хатм корана что это такое
Как следует завершить чтение Корана?
Чтение Священного Корана является лучшим поминанием Аллаха. Читающему желательно определить для себя срок, в течение которого он обычно полностью заканчивает читать Коран, и периодически завершать чтение Корана за это время.
Тому, кто читает Коран индивидуально, желательно завершать чтение во время совершения намаза. Что касается тех, кто читает Коран совместно с другими людьми и заканчивает чтение не во время совершения намаза, то им желательно завершить чтение в начале ночи или в начале дня.
В день завершения чтения Корана желательно соблюдать пост, если только это не совпадёт с днём, когда шариат не рекомендует или запрещает соблюдать пост. Передаётся, что некоторые табиины (да помилует всех их Аллах) постились в те дни, когда завершали чтение Корана.
Как читающим Коран, так и тем, кто не умеет делать это хорошо, желательно присутствовать на собраниях по поводу завершения чтения Корана.
От Сабита (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:
أَنَّ أَنَسَ بْنَ مَالِكٍ، كَانَ إِذَا خَتَمَ الْقُرْآنَ جَمَعَ أَهْلَهُ وَوَلَدَهُ، فَدَعَا لَهُمْ
«Когда Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) собирался завершить чтение Корана, он собирал членов своей семьи и обращался к Аллаху с мольбами (делал дуа)». (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-кабир», 674; Ад-Дарими, 3517)
Согласно этому и другим преданиям, после завершения чтения Корана желательно собирать членов семьи. Также желательно позвать на такой маджлис учёных, хафизов, праведников, друзей, родных и близких.
После завершения чтения Корана желательно обращаться к Аллаху с мольбами, ибо дуа после чтения Корана принимается Всевышним, и на такое дуа тысячи ангелов говорят «амин».
От Хумайда аль-А‘раджи (да помилует его Аллах) передаётся следующее:
مَنْ قَرَأَ الْقُرْآنَ ثُمَّ دَعَا، أَمَّنَ عَلَى دُعَائِهِ أَرْبَعَةُ آلَافِ مَلَكٍ
«Четыре тысячи ангелов скажут «амин», если человек, прочитавший Коран, обратится с мольбой к Аллаху». (Ад-Дарими, 3524)
Обращаясь с мольбой к Всевышнему, следует проявлять настойчивость, просить о важном и вкладывать в свои слова как можно больше смысла.
Большая часть этих просьб или все они должны относиться к миру вечному и делам мусульман, ибо следует молить Аллаха наделить благочестием их правителя и всех, кто имеет над ними власть, помочь самим мусульманам выполнять религиозные обязанности, уберечь их от разногласий, привести к взаимопомощи в делах благочестия, помочь держаться истины и привести к победе над врагами религии и ослушниками.
Имам Ан-Навави в своей книге «Ат-Тибъян фи адаби хамалатиль-Куръан» пишет следующее:
«От Ибн Мубарака (да будет доволен им Аллах) передаётся, что, когда он заканчивал чтение Корана, то чаще всего обращался к Всевышнему Аллаху с мольбами за мусульман – верующих мужчин и верующих женщин. То же самое передаётся и от других праведных предшественников.
Следовательно, тому, кто делает дуа после чтения Корана, надо выбирать для этого всеобъемлющие мольбы, как, например, следующие дуа:
اَللَّهُمَّ أَصْلِحْ قُلُوْبَنَا وَأَزِلْ عُيُوْبَنَا وَتَوَّلَنَا بِالْحُسْنَى وَزَيِنَّا بِالتَّقْوَى وَاجْمَعْ لَنَا خَيْرَ الآخِرَةِ وَالْأُوْلَى وَارْزُقْنَا طَاعَتَكَ مَا أَبْقَيْتَنَا
«Аллахумма аслих кулубана ва азиль ‘уйубана ва тавалляна биль-хусна ва заййинна бит-таква ва-джма‘ ляна хайраль-ахирати валь-уля ва-рзукна та‘атака ма абкайтана«.
