Как читать намаз в машине
Можно ли читать намаз в транспорте?
Вопрос: Мне по роду работы приходится часто совершать длительные командировки. И здесь встаёт вопрос с своевременным чтением намаза, находясь в транспорте. Скажите, пожалуйста, можно ли во время длительной поездки совершать намаз, сидя в машине?
Ответ:
Известно, что если совершение какого-либо поклонения не сопряжено с большими трудностями, то в этом случае следует руководствоваться предосторожностью. Если же вопрос касается чего-то сомнительного, тогда руководствоваться принципом предосторожности становится обязательным. Поэтому читать намаза в машине, следует разделить на два вида: ⠀
1. Если поездка совершается в собственном автомобиле или в транспортном средстве, которое может быть остановлено по первому же требованию.
В этом случае читать намаз необходимо вне транспортного средства, с полноценным выполнением всех рукнов намаза. Если есть возможность совершения стояния в намазе (кыяма) вне машины, то чтение молитвы внутри неё будет считаться запрещённым. ⠀
2. Если поездка совершается в общественном транспорте или по уважительным причинам транспортное средство не может быть остановлено.
В этом случае намаз разрешено читать внутри транспортного средства. При этом следует стараться, как можно более полноценно выполнять рукны намаза. Если есть возможность для стояния (кыяма) и совершения руку’, например, стоя в проходе между сиденьями в автобусе, то следует читать намаз как обычно. Если же такой возможности нет, то намаз можно совершать сидя, посредством жестов. ⠀
Как мы уже говорили, в сомнительных ситуациях следует руководствоваться принципом предосторожности. Поэтому, если до завершения времени намаза появится возможность полноценного его совершения, то лучше всего читать этот намаз повторно. ⠀
Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Как читать намаз в машине
Разделы
Полезное
Реклама
Социальные сети
Реклама
Самые читаемые
ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗОВ НА САМОЛЕТЕ, НА КОРАБЛЕ И НА МАШИНЕ.
Человек находящийся верхом на животном может совершить фарз намаз соблюдая все его арканы, в том случае если животное не движется и на нем есть место для совершения намаза как паланкин к примеру, как на слонах и на верблюдах, а если оно движется то совершение фарз намаза на нем считается недействительным. Так же как и на животном можно совершить фарз намаз, на корабле, на поезде и на самолете, если даже они движутся, соблюдая все его арканы и такой намаз возмещать не нужно.
По сравнению с машинами и с самолетами на корабле и на поезде возможности совершения намаза стоя, повернувшись в сторону Киблы больше. Поэтому если корабль не сильно качается и нет опасения что он упадёт, то нужно повернутся в сторону Киблы и стоя совершить фарз намаз выполняя поясные и земные поклоны. На поезде тоже нужно совершить также намаз стоя, повернувшись к Кибле. Но если одно мешает другому, то есть, если стоя невозможно повернуться к Кибле, или же если повернуться к Кибле стоять невозможно, то нужно совершить фарз и сунна намазы сидя повернувшись в сторону Киблы.
Если человек совершает намаз на движущемся поезде или же на корабле повернувшись в сторону Киблы и неожиданно поезд или карабль повернулся в другую сторону и совершающий намаз сразу повернулся к Кибле то его намаз считается действительным, но если имея такую возможность он не повернулся к Кибле, то его намаз нарушается.
Если человек на машине, на автобусе или на самолете и у него нету возможности совершить намаз стоя повернувшись к Кибле, то суннат намаз ему разрешается совершить на движущемся транспорте соблюдая все условия совершения суннат намаза верхом на движущемся животном, то есть при наличии возможности во время вступительного Аллагьу Акбара нужно повернутся в сторону Киблы, а в остальное время нужно повернутся в сторону его маршрута.
