хариджиты это в исламе кто такой
Хариджиты это в исламе кто такой
Они стали первыми, кто начал обвинять мусульман в неверии за совершение грехов, утверждая, что за большие грехи мусульманин пребудет вечно в Аду. Тех же, кто был не согласен с их взглядами, они также объявляли неверными, считая дозволенным для себя покушаться на их жизнь и имущество. См. «Итхафуль-джама’а» 1/274-275 шейха Хамуда ат-Тувейджири.
Они следуют пророку (мир ему и благословение Аллаха) в ниспосланном ему Коране и разъясняющей его Сунне лишь в том случае, когда не видят между ними внешних противоречий. В противном случае они оставляют Сунну, полагая таким образом, что Сунна в чем-то может противоречить Корану. См. «Расаиль» стр. 332 шейха Абдур-Раззака ‘Афифи.
Они говорят: обязательным является выступать против несправедливого или противоречащего истине правителя мусульман. См. «Аль-фарк байналь-фирак» стр. 258 Абу Мансура аль-Багдади, и «ат-Табсир фиддин» стр.45 аль-Исфарайини.
Они заявляют о своей непричастности к ‘Усману и ‘Али, да будет доволен ими Аллах, считая это отречение наилучшим поклонением Аллаху. См. «аль-Миляль уа ан-Нихаль» стр. 115, аш-Шахристани.
Группы и секты, придерживающиеся воззрений хариджитов, существуют и по сей день.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся люди в моей общине со стороны востока, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток! Они будут появляться каждый век и будут разгромлены, будут появляться каждый век и будут разгромлены», и пророк (мир ему и благословение Аллаха) повторил эти слова больше двадцати раз, «будут появляться каждый век и будут разгромлены. И так будет продолжаться пока из их войска не выйдет Даджаль!»
(Ахмад 2/174, Ибн Маджах 173. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани. См. также «Сахих аль-джами’» 8171. Подобный хадис также приводит и имам ан-Насаи 4103, а хафиз Ибн Хаджар назвал его достоверным.)
В этих хадисах содержится опровержение тем, кто считает, что хариджиты – это древняя секта, существовавшая лишь во времена сподвижников. Это заблуждение, ибо они существовали тогда, есть сейчас и будут вплоть до Судного дня. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) известил нас в хадисах, что хариджиты не перестанут появляться вплоть до появления Даджаля”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/495.
Хариджиты разделились на множество различных сект. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил, что они разделились на восемнадцать групп. См. «Минхадж ас-Сунна» 5/11.
Также некоторые считали, что их число достигает двадцати групп. См. «аль-Фарку байналь-фирак» стр. 54.
Кто такие хариджиты?
Хариджатами (от арабского الخوارج [хаваридж] – «вышедшие», «покинувшие») принято называть членов группы, появившейся в ходе первой в истории ислама религиозно-политической смуты. Возникновение этой секты стало результатом кризиса власти, который наступил после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.).
История вопроса
Сиффинская битва 657 года (по Милади) считается первой смутой в истории ислама, когда одна группа мусульман решила не подчиниться воле праведного халифа Али (р.а.). Тогда на берегу реки Евфрат сошлись его войска с армией Муавии, основателя династии Омейядов.
Противостояние сахабов и одной из самых важных личностей в истории ислама было обусловлено теми проблемами, которые возникли после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.). Вопросы престолонаследия постоянно расширяющегося мусульманского государства не были разрешены, в связи с чем политический кризис стал нарастать как снежный ком. В особенности, непросто пришлось Али (р.а.), который занял пост халифа после убийства Усмана (р.а.). Многие известные мусульмане, в частности, жена Пророка Айша (р.а.), Тальха ибн Убайдилла, а также примкнувший к ним родственник Усмана Муавия, потребовали от Али (р.а.) скорейшего проведения расследования убийства третьего праведного халифа и наказания всех, кто был замешан в преступлении. Однако Али (р.а.) не проявлял должной активности в этом вопросе, что вызвало недовольство со стороны его оппонентов. Конфликт стал нарастать и вылился в Сиффинскую битву.
Ход битвы должен был ознаменоваться поражением Муавии. Однако особенностью этого военного столкновения стало то, что предводители конкурирующих групп решили провести третейский суд, тем самым попытавшись разобраться в конфликте сквозь призму Священного Корана. Изначально Али (р.а.) не рассматривал подобный вариант развития событий приемлемым, однако впоследствии уступил требованию принять предложение Муавии о третейском суде, которое стало исходить из рядов его же (Али) армии. Из состава двух конкурирующих лагерей были отобраны представители для проведения третейского суда – Амр ибн ‘Ас со стороны Муавии, Абу Муса Ашари со стороны Али (р.а.). Примечательно, что изначально Али не хотел отправлять на переговоры Абу Мусу, однако снова пошёл на поводу несогласных из его же лагеря бойцов.
Развитие хариджизма
Убеждения хариджитов в течение небольшого промежутка времени значительно прогрессировали в сторону оправдания ещё большего насилия и сеяния смуты. Хариджиты верили, что совершение греха аналогично выходу из ислама. Т.е. если человек сделает нечто предосудительное и не покается, то он автоматически попадает в категорию неверных. Кроме того, хариджиты рассматривали в качестве источника исламского права только Священный Коран, отказывая в этом статусе сунне Пророка и иджме (единому мнению мусульманских учёных по какому-то вопросу). Их отличало стремление к жертвенности, которая должна быть характерна не только для мужчин, но и для женщин.
Учитывая то, каким образом произошло образование этого течения, нетрудно догадаться, что хариджиты имели отличающиеся как от суннитов, так и от шиитов мнения по вопросам передачи власти. Например, хариджиты утверждают, что халиф не должен быть обязательно из племени Курайш. Любой богобоязненный мусульманин имеет право претендовать на этот пост. Хариджиты отстаивают наличие права на восстание против правителя, который уклоняется от их интерпретации ислама.
В настоящее время некоторые учёные прямыми потомками хариджитов считают приверженцев ибадизма, проживающих в Омане. Однако сами ибадиты коренным образом отвергают наличие каких-либо связей с хариджизмом. К тому же современный Оман является одним из самых миролюбивых государств, стремящихся во внутренней и внешней политике искать компромиссные решения. Ещё одним распространённым мнением относительно проявлений хариджизма в настоящее время является представление в подобном ключе современных радикалов из разнообразных преступных организаций.
Пророк Мухаммад (с.г.в.) о хариджитах
Есть несколько хадисов Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.), которые предрекали появление секты отступников:
«Передается со слов Юсайр ибн Амра. Я спросил у Сахля ибн Хунайфа:
– Слышал ли ты от Пророка (с.г.в.) что-нибудь об аль-хаваридж?
– Я слышал, как он говорил о них, указывая на Ирак: “Оттуда появятся люди, которые будут цитировать Коран, но он не будет выходить дальше их горла. Они будут выходить из ислама подобно стреле, выпущенной из лука”» (Бухари).
«Передаётся со слов Абу Саид аль-Кудри:
– Придут люди из Востока, которые будут цитировать Коран, но он не будет проходить дальше их глотки. Они будут проходить через религию, как стрелы, летящие в цель. Подобно тому, как стрелы не возвращаются обратно в лук, откуда были пущены, так и эти люди не вернутся в ислам» (Бухари).
