Чем хастл отличается от других танцев? Виды хастла.
Василиса Аверьянова психолог
Теплым летним вечером вы прогуливаетесь по набережной Москвы-реки вблизи Андреевского моста. И вдруг слышите музыку и видите, как под открытым небом на дощатой пристани пары кружатся под зажигательные ритмы диско. Что за люди здесь собрались, и какой танец они исполняют?
Это хастл. Очень красивый танец, которому достаточно просто научиться.
Хастл — это современный парный танец для широкого круга людей разного возраста, непрофессионалов.
По-английски «хастл» — это «суматоха, толкотня», что очень хорошо передает атмосферу, в которой он обычно исполняется. Слово также имеет значение «энергичные движения». А именно такими они и должны быть здесь! Помните зажигательные пляски героев фильмов «Грязные танцы» и «Лихорадка субботнего вечера», когда они танцевали хастл?
Чем же хастл отличается от других танцев?
Во-первых, его очень просто освоить. На четыре незамысловатых шага (правой вперед — левой вперед — правой назад — левой назад) накладываются всевозможные движения руками, повороты, «веревочки», поддержки, которые делают хастл красивым и разнообразным. Освоив основные элементы, можно комбинировать их по своему усмотрению и каждый раз создавать в зависимости от музыки и настроения новый неповторимый танец.
Для того чтобы научиться более-менее сносно двигаться, достаточно всего двух месяцев (около 16 занятий). Пожалуй, ни одному другому парному танцу невозможно обучиться в столь короткий срок.
Во-вторых, хастл можно исполнять практически под любую современную музыку от латины до репа.
Наконец, это очень демократичный танец. Им занимаются люди всех возрастов: от двенадцати до девяноста лет. На хастл-дискотеках никого не удивишь тем, что не только мужчина приглашает женщину, но и женщина мужчину.
История хастла
Хастл зародился в США в годах. В его основу легла мамба, а также другие латиноамериканские танцы (например, сальса, свинг).
«Хастл относится к свинговым танцам, имеющим афроамериканские корни. Этот стиль возник с появлением музыки диско, что дало возможность танцевать под нее в паре. И в хастле смешались танцы, которые присутствовали в Америке в 70-80-х годах», — рассказывает Рукавицына Марина, преподаватель хастла.
В Россию хастл был привезен студентами-иностранцами в середине годов. Наши ребята быстро его освоили. Так в стенах МГУ им. М.В. Ломоносова началась история этого танца в нашей стране.
В годах после развала СССР популярность хастла стремительно росла. С 1994 по 2000 год он завоевал многие танцевальные площадки столицы и начал свое дальнейшее победоносное шествие по России. Из Москвы танец быстро перекочевал в Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие города. Возникли объединения профессионалов: Российская и Московская федерации хастла. Стали регулярно проводиться местные конкурсы, а раз в году — Чемпионат России по хастлу.
Сейчас на соревнования приезжают пары из более чем 30 городов страны. Свои хастл-школы есть в Уфе, Владивостоке, Курске, Иваново, Ярославле, Барнауле и многих других городах страны. В одной Москве насчитывается более 20 клубов, где преподают хастл.
Наши танцоры имеют возможность (естественно, при наличии средств на такую поездку) принять участие в международных соревнованиях по хастлу. К слову, российские пары занимают призовые места на международных конкурсах.
Виды хастла
В Америке существует огромное количество видов хастла. Они танцуются на три, шесть, 12 счетов. У нас в стране такой большой разницы между видами танца нет, однако есть некоторые его модификации. В России два основных типа хастла: на три и на четыре счета. Они различаются только характером основного шага, все остальные движения одинаковые. И большинство хастлеров владеют обеими техниками.
Кроме того, под медленную музыку танцуют медленный (романтический) хастл, под быстрые энергичные ритмы — быстрый хастл.
На соревнованиях можно увидеть еще другие интересные виды танца. Шоу-хастл — это специально поставленный номер. Особый акцент делается на зрелищность танца, запоминающиеся костюмы, оригинальность постановки.
В дабл хастл «пара» состоит из трех человек. Обычно это партнер, который ведет одновременно двух партнерш. Реже встречаются трио из двух молодых людей и одной девушки. Чаще всего так исполняются заранее подготовленные постановочные танцы.
Существует даже ледис хастл, который танцуют две девушки.
Зачем нужен хастл?
Во-первых, для того, чтобы научиться владеть своим телом. За пару месяцев занятий можно приобрести грациозность и плавность движений, хорошую осанку, а при условии длительного и регулярного посещения тренировок — стройную и подтянутую фигуру.
