Как фотографировать авто на техосмотр
Минтранс опубликовал требования к фотографированию автомобилей при техосмотре
8 июня 2020 года в России будут изменены правила прохождения транспортными средствами процедуры проверки их технического состояния. Оператор с этого дня будет обязан фотографировать их во время прохождения техосмотра. Интересно, как это будет происходить?
Минтранс ответил на этот вопрос, разработав проект документа, в котором как раз и были указаны требования к процедуре фотографирования автомобилей при техосмотре. Сначала он был опубликован в предварительном виде, затем его какое-то время обсуждали и дорабатывали, после чего появился откорректированный вариант. О нем пойдет речь далее.
Сразу скажем: чиновники подошли к решению вопроса серьезно. Настолько, что мы теперь даже не знаем, что будут делать водители, страховщики и операторы, которые ранее формально подходили к техосмотру. Продажа диагностических карт была поставлена на поток и заключалась в элементарном обмене: вы нам — деньги, мы вам — бумажку, необходимую для заключения договора ОСАГО. А что теперь?
Фотографировать автомобиль при техосмотре будут дважды (ранее хотели это делать это три раза, но передумали — видимо, в целях экономии). Для транспортных средств категории «М» (легковые автомобили), категории «N» (грузовики) и «L» (мототранспортные средства) первая фотография будет сделана в начале процедуры техосмотра. На ней должна быть изображена передняя часть транспортного средства так, чтобы любой проверяющий мог определить по ней марку автомобиля, цвет кузова и госномер (последний параметр не нужен мототехники). Вторая фотография должны быть сделана в конце техосмотра. На ней должна быть изображена задняя часть транспортного средства. Как и в первом случае, здесь также должны быть зафиксированы марка, цвет и госномер.
Две фотографии оператор делает и при проверке транспортных средств категории «О» (прицепы) — одна в начале процедуры, вторая — в конце. На первой должна быть изображена передняя часть тягача и отражены марка, цвет и государственный регистрационный знак тягача. Вторая фотка должна отображать заднюю часть транспортного средства — фиксировать марку, цвет и государственный регистрационный знак.
Файл по итогам фотографирования автомобилей при техосмотре должен быть выполнен с расширением jpg, jpeg, png или mjpeg (в последнем случае — одиночный кадр видеоряда). В нем должны быть указаны дата и время съемки, а также координаты места. А еще файлы должны быть подписаны… усиленной квалифицированной электронной подписью.
Размер графического файла должен быть от 300 до 700 кБ. Размеры изображения по горизонтали и вертикали должны быть не менее 1280х720 пикселей. Цветность в RGB — не менее 16 бит. Черно-белые фотографии и изображения в градациях серого не допускаются.
Не менее важным является вопрос о том, где будут хранить графическую информацию об автомобилях, прошедших техосмотр. Фотографии будут передаваться и храниться в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра в течение срока действия диагностической карты. Координаты места нахождения транспортного средства в пункте техосмотра должны определяться на основе использования сигналов ГЛОНАСС с точностью определения не более 15 метров по координатным осям при доверительной вероятности 0,950.
Офигеть как все сложно… Остается вопрос: кто будет следить за тем, чтобы фотографирование автомобилей при техосмотре соответствовало указанным требованиям? Ни один человек с таким объемом не справится. Сможет ли программа проверить, «правильно» ли снят автомобиль, где он снят и что вообще находится в графическом файле: авто на техосмотре в Мневниках или Анджелина Джоли в купальнике на курорте во Флориде?
В Минтрансе изменили требования к фотографиям при техосмотре
В Министерстве транспорта обновили требования к процессу фотосъемки автомобилей при прохождении техосмотра. Скорректированную версию законопроекта опубликовали на правительственном портале Regulation.gov — с ней ознакомился Autonews.ru.
Из документа исключены труднореализуемые по мнению участников рынка нормы, в том числе фотографирование передней части прицепов и полуприцепов, а также обязательная фотосъемка VIN-номеров.
Ранняя редакция правил обязывала операторов проводить фотофиксацию процесса контроля автомобилей трижды: до осмотра, в любое время в процессе прохождения ТО и после его окончания. Теперь же таких фотографий нужно будет сделать две: до и после техосмотра. Это относится к транспортным средствам категорий М, N и L (пассажирские транспортные средства, грузовики и мототранспортные средства). На всех изображениях должна быть четко видна передняя часть ТС с маркой, цветом и госномером (для категорий M и N).
