хизб ут тахрир что это такое
Партия «Хизб ут-тахрир»
بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله رب العالمين و صلّى الله على سيّدنا محمدٍ و على آله و صحبِهِ و سلَّم
Аллаh Всевышний сказал в Священном К ур`ане :
وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
Это означает: «Пусть будет среди вас группа, призывающая к добру и запрещающая зло» (Сура 3 « А ли ‘Имр а н», Аят 104).
Известный теолог Ислама Абу ‘Али Ад-Да ккак сказал:
السَّاكِتُ عَنِ الْحَقِّ شَيْطَانٌ أَخْرَسٌ
رواه ابو القاسم القشيري في رسالته
Это означает : «Тот, кто умалчивает истину, подобен немому шай т ану».
Соблюдая Повеление Аллаhа приказывать совершать благое и запрещать зло, мы считаем своей обязанностью предупредить мусульман о вреде идеологии течения « Х изб ут-та х рир».
ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ, СТРУКТУРА
После смерти Та к ыюддина Ан-Набаhаний, в декабре 1977 года эмиром (верховным лидером) партии стал ‘Абдул- К адим Заллум, 1925 года рождения. После смерти Заллума в 2003 году организацию возглавил ‘Ата абу Рашта 1943 г.р., получивший техническое образование (инженер-строитель). Он является ее главой и по сей день.
Основной целью в своей деятельности партия считает установление во всем мире порядка, который они называют Исламским. Партия « Х изб ут-та х рир» не является духовным, образовательным или воспитательным учреждением. Вся деятельность партии является политической. Приведем небольшую цитату из их книг: «Вся деятельность хизба (партии), будь то управление государством или иные сферы, является политической деятельностью. Обучение не является основной задачей хизба, ибо это не учебное заведение. И не проповеднической деятельностью занимается хизб. Его дело – политика».
Структура « Х изб ут-та х рир» имеет все признаки жесткого вертикального подчинения. Она состоит из ячеек, в которые входит по пять человек, и халька (партийного ядра). На первом этапе вовлечения в партию вновь прибывшим присваивают звание «дарис». Это человек, добровольно изучающий структуру партии, ее цели, задачи и методы работы. Причем дарисы одной пятерки не знают дарисов из другой. Подобный метод конспирации позволяет « Х изб ут-та х рир» избегать крупных провалов и разоблачений. Несколько месяцев будущих членов партии обучает наставник – мушриф. В перечень изучаемых предметов входит политика, экономика, социология, география, религия. Причем, последней дисциплине отводится не более 10-15 процентов времени от всего учебного процесса. По окончании первого курса обучения дарисы сдают экзамены, принимают присягу о верности амиру и делу партии. С этого момента они полностью становятся равноправными членами партии – хизбийями (партийцами). Далее под началом накыба (руководителя) новые члены партии приступают к освоению второго образовательного курса. В основном изучаются запрещенные во многих странах мира книги, именуемые «Устав Ислама», «Понятие х изб ут-та х рир», «Пути общества в Исламе», журнал «Аль-Ва‘ий» («Разум»).
Кроме этого, хизбий должен внимательно следить за экономическими, социальными и общественно-политическими событиями во всем мире. Но теперь, кроме получения теоретических знаний, хизбии ведут активную практическую деятельность – распространяют листовки, занимаются агитацией. Каждому ее члену необходимо вовлечь в свои ряды не менее пяти человек. Обычно первыми вовлеченными лицами, как правило, являются родственники хизбия. К началу третьей стадии обучения наиболее активным и проявившим себя в деле присваивают звание накыба. В обязанности накыба входит не только деятельность по обучению, агитации, распространению листовок, но и партийное руководство районного масштаба. Далее на иерархической лестнице стоит муса ‘ ид (помощник руководителя областной организации), мас`уль (глава области) и му‘тамад – лидер « Х изб ут-та х рир» в республике (стране). Все му‘тамады, в свою очередь, подчиняются ‘А т а абу Рашта, лидеру организации.