«Поистине, после меня из моей уммы выйдет группа людей, которая будет цитировать Коран. Но он не будет проходить дальше их глотки. Эти люди будут, как стрелы, выходить из религии и никогда не вернутся к ней. Они будут самыми худшими из творений» (Муслим).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Кто такие хариджиты, и что стало причиной возникновения этого течения?
Кто такие Хариджиты?
Перед тем, как начать подробно рассматривать историю возникновения секты хариджитов и ее идеологию, необходимо попытаться описать ту историческую атмосферу, которая царила во время правления халифа Али (да будет доволен им Аллах) и началась во время правления его предшественника халифа Усмана бин Аффана.
Волна недовольства политикой Али не ослабла, и на следующий год произошло сражение, которое и положило начало секте хариджитов – битва при Сиффине. Мы не станем подробно останавливаться на ходе самой битвы, и упомянем лишь ее важнейший момент – третейский суд, когда враждующие стороны решили оставить разрешение их споров на суд Аллаха и обратились к Корану для поиска выхода из сложившейся ситуации. Судьями выступили Амр бин аль-Ас со стороны Муавии и Абу Муса аль-Ашари со стороны Али.
Негодуя тем, что Али пошел на поводу противников и согласился на третейский суд, от Али откололась значительная часть его войска, которая насчитывала около 12 тысяч человек. Они предъявили Али обвинение в отходе от Ислама, мотивировав свой вердикт тем, что только Аллах имеет право судить, а людям способность судить по справедливости недоступна. Выступив против Али и отколовшись от его войска и большинства мусульман, эта группа стала ядром только что образовавшейся секты хариджитов.
В целом являясь суннитами, хариджиты более строго относились к и религиозному и личному поведению мусульман. Например, хариджиты, в отличие от приверженцев ортодоксального Ислама, утверждали, что Ислама без деяний не существует, и любой, оставивший молитву, пост или закят считается неверным и подлежит соответствующему наказанию.
Основным пунктом их идеологии являлось утверждение о равенстве арабов и неарабов внутри Уммы, а халиф должен был выбираться среди достойнейших кандидатов, однако его власть должна была быть ограничена. Так, халиф имел право только на исполнительную власть. Судебная и законодательная власть, по мнению хариджитов, должна была принадлежать совету (Шура).
Хариджиты уравняли в своей идеологии большие и малые грехи, убивая любого согрешившего, чей проступок будет доказан, приравнивая совершение греха к вероотступничеству.
Хариджиты отличались своим особым рвением к выполнению религиозных предписаний, вели аскетическую жизнь. Отрицали аллегорическое трактование аятов Корана, буквально воспринимая его текст. В целом, хариджиты производили впечатление чрезвычайно набожных мусульман, часто молившихся и постившихся, что не мешало им, однако, убивать сподвижников Пророка, обвиняя их в неверии.
Хариджиты в свое время раскололись на большое количество течений, разойдясь в мнениях относительно политических или религиозных аспектов Ислама. Единственным течением хариджитов, дошедших до наших дней, является течение ибадитов, которое сформировалось в VII веке в Ираке и было названо по имени основателя течения Абудллаха бин Ибада, который сформулировал идеологию ибадитов.
По мнению современных мусульманских ученых, идеология ибадитов характеризуется следующими аспектами:
Современные ибадиты мало чем похожи на своих предшественников и их с трудом можно назвать хариджитами, за исключением некоторых богословских аспектов. Самые большие общины хариджитов-ибадитов находятся в Омане, Алжире, Тунисе и Ливии.
Примечательно сравнение хариджитов с последователями современного течения ваххабитов, которых некоторые ученые прозвали «неохариджитами». Приведем цитату видного ханафисткого алима Ибн Абидина (1784-1836) о «последователях ибн Абдуль-Ваххаба, хариджитах нашего времени»: «Они считали неверующими сподвижников пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), то это не является условием для того чтобы называться хариджитами. Это разъяснение о тех, кто вышел против Али, да будет доволен им Аллах. Чтобы считаться хариджитами хватает того, что они считают неверующими тех, против кого они вышли, как это и произошло в наши времена с последователями Ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди, который появился из Неджда и установил свой контроль над двумя священными Харамама (в Мекке и Медине). Они последователи имели обыкновение приписывать себя к мазхабу Ханбали, но они полагают, что только они являлись мусульманами и что, если кто выступает против их верований, то они являются многобожниками, таким образом они разрешили убийство тех, кто является Ахлю-Сунна и их ученых, пока Аллаху Всевышний не разрушил их энергию и власть, и не разрушил их города и пока не получили в них победу войска мусульман в 1233 году». [«Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар», том 4, стр. 262, глава относительно последователей ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди].
Также, существует множество других оснований, включая хадисы Посланника Аллаха, которые могут служить доказательством законности причисления последователей течения ваххабитов к неохариджитам. Некоторые из хадисов:
Под востоком в словах Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) подразумевается регион Неджда, который находится восточнее Хиджаза и из которого вышли лжепророк Мусайлима и основатель движения ваххабитов Мухаммад бин Абдульваххаб. Известно, что Посланник Аллаха отказался молиться за Неджд по просьбе местных мусульман, мотивировав свой отказ словами: «Там [Неджд] будут землетрясения и разногласия, и там вырастет рог Шайтана».
Хариджиты наших дней
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предсказал разделение мусульманской общины после его смерти так же, как разделились общины предыдущих пророков. В хадисе приводится: «Иудеи разделились на 71 течение, христиане – на 72 течения, а моя община разделится на 73 группы: одна, самая большая из них, войдет в рай, а остальные попадут в ад» (Табарани («Муджамуль Кабир», т. 8, с. 274); Ибн Маджа («Сунан», № 3992, 3993); Дарими («Сунан», т. 2, с. 314))
Предсказав разделение нашей общины, Пророк (мир ему и благословение) подсказал нам, что в этом случае следует придерживаться пути большинства мусульман. В достоверном хадисе говорится: «Поистине, Аллах не объединит большинство моей общины на каком-либо заблуждении, и, поистине, помощь Всевышнего – с большинством мусульман, а кто отклонился от пути большинства мусульман, тот отклонился в ад» (Тирмизи («Сунан», № 2167); Хаким («Мустадрак», № 394, 396); Абу Нуайм («Хулья», т. 3, с. 37); Лаликаи). А того человека, который откололся от пути большинства мусульман, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уподобил отбившейся от стада овце, ставшей жертвой волка. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, волк пожирает овцу, отбившуюся от стада» (Ахмад («Муснад», т. 5, с. 196); Абу Давуд («Сунан», № 547)).
Еретики опровергают также традиции и подходы к решению тех или иных вопросов, заложенные сподвижниками Пророка (мир ему и благословение) (сахаба) и их последователями (таби‘ин), хотя в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Вы следуйте моему пути и пути моих праведных халифов» (Абу Давуд («Сунан», № 4607); Тирмизи («Сунан», № 2676)).
Но есть одно течение, которое Посланник Аллаха (мир ему и благословение) упоминал особо и называл его последователей худшими из творений. Первые приверженцы этого течения появились во времена правления повелителя правоверных Али бин Абуталиба (да будет доволен им Аллах) и были названы хариджитами. Основной причиной их заблуждения являлись чрезмерность в вопросах религии и непонимание сути Ислама. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о них: «Они выйдут из религии, подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой дичи!» (Бухари («Сахих», № 5058); Муслим («Сахих», № 1064)). Т. е. стрела, выпущенная в дичь, попадает в нее с одной, а выходит с другой стороны. И Пророк (мир ему и благословение) уподобил их стреле, которая вылетела из насквозь пробитой мишени, так как они быстро вошли в Ислам и так же быстро его покинули.