Согласитесь: умение красиво танцевать в паре никогда не будет лишним ни на обычной дискотеке, ни на дружеской вечеринке, ни на отдыхе в хорошей компании.
Во-вторых, люди, которые танцуют хастл, — это определенная «тусовка», где все знают друг друга. Посещая занятия и хастл-дискотеки, можно найти множество новых знакомых.
«Мне очень хотелось танцевать в паре, но сходив один раз на бальные танцы, я поняла, что это не мое. Тогда мне предложили посмотреть на занятия хастлом — и я загорелась. Хастл — смесь разных танцев. Если в бальных танцах существуют жесткие схемы, то здесь можно импровизировать. Он динамичнее, свободнее. Это мне в нем и понравилось. Что мне дали эти занятия? Многое! Я научилась красиво танцевать, расширила круг общения, познакомилась с новыми интересными людьми», — рассказывает Ольга Морозова, которая занимается хастлом уже пятый год.
В-третьих, это хороший способ избавиться от комплексов и повысить самооценку, особенно для тех, кто робок в отношениях с противоположным полом.
Наконец, хастл дает женщине отличную возможность познакомиться с мужчиной. Кто знает, может, ваш партнер по танцу станет в конце концов вашим спутником жизни?
Возникнув в 70-80-х годах в Америке, хастл до сих пор не теряет своей актуальности. В США его преподают в некоторых школах, колледжах и даже университетах (например, в Йельском университете). В МГУ им. Ломоносова хорошей традицией стало обучать этому танцу студентов во время зимнего и летнего отдыха в лагерях.
Хастл уже давно стал частью жизни многих людей. Каждый день у него появляются новые почитатели. И, кто знает, может, в ближайшее время кто-то из ваших близких или вы сами попадете под обаяние этого чудесного танца.
Хастл – парный танец в стиле диско или латиноамериканских танцев. Его танцуют не только под латиноамериканские ритмы, но и под музыку любого направления. Прежде всего, это клубная музыка, шансон и наконец даже хард-рок.
Название танца происходит от многозначного английского слова «hustle», которое можно перевести как «энергия», «толкотня», «сутолока» или как глагол – «действовать быстро и энергично». В принципе, эти основные значения вполне отражают суть динамичного танца.
Это очень удобный танец для любого подходящего мероприятия. Танцевать можно и с незнакомым партнером, здесь не требуется особого умения. Отличительная особенность стиля – импровизация.
Существует и вид спортивного хастла, по нему проводятся соревнования. Вот там уже требуются специальные тренировки, слаженный тандем партнеров и физическая выносливость. Импровизации там минимум, демонстрируются хорошо отработанные связки и схемы танца. Разумеется, спортивный вид – не для всех. А обычный вариант хастла могут танцевать все – и юные, и взрослые.
Хастл в России
Есть несколько версий появления этого танца. Общим является то, что в его основе лежат движения из «латины», а музыка изначально была в стиле диско. Тогда диско было суперпопулярным модным стилем, и танцы подстраивались под него. Сам хастл появился в Америке, возможно, еще в конце 60-х – начале 70-х. Он менялся, приспосабливался к разным музыкальным стилям и направлениям.
В СССР хастл попал в начале или в конце 80-х, в то время как его танцевали повсеместно, у нас он был известен лишь узкому кругу любителей. Свою нынешнюю популярность в России он обрел намного позже, только в 2000-е. Сейчас существует множество хастл-дискотек, танцевальных школ и групп, где ему можно научиться.
По мнению хореографов, это самый лучший способ начать танцевать в зрелом возрасте. Даже для тех, кто раньше никогда не танцевал. Освоить ритм на раз-два-три-четыре намного проще, чем другие стили. В этом еще помогает музыка – танцуется хастл обычно под всем известную попсу.
Как танцевать Хастл
Это современное, импровизационное направление клубных парных танцев. Темп, ритм и динамику задает партнер. Партнерша следует за ним. Выучив несколько несложных движений, можно комбинировать их и создавать свой, неповторимый хастл танец. Парный вариант поможет научиться понимать партнера – мужчина сможет правильно вести партнершу, а женщина – следовать за партнером.
Танец идеально подходит для активного досуга энергичных людей. Он помогает слушать музыку, ритм и согласовывать с ними свои движения. Развивает гибкость, пластичность и укрепляет вестибюлярный аппарат. Для хастла не нужны специальная физическая подготовка и нет возрастных рамок.
