характерно отсутствие как стремления к кооперации так и тенденции к достижению собственных целей
Тест-опросник Томаса на поведение в конфликте
Тест-опросник «Стиль поведения в конфликте» был разработан американским психологом Кеннетом Томасом. Он создан с целью исследования индивидуальной предрасположенности человека к конфликтному взаимодействию и определения стилей разрешения конфликтных ситуаций. Представленный метод может применяться в качестве ориентировки в изучении особенностей человека в плане адаптации и коммуникации, а также стиля его общения.
В методике Кеннета Томаса основное внимание уделено следующим вопросам:
Чтобы описать поведенческие типы, Кеннетом используется двухмерная модель конфликтного регулирования, в которой базовыми измерениями являются:
Исходя из этих двух измерений, учёным определяются такие способы регулирования конфликтных ситуаций, как:
По мнению Кеннета Томаса, во время избегания конфликта ни один участник не может достичь успеха. Если участники руководствуются принципами компромисса, приспособления или конкуренции, остаться в плюсе может только одна сторона. И лишь в процессе сотрудничества выигрывают все стороны конфликта.
В тесте-опроснике «Стиль поведения в конфликте» Томас представляет каждую из рассмотренных форм поведения посредством двенадцати суждений о том, как человек ведёт себя в конфликте. Они сгруппированы в тридцать пар в разных сочетаниях. Испытуемый должен выбрать из каждой пары суждение, наиболее соответствующее его обычному поведению.
В России тест-опросник был адаптирован российским психологом Натальей Владимировной Гришиной. Мы же представляем вашему вниманию переработанную нами версию теста-опросника.
Инструкция по прохождению теста
Ниже вам будет дано 30 пар суждений. Вам необходимо выбрать именно то, которое, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствует вашему обычному поведению. Над ответами не нужно подолгу задумываться. В тесте нет правильных или неправильных ответов, и, чем честнее вы будете с самими собой, тем достовернее будут полученные результаты. На прохождение теста отводится от 15 до 30 минут. После того, как тест будет пройден, вы сможете ознакомиться с ключом к тесту и интерпретацией ответов.
Тестовый материал
Итак, из каждой предложенной пары суждений выберите одно, наиболее характеризующее ваше поведение
1 пара:
А) В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса
Б) Я стремлюсь обращать внимание на точки соприкосновения, а не на расхождения во взглядах
2 пара:
А) Я всегда стремлюсь найти компромисс
Б) Я всегда стараюсь решить проблему так, чтобы были учтены и интересы и мои и другого
3 пара:
А) Практически всегда я непреклонен в достижении своей цели
Б) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения
4 пара:
А) Я всегда стремлюсь к компромиссу
Б) В некоторых случаях я могу поступиться своими интересами, чтобы в выигрыше остался другой человек
5 пара:
А) В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника
Б) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло
6 пара:
А) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы у меня не было неприятностей
Б) Я всегда стремлюсь достичь своей цели
7 пара:
А) Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже
Б) Нередко я могу пойти на уступки, чтобы добиться другой цели
8 пара:
А) Как правило, я всегда настаиваю на своём
Б) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов
9 пара:
А) Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда
Б) Я делаю всё, чтобы было так, как хочу я
10 пара:
А) Я решительно пытаюсь достичь своей цели
Б) Чаще всего я стремлюсь к поиску компромиссного решения
11 пара:
А) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов
Б) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения
12 пара:
А) Чаще всего, я стараюсь избежать позиции, способной вызвать разногласия
Б) Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки
13 пара:
А) Чаще я предлагаю найти среднее решение
Б) Чаще я продолжаю настаивать на своём
14 пара:
А) Я всегда объясняю другому свою позицию и интересуюсь, как думает он
Б) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции
15 пара:
А) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения
Б) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло
16 пара:
А) Я всегда учитываю чувства другого и стараюсь не задеть их
Б) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции
17 пара:
А) Как правило, я настойчив в достижении своей цели
Б) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло
18 пара:
А) Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив
Б) Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки
19 пара:
А) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов
Б) Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже
20 пара:
А) Я всегда стремлюсь к немедленному преодолению разногласий
Б) Я всегда настроен на лучшее сочетание потерь и выгод для каждого
21 пара:
А) В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны
Б) Мне больше нравится, когда проблема обсуждается прямо
22 пара:
А) Я стремлюсь занять такую позицию, которая будет посредине между моей личной и противоположной
Б) Я всегда стремлюсь отстоять свои желания
23 пара:
А) Меня всегда волнует вопрос, удовлетворены ли желания другой стороны
Б) В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса
24 пара:
А) Если для другого человека очень важна его позиция, я пойду ему навстречу
Б) Я стремлюсь склонить другого к компромиссному решению
25 пара:
А) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции
Б) В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны
26 пара:
А) Чаще я предлагаю найти среднее решение
Б) Практически всегда я стремлюсь сделать так, чтобы были удовлетворены желания всех сторон
27 пара:
А) Я стараюсь не занимать потенциально спорной позиции
Б) Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив
28 пара:
А) Как правило, я настойчив в достижении своей цели
Б) В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника
29 пара:
А) Чаще я предлагаю найти среднее решение
Б) Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда
30 пара:
А) Я всегда стараюсь сделать так, чтобы чувства другого не были задеты
Б) Чаще всего я придерживаюсь такой позиции в спорной ситуации, чтобы и я и другой человек достигли успеха
Теперь можете ознакомиться с ключом к тесту.
Ключ к тесу
Просмотрите нижеследующую таблицу и проставьте себе 1 балл за каждый ответ, который совпадает с ключами.
А теперь вы можете интерпретировать полученные результаты.
Интерпретация результатов теста
То количество баллов, которое вы набрали по каждой из шкал, показывает, насколько выражена у вас тенденция к тому или иному поведению в процессе конфликтного взаимодействия (характеристики указаны в начале). Чтобы узнать, какой тип поведения у вас доминирует, нужно просто сопоставить баллы по каждой из форм, и выбрать ту, по которой набрано наибольшее количество баллов.
Как уже упоминалось, Кеннет Томас полагал, что самой конструктивной и продуктивной является стратегия сотрудничества, т.к. только посредством неё в выигрыше могут остаться все стороны конфликта. Однако некоторые специалисты утверждают, что наиболее оптимально применять все пять стратегий, а лучшими показателями считаются такие, когда по каждому типу поведения набрано от 5 до 7 баллов.
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Если у вас есть желание пройти ещё несколько тестов на диагностику своего поведения в конфликтах, но уже в автоматизированной форме, то предлагаем вам пройти наш курс по самопознанию. Но заметим, что в нём вы найдёте не только раздел и тесты, посвящённые конфликтологии, но и множество других разделов и тестов, которые раскроют вам другие особенности вашей личности, покажут ваши преимущества и укажут на то, над чем стоит поработать. Курс вы найдёте вот по этой ссылке.
Желаем вам успехов и старайтесь обходиться без конфликтных ситуаций!
Методика диагностики к конфликтному поведению К. Томаса
Тест К. Томаса позволяет выявить стиль поведения в конфликтной ситуации. Опросник Томаса не только показывает типичную реакцию на конфликт, но и объясняет, насколько она эффективна и целесообразна, а также дает информацию о других способах разрешения конфликтной ситуации. При помощи специальной формулы вы можете просчитать исход конфликта.
Инструкция
В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.
Стимульный материал (вопросы)
1
А. Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.
2
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
4
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6
А. Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7
А. Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.
8
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
12
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
13
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.
14
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
15
А. Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16
А. Я стараюсь не задеть чувства другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20
А. Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.
25
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
27
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.
Ключ к тесту Томаса типы поведения в конфликте
Соперничество
(конкуренция)
Сотрудничество
Приспособление
Обработка и интерпретация результатов теста
Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применял двухмерную модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями в ней являются: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум способам измерения К. Томас выделял следующие способы регулирования конфликтов:
Он полагал, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Другие специалисты убеждены, что оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо — имеют значения ниже 5 баллов, другие — сильно — выше 7 баллов.