Их отличала также жесткость, переходящая в жестокость. Они не признавали авторитетных сподвижников, выдающихся ученых, под лозунгом «джихада» убивали женщин и детей. В хадисе, переданном от Джарира бин Абдуллаха, говорится: «Тот, кто лишен доброты, тот лишен всего блага» (Абу Давуд («Сунан», № 4809); Табарани («Муджамуль Кабир», № 2454); Ибн Аби-Шайба («Мусаннаф», № 25303)). В хадисе, переданном от Абу Дарды, говорится: «Тот, кому была дарована его доля доброты, получил свою долю блага. А тот, кто лишился своей доли доброты, лишился своей доли блага» (Бухари («Адабуль-Муфрад», № 464); Тирмизи («Сунан», № 2013); Байхаки («Сунануль-Кубра», № 20587)).
Такое же мнение выражает знаменитый ученый шафиитского мазхаба, муфтий Мекки Ас-Саййид бину Зайни Дахлян в своей книге «Ад-Дурару-Ссанийя»; его поддерживает также и ученый маликитского мазхаба, толкователь Корана Ахмад Ас-Сави в своих толкованиях к Священной книге.
Правдивость этой оценки доказывает огромное число изречений Пророка (мир ему и благословение). И мы постараемся привести хотя бы часть хадисов, указывающих на это. Но сначала расскажем предысторию…
Нужно отметить, что основоположник ваххабизма ибн Абдулваххаб был из племени бану Тамим и он читал Коран и толковал его не как большинство мусульман, а по-своему, и убивал мусульман, называя их неверными, оставив истинных многобожников. Опять-таки расскажем все по порядку…
Появление хариджитов и термина «хариджит»
Слово «хариджит» возникло от арабского «хаваридж», которое является множественным числом от слова «хариджат» и означает «группа»[2]. Хариджиты были прозваны так по причине своего выхода («хурудж») против лучших людей этой общины и правителей мусульман (джама’ата).
Эту группу из 12 тысяч человек во главе с Ибн Аль-Кавой аль-Яшкари и Шабасом ат-Тамими нельзя было обвинить в слабости стараний и в пренебрежении чтением Корана, разве только в неправильном его толковании и уверенности в собственной исключительности. История гласит, что большая часть этих людей знала Коран наизусть.
Али бин Абуталиб (да будет доволен им Аллах), чтобы показать несостоятельность обвинений хариджитов, велел всем людям, знающим Коран наизусть, собраться у него. Собравшиеся у него чтецы Священной книги заполнили его двор. Праведный халиф повелел принести Коран. Коран принесли и поставили перед халифом. Халиф обратился к нему со словами: «О, Коран, ты расскажи людям!» Чтецы со всех сторон стали выкрикивать: «О, повелитель правоверных! То, к чему ты обращаешься, это бумага, на которой написано чернилами, мы же расскажем то, что нам передано из него. Что же тебе рассказать?» Повелитель правоверных сказал: «Между мной и ими (т. е. Муавией (да будет доволен им Аллах) и его сторонниками) решает книга, Всевышний в Коране говорит (смысл): «А если вы побоитесь разногласий (т. е. узнаете о разногласиях) между ними (т. е. мужем и женой), то отправьте третейского судью (т.е. справедливого и сведущего человека) из его родственников и третейского судью из ее родственников. Если они оба захотят разрешить разногласия, Аллах пошлет им согласие» («Рухуль баян», т. 2, с. 249). Поистине, община Пророка (мир ему и благословение) имеет больше крови, чем у мужа и жены, и права общины более святы, чем права супругов. И еще они (хариджиты) обвиняют меня в том, что я в договоре с Муавией (да будет доволен им Аллах) написал «Али бин Абуталиб», а не «повелитель правоверных», и что якобы я этим отрекся от поста халифа. Поистине, и Пророк (мир ему и благословение) при договоре с курайшитами написал не «Посланник Аллаха», а «Мухаммад бин Абдуллах», и Всевышний говорит в Коране (смысл): «Поистине, в Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) есть для вас хороший пример для тех, кто надеется на вознаграждение Аллаха и боится Дня суда» («Хазин», т. 3, с.1417).
Таким очень показательным примером повелитель правоверных показал несостоятельность обвинений в его адрес («Аль-Бидая ва-Ннихая», т. 7, с. 256–257).
Наставления хариджитам и дискуссия с ними
Абдулла бин Аббас (да будет доволен им Аллах), двоюродной брат Пророка (мир ему и благословение) и один из самых сведущих людей в Исламе, вызвался вступить с ними в дискуссию. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) надел самые лучшие одежды, которые у него были, и направился в местечко Харура, где они остановились.
В первую очередь они спросили: «Что это за одежда на тебе?» Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) ответил: «Этим вы меня порицаете? Поистине, я видел на Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) более красивую». И он прочитал им следующий аят: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха?» («Хашияту-Ссави», т. 2, с. 88). Хариджиты не нашлись, что ответить на это.
Три дня дискутировал с ними Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) и 4000 человек из хариджитов отреклись от своих убеждений и покаялись («Аль-Бидая ва-Ннихая», т. 7, с. 257).
Затем к ним вышел и сам повелитель правоверных Али бин Абуталиб (да будет доволен им Аллах), дискутировал с ними и убедил их в своей правоте, и они, подчинившись, вместе с ним вошли в Куфу.
Через некоторое время они пустили слух, что подчинились тогда Али бин Абуталибу (да будет доволен им Аллах) потому, что тот отказался от третейского суда и покаялся в своем согласии на него. Этот слух дошел и до повелителя правоверных, и он в пятничной проповеди опроверг это.
И тогда один из хариджитов встал, заткнул свои уши пальцами и прочитал следующий аят из Корана, ниспосланный про многобожников: «И поистине, было внушено в откровении тебе и тем, кто был до тебя, что если вдруг ты совершишь многобожие, сгорят все твои добрые дела и ты непременно будешь из тех, кто потерпит убыток в мире вечном» («Хашияту-Ссави», т. 3, с. 466).
Повелитель правоверных объяснил свою позицию следующим аятом из Корана: «Так терпи же! Обещанная помощь Аллаха – это истина, и ни в коем случае пусть не вызовут у тебя нетерпения те, кто не верит в День суда!» («Хашияту-Ссави», т. 3, с. 310; «Аль-Бидая ва-Ннихая», т. 7, с. 258).
Обратите внимание, уважаемые читатели, на то, как хариджиты считают неверными и многобожниками мусульман во главе с одним из самых лучших из сподвижников за совершение дозволенного (!) действия и приводят против них аяты, которые ниспосланы про многобожников. Это является одной из отличительных черт хариджитов.
В достоверном хадисе говорится, что Абдула бин Умар (да будет доволен им Аллах) называл хариджитов худшими из творений и говорил, что они применяют в отношении мусульман те аяты, которые ниспосланы про многобожников.
Современные хариджиты, будь они среди первых хариджитов, к тем обвинениям добавили бы еще и обвинение в нововведении и сказали бы, что любое нововведение запрещено…
Битва повелителя правоверных с хариджитами при Нахраване
После этого случая хариджиты один за другим стали покидать Куфу и объединяться и искать подобных себе в других городах.