Усилены и требования к защите от подделки — все фотографии должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Чтобы эксперты смогли определить, что автомобиль точно заезжал на пункт ТО, скорректированы требования к определению местоположения транспортных средств. Так, в первоначальной версии проекта допускалось, что координаты местоположения приехавшего на обслуживание автомобиля могут находиться в радиусе 150 м от координат пункта техосмотра, которые указаны в реестре операторов.
В новой редакции сказано: «Координаты местоположения ТС должны определяться на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы России с точностью определения не более 15 м по координатным осям при доверительной вероятности 0,95». Имеется в виду, что 15 метров — это требование к точности определения координат (а не к максимальному расстоянию между пунктом ТО и местом фиксации). Наличие координат в фотоматериале фиксации ТС позволит сравнить их с координатами пункта ТО и сделать вывод, был снимок сделан на территории пункта ТО или же нет.
Перечисленные изменения вступят в силу 8 июня вместе с новой редакцией закона о техосмотре. Их главная задача — исключить «заочное» прохождение ТО при помощи серых схем. Как утверждают в Минтрансе, новые требования не повлияют на стоимость прохождения ТО.
Ранее сообщалось, что с 26 июля 2020 г. в России ужесточается административная и уголовная ответственность за нарушения при техническом осмотре. Штраф для водителей, которые ездят без настоящей диагностической карты, составит 2 тыс. рублей. Применять санкцию можно будет только один раз в сутки, а выявлять такое нарушение будут камеры фотовидеофиксации.
Автомобиль анфас и в профиль
Соответствующий проект приказа ведомство разместило для общественного обсуждения на портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru.
Напомним, что в соответствии с поправками в закон о техосмотре, которые были подписаны этим летом и вступят в силу 8 июля следующего года, операторы техосмотра должны будут фотографировать машины, которые приезжают на диагностику. Сделано это для того, чтобы заставить автомобилистов проходить ТО, а не покупать диагностические карты, как это делается сейчас повсеместно. Изначально вообще планировалось записывать весь процесс диагностики на видео, и это видео выкладывать в автоматизированной информационной системе техосмотра АИС ТО.
Но потом от этой идеи отказались. Оборудование такими камерами пунктов ТО будет крайне дорого. Соответственно, все затраты лягут на кошелек клиентов, и цена техосмотра взлетит в разы. А так как цены на него устанавливает ФАС, и высокими их не назовешь, то действующие операторы просто уйдут с рынка.
Первая фотография делается перед началом диагностики. Она должна содержать изображение машины сзади, которое позволяет определить марку, модель, цвет и государственный регистрационный номер.
Вторая фотография делается в любой период времени от начала до окончания технического диагностирования. На ней должно быть изображение идентификационного номера VIN автомобиля.
Третье фото делается по окончании процесса диагностики. На нем должно быть изображение машины спереди, а прицепа и полуприцепа сзади, которое позволяет определить марку, модель, цвет и государственный регистрационный знак.
Напомним, что после того как техосмотр перестал быть в сфере контроля со стороны ГИБДД, он превратился в самый обычный налог. Большинство автомобилистов его просто покупают. Его покупают даже те, кто перевозит пассажиров. Поэтому сейчас ГИБДД вернула себе контроль за техосмотром автобусов. Хотя уже идет речь о том, чтобы вернуть контроль за ТО в руки ГИБДД полностью. Кстати, когда он был у ГИБДД, то на пунктах ТО также велась съемка машин для борьбы с коррупцией. Но покупать ТО умудрялись и тогда.
ТО в фотошопе: в реформе техосмотра нашли слабое место
Реформа техосмотра должна была бороться с нелегальными диагностическими картами, но мошенники массово осваивают фотошоп. Операторы ТО жалуются: специальное оборудование для съемки потребует серьезных затрат. Автовладельцы напуганы чрезмерными требованиями к состоянию автомобилей и готовы покупать фальшивые карты онлайн. Почему идея с фотофиксацией не работает и сложно ли пройти техосмотр по-честному, разбирались «Известия».
С 1 марта вступили в силу изменения в процедуре техосмотра. И хотя действующие диагностические карты продлили до осени, части автомобилистов приходится проходить ТО по новым правилам.
