ходовая мячик что значит
Теннисные шары в амортизаторах — для чего их вставляют опытные водители?
Любители комфортной езды нашли оригинальное применение теннисным шарам. Вторым назначением мячиков стала помощь системе амортизации в современных авто. Идея оказалась эффективной и выгодной.
Функции амортизаторов и причины износа
Основные элементы подвески автомобиля предназначены для обеспечения безопасности и комфорта. Они уменьшают вертикальные раскачивания и подпрыгивания на неровностях, а на поворотах позволяют избежать рискованных отклонений траектории.
Вместе с верхними опорами амортизаторы обеспечивают хорошее сцепление с асфальтовым и прочим покрытием, благодаря чему колеса своевременно и качественно объезжают препятствия, быстро возвращаясь в предыдущее положение. Благодаря им же водитель и пассажиры не испытывают на себе постоянную тряску и звук дребезжащих автомобильных деталей.
Надежность амортизатора со временем подводят сальник и клапанная система.
Не исключается и низкое качество изделий. Вместе с этим износ приумножают неблагоприятные внешние условия (температурные колебания, побитые дороги и пробки).
Дорогостоящая профилактика износа
Минимизировать стремительный износ важного узла можно посредством установки специальных пневматических баллонов. Их монтаж осуществляется непосредственно в пружины.
Пневмобаллоны значительно снижают нагрузку, которая возникает при езде по ямам да ухабам. При этом можно отрегулировать давление и настроить работу шасси по собственному усмотрению.
Однако камнем преткновения для многих водителей становится цена данных автомобильных аксессуаров. Для среднестатистического корейского кроссовера, например, сумма будет превышать 20 тыс. рублей. А срок эксплуатации ограничивается дистанцией в 50-60 тыс. км. Соответственно, владельцы машин рассматривают менее затратные варианты.
Теннисные мячики от находчивых мастеров
Нестандартной альтернативой баллонам являются теннисные мячики. Смекалистые автолюбители заталкивают их в пружины по 4-5 шт. (в зависимости от модели авто). Комплект спортинвентаря способен без проблем прослужить при пробеге на 15 тыс. км. Затем их желательно заменить.
Мячики нивелируют возникающие сильные крены на поворотах, значительно улучшают управляемость. Во время преодоления препятствий подвеска ощущается более мягкой. Ехать с ними намного комфортнее, чем без них, особенно когда автомобиль загружен.
Использование мячиков в амортизаторах – простая и экономная технология. Она позволяет с комфортом эксплуатировать транспортное средство и не расходовать средства на дорогостоящие приспособления.
Зачем ставят пневмобаллоны, если есть обычными мячики
На своем автомобиле мы много путешествуем, а автономные путешествия с детьми предполагают наличие большого объема вещей. Машина чаще всего перегружена. Ставить жесткие пружины не хочется, т.к. автомобиль будет жестким весь год, а путешествуем мы только несколько раз в году.
Перед очередным путешествием был найден простой способ избежать пробоев подвески – в пружины были установлены обычные теннисные мячики.
Об этом я подробно писал ранее в статье: «Какая из доработок моего автомобиля вызывает улыбку и вопросы всех сервисменов в автомастерских?».
Мячики стоят в подвеске с 2017 года, прошли не меньше 30 000 км по дорогам и направлениям Кавказа, Карелии, Хибин, п-ова Рыбачий, Крыма и Грузии.
Свою функцию – отсутствие проседания и пробоев подвески при загруженном авто – они честно выполняли, и от них больше не требовалось.
Почему я сразу вместо мячиков не поставил пневмобаллоны? Об этом я также писал в статье: «Какая из доработок моего автомобиля вызывает улыбку и вопросы всех сервисменов в автомастерских?». Причин 2: отсутствие времени и отсутствие свободных денег. Но время идет, мы готовимся к нашему самому большому путешествию: «1-ый этап семейной кругосветки» по маршруту «Москва-Владивосток». В дорогу на крышу автомобиля будет установлена автопалатка («Автопалатка на кроссовере»). Машина будет перегружена и центр тяжести будет высоко, надо максимально исключить крены.
Было принято решение ставить пневмобаллоны.
1. Мячики были извлечены из пружин (кстати, за 3 года и 30 тыс. км все мячики на месте и целые).
