хели ски что это такое
Что такое хели-ски (heliski) самыми простыми словами
Хели-ски (heliski) — это катание на горных лыжах и сноуборде с заброской вертолетом на недоступные иным способом вершины. Хели-ски — недешевое, но высокотоксичное удовольствие, подробности дальше.
Хели-ски — это разновидность фрирайда, скорее его венец. Катание с вертолета отличается от остальных видов внетрассового катания тем, что группа райдеров может с помощью вертолета добраться почти до любой вершины на выбор.
Содержание
90 секунд хели-ски
Если вы не имеете никакого представления о катании на горных лыжах и сноуборде с вертолета, о том, какой это золотой ключик к нетронутым и недоступным снежным богатствам, то вот вам познавательное и очень красивое видео:
Хели-ски, heli-ski, heliboarding
Хели-ски или хелиски происходит от двух английских слов:
Хелибординг, как нетрудно догадаться, происходит от слов:
В результате: heliboarding — катание с вертолетов на сноуборде.
История
В интернете нашел любопытный сайт, посвященный истории хели-ски. Его основатель, заядлый хелискишник, решил раскопать всю подноготную фешенебельного горнолыжного отдыха.
Перед погружением, смотрим видео о том, как катание хели-ски проходило в 1970-х годах:
Первые заброски хели-ски в США
Дело было так. Австриец Gmoser после Второй мировой войны перебрался в Канаду, где начал лазить по горам. Там он познакомился с геологом по имени Art Patterson.
Арт летом занимался разведкой с использованием вертолетов, которые зимой стояли на приколе. «Почему бы и в это время года не задействовать их, закидывая горнолыжников на дикие вершины», — такая шальная идея взбрела в голову Арту.
Почему бы и нет, вот только кто-то должен хорошо знать горы и быть опытным гидом, чтобы сопровождать райдеров вниз. Вот тут в игру и вступил Gmoser.
Решили, что Арт будет заниматься организационными вопросами, а Gmoser — закидывать людей на вершины, обеспечивать безопасность и сопровождать их на спусках.
Первая заброска произошла в феврале 1963 года и была, мягко говоря, не фонтан. Уходило много времени, так как вертолет был маленький, и погода быстро испортилась.
Хели-день повторили в мае, но снова помешала погода: сильный ветер осложнял высадку в намеченных точках.
Арт Patterson решил, что с него хватит, и вышел из дела, тогда как Gmoser видел в затее потенциал, что привело позже к основанию компании CMH (Canada Mountain Holidays).
Сегодня CMH — крупнейший в мире оператор хели-ски.
Если хотите больше узнать об истории хели-ски и владеете английским языком, то вот вам ссылка.
Начало хели-ски в Европе
Компания Heliswiss начала предоставлять сервис хели-ски с 1959 года или что-то около этого. Заброска производилась на курортах Gstaad Val d’Isere.
Читатель, вы уже сейчас можете оценить уровень цен на катание хели-ски.
К концу 80-х в США и Канаде насчитывалось 15 компаний, предоставляющих услуги хели-ски.
Катание с вертолета разрешено во многих местах, например, Аляска, Новая Зеландия, Италия, Швейцария, Чили, Аргентина, Россия Alaska.
В Германии, Швейцарии и Франции, благодаря усилиям «зеленых», хели-ски под запретом или имеет строгие ограничения.
Необходимый уровень подготовки
Если вы катаетесь сносно вне трасс на горнолыжных курортах, то у вас получится и хели-ски.
Сносно — можете проехать без остановки и падений 100-200 метров по разбитому снегу.
Уровень техники
На некоторых сайтах есть опросники, которые помогают понять, насколько вы сможете кататься вне трасс хели-ски.
Вот примеры вопросов:
Хотите пройти тест (на английском языке)? Здесь откроется анкета с вопросами и вариантами ответов, а затем страница с результатами тестов в таком виде:
Тест на способность кататься вне трасс с вертолета
Заблуждение: для катания с вертолета необходима профессиональная горнолыжная подготовка.
На сайте американского оператора хели-ски на курорте Jacksone Hole размещена следующая информация о необходимых навыках:
Участник должен быть как минимум продвинутым горнолыжником или сноубордистом, способным выполнять уверенные связки поворотов в любом состоянии снега.