ТРИ ЭТАПА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Х изб ут-та х рир»
Первый этап. Воспитание отдельно взятых людей таким образом, чтобы они приняли идеи, путь партии и готовы были бы образовать политическую организацию.
Второй этап. Распространение идей в обществе в целом. Необходимо, согласно их мнению, чтобы общество приняло идеологию партии.
Третий этап. Приход к власти и внедрение идеологии партии в жизнь, распространение ее по всему миру.
По словам представителей партии, первый этап ее деятельности начался в 1372 году hиджры (1953 год по григорианскому календарю) в Иерусалиме под руководством Та к ыюддина Набаhаний. На этой стадии партия вступала во взаимоотношения с отдельными людьми, разъясняя им свою идеологию. Откликнувшиеся на этот призыв привлекались к участию в специальных кружках, где занимались изучением «сакофата» («просвещения»). Основное внимание на этом этапе партия уделяла укреплению организационной структуры партии, увеличению количества ее членов и воспитанию их в специальных кружках. В результате была образована партийная группа, состоявшая из людей, которые восприняли идеологию «Хизб ут-тахрир», привели свой образ жизни в соответствие с этими идеями и начали их распространение среди широких масс людей. Образовав группу и заявив о себе, ознакомив общество со своими идеями и направлением деятельности, партия перешла ко второму этапу своей деятельности.
Задача второго этапа деятельности партии заключается в доведении основных сведений об идеологии партии до широких масс. Этот этап должен быть ознаменован, по замыслу сектантов, формированием нового общественного мнения. На этом этапе партия переходит к широкому общению с народом, реализовывая при этом следующие основные задачи:
1. С целью расширения сферы влияния и увеличения количества членов образуются специальные кружки, где личности, способные к распространению идеологии и ведению политической борьбы, получают необходимое для этого образование.
2. С целью влияния на общество и формирования нового общественного мнения идеи партии широко распространяются в широких массах. Пропаганда идеологии партии проводится на уроках в мечетях, на собраниях, в общественных местах, в ВУЗах, а также путем распространения книг, газет и листовок.
3. Проводится активная идеологическая борьба с оппонентами.
4. Проведение политической борьбы, используя различные методы и формы.
ЗАДАЧИ « Х изб ут-та х рир»
1. Обеспечить возможности для беспрепятственного проведения агитации идей партии.
2. Склонить на свою сторону правительство и органы власти, убедив их в необходимости образования халифата (в соответствии с ложными представлениями приверженцев «хизба»). Сроков образования государства партия не устанавливает.
АГИТАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПАРТИИ
Партией были выпущены книги, носящие следующие названия:
2. «Система управления в Исламе».
3. «Экономическая система Ислама.
4. «Социальная система Ислама.
5. «Партийная организация.
6. «Взгляды « Х изб ут-та х рир»
7. «Исламское государство.
8. «Исламская личность» (в трёх частях).
9. «Политические воззрения « Х изб ут-та х рир».
11. «Введение Конституции».
13. «Как был уничтожен Халифат» (Распад Халифата).
14. «Судебная система».
15. «Суждение о свидетельстве».
16. «Развенчание социалистического марксизма».
18. «Степень проницательности».
19. «Исламская мысль».
20. «Развенчание западной теории “всетерпимости”».
22. «Возвышенная экономическая политика».
23. «Имущество в Халифате».
Деятельность организации « Х изб ут-та х рир» запрещена во многих странах, но, несмотря на это, партия по-прежнему нелегально действует в странах Ближнего и Среднего Востока. В частности, она проявляла активность в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции, а также в странах Западной Европы. В настоящее время эта партия развернула свою деятельность на постсоветском пространстве: в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Азербайджане, Украине, по некоторым сведениям – в Беларуси. Сторонники этой партии работают и в России, в особенности в Крыму, где их число достигает несколько тысяч.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПАРТИИ
Партии « Х изб ут-та х рир» имеет довольно мощную финансовую базу. Некоторые аналитики склонны считать, что организация финансируется покровителями из богатых стран. Кроме того, партия имеет специальный финансовый фонд, в который члены партии регулярно вносят по 10 процентов от своих доходов. По мнению некоторых наблюдателей, функционеры партии поддерживают постоянные контакты с международными террористами.