Праведный халиф писал к ним письма, призывая их вернуться в ряды правоверных мусульман, но хариджиты не согласились и выдвинули ультиматум, чтобы он признал, что впал в неверие, и покаялся. Халиф продолжал посылать к ним гонцов с письмами увещевания, пока они не покусились на его гонцов. Затем хариджиты решили, что все, в том числе и многочисленные сподвижники Пророка (мир ему и благословение), у кого нет таких убеждений, как у них, являются многобожниками и неверными и что можно убивать их, отбирать их имущество и брать в плен их жен и детей.
Невозможно найти более уверенных в своей правоте, будучи заблудшими, чем хариджиты и их приспешники, из числа ваххабитов.
Затем из разных городов они направились в местечко Нахраван, убивая по пути всех мусульман, кто не соглашался с ними.
Обратите внимание, уважаемые мусульмане, как хариджиты убивают видного сподвижника Пророка (мир ему и благословение), неправильно толкуя Коран, т. е. применяя по отношению к нему те аяты, которые говорят об убийстве неверных (!) во время войны (!), и убивают женщин и даже детей, хотя для оправдания этого поступка они, при всей их склонности искаженно толковать Коран, не смогут найти для этого зацепку.
И еще обратите внимание на убийство беременной женщины и ребенка, точно так же, как убивали ваххабиты в г. Кизляре при захвате роддома в 1996 г.
Когда весть об убийстве Абдулы (да будет доволен им Аллах) дошла до халифа, он потребовал выдать его убийц, но в ответ хариджиты только усмехнулись: «Кого мы тебе дадим, если мы все убили его?!» Затем Али (да будет доволен им Аллах) опять потребовал от них покаяния, призвал не называть мусульман неверными, увещевал их, говоря, что убийство человека великий грех. Но хариджиты и не думали отвернуться от своих убеждений («Фатх-аль-Бари», т. 14, с. 8524–8525).
В хадисе, переданном Табарани от Джундуба, говорится: «Мы (вместе с повелителем правоверных) вышли в поисках этой группы. Они располагались неподалеку от реки. Когда мы подошли к их войску, был слышен шум, подобный жужжанию пчел, от их чтения Корана. Некоторые из них сидели, собравшись в круг, и обсуждали что-то, некоторые были одеты в плащи с капюшонами. Когда я увидел их, у меня возникло сомнение в их заблуждении и в своей истинности. Тогда я отошел чуть подальше, слез с лошади, воткнул копье в землю, положил на землю свой щит и на него положил свою кольчугу и стал совершать намаз, встав за копьем. В намазе я просил Всевышнего следующими словами: «О, мой Аллах, если битва с этими (хариджитами) является послушанием Тебе, то разреши нам сделать это, а если же это является грехом по отношению к Тебе, то покажи нам признак того, что Твоя религия чиста от этого». И в это время ко мне приблизился повелитель правоверных верхом на муле, который принадлежал Пророку (мир ему и благословение), и, когда оказался напротив меня, обратившись ко мне, сказал: «О, Джундуб, попроси Аллаха очистить тебя от сомнений в истине».
Я завершил свой намаз и поспешил к нему, а он слез с мула и стал совершать намаз. И один человек на аргамаке подъехал к нам и, обратившись к повелителю правоверных, сказал: «О, повелитель правоверных, вы ищете эту группу (хариджитов)?» Повелитель правоверных спросил: «А что случилось?» «Они перешли реку и ушли», – сказал он. Халиф ответил: «Нет, они не ушли». Я удивился его уверенности и сказал: «Субханаллах!» («Пречист Аллах!»).
Затем прискакал второй со скоростью большей, чем у первого, и, подъехав к повелителю правоверных и обратившись к нему, сказал: «О, повелитель правоверных, вы ищете эту группу (хариджитов)?» Халиф спросил: «А что случилось?» «Они перешли реку и ушли», – сказал тот. Теперь уже уверившись в том, что они ушли, и решив, что этим Всевышний показывает мне знак, что недоволен нашей битвой с ними, я воскликнул: «Аллаху акбар!» («Аллах велик!»). Халиф ответил и этому: «Они не ушли».
Затем подъехал третий и обратился: «О, повелитель правоверных!» «Что тебе?» – спросил его халиф. «Вам нужна эта группа?» – спросил он. «А что случилось?» – переспросил его халиф. «Они перешли реку», – сказал он. Халиф сказал: «Они не перешли ее и не перейдут, они будут убиты до того, как достигнут реки, так мне было обещано Всевышним Аллахом и Его Посланником (мир ему и благословение)». Окончательно избавившись от сомнений в истине и осознав, что битва с ними является послушанием Аллаху, я воскликнул: «Аллаху акбар!» («Аллах велик!»).
Затем мы встали, и я придержал уздечку мула, чтоб халиф мог взобраться на него. Потом я поспешил к своей кольчуге и надел ее, сел на лошадь и мы поехали, а я встал слева от него. Халиф сказал: «О, Джундуб!» Я ответил: «Я пред вами, о, повелитель правоверных». Халиф сказал: «Я отправлю к ним человека, который будет призывать их к Книге Аллаха и пути их Пророка (мир ему и благословение), и он будет убит их стрелой еще до того, как вернется, о, Джундуб. Но сегодня не убьют даже десятерых из нас, и не спасутся из них даже десять». И мы подошли к людям, которые еще стояли, не покидая ряды войска.
Затем халиф построил войско в ряд и два раза прошел от одного края ряда до другого, призывая: «Кто возьмет этот Коран и пойдет к этим людям, чтобы призвать их к Книге Аллаха и пути Его Пророка (мир ему и благословение), будет убит и попадет в Рай». Никто не ответил на этот призыв, кроме одного юноши из племени бану ‘Амир бин Са‘са‘а. Увидев его молодость, Али бин Абуталиб (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Вернись на свое место». Затем Али (да будет доволен им Аллах) призвал к тому же во второй и третий раз, и каждый раз не вставал никто, кроме этого юноши. На третий раз халиф дал ему Коран и тот взял его. Тогда халиф сказал ему: «Но ты знай, что ты будешь убит их стрелой еще до того, как начнешь возвращаться». Юноша направился к ним, и когда он подошел на расстояние, с которого слышны голоса, они встали и начали войну, и один из хариджитов поразил его стрелой. Тогда юноша обернулся, посмотрел на нас и сел.
Передают со слов Абу Касира: «Я был с моим господином Али (да будет доволен им Аллах) в тот день, когда он разгромил хариджитов в местечке Нахраван. После того, как мусульмане их разгромили, они были опечалены этим и сомневались в истинности того, что совершили. Тогда Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, люди, нам Пророк (мир ему и благословение) рассказывал о людях, которые будут вылетать из религии наподобие стрелы, вылетающей через насквозь пробитую дичь, и не будут возвращаться к истине, пока выпущенная стрела не вернется обратно. Их признаком является то, что в их отряде есть человек с дефектной рукой, одна его рука будет подобна груди женщины, на ней будет отросток, наподобие соска, и семь волос. Так ищите же этого человека!» После долгих поисков они, наконец, нашли его под кучей убитых у реки. Когда Али (да будет доволен им Аллах) увидел его, воскликнул: «Аллаху акбар! Правы были Всевышний Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение)». Люди тоже воскликнули: «Аллаху акбар!» – и обрадовались, и ушли их сомнения и печаль» («Муснаду Аби-Я‘ла». № 478).
