хазарейцы кто они такие
Почему преследуют хазарейцев?
06 июня 2018, 22:47 28871 0 Автор: Золотая Орда
Автор:
Золотая Орда
Говорят хазарейцы на дари с включением (до 10 %) лексики монгольского и тюркского происхождения. Проживают на территории Афганистана (2,5 млн), Ирана (1,7 млн) и Пакистана (1,0 млн). В Иране расселены, преимущественно в районе восточного Хорасана. Кроме того, в ряде западных стран распространена диаспора примерно от 400 000 до 500 000 человек.
По причине внешней «инаковости» и духовной толерантности, подвергались гонениям со стороны других этнических групп, большей частью со стороны пуштунов. В конце 19-го начале 20 века их часто продавали в рабство.
Однако во времена Монгольской империи ситуация была совершенно иной. По мере ослабления Монгольской империи, хазарейцев всё сильнее вытесняли из благодатных долин северо-востока. В результате, хазарейцы оказались зажатыми в центральных, сплошь горно-каменистых частях Афганистана.
Знаменитый российский географ и военный исследователь А.Е. Снесарев (1865-1937), в своей работе «Афганистан», вышедшей в свет еще в 1921 году и до сих пор не потерявшей своего значения, так описывает хазарейцев (он их называет газара):
«…содержание их религии, как и душа народа, замкнутое, говорит о забитости, скрытности и подозрительности. Однако, в то же время это очень живой, гостеприимный и любознательный народ».
Хазарейцы оказались в Иране сначала при Надир-шах Афшаре (перв. пол. XVIII в.), следующая крупная группа хазарейцев проникла во время правления Насираддин-шаха Каджара (вт. пол. XIX в.). В своё время они сослужили службу персидским правителям, остановив постепенное продвижение туркменских грабительских набегов вглубь иранской территории на севере страны. Последние десятилетия также наблюдается устойчивый поток беженцев хазарейцев в Иран из Афганистана. Именно они составляют большинство нелегальных мигрантов, спасающихся в Иране от притеснений со стороны белуджей и пуштунов в соседних странах.
Исследователи отмечают, что хазарейцы всегда отличались отсутствием единства и делением по родоплеменному признаку.
Всего выделяют 8 главных племён: шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг, но каждая этнотерриториальная община живет своей отдельной жизнью. Так, например, соседствующие поселения хазарейцев двух разных родов у Калаи-Нов в Хорасане почти не поддерживают связи друг с другом.
Однако в последнее время наметился процесс национальной консолидации, вызванный, в первую очередь, переживаемыми трудностями, создан Всемирный Совет хазарейцев, но значительная разница в социальном и культурном развитии, особенно между эмигрировавшими и оставшимися на родине хазарейцами, является препятствием этому процессу.
На территории Ирана на основе хазарейцев-беженцев из Афганистана в рамках Корпуса стражей исламской революции создана добровольческая бригада, а затем дивизия «Фатимиюн». Её бойцы, после прохождения специальной подготовки на военных базах в Иране, направляются в Сирию для борьбы в составе правительственных войск против боевиков.
Хазарейцы имеют долгую историю преследования со стороны пуштунских племен, которые зафиксированы с XVI века.
В эпоху Амира Абдула Рахмана (1880-1901), который считается основателем современного Афганистана, тысячи хазарейцев были убиты, изгнаны и порабощены. Почти половина населения хазарейцев была перемещена в соседний Белуджистан из Британской Индии и Хорасанской провинции в Иране. Хазарейцы мигрировали в Кветту из Афганистана в 1840 году. Чтобы отомстить за зверства, они присоединились к британской армии.
В 1904 году британцы сформировали из хазарейцев подразделение пехоты «106-я пионеры Хазары», в состав которого вошли беженцы из Кветты. Хазарейцы сражались за англичан во время англо-афганских войн. Следовательно, они несут исторический багаж, в результате которого пуштуны Афганистана не терпят их присутствия в пуштунских районах. Поэтому по умолчанию места соприкосновения пуштунов и хазарейцев стали линией разлома, которая каждый раз воспламеняется от пуштунов. И как только она воспламеняется, вскоре становится неконтролируемой и непредсказуемой благодаря собственным импульсам и темпам. До сих пор хазарейцы воздерживаются от организации организованной вооруженной борьбы против нападающих групп.
