хвалить ангелы его хвалите воинства его хвалите небеса небес хвалите бога псалом такой найти

Псалтирь 148 псалом

Псалтирь
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Пс. 148 Этот псалом продолжает славословие, завершающее Псалтирь (см. вводные замечания к Пс. 144 и 145). Призывы вознести хвалу Господу обращены к небесам (ст. 1-6), к земле (ст. 7-12) и к избранному народу (ст. 13,14).

148:1 Хвалите Господа. См. ком. к Пс. 145,1. Псалом завершается этим же призывом (ст. 14).

с небес. Подразумеваются небесные создания — ангелы.

148:4 воды, которые превыше небес. См. Быт. 1,7.

148:5 Он. повелел, и сотворились. См. статью «Бог—Творец».

148:7 Хвалите Господа от земли. В последующих стихах псалмопевец призывает земные создания восславить своего Творца.

великие рыбы и все бездны. Морская стихия сильно воздействовала на воображение израильтян, зачастую внушая им страх перед собой. Неоднократно в Писании море предстает нем-то враждебным устроенному Богом миропорядку (см. ком. к Пс. 17,5; 28,3.10; 45,3). Данный стих и его призывает преклониться пред величием Творца.

148:11 цари земные и все народы. Псалмопевец призывает всех людей воздать хвалу Господу, поскольку Всевышний сотворил не только избранный народ, но все народы.

148:13 имя Господа. См. Пс. 8,2.

148:14 Он возвысил рог народа Своего. Рог в Библии обычно символизирует силу, славу и доблесть. Данные слова могут относиться как ко всему народу в целом, так и к его царю.

народа, близкого к Нему. См. Втор. 7,7-11.

Источник

Хвала природы, ангелов и людей

Псалом 148

Эта песнь едина и неделима. Ее сложно толковать стих за стихом, потому что живое стихотворение нельзя резать на части. Это песнь природы и благодати. Подобно тому как молния, вспыхивая, прорезает пространство и озаряет славой небо и землю, этот псалом хвалы освещает вселенную, наполняя ее сиянием славословий. Ликующая песнь рождается в небесах, затем стремительно низвергается в глубины морей, и вновь взмывает ввысь, когда ее мелодию подхватывает народ Божий. Постичь ее способно лишь сердце, пылающее благоговейной любовью к Господу неба и земли, благословенному во веки веков.

Истолкование

1 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. 2 Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. 3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. 4 Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. 5 Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились; 6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет. 7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, 8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, 9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, 10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, 11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные, 12 юноши и девицы, старцы и отроки 13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах. 14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуйя.

1. «Хвалите Господа». Кем бы вы ни были, эти строки одновременно призывают, умоляют и повелевают вам прославлять Яхве. Он дал вам жизнь, и этого достаточно, чтобы заставить вас склониться перед Творцом. Такой призыв никогда не бывает неуместным или несвоевременным, когда бы он ни прозвучал. «С небес». Вы ближе всего к Всевышнему, потому ваши голоса должны первыми зазвучать в радостном хоре. О вы, ангелы, херувимы и серафимы, пребывающие во дворах Его, славьте Яхве! Пусть вслед за вами воспоют хвалу все пределы земные. Пусть ваша хвалебная песнь, подобно золотому дождю, прольется с небес на род человеческий. «Хвалите Его в вышних». Это не простое повторение, а поэтический прием, которым автор придает истине особую выразительность. Прежде чем пролиться на землю, поклонение должно родиться и обрести совершенство на небесах. Нет таких высот, откуда не возносилась бы хвала Всевышнему. На вершинах творения открывается слава Господня, подобно тому как золотые лучи солнца, озаряя долины, касаются кончиков самых высоких гор. Оглашаясь хвалебными песнопениями, горние просторы небес становятся еще прекраснее. Слово «хвала» победным кличем несется из уст псалмопевца. Только в первых пяти стихах оно повторяется восемь раз. Торжественный призыв сотрясает землю, подобно раскатам орудийного салюта: «Хвалите! Хвалите! Хвалите!» Повсюду слышен гимн великому Царю, а в нем лишь одно слово: «Хвалите! Хвалите! Хвалите!» «И вторично сказали: „Аллилуйя!»». Все поет и славит Яхве. Что проку хвалить Его слуг или Его деяния? Славьте самого Господа. Разве не достоин Он всей хвалы? Так пусть она звучит неумолчно для Него одного!

