хамар дабан что это значит
Хамар-Дабан
Полезное
Смотреть что такое «Хамар-Дабан» в других словарях:
ХАМАР-ДАБАН — хребет в Бурятии вдоль южного и юго восточного побережья оз. Байкал. Длина 420 км, высота до 2331 м. Байкальский заповедник … Большой Энциклопедический словарь
ХАМАР-ДАБАН — ХАМАР ДАБАН, хребет в Бурятии, вдоль южного и юго восточного побережья оз. Байкал. Длина 420 км, высота до 2371 м. Байкальский заповедник. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
хамар-дабан — сущ., кол во синонимов: 1 • горная система (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Хамар-Дабан — У этого термина существуют и другие значения, см. Хамар Дабан (значения). Хамар Дабан … Википедия
Хамар-дабан — хребет в России, в Бурятии, вдоль южного и юго восточного побережья оз. Байкал. Длина 420 км, высота до 2371 м. Байкальский заповедник. * * * ХАМАР ДАБАН ХАМАР ДАБАН, хребет в Бурятии вдоль южного и юго восточного побережья оз. Байкал. Длина 420… … Энциклопедический словарь
Хамар-Дабан — горная цепь Иркутской губ. и Забайкальской обл. Отделившись от Ургудеевского горного узла, расположенного близ границы Забайкальской обл., Х. Дабан окаймляет с Ю оз. Байкал. В начале этот высокий горный хребет имеет чрезвычайно дикий характер,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Хамар-дабан — горный хребет в Прибайкалье, главным образом в Бурятской АССР. Расположен к Ю. от Тункинской впадины и котловины Байкала. Длина 420 км, ширина до 65 км. Наибольшие высоты на З. г. Байшинт Ула (2995 м). Преобладает среднегорный рельеф.… … Большая советская энциклопедия
Хамар-Дабан — Хамар Дабан, хребет в Прибайкалье, к югу от Тункинской котловины и котловины озера Байкал, в Бурятии. Длина 420 км, высота до 2371 м. Сложен кристаллическими сланцами, гнейсами, базальтами; много гранитных интрузий. Преобладает среднегорный… … Словарь «География России»
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
ХАМАР-ДАБАН — ГОРНАЯ СТРАНА (юг Байкала).
ХАМАР-ДАБАН — ГОРНАЯ СТРАНА
Хребет Хамар-Дабан («Ореховый перевал») — одно из прекраснейших ожерелий озера Байкал, горные цепи которого опоясывают и защищают знаменитое озеро-море с юга.
Вершины Хамар-дабана, представляющие собою «гольцы» с каменными россыпями, поднимаются выше пояса древесной растительности, достигая более 2000 м абс. выс.
Наиболее приподнята восточная часть Хамар-дабана, где некоторые вершины имеют высоту до 2300 м над ур. м. Северные склоны хребта круто сускаются к Байкалу, восточные склоны более полого подходят к долине р. Селенги. Вдаваясь в озеро Байкал, отроги Хамар-дабана во многих местах образуют живописнейшие скалистые мысы.
Эта цепь имеет форму дуги, которая окаймляет котловину Байкала. Она состоит из нескольких крупных горных массивов, которые характеризуются наличием округлых вершин и отсутствием ярко выраженного гребня. С северной стороны она резко обрывается к Байкалу. На юге понижение более плавное – хребет переходит в Малый Хабар-Дабан и Селенгинское среднегорье.
Вдоль северных отрогов по берегу Байкала и левому берегу реки Селенги проходят Транссибирская магистраль и федеральная трасса Р-258 «Байкал». Склоны Хамар-Дабана, примыкающие к юго-западному берегу Байкала, являются самым влажным местом в Прибайкалье (около 1200 мм осадков в год) и отличаются богатой растительностью; в гольцовой осевой части хребта преобладает горнотундровая растительность. Леса преимущественно хвойные — сосна, лиственница, сибирский кедр, пихта, встречаются реликтовые тополиные леса, березники. Более верхние высотные ярусы занимают альпийские луга, кедровый стланик и карликовая берёза.
В связи с наличием высоких гор и достаточно обширной водной акваторией сформировались климатические особенности хребта Хамар-Дабан В этих местах, как и во всем южно-байкальском районе, осадки выпадают на протяжении всего года. В высокогорьях этот показатель доходит до 2000 мм в год. На склонах снежный покров от 80 до 120 см.