2. В пружины были вставлены пневмобаллоны компании Blackstonerus (пружины даже не пришлось снимать, с помощью силикона и «такой-то матери» они были протиснуты между витками).
3. Ниппели были соединены в один контур.
4. Общий ниппель был выведен сбоку от задней защиты.
По заявлениям производителя, баллоны: обеспечивают больший комфорт (гася даже мелкие колебания), увеличивают грузоподъемность (исключая «проседание» кузова и пробои), уменьшают углы кренов, улучшают управляемость (за счет лучшей курсовой устойчивости), снижают нагрузку на детали (забирая часть нагрузки на себя). Заявленный срок службы 5 лет и не менее 100 000 км при эксплуатации от – 50 — +80 градусов.
Что для МЕНЯ имело значение при переходе с мячиков на баллоны:
1. Возможность регулировать жесткость подвески (в городе одна, а в путешествиях при загрузке другая. Диапазон у баллонов 0,2-2 Атм).
2. Снизить углы кренов, что актуально с тяжелым грузом на крыше автомобиля (вес палатки 70 кг).
3. Сохранение родной подвески (нет необходимости заменять родные амортизаторы и пружины на усиленные).
Действительно, пневмобаллоны имеют более широкий спектр преимуществ по сравнению с мячиками и смысл их ставить конечно есть.
Получил ли я желаемое, можно будет сказать после опыта эксплуатации и первой поездки в режиме путешествия, а это будет уже в мае. По итогу пятидневного пробега по различным дорогам и в различных режимах отпишу подробный отчет. Сейчас же могу сказать, что даже при небольшом давлении в 0,8 Атм подвеска более собранная, а если потребуется сильная загрузка авто, то можно качать 1,5-2 Атм. Толщина стенок баллона позволяет.
Будем эксплуатировать и экспериментировать.
Не переключайтесь!
Простая физика
«В классической механике импульс тела равен произведению массы m этого тела на его скорость v, направление импульса совпадает с направлением вектора скорости»
Хз что там тебе говорят но как то ехали в машине, и считали силу импульса камня брошеного на ходу из машины и попавшего перпендикулярно плоскости металического листа, и всё для того что бы узнать останется ли вмятина.
А в вашем случае импульс считать не надо ибо машина как вы сказали не прошибаема и вы многими условиями принебрегли xD
Ток скорость то мяча мб и побыстрее сделать.
ПыСы Максимка 26 годиков (ну это на случай предъяв насчёт егэ)
Автор, если ты прикалываешься, то тебе респект, поскольку я давно не видел, как бурлят всякие гуманитарии.
Но сразу после удара мяч приобретает скорость равную сумме двух скоростей.
Объясните, какая разница, кину я мяч со скоростью 90 км/ч в стену, или в стоящий мяч врежется стена на скорости 90 км/ч?
относительно вопроса о стоящем мяче и движущейся стене. а на ваш взгляд, мячик при этом отскочит или он будет двигаться вместе с движущейся стеной, как под прессом?
169,75 км/ч. А ведь и правда. Значит нужно было сразу считать через импульсы.
Да сдался я уже! Всё! Хватит! Горшочек не вари!
Понял свою неправоту, посчитав импульсы и новые скорости.
Поэтому и можно рассматривать систему относительно грузовика, а не наблюдателя. А потом уже, вычислив скорость движения мяча в обратную сторону, вычислять разницы скорости и куда что дальше поехало.
Берут автомобиль, влепляют его в стену на скорости 80 км/ч. Он сминается до начала салона.
Берут 2 таких же автомобиля, каждый из них едет навстречу друг другу со скоростью 80 км/ч, суммарная относительная скорость 80+80=160 км/ч. Они врезаются и сминаются до начала салона, точно так же, как и одиночная машина в стену на скорости 80 км/ч.
Берут четвертую машину, разгоняют её до скорости 160 км/ч и влепляют в стену. Машина складывается, как гармошка, вплоть до багажника.
А всё почему? Сила, с которой воздействует предмет при остановке на препятствие, такая же, как и сила, с которой препятствие воздействует на предмет для его остановки. И если у нас есть 2 равных силы(импульса), то они просто погасят друг друга, точно так же, как если бы автомобиль врезался в обычную стену, отдача от удара будет равна импульсу самого автомобиля.