2. «Хвалите Его, все Ангелы Его». Все вы, блаженные совершенством разума и воли, воскликните Господу! Эта священная обязанность возложена на каждого из светлых духов. Сколько бы вас ни было, о ангелы небесные, все вы принадлежите и служите Богу. Вы познали Господа и имеете все причины хвалить и славить Его. Все чины ангельские и архангельские, хвалите Господа! Поклоняетесь ли вы в небесном храме или выполняете Его поручения, желаете ли заглянуть в завет Его или узреть Сына Его, о посланники Яхве, служители воли Его, пусть не умолкает ваша хвалебная песнь. «Хвалите Его, все воинства Его». Эти слова обращены к ангельскому воинству, однако к ним псалмопевец относит также и небесные тела. Хотя в них нет дыхания жизни, звезды, облака и молнии по–своему хвалят Яхве. Пусть бесчисленное множество воинов Господа Саваофа являют славу Его, ибо они принадлежат Ему, как Творцу, Хранителю и Владыке. Этот стих призывает обитающих «в вышних» («все Ангелы Его», «все воинства Его») единодушно воздать хвалу и дать начало новой песни. То же искреннее единство должно быть присуще и всему сонму прославляющих Господа, потому далее автор обращается к звездам света, к безднам, холмам, кедрам и всем народам земным. Но первая радостная нота хвалебной симфонии должна прозвучать из уст ангелов и воинства небесного. После этого достойного начала душа каждого из нас не замедлит присоединиться к общему хору.

3. «Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света». В этом стихе псалмопевец начинает подробное описание небесного воинства. Все вместе и каждая в отдельности силы небесные славят своего Господа. Хвалебные песни солнца и луны, повелителей дня и ночи, сливаются воедино. Каждое из светил дополняет другое, потому к ним обращен совместный призыв к поклонению. Солнце по–своему славит Великого Отца светов, и луна отражает Его сияние. На небесах не умолкает хвала Господу. Днем и ночью она звучит по–разному, но пока существуют луна и солнце, ей не будет конца. Перед священным алтарем Господним никогда не гаснет огонь. Однако блеск великих светил не затмевает славу их более скромных собратьев, ибо и звезды приглашены на хвалебный пир. Они столь многочисленны, что никому не под силу счесть великий сонм, заключенный в словах «все звезды». И каждая из них готова славить своего Творца. За свое великолепное сияние они по праву именуются «звездами света». Этот свет, мерцающий в такт истинной музыке, является зримым воплощением хвалы. Он подобен песне, доступной скорее зрению, нежели слуху. Погасшие звезды уже не способны петь хвалу, а христиане, ходящие во тьме, лишают Господа заслуженной славы. Каким бы слабым ни было наше сияние, нам не следует его скрывать. Не имея возможности быть солнцем или луной, мы должны стремиться стать одной из «звезд света» и каждый день сиять во славу Господню.

4. «Хвалите Его, небеса небес». Здесь говорится о сферах, недоступных даже тем, кто в нашем понимании уже живет на небесах. В этом самом горнем из жилищ обитают лишь избранные духи. Но и им, величайшим из великих и лучшим из лучших, надлежит славить Господа. Если бы мы могли забраться настолько же выше небес, насколько небеса выше земли, мы и тогда были бы обязаны воскликнуть: «Хвалите Господа». Нет никого, кто мог бы счесть пение хвалы ниже своего достоинства. «И воды, которые превыше небес». Пусть облака склонятся в благоговейном восторге. Пусть рокочут волны небесного моря перед лицом Яхве, Бога Израилева. Есть нечто таинственное в предполагаемом существовании этих источников. Но что бы они собой ни представляли, пусть и они славят Господа Бога нашего. Пусть все самое загадочное и неизведанное возвысит голос во вселенском гимне хвалы.