Главное нововведение — фотофиксация автомобиля на станции и отправка данных в ГИБДД. Фотографируют машину при въезде и выезде из СТО. Фото, координаты места проведения осмотра, время начала и окончания проверки автомобиля вместе со сведениями технического диагностирования заносятся оператором в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО), которую ведет МВД.
Пририсуем вашу машину
Требования к съемке обычные, какого-то специального оборудования и программного обеспечения не требуется. Этим-то и воспользовались мошенники, на борьбу с которыми и была изначально направлена реформа.
Дело в том, что все данные о дате и месте съемки, передающиеся в базу, хранятся всего лишь в EXIF файле, который легко редактируется. Более того, фиксация координат и оборудование, которое должно это делать, никак не регламентируются в приказе Минтранса.
На фотографию сервисной станции злоумышленники просто пририсовывают машину в нужное место, а геотеги и время вручную вписывают в метаданные файла. Для передачи требуется всего лишь компьютер с установленным программным обеспечением оператора ТО с нужной электронной подписью и данные для подключения к базе ГИБДД. Таким образом, имея на руках отретушированные фотографии, учетную запись, вход в ЕАИСТО и подпись, мошенник может создать диагностическую карту и прислать ее в базу ГИБДД.
Главное, чтобы в базе были
Страховщики разводят руками и отмечают, что всё, что им нужно для оформления ОСАГО, — это информация в ЕАИСТО. В случае ДТП из-за неисправности ТС страховая пойдет разбираться с оператором техосмотра, а не с автовладельцем.
«У страховщиков нет полномочий самостоятельно определять подлинность диагностических карт (ДК). Причем с 1 марта 2021 года ДК формируется в электронном виде и хранится в базе ЕАИСТО. Госконтроль за проведением ТО ФЗ 170 о техническом осмотре возложен на ГИБДД, именно она и должна проверять правила проведения ТО и при выявлении нарушений в праве аннулировать выпущенную оператором ТО ДК, — рассказал «Известиям» заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. — Если причиной страхового события стало ДТП из-за неисправного ТС и эта неисправность могла и должна была быть выявлена при проведении техосмотра, то страховщик после возмещения убытка пострадавшему вправе предъявить регрессные требования оператору ТО на возмещение понесенных затрат».
В Минтрансе и ГИБДД, куда обратился корреспондент «Известий», на момент подготовки материала каких-либо разъяснений не дали.
Выход есть, а денег нет
Участник разработки ГОСТ на комплексы фотовидеофиксации Григорий Шухман считает, что проблема шифрования данных решается достаточно просто. Однако потребуется специальное оборудование и программные разработки.
«По моему мнению, МВД должно сформулировать требования к импортируемому материалу и формату пакета данных, которые должен выдавать комплекс на станции техобслуживания. Само оборудование должно быть официально сертифицировано как средство измерения, которое соответствует требованиям формата работы с ЕАИСТО», — отметил Шухман.
Эксперт предлагает два варианта решения проблемы с оборудованием: «мобильный» и штатный.
«Прежде всего это может быть мобильное средство на базе планшета типа паркнетов без автоматического режима и прочих наворотов. Такое решение подходит для использования на пунктах ТО, которые находятся на выделенных площадках, им можно сфотографировать автомобиль непосредственно у ворот ангара, где проводится ТО. Второй вариант — стационарный комплекс с несколькими камерами, закрепленными на въездах, и вынесенным приемником системы навигации. Оптимален для пунктов, находящихся в глубине зданий, где нет открытого неба у входа на линию осмотра. Таким образом, фиксация проводится автоматически при въезде и выезде на пункт или линию ТО», — рассказал Шухман. Он подчеркнул, что второй вариант комплекса при запуске и работе должен автоматически проверять целостность каналов и связь с приемником системы навигации и камерами.
Шухман обратил внимание, что МВД должно дать «точку входа» для подключения средств фиксации, чтобы они по команде оператора либо автоматически могли передавать материалы фиксации и результаты измерений на сервер ЕАИСТО МВД.
Сколько стоит такое оборудование, можно представить на примере камер фотовидеофиксации, которые давно уже работают в Москве. Например, стоимость одного комплекса «Паркон», включающего в себя модуль навигации, — 249 тыс. рублей. Еще 110 тыс. рублей нужно будет заплатить за комплект для обработки данных, в который входит рабочая станция с установленным программным обеспечением, компакт-диском с ПО и ЖК-монитором. Всего — 359 тыс. рублей на одну точку техосмотра. Разумеется, такие траты сильно скажутся на стоимости диагностической карты и могут сравнять стоимость ее получения с ценой нелегальной покупки.