Если самолет летит в сторону Киблы, то обязательно нужно совершить намаз повернувшись к Кибле стоя между рядами или же найти более просторное место для совершение намаза. Но если нету такой возможности и время фарз намаза подходит к концу, и если этот намаз не переносится на следующий намаз, то обязательно нужно совершить этот намаз сидя даже если нет возможности повернутся к Кибле, проявляя уважение ко времени фарз намаза, но такой намаз нужно возместить. Такое же решение и насчет намаза того, кто едет на легковой машине или на автобусе и ему отказывают остановить машину и время фарз намаза подходит к концу.
Если человек заранее уже знает, что ему предстоит долгий перелет и он знает, что возможности совершить фарз намаз не будет, то он по возможности должен использовать данное ему право перенесения намазов.
Некоторые из вас могут подумать, зачем совершать суннат намазы даже верхом на животных, на самолете или же на машине. Согласен что такой вопрос может возникнуть у людей ахир замана со слабым иманом, которые откладывают даже фарз намазы и переносят их до более удобного времени, например пока дойдут до дома. Но в этом огромном мире во все времена были и есть и те кто искренен в совершении ибадата, которые получают от этого удовольствие, которые только в поклонах Всевышнему Аллагьу и в намазе находят покои. Раньше таких людей было много, особенно из агьлю тасаввуфа, которые за сутки совершали минимум по 100 ракаат суннат намазов.
Если заглянуть в книги больших ученых-алимов, то там найдёшь много рассказов о таких ˊабидах (усердствующие в поклонении).
Сын Х1усена (да будет доволен им Аллагь) Ал и совершал в сутки по 1000 ракаатов, также делал и Сабит, сын Мусг1аба, и сын Шарахиля Муррат, а также очень многие праведные рабы Аллагьа (да будет доволен ими Аллагь).
Умар, сын Абдулкайса, брал на себя совершить до послеобеденного намаза по 1000 ракаат суннат намазов. Каждый день он совершал такое количество намазов начиная с васхода солнца и до послеобеденного намаза. Ноги его настолько опухали, что он еле на них стоял и он обращался к своему нафсу со словами: «Ты рожден, чтоб поклоняться Аллагьу и я заставлю тебя делать это, и не увидишь ты покоя». Сегодня, в наше время, мы нуждаемся в таких примерах, чтоб стараться быть на них похожими.
Перевод из книги Ахмада-хаджи Годоберинского. «Иршадуль аввам иля фикхи дини Халикил Анам»
Как читать намаз в машине
Этот вопрос по сей день остается актуальным, так как заключение выносится по аналогии с заключением, вынесенным в первые годы Ислама, касательно возможности совершения намаза на вьючном животном или на корабле.Касательно этого вопроса в книгах по фикху имеются следующие риваяты.
Аляуддин ас-Самарканди в своей книге Тухфату’ль-Фукаха говорит следующее:
Существуют три вида намаза, которые можно совершать, сидя на животном.
a) Намазы фард: Разрешение совершать намазы фард верхом на животном имеет два условия:
Находясь за городом (независимо от того, путник этот человек или просто, ищущий потерянную вещь).
Если имеется какая-либо уважительная причина, являющаяся препятствием, чтобы спешиться (слезть с животного). Например, при вероятности возобновления и увеличения болей или заболевания, при угрозе опасности от врага или диких животных, в случае, если место стоянки грязное или болотистое.
В особенности, если человек в силах спешиться, должен совершить намаз стоя и жестами, без поклонов. Если же после спешивания он не может стоять на ногах, тогда должен совершать намаз сидя. Ну а если не может совершать намаза сидя, пусть спешится и сделает это жестами.
Как третье условие отмечено, что необходимо остановить животное, на котором едешь, и направить его к кыйбле. Таким образом, не следует откладывать фард намазы, не имея на то необходимости. И нужно избегать противоречащие намазу ситуации, дела.
Вдобавок к вышесказанному о фард намазах, совершаемых верхом, также имеются два важных момента.
Первое: если не имеется препятствующей уважительной причины, допускается совершение фард намаза, не останавливая движущееся животное, на котором едешь.
Второе: если имеется возможность, нужно направиться к кыйбле. В противном случае намаз не будет истинным.
