Качественные воздушные фильтры для авто рейтинг
Тест восьми воздушных фильтров: «Дыши, мотор, дыши!»
В отношении фильтров — больше чем в отношении любых других компонентов — потребитель не в состоянии на глаз или на ощупь дать оценку их качеству. Поэтому во многом понятие качества подменяется внешним видом и узнаваемостью бренда. Мы решили взять на лабораторный ресурсный тест воздушные фильтры восьми известных производителей и выяснить, кто и как справляется со своими обязанностями.
У нас в руках одни из самых известных и распространенных воздушных фильтров для популярной модели автомобиля Volkswagen, среди которых продукция BIG Filter, Champion, Mann-Filter, Bosch, Fram, Mahle, Filtron и Sakura.
Так фильтровали моторное масло: от железных сеток до сменных катриджей
Разброс в ценах получился ощутимый, поэтому при первоначальном осмотре мы разместим их по стоимости в порядке возрастания. Но сначала смотрим, кто и как подошел к вопросу упаковки и производства.
Единой концепции упаковки у производителей нет — каждый сам решает, какой она будет. Основных аспектов два: имиджевый и функциональный. Первый главным образом влияет на узнаваемость. Есть варианты ограниченного цветового решения, есть полноцветные варианты оформления, есть варианты типа ОЕМ (заводской поставки) — просто картонная или белая упаковка, без брендовой «раскраски».
Последний вариант, без применения краски, становится все более популярным благодаря экологическому тренду. Плюс, конечно, экономия: любая цветная коробка — это типографское изделие, требующее дополнительных расходов. Поэтому скромно оформленная упаковка не является недостатком продукции, это лишь осознанный выбор, который все чаще делают и гранды рынка в том числе.
Функциональный параметр — главное, на что ориентируются и потребители, и дистрибьюторы, и розничные продавцы. Применяемость, номер фильтра, аналоги, штрих-код для работы на складе — все это должно быть в обязательном порядке. Причем информация может быть как напечатанной как на самой коробке, так и в виде стикера — последний вариант более распространен.
Два важных требования: плотность картона и подгонка под размер. Очень часто скромная внешне упаковка сделана из куда более качественного картона, который лучше уберегает содержимое, в частности, поддающийся внешним воздействиям воздушный фильтр.
Подгонка упаковки в размер фильтра обеспечивает всей конструкции дополнительную жесткость. Если есть зазор, особенно при неплотном картоне, могут возникнуть проблемы при транспортировке. Правда, при больших масштабах производства вынужденно делается некий усредненный размер упаковки, которую используют сразу для нескольких типов фильтров. Такой вариант экономии имеет право на существование, правда, желательно использование качественного плотного картона.
Поскольку на складах воздушные фильтры чаще всего стоят как книги, стандартное место нанесения информации расположено на торце. Любой другой выбор места ее расположения вызывает сложности в идентификации
Метод испытания
Испытательный стенд для воздушных фильтров построен по стандарту ISO 5011, применяемому для проверки данных компонентов, — и использует все методики проверки.
Проверяемый фильтр устанавливается в родном корпусе (идеальный вариант для испытания). Далее с помощью вентилятора имитируется нагнетание разреженного воздуха, как при обычном движении. Расход воздуха должен быть таким, какой двигатель использует при номинальной мощности.
Первый параметр — начальное сопротивление. (вспомогательный, напрямую участвует в определение пылеемкости) Он демонстрирует, какое сопротивление оказывает фильтр воздушному потоку, насколько «легко дышать» двигателю, оборудованному таким фильтром. Его величина напрямую определяет ресурс фильтрующего элемента. Чем выше это значение, тем ниже ресурс. Зависит начальное сопротивление исключительно от конструкции, оформляющей воздушный тракт двигателя, размеров окна, перекрытого фильтрующим элементом, материала, использованного для изготовления шторы, и ее параметров (размера гофр и их количества). Поскольку при сравнительных испытаниях использовались один и тот же корпус, переходники и устройство подачи, то факторами, определяющими начальное сопротивление, стали материал шторы, размеры гофр и качество изготовления.