(перевод): «О Аллах, исправь наши сердца, устрани наши пороки, руководи нами наилучшим образом, укрась нас богобоязненностью, объедини для нас всё благое из вечной жизни (ахирата) и из земной и даруй нам повиновение Тебе, пока Ты оставляешь нас в живых«;
اَللَّهُمَّ يَسِّرْنَا لِلْيُسْرَى وَجَنِّبْنَا الْعُسْرَى وَأَعِذْنَا مِنْ شُرُوْرِ أَنْفُسِنَا وَسَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا وَأَعِذْنَا مِنْ عَذَابِ النَّارِ وَعَذَابِ الْقَبْرِ وَفِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ وَفِتْنَةِ الْمَسِيْحِ الدَّجَّالِ
«Аллахумма яссирна лиль-юсра ва джаннибналь-‘усра ва а‘изна мин шурури анфусина ва саййиати а‘малина ва а‘изна мин ‘азаби-н-нари ва ‘азабиль-кабри, ва фитнатиль-махья валь-мамати, ва фитнатиль-масихи-д-даджжаль«.
(перевод): «О Аллах, облегчи нам благосостояние, отдали от нас трудности, защити нас от зла наших душ и дурных дел, защити нас от наказания Ада и мучений могилы, от испытаний жизни и смерти и от зла искушения Даджаля«».
Далее в этой книге имам Ан-Навави приводит ещё несколько примеров дуа, которые может читать каждый желающий. Кто пожелает прочитать их полностью, может поискать эти дуа в вышеупомянутой книге имама («Ат-Тибъян фи адаби хамалатиль-Куръан»).
Как известно, чтение Корана является одним из лучших поминаний Всевышнего Аллаха, а на дуа после завершения его чтения тысячи ангелов скажут «амин». Поэтому старайтесь как можно чаще читать Коран и не забудьте после завершения чтения обратиться к Всевышнему Аллаху с всеобъемлющими мольбами.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Хатм корана что это такое
قال رسول الله صلى الله عليه وسلم:
«من قرأ حرفًا من كتاب الله فله به حسنة، والحسنة بعشر أمثالها، لا أقول: ألم حرف، ولكن ألف حرف، ولام حرف، وميم حرف» (رواه الترمذي).
Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Кто прочитает одну букву из Корана, тому запишется одно благое дело, а каждое благое дело вознаграждается десятикратно.
Я не говорю, что «الم» — это одна буква. Алиф — это одна буква, лям — одна буква, мим — одна буква».
قال رسول الله صلي الله عليه و سلم:
من قرأ القرآن ثم دعا أمّن على دعائه أربعة آلاف ملك
Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал:
Кто прочитает Коран, а потом сделает дуа, (во время этого дуа) четыре тысячи ангелов будут говорить «аминь» (О Аллаһ прими наше дуа).
يقول الإمام ابن قدامة الحنبلي في كتابه المغني:
Желательно собираться с семьей и с другими людьми во время завершения чтения Корана.
«Анас (р.а) когда заканчивал хатм Корана собирал свою семью и детей (чтобы сделать дуа). Также, (это было передано от других сахабов, таких как Ибн Масуд (р.а) и др.) Абу Бакр (р.а) считал прекрасным деянием произносить такбир (Аллаху акбар) после прочтения каждой суры начиная с ваДдуха и до конца (до суры ан-Насс).
Передается от Убаййа ибни Кааба (р.а) что когда он читал Коран Пророку (салля Аллаху алейхи ва саллям), Пророк приказал ему произносить такбир после каждой суры начиная с ваДдуха и до конца (до суры ан-Насс).
وفي الموسوعة الفقهية الكويتية :
ويسن الدعاء عقب ختم القرآن ، لحديث الطبراني وغيره عن العرباض بن سارية مرفوعا < من ختم القرآن فله دعوة مستجابة >. ويسن إذا فرغ من الختمة أن يشرع في أخرى عقب الختم ، لحديث : < أحب الأعمال إلى الله الحال المرتحل ، الذي يضرب من أول القرآن إلى آخره ، كلما حل ارتحل>.