Ответ на пост «Вопрос к лиге физиков»
Итак, задача любопытная и потому приступим.
Ставится задача по определению отношения или разности сделанных оборотов двух окружностей равного радиуса r по окружности радиуса R (снаружи и внутри). Составим расчётную схему.
Сразу становится понятно как определить количество оборотов окружностей. А именно:
Выразим теперь углы a и b как некие функции от угла с. Для это отметим, что поскольку в условии отсутствует скольжение, то
Используем равенство соответственных и накрест лежащих углов и тогда для искомых углов имеем:
Объединим всё вместе:
Итого, разность составляет два оборота.
P. S. Любопытно, к слову, что отношение длин траекторий выражается отношением разности радиусов неподвижной и подвижной окружностей к их сумме.
Вопрос к лиге физиков
В 7 классе участвовал в городской олимпиаде по физике. Не решил я, по-моему, ни одной задачи, а попал туда потому что от нашей школы больше посылать было просто некого. Одну из задач помню до сих пор, и до сих пор не понимаю как ее решать, даже имея диплом, в котором написано «математик».
Вопрос: когда обе окружности радиусами R2 придут в ту же точку, с которой начали, каково будет отношение количества оборотов, сделанное внешней и внутренней окружностями?
С трудом нашел аудиторию, захожу, Владислав Евгеньевич укоризненно смотрит, к билетам не подпускает и предлагает злостному опоздавшему вариант: решить задачу (что-то из ядерной физики с электронами и энергией), а после ее решения, уже он решит допускать меня до коллоквиума или отправить на пересдачу.
Я других вариантов не вижу, спорить ни сил, ни желания нет. Получаю задачу, сажусь решать.
Задача оказалась не очень сложная. Решил, но вижу, что ответ неправильный, а ошибку найти не могу. В голове гудит, то в жар, то в холод бросает, но виду не показываю. Минут через 10 преподаватель подходит, спрашивает:
Владислав Евгеньевич уходит с листком. Проходит пару кругов по аудитории. Подходит к столу, что-то пишет. Возвращается ко мне:
Сердце уходит в пятки, он меня к коллоквиуму не допустил. Придется идти на пересдачу.
Уже на втором курсе я узнал, что именно точность определения величины ошибки «на глазок» и определила мой зачет.
Интересная задачка
Сегодня в чат скинули задачку, очень интересно узнать ответ)
Простая задачка по физике.
Давайте немножко развлечемся и заодно вспомним школьный курс физики.
Проведем небольшую Лабораторную работу.
1)Весы второго класса точности с дискретностью 0,1 г;
3)Грузило, отлитое в ложке из аккумуляторного свинца или свинца оболочки телефонного кабеля (не помню точно, но сплав на основе свинца);
4)Стеклянный сосуд с водой (в данном случае мерный лабораторный стакан объемом 1000 мл).
Теперь стакан с водой ставим на весы и обнуляем нажатием кнопки RE-ZERO (на некоторых моделях «TARE»). Очень удобная функция. Теперь можно проводить измерения, как будто на весах ничего нет:
Опускаем в стакан яблоко. Яблоко плавает на поверхности воды. Весы, разумеется, показывают те же 200,0 г.:
Вынимаем яблоко, опускаем на дно стакана грузило (Я для этого к нему тонкую ниточку привязал. Тонкую, чтобы влиянием нитки можно было пренебречь. Её масса все равно меньше чувствительности (дискретности) весов. Видим все те же 159,4 г.:
Ну, да, я закрыл дисплей весов листом бумаги. Это и есть вопрос, на который нужно ответить:
КАКИЕ ЦИФРЫ НА ДИСПЛЕЕ ВЕСОВ?
Ликбез по физике (видео)
Всем привет. Недавно я начал работу над обучающими видео, в которых разбираются задачи по физике и астрономии средне-школьного уровня. В основном, как мне кажется, это пригодится для взрослых людей, которые хотели бы вспомнить курс физики, а может быть даже восполнить некоторые белые пятна. Также этот материал, думаю, может пригодиться и вашим детям-старшеклассникам, если они проходят соответствующие темы.