Второй параметр — пылеемкость. Это, собственно, ресурс как таковой. Нижней границы у этого параметра нет. Верхней, в принципе, тоже нет, но чем этот показатель больше — тем лучше. Изготовитель автомобиля регламентирует его требованием «не менее. ». Ключевым фактором, определяющим этот параметр, является площадь фильтрующей поверхности шторы. Как интегральный показатель он оценивает ее форму, геометрию и размеры. Вторым по значимости фактором являются свойства материала шторы (воздухопроницаемость, средний и максимальный размер пор). Разделение на «первый» и «второй» факторы по значимости очень условное, поскольку они в значительной степени влияют один на другой. Геометрия определяется при проектировании раньше чисто хронологически, поэтому в данном описании этот фактор и объявлен первым.
Третий параметр — эффективность фильтрации. Он показывает, какое количество пыли, поданной на вход, задержал фильтр. Чем выше этот параметр, тем лучше. По значимости он важнее, чем два предыдущих, при сравнении фильтрующих элементов оценивается первым, и только при равных величинах эффективности эти элементы можно сравнивать по остальным параметрам.
BIG Filter — 297 рублей
Самый доступный по цене фильтр петербургского производителя. Уплотнение корпуса сделано из вспененного полиуретана, правда отлито оно неровно. Последний параметр допускается официально, поскольку никак не влияет на работу фильтра. К проклейке никаких претензий нет, на пластинах присутствуют ребра жесткости. Бумага плотная, с фенольной пропиткой. За исключением не самой аккуратной обрезки, никакой экономии не видно.
Filtron — 354 рубля
Фильтр выполнен не самым аккуратным образом, с наплывами облоя, хотя бортик каркаса наиболее приближен к оригинальной конструкции. Присутствуют ребра жесткости. Проклейка качественная, полная. Бумага темнее, чем у других фильтров, что может говорить о термообработке.
Fram — 477 рублей
Конструкция типовая, гофрированная бумага не подвержена слипанию, качество проклейки идеальное, полиуретановый уплотнитель и пластина сделаны как на оригинале. Небольшой облой по краям рабочей поверхности на функциональность фильтра не влияет. Пластиковый каркас чуть проще, чем на оригинале.
Champion — 510 рублей
Качественно и аккуратно изготовленный фильтр. Полная копия оригинала и по уплотнению, и по пластине. Первое, что бросается в глаза, — белая бумага (это исходный цвет сырья с акриловой пропиткой, любой цветовой оттенок говорит о применении фенольной пропитки или термофиксации).
Пропитка бумаги бывает акриловая (белый цвет) и фенольная (желтый). Темный цвет означает, что фильтр подвергся термофиксации, чтобы держал форму. Правда, последний параметр больше актуален для топливных и масляных фильтров, где рабочая поверхность напрямую взаимодействует с плотной жидкостью.
Bosch — 591 рубль
Изготовление в целом качественное. Так же как и в случае с Fram, присутствует небольшой облой. Применена тонкая бумага, благодаря чему увеличено количество гофр. Опять-таки, это выбор технологии конкретной компании, не влияющий на качество. Однако по опыту можно сказать, что применение тонкой бумаги уменьшает пылеемкость. Проклейка сплошная, но гофрирование неровное, неравномерный шаг — при потоке воздуха рабочая поверхность может схлопываться.
Mahle — 648 рублей
Фильтр сделан неаккуратно, с самым большим количеством облоя. Отсутствуют ребра жесткости на каркасе — это влияет на акустический комфорт, в реальных условиях такой фильтр может «гудеть». При этом сама пластина — полиамидная, а не полипропиленовая, то есть сделана из более дорогого пластика. К шторе претензий нет, все качественно проклеено.
Mann-Filter — 653 рубля
По геометрии фильтрующего слоя заметно отличается от оригинала: больше сечение с полукруглыми краями — фирменная черта Mann-Filter. Это говорит о способе применяемой технологии изготовления в конкретной компании и не влияет на качество или функциональность фильтра. Продольные полосы на бумаге говорят о внутренней/наружной стороне при изготовлении. Штора идеальная, проклейка полная, без каких-либо зазоров.
Sakura — 710 рублей
Самый дорогой из тестируемых фильтров и единственный, который был дополнительно завернут в целлофан. Пластиковый каркас без ребер жесткости, так же как и Mahle. Как и в случае с Bosch, применена тонкая бумага, однако сделано все аккуратно, с минимальным облоем и полной проклейкой.