Соответственно: человеку, вынужденному совершить намаз верхом, например, по причине угрозы врага, допускается не остановливать животное и не направляться к кыйбле. Также, начав намаз в таких обстаятельствах, то есть, произнеся начальный такбир (прославления Аллаха), не требуется соблюдение условия направления к кыйбле.
Но человеку, вынужденному совершить намаз верхом по причине нахождения в грязном и болотистом месте, необходимо животное, на котором он едет, остановить и по мере возможности направить к кыйбле.
b) Намазы ваджиб; ситуация аналогична с фард намазами. Намазы, которые было обещано совершить (назир), не находясь верхом на животном; намазы, ставшие ваджибом из-за того, что были начаты как нафиль, находясь на земле, и не закончены; искупительные земные поклоны (саджда-и тиляват), являющиеся ваджибом, совершаемые на земле. Если все эти перечисленные случаи являются ваджибом для совершения верхом, то допускается выполнение их верхом на животном. Согласно мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), чтобы намаз витр стал ваджибом, необходимы эти два условия, а также для возможности совершения витр намаза верхом. По мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в случае отсутствия этих двух условий, по причине подтверждения суннатом, не дозволяется совершать намаз верхом на животном. Опять же по преданию Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), переданному Хашан б. Зиядом, не допускается совершение утреннего суннат намаза верхом людьми, не имеющими уважительной причины, позволяющей это сделать. Потому что суннат утреннего намаза близок к ваджибу, то есть суннат, подтвержденный в значении ваджиба.
c) Намазы нафиль. Эти намазы можно совершать верхом, находясь вне города, независимо от того имеется необходимость или нет [1]. Совершать намаз нафиль верхом, находясь в городе, не допустимо. Но Имам Абу Йусуф (да смилостивится над ним Аллах) передает допустимость, поддерживая одобрение в данном вопросе[2].
Рассматривая вопрос о совершении намаза на корабле (судне), необходимо обратить внимание на два обстоятельства:
a) Если судно находится на причале в порту, намаз необходимо совершать так же, как и на земле по всем правилам, направившись к кыйбле и с кыямом, всеми поклонами (рукуг и саджда).
b) Когда судно находится в движении, необходимо уточнить время: в случае, если судно должно пристать к берегу, а время намаза не истечет, нужно дождаться схода на берег.
Несмотря на это, если человек не спустится на берег или же спуск невозможен, проблему можно рассмотреть в трех видах:
1.Имеющий силы стоять на ногах совершает намаз по всем правилам. Каждый раз, как судно будет менять курс, отличный от направления кыйблы, мусульманин, совершающий намаз, должен будет по предположительному расчету направиться к кыйбле. Если человек не имеет сил, чтобы совершать намаз стоя, по мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), допустимо совершение сидя. Потому что многие люди по причине головокружения при движении судна не могут устоять на ногах. Обратив на этот момент внимание, Имам Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) для удобства людей дает устную фетву. А по мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в такой ситуации совершать намаз сидя является недопустимым.
2.Не имея сил стоять, человек может совершать намаз сидя, но со всеми поклонами (рукуг и саджда). Это допустимо. Но в данной ситуации не допускается совершать намаз жестами. В случае отсутствия уважительной причины, необходимо направиться к кыйбле.
3.Не имея сил стоять и сидеть для совершения намаза, выполняется жестами.
После всех этих случаев, причин и условий, можно судить о совершении намаза в автомобиле. Известно, что осторожность, предусмотрительность (ихтият)– это предпочтительная причина, из-за которой на людей не возлагается чрезмерное затруднение и стеснение в поклонениях. Даже в местах, суждение о которых сомнительно, осторожность достигнет степени категоричности. В этом случае, давайте поделим намаз, совершаемый в машине, на две части:
1.Совершение намаза в личном автомобиле или во время поездки в транспорте, который можно приостановить по просьбе: если не имеется другой надобности, нужно остановить машину и совершать намаз внутри или снаружи по всем правилам и со всеми поклонами и стоянием. Если имеется возможность стоять снаружи машины, не допускается совершать намаз внутри машины в положении сидя.