5. «Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились». Вот достойный аргумент. Создания должны славить своего Творца и хвалить имя Божье, в котором открываются свойства Его личности. Имя Яхве ясно начертано на всех Его творениях, так что Его сила, мудрость, благость и другие качества очевидны для всех мыслящих людей, которые, наблюдая их, славят имя Господне. Лучшая похвала Богу – простое описание черт Его характера. Мы не в состоянии выдумать ничего, что придало бы Богу дополнительное величие. Превозносите Его, повторяя имя Господне и перечисляя качества Его личности. Господь достоин хвалы, ибо сотворил все сущее одним лишь Словом Своим. Все явилось по Его велению, велика сила десницы Его! Воистину Он вправе ожидать хвалы от тех, кто обязаны Ему своим существованием. Теория эволюции не требует существования Бога, но учение о сотворении логически неотделимо от поклонения. Поскольку же дерево познается по плодам своим, учение это тем самым доказывает свою истинность. Явившимся по слову Божьему Творец заповедал поклоняться Ему. Глас, промолвивший: «Да будут!», теперь говорит: «Да хвалят!»

6. «Поставил их на веки и веки». Силы небесные не могли бы существовать без постоянной поддержки Господа Яхве, который не оставляет их Своей заботой. Ничего не может случиться с ними без Его воли, ведь лишь сам Бог может изменить установленные для них законы. Они всецело в Его власти. Итак, Господь достоин хвалы, ибо Он Творец и Хранитель, Владыка и Создатель. Слова Его не прейдут. Небесные тела живут и движутся по велению Господню, не нарушая определенных Им границ. Величайшие и самые удивительные творения послушны каждому слову в вечном законе великого Царя. Склоняясь перед законом, они славят его Создателя. Смирение является одной из форм поклонения, а порядок заключает в себе гармонию. В этом смысле хвала, которую возносят Яхве «тела небесные», совершенна. Своим могуществом Он поддерживает все вещи на своих местах, управляя движением звезд и полетом серафимов. Потому в Его симфонии нет ни одной неверной ноты, ничто не нарушает ее благозвучия. Вечный гимн не умолкает ни на секунду, и даже в торжественной тишине небесных сфер слышится нескончаемая песнь хвалы.

7. «Хвалите Господа от земли». Мелодия спускается вниз и достигает, наконец, нас с вами. Мы, жители Земли, призваны исполнить свою партию в хвалебном хоре. Пусть наши голоса несутся со всех концов этой благословенной планеты. Славьте Господа не только на земле, но и от земли, чтобы наше поклонение вливалось в общее море хвалы. В первом стихе песнь спускалась «с небес», теперь же она поднимается «от земли». Мелодии земли и небес звучат в унисон. «Земля» в данном случае обозначает и моря, и сушу, оглашаемые хвалой. «Великие рыбы и все бездны». Бессмысленно гадать, какие именно рыбы или морские чудовища названы здесь великими. Несомненно, эти строки обращены к ним всем, а их обиталища названы «безднами». Звери, бродящие по земле, и рыбы морские – все они желанные гости на празднике хвалы. Плавают ли они в теплых тропических водах или прокладывают себе путь в полярных льдах, их священный долг – воздавать честь Яхве–Творцу. Они не служат человеку и оттого еще усерднее исповедуют свою преданность Господу. В слове «бездна» есть нечто пугающее, но в мелодии псалма должна быть и басовая партия. Все зловещие и причудливые обитатели мифов и сказаний да хвалят непостижимого Господа сил.

8. «Огонь и град». Молния и град часто встречаются вместе. В казнях египетских они вместе поведали людям о страшном могуществе Яхве. Огонь и лед несовместимы в природе, но едины в прославлении Господа. «Снег и туман». Дети холода и жары, воздайте хвалу Всевышнему! Морозное дыхание зимы и нежное дуновение лета, падающие снежинки и воспаряющие ввысь облака каждым своим движением возвещают чудеса славы Господней. «Бурный ветер, исполняющий слово Его». Даже неистовые и яростные порывы ветра подвластны закону Божьему и исполняют Его волю. Какой оркестр не позавидует таким духовым инструментам! Лишь великий дирижер способен объединить все эти голоса в гармоничном единстве мелодии и ритма.