В частности, мне не очень нравится способ подачи материала в обычных учебниках физики, когда вместо того, чтобы сразу обозначить формулу и обсуждать следствия из неё, авторы предварительно целыми абзацами ходят вокруг да около (хотя, быть может, детям так проще усвоить материал, мне сложно судить). В этом смысле выдавать материал для взрослых тем и хорошо, что вы мельком знаете обо всём. Нужно лишь брать любую тему (из 8 класса или 11, неважно) и кирпич к кирпичу собирать её.
Как это у меня выходит, вы можете оценить по трём первым видео, которые готовы на текущий момент.
1) Ускоренное движение:
Основная задача: Поезд, двигаясь от остановки, прошел в течение 50 сек 200 м и достиг скорости 6 м/с. Увеличивалось или уменьшалось ускорение движения с течением времени?
2) Высота геостационарной орбиты:
Содержание с таймкодами: 0:30 основная задача (головоломка про погружение шаров в сосуды с водой); 1:20 гравитация, сила тяжести (без учёта центробежного ускорения) mg, ускорение свободного падения = 9.8 м/с2; 3:35 опять про килограмм-силу, про показания весов (кгс отображают в кг); 4:40 сила противодействия опоры N, понятие «вес»; 6:47 понятие «давление», единица давления Паскаль; 7:50 типичные давления окружающих предметов; 8:44 закон Паскаля (передача давления во все точки газа-жидкости); 9:25 гидравлический пресс; 10:00 жидкость в гравитационном поле; 10:28 понятие «плотность», плотность воды и прочих веществ, пересчёт кг/м3 в кг/литр и г/см3; 14:03 вывод гидростатического давления P = ρgh, не путаем давление и силу давления; 15:20 вывод закона Архимеда F = ρgV для прямоугольного параллелепипеда, обоснование для любой формы вытесненной жидкости; 17:49 формулировка закона Архимеда; 18:21 задача про уменьшение «веса» шарика при погружении в воду, понятие средней плотности; 20:59 про «невесомость» в воде и тренировки космонавтов; 21:43 атмосферное давление, столб воздуха, распределение давлений по высоте, плотность воздуха (средняя и локальная), условие использования формулы гидростатического давления для газа, задача про самолёт-опылитель; 24:30 задача по воздухоплаванию (гелиевый шар); 25:54 атмосферное давление и высота соответствующего водяного (10 м) и ртутного (760 мм) столба, проблемы поверхностных насосов с глубокими водяными скважинами; 27:50 задача на гидростатическое давление и сообщающиеся сосуды; 30:55 решение основной задачи (головоломка про сосуды и весы).
Пишите комментарии: достаточно ли понятно изложен материал, насколько актуально это очередное изобретение велосипеда (при обилии других обучающих материалов).
Баскетбольные мячи: почему они разные и выбрать самый лучший
Баскетбол — один из самых популярных видов спорта в мире, он — и профессия, и отдых и даже образ жизни. Но вот выбрать баскетбольный мяч по-прежнему надо уметь.
И сейчас расскажем, почему это не так просто, и как же на самом деле его надо выбирать.
Значит, в настоящее время настоящий баскетбол, то есть, тот, который смотрят и в который играют миллионы, находится в ведении сразу четырех официальных организаций:
И так как начальников у баскетбола много, то и правила, которыми регулируется сама игра, тоже несколько различаются. Требования к размерам поля — лучший тому пример. Согласно правилам FIBA, баскетбольная площадка должна иметь размеры 25 х 15 м, правилам NBA — 28.65 х 15.24 м, а NCAA требует 25.6 х 15.24 м. И т.д. и т.п.
Вот и с мячами тоже не так всё просто. Купить их — вообще не проблема. К слову, https://tennismag.com.ua/catalog/basketbolnye-myachi-nike/ — ультрасовременные баскетбольные мячи Nike, для наглядности. Надо только правильно разобраться «всего» с парой вопросов, а именно: кто им будет играть и где?
Почему это так важно? Дело в том, что для разных возрастных групп и обоих полов баскетболистов предусмотрены мячи определенного размера и веса, а для разных площадок выпускаются мячи из определенных материалов. Так что, начнем издали:
#1 — где играют в баскетбол?
В основном, в залах. Если это официальная игра. Но и так называемый уличный баскетбол тоже никто не отменял, плюс есть еще школьные и тренировочные площадки. Мячи, как мы уже сказали, для разных условий требуются (подходят) разные.