الْحَمْدُ لِلّهِ الَّذي هَدانا لهاذَا وما كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلا أَنْ هَدَاناَ اللهُ ، اللهُمَّ صلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ عَبْدِكَ ورسوُلِكَ النَّبيِّ الأُمّيِّ وَعَلى آلِ مُحمَّدٍ وأزواجهِ وذُرّيّتِهِ ، كَمَا صَلَّيْتَ علَى ِإِبْرَاهِيمَ وعلَى آل إِبْراهِيمَ ، وبارِكْ علَى مُحَمَّدٍ النَّبِيِّ الأُمّيِّ وعلَى آلِ مُحَمَّدٍ وأزواجهِ وذُرّيّتِهِ ، كَمَا باركْتَ علَى إِبْرَاهِيمَ وعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ في العَالَمِينَ إِنَّكَ حمِيدٌ مجيد
«Хизб ут-Тахрир». Что такое «Партия исламского освобождения» и почему так часто сажают её членов
Сегодня в Казани Приволжский окружной военный суд рассматривает очередное дело о причастности восьми татарстанцев к запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». «Idel.Реалии» рассказывают о том, что такое «Партия исламского освобождения» и почему в некоторых странах она действует на законных основаниях.
«ХИЗБ УТ-ТАХРИР» — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Полное название — «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» — с арабского «Партия исламского освобождения». Основал ее в Иерусалиме в 1953 году шариатский судья Таки ад-дин ан-Набхани. Сейчас партию возглавляет Ата Абу Рашта.
Цель организации — восстановление справедливого исламского образа жизни и исламского государства (халифата) и воплощения в нём исламской системы. Особенности партии в том, что она не участвует на прямую в политической жизни государств, не занимается вербовкой и пропагандой. Точных данных о количестве член этой партии нет, примерное число — около миллиона человек по всему миру.
Активную деятельность ведут филиалы организации на Ближнем Востоке и Северной Африке, в странах Юго-Восточной Азии (Индонезии и Малайзии) и Евросоюза. В девяностые члены партии активизировались в СНГ.
ЧЕГО ОНИ ХОТЯТ. ХАЛИФАТА?
Да. Халифат — это теократическое исламское государство. Страна, которая живет по законам Аллаха. Например, Исламское государство (ИГИЛ, запрещенная на территории России террористическая организация) — это тоже халифат.
Самый известный халифат — Османская империя. Он продержался до 1924 года.
В своих документах партия называет все правительства мусульманских стран (где большинство населения исповедует ислам) неисламскими. Члены этой партии уверены, что именно отсутствие ислама в повседневной жизни людей — это основная проблема. «Хизб ут-Тахрир» стараются достичь «полного освобождения от господства неверных, которые господствуют сегодня во всех уголках мира».
Партия не устанавливает определенных сроков для создания халифата. День, когда «халифат установится над всем миром», по мнению сторонников партии, знает только Аллах.
В РОССИИ ЭТА ПАРТИЯ ЗАПРЕЩЕНА?
Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 года № ГКПИ 03-116 «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», наряду с 13 другими исламскими организациями, была признана террористической организацией и запрещена в России.
Суд решил, что «Хизб ут-Тахрир» несут в общество воинствующую исламистскую пропаганду, сочетаемую с нетерпимостью к другим религиям; осуществляют активную вербовку сторонников и целенаправленную работу по внесению раскола в общество, которые были сочтены судом террористической деятельностью.