9. «Горы и все холмы». Горные кручи и небольшие возвышенности поют славу Творцу. Господь освятил «все холмы». Мы уже не разделяем Гевал и Гаризим, гору проклятий и гору благословений. Ведь наше осуждение обратилось в благодатное прощение. Фавор и Ермон, Ливан и Кармил, возрадуйтесь об имени Господнем. Великие и малые вершины вместе склоняются перед Ним. Не только альпийские высоты и шотландские холмы рокочущим басом славят Всемогущего, но и наши скромные и безызвестные возвышенности оглашаются песнями в Его честь. «Дерева плодоносные и все кедры». Деревья плодовые и лесные, листопадные и вечнозеленые – благословенные творения Всевышнего – каждое по–своему являет нам Его любовь. Потому пусть все они хвалят Творца за Его великие дела. На земле множество сортов кедра, и в каждом из них открывается мудрость Создателя. Когда цари рубят их для строительства дворцов, они отдают дань Царю царей и Властителю этих деревьев. Разнообразие ландшафтов определяется не только низменностями и возвышенностями, но и многочисленными видами произрастающих на земле деревьев. Так пусть все они в едином духе прославят Господа. Внимая шуму ветра в ветвистых кронах и нежному шелесту листьев, колышущихся от легкого дыхания зефира, вы слышите хвалебную песнь деревьев своему Господу.

10. «Звери и всякий скот». Свирепые и ручные животные, дикие звери и домашний скот, хвалите и славьте Яхве. Хуже зверей те, кто отказываются славить Бога. Глупее скота предпочитающие молчать о своем Создателе. «Пресмыкающиеся и птицы крылатые». Миллионы всякого рода насекомых и птиц, наполняющих землю и воздух, призваны стать частью всеобщего поклонения. Изучая жизнь птиц и насекомых, убеждаешься в том, что она представляет собой замечательную главу в истории божественной мудрости. Даже мельчайшее насекомое чудно славит Бога. Рассматривая его под микроскопом, мы делаем удивительные открытия. Птицы, парящие в небесах, в своем полете естественнее любого летательного аппарата. Истинно верующий человек способен услышать песнь хвалы не только в сладостных трелях пернатого певца, но и в кваканьи лягушек на болоте, и даже в жужжании мухи, присевшей на оконное стекло. Люди, не желающие присоединиться к хвалебному хору, ниже пресмыкающихся и ничтожнее насекомых.

11. «Цари земные и все народы, князья и все судьи земные». Итак, поэт обращается, наконец, к роду человеческому. Он вполне справедливо ожидает, что правители и подданные, вожди и судьи преклонятся перед Господом всемогущим. Цари не должны почитать песнь хвалы ниже своего достоинства, и народам надлежит без колебаний вторить голосам своих владык. Те, кто командует армиями или вершит судьбы человеческие в судах, не могут позволить своим занятиям встать на пути благоговейного поклонения верховному Вождю и Судье. Все народы и правители да славят Господа вселенной. Воистину счастливым будет день, когда повсюду люди признают, что во Христе Господе нашем, воплощенной Мудрости Божьей, «цари царствуют, и повелители узаконяют правду»! Увы, этот час еще не настал! Цари покровительствуют пороку и предаются безрассудству. Будем же молить Бога, чтобы слова псалмопевца воплотились в жизнь.

12. «Юноши и девицы, старцы и отроки». Все люди, независимо от пола и возраста, призваны петь благословенную песнь хвалы. Пусть тех, кому всегда хорошо вместе, объединяет священная радость поклонения. Для всех членов семьи, от старейших до самых младших, Господь должен стать главным и единственным упованием. Дети учатся славить Бога у стариков, одновременно заражая их своей собственной бодростью и весельем. В божественной оратории есть партия для каждого голоса: девиц и плодоносных дерев, юношей и кедров, детей и ангелов, старцев и судей. Ни одним из них нельзя пренебречь. Совершенная песня исполняется всей вселенной, и каждое творение благоговейно склоняется перед своим Создателем.