В другой версии этого хадиса говорится, что его не нашли в первый раз и некоторые сказали: «Вас обманул сын Абуталиба в отношении ваших братьев и вы убили их». Услышав это, Али (да будет доволен им Аллах) расстроился и начал сам участвовать в поисках и нашел его.
Убийство Али бин Абуталиба (да будет доволен им Аллах)
Передано, что однажды Ибн Мулджим пришел к повелителю правоверных Али бин Абуталибу (да будет доволен им Аллах) и попросил его о помощи. Али (да будет доволен им Аллах) помог ему, и когда Ибн Мулджим ушел, он сказал: «Клянусь Аллахом, это тот человек, который убьет меня». Один из присутствующих спросил: «А что же вы его не убьете?» Али (да будет доволен им Аллах) ответил: «Тогда кто же меня убьет?!»
Передано от Тамима бин Мугиры, что в месяце рамазан в том году, когда был убит Али бин Абуталиб (да будет доволен им Аллах), он один день разговлялся у Хасана, другой – у Хусейна, на третий – у Абдулы бин Джафара (да будет доволен ими Аллах). Разговляясь двумя-тремя кусочками пищи, Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я буду голодным, когда наступит моя смерть».
После того, как похоронили Али бин Абуталиба, Мухаммад бин Ханафийят, Хусайн и Абдула бин Джафар бин Абуталиб (да будет доволен ими Аллах) собрались, чтобы казнить Ибн Мулджима. Абдула бин Джафар (да будет доволен им Аллах) отрубил Ибн Мулджиму руки и ноги, но тот даже не пикнул. Затем Абдула (да будет доволен им Аллах) выколол ему глаза, Ибн Мулджим опять не пикнул и сказал: «Ты подкрашиваешь сурьмой глаза своего дяди», – и стал читать суру «Икра». Затем они решили отрезать Ибн Мулджиму язык, но тот забеспокоился и начал дрожать. Когда его спросили, почему он забеспокоился сейчас, он сказал, что не хочет оставаться неспособным поминать Аллаха языком. Они отрезали ему язык, затем убили и сожгли его («Тарихуль Ислам», т. 1, с. 490).
Обратите внимание, многоуважаемые мусульмане, насколько уверен этот хариджит в том, что он совершил благой поступок, и считает себя настолько послушным Богу, что ему трудно расстаться с языком, потому что не сможет поминать им Аллаха. А ведь он является самым несчастным в День суда, как рассказал об этом Пророк (мир ему и благословение).
Потомки хариджитов
Возвращаясь к нашей теме, отметим, что после того, как хариджиты были разбиты Али бин Абуталибом (да будет доволен им Аллах) в битве при Нахраване, они присмирели и не поднимали своей головы, не считая, конечно, убийства повелителя правоверных. Затем во времена Омейядов их не было слышно, вплоть до времени, когда на предводительство халифатом стал претендовать Марван. В это время появились два их течения: под руководством Нафи‘а бин Азрака в Ираке (их называли азракитами) и под руководством Наджды бин Амира (их называли надждитами). Абдул Кахир Багдади пишет: «Из убеждений, введенных азракитами в хариджизм является отнесение всех мусульман, кроме них, к многобожию, а до этого хариджиты называли остальных мусульман кафирами (неверными). Они также считали дозволенным убивать всех женщин и детей тех, кто не придерживается их убеждений» («Аль-фарку байналь фирак», с. 60–61).
Наджда бин Амир прибавил к тем убеждениям, которые были у хариджитов, обязательность войны с мусульманами, а тот, кто не воюет, говорил он, является кафиром, даже если у него убеждения такие же, как и у них. Среди убеждений, введенных им, было отнесение к неверию того, кто совершил большой грех. Азракиты не трогали представителей других религий, а тех, кто относил себя к Исламу, они убивали, брали в плен, отбирали их имущество.
Некоторые из них занимались этим, даже не призвав их предводителя к своим убеждениям, другие убивали и грабили после своего «призыва». Масштаб их нечестия все увеличивался, пока предводителем войска, воюющего против них, не стал Мухаллаб бин Абу-Суфра, который разбил их.
Вслед за азракитами и надждитами появились суфриты, аджаридиты, хазимиты, шуайбиты, халафиты, ма’лумиты и маджхулиты, салтиты, хамзиты, са‘алибиты, ма‘бадиты, ахнаситы, шайбаниты, рушдиты, мукрамиты, ибазиты, хафситы, харжиты, асхабу та‘а и шабибиты.
Пресловутый ваххабизм также является из числа еретических течений. Ваххабизм и его идеология, признаки и проявления – наиболее актуальные проблемы нашего времени.
Идеология хариджитов и ваххабитов и деяния их последователей схожи один к одному, как мы и приведем ниже.
Зачатки хариджизма во времена Пророка (мир ему и благословение)
«Среди мусульман выйдут люди, вам будут видеться ваши намазы, посты и деяния по отношению к их намазам, постам и деяниям ничтожными. Они будут читать Коран, но он будет у них только на речевом аппарате, они будут вылетать из религии, как вылетает стрела, пронзив дичь. И если ты посмотришь на ее наконечник (т. е. наконечник стрелы), середину и конец, ты не увидишь там никаких следов того, что она попала (т. е. они оставят Ислам и на них не останется никаких следов того, что они в нем были). Ибо основой Ислама является благой нрав, и Пророк (мир ему и благословение) нам послан для его совершенствования. В хариджитах же не будет даже следов благого нрава» (Бухари («Сахих», № 864)).
Многоуважаемые читатели, посмотрите, как распространялся ваххабизм с самого своего возникновения, и то, как он распространяется в России и других странах. Похищения и убийства ни в чем не повинных людей, теракты и захваты заложников. И без преувеличения можно сказать, что каждый раз они берут в заложники детей (!). Кизляр, «Норд-Ост», Беслан. И если не остановить это течение, то список будет пополняться и пополняться…
Передано также, что Абдуссамад, один из таби‘инов, желал встретить кого-нибудь из сподвижников, чтобы тот рассказал ему о хариджитах. И он встретил небольшую группу из сподвижников Пророка (мир ему и благословение), среди них был Абу Бурзат, и Абдуссамад попросил его рассказать то, что тот слышал от Посланника Аллаха о хариджитах. Абу Бурзат сказал: «Я вам расскажу то, что слышали мои собственные уши и видели мои глаза… Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) принесли динары (золотые монеты) и он раздавал их, а там присутствовал человек с мокрыми волосами, темной кожей, на его лице был след от земного поклона, а одет он был в две белые одежды. Он все время становился справа от Пророка (мир ему и благословение), но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ничего ему не дал. Тогда он сказал: «О, Мухаммад, ты сегодня не был справедлив в раздаче». Пророк (мир ему и благословение) очень сильно разгневался и сказал: «После меня вы не найдете никого, кто будет более справедлив, чем я». Это он повторил 3 раза. Затем сказал: «Со стороны востока (от Медины, т. е. с Неджда) появятся люди, с поведением как у этого. Они будут читать Коран, но он будет у них только на речевом аппарате. Они будут вылетать из религии со стремительностью стрелы, которая вылетает, пронзив насквозь дичь, и не будут возвращаться обратно (к религии). Их признак – принуждение к бритью. Они не перестанут появляться снова и снова. Когда вы встретите их, то убейте, они худшие из творений» (Ахмад («Муснад», №¦19 821)).
Есть еще множество признаков хариджитов, о которых упомянул Пророк (мир ему и благословение). В хадисах, приведенных в «Муснаде» имама Ахмада, говорится, что э ти люди будут физически сильными и с «горячими головами» (№ 20 464).
