хаястан что это такое
ХАЙАСТАН
Смотреть что такое «ХАЙАСТАН» в других словарях:
ХАЙАСТАН — (Айастан) название Армении у армян; буквальное значение страна хайев … Большой Энциклопедический словарь
хайастан — сущ., кол во синонимов: 1 • армения (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Хайастан — (Айастан), название Армении у армян; буквальное значение страна хайев. * * * ХАЙАСТАН ХАЙАСТАН (Айастан), название Армении у армян; буквальное значение страна хайев … Энциклопедический словарь
Хайастан — Айастан, название Армении; буквально значение страна хайев (хай самоназвание армян) … Большая советская энциклопедия
Хайастан — Айастан назв. Армении у армян; буквальное значение страна хайев (хай самоназв. армян) … Древний мир. Энциклопедический словарь
армения — Айастан, Хайастан Словарь русских синонимов. армения сущ., кол во синонимов: 4 • айастан (1) • город … Словарь синонимов
Акопян, Акоп — армянский поэт, р. 1866 в Гяндже. С 1905 А. активно участвует в рабочем движении и становится родоначальником пролетарской поэзии Армении. Лучшие его произведения: «Новое утро» (поэма) и «Равенство». Перевод стихов А. на… … Большая биографическая энциклопедия
Армяне — (самоназвание хай) нация. В СССР А. составляют основное население Армянской ССР (по переписи 1959, св. 88%). Компактно живут также в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и на Сев. Кавказе. По переписи 1959, общая численность А. в СССР 2787 … Большая советская энциклопедия
АРМЯНЕ — (самоназвание хай) нация. В СССР А. составляют основное (св. 88%) население Арм. ССР. Компактно живут также в Азерб. и Груз. ССР и на Сев. Кавказе. Числ. А. в СССР 2 787 т. ч. (1959). За пределами СССР А. живут преим. в Турции, Ливане, Иране, ОАР … Советская историческая энциклопедия
Акопян — Акоп (1869–) известный пролетарский поэт Армении. Получил образование в армянской учительской семинарии. С 1905 принимает участие в революционном рабочем движении Армении. Печататься начал с 90 х гг. прошлого в., а после советизации Армении… … Литературная энциклопедия
Название Армения: что значит слово «Армения», и почему армяне называют свою страну Хайастан (самоназвание Армении). Армянский взгляд
В нашем обзоре по армянской современной государственной публикации для заграницы поговорим о том, что значит слово «Армения», и почему армяне называют свою страну Айастан (Hayastan).
На данной странице, в частности, рассматривается, что значит слово «Армения», и почему армяне называют свою страну Хайастан (самоназвание Армении).
На данной странице, в частности, рассматривается, что значит слово «Армения», и почему армяне называют свою страну Хайастан (самоназвание Армении).
Армения относится к числу тех стран, чье название внутри и на международной арене не совпадают. Самоназвание Армении Хайастан (Hayastan), в мире же страна известна как Армения (анг. Armenia, фр. Arménie).
«Кем были наши предки, где находится прародина армян, когда армяне сформировались как самостоятельный этнос, и с каких времен они упоминаются в древнейших письменных источниках? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы обратимся к легендам и преданиям о происхождении армян, которые были записаны в древние времена и в средние века, а затем приведем древнейшие сведения об армянах и Армении.
Армянское предание о происхождении армян был создано в древнейшее время и дошло до нас благодаря «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (Movses Khorenatsi, армянский историк, годы жизни: 410-490 н.э., живший в древнеармянском царстве, известном как Великая Армения, существовавшем на территории нынешней Армении и значительных прилегающих областях совр. Восточной Турции, Сирии. Ливана и др. землях в 190- 428 год н. э. Прим. Portalostranah.ru).
Наше предание не сохранило сведений о том, сыном какого бога был великан Хайк. Однако благодаря древнейшим шумеро-аккадским клинописным табличкам Месопотамии (III тыс. до р.Х.) мы можем восполнить этот пробел. В них говорится, что богом-покровителем Аратты — древнейшего (из известных) по сей день государства на Армянском нагорье — является Хайк, сын бога мудрости и космических (вселенских) Хайа (Hayа). Его культ связывается с истоками двух рек Армянского нагорья — Евфрата и Тигра. Не случайно, что он изображается как зачинатель этих рек.