Видео выступления на открытом уроке
Как научиться танцевать хастл
Этот танец достаточно прост в изучении. Если человек не собирается принимать участие в соревнованиях, то выучить базовые движения можно за 2-4 месяца. Хастл танец обычно преподается курсами по 2-2,5 месяца. Есть группы для начинающих и отдельно для продолжающих.
Главное в хастл танце – умение чувствовать партнера. И умение импровизировать под музыку.
Вот здесь хорошее, подробное обучающее видео, где разбирается танец с самого начала. Особенно полезно для тех, кто не особенно силен в танцах.
Следующие три видео с разбором некоторых отдельных элементов хастла. Может быть, это не совсем уроки «с нуля», но они для начинающих. Для тех, кто начал уже заниматься и понимает, о чем идет речь.
Парные танцы с нуля.
Но обучаться по видео могут, прежде всего,те, кто уже умеет немного танцевать. Или люди, от природы очень способные. Напротив, тем, кто на лету не схватывает, лучше начать посещать занятия с преподавателем, индивидуально или в группе.
Группа мотивирует на регулярные занятия, а преподаватель всегда сможет указать на ошибки и помочь их скорректировать. А видео можно смотреть уже дома, для закрепления пройденного материала.
Хастл: Что такое Хастл или Хастл как социальный танец
Видео 1/4 финала Гран-При России по Хастлу-2007. Плюс статья про Хастл.
Статья написана Глебом Кемарским. Не будет преувеличением сказать, что Глеб один из лучших московких танцоров хастла, блестящий огранизатор, благодаря которому хастл живет и активно развивается. Его отношение к хастлу как к «социальному танцу» очень близко нашему.
Хастл — это импровизационный парный танец для тех, кто любит (или мечтает) танцевать и хочет танцевать прямо там, где это желание его «настигло»: в толчее дискотеки, между столиками кафе, дома под радио или в переходе под музыку из киоска, — там, где вам захотелось, с тем, кого вы выбрали, под песню, которая вас «зацепила». И партнер, и мелодия могут быть даже совсем вам незнакомы. Собственно, главный багаж хастла — не хореография, а репертуар и навыки танцевального общения.
Есть люди, стремящиеся поднять хастл на высокий «показательный» уровень. Однако, на мой взгляд, хастл прежде всего — социальный танец («social dance»). Также, как сальса и аргентинское танго, он существует, чтобы люди могли знакомиться и общаться, отдыхать вместе и танцевать вдвоем. Московский хастл — это даже не столько танец, сколько тусовка 20-30-летних людей, ищущих себе пару или компанию, на выходные или надолго. Его основное предназначение — быть ключом в мир: мир знакомств, мир движения, мир творчества, мир свободы.
Хастл — возможность танцевать, не входя в дорогую систему бальных школ и мировых турниров. Но для желающих побеждать проводятся и кубки, и чемпионаты, а при совсем неукротимом стремлении к звездам можно выезжать на мировые соревнования. Информацию о них, а также о клубах, обучении, дискотеках и ближайших событиях можно узнать, например, на официальном сайте Московской Федерации Хастла и на сайте Хастл-Центра. На сайте МФХ находится и одна из наиболее удачных статей о хастле, его происхождении и разновидностях.
Как и откуда Размещенные в Интернет статьи об истории хастла интригуют описанием многообразия стилей этого танца. Однако, хотя на словах декларируется родство московского хастла с американским hustle и западноевропейскими disco-swing и disco-fox, степень этой общности неясна. Во-первых, с первого взгляда заметны не только схожие фигуры, но и различия в технике танца. Во-вторых, они там, а мы здесь, и контакты пока только-только намечаются.
В Москве хастл появился где-то на рубеже 70х и 80х. Что-то было привезено из-за кордона иностранцами и выездными счастливчиками, многое было придумано самостоятельно и привнесено из других любимых танцев. К сожалению, о тех временах, тогдашних дискотеках, соревнованиях и их действующих лицах ныне танцующие знают очень мало.
Новая волна началась где-то в середине 90х вместе с образованием новых клубов и студий и продолжается до сих пор. Обучающие группы и дискотеки, обитавшие изначально в МГУ, теперь распространяются по всей территории Москвы, а также близлежащих (и не очень) регионов и даже в сопредельных государствах. В июле 2001 года была образована Московская Федерация Хастла, а в сентябре 2002 — Российская. В том же 2001 состоялся первый выезд москвичей в Германию на Чемпионат мира по диско-фоксу.