В хадисе, переданном Ибн Маджой («Сунан», № 168), Пророк (мир ему и благословение) говорит, что они будут молодыми выскочками и бездумными мечтателями с отсутствием здравомыслия и что они будут приводить слова лучшего из творений (т. е. Коран и хадисы), затем добавляет: «…когда вы вст ретите их, то убейте. Поистине, в убийстве их есть вознаграждение от Аллаха».
Являются ли хариджиты неверными?
Сходство ваххабитов и хариджитов, признаки хариджитов
1. Хариджиты и ваххабиты принуждают брить голову
В хадисе досточтимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Со стороны востока (от Медины, к востоку от Медины находится Неджд) появятся люди с поведением, как у этого (т. е. как Зуль-Хувайсира из племени бану Тамим), они будут читать Коран, но он не уйдет дальше их глоток, они будут вылетать из религии, как стрела, которая вылетает, пронзив дичь насквозь, и не вернутся». Затем Пророк (мир ему и благословение) положил свою руку на грудь и добавил: «Их признак – бритье. Они не перестанут появляться снова и снова, пока не появится последний из них. Когда вы увидите их, то убейте, когда вы увидите их, то убейте, когда вы увидите их, то убейте; они худшие из всех творений, они худшие из всех творений, они худшие из всех творений» (Ахмад («Муснад», № 19 798)).
В другом хадисе говорится: «Наступят в моей общине разногласие и раскол, а затем появятся люди, которые будут произносить красивые слова, но совершать плохие дела. Они будут читать Коран, однако он не пройдет ниже их глоток. Они вылетят из религии, подобно стреле, вылетающей из пробитой мишени, и не вернутся. Они наихудшие из творений, и блага Рая тому, кто будет их убивать или кого убьют они. Они будут призывать к Книге Аллаха, тогда как сами не будут иметь к ней отношения. И тот, кто будет их убивать, будет ближе к Аллаху, чем они». Пророка (мир ему и благословение) спросили: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а каков их признак?» Он сказал: «Бритье головы» (Абу Давуд («Сунан», № 4765)).
Имам ан-Навави пишет: «Под словом «ат-тахалук» подразумевается бритье головы. По этой причине некоторые ученые считали нежелательным бритье головы, однако в данном хадисе нет указания на это. Это является всего лишь их признаком, а признаки могут быть как запретными, так и дозволенными» («Шарх Сахих Муслим», т. 3, с. 136).
Разве может кто-либо отрицать, что ваххабиты являются из хариджитов, когда эти хадисы ясно и однозначно указывают на то, что хариджиты появятся с востока и будут заставлять брить головы, ибо только ибн Абдулваххаб и его последователи заставляли всех, кто последовал за ними, брить головы. Человеку, принявшему их веру, не давали уходить, не побрившись, с того места, где он принял их веру. Такая отличительная черта не была присуща ни одной из заблудших групп, кроме ваххабитов. Следовательно, хадис ясно говорит о них.
Ас-Саййид Абдуррахман аль-Ахдал, муфтий города Забид, говорил: «Нет необходимости составлять даже одну книгу в отпор ибн Абдулваххабу… Для доказательства его заблуждения достаточны слова Пророка (мир ему и благословение): «Их признак – бритье головы». Поистине, этим не занимался никто из сторонников нововведений, кроме ваххабитов».
2. Хариджиты и ваххабиты физически крепки и готовы пожертвовать своей жизнью
«Появится течение молодых, резких и физически сильных людей, которые будут хорошо читать Коран, но он будет у них только на речевом аппарате. Когда вы встретите их, то усыпите, когда вы встретите их, то убейте. Поистине, убивший их получит вознаграждение от Аллаха» (Ахмад («Муснад», № 20 398); Байхаки («Сунануль Байхаки аль-Кубра», т. 8, с. 187)).
Даже невооруженным глазом видно, что большая часть ваххабитов – это физически сильные и экспрессивные люди, которые могут пожертвовать собой. Это происходит потому, что они уделяют большое внимание вербовке физически сильных лиц, в основном спортсменов, а также и физической подготовке, которая может пригодиться при захвате очередной школы или роддома. Сотни и тысячи ваххабитов жертвуют своими жизнями без тени сомнения в истинности своих вероубеждений, точно так же, как и Ибн Мулджим, Барк бин Абдула и Амр бин Букайр ат-Тайми. Следует отметить, что в День суда ваххабиты окажутся в таком же положении, как и эти трое.
3. Хариджиты и ваххабиты часто меняют свое мнение
Это происходит из-за отсутствия достоверных знаний, и именно поэтому хариджиты внутри самой секты разделились больше чем на 20 течений и у них появлялись все новые и новые убеждения.
Кто знаком с воззрениями ваххабитов, с давних пор знает, как часто те меняют мнение, приспосабливая свою идеологию под сложившуюся ситуацию. Например, еще несколько лет тому назад они считали, что оставление бороды – это фарз, а сейчас это уже является у них желательным действием. Люди помнят, как они вначале отрицали использование лекарств вообще, а теперь они считают, что неиспользование лекарств – это грех.
4. Хариджиты и ваххабиты обвиняют мусульман в неверии
Обвинение мусульман в неверии – это наиболее известный признак хариджитов: иной раз за совершение больших грехов, иной раз за совершение малых грехов, а иной раз даже за дозволенные действия. Обратите внимание: первые хариджиты обвиняли в неверии Али бин Абуталиба (да будет доволен им Аллах) за «тахким», т. е. за то, что он вместе с Муавией (да будет доволен им Аллах) назначили двоих в качестве третейских судей, а это общеизвестно, что дозволено.
Среди приверженцев «ахлю-сунна валь джама‘а» нет разногласий в том, что ни один мусульманин не выходит из Ислама за совершение даже смертных грехов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Тот, кто обвинил мусульманина в неверии, подобен тому, кто его убил» (Табарани). В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Поистине, я боюсь для вас человека, который читает Коран, и его красота отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, и бросается на своего соседа с мечом, обвиняя его в многобожии (ширке)». И Хузайфа спросил: «О, Пророк Аллаха (мир ему и благословение), кто из них ближе к многобожию: тот, кто обвиняет, или тот, кого обвиняют?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Тот, кто обвиняет» (Бухари («Тарих», с. 297); Ибн Хиббан («Сахих», т. 1, с. 281)).
5. Хариджиты и ваххабиты воюют с мусульманами, обвиняя их в неверии, и считают дозволенными их имущество и жизнь, не опираясь в своих суждениях на решение шариатского суда
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) о хариджитах сказал: «Будут оставлять поклоняющихся идолам и убивать обладателей веры» (Бухари («Сахих», № 3344)).
Ваххабиты с начала зарождения своего все время воевали с мусульманами: сначала с мусульманами Неджда, затем близлежащих городов, затем и с мусульманами Мекки и Медины, затем с мусульманами и других городов. Да и сейчас к чему призывают ваххабиты? Они призывают мусульман-палестинцев оставить эти земли иудеям и переселиться в другие города. Везде, где воюют ваххабиты, они воюют с мусульманами, и я не знаю на сегодняшний день ни одного места, где ваххабиты воевали бы с кафирами, я говорю не о подрывной деятельности, я – говорю о войне. Обратите внимание: когда они напали на Дагестан, наверное, в мире нигде не было больше неверных и все неверие и многобожие собралось тут…
Общеизвестно, что приводить в исполнение наказание за преступление не имеет права никто, кроме правителя мусульман, и запрещено также устанавливать наказание (хадд) кому-либо, кроме правителя (имама) или его заместителя (наиба) (тафсир «Аль-Куртуби», т. 2, с. 245–246; «Аль-Минхадж», «Шарх Сахих Муслим», т. 3, с. 438).