Подбор групп по уровню
Если это возможно, для получения максимального удовлетворения от катания, участников распределяют в группы по уровню владения техникой.
Если этого не делать, то в одной группе могут оказаться слабый и сильный райдеры. Очевидно, темп будет определяться уровнем слабого — не бросать же его или ее — поэтому более продвинутые будут скучать и жаловаться, что ожидали за такие деньги другого уровня катания.
У меня был опыт. Во время катания в Приэльбрусье в группе оказался мальчик лет 12, который серьезно отставал от основной группы. Из-за того, что его приходилось ждать, мы лишились двух подъемов и спусков.
Типичный день на хели-ски
С небольшими вариациями день проходит следующим образом.
Подбор снаряжения и его работоспособность
Обычно от участников требуются только горнолыжные ботинки, всё остальное предоставляется на месте и часто входит в стоимость катания.
Тренировка использования лавинного снаряжения
Включает поиск на время одного или нескольких датчиков под снегом с использованием щупа и лопаты.
На рынке существует большое количество лавинных датчиков, и не каждый может быть знаком с их интерфейсом. Лавинные датчики отличаются по функционалу: от простых до самых продвинутых.
Например, функция одновременного поиска нескольких сигналов доступна не на всех моделях.
Правила катания
Следующий пункт: как вести себя во время катания.
Основное правило — слушаться во всем гидов. Требования могут быть такими: не выходить из заданного коридора спуска или соблюдать очередность.
Как пользоваться вертолетом
Как подходить к вертолету, садиться и покидать кабину, что происходит со снаряжением. Говорится о технике безопасности: что делать в чрезвычайных ситуациях.
После этого идет распределение по группам, назначение гидов, проверка работоспособности датчиков и погрузка в вертолет.
Популярные места для хели-ски в мире
Если спросите меня, где бы я хотел покататься с вертолета, то первыми в списке будут:
Это у меня такое представление, а интернет выдает нам вот эти места:
Аляска
На Аляске лучший месяц для катания — апрель.
Операторы на Аляске:
Здесь и далее стоимость ориентировочная, включает проживание, снаряжение и катание.
Канада
Некоторые операторы в Канаде:
Цена зависит от сезонности: декабрь дешевле, январь-март дороже.
Япония
Внетрассовое катание в японском пухляке — мечта каждого райдера на планете. Все дело в уникальности местного снега — он пушистый, и его здесь много.
Для японского паудера даже есть специальный хештег #japow. Теперь, если вы хотите найти японский снег, знаете, как его искать.
Хелибординг в Японии:
Когда ехать на хели-ски
Для выбора лучшего времени обращают внимание, конечно, на количество и качество снега, но это не все. Паудера может быть много: он пушистый и глубокий, но вот температура воздуха — минус 25 градусов.
Поэтому ищут золотую середину — когда снег хороший, и уже нехолодно.
Вот несколько примеров, когда и в какие места надо ехать:
Хели-ски в России
В России с начала 2000-х работают хели-ски операторы: Красная Поляна, Приэльбрусье, Камчатка.
Вот список мест, где будут проходить программы в России, сезон 2019-2020 гг.:
Если вы начинающий во фрирайде, тогда прочитайте мою статью: Что такое фрирайд.
Хелиски на Камчатке (источник)
Сколько стоит хели-ски
Выше уже приведены некоторые цифры, на которые можно опереться при расчете затрат на горнолыжно-вертолетный отдых.
Осталось добавить стоимость по России:
Другие варианты вы можете посмотреть или запросить на сайтах операторов, они указаны ниже в статье.
Операторы хели-ски
Всех перечислять нет необходимости, остановлюсь на известных и проверенных. Других найдете без труда на бескрайних просторах Google.
В России часто можно видеть одних и тех же гидов у разных операторов.
Тур на хели-ски можно купить во многих местах, но все дорожки обычно приводят к этим компаниям — у них есть доступ к вертолетам, опытным гидам и не менее опытным в полетах в горах пилотам.
Всплываем
Подошел к концу еще один поход на подлодке Паудер. Теперь вопрос «что такое хели-ски» не поставит вас в тупик. Может быть не сразу, но когда-нибудь на катание с вертолета поехать обязательно надо.
Если повезет с погодой и выберете правильное место и оператора, то получите наслаждение, сравнимое разве что с се…, нет, ни с чем не сравнимое.