Фактически, согласно дохристианским сказаниям, наш народ носил имя бога творца Хайа и считался наследником Хайа и его сына — великана Хайка.
Эпическое предание «Хайк и Бел» (иначе «Айк и Бел» — армянское древнее сказание, в котором говорится о восстании, которое поднял упомянутый выше мифический великан Хайк, он же Айк, против мифического же божественного владыки Вавилонии Бела; в переводе с древнего аккадского языка имя Бел означает «владыка»; Хайк победил Бела, убив того из лука Прим. Portalostranah.ru) составляет важную часть преданий о происхождении армян. В этом предании отразилось длившееся веками противостояние между Древнейшей Месопотамией и Армянским нагорьем. Согласно преданию, началом истинного армянского летосчисления является день победы Хайка над Белом. По расчетам Гевонда Алишана (Ghevont Alishan, — армянский историк, родом из Османской Турции, с детства уехавший на Запад — Венецию; годы жизни Гевонда Алишана: 1820-1901 Прим. Portalostranah.ru) этот день приходится на 11 августа 2492 года до Рождества Xристова, т.е. до н.э. (хотя существуют и иные расчеты).
Согласно армянскому преданию, по имени Хайка наш народ стал называться «хай», а страна «Хайк, Хайастан», а по имени патриарха Арама — потомка Хайка — появились названия «Армения» и «армен». Хайк и его потомки дали свои имена многим топонимам Армянского нагорья (Араманеак — горе Арагац и области Арагацотн, Арамаис — Армавиру, Ераст — реке Ерасх (Араке), Шара — области Ширак, Амасия — горе Масис и области Масяцотн, Гелам (Гегам) — Гегамскому или Гегар-куникскому морю (озеро Севан) и области Гегаркуник, Сисак — провинции Сисакан (Сюник), Ара Прекрасный — провинции Айрарат и др.).
Греческое предание о происхождении армян связано с легендой об аргонавтах, которое было очень популярно и распространено в Древней Греции. Согласно этой легенде, (древнегреческий) герой Ясон вместе со своими друзьями на корабле Арго направились к юго-восточным берегам Черного моря. Целью похода было золотое руно — символ богатства и счастья (напомним, руно — это снятый шерстяной покров овец и баранов Прим. Portalostranah.ru). В походе принимал участие Арменос, который, согласно легенде, не вернулся в Грецию, а остался в Армении, которая по его имени стала зваться «Армения».
Судя по фактам, это предание было создано и объединено с легендой об аргонавтах в эпоху походов Александра Македонского. Как эта легенда, так и мифы о греческом происхождении персов и мидян имели своей целью оправдание (эллинистических) завоеваний Александра Македонского (в духе мотива «миссия присоединения отпавших от целого»), следовательно, они не могут рассматриваться в качестве достоверных исторических источников. Однако это свидетельствует о важной роли Армении в эту эпоху.
Грузинское предание было записано грузинскими авторами в IX-XI вв. Согласно этому преданию, 8 сыновей (некого вождя племени фогармейцов Прим. Portalostranah.ru) Таргамоса (он же Торгом) стали родоначальниками 8 народов: старший сын Хайос — родоначальником армян, Картлос — грузин, остальные сыновья — родоначальниками ряда кавказских народов. Это предание носит на себе печать царства Багратидов (Багратиды — царская армянская династия, восстановившая т.н. Великую Армению, но на меньшей территории, чем было до того; правила в 885 по 1045 гг.) и предшествующих ему эпох, когда влияние армянских царей распространялось на страны, расположенные к югу от Большого Кавказа (этим обусловлено, что старшим братом является Хайос, а не Картлос).
В древнееврейском предании основателем Армении выступает Урос, сын Арама, который, однако, является потомком Сима, а не Иафета.
В арабской легенде (которая повторяется в персидских источниках) предком армян считается Армини — потомок сына Ноя Иафета (в Коране — Яфис). Эти предания в качестве первоисточников не добавляют ничего существенного в проблему происхождения армян.
Если подытожить традиционные предания о происхождении армян, можно удостовериться, что армяне представлены с подчеркнуто положительными качествами — соседство с ними желанно и почетно.