6. Хариджиты и ваххабиты обвиняют правителей в несправедливости, даже если они справедливы, и призывают к войнепротив правителя, даже если он является законным правителем мусульман
Это также один из их самых распространенных признаков. Более того, это является их убеждением и основой их религии! Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» (Муслим («Сахих», № 1847)). Обратите внимание: Зуль-Хувайсира из племени бану Тамим, из потомков которого, как говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), появятся хариджиты, обвинил в несправедливости самого Пророка (мир ему и благословение)! Если хариджиты были недовольны правлением лучших людей нашей уммы, таких, как Али (да будет доволен им Аллах), и выступили против него, обвинив его в неверии, то как же их «наследники» могут быть довольны нынешними правителями мусульман и не обвинять их в неверии?!
Несмотря на то, что оберегать свою жизнь и имущество от любого посягающего на них, является обязательным для мусульманина, Пророк (мир ему и благословение) сделал правителей исключением из этого общего правила. Имам Ибн аль-Мунзир говорил: «Обладающие знанием единодушны в том, что человек обязан оберегать свои жизнь и имущество, если на это покушаются не по праву. Но вместе с этим все знатоки хадисов считают, что правитель является исключением из этого, на что указывают предания о необходимости терпения несправедливости с его стороны и недопустимости выхода против него» («Фатхуль-Бари», т. 5, с. 148).
У нас в стране нет порядка, процветает коррупция и всякая нечисть, виной тому, конечно же, власть имущие. Это понимают все. И ваххабиты используют это обстоятельство для того, чтобы завербовать невежественного человека и заставить его воевать за «светлое будущее». Фактически они усугубляют ситуацию, и конечно же, никакое светлое будущее их не ждет. Ваххабиты должны знать, что их используют в своих целях определенные силы, а после выполнения задачи они будут уже не нужны. Точно так же, как саудиты использовали ваххабитов для того, чтобы прийти к власти. А после того, как захватили власть, убили 9 тысяч человек из наиболее ортодоксальных ваххабитов, которые отрицали всякое нововведение.
7. Хариджиты и ваххабиты выискивают грехи правителей и публично их порочат, побуждая народ к анархии
Ибн Кусайб аль-‘Адави рассказывал: «Однажды, когда я был вместе с Абу Бакратом (да будет доволен им Аллах) возле минбара Ибн ‘Амира, который читал проповедь в тонкой одежде, Абу Билял сказал: «Посмотрите на нашего амира, который носит одежду нечестивцев!» И (тогда) Абу Бакрат (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Замолчи, ибо я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто будет унижать правителя, того унизит Аллах» (Ахмад («Муснад» № 20 450); Тирмизи («Сунан», № 2224)).
Также Муавия (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды, когда Абу Зарр выехал в местность под названием Рабза, его встретила группа людей из Ирака, которые сказали ему: «О, Абу Зарр, до нас дошла весть о том, как поступил с тобой правитель. Если хочешь, подними знамя, и к тебе примкнет столько людей, сколько ты пожелаешь». На это Абу Зарр сказал: «Успокойтесь, успокойтесь, о, мусульмане! Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Будут после меня правители, возвеличивайте их. А тот, кто захочет их унизить, проделает дыру в Исламе, и не примется от него покаяние до тех пор, пока он не вернет все на свои места» (Ибн Абу ‘Асым («Сунна», с. 499)).
Наихудшими из хариджитов являются так называемые «отсиживающиеся хариджиты» (ка‘адия), которые побуждают народ к восстанию и бунту против правителя, однако сами не принимают в этом участия. Об этом говорил хафиз Ибн Хаджар, перечисляя течения хариджитов («Хади ас-сари», т. 9, с. 483). Абдуллах ибн Мухаммад ас-Са’иф говорил: «Самые отвратительные хариджиты – это отсиживающиеся хариджиты» (Абу Дауд («Масаиль», 281)).
Разве отличается от этих «отсиживающихся хариджитов» Багаудин из Сантлада, который призывал и призывает ваххабитов к войне против власти, а сам отсиживается где-то?
Сказанное не означает, что следует оправдывать действия нечестивых и неверующих правителей – с ними нужно вести цивилизованную борьбу, но не путем смуты, убийств и анархии, одним словом, не путем ваххабитов.
8. Хариджиты и ваххабиты претендуют на знание о помыслах и намерениях людей и того, что содержат их сердца
Также и ваххабиты называют мусульман, искренне произносящих «Ла илаха илла ллах», многобожниками и убивают их.
9. Хариджиты и ваххабиты оправдания своих убеждений они толкуют иносказательные аяты буквально
Примером толкования ими иносказательных аятов буквально является то, что Всевышний занимает какое-либо место в пространстве, утверждение, что Аллах находится на Арше. Субханаллах!
Аллах не нуждается ни в чем, в том числе и пространстве – в Своем творении. Всевышний чист от границ и не имеет размеров. В «доказательство» ваххабиты приводят иносказательный аят, а из 18 значений слова «истава» в этом аяте они выбирают почему-то смыслы «вознесся» и «воссел», которые не соответствуют величию Аллаха и противоречат словам Всевышнего (смысл): «Нет ничего, подобного Ему».
От Абу Мансура аль-Багдади передано также: «Аллах создал Арш, выражая Свое могущество, и не сделал его местом для Себя».
Для здравомыслящего человека не является секретом то, что пространство больше, чем то, что занимает определенную его часть. Если кто-либо занимает какую-либо часть комнаты, значит, комната больше, чем он. И если мы скажем, что Аллах занимает определенную часть пространства, это означает, что пространство больше, чем Он, а убеждение, что что-либо больше Аллаха, является неверием (куфр), что признают и сами ваххабиты.
Следовательно, мусульмане говорят, что Всевышний не материальная субстанция и потому по отношению к Нему неприменимо понятие «находится».
Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прочитал тот аят, который говорит о буквальном толковании иносказательных аятов, и сказал: «Если увидишь тех, которые следуют тому, что ясным не является, то знай, что это и есть те, о которых поведал Аллах, поэтому остерегайся их» (Бухари («Сахих», № 4547)).
10. Хариджиты и ваххабиты могут быть весьма усердны в поклонении и аскетизме
К сожалению, в наше время этим обольщается множество молодых мусульман. Увидев усердное поклонение, аскетизм или же «призыв следовать Корану и сунне» кого-либо, они обольщаются этим, тогда как все это не является показателем правильного вероубеждения и истинности пути.
От Анаса сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, появится среди вас народ, который будет настолько усердным в поклонении, что удивит людей и вызовет у них самих самодовольство. Но они вылетят из религии (из-за чрезмерности) так же, как стрела вылетает из пробитой насквозь дичи» (Ахмад («Муснад», № 12 909)).
Однако дела обстоят несколько иначе. Оценивать людей необходимо по их вероубеждению, поскольку именно правильное вероубеждение является ключевым критерием праведности, базисом, тогда как все остальные достоинства представляют собой надстройку. Поистине, праведные дела учитываются только тогда, когда есть правильное вероубеждение. И именно эта черта отличает истинных мусульман из числа «ахлю-сунна валь джама‘а» от представителей остальных течений.