ГДЕ-ТО ЧИТАЛ, ЧТО В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ПАРТИЯ НЕ ЗАПРЕЩЕНА?
Да. Партия «Хизб ут-Тахрир» свою деятельность осуществляет в странах Европы. В Британии один из главных офисов организации, второй офис находится в Бейруте (Ливан). Русскоязычный цент партии расположился в Стокгольме. Одна из стран Евросоюза, которая запретила партию — Германия. Причина ее запрета — распространение антисемитизма.
Организация открыто действует в Индонезии, Малазии, Ливане, ОАЭ и Йемене, в Палестинской Автономии.
Как отмечалось выше, в большинстве стран Европы партия не признана террористической. Ее сторонники исповедуют радикальный ислам, но открыто не призывают убивать людей, поэтому в ЕС и не запрещены.
В РОССИИ ТОЖЕ ЕСТЬ ТЕ, КТО ТАК СЧИТАЕТ?
Ряд экспертов в России считают, что «Хизб ут-Тахрир» признали террористической организацией безосновательно. В первую очередь потому, что они не совершали теракты и действуют только в политической плоскости (пропаганда). Например, такого мнения придерживаются эксперты из правозащитного центра «Мемориал», информационно-аналитического центра «Сова», комитета «Гражданское содействие» и Института прав человека.
В прошлом году эти организации опубликовали совместное заявление после решения Верховного суда Башкортостана о продлении содержания под стражей руководителя правозащитной организации «Центр исследования проблем мусульман» Рустема Латыпова.
«Мы полагаем, что это решение Верховного Суда РФ неправомерно, поскольку ни документы этой организации, ни практика ее деятельности не дают оснований для обвинения именно в терроризме или призывах к нему. Эта партия не была признана террористической ни в одной из стран Европы. Само по себе уголовное преследование, а тем более – столь длительное содержание под стражей на основании одного лишь обвинения в принадлежности к партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» представляется в этой связи незаконным», — заявили они.
ВИДЕЛ ДЕСЯТКИ СООБЩЕНИЙ В СМИ ТОЛЬКО ЗА ЭТОТ ГОД. ЧЛЕНОВ ПАРТИИ ТАК МНОГО?
Точной информации о количестве членов партии в России нет. Однако если понаблюдать за новостями с упоминаем партии, то станет понятно — сообщения о задержании и судах над членами «Хизб ут-Тахрир» появляются каждую неделю. Преимущественно их задерживают в крупных городах Центральной России, Поволжья и Сибири. Кроме того, достаточно много сторонников этой организации в Крыму.
ЭТО ТЕ, КТО ЕЗДИЛ ПО КАЗАНИ С ФЛАГАМИ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД?
Да, это они. О них тогда и впервые так открыто заговорили в Татарстане.
22 декабря 2012 года колонна из 28 автомобилей проехалась под черными и белыми флагами «Хизб ут-Тахрир» по Горьковскому шоссе недалеко от Залесного. Участников тогда поймали и возбудили уголовное дело по частям 1 и 2 статьи 282.2 УК РФ («Организация и участие в деятельности запрещенного религиозного объединения»). Троим участникам суд назначил за этот автопробег от 3,5 до 6,5 лет лишения свободы.
ОПЯТЬ КОГО-ТО СУДЯТ ЗА СВЯЗИ С ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ?
Да, сегодня в Казанском гарнизонном военном суде (выездное заседание коллегии Приволжского окружного военного суда) продолжаются слушания по уголовному делу так называемого подразделения организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» в Казани. На скамье подсудимых восемь татарстанцев: Азат Адиев, Асгат Хафизов, Радик Зарипов, Альберт Валиуллин, Рузиль Давлетшин, Ленар Саитов, Тимур Узбеков, Павел Хевронин.
Всем вменяют часть 1 статья 205.5. УК РФ («Организация деятельности террористической организации») и статья 282.2 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации либо участие в ней»).
