на шестерни и легко и быстро собрал все обратно.
После установки на место, убедился в исправной работе и пошел отдыхать да радоваться, как будто поставил девайс, которого до того не было в автомобиле)))
Установка автомобильной антенны: полезные рекомендации при самостоятельном подключении
При наличии собственного автомобиля следует быть готовым, что со временем в ней что-то может сломаться и потребовать ремонта или замены комплектующего. Если пришла очередь поломки автомобильной антенны, то остается только купить и установить новую.
Выбор девайса во многом зависит от его функционального назначения – использование только для радио или прием ТВ-сигнала, навигации и т.д.
Выполнить эту несложную работу «рукастому» мужчине не составит особого труда, только было бы желание и время. Обычно девайсы комплектуется всеми необходимыми аксессуарами для установки. Внутрисалонные разновидности устройств имеют повышенный (по сравнению с внешними) срок эксплуатации, так как защищены от внешних воздействий – погодных условий, механических повреждений и т.д.
Как подключить антенный кабель и на что обратить внимание
Для самостоятельного подключения девайса понадобится кабель. Для этих целей лучше всего подходит экранированный коаксиальный провод. Производители иногда игнорируют это правило и комплектуют свою продукцию обычным кабелем. Слишком длинный кабель будет мешать, его может кто-то задеть и оборвать, тем самым нарушив оптимальную эксплуатацию антенны.
Скручивать или спаивать проводки не рекомендуется, их можно повредить неосторожными действиями и придется покупать новый кабель. Лучше приобрести кабель, оснащенный соединительными разъемами, и проверить перед использованием, как он функционирует.
При проведении провода к радио необходимо убедиться, что:
Проследите, чтобы провод не располагался таким образом, чтобы оставалась вероятность его истирания или повреждения.
Как закрепить своими руками автомобильную антенну на кузове автомобиля
Ответы на вопросы, где лучше своими руками установить автомобильную антенну и как его прикрепить к кузову, доступно изложены в прилагаемой инструкции. Здесь можно дать несколько практических рекомендаций, чтобы избежать трудностей с ее эксплуатацией, которые могут потом проявиться.
Закрепление внутренних устройств:
Закрепление наружных устройств:
Карбоновое покрытие автомашины препятствует хорошей проводимости сигнала. Убедитесь перед покупкой, что кузов имеет другое «покрывало», иначе Вас ждет разочарование
Воспользовавшись приведенными полезными советами, Вы сможете без затруднений подключить антенну в автомобиле и избежать проблем при ее эксплуатации. Тем более, что каждый из нас не застрахован от возникновения повторного такого случая и Ваши навыки вновь могут понадобиться.