Результаты испытаний
По результатам эффективности лучшие результаты показал фильтрующий элемент LX 2010 (Mahle). Это можно объяснить высокими фильтрующими свойствами материала, использованного при изготовлении. А в совокупности с другими параметрами этот фильтр может быть признан лучшим во всей группе испытанных образцов.
На втором месте, но только по величине эффективности фильтрации, стоит Fram. Несмотря на разницу всего в 0,01%, этот экземпляр очень далек от первого. Пылеемкость он показал самую низкую (107,6 граммов). Объяснить это можно использованием слишком плотного материала для шторы данного размера. При таком высоком начальном сопротивлении, как у этого образца, результат не мог быть другим.
Хорошую эффективность — на уровне 99,2% — показал фильтр Sakura. Но, как видно из величины пылеемкости (111 граммов), достигнут этот параметр за счет значительного снижения эффективности ресурса. Возможно, в данном случае такой результат получен не по параметрам материала шторы, а из-за низкой площади фильтрации. У данного образца он минимальный.
Следом по эффективности идет BIG Filter со значением 99,18%. От третьего места он отстал на 0,02%, но с массой набранной пыли 181,5 грамма. В целом достойный результат по совокупности параметров.
На пятом месте — Bosch с эффективностью 99,12% и пылеемкостью 135 граммов. Столь посредственные результаты можно объяснить неудачной конструкцией фильтрующей шторы. У данного образца максимальная площадь фильтрации из всех представленных. Достигнута она за счет большого количества гофр, что при установке приводит к значительному уплотнению «карманов» и, как следствие, высокому начальному сопротивлению и снижению ресурса.
Результат Filtron — 99,11%. Но пылеемкость у него значительно больше — 144,3 грамма. Низкую пылеемкость по сравнению с предыдущими образцами можно объяснить малой площадью фильтрации шторы и материалом со средними параметрами.
На седьмом месте — Champion со значением эффективности 98,61. Данная величина находится на грани допустимого значения конечной эффективности автомобильного фильтра (99%). Такой результат, при учете пылеемкости в 191,1 грамма, можно объяснить использованием посредственного материала для изготовления шторы — слишком большие поры в бумаге для такого размера и конструкции.
Самую низкую эффективность, к огромному удивлению, показал Mann-Filter — 96,73%. Чем вызваны такие неважные результаты столь известного бренда, сказать затруднительно. По всем остальным параметрам образец выглядит вполне достойно. Пылеемкость у него просто оглушительная — 234,6 грамма! Возможно, в образце имел место дефект, не выявленный при внешнем осмотре, поэтому для установления всех причин необходимо детальное исследование. Но предпочтительнее провести испытания нового образца, а еще лучше — трех образцов, и уже тогда сделать заключение о данной модели.
Каков итог?
Как неоднократно показывали наши испытания, стоимость компонента и раскрученность бренда не являются определяющими показателями его качества и эффективности работы, однако могут гарантировать необходимый показатель надежности.
Если брать в общем, то лучшим в этом тесте мы признаем воздушный фильтр Mahle. По двум важнейшим параметрам (пылеемкость и эффективность) он занял первое и четвертое места, что при цене чуть выше среднего делает его оптимальным по всем характеристикам.
Второе место делит целая группа фильтров, параметры которых достойны хорошего отзыва, хотя каждый из них и не является лидером в отдельных испытаниях. Это продукция BIG Filter, Mann-Filter и Champion. Отметим, что BIG Filter при хороших результатах имеет самую низкую цену. А если бы не досадный проигрыш Mann-Filter по эффективности, возможно, и лидер этого теста был бы другим.
В аутсайдерах — фильтры Bosch, Filtron, Sakura и Fram. Однако, отставание этих брендов можно назвать относительно условным – на 1-2 балла от второй группы. Выделяется только фильтр Sakura, который при невысоких параметрах оказывается самым дорогим в тесте.
12 лучших производителей воздушных фильтров
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Высокое качество топливо-воздушной смеси – залог долгой и исправной работы двигателя на всем протяжении эксплуатации авто. За чистоту подаваемого воздуха для приготовления смеси отвечают специальные воздушные фильтры, задерживающие пыль и прочие загрязнения на перфорированной бумажной или нетканой поверхности.