В книге афганского ученого Мухаммада Анвара Нумйалая «Основы социальной истории пуштунов» содержится следующее наблюдение о пуштунах:
Вот, например, как отзывался о пуштунах участник первой англо-афганской войны военный врач, британец Г. У. Беллью:
Даже мусульмане Британской Индии (нынешний Пакистан) опасались пуштунов:
О непростом характере пуштунов можно судить и по словам «железного эмира» Абдуррахман-хана, который, желая подчеркнуть необузданный характер своих подданных, признавал, что «дикими лошадьми нельзя управлять посредством шелковых вожжей».
Запрещенные террористические организации, включая освободительную армию Белуджистана, Лашкар-и-Джангви и Ахле-Суннат-Вал Джаммат, также способствуют убийствам хазарейцев. Мафии и преступные элементы также участвуют в похищениях хазарейцев и занимаются грабежами в местах проживания хазарейцев на границе Тафтана и Кветты, где расположены торговые склады Чаммана.
В результате нападений и полной безнаказанности хазарейцы выходят на улицы, чтобы выразить протест против этих беспощадных убийств членов их общин. Недавняя акция протеста на Аламдар-роуд в Кветте показала активное участие в них граждан, представляющих племя хазара, включая женщин, детей и старейшин. Протест, в связи с недавним потоком целенаправленных убийств в городе, был отменен только после встречи лидеров общины Шина-Хазара с генералом армии Камара Джавед Баджвой, который уверил хазарейцев в принятии соответствующих мер.
В течение 46 инцидентов, связанных с убийствами и бомбовыми ударами в Кветте с января 2012 года по декабрь 2017 года, были убиты 525 человек, 734 получили ранения. Более 200 человек из общины Хазары были убиты только в результате двух терактов-смертников.
Несмотря на то, что масштабные атаки против террористов привели к снижению убийств, целенаправленные убийства хазарейцев никогда не прекращались полностью.
Происхождение афганцев-хазарейцев
Отрывок из моей книги «Афганцы».
Будучи военным переводчиком в Афганистане мне пришлось столкнуться с жизнью, культурой и традициями хазарейцев, которые внешне очень похожи на кыргызов. Из-за этого меня часто принимали за представителя этой народности. Был даже комический случай, когда в один из выходных дней, когда я разгуливал по городу, военный патруль принял меня за хазарейца и меня чуть не призвали в афганскую армию.
В Афганистане традиционно набирали в армию методом «отлова», то есть силовые структуры оцепляли какой-то жилищный район и хватали всех, которые по возрасту более или менее подходили для призыва в армию. Затем их в принудительном порядке приводили в военные комендатуры и после небольших формальных процедур направляли в учебные центры для прохождения воинской службы. К слову, наши военные советники и переводчики, находясь в Афганистане, не имели никаких удостоверяющих личность документов, поэтому когда афганский военный патруль потребовал мои документы, то мне им предъявить было нечего. Кроме того мой внешний вид, монгольский тип лица и призывной возраст, дали основание к моей задержке. Сами понимаете, в условиях войны, любое препирательство с вооруженными людьми чревато опасными последствиями, поэтому я решил ничего не доказывать и послушно последовал с ними в комендатуру. Благо, что владею языком страны, и по дороге попытался им объяснить, что я не афганец, а советский гражданин, на что сержант и солдаты лишь отмахивались и надсмехались. В конце концов попросили, чтобы я им что-то сказал по-русски. Я облегченно вздохнул и перешел на русский. Однако, к моему удивлению, они еще больше начали смеяться и сказали, что в Афганистане чуть ли не половина населения научилось говорить по-русски. В общем, за этим занятием, мы и подошли к месту сбора. И вдруг, я, к моему счастью, совершенно случайно заметил знакомого таджика-переводчика, который в это время подъехал туда на «уазике» со своим советником. В общем, он меня и вытащил из этой нелепой ситуации, которая, неизвестно, как закончилась бы для меня. Впоследствии, наученный этим горьким опытом, я уже выписал себе настоящее афганское удостоверение личности, за подписью командира танковой бригады, где я проходил службу. Так что, по воле случая, чуть не стал хазарейцем.