Мяч для открытой площадки изначально оптимизирован для активного и долговременного контакта с твердыми, в частности бетонными и асфальтовыми, покрытиями. А значит, должен быть твердым и вместе с тем достаточно прочным и эластичным, чтобы не причинять дискомфорт и травмы игрокам.
Потому мячи для уличного баскетбола делают, как правило, из резины. И покрытие у них как бы шероховатое, чем обеспечивается хорошее сцепление.
Мячи для залов изготавливаются из натуральной или композитной кожи. Такой мяч на асфальте, что называется, долго не живет. Но зато он в разы комфортнее, лучше ощущается и им значительно проще управлять, чем мячом для открытых площадок. Баскетбольные мячи для залов обычно изготавливают путем проклеивания и сварки кожаных элементов между панелями, об этом — ниже.
Своеобразным компромиссом являются универсальные баскетбольные мячи. Это надежные и довольно живучие изделия, делают их тоже из композитной кожи, но с немного другими свойствами. Состав композита подбирается таким образом, чтобы мяч был мягким и упругим в игре в помещении и не рвался подольше, если играть им на асфальте или бетоне.
Из чего делают баскетбольные мячи?
В течение нескольких лет после официального изобретения баскетбола люди играли в эту игру футбольными мячами. Но очень скоро, по личному заказу родоначальника баскетбола Джеймса Нейсмита был разработан особый мяч… из плетеной кожи. Модель была тоже не супер, но на некоторое время её хватило. Современный баскетбольный мяч был изобретен в 1948 году, а запатентован только 50 лет спустя. С 1972 года мячи для баскетбола шьют из искусственной кожи. Но в 1992 году в игре прочно прописались мячи из композитных материалов.
Сегодня в разработке и производстве баскетбольных мячей производители и, в частности компания Nike, применяют самые современные технологии и высококачественные материалы, чтобы конечные изделия были как можно более долговечными и комфортными. Современный баскетбольный мяч состоит из нескольких слоев:
Размер баскетбольного мяча
Под размером баскетбольного мяча мы подразумеваем не только его размер, но и его вес. С учетом этого современные мячи предлагаются в следующих размерах:
Само собой, самыми популярными были и остаются баскетбольные мячи 7-го размера, которые используются повсеместно как на любительских, так и на профессиональных соревнованиях. Ну а в школах будущие звезды баскетбола начинают с мячиков 5-го или 6-го размеров, в зависимости от предпочтений тренеров и уровня физического развития маленьких спортсменов.
Игра в отравленное яблоко
Теннисисты на корте избавляются от мяча как от символа порчи
«Матч-пойнт» – сложный «кинотекст». Вуди Аллен не собирался снимать фильм о теннисе, он хотел использовать игру как метафору, иносказание, призванное объяснить нетривиальную жизненную ситуацию. Но получился еще и обратный эффект. Коллизия героя-злодея проиллюстрировала содержание теннисной игры. Глубинное содержание, едва ли постижимое с трибуны стадиона или с удобного дивана у телевизора.
«Вот за то тебе, лови!»
Историки полагают, что теннис появился в Европе в XI–XII веках. Игру под названием La Soul изобрели французские монахи. Отскакивавший от монастырской стены мяч они отбивали ладонями и палками. Начиная игру, монах кричал: «Tenez!», что означало «держи». Так и появилось слово «теннис». «Держи», «лови» – императивы с подковыркой. Они означают навязывание, силовое введение предмета в поле собеседника. «Вот за то тебе, лови!» – кричит колдунья царевне и швыряет ей отравленное яблоко. Теннисный мяч – это и есть отравленное яблоко. Игроки на корте передают его друг другу.
Для человека, не увлекающегося теннисом, какой-нибудь поединок Звонаревой и Хантуковой или Надаля и Давыденко в программе спортивного телеканала – предмет для беспокойства. Потому что время теннисного матча не нормировано. Игроки могут «выяснить отношения» за час, а могут и за два с половиной. Для игр, в которых мяч – символ скверны, это естественно. Очищение от скверны – долгий и трудоемкий процесс. Вспомним диалог из романа «Имя розы»: «Что для вас самое страшное в очищении?» – «Поспешность». Монахи, игравшие в «прототеннис» в монастырских дворах, знали в этом толк.