ويقول الإمام النووي في المجموع شرح المهذب من فقه الشافعية:
وقالوا : يستجاب الدعاء عند الختم وتتنزل الرحمة ، واستحبوا الدعاء بعد الختم استحبابا متأكدا وجاء فيه آثار كثيرة ، ويلح في الدعاء ويدعو بالمهمات ويكثر من ذلك في صلاح المسلمين وصلاح ولاة أمورهم ; ويختار الدعوات الجامعة ، واستحبوا إذا ختم أن يشرع في ختمة أخرى.
В большой Кувейтской энциклопедии фикха говорится:
Является мустахабом (очень желательным действием) после хатма Корана делать дуа. Так как приводит имам Табараний (р.а), хадис шариф: после хатма Корана дуа принимается.
И является мустахабом после завершения чтения суры ан-Насс не останавливаться и продолжить читать суру Фатиха и первые 5 аятов суры аль-Бакара. Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал: Самое наилюбимейшее из дел Аллаха это состояние непрерывности. Это чтение Корана с начала до конца, а после завершения, начинание заново.
Хатм Корана
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Поистине, завершение чтения Корана (хатм) является одним из великих благих деяний, за которое человеку многократно воздастся. Мусульманину желательно время от времени завершать чтение Корана и стараться постоянствовать в этом.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
إِنَّ الَّذِينَ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَأَنْفَقُوا مِمَّا رَزَقْنَاهُمْ سِرًّا وَعَلَانِيَةً يَرْجُونَ تِجَارَةً لَنْ تَبُورَ
«Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной». (Сура Фатыр, аят 29)
А Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من قرأ حرفًا من كتاب الله فله به حسنة، والحسنة بعشر أمثالها، لا أقول: ألم حرف، ولكن ألف حرف، ولام حرف، وميم حرف
«Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Корана, (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздаётся) десятикратно, и я не говорю, что “Алиф, Лям, Мим” – это одна буква, нет, “Алиф” – буква, “Лям” – буква, и “Мим” – буква». (Ат-Тирмизи)
В чтении Корана заключается множество достоинств, как говорится в различных хадисах: заступничество в мире вечном, повышение в степени, обилие добрых дел, усиление убеждённости (йакин), исцеление больных, успокоение души, избавление от беспокойств в этом мире и многие другие, которых не перечесть.
Со слов Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مثل المؤمن الذي يقرأ القرآن مثل الأترجة ريحھا طيب وطعمھا حلو ومثل المؤمن الذي لا يقرأ القرآن كمثل التمرة لا ريح لھا وطعمھا حلو ومثل المنافق الذي يقرأ القرآن كمثل الريحانة ريحھا طيب وطعمھا مر ومثل المنافق الذي لا يقرأ القرآن كمثل الحنظلة ليس لھا ريح وطعمھا مر
«Верующий, который читает Коран, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, подобен финику, не обладающему запахом, но сладкому на вкус. Лицемер, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который Коран не читает, подобен колоквинту, не обладающему запахом и горькому на вкус». (аль-Бухари и Муслим)
ЗА КАКОЕ ВРЕМЯ ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗАВЕРШИТЬ ЧТЕНИЕ КОРАНА?
Некоторые учёные сказали, что желательно завершать чтение Корана каждую неделю, так поступали многие сподвижники и табиины (да будет доволен ими Аллах), и желательно, чтобы срок завершения чтения Корана не превышал одного месяца.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
عن عبد الله بن عمرو أن النبي صلى الله عليه وسلم قال له اقرأ القرآن في شهر قال إني أجد قوة قال اقرأ في عشرين قال إني أجد قوة قال اقرأ في خمس عشرة قال إني أجد قوة قال اقرأ في عشر قال إني أجد قوة قال اقرأ في سبع ولا تزيدن على ذلك
«“Прочитывай Коран полностью за месяц”.
Он (кто?) сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Прочитывай его за двадцать дней”.
Он сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Прочитывай его за пятнадцать дней”.
Он сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Прочитывай его за десять дней”.