Формулы, для прогнозирования исхода конфликтной ситуации:
А. Соревнование + Решение проблемы + 1/2 Компромисса
Б. Приспособление + Избегание + 1/2 Компромисса
Если сумма А > суммы Б, шанс выиграть конфликтную ситуацию есть у вас.
Если сумма Б > суммы А, шанс выиграть конфликт есть у вашего оппонента.
ТЕМА 3. Стратегии поведения в конфликте К. Томаса
К. Томас выделяет две направленности поведения в конфликтной ситуации – кооперацию, которая связана с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям различаются следующие способы (стратегии) разрешения конфликтов:
· Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Человек, использующий стиль соперничества, не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои способности доминировать, принуждать их принимать нужное ему решение проблемы.
· Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. При использовании этого стиля имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой.
· Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей. Человек не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.
Рис. 1. Векторы общения и способы урегулирования конфликтов по Томасу
Исследования: обсуждение позволяет людям решиться на сотрудничество (Kerr & Kaufman-Gillilland, 1994).
Тонкий эксперимент Робина Доза (Robyn Dawes, 1980, 1984) иллюстрирует это. Представьте себе, что экспериментатор предлагает вам и каждому из шести незнакомых вам участников эксперимента следующий выбор: вы можете оставить у себя 6 долларов или отдать их другим через посредство экспериментатора, зная, что он удвоит сумму и раздаст каждому из шести участников по 2 доллара. Никто не узнает, решили вы отдать деньги или оставить у себя. Таким образом, если все семеро сотрудничают и отдают деньги, каждый получает по 12 долларов. Если только вы один оставите у себя деньги, а остальные шестеро отдадут, у вас будет 18 долларов. Если вы отдадите, а остальные оставят у себя, вы не получите ничего. Очевидно, что сотрудничество взаимовыгодно, но оно требует самоотверженности и риска. Доз обнаружил: если обсуждения не было, отдают деньги около 30% людей, а если оно было — 80%.
Открытое, свободное, честное обсуждение также уменьшает недоверие. Без обсуждения те, кто ожидает, что другие не будут сотрудничать, обычно и сами отказываются от сотрудничества (Messe & Sivacek, 1979; Pruitt & Kimmel, 1977). Тот, кто не доверяет другим, почти обязан отказаться от сотрудничества (чтобы защититься от эксплуатации). Отсутствие сотрудничества, в свою очередь, усиливает недоверие («Что я могу поделать? В этом мире человек человеку волк»). В экспериментах коммуникация уменьшает недоверие, позволяя людям достичь соглашения, обеспечивающего их взаимную выгоду. (см. Д. Майерс Социальная психология, СПб.: Питер, 1997. С.651)
Этапы разрешения конфликта в стиле сотрудничества:
1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
7. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.
«определение способов регулирования конфликтов» (др. названия «стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации», тест к.томаса)
«определение способов регулирования конфликтов» (др. названия «стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации», тест к.томаса)
Пять способов Томаса по урегулированию конфликтов
Отталкиваясь от этих двух измерений, он выводит несколько способов, которые могут справляться с конфликтами.
Из этого следует, что только избегание конфликтов не приносит никаких результатов. Да, человек не может проиграть, но и выполнения каких-либо своих пожеланий тоже ждать не стоит. При других видах всегда достигается какой-то результат. Полностью отрицательный результат возможен только при компромиссе, так как обе стороны идут на уступки ради разрешения конфликта. Полностью положительный результат даёт только сотрудничество.
Удачного вам тестирования!
Приспособление
Полнейшая противоположность «акулы» – «плюшевый мишка». Он склонен к приспособленчеству. При подобном типе поведения в угоду оппоненту испытуемый без труда может отказаться от собственных интересов. Обычно, такой вариант характеризует людей с сильно заниженной самооценкой.
Они уверены, что их точка зрения учета не заслуживает. Удачной подобный тип может оказаться в ситуации, когда предмет спора никакого внимания не заслуживает. Уступка сопернику практически гарантирует сохранение дружеских отношений.
Минимальнейшими в этом случае будут и последствия столкновения. Однако отказ от собственных интересов негативно может сказаться на всех событиях последующей жизни человека.