Теннисный мяч упоминается в средневековой рождественской мистерии «Пьеса второго пастуха». Три пастуха навещают Марию и новорожденного Иисуса в стойле. Один из них, по имени Доу, сокрушается: «Сердце мое кровоточит, когда я вижу Тебя в такой бедности, без единого пенни. Протяни ручку, я принес Тебе мяч, возьми его, сыграй в теннис». Бедность, неудача и игра в теннис оказываются в одном смысловом поле, и это не случайно. Отбивая мяч, человек устраняет неудачу.
У тренировочной теннисной стенки невозможно выиграть. «Биться о стену» – это о ней. Мяч можно отбивать до тех пор, пока он куда-нибудь не улетит или пока сам не совершишь ошибку. Стенка учит правильно обращаться с мячом. А именно – гнать его от себя. Мяч должен вызывать испуг и отвращение.
Возвращаясь к фильму Вуди Аллена. Примечательно, что слово «court» в английском языке обозначает не только площадку для игры в теннис, но еще и суд. Суд – это, конечно, поле соревнования, на котором кишмя кишит скверна. Улики, изобличающие преступника, – это скверна. Избавляясь от улик, герой «Матч-пойнта» пытается очиститься. Не в моральном плане, а в чисто соревновательном. И от того, куда упадет кольцо – в реку или на тротуар, зависит, удастся ему это сделать или нет.
Рука дающая, она же карающая
Для того чтобы победить в теннисном матче, мяч недостаточно просто отбивать. Его нужно отбивать так, чтобы он оказался в поле соперника. Мяч символизирует негативное качество, а качество не может просто витать в воздухе, не будучи приложенным к чему-либо или кому-либо. Скверна не существует сама по себе, ее нужно кому-то передать – при помощи ракетки.
Само слово «ракетка» происходит от арабского «рахат», что означает «ладонь». Средневековым монахам было куда удобнее отбивать мяч ладонью, нежели палкой. Лишнее было отсеяно, полезное стали «доводить до ума» посредством техники. Сначала появилась кожаная перчатка, затем к ней приделали рукоять, затем перчатку заменили жилами и деревянным обручем.
В XVI–XVIII веках французская знать играла в мяч деревянными ракетками. При этом саму игру называли Jeu de paumme, «игрой ладони». Ракетка стала заменой ладони, ее символом.
Ракетка в теннисе – с одной стороны, «рука дающая», ладонь, на которой лежит опасный дар. С другой стороны, это ладонь, отталкивающая подношение. По мере технологического прогресса мяч в теннисе «предлагался» сопернику все настойчивее. Средняя скорость подачи Марии Шараповой – 180 км/ч. После подачи Роже Федерера мяч летит со скоростью от 200 км/ч. Отказаться от такого «предложения» невозможно. Однако игроки отказываются. На недавнем Открытом чемпионате Австралии Федерер, например, уступил в полуфинале сербу Новаку Джоковичу.
Технология разоблачает теннис. Передача дара становится агрессивной не только по сути, но и по форме. В теннисе подачу навылет называют «эйсом» (ace). Этимология этого слова очень интересна. Слово «ace» происходит от старофранцузского «as», означавшего грань с одной точкой на игральной кости. Грань с одной точкой – символ невезения. В слове «ace» было сложно найти позитивный оттенок, пока в XVIII веке карточные игры не достигли пика популярности. В картах «ace» – это туз, главная карта. Но опять же для того, у кого есть туз, это большая удача. А для того, кому туза предъявляют, – большое невезение. Подача навылет – это предъявление туза.
Взаимоотношения, описанные классической формулой дарения – do ut des («даю, чтобы ты дал»), в теннисе переворачиваются с ног на голову. «Всучиваю», «заставляю взять», «даю, чтобы ты ни в коем случае не отдавал обратно» – вот теннисные формулы. Дарить подарки – стратегия, рассчитанная на закрепление связей, коммуникацию. Дар – знак встречи, общения. Теннисный дар убивает коммуникацию на корню. Задача теннисиста – «договорить» как можно быстрее и больше не возвращаться к разговору, «поссориться».