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.
карина джамал
Журналист «Idel.Реалии». Пишет о событиях в Татарстане и Удмуртии. Занимается расследованиями, посвященными коррупционным преступлениям.
Правозащитники и боевики
«Украинское государство всесторонне поддерживает этих людей, а с другой стороны, миграционная служба… не изучая дела глубоко, отказывает в предоставлении статуса беженца», — заявил Минадиров. По его словам, в России, Киргизии и Узбекистане «хизбов» преследуют именно за их религиозные убеждения, а не за несуществующую террористическую деятельность.
Итак, господин Минадиров позиционирует себя как крымский правозащитник, хотя постоянно находится на территории Украины и в Крыму не бывает. Что именно он защищает, примерно понятно из публикации «Правозащитного движения Крыма» от 31 марта, где осуждаются санкции против иностранных наемников, которые приезжают на Украину, чтобы воевать против Донбасса. «Немало политиков, ветеранов украино-российской войны, правозащитников высказались в пользу отмены Указа о санкциях», — написала крымские правозащитники, анонсировав мероприятие с такими участниками: командиром добробата им. шейха Мансура Муслимом Чеберлоевским, командиром УДА* Дмитрием Ярошем, экс-депутатом ВР Борисом Березой, экс-командиром добробата «Крым» Исой Акаевым, экс-командиром полка «Азов» Максимом Жориным и др. То есть выглядит все так, как если бы правозащитники собрались обсудить политическую и религиозную нетерпимость с Дудаевым, Басаевым, Хаттабом и кем-то из косовских полевых командиров.
Это, скажем так, диспозиция — кто лоббирует превращение Украины в базу «хизбов». А теперь посмотрим, кого же именно протаскивают на Украину вышеперечисленные деятели и почему миграционная служба препятствует этому, даже несмотря на благосклонное к исламской организации отношение украинского правительства.
За Всемирный халифат
Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (Партия исламского возрождения)* была создана в 1953 г. в Восточном Иерусалиме. Это международная салафитская организация, которая выступает за возрождение «чистого» ислама времен пророка Мухаммеда и праведных халифов. Возрождение, естественно, с помощью создания исламского Халифата. В этом воззрения «хизбов» вполне соответствуют тому, что проповедуют ИГИЛ*, «Аль-Каида»* и др. Но есть и принципиальные различия. Они ограничивались проповедью и не были замечены в насильственных действиях. Постепенно Хизб ут-Тахрир* распространился по арабскому миру, а затем проник в Среднюю Азию и исламские регионы России. Появилась организация и в Крыму. На южных рубежах России из-за США вырастает террористическое государство — военный эксперт
В феврале 2003 г. Верховный суд РФ признал ее террористической и запретил на территории России. Мотивацией было следующее:
«Партия исламского освобождения (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами)* — организация, которая имеет целью устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания «Всемирного исламского халифата», первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ. Основные формы деятельности: воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям; активная вербовка сторонников, целенаправленная работа по внесению раскола в общество (прежде всего пропагандистская с мощным финансовым подкреплением)».
Вопрос в том, что в мотивационной части решения суда нет ничего о терроризме, по крайней мере в том смысле, в котором он обозначен в Уголовном кодексе РФ и ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом». Нигде не упомянуты ни совершенные «хизбами» теракты, ни непосредственные призывы к таковым.
То есть организация, без сомнений, разжигает ненависть и в этом смысле может быть названа экстремистской и точно так же запрещена, но конкретно с терроризмом все не совсем понятно.
Текст о евреях 2002 г. под названием «И убивайте их, где бы вы ни нашли их», который восхваляет террористов-шахидов в Израиле, привел к запрету Хизб ут-Тахрир* в Дании.
А еще у этой организации есть «Исламское правило о захвате самолетов» 1988 г., где сказано, что самолеты Израиля и других стран, воюющих с мусульманами, можно захватывать, а пассажиров — грабить и убивать.