По всей видимости, костяк этого народа составили воины, оставленные чингизидами после завоевания Афганистана в 1221-1223 гг.
Монгольские воины охранных гарнизонов-тысяч, в результате длительного проживания в Афганистане смешались с местными ираноязычными народами, переняв их язык.
Ученые считают, что язык хазарейцев является диалектом старотаджикского языка (хазараги) с некоторой долей монгольских и тюркских слов. Эту долю монголизмов и тюркизмов исследователи определяют в 10 %. Хотя, как человек владеющий этими языками, я бы не стал так категорически утверждать, тюркизмов в языке хазарейцев значительно больше.
Очевидно, по мере ослабления Монгольской империи, хазарейцев все сильнее вытесняли из благодатных долин северо-востока. В результате, хазарейцы оказались зажатыми в центральных, сплошь горно-каменистых частях Афганистана. Хазарейцы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Кочевники живут в шалашах, покрытых войлоком, очень похожих на кыргызские юрты. Основная же масса народа проживает крупными родовыми поселениями по склонам гор. Эти селения обнесены глинобитными стенами со сторожевыми башнями по четырем углам. Богатые жилища напоминают кочевые юрты, бедные живут в глинобитных хижинах, крытых соломой.
Исторической областью проживания хазарейцев в Афганистане является регион Хазараджат, разделённый в современном Афганистане между несколькими провинциями. В поздний период существования Могольской империи и ранний период существования Британской Индии большая община хазарейцев также образовалась в городе Кветта (ныне Пакистан).
Язык их сохранился на уровне 13-14 веков и говорят они на смешанном диалекте. При общении с ними, многие слова я не понимал, но догадывался по смыслу.
Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен. Следует обратить внимание на провинцию Бамиан, где находились древнейшие статуи Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны талибами.
Ученый В. Кисляков в журнале «Советская этнография» в № 4 от 1973 г. опубликовал статью «Хазарейцы, аймаки, моголы» (к вопросу об их происхождении и расселении), где говорится: «Проблема этногенеза хазарейцев издавна привлекала внимание исследователей. Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью, среди всех народов, говорящих на иранских языках. И Бартольд также считал хазарейцев «иранизированными монголами». Именно это обстоятельство, стало причиной того, что правительство Монголии выделяет образовательные квоты на обучение хазарейцев в Улан-Баторе. Однако, несмотря на интенсивный курс, «главной проблемой» для студентов-хазарейцев является освоение монгольского языка. Несмотря на хорошие условия, афганцы-хазарейцы обучающие в Монголии, возвращаются или намерены возвратиться в Афганистан, считая его своей родиной.
Что же касается моего личного мнения, то внешне они очень похожи на кыргызов, казахов и монгол, но говорят на смешанном таджикско-тюркском-монгольском наречии. Если поставить рядом хазарейца и кыргыза, то нельзя внешне определить их отличие.
«Афганские калмыки»-хазарейцы
— Во время войны, где-то в году 87-м, мой брат служил в ВДВ (воздушно-десантные войска) был офицером разведроты. О нем писал Наран Илишкин.
— Хорошо, об этом я узнаю. Но ты мне расскажи, как он встречался с хазарейцами?
— Те, кто воевал, кто видел кровь и грязь войны, мало говорят об этом. Лишь когда встречаются «полчки», изредка вставят: «А помнишь?
Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннадий Шалхаков в течение двух лет регулярно писал из Афганистана известному журналисту Нарану Илишкину. Вот строки из этих писем.