Высок риск утраты уважения окружающих, получения звания бесхребетника. Нередко именно такими людьми чаще всего охотно манипулируют. После выявления с помощью теста Томаса склонностей к приспособленчеству необходима немедленная работа над самооценкой.
Текст опросника
а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение.б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение.б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.б) Я стараюсь добиться своего.
а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.
а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
а) Я твердо стремлюсь достичь своего.б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
а) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.
а) Я предлагаю среднюю позицию.б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.б) Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого.б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
а) Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.
а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.б) Я отстаиваю свои желания.
а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
а) Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
а) Я предлагаю среднюю позицию.б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
а) Я предлагаю среднюю позицию.б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
а) Я стараюсь не задеть чувств другого.б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.
Результат
Компромисс
Описание теста Томаса содержит и еще одну очень важную и часто встречающуюся модель поведения, которая называется компромисс. Человек готов пойти на уступки, но при этом получив что-либо взамен. Многие считают, что это наилучший способ решения конфликтных ситуаций, однако это не совсем так. В результате такой модели поведения главный вопрос остается не решенным. Кроме того, оба участника спора являются зависимыми друг от друга, каждый задает себе вопрос: «Как мне угодить оппоненту, чтобы получить желаемое?» В результате хитростью человек добивается поставленной цели, однако вряд ли такая модель решает конфликт полностью. Очень часто данный тип поведения применяют по отношению к детям. Однако когда ребенок понимает, что родитель также зависит от его мнения, он начинает требовать больше, еще больше спорить и в итоге получает все, что захочет.
Соревнование
Человек-«акула» во всем склонен следовать исключительно своим интересам, абсолютно не интересуясь мнением окружающих. Он не признает компромиссов и считает, что победа одного всегда означает полное поражение другого. Стремясь достичь своей цели, такой человек, не задумываясь, пойдет по головам. В его арсенале могут быть даже не совсем законные и этичные действия, он легко может решиться на обман, подлог или провокацию. «Акула» всегда стремится обладать всей полнотой информации о противнике, но никогда не будет заботиться о его добром имени или душевном комфорте.
Такая линия поведения может быть оправдана лишь в ничтожном количестве случаев. Чаще всего это случается в острых кризисных ситуациях, когда некий облеченный определенными полномочиями человек должен очень быстро навести порядок и представить какой-либо результат. Во всех остальных случаях поведение «акулы» неприемлемо и может быстро разрушить любые долгосрочные отношения – как рабочие, так и личные.
Такие опасные склонности легко поможет выявить тест Томаса
Конфликтное поведение человека является серьезной проблемой для окружающих, а значит, в общении с ним нужно будет соблюдать особую осторожность
Теоретические основы
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.
В соответствии с этим К
Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К
Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К
Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К
Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
Пять способов урегулирования конфликтов
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Компромисс
«Лисы» стремятся договориться с оппонентами. Лишь частичное удовлетворение требований каждой стороны не ведет к полному решению проблемы.
Оно является передышкой. В позиции хитрецов полная их зависимость от позиции соперника является самым слабым местом. Если он не собирается жертвовать хотя бы частью интересов, то «лисица» оказывается в проигрыше.
Велика вероятность того, что противной стороной требования излишне завышаются, а затем оппонент якобы великодушно решается поступиться ими до желаемого уровня
По этой причине перед компромиссом важно собрать все сведения о предмете спора, чтобы не остаться в проигрыше
Если тестирование Томаса показывает склонность к подобному выходу из разногласий, следует проявлять большую решительность в отстаивании собственной позиции.
Типы конфликтных ситуаций
Обычно общество воспринимает конфликты, как то, что нужно немедленно остановить, чтобы мирно сосуществовать. Решение конфликта должно приводить к тому состоянию, когда люди продуктивно работают (учатся, служат, выполняют другие задания) в состоянии полной гармонии с окружающим коллективом.
Время идёт и всё меняется, даже отношение к конфликтам в научной среде немного поменялось. На такую перемену могли повлиять два фактора.
Томас считает, что нет смысла тратить время и ресурсы на то, чтобы полностью избавиться от конфликтов, нужно научиться контролировать их.
Он описывает типы поведения людей в стрессах и конфликтах, используя два понятия: кооперацию и напористость.