Также по существу дела точку поставил ЕСПЧ, решения которого необязательны для России, но являются неотъемлемой частью внутреннего законодательства на Украине. Причем поставил точку два раза.
В 2005 и 2006 гг. осужденные в России «хизбы» пожаловались в Евросуд на нарушение ст. 7 («никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением») и 9-11 («свобода мнений, религии и собраний») Конвенции о правах человека — жалобы № 26261/05 и 26377/06.
Свобода совести, слова и собраний на Хизб ут-Тахрир* не распространяется
— призывы к свержению существующих политических систем и установление шариатской диктатуры;
— антисемитизм и антиизраильская пропаганда;
— признание приемлемым применения насилия против тех, кто назначен врагом ислама.
Европейский центр защиты прав человека EHRAC со штаб-квартирой в Лондоне в бюллетене № 19 от 2013 г. прокомментировал решение ЕСПЧ так:
«По сути, это решение закрыло путь любым новым жалобам на нарушения ЕКПЧ, связанным с деятельностью «Хизб ут-Тахрир»*, за исключением жалоб на приговоры, вынесенные до августа 2006 г., или же связанных с проблемами российской системы уголовного правосудия в целом».
«Не может считаться религиозным или философским сообществом»
Второе решение Евросуда касается тяжбы Хизб ут-Тахрир* с Германией (жалоба № 31098/08).
Таким образом, правомочность преследования Хизб ут-Тахрир* как преступной организации, а никакого не религиозного общества, подтверждена не только судами множества стран мира, в том числе и Евросоюза, но и ЕСПЧ.
Так кого и зачем «крымские правозащитники» на пару с боевиками из «Азова» и батальона им. шейха Мансура тащат на Украину? Это чуть ли не единственный случай, когда хочется присоединиться к украинской госструктуре (конкретно — к миграционной службе), которая ну никак не хочет давать политическое убежище тем, кто призывает к захватам самолетов, шахидизму и убийствам на политической и религиозной почве. Что на Украине при этом продолжают делать «Азов» и батальон им. шейха Мансура — вопрос отдельный.
* Запрещённые в РФ организации.
«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»: как выглядит кузница потенциальных исламских боевиков
Установление халифата и жизнь по шариату — это идеологический фундамент для огромного числа последователей исламского радикализма. Террористические группировки одна за одной объявляют войну всему миру ради достижения этих целей. Но есть на их фоне одно парадоксальное движение — «Хизб ут-Тахрир 1 аль-Ислами». Данная организация настолько удачно мимикрирует, что даже эксперты не всегда сходятся во мнении, что это — террористическая группировка, экстремистское сообщество, религиозное движение и/или политическая партия. Едины в своем мнении относительно «Хизб ут-Тахрир» лишь джихадисты, они в прямом смысле проклинают ее. Хотя именно она является стабильным поставщиком будущих боевиков.
В рамках проекта «Антитеррор» редакция Telegram-канала Daily War рассказывает о незавидной судьбе самой неочевидной террористической группировки «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».
Скрытая угроза
Как говорится в обосновании решения Верховного суда РФ о включении ХуТ в список запрещенных организаций:
«Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») имеет целью устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания «Всемирного исламского халифата», первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ. Основные формы деятельности: воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям; активная вербовка сторонников, целенаправленная работа по внесению раскола в общество (прежде всего пропагандистская с мощным финансовым подкреплением). В ряде государств Ближнего Востока и СНГ (Узбекистан) запрещена законом».
Надо уточнить, что не просто в ряде стран Ближнего Востока, а почти во всех арабских странах! Исключение составляют лишь ОАЭ, Йемен и Ливан. А еще ХуТ запрещена в государствах Центральной Азии и Турции. Парадоксально, что именно главные исламские страны первыми начали борьбу с организацией, провозгласившей объединение этих же стран под эгидой «правильного ислама». Или эти страны, как и Россия, погорячились?