На сегодняшний день производством фильтров занимаются десятки компаний по всему миру, однако не все они пользуются популярностью среди потребителей и экспертов рынка. Проведя собственное исследование, журнал Expertology отобрал 12 самых лучших производителей воздушных фильтров, рекомендованных для применения в автомобилях профессионалами и опытными пользователями.
Рейтинг лучших производителей воздушных фильтров
Номинация | место | производитель | рейтинг |
Как выбрать воздушный фильтр | 1 | Mann | 5.0 |
2 | Filtron | 4.9 | |
3 | Mahle | 4.8 | |
4 | Bosch | 4.7 | |
5 | Fleetguard | 4.6 | |
6 | Mapco | 4.5 | |
7 | BluePrint | 4.4 | |
8 | UFI | 4.3 | |
9 | Pilenga | 4.2 | |
10 | Champion | 4.1 | |
11 | Nipparts | 4.0 | |
12 | Sakura | 3.9 |
Как выбрать воздушный фильтр
Выбор воздушного фильтра включает в себя определение геометрической формы и вида фильтрующей шторы, которая влияет на степень очистки воздуха от пылевых частиц.
По геометрии рабочей части все воздушные фильтры делятся на 3 типа:
По степени очистки все фильтры подразделяются на 4 типа:
Первое место рейтинга по праву сильного достается компании Mann, которая поставляет на рынок неизменно хорошие и качественные фильтры для топлива, масла и воздуха. Из случайной выборки по всему модельному ряду именно воздушные фильтры от Mann показали наилучший результат в компонентах очистки воздуха, подгонки под посадочное место и уровню прочности.
Что же до спорных моментов в ассортименте Mann, то здесь стоит отметить дороговизну предложений в сравнении с рынком. Конечно, речь идет далеко не обо всех моделях в линейке производителя, но в случаях, когда разница в цене с ближайшим (и зачастую менее известным) аналогом составляет примерно 500-1000 рублей, невольно возникает вопрос о целесообразности такой покупки. Но, как бы там ни было, Mann станет отличным выбором для тех, кто ценит качество превыше стоимости, частенько эксплуатирует автомобиль на бездорожье, а также не любит менять фильтры в установленный срок (номинальный пробег данных фильтрующих элементов на 20% превышает возможности конкурентов).
Filtron
Второй выбор нашего рейтинга – автомобильные воздушные фильтры от компании Filtron, главное достоинство которых заключается в идеальном балансе между ценой и качеством. Каждая новая модель фильтра проверяется на соответствие параметрам прочности и сопротивления воздушному потоку, и, если это необходимо, комплектуется дополнительными элементами усиления, более прочной рамкой, выверенной до долей миллиметра относительно оригиналов.
Небольшая беда фильтров от Filtron заключается в плохой приспособленности к езде по бездорожью – в таких условиях пробег до замены составит не более 8-9 тысяч километров. В свою очередь, при выезде на трассы и городские дороги есть возможность продлить жизнь фильтра вдвое, до 16-18 тысяч километров с небольшим остатком рабочего ресурса. Таким образом, уступая главному конкуренту – фирме Mann – в показателях эксплуатации, Filtron выигрывает по цене, чем обеспечивает шаткое равенство в нелегком споре лидеров.
Mahle
Строчкой ниже располагается производитель Mahle, работающий в паре с партнером по корпорации – фирмой Knecht. Отличается от Filtron, главным образом, по параметру цены, оставаясь приблизительно в том же качестве изготовления, что и конкурент. Естественно, что рассматривать эту особенность нужно в качестве главного недостатка, равно как и наличие подделок на внутрироссийском рынке.
Что же до достоинств, то здесь можно выделить высокое качество материала, применяемого в изготовлении фильтров: высокую плотность синтетической или бумажной шторки, оптимальные механические характеристики пластиковой рамки (баланс прочности и пластичности), наличие усилений вроде полимерной или алюминиевой сетки. В зависимости от рыночного сегмента пробег одного фильтра может варьироваться от 14 до 16 тысяч километров при езде по городским дорогам. Однако при частых съездах на бездорожье будьте готовы менять фильтр раз в 5-10 тысяч километров.