11. Хариджиты и ваххабиты молоды и неразумны
Али ибн Абуталиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Во времена ближе к Концу света появятся люди молодые годами и бестолковые умами, которые станут произносить слова лучшего из созданий (т. е. Пророка (мир ему и благословение)), однако они выйдут из Ислама подобно стреле, которая вылетает из пробитой насквозь дичи. Вера этих людей не пройдет ниже их глоток, и поэтому где бы вы их ни встретили, убивайте их, ибо, поистине, убивший их в День воскрешения получит за это награду» (Бухари («Сахих», № 3611); Муслим («Сахих», № 1066)). Имам ан-Навави об этом хадисе сказал: «Из этого хадиса извлекаем то, что стойкость и сила знания в основном достигаются с преклонным возрастом» («Фатхуль-Бари», 12/300). Но здесь термин «молодость» не всегда имеет буквальное значение, ибо в «Табакат аш-шафиия аль-кубра» приводятся слова Ибн Джахбала Килаби: «Алимы говорят, что молодые – это те, которые являются непреуспевшими в понимании религии, неопытными и неукрепившимися, даже если им по 70 лет» (т. 9, с. 39).
Обратите внимание на то, что в рядах хариджитов наших дней одна молодежь, среди них трудно найти хотя бы несколько пожилых людей, которые придерживались бы их взглядов. И те пожилые, которые находятся среди них, по сути являются «молодыми», как об этом говорит Ибн Джахбал.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) о хариджитах также сказал: «Они будут читать Коран, полагая, что он за них, тогда как он будет против них» (Муслим («Сахих», № 1066)).
12. Хариджиты и ваххабиты прикрываются благородными призывами и возвышенными лозунгами изменения порицаемого и джихада
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Наступят в моей общине разногласие и раскол, а затем появятся люди, которые будут произносить красивые слова, но совершать плохие дела» (Ахмад («Муснад», № 13 362); Абу Дауд («Сунан», № 4765)).
Аль-Аджурри говорил: «И даже их открытое побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого не поможет им, поскольку это народ, который толкует Коран в соответствии со своими страстями!» («Аш-Шари‘а», 1/21).
Одних только благих и искренних намерений недостаточно для того, чтобы заслужить довольство Аллаха. Необходимо также, чтобы искренние намерения соответствовали правильному вероубеждению и установлениям шариата. Многие из тех, кто совершал страшные деяния в этом мире, заявляли о том, что они делали это из благих побуждений.
13. Хариджиты и ваххабиты прибегают ко лжи ради достижения своих целей
Несмотря на то, что первые хариджиты считали ложь неверием, выводящим из религии, современные их последователи дозволяют ее, оправдывая это тем, что ложь в их деятельности является вещью необходимой. Из памяти людской не стерлось еще, как ваххабиты говорили, что поддерживают только мирные способы распространения Ислама, а затем вероломно напали на Дагестан. Люди, которые хоть раз смотрели кассеты с диспутами с ваххабитами, видели, как они сначала говорили одно, затем отрицали все сказанное.
14. Хариджиты и ваххабиты считают хорошим то, что нежелательно и даже запретно
Хариджиты все свои деяния, которые привнесли сами в Ислам, такие, как, обвинение мусульман в неверии, их убийство, восстание против Али бин Абуталиба (да будет доволен им Аллах) и т. д., считали деяниями, к которым призывают Коран и изречения Пророка (мир ему и благословение). Также Абдурахман бин Мулджим считал убийство повелителя правоверных богоугодным делом.
Следует также отметить, что для того чтобы человек был хариджитом, совсем необязательно, чтобы в нем присутствовали все перечисленные качества. Однако, как уже говорилось выше, хариджиты разделились на множество течений и сект, каждой из которых некоторые качества присущи в большей мере, нежели другим. Но невозможно найти ни одного течения, в котором эти качества проявились бы в большей степени, чем в ваххабитах, и, опираясь на это, все ученые «ахлю-сунна валь джама‘а» причисляют их к хариджитам.
Послесловие
Теперь, уважаемые читатели, представьте людей, которые много читают Коран и изучают его смысл не по общепризнанным толкованиям Священной книги, а по переводам, СДЕЛАННЫМ НЕМУСУЛЬМАНАМИ, И БЕЗ УЧЕТА НАУК ТОЛКОВАНИЯ КОРАНА; тех, кто с особым рвением стремится к религии, да так, что это заставляет их убивать ни в чем не повинных людей, нередко даже женщин и детей; тех, кто, приводит слова лучшего из творений (т. е. Коран и хадисы), но приводит хадисы и аяты, ниспосланные про неверных, в отношении мусульман; тех, кто убивает мусульман в десятки и сотни раз больше, чем немусульман; тех, по сравнению с намазами которых ваши намазы будут видеться ничтожными, так же ваши посты и старания по отношению к их постам и стараниям; тех, которые были в религии, но их деяния ни в чем не похожи на деяния религиозных людей, ибо основа веры – добрый нрав, и Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Я послан только лишь для облагораживания благих нравов» (Байхаки, Кузаи). Какая может идти речь о нраве того, кто взрывает людей, женщин и детей?! Представьте молодых, физически сильных выскочек с горячими головами и отсутствием здравомыслия; тех, которые нравятся невеждам из-за их стараний; тех, которые влюблены в себя и не замечают вокруг никого, каким бы большим алимом он не был…
О, те, кто ищет истину, вы представьте тех, чей предводитель и «имам» является именно из племени бану Тамим (что является бесспорным фактом, который никто не оспаривает), как и Зуль-Хувайсира, из потомков которого, как говорил Пророк (мир ему и благословение), появятся «худшие из творений»; тех, кто распространение получил именно в Неджде, про который в хадисе, переданном Бухари, говорится, что из Неджда появится рог шайтана; тех, кто всех мусульман, кроме себя, называет многобожниками, точно так же, как это делали хариджиты.
Теперь, положа руку на сердце, ответьте: мог бы кто-нибудь привести описания ваххабитов более подробно, чем приведенные выше описания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)?! Я не думаю, что даже самый ярый ваххабит скажет, что мог бы, если, конечно, он не кривит душой…
Дай Аллах нам силы видеть истину истиной и ложь ложью! Амин.
P. S. Салих аль-Фавзан, который является одним из самых больших авторитетов среди ваххабитских «алимов», вынес фетву, что всякий, кто призывает молодежь восстать против своих правителей и, как он сам называет, к «сомнительному джихаду», поддерживает совершение взрывов и носит убеждения, оправдывающие это, является хариджитом, вне зависимости от места его жительства и личности. Комментарии, я думаю, излишни…
1 «Ахлю-сунна валь джама‘а» («люди сунны и согласия общины») – так называют людей, придерживающихся пути истины, указанного Пророком (мир ему и благословение). Здесь под словом «джама’а» имеются в виду люди, последовавшие за решениями, с которыми согласились сподвижники Пророка (мир ему и благословение) времени правления четырех праведных халифов: Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), Умара (да будет доволен им Аллах), Усмана (да будет доволен им Аллах) и Али (да будет доволен им Аллах). Следовательно, термин «ахлю-сунна валь джама‘а» включает в себя тех, кто, согласно сунне Пророка (мир ему и благословение), придерживается пути, которым следовали все сподвижники во времена четырех праведных халифов.
2 Ибн Хаджар аль-Аскаляни. Фатх аль-Бари. Т. 14. С. 8524.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.