Если статья оказалась полезной, то переправьте ее другим или сделайте перепост в соцсети, я уже благодарен за это.
Мифы и рифы хели-ски в Новой Зеландии или О чем не сказал «Повелитель овец». Личный опыт
Живу я как поганка,
А мне летать,
А мне летать,
А мне летать охота!!
Новозеландцы довели этот непростой механизм до совершенства. Сделали его максимально доступным и способным конкурировать по дневной пропускной способности с небольшим (по новозеландским меркам) горнолыжным курортом.
В Новой Зеландии хели-ски доведен до унитарного уровня. Он не несет на себе оттенка элитарности, крутости катальщиков, наличия специального снаряжения и уровня катальщиков. Это своего рода конвейер, таксопарк, воздушный подъемник и аттракцион в городском парке в одном стакане. И работает безотказно, как родной Калашников.
В свое время «Повелитель овец» многоуважаемого райдера всех времен и народов Владимира Барабанова заронил семя в голову и вот, когда НЗ стала явью, созрел плод. Что и как из этого вышло, читайте ниже.
Перечитав свой опус, я понял: свое одинозное субъективное мнение я смешал с объективной информацией. Ну так вышло. И вам придется потрудиться, чтобы «отделить котлеты от мух» и сделать свои собственные выводы о Хели-Ски в Новой Зеландии.
Что, где, когда?
В Новой Зеландии существует несколько компаний, занимающихся небесным извозом. Во всех горных кластерах или близлежащих населенных пунктах есть либо офисы этих компаний, либо хели-споты, места базирования вертолетов или аэродромы «подскока», откуда забирают райдеров.
Бронирование участия можно провести через интернет или непосредственно в офисах. Можно приехать и непосредственно на спот, но это уже не дает гарантию участия, нужен минимум телефонный звонок накануне.
Личный опыт от чукчи, который уже вторую неделю не может улететь в стойбище:
— Самолетка есть — погодки нету. Погодка есть — самолетки нету. Погодка есть, самолетка есть — бензинка кончился. Погодка есть! Самолетка есть! Бензинка есть! Пилотка пьяный!
Сколько это стоит?
Хели-Ски в Новой Зеландии настолько стандартизировано, что напоминает абонемент в метро на количество поездок. Ознакомившись с прайсом, вы убедитесь в этом.
Цены указаны в Новозеландских долларах (курс примерно 30 рублей).
Если говорить о сравнительной стоимости, то Хели-Ски в Новой Зеландии относительно не дорого. Если сравнивать по рейтингам, учитывающим обеспечение лавинной безопасности, разнообразие и сложность ландшафтов, качество снега и многое другое, то Новая Зеландия получается дешевле, чем Канада, Чили и США.
Местные говорят: «As the Kiwis would say, it is «cheap as chips»! что можно перевести как «Киви бы сказал, что это дешевле жареного картофеля!». Киви в этом случае загнул — порция жареной картошки стоит от 0,5 до 1 НЗ доллара).
Кто может участвовать в Хели-Ски?
Я катал хели в компании Harris Mountains Heliski. И мой опыт основан именно на ней. Это самая крупная компания. Кроме того, у меня были из Гульмарга кое-какие референции и рекомендации (как оказалось, не помогло). Итак.
Уровень райдеров. Любой лыжник или бордер, умеющий сносно хоть в «плуге», хоть на заднем канте спуститься на расстояние 150-200 метров. Именно на такой длины отрезки гид разбивает спуск. В предыдущей таблице есть требования к райдерам по разным компаниям.
Личный опыт. Мы катались с отметок 2500-2200 метров или около того (постепенно места высадок смещались вниз по гребню) до отметок 1800-2000 метров. Последний спуск был до неприличия полог и практически привел на границу снеговой линии.
Нижний предел мастерства райдера где-то в этом пределе. Увы, виртуальный тест, который вам предлагается на некоторых сайтах Хели-Ски, не гарантирует, что вы попадете в группу с вашим уровнем катания.
Мало того, я при бронировании и оплате тура всячески подчеркивал, что мне надо в группу с высшим, экспертным уровнем. Даже свои дрова с невиданной в НЗ талией припер и размахивал ими. Испуганный чувак согласно кивал головой. Когда я увидел на споте, что меня пихают в группу с бордером на чайнической доске и чуваком на слаломках, я им устроил маленькую истерику. Опять все согласно кивали головой и окейкали.
В итоге. Наша группа была обычной и ничем не примечательной: три лыжника. Я, один чувак, все время падающий, на каких-то универсалах по виду секонд-хенд десятилетней давности, третий среднего уровня катальщик на слаломках. И это после того как я на рецепшене офиса уговаривал записать меня в группу экспертов. Один из бордеров катался вполне себе, даже пытался прыгать, второй все время тошнил на заднем канте, пытаясь временами ехать вниз по прямой или дугами, это обычно заканчивалось посадкой на задницу или падениями. Грустно мне было… Когда разбивали на группы, я пытался выступить против моего включения в группу с бордерами — уж больно они не внушали мне доверия. Бесполезно. Но в итоге и лыжники на высоте не оказались.
Единственная компания, которая предъявляет повышенные требования к уровню катания райдеров и наличия целинных лыж, это Methven Heli-ski.
Группы комплектуются по количеству спусков, оплаченных катальщиками, и в процессе спуска гид ориентируется на последнего по уровню катания в группе. Может, это хорошо для доступности новозеландского хелискиинга, но если вы ожидаете какого-то экстрима, то будете разочарованы — склоны катания соответственно выбираются самые простейшие. Забудьте о крутяках, кулуарах или мочилове «на грани». На многих Новозеландских горнолыжных курортах можно найти более экстремальные спуски (после снегопада, естественно) за гораздо меньшую цену, доступные с подъемника или непродолжительного ски-тура.
Личный опыт: высадка групп производилась на остром гребне, от которого шел катальный склон слегка средней крутизны и крутая «обратка», веселенькая такая: с козырьками в начале, скальниками, но вполне проезжаемая.
Снаряжение. Требования минимальны — наличие лыж/борда, горнолыжной одежды. Наличие шлема, лавинного снаряжение не обязательно. Во время трансфера обратил внимание — у всех слаломки или карвинговые универсалы, у парочки райдеров было что-то вроде big-mountain skis. Ппавдерных лыж не было ни у кого.
Личный опыт. Из лавинного снаряжения дают только бипер. Тут же в ожидании полетов дают краткий инструктаж по его пользованию и пятиминутный практикум. Так, в нашей группе из шести человек лопаты оказались у трех — у гид, продвинутого бордера и у меня. В основном инструктаж касается процесса посадки и высадки из вертолета.
Гарантирована ли целина? Это не вопрос. Целина есть. Раскатанный склон остается под «парами» на несколько дней. Даже в отсутствие снегопадов ветровой перенос и легкие осадки «целлофанят» склон, не оставляя следов. При катании система заброски настолько отработана, что, даже будучи высаженным вблизи от предыдущей группы, не попадаешь на их следы. Ну, а павдер попадается — как всегда — либо по везению, либо с помощью посаженной печени.
Как это происходит?
Накануне полетов вы вносите предоплату 100% за выбранное вами количество спусков. Утром с открытием офиса (9-10 утра) вас трансферят на спот (ветродром или аэродром). В нашем случае нас отвезли в долину реки в районе озера Ванака, прямо под курортом Терибил Коне за пару часов, или чуть более.
На споте собирается густая толпа райдеров, некоторые приезжают на своем транспорте. В день моего катания, народу было под сотню. На споте могут работать несколько компаний. И есть ощущение, что в процессе оптимизации компании объединяют усилия и возят райдеров совместно.
Процесс начинается с разбивки на группы, инструктаж, лавинный тренинг. Все это занимает час-полтора.
В итоге все группы к концу катания вне зависимости от количества совершенных спусков собираются в одно и тоже время и место. Здесь устраивается пикник, сюда же и возвращается вертолет. Насколько я понял, таких «зон барбекю» несколько — нас было около 250 человек и вертолет к нам прилетел именно нашей компании, но потом он улетел пустой (видимо, эвакуировал какую-то другую группу), а за нами стал прилетать минут через 20-30.
Место катания находится недалеко, в 5-7 минутах от спота. С учетом того, что работало 3 вертушки, эвакуация всех катальщиков заняла меньше часа.
Вкусняшки
Как получить от Хели-С в Новой зеланди ки позитив?
Кто предупрежден, тот вооружен. Вот на что я обратил внимание в следующий раз.
1. Нужна хорошая погода, чтобы заброски были как можно выше в горы. Там снег лучшей консистенции, не такой влажный, как на границе снеговой линии.
Личный опыт: мы катались в зазоре между низкой облачностью и нижней снеговой линией. Снежок, несмотря на свою девственность, был плотненький и влажненький. Ни о каком павдере разговора не шло.
2. Чтобы не попасть в «группу здоровья», надо собирать свою команду из пяти человек (шестой — гид) и на бронировании кричать, что Кандид Товекс у вас берет уроки катания. Он тут известная и популярная фигура. И требовать соответственно склонов для экспертного катания.
Личный опыт: в месте нашего катания вверх по хребту были очень задорные кулуарчики и крутяки. И не сказать, что прям уж страшные. Но ни одну группу туда не высаживали.
Требовать-то можно, но вот пойдут ли на это кампании Хели-Ски? В любом случае стоит предварительно вести переписку с несколькими конторами и выяснить, кто готов пойти на такой вариант. Для больших компаний Хели-Ски — это рутинный процесс. Если хотите — таксование. И им делать какой-то эксклюзив для одной группы совсем не в кассу. Или они могут это делать за дополнительные деньги. Думаю, что мелкие компании будут более податливей. В том же Метхене или Текапо.
О чем же молчал «Властелин овец»?
В целом стоимость этого мероприятия не соответствует заплаченным деньгам. Примерно столько же спусков я сделал накануне по примерно такой же целине на курорте Ремаркаблес (Remarkables) близ Квинстауна. При стоимости дневного скипасса около 100 долларов США. Который мне обошелся в половину стоимости, так как я проходил по категории «Сеньор» (пенсионер).
Зная все правду о Хели-Ски в Новой зеландии, так, как я рассказал ее здесь, я лучше посетил какую-нибудь клубную горку под Крайсчёрчем и получил бы больше удовольствия за катастрофически меньшую плату.
Можно возразить, что в Хели-Ски включены полеты на вертолете, обзор красот и новые ощущения, которые стоят денег. На вертолетке я налетался еще в советские годы, дай бог каждому. Насчет видов — это как повезет. Если вы сидите на заднем сиденье, зажатые с двух сторон заслоняющими окно амбалами, то в лучшем случае вам хорошо запомнится затылок пилота).
Хели-ски: автостопом по горам на вертолёте
Бывают такие впечатления, которые остаются в памяти навсегда. Это моменты из жизни, которые вспоминаются как лучшие. В детском возрасте это может быть поездка на горнолыжный курорт, первый подъем в горы на фуникулёре и первые спуски с семьёй по трассам.
Рассказ Юлии Горной про хели-ски путешествие в Абхазии:
Впереди был мой первый полет на вертолете в горах и мой первый хели ски. Остальные ребята уже летали не раз, по этому им было не так страшно как мне! Мы внимательно прослушали инструктаж от гида: экскурс по лавинной безопасности, инструкцию использования подушек Air Bag, включили и проверили биперы, потренировались садиться и высаживаться из вертолета и много другой важной информации.
Впереди долгожданные спуски, адреналин начинает зашкаливать. Гид подобрал под нашу группу первый разминочный маршрут, с вертикальным перепадом более 1000 м, но с легким рельефом, дал указания и показал линию спуска и точку остановки. Дальше все как в мечте фрирайдера! Легкий снежный пух искрился и буквально взрывался под сноубордом. Это был серфинг по снегу, ощущение парящего движения. Внизу нас подхватил тот самый волшебный синий вертолет и мы полетели на следующую вершину. Мы высадились, проехали 200 метров траверсом до удивительного места в отдельно возвышающейся скале под названием Глаз Дракона, арка – с правильной геометрией, созданная природой и временем!
После 4-х спусков мы полетели на базу, с внутренним ощущением счастья от свершенной мечты. Когда вертолет сел и гид помог выйти из кабины вертолёта мы сказали друг другу «с возвращением на землю»
Фрирайд для меня ассоциируется со словом свобода. Это вид путешествия для истинных ценителей непроторенных троп, исследователей, и для тех кто не боится открывать для себя новые горизонты, расширяя свое сознание.
Это не просто спорт, активность на свежем воздухе в горах – это целая философия для сильных личностей свободных духом, основанный на риске и адреналине, который требует огромное количество знаний, опыта и навыков. Это желание быть ПЕРВЫМ!