Bosch
О корпорации Bosch знает каждый второй человек на территории России – прежде всего, по бытовой и строительной технике, а также мелким бытовым расходникам. Однако мало кто знает, что помимо всего прочего немецкий гранд является одним из сильнейших представителей рынка автомобильных запчастей. В их ассортименте нашлось место и воздушным фильтрам, которые относятся к уровню выше среднего, как по параметрам качества, так и по стоимостному показателю. Некоторые модели фильтров устанавливаются на автомобили (преимущественно немецкие) в качестве оригинальных, что лишний раз доказывает состоятельность Bosch как производителя для автосегмента.
Несмотря на все регалии и плюсы воздушных фильтров от Bosch, эксперты котируют их ниже, чем аналоги от Mann, Filtron и Mahle. Но, зная о том, как эти фирмы могут задирать цены на собственный продукт, наш претендент порой выходит на чистейшее первое место в рейтинге доверия и частоты покупок лояльными потребителями.
Fleetguard
Пятое место рейтинга достается компании Fleetguard, ассортимент которой насчитывает порядка 2700 наименований воздушных фильтров для различных марок и моделей авто. Как и в случае с Bosch, данный бренд делает ставку на сбалансированность показателей качества (прочность конструкции, закрепления элементов, количество задерживаемой пыли и пр.) и цены, чем частенько выигрывает конкуренцию даже у признанного лидера в лице Mann.
По результатам независимого тестирования было установлено, что опытный образец фильтра от Fleetguard задерживает порядка 99,87% пыли от общей массы частиц. Как отмечают сами производители, это достигается за счет применения специальной склейки фильтрующего материала и каркаса с помощью термоклея. Благодаря этому края на сгибах не подвергаются растрескиванию от вибраций, и, как следствие, не пропускают пыль вовнутрь движка. Прибавьте к этому приятную стоимость, и вы получите отличный расходник в запас на случай срочной замены старого фильтра.
Mapco
Компания, о которой известно меньше, чем о других участниках нашего рейтинга. Головной офис Mapco находится в Берлине, и предположительно там же располагается часть его производственных мощностей. Штрих-коды на изделиях нередко указывают и на Юго-Восток Азии, где, предположительно, базируется основной пул предприятий. Всё это указывает на принадлежность бренда бюджетному сегменту. что мы и можем увидеть при знакомстве с ценами на ассортимент.
Впрочем, этот тот самый странный случай, когда качество оказывается на порядок выше ожидаемого. Да, экстремальные нагрузки (такие как частые преодоления пересеченной местности, езда по песку и грунту) фильтры не выдержат, однако в условиях города и загородных трасс будут проходить весьма здорово. Уровень пробега между заменами может доходить до 16 тысяч километров, но лишь при условии очень рациональной эксплуатации автомобиля. Если альтернатив в виде продукции вышеназванных компаний нет – смело покупайте фильтры от Mapco.
BluePrint
Седьмое место рейтинга у BluePrint обусловлено тем, что компания не пользуется большой популярностью среди российских потребителей, но постепенно, шаг за шагом отбирает долю рынка у сильнейших представителей сегмента воздушных (и не только) фильтров. Причина этому кроется в том, что британский производитель привык делать ставку на качество даже в ущерб привлекательной стоимости. Плоды этого можно наблюдать уже на этапе выбора фильтра под ваше авто: почти наверняка минимальный пробег по бездорожью будет составлять около 10 тысяч километров при 15 тысячах по городским трассам.
Еще одним преимуществом фильтров от BluePrint являются номинально более высокие воздушные нагрузки, которые может переносить фильтрующая штора без смятия. Сделано это, прежде всего, за счет каркасного усиления (полимерами или легкосплавными металлами), а также благодаря подбору фильтрующего материала высокой плотности. Если бы не высокая стоимость, мы бы получили отличного кандидата на лидерство в сегменте.
Разница между брендами UFI и Pilenga невелика – обе компании пришли на рынок из Италии, обе имеют предприятия на территории других стран, обе выпускают фильтры для огромной номенклатуры марок и моделей европейских авто. Вот только будучи бюджетной фирмой, UFI захватывает и часть азиатского автопрома, подгоняя свой продукт под стандарты качества сразу нескольких территориальных групп.