Дело здесь, конечно, не только в том, что провозгласила ХуТ. Важно то, как она это сделала и что вообще из себя представляет.
«Партия исламского освобождения» или «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» появилась в 1953 году. Ее лидером и идеологом стал судья Шариатского апелляционного суда в Иерусалиме Такиуддин ан-Набхани. У него возникли идеологические разногласия с другим радикальным движением «Братья мусульмане»* и на фоне споров и полемики с их представителями, родилась идея о собственной организации, которую он оформил как политическую партию.
Такиуддин ан-Набхани и его сторонники в короткие сроки выстроили строгую иерархию внутри «партии», установили жесткие правила членства, по которым необходимо не только стабильно финансировать организацию, но и привлекать новых людей в движение. Такой подход позволил ХуТ разрастись далеко за пределы стран Ближнего Востока. Более того, некоторое время штаб-квартира «партии» размещалась в Великобритании.
По задумке лидеров ХуТ, однажды в какой-то отдельно взятой стране их представителей станет так много, что данное государство само, логически станет первым оплотом будущего халифата. А кроме того, объявит и халифа (лидера).
Звучит просто и понятно. Но именно с этого момента начинается радикализм, который угрожает пролить реки крови. Дело в том, что «тахрировцы» уверены, что все мусульмане мира должны поддержать их халифа, иначе они ничем не лучше иноверцев и неверующих, а значит попадают в разряд врагов.
Да, ХуТ отказывается от насильственных методов борьбы за власть. Но ведь тут речь идет о том, что власть уже взята. Более того, действуют законы шариата. Как в таком случае «тахрировцы» намерены поступать со своими врагами? Вопрос риторический.
Этот идеалистический и во многом по-детски наивный взгляд на построение халифата демонстрирует оторванность идеологической базы от реальности, расплывчатость формулировок и просто пробелы в знаниях. Так, например, согласно суннитским представлениям, халиф должен принадлежать к племени курайш. Как в таком случае халифом может быть избран кто-либо другой, если первым государством халифата станет, допустим, Ливия?
Но рефлексии по этому поводу у «тахрировцев» не возникает и более того, часть из них восхищается Османской империей как истинным (по их убеждениям) примером халифата. Мягко говоря, империя османов никогда всерьез не рассматривалась как оплот ислама в мире, хоть и без сомнения была влиятельной исламской страной.
Террористы или экстремисты?
Здесь стоит провести некоторую черту. «Хизб ут-Тахрир» открыто признает, что ее конечной целью является масштабный пересмотр устоев, законов, границ и культурных особенностей практически любого из государств ради построения халифата. И хотя под халифатом подразумеваются территории Ближнего Востока, Северной Африки, Средней и Юго-Восточной Азии, но по факту организация действует везде, где есть мусульманское население. То есть по всему миру. За счет больших финансовых возможностей ХуТ ведет активную пропаганду. При этом сразу же противопоставляет своих членов властям страны, в которой действует. Да, по-прежнему остается пункт об отказе от насилия, однако ХуТ не выступает с осуждением такого насилия. Особенно, когда к терактам оказываются причастны бывшие (и бывшие ли?) их сторонники. А иногда действия ячеек ХуТ позволяют правоохранительным органам подозревать «тахрировцев» в связях с очевидными террористами.
Однако вскоре под предлогом якобы притеснений прав мусульман в России сразу несколько акций в Казани проводят сторонники «Хизб ут-Тархрир», включая раздачу пропагандистских листовок в местных мечетях. Можно, конечно, сказать, что просто совпало. Но последующие события дают повод усомниться в этой версии.
Проходит всего два дня и казанское отделение «Хизб ут-Тахрир» устраивает первый в России автопробег! Естественно, с флагами своей организации (напомним, к тому времени ХуТ уже девять лет как в статусе запрещенной организации). По их словам, автопробег был приурочен к празднованию Курбан-байрам, а то, что накануне произошли трагические события — «просто совпало».