Техосмотр «по-честному»?
Получить диагностическую карту, честно пройдя техосмотр, возможно, если автомобиль в ухоженном состоянии и максимально приближен к заводской комплектации. На лобовом стекле не должно быть трещин с водительской стороны в районе работы дворников. Дополнительные гаджеты желательно убрать.
Поэтому далеко не все автомобили сегодня могут честно пройти техосмотр с первой попытки. Ведь средний возраст парка в России, по данным аналитического агентства «Автостат», составляет 13 лет. Напомним, что автомобилям старше 10 лет нужно проходить ТО раз в год.
Председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов отмечает, что в среднем около 40% автомобилей не проходят ТО с первой попытки. При этом практически все, кто не прошел ТО сразу, возвращаются на повторный осмотр, устранив неисправность, и получают диагностическую карту.
Бурдюгов рассказал, что в своей практике сталкивался с попытками «откупаться» от оператора. Но выявление такого подлога может очень дорого стоить как техническому эксперту, так и всей станции.
«Есть клиенты, которые пытаются договориться на месте, но в основном операторы не идут на сговор. Оператор несет ответственность за каждую выданную диагностическую карту, и если будет выявлено, что технический осмотр был проведен не в полном объеме или с нарушением, оператор заплатит штраф 200–300 тыс. рублей за каждый случай на юридическое лицо и 30–50 тыс. рублей на должностное лицо технического эксперта», — отметил председатель Союза операторов технического осмотра.
Где «Жигули» были — там уже нечего бояться
Судя по отзывам на форумах и в соцсетях, даже «Жигули» старше 20 лет без труда получают заветную диагностическую карту. Например, у владельца выпущенного в далеком 1984-м ВАЗ-2104 не возникло особых проблем при прохождении ТО, «кроме одной габаритной лампы и, как назло, новой потекшей крышки радиатора».
«Требования сейчас стали помягче, чем раньше. Замечания носят больше рекомендательный характер», — написал в своем блоге еще один владелец ВАЗ-2101, выпущенного в 1976 году. И пожаловался, что после 10 минут проверки оставшееся время ему пришлось коротать в ожидании.
Дело в том, что согласно требованиям федерального закона № 170-ФЗ от 01.07.2011 продолжительность техосмотра легкового автомобиля должна занимать от 34 до 39 минут. Фотофиксация производится при въезде и выезде, поэтому в «ловушку» попадают и владельцы более молодых авто.
«Всё вышеперечисленное заняло минут 10–12, а потом меня почти 20 минут развлекали анекдотами и разговорами за жизнь, поскольку база не дает загрузить фото машины «после» ранее чем через 30 минут», — описал в своем блоге прохождение техосмотра владелец Lada Vesta.
Минтранс решил ужесточить правила фотографирования машин на техосмотре
Обязательное фотографирование автомобиля при техосмотре было одним из ключевых пунктов реформы, которая началась в марте 2021 года. Однако мошенники быстро приспособились к этим правилам. В Минтрансе признали, что участились случаи фальсификации фотографий, в том числе с помощью фотомонтажа, пишет газета «Коммерсантъ». По факту подделок заведено уже более 1,4 тыс. административных дел.
Чтобы усложнить жизнь мошенникам, Минтранс решил ужесточить правила фотографирования автомобилей на пунктах техосмотра. На сайте нормативных правовых актов regulation.gov.ru завершилось общественное обсуждение проекта приказа Минтранса с новыми требованиями.
В министерстве считают, что избежать фальсификаций можно, если изменить требования к фотографиям. Первая из них, до начала техосмотра, должна демонстрировать вид автомобиля одновременно спереди и сбоку, причем рядом с ним должен стоять эксперт, который снимается в полный рост и лицом к камере.
Эксперт должен также присутствовать на втором снимке, в конце проверки. При этом автомобиль обязательно фотографируется сзади-сбоку, но человек — в полный рост и лицом к камере.
При этом запрещено применение «любых фотоэффектов, изменяющих как естественный фон, так и изображение транспортного средства и эксперта». Запрещается также редактировать файлы и изменять exif-данные снимка, которые содержат все сведения о дате, модели аппарата, времени съемки, разрешении и т.д.