Те же самые мотивы можно проследить в ряде легенд европейских народов, которые связывают свое происхождение с Арменией. Записанная в IX веке «Англо-саксонская хроника», основываясь на сведениях «отца английской историографии» Беды Достопочтенного (VI-VII вв.), свидетельствует о том, что первыми жителями Британских островов «были бретоны, которые пришли из Армении». Согласно средневековым (германским и французским) источникам («Баварская летопись», «Песнь об Анно», «Песнь о Роланде» и др.), баварцы также являются выходцами из Армении, где Ной остановился на горах Араратских. С Арменией связывают свое происхождение баски. Интересные свидетельства об армянах сохранились в русских былинах. Восхваляя богатыря Илью Муромца, говорится, что он получил свою силу от старшего брата Святогора, который был «из гор Араратских».
В 301-м году от Рождества Христова, т.е. н.э., христианство в Армении было провозглашено государственной религией (это произошло в царстве Великая Армения, В то время существовавшем как протекторат Древнего Рима, при армянском царе Трдате III Великом, его годы правления: 287-330 гг. н.э. Прим. Portalostranah.ru), после чего все дохристианское в Армении было запрещено или же приведено в соответствие с христианским мировосприятием. Согласно первой книге Библии — Книге Бытия — все народы произошли от сыновей патриарха Ноя — Сема, Иафета и Хама. В таких условиях дохристианское предание о происхождении армян было приведено в соответствие с библейскими представлениями. Сформировалось новое предание о происхождении армян, согласно которому патриарх Хайк является сыном патриарха Торгома — потомка сына Ноя Иафета (патриарх Торгом в Библии выступает предком-эпонимом одного из древнейших армянских государственных образований — Торгомского дома (страна Тогарма или Тегарама), которое находилось в верховьях реки Евфрат и упоминается еще в XX-XVIII вв до p. X.). Отсюда имена, которые со средних веков дают армянам: «Порожденные Иафетом», «Порожденные Торгомом», «Народ Торгомский».
Таким образом, мы выяснили, что название Армения происходит от имени грека по имени Арменос, бывшего одним из спутников древнегреческого героя Ясона, посетившего Кавказ в поисков золотого руна, или же патриарха Арама. Самоназвание же Армении Хайастан происходит от имени некого мифического великана или патриарха Хайка (иначе Айка). И всё это связано только с легендами, которые часто подменяют, как представляется, факты в армянской древней истории.
Отрицание связи армян с Хайасой имеет политический подтекст
После распада Ванского царства, как известно Урарту исчезло, и практически сразу же на его месте появился привычный нам всем Hayastan, который так называется уже минимум две с половиной тысячи лет.
Притом у шумеров в 3 тыс. до н. э. на север от Междуречья размещалось государство с названием Аратта. Примечательно, что в переводе Библии Септуагинта в книге пророка Иеремии, царство Арарат, то есть Армения, упоминается именно как «царство Арате». Мало того, что Аратта явно напоминает Арарат, так есть и древние источники, где прямо дается название. Еще более интересная история связана с названием Хайаса. Оно было найдено не в результате раскопок из-под земли, а благодаря переводу библиотеки Хеттской империи.
В 1905 году в центральной Турции в 150 км от современной Анкары немецкий востоковед-ассириолог Гуго Винклер (1863 — 1913 гг.) обнаружил большое количество табличек в современной деревне Богазкёй на месте бывшей Хаттусы, столицы империи хеттов (самоназвание страны – Хатти). Таблички были написаны аккадской клинописью, уже известной европейским ученым, но они были на неизвестном языке. Здесь есть важный момент: исследователи могли легко читать письмена хеттов, но они абсолютно не понимали их древний и давно вымерший язык.
Расшифровкой хеттского языка с 1915 г. занимался ставший впоследствии весьма известным, но тогда еще молодой чешский ассиролог Бедржих Грозный. Грозный транскрибировал текст клинописи латиницей и предположил, что хеттский язык был индоевропейским. И оказался прав. Перевод он начал делать по аналогии со словами из других индоевропейских языков, когда какое-либо слово напоминало подобие в известных языках, то именно по подобию его смысл и устанавливался. Вскоре Грозный уже мог читать богатейшие царские архивы хеттской столицы.