13. «Да хвалят имя Господа». Все в имени и характере Бога достойно хвалы, и даже целый хор тех, о ком непрестанно печется Творец, не смог бы воспеть Его во всей полноте. «Ибо имя Его единого превознесенно». Лишь его надлежит хвалить и славить как единственно достойное славы. Нет подобного Господу, никто не сравнится с Ним. Его святое имя затмевает всякое другое. «Слава Его на земле и на небесах». Она не имеет равных, ибо превосходит всех и вся. Небеса и земля не способны вместить Его царственного величия. Бог есть венец всего, воплощение совершенства. Слава Божья неизмеримо полнее, нежели слава всех Его творений вместе взятых. Невозможно превознести Господа слишком высоко, ибо слава Его бесконечно превосходит нашу способность воспеть ее.

14. «Он возвысил рог народа Своего». Силен и славен победоносный народ Божий. Благость Господня ко всякому творению не исключает особой милости к избранным Его. Он возвышает униженных, однако народ Свой Он вознес выше всех прочих. Когда они угнетаемы, Господь возвышает рог их, посылая избавителя. В битве Он дарует им силу и мужество, а в мирные дни превращает их рог в рог изобилия. «Славу всех святых Своих». Слава их в Господе, Ему единому они поют хвалу. Бог же по милости Своей непрестанно обновляет их желание поклоняться Ему. Господь возвысил рог их, и они возносят Ему хвалебную песнь. Он прославил народ Свой, и они не устанут славить Его. Святые хвалят Святейшего. Он стал их Богом, и отныне они принадлежат Ему одному. Господь благословляет святых, и благодарность их не знает предела.

«Сынов Израилевых». Господь знает по имени каждого, кто принадлежит Ему, с кем Он заключил Свой завет. Он знает, как человек получил свое имя, знает всех его детей. Одиннадцатый стих приглашает всех славить Господа, здесь же призыв псалмопевца обращен к избранному народу, к познавшим Его. Те, кому дарованы особые благословения, должны первыми воспеть хвалу. «Народа, близкого к Нему». Близкого по родству, окруженного заботой, народа, которому Господь явил себя. Сколь почетна такая характеристика возлюбленных Божьих! Но это описание еще лучше подходит духовному Израилю, семье верующих. Подобная близость должна возбуждать в нас желание непрерывного поклонения. Избранным Господним, возлюбленным чадам Его, служащим при дворе и во храме Его, надлежит ежеминутно испытывать чувство благоговейного восторга.

«Аллилуйя». Слово это должно стать альфой и омегой жизни всякого благочестивого человека. Пусть же не смолкает песнь хвалы на наших устах. Начало и конец псалма отмечены призывом хвалить Господа, и каждое слово каждого стиха звучит во славу Божью. Аминь.

Советы проповедникам

Весь псалом.

1. Что подразумевает призыв хвалить Бога, обращенный к природе.

а) Само ее сотворение является основанием для прославления.

б) Славить Бога должны и те, ради кого она была создана.

в) Упрек тем, кто, будучи в состоянии славить Бога, отказывается это делать. «Если они умолкнут, то камни возопиют».

2. Что подразумевает призыв хвалить Бога, обращенный к безгрешным существам. «Хвалите Господа с небес… Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его» (ст. 1—2).

а) Бог сотворил их безгрешными.

б) Бог позволяет им оставаться безгрешными.

в) Бог вознаграждает их безгрешность.

3. Что подразумевает призыв хвалить Бога, обращенный к падшим существам. «Цари земные и все народы» (ст. 11—13).

а) Господь милостив и всепрощающ. «Не желая, чтобы кто погиб». Они не услышали бы призыва к прославлению, если бы были потеряны безвозвратно. Находясь на земле, Господь не пожелал хвалы из уст злого духа.

б) Бог уготовал человеку избавление от греха. В противном случае мы были бы лишены всякой надежды и возможности славить Его.

4. Что подразумевает призыв хвалить Бога, обращенный к искупленным (ст. 14).

а) Господь есть Бог их.

б) Все Его совершенные усилия направлены на заботу об их настоящем и вечном благоденствии.

Стих 1. «Хвалите Господа».

1. Глас Писания, природы, благодати, долга.

2. Слух, которого он достигает, святых и грешников, старцев и юношей, здоровых и больных. Он достигает нашего слуха.

3. Время слышать его. Теперь, всегда, а также в особые моменты.

4. Наша ответная реакция. Воздадим же хвалу сердцем, устами и всей жизнью.

Стих 1.

1. Качества небесной хвалы.