Сентябрь 1986 г. «Встретил сержанта-земляка из Ики-Бурульского района. Трудно им, юнцам. Я их понимаю. Там, дома, в Союзе, спокойно. А здесь? Сильнейшие физические и моральные перегрузки. Горы. Засады. Стрельба. Но держатся ребята молодцами».
Июнь 1987 года. «Ровно неделя, как прибыл в родную роту (был в отпуске). Вечером уже ушел в горы. Снова ощутил знакомую тяжесть своего автомата. К сожалению, как и на всякой войне, бывают жертвы. У меня в этот выход погиб солдат. Тяжело, обидно и горько. Жалко парня. До невозможности жалко. Отпуск вспоминаю как о чем-то далеком».
Декабрь 1987 года. «. Вернулись с гор. Там холодно. Задачу выполнили. На днях Новый год. Но я в это время буду в горах. Привязан чем-то к Афгану. Хочу, чтобы афганцы жили в мире. «
— Выйдя к склону очередной высотки, разведчики присели отдохнуть. По привычке заняли круговую оборону. Курить нельзя. Можно лишь сделать глоток воды.
Недалеко был их кишлак. На дастархане сидели старики. Головные уборы из хорошего каракуля, но верх почему-то из желтого шелка.
Язык их сохранился на уровне 13-14 веков, поэтому некоторые слова я не понимал, но догадывался по смыслу. Лишь слушая древнюю речь понял, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, представив неукротимые монгольские тумены, подумал, вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой.
В годы войны ЦК Народно-демократической партии Афганистана для высшего руководства советской армии подготовила брошюру «Особенности национальных, родо-племенных отношений в афганской обществе и его армии».
Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен.
Здесь нужно обратить внимание на провинцию Бамиан, где находились древнейшие статуи Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны в прошлом году талибами.
Еще наше внимание могут привлечь такие названия племен, как джунгури, что, очевидно, означает «зюнгары» и «бехсуд». Среда дербетов Калмыкии есть такой аран, который называется «бексюд». Вполне возможно, что с одними из представителей вышеназванных племен Геннадий Шалхаков встречался в Афганистане.
Еще нужно отметить, что недалеко от города Герат расположен город Сари-Пули, который хазарейцы называют Сарпуль, точно также как мы называем Ставрополь.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Особенно быстро процесс ассимиляции шел в среде этнически близких к монголам тюркских племен, предков нынешних узбеков, казахов, киргизов, каракалпаков, волжских и крымских татар, башкир, кумыков, ногайцев, карачаевцев, балкарцев и других. И сейчас большинство тюркских народов являет собой смешение тюрко-монгольских родов. А вот как выглядит современная схема монгольского этноса, по которой этнографы делили и делят монголов до сих пор на три основные группы.
Так кто же такие хазарейцы? Об этом загадочном осколке монгольского мира, с XIII века не затерявшемся в тюрко-иранском мире, рассказал афганец Ахмад Башир, по национальности фарс, живущий ныне в Улан-Удэ. Родом он из города Кундуз и приходится родственником знаменитому «Панджшерскому льву» Ахмад Шаху Масуду (предводитель моджахедов во время афганской войны, а ныне лидер антиталибской группировки в Афганистане).
Ахмад Башир хорошо знает хазарейцев, так как всю жизнь жил с ними по соседству, и даже сейчас в Улан-Удэ к нему время от времени приезжают друзья-хазарейцы. Внешне они совсем не отличаются от бурят. Монголоидные черты лица, а также более светлый цвет кожи выделяют их в Афганистане.
Хазарейцы представляют интерес как монголы, перешедшие на другой язык и, в отличие от большинства других монголов, принявшие ислам. Современная война в Афганистане приобрела отчетливый этнический характер, и хазарейцы вместе с таджиками, узбеками и другими национальными меньшинствами противостоят превосходящим силам талибов, в большинстве своем пуштунов-суннитов. Тем не менее хазарейцы сохранили свою генетическую основу и остались как нация.