В этих документах повествовалось о том, что во времена царства хеттов (около 1800—1180 годов до н. э.) на территории Армянского нагорья существовало государство – Хайаса. Причем, оно процветало на целое тысячелетие раньше Урарту.
Хайаса или Хайаса-Аззи (Хайаса-Ацци) упоминалось в хеттских клинописных текстах в период с XVI по XIII вв. до н. э.
В течение этого периода Хайаса иногда заключала с Хеттским царством мир и выплачивала хеттам дань, вступала в союз и даже поставляла войска, но иногда вступала с ним в военные конфликты. Например, Аннияс или Ананиа — царь Хайасы в 1340 — 1310-х годах до н. э., вел упорные войны с хеттами и наносил им поражение за поражением. Большинство хеттологов помещают Хайасу в верховья реки Чорох и Евфрат, на территории Армянского нагорья. Однако точно неизвестны ее восточные границы. Естественно, что хетты писали о событиях на западных границах Хайасы, поскольку именно там она и граничила с Хеттской империей. Что происходило у соседей в восточных и далеких от них районах, хеттов мало интересовало.
Историки считают, что столицей Хайасы был город Куммаха (более поздний армянский Кеммах), находившийся в верховьях реки Евфрат, близ современного города Эрзинджан (арм. Ерзнка). Надо отметить, что это довольно уникальная ситуация, хетты фактически приводили название страны именно то, которое, по всей видимости, давали сами жители. То есть хетты не стали применять чужие названия или экзонимы, а использовали самоназвание или эндоэтноним самих своих соседей. Такое редко бывает, обычно экзонимы и этнонимы стран явно отличаются, как например Дойчланд и Германия, Греция и Эллада, Джэпен и Hиппон и т.д.
Но тут оказывается парадоксальная ситуация. Получается, что до того как появилось государство Урарту, на том же месте было более древнее государство — Хайаса, часто упоминаемое хеттами. Но не обязательно быть армянином, чтобы знать, что современное и одновременно древнее название страны у самих армян — Хайастан или Айастан, причем идущее с момента исчезновения Урарту, то есть с VI века до н. э. Как говорится, почувствуйте разницу: сначала в середине 2 тыс. до нашей эры Хайаса, потом Урарту, а после развала Урарту — Хайастан. Любой объективный историк, зная, как называют свою страну современные армяне, заметит очевидную схожесть с именем из хеттских архивов.
Поэтому вполне естественно, что в первой половине XX века некоторые европейские исследователи предположили, что в слове «Хайаса» основным является корень «hайа» (hayа), что соответствует самоназванию армян — «hай» (hay), а послелог «(а)са» ((а)sa) является хеттским суффиксом, который означает «страна». Эту теорию одним из первых сформировал швейцарский ассириолог и первый хеттолог Эмиль Густав Форрер. Ее развил немецкий филолог Пауль Кречмер. В 1933 году Венской академией наук была опубликована работа Кречмера «Национальное имя армян Хайк» (нем. «Der nationale Name der Armenier Haik»), где он приходит к выводу, что «употреблённое в Богазкёйских надписях имя Хайаса означает «Армения». Позже в Армении эту точку зрения поддержали Николай Адонц, Григорий Капанцян, Рафаэл Ишханян и другие историки. Геворк Джаукян по этому поводу писал: «Основным языком Хайасы был армянский и… армянский элемент имел главенствующую роль в хайасском государстве». Казалось бы, все логично и всем понятно.
Но во второй половине XX века среди историков началась какая-то странная борьба, где под видом научной дискуссии стали предприниматься попытки оторвать Хайасу от истории Армении и этим соответственно лишить армян своего прошлого. Еще во времена позднего СССР в этом диспуте участвовали крупнейшие советские ученые. Так в начале 1980-х годов известный историк-востоковед и лингвист д.и.н., профессор Игорь Михайлович Дьяконов (1915 — 1999 гг.) высказывал предположение, что самоназвание армян на грабаре Հայք (hay-kʿ), вероятно, происходит от урартского названия Мелитены, урартского Ḫāti. В связи с этим знаменитый лингвист академик РАН Вячеслав Всеволодович Иванов (1929 — 2017 гг.), соавтор гипотезы Гамкрелидзе — Иванова (Армянская гипотеза происхождения праиндоевропейского языка) заявил об ошибочности всех построений И.М. Дьяконовa относительно происхождения этнонима hay и других вопросов этногенеза армян и поддержал правильность выводов Г. А. Капанцяна.