Если разбирать преимущество UFI более детально, то на первый план выйдут более высокие показатели интервалов пробега и рабочего ресурса. Замена данных фильтров может потребоваться после прохождения 12-14 тысяч километров в городском цикле, тогда как в случае с Pilenga этот показатель может не доходить до 10 тысяч. Впрочем, «разгуляться» на этих расходниках также не получится: пользователи настоятельно рекомендуют соблюдать стандартный скоростной режим, характерный для перемещений в черте города, как можно реже съезжать на запыленные проселочные дороги и внимательно следить за интервалами технического обслуживания.
Pilenga
На девятой строчке рейтинга расположился производитель из бюджетного сегмента, предприятия которого расположены в 3 странах европейского континента: Италии (головной офис), Кипре (основная часть производственных мощностей) и Испании (несколько заводов). За относительно небольшие деньги компания производит достаточно качественные воздушные фильтры, главное достоинство которых заключено в полном соответствии размеров штатным посадочным местам.
В ассортименте Pilenga можно найти фильтр практически для любого европейского автомобиля, в том числе и для продукции «АвтоВАЗ». Как и в случае с японским Champion, итальянская фирма отказалась от применения в своих расходниках бумажных фильтрующих шторок, приняв для изготовления синтетический материал. Такой шаг позволил значительно увеличить работоспособность фильтров (прирост составил около 20% от первоначального значения), а также уменьшить их себестоимость, что и отразилось на итоговой цене. Как итог, фильтры Pilenga стали очень популярны среди любителей бюджетного обслуживания автомобилей, и частенько приобретаются в запас на случай срочной замены штатного фильтрующего расходника.
Champion
За более чем 20 лет на отечественном рынке компания Champion сумела сохранить репутацию надежного поставщика расходников из Японии, снабдив ими не одно поколение автовладельцев. Помимо свечей и щеток стеклоочистителей компания снабжает сегмент качественными фильтрами, сделанными с соблюдением требуемых стандартов Европы и Азии.
Основным материалом для фильтрующей шторы у Champion является синтетическая ткань – от использования бумажной гофры они отказались уже давно. Нередки появления в продаже фильтров с циклоном, пробег которых исчисляется 20+ тысячами километров. Если же брать средние тестовые показатели пробега, то они варьируются в диапазоне от 10 до 15 тысяч километров при езде по городу. Впрочем, ассортимент японской фирмы имеет несколько интересных предложений и для бездорожья, рабочий ресурс которых находится примерно на том же уровне. Что же касается недостатков, то он здесь, по сути, один: фильтры от Champion крайне редко подходят под размеры штатных воздушных фильтров, из-за чего появляются некоторые сложности с их установкой в посадочное место.
Nipparts
За пределами десятки лучших расположился японский производитель Nipparts, ассортимент воздушных фильтров которого ориентирован как на азиатский, так и на европейский рынки. Посадочные размеры моделей четко подходят под штатные гнезда, перекрывая воздуховоды и предотвращая попадание пыли вовнутрь двигателя. Ценовые показатели также находятся на приемлемом для потребителей уровня: некоторые фильтры можно приобрести дешевле средней стоимости по рынку.
Несмотря на все перечисленные преимущества Nipparts, следует понимать, что их фильтры предназначены преимущественно для эксплуатации автомобилей в условиях города, где воздушная среда запылена меньше. Таким образом, целевая аудитория компании включает в себя легковые авто среднего и представительного класса, а также городские кроссоверы. Среднее время пробега на одном воздушном фильтре в случае передвижений только по городским дорогам составит 7-12 тысяч километров. Если же пренебрегать советами и «наваливать» по бездорожью, крайними могут стать и скромные 5 тысяч километров.
Sakura
Открывает рейтинг один из несколькиз представителей Японии в сегодняшнем рейтинге – компания Sakura, ориентированная на работу в среднем рыночном сегменте. Причем, средний уровень выдерживается как по качеству, так и по параметрам стоимости: подгонка под размеры оригинальных фильтров точна до сотых долей миллиметра, что снижает риск подсоса грязного воздуха из окружающей среды.