2.Допускается совершение намаза внутри транспорта в случае, когда человек едет в общественном автобусе или имеется уважительная причина, по которой остановка транспорта затруднительна. В этом случае намаз необходимо совершать по максимальной мере возможности так, чтобы это соответствовало фарду. Таким образом, если имеется возможность стоять и совершать поклоны, то есть возможность совершения намаза по всем правилам, нужно все выполнить. Направиться к кыйбле по мере сил. Если не имеется возможность стоять, но есть место для совершения поклонов в виде коридора автобуса, нужно кланяться до пола автобуса, а не делать это жестами. Но если нет таких возможностей, нужно совершать намаз жестами.
Необходимо обратить внимание на то, что следует действовать с осторожностью в местах, где возникает сомнение. Таким образом, совершив намаз по мере возможности в таких ситуациях, нужно будет восполнить этот намаз, если возможность восполнения появится раньше, чем выйдет время. В противном случае намаз должно будет восполнить с осторожностью. Истина известна только Аллаху.
[1] Некоторые в этом вопросе, обратив внимание на хадис, в котором говорится о соблюдении разрешения в пути (путешествии), не разрешают совершать намаз верхом на животном без уважительной причины тем, кто не находится в пути. Но истинное допустимо. Большинство факихов придерживаются этого мнения. (Алауддинас-Самарканди,Тухфату’л-Фукаха). Поэтому частность причины водопоя, указанного в хадисе, не требует общего суждения.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
О совершении намаза в машине, самолете и прочем транспорте
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Этот вопрос по сей день остается актуальным, так как заключение выносится по аналогии с заключением, вынесенным в первые годы Ислама, касательно возможности совершения намаза на вьючном животном или на корабле.Касательно этого вопроса в книгах по фикху имеются следующие риваяты.
Аляуддин ас-Самарканди в своей книге Тухфату’ль-Фукаха говорит следующее:
a) Намазы фард: Разрешение совершать намазы фард верхом на животном имеет два условия:
В особенности, если человек в силах спешиться, должен совершить намаз стоя и жестами, без поклонов. Если же после спешивания он не может стоять на ногах, тогда должен совершать намаз сидя. Ну а если не может совершать намаза сидя, пусть спешится и сделает это жестами.
Как третье условие отмечено, что необходимо остановить животное, на котором едешь, и направить его к кыйбле. Таким образом, не следует откладывать фард намазы, не имея на то необходимости. И нужно избегать противоречащие намазу ситуации, дела.
Вдобавок к вышесказанному о фард намазах, совершаемых верхом, также имеются два важных момента.
Первое: если не имеется препятствующей уважительной причины, допускается совершение фард намаза, не останавливая движущееся животное, на котором едешь.
Второе: если имеется возможность, нужно направиться к кыйбле. В противном случае намаз не будет истинным.
Соответственно: человеку, вынужденному совершить намаз верхом, например, по причине угрозы врага, допускается не остановливать животное и не направляться к кыйбле. Также, начав намаз в таких обстаятельствах, то есть, произнеся начальный такбир (прославления Аллаха), не требуется соблюдение условия направления к кыйбле.
Но человеку, вынужденному совершить намаз верхом по причине нахождения в грязном и болотистом месте, необходимо животное, на котором он едет, остановить и по мере возможности направить к кыйбле.
b) Намазы ваджиб; ситуация аналогична с фард намазами. Намазы, которые было обещано совершить (назир), не находясь верхом на животном; намазы, ставшие ваджибом из-за того, что были начаты как нафиль, находясь на земле, и не закончены; искупительные земные поклоны (саджда-и тиляват), являющиеся ваджибом, совершаемые на земле. Если все эти перечисленные случаи являются ваджибом для совершения верхом, то допускается выполнение их верхом на животном. Согласно мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), чтобы намаз витр стал ваджибом, необходимы эти два условия, а также для возможности совершения витр намаза верхом. По мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в случае отсутствия этих двух условий, по причине подтверждения суннатом, не дозволяется совершать намаз верхом на животном. Опять же по преданию Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), переданному Хашан б. Зиядом, не допускается совершение утреннего суннат намаза верхом людьми, не имеющими уважительной причины, позволяющей это сделать. Потому что суннат утреннего намаза близок к ваджибу, то есть суннат, подтвержденный в значении ваджиба.