Третье «просто совпадение» произошло в конце этого же года. Очередной командир «Моджахедов Татарстана» публикует свое видеообращение, в котором грозится организовать новые теракты на территории республики. Опять проходит два дня, и очередная автоколонна «Хизб ут-Тахрир» проводит заезд с флагами в городе. По словам организаторов, якобы так они отмечали выход из тюрьмы своего товарища по «партии».
Впрочем, через несколько лет уже все они окажутся на скамье подсудимых. Лишь двое организаторов автопробега, срезав браслет для отслеживания перемещений, скрылись от правосудия.
Непросто простые мусульмане
Один из важных пунктов пропагандистской деятельности ХуТ — «тахрировцы» обязаны признавать членство в своей организации. Получается забавный и одновременно пугающий прецедент. В России ХуТ ведет незаконную вербовочную деятельность, но человек, оказываясь внутри организации, тут же начинает признаваться де-факто в преступлении. Делает это повсеместно и демонстративно. А когда в отношении него возбуждают уголовное дело, на него уже другие последователи движения примеряют роль узника совести или политзаключенного. Хотя, по факту, это очевидная манипуляция человеком!
Отсюда же и произрастает тезис о якобы преследовании «простых мусульман». Ведь из-за подобной тактики «тахрировцы» оказываются за решеткой раньше, чем могут совершить какие-либо иные преступления террористической направленности. Хотя, руководствуясь логикой некоторых правозащитников, пусть лучше кого-то радикалы убьют, чем они поверят в опасность «Хизб ут-Тахрира». Потому эти правозащитники регулярно пишут на имя главного российского омбудсмена Татьяны Москальковой сотни запросов с требованием пересмотреть статус организации. А каждое судебное заседание — да что там, даже просто задержание «тахрировцев» — превращается в политическую акцию.
Дошло до того, что политический момент стала обыгрывать даже Украина. Хотя, казалось бы, причем здесь она? Дело в том, что ХуТ не запрещен на территории этого соседнего государства, а, соответственно, движение пустило свои метастазы в Крыму, когда он еще был украинским, ведь там исторически проживают крымские татары, исповедующие ислам. Российские силовики теперь борются с распространением радикального ислама на полуострове, а претендующая на него Украина, обвиняет Россию в преследовании крымских татар по национальному или религиозному признаку.
А отсылка к тому, что ХуТ отказывается от насилия — красива, но как и мечты о всемирном халифате — далека от реальности.
Всего спустя несколько месяцев после признания Верховным судом РФ «Хизб ут Тахрир» террористической организацией, в Москве прошли массовые задержания членов движения. На одном из столичных предприятий оказался задержан сразу 121 человек. Все — выходцы из стран Центральной Азии, но непосредственное отношение к ХуТ имели чуть менее половины. А уже из них внимание оперативников привлекли двое лидеров ячейки — гражданин Киргизии Алишер Мусаев и гражданин Таджикистана Акрам Джалолов.
Но что действительно неизвестно — так это число граждан, которые повелись на пропаганду ХуТ и, радикализировавшись до конца, стали в итоге самыми настоящими террористами, отправившись в Сирию или Ирак, когда там объявили халифат. Не только те, которых агитировали Мусаев или Джалолов, но прежде всего члены дагестанской ячейки ХуТ, проповедником которой оказался «игиловец» Рамазан Саламов.
Проще говоря, членство в «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» зачастую становится чуть ли не первым шагом к активной террористической деятельности. И происходит это даже несмотря на забавный парадокс, ведь многие джихадисты считают «тахрировцев» не иначе как кафирами (неверными) или мунафиками (лицемерами). Что, конечно, негативно говорит о возможности критического мышления и восприятия реальности как со стороны первых, так и вторых.
1 Организация запрещена на территории РФ.
2 Организация запрещена на территории России.