Кроме них, еще о двух осколках монгольского мира упоминает в своих сочинениях академик В.В.Бартольд. «В Восточной Азии, именно в Кукунорской области, сохранился, по-видимому, тоже небольшой народец (толмукгун), исповедующий ислам и говорящий по-монгольски. Об этом более 20 лет тому назад писал, по слухам, американский исследователь Рокхилл; и тогда этот народец, как рассказывали Рокхиллу, заключал в себе всего от 300 до 400 семейств».
Р.S. Истории хазарейцев и кайтаков дают лишний повод призадуматься о нынешнем состоянии и перспективах развития как всего монголо-язычного мира, так и о судьбе бурятского народа.
Хазарейцы. Заблудшие воины Чингисхана
Целью смертника были именно хазарейцы. Задача суннитских террористических организаций – истребить как можно больше хазарейцев и заставить их вернуться в Афганистан. В Афганистане ситуация ничуть не лучше. При талибах хазарейцев вырезали тысячами. Но и сегодня, когда Афганистан контролируют оккупационные войска США и их союзников, хазарейцев продолжают убивать талибские партизаны, все еще контролирующие значительные территории. В чем же причина столь лютой ненависти к хазарейцам? Что не так с этим народом и есть ли у него будущее?
Ответ лежит на поверхности – хазарейцев убивают в связи с тем, что они являются шиитами в окружении суннитского большинства. Однако есть и другая причина – монгольское наследие. В целом генетические исследования доказывают, что определенная часть хазарейцев действительно имеет сильную связь с тюрко-монгольскими народами Центральной Азии. На мусульманском Востоке жива память о монгольском завоевании и владычестве. Несмотря на то, что монгольские завоеватели со временем приняли ислам, современные мусульмане воспринимают потомков Чингисхана как неверных. Это вызывает неприязнь к хазарейцам даже у шиитов Ирана. Для многих иранцев важно не столько религиозное сходство с хазарейцами, сколько их этническая инаковость.
Афганские и пакистанские исламские радикалы умело используют и мифы о численности хазарейцев, которая, по явно преувеличенным оценкам, составляет якобы более 6 миллионов человек. Говоря об огромном числе хазарейцев, легче мобилизовывать суннитов на их массовые убийства в условиях все возрастающей конкуренции за землю. Таким образом, хазарейская проблема вызвана сложной совокупностью политических, экономических, исторических, а также, несомненно, религиозных причин. Вариант силового решения хазарейского вопроса привел к огромным жертвам среди этой уникальной этнорелигиозной общности.
Сегодня хазарейцы основном проживают в Афганистане (2,6 млн.), Иране (1,5 млн.) и Пакистане (0,6 млн). Ученые считают, что язык хазарейцев является диалектом старотаджикского языка (хазараги) с некоторой долей монгольских и тюркских слов. Эту долю монголизмов и тюркизмов исследователи определяют в 10 %. Самоназвание хазаров – хезаре. Слово хезар в иранских языках означает «тысяча». По всей видимости, костяк этого народа составили оставленные чингисидами после завоевания Афганистана в 1221-1223 гг. монгольские воины охранных гарнизонов-тысяч, которые женились на местных женщинах и за века проживания в Афганистане породили смешанную народность со своими этно-культурными особенностями. Смешиваясь с местным населением, победители-монголы переняли язык побежденных. По мере ослабления Монгольской империи, хазарейцев все сильнее вытесняли из благодатных долин северо-востока. В результате, хазарейцы оказались зажатыми в центральных, сплошь горно-каменистых частях Афганистана (Хазараджат), а также на северо-западе страны. Вытеснение хазарейцев на бесплодные территории окончательно завершилось в конце XIX в., когда афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат силами кочевых пуштунских племен, которым он «выделил» там летние пастбища. В результате хазарские крестьяне потеряли веками культивировавшиеся земли и подверглись жестокой крепостнической эксплуатации. Многие попали в рабство и оставались в нем вплоть до отмены рабовладения в правление Амануллы-хана. В связи с экспроприацией плодородных земель хазарейцы оттеснялись на каменистые горные склоны. Это заставило их осваивать орошаемое и богарное земледелие. Ныне немало хазар разбросано по остальной территории Афганистана. Отдельные группы хазар ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Кочевники живут в шалашах, покрытых войлоком. Основная же масса хазар проживает крупными родовыми поселениями по склонам гор. Эти селения обнесены глинобитными стенами со сторожевыми башнями по четырем углам. Богатые жилища напоминают монгольские юрты, бедные живут в глинобитных хижинах, крытых соломой.