c) Намазы нафиль. Эти намазы можно совершать верхом, находясь вне города, независимо от того имеется необходимость или нет [1]. Совершать намаз нафиль верхом, находясь в городе, не допустимо. Но Имам Абу Йусуф (да смилостивится над ним Аллах) передает допустимость, поддерживая одобрение в данном вопросе[2].
a) Если судно находится на причале в порту, намаз необходимо совершать так же, как и на земле по всем правилам, направившись к кыйбле и с кыямом, всеми поклонами (рукуг и саджда).
b) Когда судно находится в движении, необходимо уточнить время: в случае, если судно должно пристать к берегу, а время намаза не истечет, нужно дождаться схода на берег.
Несмотря на это, если человек не спустится на берег или же спуск невозможен, проблему можно рассмотреть в трех видах:
После всех этих случаев, причин и условий, можно судить о совершении намаза в автомобиле. Известно, что осторожность, предусмотрительность (ихтият)– это предпочтительная причина, из-за которой на людей не возлагается чрезмерное затруднение и стеснение в поклонениях. Даже в местах, суждение о которых сомнительно, осторожность достигнет степени категоричности. В этом случае, давайте поделим намаз, совершаемый в машине, на две части:
Необходимо обратить внимание на то, что следует действовать с осторожностью в местах, где возникает сомнение. Таким образом, совершив намаз по мере возможности в таких ситуациях, нужно будет восполнить этот намаз, если возможность восполнения появится раньше, чем выйдет время. В противном случае намаз должно будет восполнить с осторожностью. Истина известна только Аллаху.
[1] Некоторые в этом вопросе, обратив внимание на хадис, в котором говорится о соблюдении разрешения в пути (путешествии), не разрешают совершать намаз верхом на животном без уважительной причины тем, кто не находится в пути. Но истинное допустимо. Большинство факихов придерживаются этого мнения. (Алауддинас-Самарканди,Тухфату’л-Фукаха). Поэтому частность причины водопоя, указанного в хадисе, не требует общего суждения.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Полезная статья? Будем признательны за репост на Facebook!
Как совершать намаз путешествуя на транспорте?
Самым важным предписанием является исполнение ежедневной пятикратной молитвы. Именно от исправности и полноценности этого поклонения во многом и будет зависеть состояние верующего в вечном мире. Ибо в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Первое, за что будут отчитывать в Судный день раба – это молитва. И если она окажется исправной, то раб спасётся и преуспеет, а если нет – потерпит крах и убыток» («Канзуль-уммаль», № 18877).
إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله الصلاة فانصلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر
Пропускать молитву может только глупец, ибо здравомыслящий человек никогда не пойдет на столь большой риск– на риск оказаться в аду! Но даже те, кто исправно исполняют намаз, порой оставляют его во время поездки: одни, чтобы «не утруждаться» в поездке, другие из-за незнания того, как её совершать на транспорте, когда нет таких же условий, как дома. И так, что делать с молитвой в поездке, как её совершать?
Дальняя поездка
1. Сократить 4-х ракаатные молитвы;
2. Объединить молитвы.
К примеру, если наступило время молитвы и Вы еще не сели на транспорт, Вам следует воспользоваться своим правом и совершить омовение, а затем и оба намаза (обеденный и послеобеденный или вечерний и ночной) на вокзале или в аэропорту. А если время очередной молитвы наступит, когда Вы уже будете на борту транспорта, можно воспользоваться этим же правом и перенести молитву на время следующей молитвы и совершить их обе по прибытию в пункт назначения.