2. Как она воздействует на нас.

3. Наша надежда присоединиться к хвалебному хору.

Стих 2.

1. Ангелы – служители Божьи, поющие хвалу.

2. Все воинства Господни славят Его.

3. Правило, не имеющее исключений. «Все» значит все. Представьте себе хотя бы одного обитателя небес, который не славил бы Господа!

Стих 3.

1. Хвала не смолкает ни днем, ни ночью.

2. Свет ведет хвалу.

3. Жизнь – во всем, поэтому всё славит Бога.

Стихи 5—6. Сотворение и поддержание жизни на земле – две важные причины славить Бога.

Стих 7. Хвала, возносимая таинственными обитателями мрачных глубин.

Стих 8. «Бурный ветер, исполняющий слово Его». Бог использует разрушительные силы природы.

1. В материальном мире мы наблюдаем, как бурные ветра повинуются воле Божьей.

а) Иногда Писание приподнимает завесу, открывая нам, как разрушительные природные силы служат Богу.

б) Современная история наглядно свидетельствует о справедливости этих слов.

2. В человеческом духовном и нравственном мире мы видим истину их слов.

а) В государстве волю Божью исполняют революционные бури и войны.

б) В Церкви волю Божью исполняют гонения и разногласия.

в) В наших собственных переживаниях волю Божью могут исполнять внешние проблемы, а также внутренние бурные духовные искания.

Стих 9. «Дерева». Слава Божья является в деревьях.

Стих 10. У неистовых и мирных, несмелых и дерзких должна быть своя песнь.

Стих 11.

1. Царь вселенной, великий и славный, единственный в Своем совершенстве.

2. Призыв обращен ко всей вселенной – к людям всех наций, сословий, классов и возрастов. Прообраз судного дня.

3. Долг всех жителей вселенной – петь хвалу непрестанно, искренне, с все возрастающим желанием.

Стих 12. Служению Богу необходимо посвятить силу, красоту, опыт и надежды.

Стих 12. «И отроки». Проповедь для детей.

1. Где Бог обнаружил детей (ст. 11–12): в царской семье и высшем обществе. Ни один не потерян, не забыт.

2. К чему Бог призывает их? «Хвалите Господа». Даже у них есть для этого все основания.

3 Какие уроки извлекаем мы из этих строк?

а) Дети должны вместе с родителями посещать храм Божий по воскресеньям.

б) Дети должны возносить хвалу сердцем и устами.

в) Дети должны стремиться к вере в Христа, чтобы достаточно славить Бога.

Стих 14. Избранный народ и их Бог.

1. Что Он для них сделал.

2. Кем Он их сделал. «Святыми».

3. Кто они. «Сыны Израилевы».

4. Где они: они народ, «близкий к Нему».

5. Как они служат Ему. «Хвалите Господа».

Источник

Толкование на Псалтирь 148:1

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 148:1 / Пс 148:1

Иоанн Златоуст (

Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних

Так обыкновенно поступают святые по великому своему благоговению: когда они намереваются благодарить Бога, то при­зывают многих к участию в славословии и приглашают при­соединиться к ним для этого доброго служения. Так поступили три отрока, которые, находясь в пещи, приглашали все твари к прославлению оказанного им благодеяния и к славословию Бога. Так поступает и здесь пророк, призывая тот и дру­гой мир, горний и дольний, чувственный и духовный. Тоже де­лает пророк Исаия, когда говорит: «радуйтесь, небеса, и веселись, земля…; ибо утешил Господь народ Свой» (Ис. 49:13). И тот же Псалмопевец, когда говорит: «по исходе Израиля из Египта, дома Иакова — из варварского народа: горы прыгали, как овны, и холмы, как ягнята у овец» (Пс. 113:1, 4). И еще Исаия в другом месте: «и облака да проливают правду» (Ис. 45:8). Как бы находя себя одних недостаточными для прославления Владыки, они стараются сде­лать всех участниками славословия. Особенно часто делает это Псалмопевец, — напр., когда говорит: «поклонитесь Ему, все Ангелы Его» (Пс. 96:7); и еще: «сильные крепостью, творящие слово Его» (Пс. 102:20).

Источник: Беседы на псалмы. На псалом 148.