Двухмерная модель регулирования конфликтов
Тест Томаса – это методика, базирующаяся на двухмерной модели регулирования конфликтов. Первое измерение – это напористость. Характеризуется поведением личности, основанным на внимании только к своей персоне и игнорированием оппонента
Второе – полная противоположность первому, и поведение характеризуется вниманием ко второй стороне конфликта. Именно к этим двум измерениям относятся пять типов поведения в конфликтных ситуациях, описанные выше и используемые в такой методике, как тест Томаса
Стратегия поведения в конфликтной ситуации определяется по специальным 60 утверждениям. Они делятся на 30 пар, и из каждой необходимо выбрать вариант (А или Б), который для тестируемого человека наиболее приемлем. Далее, исходя из таблицы с результатами, за каждый совпавший ответ необходимо в соответствующей колонке поставить себе 1 балл. Последним этапом в тестировании можно считать подсчет количества баллов по каждой стратегии. Та колонка, в которой наибольшее количество балов, и будет обозначать ту модель поведения, которую человек в конфликтных ситуациях использует чаще всего.
Рассмотрим все 5 типов моделей поведения и определим, какая же из них наиболее правильная.
Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко
Доминирующие стратегии психологической защиты в общении:
· миролюбие характерно для 14 испытуемых, что составляет 35% от всей группы;
· избегание характерно для 15 испытуемых, что составляет 37,5% от всей группы;
· агрессия характерна для 11 испытуемых, что составляет 27,5% от всей группы.
Выводы: для большинства испытуемых (15, 37,5%) характерна стратегия избегания в общении.
При сопоставлении результатов данного теста и результатов опросника Айзенка (поделили всех испытуемых на эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых экстравертов и интровертов и вычислили моду стратегии защиты общении) мы также можем сделать следующие выводы:
· для эмоционально устойчивых экстравертов и интровертов доминирующей стратегией защиты в общении является миролюбие. Этот вывод соответствует нашей гипотезе;
· для эмоционально неустойчивых экстравертов доминирующей стратегией защиты в общении является агрессия. Этот вывод также соответствует нашей гипотезе;
· для эмоционально неустойчивого интроверта – единственного в данной группе – доминирующей стратегией является агрессия.
Тест Томаса Поведение в конфликтной ситуации
Тест Томаса (Kenneth Thomas) на поведение в конфликтной ситуации является одним из самых популярных среди подобных.
Идея модели двухмерного урегулирования конфликтов была создана в соавторстве с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann), из-за чего методику также называют тестом Томаса-Килманна.
Авторы считали, что люди должны не стремиться избежать конфликта любой ценой, а грамотно управлять ими.
Выведенная авторами двухмерная модель урегулирования конфликтов состоит из двух измерений:
Таким образом, на основе различных комбинаций выраженности измерений выделяются 5 способов урегулирования конфликтов:
Как правило соперничество выражается в активном навязывании предпочтительного для Вас исхода второй стороне конфликта.
Иногда оно бывает оправданно, например, когда принятое решение приведёт к выгоде для всех окружающих, а не только одному или нескольким людям, или когда предложенное решение явно более конструктивное.
Соперничество стоит проявлять в опасных, экстремальных ситуациях когда времени на убеждение второй стороны нет и нерешённый вопрос может привести к опасным последствиям.
Приспособление может проявляться в добровольном или вынужденном отказе от продолжения борьбы и сдача своих позиций полностью или частично. Например, это может произойти от:
Одним из примеров такого поведения в конфликте можно привести знакомое всем автомобилистам «правило трёх Д» — «Дай Дорогу Дураку».
Часто оппоненты готовы частично пожертвовать своими интересами и завершить конфликт без перехода в состоянии полномасштабной войны, где останется только один, но с огромными потерями. Таким образом происходит готовность простить оппонента, отказаться от части первоначальных требований, частично признать правоту оппонента.
Компромисс крайне эффективен, когда обе стороны понимают, что обладают примерно равными возможностями, взаимоисключающими интересами. Или удовлетворяются частичным и, возможно, временным решением перед угрозой потерять всё.