Какой Хастл
Произнося «хастл», я имею ввиду именно «выпестованный» в МГУ танец. Он преподается курсами длительностью до полугода и даже больше и отличается от того танца, который дают в бальных студиях за один-два-три урока и упоминают вкупе с огромным списком иных танцевальных возможностей.
Более того, «московский хастл» — это не только танец и не только усилия нескольких клубов и студий, но явление, совершающееся благодаря обаянию и энергии многих и многих людей, часто не относящихся ни к каким клубам, но придумывающих и претворяющих в жизнь новые удивительные и увлекательные способы времяпрепровождения для себя, своих знакомых и «незнакомых».
Лежащая перед вами статья — об этом хастле. И, конечно, в ней изложена моя субъективная точка зрения и мои личные размышления. Так, что она отчасти — о «моем» хастле. Говоря словами Бориса Житкова, «что я видел»…
Социальный танец Основная цель хастла — это красивый культурный досуг. Основная цель учебных групп — не приобретение профессии, а приобретение возможности и способности хорошо проводить свободное время. Основное мерило успешности преподавателя — не в месте тренируемых им пар на пьедестале почета, а в свободе и органичности их пребывания в тусовке, в социуме. Можно сказать, что кредо хастла — оказаться не над всеми, а вместе с другими.
Это не означает отсутствия работы и техники на занятиях, но это коренным образом меняет направленность стараний. Думаю, именно поэтому преподавателем хастла может стать человек без специального образования и большого танцевального прошлого, но обладающий определенной харизмой и склонный к работе с людьми.
Особенность номер «раз»
Основной — то бишь «базовый» — ход в хастле чрезвычайно упрощен. Ритм ровный. Счетов — четыре. Исполнение — левой-правой-левой-правой для партнеров и правой-левой-правой-левой для партнерш. Напрашивающаяся аналогия с привычной нашим ботинкам ходьбой очень важна: хастл «вырастает» из нашего повседневного опыта. И одно из волшебных преображений, осуществляемых хастлом, скрывается как раз в том, как прогулка вдвоем становится танцем. Здесь, таким образом, обнаруживаются и простота освоения танца (что для хастла является безусловным достоинством и козырем в отстаивании своего места под танцевальным солнцем), и — естественность перехода «от жизни к танцу». Хастл — это танец как образ жизни. Наверняка, обучаясь танцевать, люди незаметно становятся красивее и контактнее в так называемой «обычной» жизни.
Другое положительное следствие простоты основного хода проявляется в том, что хастл можно достаточно легко адаптировать практически к любому стилю музыки. Конечно, под бандонеон [1] наиболее органично смотрится именно аргентинское танго, а музыка свинг неразрывно связана с линди-хоп [2]. Но хастл разрешает (и в смысле позволения, и в смысле обретения способа) начать танцевать, он позволяет и научает свободному, «личному» движению под музыку, помогает осуществить переход «от стеночки к паркету». В этом — его первая главная миссия.
«Два-с» Вторая «школа» хастла — в артистичности. В хастл-тусовке чрезвычайно силен настрой на то, чтобы произвести впечатление: вам простят практически любые нарушения техники, если вы привлечете и удержите внимание публики (или хотя бы своей партнерши).
«Три» — это импровизация
Почти наверняка это слово окажется среди первых же эпитетов, которыми наградит свой танец расспрашиваемый вами поклонник хастла. Можно сказать, что оно обозначает самую душу этого танца, его жизненную энергию, его притягательную силу. «Импровизационность» является ключевым компонентом, его стремлением к свободе и счастью созвучного себе самовыражения. Танец в хастле не планируется заранее. Да, он не всегда становится событием хореографии, но он всегда стремится быть спонтанным, актуальным, живым.
Эту же ценную особенность можно увидеть в сальсе, буги, аргентинском танго. Вообще, отличительным признаком социального танца я бы назвал как раз безусловный приоритет совершающегося сию минуту контакта двух людей и музыки над всеми остальными правилами и всеми иными стремлениями.
Главный кит танца Главный кит хастла — «ведение». Пожалуй, это наиболее важный аспект танца. «Ведение» — это самое начало способности быть вдвоем, поддерживать контакт друг с другом, воспринимать друг друга через этот контакт и взаимно управлять движением друг друга. «Ведение» в своем минимальном присутствии сообщает внятность намерениям партнера (который «ведет» танец), и легкость и четкость — ответным движениям партнерши. Именно качество «ведения» является одной из существеннейших негласных оценок партнера или партнерши среди завсегдатаев дискотек.