Он сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Тогда прочитывай его за семь дней, но не меньше!”». (Абу Дауд)
Говоря о различных сроках, за которое следует прочитывать весь Коран, имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) писал:
والاختيار أن ذلك يختلف باختلاف الأشخاص فمن كان يظهر له بدقيق الفكر الطائف ومعارف فليقتصر على قدر ما يحصل له كمال فهم مايقرأه
«По наиболее правильному мнению, объём прочитанного зависит от характера человека. Ему нужно ограничиться таким объёмом прочитанного, которое не утомит его и при котором его разум будет достаточно ясен, чтобы полноценно размышлять о прочитанном». («Ат-Тибьян», с. 80)
Некоторые учёные считали, что нежелательно завершать чтение Корана менее чем за три дня, ссылаясь на хадис от Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), который передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
لا يفقه من قرأه في أقل من ثلاث
«Не будет содержание Корана понятно тому, кто прочтёт его полностью менее чем за три дня». (Абу Дауд и ат-Тирмизи)
Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) поясняет:
وإنما ورد النهي عن قراءة القرآن في أقل من ثلاث على المداومة على ذلك فأما في الأوقات المفضلة كشهر رمضان خصوصا الليالي التي يطلب فيها ليلة القدر أو في الأماكن المفضلة كمكة لمن دخلها من غير أهلها فيستحب الإكثار فيها من تلاوة القرآن اغتناما للزمان والمكان وهو قول أحمد وإسحاق وغيرهما من الأئمة وعليه يدل عمل غيرهم كما سبق ذكره.
«Запрет на завершение чтения Корана менее чем за три дня касается случая, когда это происходит постоянно. Что касается периодов времени, в которых заключаются особые достоинства, например, месяца Рамадан, особенно ночей, на которые может выпасть ночь Предопределения (Ляйлят уль-Кадр), либо мест, которые выделены (определённым) достоинством, например, Мекки (для того, кто вошел в неё, не являясь её жителем), то желательно читать Коран в это время и в этом месте как можно чаще. Это мнение Ахмада, Исхака и других имамов, и указанием на это является практика других (имамов), как мы ранее писали». («Латаиф уль-Маариф», 1/171)
ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВ ТАКБИРА В КОНЦЕ РЯДА СУР
Начиная с суры Ад-Духа (93) и до суры Ан-Нас (114) в конце каждой из этих сур желательно читать слова такбира. Конец суры при этом не соединяют с такбиром, и следует разделить их паузой.
Словами такбира является выражение «Аллаху Акбар», некоторые учёные добавили слова тахлиля (Ля иляха илля Ллах) и тахмида (Ва лиЛлахи ль-Хамд).
К примеру, окончив чтение суры Ад-Духа, читаем такбир, таким образом:
لا اله إلا الله، و الله أكبر، و لله الحمد
«Ля иляха илля Ллах, ваЛлаху Акбар, ва лиЛлах иль-Хамд».
А затем сразу начинаем чтение следующей суры со слов:
بسم الله الرحمن الرحيم
«БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим».
И так до конца суры Ан-Нас.
Это действие является общепринятой практикой, имеющей степенью таватура, переданной от учёных и имамов по кыраату.
Об этом передаются хадисы – как марфу’, так и маукуф[1].
Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал:
إن تركتَ التكبير فقد تركتَ سنة من سنن نبيك صلى عليه و سلم
«Если ты оставил (произнесение) такбира, то тем самым ты оставил одну из сунн твоего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». (имам аль-Джазари, «Ан-Нашр фи ль-кираати ль-‘Ашр», 2/415)
НАИЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЧТЕНИЯ КОРАНА
Желательно завершить чтение Корана в начале дня или в начале ночи, а читающему в одиночку желательно завершить его во время намаза. И желательно, чтобы это было во время двухракаатного утреннего намаза либо двухракаатного желательного вечернего намаза[2].
Ад-Дарими передал с хорошим иснадом слова Са’да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах):
إذا وافق ختم القرآن أول الليل صلت عليه الملائكة حتى يصبح، وإذا وافق ختمه آخر الليل صلت عليه الملائكة حتى يمسي
«Если человек завершит чтение Корана в начале ночи, то ангелы будут молиться за него до утра, а если он завершит его в конце ночи – то до вечера следующего дня».
ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОСТИТЬСЯ В ДЕНЬ ЗАВЕРШЕНИЯ ЧТЕНИЯ КОРАНА
В день завершения чтения Корана желательно поститься, это практиковали сподвижники и табиины, если только пост не совпадал с днём, в который шариат запрещает поститься[3].
ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КОРАНА ЗАНОВО ПРИСТУПИТЬ К ЧТЕНИЮ
Желательно сразу после полного завершения чтения Корана заново приступить к чтению, так поступали праведные предшественники.
В качестве довода они руководствовались хадисом Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), в котором говорится:
قَالَ رَجُلٌ: يَا رَسُولَ اللهِ أَيُّ العَمَلِ أَحَبُّ إِلَى اللهِ؟ قَالَ: الحَالُّ الْمُرْتَحِلُ. قَالَ: وَمَا الحَالُّ الْمُرْتَحِلُ؟ قَالَ: الَّذِي يَضْرِبُ مِنْ أَوَّلِ القُرْآنِ إِلَى آخِرِهِ كُلَّمَا حَلَّ ارْتَحَلَ.
«[Однажды] некий мужчина спросил: “О Посланник Аллаха! Какое деяние Аллах любит больше всего?”.
[Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Остановку путника и отправление его в путь заново”.
[Тот снова] спросил: “А что значит “остановка путника и отправление его в путь заново”?”.
[Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал: “[Это] чтение Корана от начала до конца, и каждый раз, когда человек останавливается, [завершив его], он отправляется дальше, [начав читать его с начала]”».
(Хадис привёл ат-Тирмизи и сказал, что его иснад не сильный)
НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРИСУТСТВОВАТЬ ТАМ, ГДЕ ЗАВЕРШАЕТСЯ ПОЛНОЕ ЧТЕНИЕ КОРАНА
Ад-Дарими и Ибн Абу Дауд передали от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) следующее:
أنه كان يجعل رجلا يراقب رجلا يقرأ القرآن، فإذا أراد أن يختم أعلم ابن عباس فيشهد ذلك
«Он (Ибн Аббас) назначал человека наблюдать за тем, кто читает Коран. Когда читающий собирался завершить полное чтение Корана, наблюдающий сообщал об этом Ибн Аббасу, и он приходил на это собрание».
ДУА ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ЧТЕНИЯ КОРАНА
Настоятельно рекомендуется после завершения Корана прочитать дуа[4].
Ад-Дарими передал со своей цепочкой передатчиков от Хумайда аль-А’раджа следующий хадис:
من قرأ القرآن ثم دعا أمن على دعائه أربعة آلاف ملك
«Если кто-либо прочитает Коран, а затем дуа, то четыре тысячи ангелов скажут “амин” вслед за его дуа».
Следует читать общие дуа, например:
اَللَّهُمَّ أَصْلِحْ قُلُوْبَنَا وَأَزِلْ عُيُوْبَنَا وَتَوَّلَنَا بِالْحُسْنَى وَزَيِنَّا بِالتَّقْوَى وَاجْمَعْ لَنَا خَيْرَ الآخِرَةِ وَالْأُوْلَى وَارْزُقْنَا طَاعَتَكَ مَا أَبْقَيْتَنَا
«О Аллах, исправь наши сердца, устрани наши недостатки, даруй нам добро, укрась нас богобоязненностью, объедини для нас благо этого и того света и надели нас подчинением Тебе, пока мы живы».
اللّهُمَّ إِنِّي نَسْأَلُكَ الْهُدَى وَالتُّقَى، وَالْعَفَافَ وَالْغِنَى
«О Аллах, мы просим у Тебя наставления, богобоязненности, целомудрия и богатства».
В книге «Ат-Тибьян» имама ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) приводится ещё несколько примеров дуа, желающий может ознакомиться с ними.
[1] Марфу’ – хадис, который является речью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Маукуф – хадис, который является речью одного из сподвижников (да будет доволен ими Аллах).
Хатм корана что это такое
Дуа, читаемые после совершения хатма
Каково достоинство совершения хатма? Есть ли дуа, которые читаются после совершения хатма?
Как известно, после совершения хатма, то есть после полного прочтения Священной Книги, читается специальная молитва, называемая «Хатм-дуа».
Существует множество хадисов, в которых говорится о значимости этого богоугодного дела, а также упоминается о молитве, которую читал сам Пророк Мухаммад (мир ему).