Избегание можно также назвать уходом от решения проблемы, когда одна из сторон пытается выйти из конфликта при минимуме действий и ущерба.
Обычно используется уже после неудачных попыток отстоять свою правоту. Конфликт в таком случае остаётся не разрешённым, но затухает на какое-то время или навсегда.
Избегание может оказаться вполне правильной и нужной реакцией на затянувшийся сверх всякой меры конфликт.
Правильная стратегия поведения
Рассмотрев все модели поведения, можно смело утверждать, что в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Кроме того, многое зависит и от характера человека, например, скромному, бесхарактерному практически не свойственна модель «соперничество», но зато очень близки «приспособление» и «избегание». Тест Томаса, расшифровка которого представлена выше, помогает определить, каким типом поведения чаще всего пользуется человек, однако он не дает рекомендаций по поводу выбора наилучшей стратегии.
Это объясняется тем, что в каждой конкретной ситуации возможно применение той или иной. В некоторых ситуациях действительно необходимо промолчать, а иногда полезно согласиться и пойти на уступки. Все зависит от предмета спора и оппонентов. Любой конфликт позволяет людям лучше узнать друг друга, а поэтому стратегия «сотрудничество» считается самой оптимальной. В таком случае оба партнера получают то, чего на самом деле хотят, а в процессе решения вопроса они лучше узнают интересы друг друга. Вероятнее всего, в следующий раз ситуацию удастся решить уже намного быстрее, поскольку теперь люди уже хорошо узнали друг друга. Проблема состоит лишь в том, что не всегда получается сразу найти решение, которое бы устраивало обоих.
Именно по этой причине всегда нужно оценивать для себя важность сложившейся ситуации, и если предмет спора не является слишком глобальным, то допустимо уступить оппоненту. Умение справляться с конфликтами — очень важное качество, которое может пригодиться как в сфере работы, так и в семейной жизни
Уклонение
Для людей-«черепах» конфликт неприемлем. Они всеми силами стараются избегать выяснения отношений напрямую либо откладывают разбор ситуации. Позиция отличается не столько неспособностью отстаивания собственной точки зрения, сколько крайней степенью неуважения к интересам других.
Для черепахи свойственно скрывание от проблемы, а не поиск ее разрешения. Вызвано такое поведение «комплексом жертвы». Оправдать тактику можно незначительностью причины разногласия для сторон.
В более серьезной ситуации подобное отношение способно привести к предельному нарастанию непонимания и концентрации взаимопретензий. Затяжное противостояние становится для обеих сторон все более тягостным.
Оно в любой момент может завершиться сверхэмоциональным выяснением отношений. Последствия могут стать необратимыми. Если итогом теста стал именно такой итог, человеку необходимо стать более смелым, не бояться проблем
Важно понимать, что вопрос исчезнет лишь после его решения
Оставшийся без ответа может лишить сил, превратить жизнь в невыносимую. И постоянно прятаться невозможно.
Сотрудничество
Сотрудничество – идеальный вариант. Найденное при этом решение полностью удовлетворяет претензии каждой из сторон. Для решения необходимы мудрость с дипломатическими способностями. Поэтому склонных к такому поведению людей называют «совами».
Им не свойственно увлечение внешней стороной разногласий. Они пытаются вникнуть в суть и разобраться в причинах. Такие люди способы быть честными с оппонентами. С такой тактикой противник без усилий становится партнером, а разногласие улаживается в конструктивных переговорах.
Если в итоге теста выпал такой результат, то человека стоит поздравить. Благодаря собственной проницательности и отсутствию крупных ссор он добьется многого.
Опросник Томаса-Килмана нередко используется в ходе собеседований при приеме на работу. По итогам проще судить о соискателе.
Методика позволяет оценивать выбор человеком позиции в рабочих отношениях. Информация предоставляет сведения о влиянии новичка на сформировавшуюся в коллективе до его появления атмосферу.
Тест Томаса будет полезен всем. Он помогает объективно оценить свое поведение и разобраться, что именно затрудняет успешное разрешение разногласий.
Методика позволит сохранять с окружающими дружеские и рабочие конструктивные отношения без осложнений в течение длительного времени.