Надеюсь, что хастловское «ведение» приходится родственником тому состоянию, с которым работают в контактной импровизации. С этой точки зрения хастл — это начальная школа контакта: контакта танцевального и контакта социального. Поэтому хорошая группа обучения и вхождение в хастл-дискотеку может стать для человека настоящим и очень значимым событием.
Состояться вдвоем
Партнер и партнерша — два разных человека в двух непохожих ролях. С одной стороны — партнер «рисует» танец, а партнерша воспроизводит замысел партнера. Бытующий среди хастловцев афоризм гласит: «Партнерша не ведает, что сделает партнер, а партнер не знает, какая зазвучит музыка». Однако, с другой стороны — партнерша воплощает душу и изящество танца, снабжая его украшениями из своего репертуара, а партнеру достается честь показывать партнершу во всей красе и быть ее надежной опорой в сложных движениях, вращениях и поддержках. И, как бы то ни было, незнакомая, трудная музыка может оказаться серьезным испытанием для обоих, и обоим же приходится иметь дело с характером и настроением друг друга.
Умение ярко станцевать с незнакомым человеком высоко ценится в хастле. Можно сказать, что самым «хастловским» конкурсом является так называемый «джэк-энд-джилл», когда перед каждым очередным туром конкурса прошедшие в него пары разбиваются и случайным жребием составляются на новый лад.
Кстати, в хастле достаточно девушек, любящих «вести» и делающих это столь умело и музыкально, что партнерам-мужчинам остается только в восхищении аплодировать и внимательно учиться у них партнерскому мастерству.
Репертуар движений Кроме уже упомянутого основного шага существуют и его многочисленные вариации: синкопирование, замедления и убыстрения ритма, паузы.
Элементную базу составляют мудреные «плетения» руками из сальсы, поддержки и элементы хореографии из бальных, акробатические трюки и усложнения шага из рок-н-ролла, перемещения в закрытой позиции из танго. Плюс все индивидуальные и парные движения, «прибывшие» из танцев, которые нынешние любители хастла практиковали прежде, одновременно и после, — «кто чего умел» и «кто что где подсмотрел». Хастл с радостью и непринужденностью впитывает в себя все, что сейчас нравится танцующим.
Музыка Хастл рождался под музыку диско. Но его всегда танцевали живые люди, которые любили не только доброе, но уже старое, но и все новенькое и сегодняшнее. Сейчас под ритмы 70х-80х хастл танцуют те, кому эта музыка особенно дорога, и те, кто только начинает свою танцевальную жизнь, поскольку ровный ритм дает больше шансов привыкнуть к своим первым танцевальным па, не запутавшись в руках и ногах. Люди поопытнее с удовольствием танцуют под латиноамериканские мелодии и под блюзовые композиции.
Но даже если я и не упомянул здесь вашу любимую музыку, то это только моя вина. Во-первых, поскольку базовый ритм танца упрощен до предела, его можно адаптировать практически к любому музыкальному стилю. Во-вторых, кроме основного шага в хастле существует и множество его вариаций и, скажем так, позволительных нарушений, которые предоставляют любые возможности для всякого без исключения настроения и темперамента танцующих. В конце концов, ни тамтамы, ни тяжелый рок не должны быть препятствием самовыражению танцора.
Будущее Для многих хастл становится дорoгой в мир танца. Многие, пристрастившись к хастлу и поверив в свою способность танцевать, приступают к настоящему исследованию танцевальной terra incognita. Для одних следующим шагом становятся бальные танцы, для других — социальные: сальса, аргентинское танго, буги-вуги.
Получив во время обучения основной элементный базис, некоторые ключевые для танцевания навыки и, главное, привычку танцевать прилюдно, свободно и для собственного удовольствия, люди отправляются в собственное «свободное плавание» по дискотекам, клубам и танцевальным школам.
Примечания [1] Бандонеон — «вариант аккордеона, привезенный в Аргентину эмигрантами из Германии», стал «символом музыки танго».
Благодарности Автор Swing, свинг — «общее название танцев, а также стиля одежды, интерьера, жизни и поведения, возникших с рождением ранней джазовой музыки». Линди-хоп — танец, развитие swing: «пара кружится как на карусели, проходя через близкую и открытую позицию, а ноги: выделывают нечто среднее между чарльстоном и современным рок-н-роллом». «В Европу он был завезен в военные годы и в несколько измененном виде получил название Boogie Woogie (буги-вуги) по аналогии с популярным в 40-е стилем музыки».
[2] выражает благодарность Елене Чудиной за побуждение к созданию этого текста и за редакторскую помощь в его написании.
Статья любезно предоставлена студией парного танца «Остров»