Существует также хадис, в котором говорится, что пророк молился после того, как прочитывал Коран целиком.
Ибн Аль-Джазари, джабир Б. Абдулла рассказывает, что «Существует дуа, которое принимается Аллахом, ниспославший Коран. Если Аллах пожелает, то Он вознаградит его в вечности, если пожелает, то в мирской жизни». Указывая на хадис, он передает: «По смыслу этого хадиса, что молитва в данном случае является особенно богоугодным» (ибнул-Джазира, такрибу’наур, 194).
Куртуби привел следующий хадис: «Кахем б. Утейбе, завершая прочтения всего Корана, сказал одной группе людей: «Мы совершаем хатм Корана и хотели бы, чтобы вы так же присутствовали сейчас с нами. Поскольку это время, когда ниспосылается благодать от Всевышнего». (Куртуби, Тафсир, I/31).
Дуа, читаемые после совершения хатма:
Транскрипция: «Садака’ллаху’ль-‘азыйм вэ бэллэгъэ Расулюху’ль-карим. Вэ нэхну ‘aля заликэ минэ’ш-шахидин. Раббана амана бима Энзальту ва’т-теба’не’р-Расуле фектубна м’a’ш-шахидин».
Транскрипция: «Субхана Раббийа’ль-‘aлийй’ль-а’ле’ль-веххеб.”
Перевод: «Хвала Господу моему, Возвышенному, Милостивому».
«Посланник (мир ему) читал суру «Нас», после «Аль-Фатиха», а затем суру «Аль-Бакара» до «вэ улэикэ хуму’ль-муфлихун», далее совершал хатм-дуа, а затем вставал». (Суйути, Иткан, I, 313)
Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал это, чтобы не оставить Коран в неподобающем ему положении, т.е. с целью его сохранения. (Куртуби, Тафсир, I, 30).
Пусть Пророк (мир ему ) будет для нас лучшим примером. Да будет доволен нами Аллах!
Хатм Кур`ана
Поистине, завершение чтения Кyр`ана (хатм) является одним из великих благих деяний, за которое человеку многократно воздастся. Мусульманину желательно время от времени завершать чтение Кyр`ана и стараться постоянствовать в этом.
Всевышний Аллах в Кyр`ане говорит:
إِنَّ الَّذِينَ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَأَنْفَقُوا مِمَّا رَزَقْنَاهُمْ سِرًّا وَعَلَانِيَةً يَرْجُونَ تِجَارَةً لَنْ تَبُورَ
«Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной» (Сура Фатыр, аят 29)
А Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من قرأ حرفًا من كتاب الله فله به حسنة، والحسنة بعشر أمثالها، لا أقول: ألم حرف، ولكن ألف حرف، ولام حرف، وميم حرف
«Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Кyр`ана, (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздаётся) десятикратно, и я не говорю, что “Алиф, Лям, Мим” – это одна буква, нет, “Алиф” – буква, “Лям” – буква, и “Мим” – буква» (Ат-Тирмизи)
В чтении Кyр`ана заключается множество достоинств, как говорится в различных хадисах: заступничество в мире вечном, повышение в степени, обилие добрых дел, усиление убеждённости (йакин), исцеление больных, успокоение души, избавление от беспокойств в этом мире и многие другие, которых не перечесть.
Со слов Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مثل المؤمن الذي يقرأ القرآن مثل الأترجة ريحھا طيب وطعمھا حلو ومثل المؤمن الذي لا يقرأ القرآن كمثل التمرة لا ريح لھا وطعمھا حلو ومثل المنافق الذي يقرأ القرآن كمثل الريحانة ريحھا طيب وطعمھا مر ومثل المنافق الذي لا يقرأ القرآن كمثل الحنظلة ليس لھا ريح وطعمھا مر
«Верующий, который читает Кyр`ан, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Кyр`ан, подобен финику, не обладающему запахом, но сладкому на вкус. Лицемер, который читает Кyр`ан, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который Кyр`ан не читает, подобен колоквинту, не обладающему запахом и горькому на вкус» (аль-Бухари и Муслим)
За какое время желательно завершить чтение Кур`ана?
Некоторые учёные сказали, что желательно завершать чтение Кyр`ана каждую неделю, так поступали многие сподвижники и табиины (да будет доволен ими Аллах), и желательно, чтобы срок завершения чтения Кyр`ана не превышал одного месяца.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
عن عبد الله بن عمرو أن النبي صلى الله عليه وسلم قال له اقرأ القرآن في شهر قال إني أجد قوة قال اقرأ في عشرين قال إني أجد قوة قال اقرأ في خمس عشرة قال إني أجد قوة قال اقرأ في عشر قال إني أجد قوة قال اقرأ في سبع ولا تزيدن على ذلك
«“Прочитывай Кyр`ан полностью за месяц”.
Он (кто?) сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Прочитывай его за двадцать дней”.
Он сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Прочитывай его за пятнадцать дней”.
Он сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Прочитывай его за десять дней”.
Он сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Тогда прочитывай его за семь дней, но не меньше!”» (Абу Дауд)
Говоря о различных сроках, за которое следует прочитывать весь Кyр`ан, имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) писал:
والاختيار أن ذلك يختلف باختلاف الأشخاص فمن كان يظهر له بدقيق الفكر الطائف ومعارف فليقتصر على قدر ما يحصل له كمال فهم مايقرأه
«По наиболее правильному мнению, объём прочитанного зависит от характера человека. Ему нужно ограничиться таким объёмом прочитанного, которое не утомит его и при котором его разум будет достаточно ясен, чтобы полноценно размышлять о прочитанном» («Ат-Тибьян», с. 80)
Некоторые учёные считали, что нежелательно завершать чтение Кyр`ана менее чем за три дня, ссылаясь на хадис от Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), который передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
لا يفقه من قرأه في أقل من ثلاث
«Не будет содержание Кyр`ана понятно тому, кто прочтёт его полностью менее чем за три дня» (Абу Дауд и ат-Тирмизи)
Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) поясняет:
وإنما ورد النهي عن قراءة القرآن في أقل من ثلاث على المداومة على ذلك فأما في الأوقات المفضلة كشهر رمضان خصوصا الليالي التي يطلب فيها ليلة القدر أو في الأماكن المفضلة كمكة لمن دخلها من غير أهلها فيستحب الإكثار فيها من تلاوة القرآن اغتناما للزمان والمكان وهو قول أحمد وإسحاق وغيرهما من الأئمة وعليه يدل عمل غيرهم كما سبق ذكره.
«Запрет на завершение чтения Кyр`ана менее чем за три дня касается случая, когда это происходит постоянно. Что касается периодов времени, в которых заключаются особые достоинства, например, месяца Рамадан, особенно ночей, на которые может выпасть ночь Предопределения (Ляйлят уль-Кадр), либо мест, которые выделены (определённым) достоинством, например, Мекки (для того, кто вошел в неё, не являясь её жителем), то желательно читать Кyр`ан в это время и в этом месте как можно чаще. Это мнение Ахмада, Исхака и других имамов, и указанием на это является практика других (имамов), как мы ранее писали» («Латаиф уль-Маариф», 1/171)
Желательность произнесения слов такбира в конце ряда сур
Начиная с суры Ад-Духа (93) и до суры Ан-Нас (114) в конце каждой из этих сур желательно читать слова такбира. Конец суры при этом не соединяют с такбиром, и следует разделить их паузой.
Словами такбира является выражение «Аллаху Акбар», некоторые учёные добавили слова тахлиля (Ля иляха илля Ллах) и тахмида (Ва лиЛлахи ль-Хамд).
К примеру, окончив чтение суры Ад-Духа, читаем такбир, таким образом:
لا اله إلا الله، و الله أكبر، و لله الحمد
«Ля иляха илля Ллах, ваЛлаху Акбар, ва лиЛлах иль-Хамд»
А затем сразу начинаем чтение следующей суры со слов:
بسم الله الرحمن الرحيم
И так до конца суры Ан-Нас.
Это действие является общепринятой практикой, имеющей степенью таватура, переданной от учёных и имамов по кыраату.
Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал:
إن تركتَ التكبير فقد تركتَ سنة من سنن نبيك صلى عليه و سلم
«Если ты оставил (произнесение) такбира, то тем самым ты оставил одну из сунн твоего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)» (имам аль-Джазари, «Ан-Нашр фи ль-кираати ль-‘Ашр», 2/415)
Наилучшее время для завершения чтения Кур`ана
Ад-Дарими передал с хорошим иснадом слова Са’да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах):
إذا وافق ختم القرآن أول الليل صلت عليه الملائكة حتى يصبح، وإذا وافق ختمه آخر الليل صلت عليه الملائكة حتى يمسي
«Если человек завершит чтение Кyр`ана в начале ночи, то ангелы будут молиться за него до утра, а если он завершит его в конце ночи – то до вечера следующего дня».
Желательно поститься в день завершения чтения Кур`ана
Желательно после завершения чтения Кур`ана заново приступить к чтению
Желательно сразу после полного завершения чтения Кyр`ана заново приступить к чтению, так поступали праведные предшественники.
В качестве довода они руководствовались хадисом Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), в котором говорится:
قَالَ رَجُلٌ: يَا رَسُولَ اللهِ أَيُّ العَمَلِ أَحَبُّ إِلَى اللهِ؟ قَالَ: الحَالُّ الْمُرْتَحِلُ. قَالَ: وَمَا الحَالُّ الْمُرْتَحِلُ؟ قَالَ: الَّذِي يَضْرِبُ مِنْ أَوَّلِ القُرْآنِ إِلَى آخِرِهِ كُلَّمَا حَلَّ ارْتَحَلَ.
«[Однажды] некий мужчина спросил: “О Посланник Аллаха! Какое деяние Аллах любит больше всего?”.
[Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Остановку путника и отправление его в путь заново”.
[Тот снова] спросил: “А что значит «остановка путника и отправление его в путь заново»?”.
[Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал: “[Это] чтение Кyр`ана от начала до конца, и каждый раз, когда человек останавливается, [завершив его], он отправляется дальше, [начав читать его с начала]”» (Хадис привёл ат-Тирмизи и сказал, что его иснад не сильный)
Настоятельно рекомендуется присутствовать там, где завершается полное чтение Кур`ана
Ад-Дарими и Ибн Абу Дауд передали от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) следующее:
أنه كان يجعل رجلا يراقب رجلا يقرأ القرآن، فإذا أراد أن يختم أعلم ابن عباس فيشهد ذلك
«Он (Ибн Аббас) назначал человека наблюдать за тем, кто читает Кyр`ан. Когда читающий собирался завершить полное чтение Кyр`ана, наблюдающий сообщал об этом Ибн Аббасу, и он приходил на это собрание».
Дуа после завершения чтения Кур`ана
Ад-Дарими передал со своей цепочкой передатчиков от Хумайда аль-А’раджа следующий хадис:
من قرأ القرآن ثم دعا أمن على دعائه أربعة آلاف ملك
«Если кто-либо прочитает Кyр`ан, а затем дуа, то четыре тысячи ангелов скажут “амин” вслед за его дуа».
Следует читать общие дуа, например:
اَللَّهُمَّ أَصْلِحْ قُلُوْبَنَا وَأَزِلْ عُيُوْبَنَا وَتَوَّلَنَا بِالْحُسْنَى وَزَيِنَّا بِالتَّقْوَى وَاجْمَعْ لَنَا خَيْرَ الآخِرَةِ وَالْأُوْلَى وَارْزُقْنَا طَاعَتَكَ مَا أَبْقَيْتَنَا
«О Аллах, исправь наши сердца, устрани наши недостатки, даруй нам добро, укрась нас богобоязненностью, объедини для нас благо этого и того света и надели нас подчинением Тебе, пока мы живы».
اللّهُمَّ إِنِّي نَسْأَلُكَ الْهُدَى وَالتُّقَى، وَالْعَفَافَ وَالْغِنَى
«О Аллах, мы просим у Тебя наставления, богобоязненности, целомудрия и богатства».
В книге «Ат-Тибьян» имама ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) приводится ещё несколько примеров дуа, желающий может ознакомиться с ними.
[1] Марфу’ – хадис, который является речью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Маукуф – хадис, который является речью одного из сподвижников (да будет доволен ими Аллах).