Дьяконов был сторонником той точки зрения, что предки армян пришли на Армянское нагорье с запада, то есть с европейской прародины. В 1968 году он опубликовал свое исследование этногенеза армян — книгу «Происхождение армянского народа», в которой обосновывал миграционно-смешанную гипотезу армянского этногенеза. Вячеслав Иванов, выдвинувший совместно с Тамазом Гамкрелидзе свою гипотезу происхождения праиндоевропейского языка, отвергал предположения И. М. Дьяконовa по целому ряду вопросов этногенеза армян, как ошибочные.
Современные исследователи утверждают, что гипотеза И. М. Дьяконова о близости греческого и фригийского к фракийскому и армянскому, выдвинутая им еще в 1960-е годы, не нашла подтверждения в науке. К чести самого Дьяконовa надо сказать, что к концу жизни он сам признал ошибочность этих взглядов и высказался о локализации прародины протоиндоевропейцев в 6-м тыс. до н. э. в Малой Азии, оттуда они последовали в Балкано-Дунайский регион. То есть пришел к выводу, что движение древних народов было в совершенно обратную сторону, не с запада на восток, а наоборот, с востока на запад. Но и сегодня есть еще западные историки, продолжающие отстаивать подобные уже отвергнутые многими учеными и признанные необоснованными взгляды. Споры продолжаются и о том, где находилась Аратта, а также об этническом составе Хайасы и Урарту и их роли в происхождении армян.
Как считает современный историк Армен Айвазян, отрицание связи армян с Хайасой политически мотивировано и имеет целью лишить армян права автохтонности на Армянском нагорье.
Кто стоит за таким отрицанием и кому оно выгодно, всем давно и хорошо известно. Но интересен другой вопрос: сколько еще времени будет продолжаться эта борьба, и когда, наконец, представители науки перестанут спорить об очевидном? Тем не менее, как армяне с юмором пересказали знаменитый афоризм римского историка Тита Ливия: «Истина может порой быть затемненной, но никогда не гаснет«. Так что любую борьбу она переживет и восторжествует.
Хаястан что это такое
«Хая»- «Кая»(скала)
«Стан»-» страна». Страна Скал, Страна Камней. Смотрите старый тюркский язык.
Дмитрий, ты не зная языка, зачем лезешь в чужие диспуты? Это все равно два русских начнут раскладывать слово между собой » миловидный» с узбекского языка на два слова «милый и видный», по русски, а какой- то узбек, не зная языка, начнёт гонять их,» чего несёшь?», требуя доказательства и обзывая их придурками. Себя со стороны посмотри
Дмитрий, где ты видел, что никто не доказывает. Видел, что писали армяне времен монгольского владычества. Они называют всех татарами. Все обычаи у этих татар по части похоронения на все 100 совпадают с якутскими. ЧХ у них есть сын божий. А у якутов небесный житель и оттуда тоже правит людьми.
Видать поднялся в дьабын так же как сын Эллэя. Об этом знаешь? Нет конечно и чего тогда тут бухтишь. нет мол доказательств. И эти татары долго располагались в Армении, женились даже. А то,что у армян 3 процента имеют якутский гаплотип знаешь? Нет конечно. А это более 300 тысяч армян будет. Вот где прослеживается, что якуты были там. Что, все это моя фантазия?! И я примазываюсь армянам, да? Таковы данные и факты и только.
дмитрий, а причём тут монголы? Он говорит не о конкретно монголах своих прямых предках а вообще в целом о предках народа Саха! Ведь часть предков нынешнего народа Саха это Саха-Канглы (Хангаласцы)! А в свою очередь Саха-Канглы(Кангюи, Кангаары) жили в средней азии и прикаспии с глубокой древности! Даже возможно какая то часть жила в южном закавказии во времена Сака сены! И они врятли были Монголоидами а были скорей всего Тураноидами(древними метисоидами)! Ну конечно на счёт южного закавказья это просто версия! Но всё даже может быть!
Хай от названия божества Солнца Айа. Айастан
Коньяк Страна камней чтоль не пили,чего гадаете
Айа- армяне, стан- стойбище
Что тут доказывать, если напрямую сказано САХА СИЭНЭ. Разве пришлось бы доказывать, если сказано было Русс ВНУКи. а?
Потому что это очень древнее государство.
Царь Митридат 2,5 т.лет назад гостил у армянского царя.
В древности так называлось это государство, которому более 5 т.лет
Нет нации плохой есть человек диградат но однако деградат портит авторитет национальности не поправимо на веке и не исправить факт и ее поднять авторитетет перед другим народом перед матерью и отцом убитого
Oidov, ты позднее средневековье не притягивай к античности! Это как позавчерашний день притянуть к прошлой неделе а то и месяцу! Не попадай в просак вроде ты не глупый человек если прочесть твои посты и коменты за сколько я в форуме!
Натяжками не занимайтесь, а прочтите Дьяконова. Анатолийское языкознание отмечает, что хайасцы имели низшее цивилизационное развитие когда часть хурритов ассимилировала их в горах. Читайте историю древнего востока и историю цивилизации
Новое в блогах
Чудеса хайской историографии и этногенеза или по следам «Эрменикона»
Мы неоднократно уже обращались к теме появления хайских (нынешние армяне) племен в Малой Азии, а затем их переселения на Кавказ, но в этот раз решили уделить немного внимания самому процессу превращения хаев в армян. Сперва стоит обратить внимание на некоторые неоспоримые доказательства недавнего (150-200 лет) переселения армяно-хаев на Кавказ на земли издревле населенные тюркскими народами, ныне называемые Республикой Армения. Обратите внимание: Армения со всех сторон, практически по всей линии своей границы окружена тюркскими народами. С одной стороны эта Турция, далее Южный Азербайджан (Иран), затем Азербайджанская Республика, далее населенный азербайджанцами регион Борчалы – Квемо Картли (Грузия) и замыкают кольцо турки-месхетинцы Ахалкалаки (Грузия). То есть Армения сегодня является «белым пятном» откуда в течение последних 200 лет выселяли азербайджанских тюрков и вселяли в массовом порядке армяно-хаев из Турции, Ирана, стран Ближнего Востока и других государств. Будучи чужеродным этническим элементом, армяно-хайи так и не смогли научиться жить в мире и согласии с окружающими их тюркскими народами. И до тех пор, пока мировое армянство ведет антитурецкую (читай антитюркскую) кампанию в мире, получается, что не видать Республике Армения процветания и мира, поскольку армяне изначально выбрали враждебную позицию к тюркскому миру, то бишь к своему окружению.
Почему у армян так много тюркских фамилий? Имеет смысл обратиться к недалекому прошлому армян, переселенных на Кавказ: и здесь они, следуя своей прежней привычке, перенимали имена, слова, и элементы культуры тюркских народов. Не трудно заметить, что свыше половины фамилий армян живущих на Кавказе имеет тюркские корни. Некоторые армянские «ученые» пытаются назвать это «языковым симбиозом», то есть результатом смешения армянских и тюркских народов.Но в таком случае в азербайджанском языке и фамилиях тоже должно было быть не менее 50% армянских слов. Но этого не наблюдается: у азербайджанцев нет фамилий типа Карапетлы, Мкртычлы или Вазген-оглу, Хорен-заде и т.д. Значит никакого симбиоза: смешения двух народов не было, и быть не могло. Дело в том, что в начале 20 века Царская Россия после Столыпинских реформ, начинается очередной этап переселения армяно-хаев из Османской Турции, Персии, Балкан на Кавказ.Оказавшись на новых территориях,армяне для того, чтобы иметь право наследовать землю стали способствовать смешанным бракам своих женщин с азербайджанскими тюрками, дабы укорениться за счет родственных связей на новой земле. Это явление приобрело массовый характер.Даже с установлением советской власти и предоставлением армянам автономии в Карабахе регистрация новорожденных велась в церкви. И уж тут-то матери приходилось предъявлять «отцовство» родившегося от смешанного брака. Вот так и стали появляться а паспортах армян азербайджанские фамилии с окончанием «-ян». Так появились Кочаряны, Шахбазяны, Шахназаряны, Шириняны, Бабаяны, Мурадяны, Агамбегяны и др. – в общей сложности свыше половины нынешних армянских фамилий. Ризван Гусейнов