Теннис появился во Франции. Он зародился в низах и лишь впоследствии стал частью элитарной культуры (кстати, теннис и сегодня претендует на определенный аристократизм). Он – детище «бесцеремонного мира, в котором либо ты надуваешь другого, либо он надувает тебя», по меткому определению антрополога Роберта Дарнтона. Сегодня на корте эту общественную систему наглядно воспроизводят миллионеры в белых спортивных одеждах. Впрочем, и из жизни практика «нагадить соседу» никуда не ушла. У соседа корова сдохла – мелочь, а приятно. Чужая неудача – лучший фон для собственных побед.
Чем завершается любой теннисный поединок? Спортсмены выходят к сетке и обмениваются рукопожатием. Не важно – завершился ли матч со счетом 6:0, 6:1, 6:0 или соперники два часа истязали друг друга на жаре и каждый сет брали друг у друга на тай-брейке. Пожать руку означает продемонстрировать, что все происходившее на корте было не всерьез. Что игроки оскверняли друг друга «понарошку».
Итак, теннисный мяч – это ведьминское отравленное яблоко. Ракетка – ладонь, технологически трансформированная в руку-агрессора. Однако у современного тенниса есть еще один значимый атрибут, мимо которого не пройдешь при всем желании. Это сетка, натянутая посередине корта.
Футбольное поле и теннисный корт – две разные модели коммуникативного пространства. Футбол – непосредственное взаимодействие с Другим. Теннис – практика отгораживания от Другого, опосредования коммуникации за счет технологии (все той же ракетки). Теннисная сетка – это стена, из-за которой на тебя льются инвективы, автор которых не понимает тебя и не желает понимать. Сигналы, которые теннисист получает от Другого, предельно однообразны: это перелетающие через сетку и падающие на площадку мячи. Более того, если в нормальной коммуникационной ситуации автор сообщения кодирует информацию так, чтобы адресат смог ее прочитать, то в теннисе игрок, создатель «сообщения», вовсе не рассчитывает на понимание. Он пересылает сопернику нечитабельные шифровки. Теннис – это желание быть непонятым.
Пожалуй, теннисный матч может служить символом холодной войны». Длительное противостояние лозунгов, стереотипов, тотальное непонимание и краткий миг дипломатического рукопожатия. Примечательно, что с 1928 по 1988 год тенниса, спорта профессионалов, не было в программе Олимпийских игр. Действительной холодной войны миру, наверное, было достаточно.
Теннис – безусловно, современная игра. Перед нами два индивидуума, обороняющие privacy и не приемлющие вторжения в него инородных тел. Тем более отравленных яблок.
В нашей стране пик популярности тенниса пришелся на 90-е годы. И не только потому, что на корт выходил Борис Николаевич Ельцин. Модель общества, которое пытались построить у нас в стране, была западной моделью, предполагающей повышенную чувствительность к индивидуальному, privacy. Общество откликнулось. Интересно, что особых достижений у наших теннисистов в 90-е не было. Евгений Кафельников выиграл «Ролан Гаррос» в 1995 году – вот, собственно, и все. Популярность игры не мотивировалась успехами российских звезд. Они пришли уже в новом столетии: первые строчки в рейтингах, победы на турнирах «Большого шлема», плеяды талантливых теннисистов и теннисисток – плоды теннисного бума 90-х.
Сегодня у нас дуют иные ветры. Кубок Дэвиса вдруг превратился в соревнование номер один, по значимости затмевающее и Уимблдонский турнир, и открытые чемпионаты Франции, США и Австралии, и даже «индивидуальный чемпионат мира» – серию «Мастерз». Игре, пестующей индивидуализм, приписали еще один смысл – личность должна представлять «комьюнити», нацию. Отказ приехать и играть за сборную чреват клеймом. И этот смысл становится преобладающим┘
О каком privacy тут можно говорить? Разве дело «комьюнити» передавать друг другу отравленное яблоко? Едок у него все-таки должен быть один. Как и колдунья-дарительница.
В прошлом номере «НГ-антракта» от 22.02.08 была допущена неточность. В материале «Поступательное обнажение» сказано, что журнал Playboy читают 5 млн. человек в 20 странах мира. На самом деле аудитория журнала насчитывает более 15 млн. человек и распространяется он в 24 странах. Приносим свои извинения.