Поражение хазарейцев было обусловлено и отсутствием единства в их рядах. Родо-племенное разделение у хазарейцев Афганистана не преодолено доныне. Это особенно заметно у хазар Хазараджата, где ясно прослеживается деление на восемь главных племен: шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг. Есть мнение, что хазары не считают себя одним народом, и каждая этнотерриториальная группа живет своей отдельной жизнью. Даже если поселения восточных и западных хазарейцев соседствуют, как, например, у Калаи-Нау, что в Хорасане, каждая группа живет обособленно. Восстания, вспыхивавшие с 1880-х годов против репрессий суннитских режимов и соседних народов, терпели поражения, прежде всего, в силу этой разрозненности, когда одно племя, обещав совместное выступление, в решающий момент покидало поле битвы.
В связи с малоземельем массовый характер приобретает переселение хазарейцев в города Афганистана и Пакистана, что приводит к реакции со стороны радикальных суннитов, которые актами террора и устрашения пытаются остановить волны шиитской миграции. В окружении враждебного большинства хазарейцы консолидируются, стираются их родоплеменные перегородки. Это не может не способствовать этнической консолидации хазарейцев и появлению в их среде амбициозной интеллигенции, устремленной вперед. Через активное использование социальных сетей образованные хазарейцы уже сумели отладить глобальную информационную кампанию для привлечения внимания мирового сообщества к фактическому геноциду их народа в Афганистане и Пакистане. Несмотря на гонения и экономические ограничения, хазарейцы смогли дать образование значительному кругу своих выходцев, и эти «инвестиции» начинают приносить свои плоды. В немалой мере этому способствовали сначала советские, а затем американские оккупационные режимы, которые видели в хазарейцах своих союзников. В советский период немало хазарейцев прошло обучение в Баку, а в последние годы множество хазарейских студентов уехало на учебу в Европу и США.
Образованная элита хазарейцев демонстрирует огромный интерес к монгольским народам и Монголии. В США и других западных странах хазарейцы все чаще и организованней стали посещать монгольские землячества, участвовать в культурной жизни монгольских народов. Сами монголы также с большим интересом «открывают» для себя хазарейцев. В Монголии о них снимаются документальные фильмы и пишутся книги, вызывающие большой интерес у зрителей. Немало студентов хазарейцев обучаются в Монголии. Многие хазарейцы мечтают переехать в Монголию на постоянное жительство, хотя в монгольском обществе осознают, что их массовое переселение способно привести к непредсказуемым последствиям. И все же монгольское общество симпатизирует хазарейцам. Есть мнение, что в период репрессий хазарейцев в Афганистане в период 1995-1998 и 2001-2003 гг. сочувствие к трагедии этого народа легло в основу поддержки монгольским обществом идеи отправки своего воинского контингента в Афганистан.
Хазары весьма предприимчивы и активны. В США проживает крупнейшая диаспора хазарейцев, включающая несколько десятков тысяч человек. Немало хазарейских эмигрантов живет и в Великобритании (54230 человек), Канаде (36373 человек), Австралии (90 000 человек), Турции (33200 человек). Хазарейцы активно занимаются бизнесом и готовы инвестировать в экономику Монголии. Несмотря на продолжающиеся несчастья и трагедии хазарейцев, у этого народа есть будущее и оно, несомненно, связано с монгольскими народами.