Феодорит Кирский (386/93−

«Аллилуия, Аллилуия». Пророк повторил воззвание, поощряя души к большему усердию. И сия новая песнь всю тварь, разумную и чувственную, словесную и безсловесную, одушевленную и неодушевленную, возбуждает к единому согласному песнопению. И небу, и земле, и безднам, и небесным светилам, и горам, и растениям, и всему, что сему подобно, а также всем, имеющим душу и разум, повелевает Пророк принести в дар песнь. А тем, которые одарены разумом, велит обратить внимание на все сие, и изучив видимую в том премудрость, песнословить Творца.

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних

Великий Моисей научает нас, что два неба сотворены Богом, одно сотворено вместе с землею, а другому после повелено придти в бытие посреди вод и вод, и его-то нарек Бог твердию. Посему Пророк повелел песнословить Бога «с небес» и «в вышних», то есть, ликам безплотных, обитающих на том и другом небе. Поелику божественный Моисей ничего не сказал нам о создании духовных естеств; то Пророк, по необходимости, сделал упоминание и о них, и призывает их, в дар Творцу принести песнопение. Ибо долг сей обязаны воздавать Ему твари, и всякой от Него получившей бытие и одаренной разумом твари надлежит этот долг воздавать во всякое время. Если же песнословит все, что имеет тварную природу, а несопричисляются к песнословящим ни Сын, ни Всесвятый Дух; то явствует, что Они не тварнаго естества. Иначе, как источники правды, чтя справедливость, песнословили бы они Творца прежде иных тварей. Но не песнословит ни Сын, ни Всесвятый Дух. Посему не тварнаго естества и Сын и Всесвятый Дух. Очевидно же что и Сыну и Всесвятому Духу воздается песнословие; потому что нет ничего средняго между песнословящими и песнословимыми. Тварь песнословит, а Творцу воздается песнословие. Если же кто не песнословит Творца, то не песнословит, как неблагодарный. Но о сем пространнее разсуждали мы в словах о Святом Духе. Посему обратимся к продолжению толкования.

Евфимий Зигабен (

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних (селениях)

Слова Евсевия: К словам: хвалите Господа с небес, надобно присовокуплять и слова: хвалите Его солнце и луна, звезды и свет, находящиеся на тверди. А. к словам: хвалите в вышних, находящихся выше тверди, прилично относить слова: хвалите Его все Ангелы Его. Ибо светилам, как чувственным телам, явления коих мы видим, прилично повелевается хвалить Творца их с чувственных небес. А Ангелам, как невидимым и незримым нами, повелевается воссылать хвалу Богу с невидимых для нас горних мест. Ибо как, по словам Феодорита, божественный Моисей не сказал нам ничего о творении умных естеств, то посему пророк счел за нужное упомянуть здесь и о них, прибавив: Он сказал, и созданы; ибо измыслил ангельские и небесные силы, и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом, как сказал Григорий Богослов. Посему и заповедует приносить хвалу Творцу, ибо это долг твари в отношении к Нему; и все сотворенное и одаренное разумом должно всегда платить сей долг. Если же прославляет то, что имеет созданное естество, а Сын и Всесвятой Дух не поставляются в чине поющих, то явно, что они не принадлежат к числу созданных существ. Посему Он и Всесвятой Дух суть похваляемые, ибо нет ничего среднего между хвалящими и хвалимыми, но хвалит тварь, а похваляется Творец.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Этот псалом является выражением необыкновенного восторженно-благодарного подъема чувств еврейского народа, приглашающего с собою как бесплотных Ангелов ( 1−2 ст. ), все светила небесные (ст. 3−6), так и все, находящееся на земле — силы и явления природы, растительный и животный мир (ст. 7−10), всех людей и все народы (ст. 11−12) — восхвалять Господа за возвышение Им своего избранника, свой народ (ст. 13−14).

Ст. 1−2 Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Хвалите его вси ангели его: хвалите его, вся силы его

«Хвалить с небес», «хвалить в вышних» — восхвалять Господа призываются Ангелы, как ближайшие Его слуги, обитающие преимущественно на небе. — «Воинства» — разнообразные чины Ангелов, составляющих как бы войско Царя Небесного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *