хеджирование это простыми словами что такое
Что такое хеджирование: о минимизации рисков с примерами
Хеджирование
Хеджирование – инструмент, с которым должен быть знаком каждый инвестор. Рассказываем, в чём сущность метода, кто в нём участвует и когда им нужно пользоваться.
Основной принцип
Слово «хеджирование» образовано от английского hedge, что означает «страховка» или «защита». Это один из способов обезопасить себя от лишних рыночных рисков. Оно работает по простому принципу:
• Инвестор получает гарантию сохранения цены актива на случай изменения рыночной ситуации.
• Инвестор согласен, что при росте рынка получит прибыль меньше максимальной.
Один из участников хеджирования приобретает возможность купить или продать актив в будущем по условиям, которые согласованы заранее.
Разберём на примере яблок. Допустим, стандартная цена за 1 их тонну при сбыте в сентябре – 30 000 рублей. Но эта цифра меняется:
• В хороший сезон большой урожай у всех производителей. На рынке высокое предложение. Соответственно, цена падает.
• В слабый сезон хозяйства получают меньший урожай. Из-за низкого предложения цена на тонну яблок поднимается.
Производители не знают, каким будет сезон, и хотят обезопасить себя от рисков. Они покупают форвардный контракт на продажу яблок по цене 30 000 рублей за тонну.
Далее происходит следующее:
• Сезон оказался хорошим – у всех большой урожай. Рыночная цена тонны упала до 25 000 рублей. Хозяйство отдаёт 20 тонн по контракту за 600 000 рублей. При продаже по рыночной цене оно получило бы 500 000. Выигрыш от хеджирования – 100 000.
• Сезон оказался плохим. Рыночная цена тонны поднялась до 35 000. Хозяйство исполняет контракт и получает 600 000 рублей вместо 700 000. В этом случае от хеджирования выигрывает вторая сторона контракта – покупатель.
Потенциальная прибыль или убыток при изменениях рынка не всегда равносильны. Поэтому хеджирование требует серьёзного подхода к расчётам и пониманию факторов, влияющих на положение дел.
Кто и как участвует в хеджировании
Участник, который защищается от рисков при хеджировании, называется хеджером, а его контрагентом является деловой партнёр, другой хеджер. Он тоже страхует себя, но в противоположном направлении.
Инструменты для хеджирования — это любые активы, даже те, которые ещё не присутствуют в портфеле, а запланированы к приобретению:
• валюта;
• драгоценные металлы;
• имущество и потребительские товары;
• ценные бумаги;
• кредитные ставки;
• сырьевые товары и энергоносители.
Кроме того, хеджирующий контракт тоже выступает финансовым активом, который можно продать или купить.
Пример. Инвестор покупает 100 акций компании по цене 800 рублей за акцию и надеется, что цена будет расти. Но он знает, что из-за ряда сложно предсказуемых факторов цена может обрушиться. Поэтому приобретает опцион на продажу этих же 100 акций по 800 рублей через 6 месяцев. Опцион даёт возможность, но не обязует совершать сделку по этой стоимости.
При покупке опциона он заплатит опционную премию. Это сумма, которую гарантированно получит покупатель, если инвестор не станет реализовывать сделку.
Через полгода есть два варианта действий:
• Акции выросли. Инвестор отказывается от опциона и получает прибыль от роста цены.
• Акции упали. Инвестор реализует опцион и продаёт акции по 800 рублей, минимизируя потери.
Суть – в оптимизации рисков. Инвестор получает защиту от крупной потери, если ситуация будет негативной. При планировании хеджа нужно учитывать операционные расходы (премии по опционам и комиссии).
Виды хеджирования
Хеджирование отличается по типу контрактов. Они могут быть биржевыми (фьючерс или опцион) или внебиржевыми (форвард или внебиржевой опцион).
Биржевые контракты
Биржевые контракты открываются на биржах и, помимо контрагентов, в них присутствует третья сторона – регулятор. Она гарантирует, что обязательства по контрактам будут выполнены. Биржевые опционы и фьючерсы – это самостоятельные активы, которые также можно продавать или покупать. Вот чем они отличаются:
• Фьючерс обязует контрагентов выполнить сделку на заранее оговорённых условиях.
• Опцион даёт право купить или продать биржевой товар на заранее оговоренных условиях. В этом случае только один из участников сделки будет обязан её выполнить. Это зависит от типа опциона:
• Колл (call) – опцион на покупку. Даёт право купить актив по согласованной цене. Продавец будет обязан его продать.
• Пут (put) – опцион на продажу. Даёт право продать актив по согласованной цене. Покупатель будет обязан его купить.
Преимущества биржевых контрактов: безопасность договора, возможность использовать активы в других сделках, быстрый поиск контрагента. Минусы: биржа выдвигает жёсткие требования к операциям, ограничивает выбор активов.
Внебиржевые контракты
Внебиржевые опционы и форварды – это сделки, заключённые за пределами биржи, через посредников или напрямую. Они происходят редко, не регулируются третьей стороной, а также не являются самостоятельными активами, то есть не могут участвовать в сделках купли-продажи. Форвард – это внебиржевой аналог фьючерса.
Преимуществом таких контрактов является наибольшая гибкость в условиях договора – никто не ограничивает контрагентов в выборе активов, сроков, цен и прочих положений. Правда, есть существенные недостатки: высокий риск невыполнения обязательств, малая ликвидность (сложно найти контрагента самостоятельно), возможны более существенные расходы.
При желании сторон, участвующих в сделке, хеджирование охватывает её полностью или частично. Второй вариант применяется, когда риски относительно невелики. Частичный хедж требует меньших затрат.
Комбинирование хеджирующих контрактов
Опытные игроки комбинируют хеджирующие инструменты между собой, разрабатывая наименее рисковую стратегию.
Рассмотрим это на примере магазина, закупающего яблоки. Он планирует купить 30 тонн яблок в сентябре по цене 30 000 рублей за тонну, но опасается, что цены вырастут в случае плохого урожая. Чтобы защитить себя от рисков, но и не потерять выгоду от возможного роста стоимости, магазин заключает две сделки:
• Фьючерс на покупку 30 тонн яблок за 900 000 рублей. Сделка обязательная.
• Опцион на продажу 30 тонн яблок за 900 000 рублей. От этой сделки можно отказаться.
Опцион страхует магазин от потерь по фьючерсу. Вот как это работает:
• Цена выросла до 40 рублей за тонну. Магазин исполняет обязательства по фьючерсу и покупает яблоки ниже текущей рыночной цены.
• Цена упала до 20 рублей за тонну. Магазин исполняет обязательства по фьючерсу (покупает за 900 000), следом реализует опцион (продаёт за 900 000). Теперь можно закупить партию по выгодной текущей цене.
В обоих случаях выгода предприятия будет равна прибыли от продажи минус расходы на обеспечение сделок.
Заключение
Хеджирование – тонкий инструмент, подходить к которому без кропотливых расчётов не стоит. Оно защищает от риска, но не от потерь. Ошибки в планировании приводят к положению, в котором инвестор получит либо скромный плюс, либо существенный минус. Если вы ещё не имеете большого опыта в управлении денежными средствами, ценными бумагами и другими активами, лучше взять время на дополнительное изучение сферы и отдать предпочтение традиционной диверсификации портфеля.
Попробуйте робота Right – сервис, который помогает выбирать акции и облигации. Инвестируйте как профи – без опыта и специальных знаний 🚀 🚀 🚀
Хеджирование валютных рисков
Изменчивый курс валют и нестабильность цен способны стать для современного бизнеса как путем к успеху, так и причиной потери всех капиталов. Пытаясь минимизировать последствия отскока цены в противоположном направлении, частные инвесторы и компании страхуют свои риски. Одним из самых распространенных способов подобного страхования является хеджирование. Ниже будут рассмотрены особенности, методы, виды, инструменты и примеры хеджа.
Что такое хеджирование и кому оно необходимо
Рассмотрим пример страхования валютного риска, который осуществляется за счет хеджирования. Допустим, российская компания X подписала договор с американской корпорацией Y на поставку оборудования на общую сумму 3 млн. USD. Сумма аванса для первой партии товара составила 700 тыс. USD. Оставшуюся задолженность необходимо перечислить спустя 6 месяцев, после последней поставки.
Внутренние расчеты в данной ситуации ведутся в RUB. При повышении курса доллара США задолженность вырастет соответственно его изменению. Так, подорожание USD с 65 до 80 RUB повысит разницу до 31,5 млн. RUB, что является серьезной суммой для любой компании.
Наиболее очевидным выходом из сложившейся ситуации является поднятие цен для конечных потребителей. Но это чревато потерей постоянных клиентов. Объёмы продаж упадут или на товар придется снизить цену. Гораздо выгоднее для российской компании расчетный форвард, который обязует стороны покрыть стоимостную разницу если курс валюты изменится.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Хеджирование
Хеджирование – это определенные меры для страхования рисков, возникающих на финансовых рынках.
Иными словами хеджирование – это договор на покупку или продажу чего-либо по определенной цене в будущем, который заключается с целью минимизирования риска от колебания цен на финансовом рынке. Таким образом, зная будущую цену субъекты могут застраховать себя от неожиданной динамики цены.
Отметим, что хеджерами называются лица, которые страхуют свои риски или же сами страхуются от риска.
Преимущества хеджирования
Преимущества хеджирования заключаются в следующем:
минимизируются ценовые риски;
снижаются операционные риски, связанные с деловым циклом (графики поставок, отгрузок и т. д.);
ликвидируется фактор неопределенности, растет информационная прозрачность и прогнозируемость;
повышается стабильность и финансовая устойчивость;
система принятия управленческих решений становится более гибкой за счет широкого диапазона контрагентов, инструментов и параметров сделки;
снижается стоимость привлечения капитального и долгового финансирования.
Недостатки хеджирования
Вместе с тем рассмотренный механизм страхования не является панацеей от всех бед, поскольку имеет ряд существенных недостатков:
осознанный отказ от вероятной бонусной прибыли;
лишние расходы на открытие и выполнение обязательств по хеджирующим сделкам;
риск изменений в законодательстве в экономической и налоговой политике (введение пошлин, сборов, акцизов). В этой ситуации хедж не только не защитит, но и приведет к убыткам;
увеличение количества и усложнение структуры сделок.
В чем заключается стратегии хеджирования
Стратегия – это совокупность инструментов и способов их применения для минимизации ценовых рисков. Отметим, что применяя различные виды хеджирования можно выстроить свою, уникальную методику защиты.
Виды хеджирования
Виды хеджирования можно классифицировать следующим образом:
по типу хеджирующих инструментов;
по типу контрагента;
по величине страхуемых рисков;
по отношению к времени заключения базовой сделки;
по условиям хеджирующего контракта.
Хеджирование по типу хеджирующих инструментов
На практике различают:
биржевые хеджирующие контракты, которые открываются только на биржах. При этом в сделке присутствует третья сторона;
внебиржевые хеджирующие контракты – это договоры, которые заключаются за пределами биржи (прямо или через посредника), носят разовый характер, не обращаются на рынке, не являются самостоятельными торгуемыми активами.
Хеджирование по типу контрагента
По типу хеджирования выделяют хедж покупателя и хедж продавца.
Хедж покупателя (инвестора)
Хедж покупателя (инвестора) – когда компания планирует купить товары и хочет уменьшить риск, связанный с ростом цены. То есть хедж покупателя (инвестора) заключается в страховании возможных рисков покупателя, связанных с вероятным ценовым ростом или потенциальным ухудшением условий сделки.
К ухудшениям условий сделки можно отнести:
отсутствие или недостаточный объем предложения;
неудобные условия и сроки поставки.
Какие именно операции хеджирования подойдут покупателю (инвестору)? Способом хеджирования в таком случае будет приобретение форварда, покупка фьючерсного контракта, покупка опциона «колл» или продажа (реализация) опциона «пут».
Хедж продавца
Хедж продавца – когда при планировании покупки партии товара компания желает уменьшить риск из-за возможности уменьшения цены. То есть хедж продавца заключается в страховании рисков продавца, связанных с вероятным ценовым падением или ухудшением условий сделки (например, недостаточный спрос).
Какие операции хеджирования подойдут продавцу? Способом хеджирования в таком случае будет продажа (реализация) форварда, фьючерсного контракта, приобретение (покупка) опциона «пут», продажа (реализация) опциона «колл».
Хеджирование по величине страхуемых рисков
На практике выделяют:
полное хеджирование. В этом случае хеджирование охватывает весь объем страхуемой сделки;
частичное хеджирование. В такой ситуации применяемый метод хеджирования относится только к части объема сделки. Частичное хеджирование целесообразно применять в случае наличия низкой вероятности рисков.
Хеджирование по отношению к времени заключения базовой сделки
На практике различают:
классическое хеджирование – хеджирующая срочная сделка заключается после сделки с защищаемым активом (например, покупка опциона на продажу имеющихся акций);
предвосхищающее хеджирование – хеджирующая срочная сделка заключается задолго до момента покупки или продажи защищаемого актива (пример: покупка фьючерса).
Хеджирование по типу актива
На практике выделяют:
чистое хеджирование – хеджирующий контракт заключается на тот же (базовый) тип актива;
перекрестное хеджирование – контракт заключается на альтернативный тип актива (как правило, дополняющий или заменяющий базовый). Пример: потенциальный инвестор хочет защититься от роста цен, но заключает фьючерс не на акции, а на биржевой индекс.
Хеджирование по условиям хеджирующего контракта
Одностороннее хеджирование – потенциальные убытки (или прибыли) от изменения цены полностью ложатся на плечи только одного участника сделки (покупателя или продавца).
Двухстороннее хеджирование – потенциальные убытки (или прибыли) делятся между покупателем и продавцом.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Как ограничить риски. Хеджирование для чайников
Слово «хеджирование» произошло от английского hedge, которое в переводе означает «ограничивать, огораживать изгородью, гарантия, страховка». Этот способ используется, когда инвестор опасается, что цена купленного или проданного — акции, облигации, биржевого контракта на драгметалл — может измениться в нежелательную для него сторону.
При хеджировании инвестор переносит свой риск на тех, кто готов его принять, — спекулянтов. Инвестора в этом случае можно назвать хеджером. Хеджеры получают гарантию, что цены не изменятся, а спекулянты получают прибыль, принимая риск на себя.
Это делается с помощью специальных инструментов хеджирования — деривативов или производных инструментов. Любой из них позволяет инвестору компенсировать неблагоприятное изменение цены актива.
Как именно это делается, рассмотрим на примерах отдельных инструментов.
Фьючерс
Фьючерсный контракт, или фьючерс (futures) — это особый договор на покупку биржевого товара с длительным сроком расчетов. Фьючерс — биржевой товар. Цены на фьючерс двигаются вверх и вниз. При покупке или продаже фьючерса инвестор не должен платить всю сумму контракта. Он резервирует у брокера только гарантийное обеспечение — например, 10% от суммы контракта. Эта сумма является гарантией того, что по окончании срока либо будут исполнены расчеты, либо инвестор закроет позицию до истечения срока. В случае движения цен в противоположную сторону гарантийное обеспечение уменьшается, но если цены двигаются в нужную для покупателя или продавца фьючерса сторону, то на гарантийное обеспечение начисляется прибыль.
Как работает хеджирование фьючерсом?
Предположим, инвестор покупает акции некоторой компании за ₽44. Через два дня он становится собственником бумаг и ждет, что котировки начнут расти. Скажем, планирует через два месяца продать акции и заработать на разнице между ценой покупки и продажи. Но рынок непредсказуем, и инвестор решает застраховаться от непредвиденного снижения цен — захеджировать акции.
Для этого инвестор продает фьючерс на аналогичное количество акций, скажем, по рыночной цене ₽50 со сроками расчетов через два месяца. Если рынок пойдет вниз, то потери от вложений в акции инвестор компенсирует прибылью от фьючерса. Допустим, акции подешевели с ₽44 до ₽40, а фьючерс как биржевой товар тоже подешевел с ₽50 до ₽40. Тогда инвестор продает акции и выкупает фьючерс — и получает прибыль по фьючерсу ₽50 — ₽40 = ₽10 и убыток по акциям ₽44 — ₽40 = ₽4. В итоге общая прибыль составила ₽6.
У хеджирования с помощью фьючерса есть серьезный недостаток. Инвестору важно следить, чтобы в случае роста цен (в нашем примере) фьючерс не подорожал больше, чем изначальная разница между ценой акции и фьючерса — ₽6 (₽50 минус ₽44). Допустим, в нашем примере котировки акций выросли до ₽70. Инвестор заработал ₽70 — ₽44 = ₽26. Но если в это же самое время фьючерс вырастет до ₽76, то его рост съест всю прибыль от роста акций. Если фьючерс вырастет больше ₽76, то инвестор получит уже убыток.
Форвард
На нашем примере это может выглядеть так: инвестор купил акции по ₽44. Внезапно котировки выросли до ₽47. Вероятно, кто-то на рынке верит в дальнейший рост или ему обязательно нужны акции через два месяца, и он готов у вас прямо сейчас купить бумаги по ₽48 с расчетами через два месяца. Вы продаете их через такой форвардный контракт по ₽48. Таким образом вы гарантированно получаете прибыль ₽4.
Приведенный выше пример можно рассматривать не только как хеджирование с помощью форварда, но и как пример свопа.
Своп (от английского swap — «обмен») — инструмент хеджирования, который используется, когда участники сделки производят обмен каких-то товаров или условий. Сделки своп получили распространение на финансовых рынках США начиная с середины 70-х годов прошлого века. Чаще всего с их помощью хеджируют изменение процентной ставки (процентный своп, валютный своп), неблагоприятную динамику обменного курса (валютный своп), колебание цен на товар (товарный своп) и рисковые стратегии на рынке ценных бумаг (фондовый своп).
В нашем примере тот, кто купил у инвестора акции по ₽48 (назовем его «второй инвестор»), фактически обменял будущее получение акций по плавающей рыночной цене на акции по фиксированной цене и тем самым ограничил собственные риски.
Опционы
Чтобы ограничить риски, инвестор покупает опцион. Цена покупки — это премия опциона. Величина премии — то, что инвестор в итоге платит за ограничение своего риска. При покупке опциона инвестор получает право выкупить/продать актив по истечении (или в течение) срока действия контракта. Инвестор в зависимости от рыночных цен может воспользоваться правом покупки/продажи, а может и не воспользоваться, если ему это будет невыгодно. Размер премии опциона устанавливается не биржей, а рынком, и именно премия является настоящей ценой опциона. Другими словами, опционы торгуются на бирже, а премия представляет собой котировку опциона.
Различают опционы на продажу (put option) и опционы на покупку (call option). Опцион сall предоставляет покупателю право купить базовый актив по фиксированной цене. Опцион рut дает покупателю право продать базовый актив по фиксированной цене.
Допустим, инвестор купил акции той же компании по той же цене ₽44 и хочет захеджировать покупку. Тогда он покупает опцион рut на право продать акции по ₽50. При этом инвестор платит продавцу премию за опцион, скажем, ₽2. Если акции упадут даже до ₽30, то инвестор воспользуется правом, которое ему дает опцион, и продаст свои акции по ₽50. Его прибыль на каждую акцию составит ₽50 — ₽44 — ₽2 = ₽4. Но если акции вырастут до ₽70, то он не обязан ничего больше делать относительно опциона и, продав акции по ₽70, получит прибыль ₽24 (₽70 — ₽44 — ₽2 = ₽24).
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.