В центральной части Хамар-Дабана расположен Байкальский биосферный заповедник. К западу от заповедника, в Закаменском районе, располагается Снежинский государственный биологический заказник (площадь — 238,48 тыс. га). Западная часть Хамар-Дабана находится в пределах Тункинского национального парка.
Высшей точкой Хамар-Дабана считается Хан-Ула (от бур. Хаан уула — «Ханская гора (вершина)» (2371 м), однако в верховьях Утулика есть немногим более высокая вершина Утуликская подкова (2396 м), которая несомненно относится к Хамар-Дабану.
Наиболее популярным и доступным объектом является пик Черского (2090 м). Ежегодно его посещают тысячи туристов.
В центральной части в Байкальском заповеднике выделяется гольцовая вершина Сохор (2316 м).
Массивный хребет Хамар-дабана сложен из древнейших горных пород — гнейсов, кристаллических сланцев, известняков. В районе рр. Слюдянки, Снежной, Дзон-мурина и других встречаются базальтовые покровы. Залегание горных пород местами нарушено горообразовательными процессами, которые происходили здесь в древние геологические эпохи. В высокогорной зоне хребта сохранились следы древнего оледенения в виде каров, морен, запруженных моренами озёр, «бараньих лбов» и т. п.
Хамар-Дабан, речка Осиновка
Со склонов Хамар-дабана берут начало многие реки, относящиеся к системам pp. Иркута, Темника, Селенги и др. В Байкал бурно стекают pp. Снежная, Утулик, Переемная. Слюдянка, Мишиха, Мысовая, Маятуриха, Соклома и др. Скалистые ущелья этих рек имеют уступообразный характер, и реки, протекая по каменистому дну, образуют красивые перекаты, каскады и водопады. Наиболее величественны водопады по р. Большой Быстрой (правый приток р. Иркута), имеющие отвесное падение до 15—20 м и более. Водопады на р. Зангисан падают уступами друг на друга на высоте около 25 м. Незначительные водопады и пенистые каскады находятся на pp. Слюдянке, Снежной, Мишихе.
Водопады на реке Грамотуха
На хребте Хамар-дабан находится несколько озёр ледникового происхождения Наибольшее число озёр расположено в верховьях pp. Снежной, Хара-мурина, Утулика на высоте 600 м и более над уровнем Байкала. Одно из озёр, расположенных в истоках р. Снежной, имеет длину до 3 км и ширину около 1.5 км. Из этого озера вытекает р. Селенгушка (приток р. Снежной). Вода озёр — ледникового происхождения, имеет своеобразный серо-молочный или изумрудный цвет, что зависит от примеси к воде ледникового ила. Температура воды горных озёр низкая.
Метеорологические условия окрестностей Хамар-дабана суровы и неустойчивы. С сентября по июнь этот высокий хребет бывает в снегу. Толщина снежного покрова местами достигает до 1.3 м. На высоких перевалах и нагорных плато даже в летнее время нередко выпадает снежная крупа, а иногда и снег. В августе здесь можно наблюдать снежные метели.
С вершины Хамар-дабана в разные стороны горизонта открывается замечательная панорама. На юго-запад, в лёгкой дымке, видны живописнейшие снежные пики Тункинских Альп. На север тянется бесконечная зеркальная поверхность глубочайшего озера мира — Байкала, красиво окаймлённая со всех сторон высокими горами. На восток и на юг идут цепи гор, на которых кое-где виднеются снежные пятна.
В хорошую погоду с вершины Хамар-дабана вдали на юго-западе виднеется огромная снежная шапка Мунку-сардыка — высочайшей вершины Восточных Саян.
На дне ледникового кара, расположенного ниже вершины Хамар-дабана, находится живописное озеро, напоминающее по своей форме сердце. Вода его имеет красивый изумрудный цвет. Берега местами окаймлены снежными пятнами, зарослями низкорослых ив и берёзок, полянами синих водосборов и яркожёлтых огоньков. Такое гармоничное сочетание тёмно-зелёной тайги, яркоцветных лугов и снежных пятен с изумрудной зеркальной поверхностью озера создаёт исключительно красивый ландшафт. Из оз. Сердце вытекает небольшая речка, которая вскоре же падает в ущелье красивым веерообразным каскадом.
Природные богатства Хамар-дабана раскрыты ещё мало; систематическое изучение их началось только после Октябрьской революции.
озеро Сердце (п. Черского)
Озеро Соболиное —одно из крупнейших озер Хамар-Дабана. Расположено на реке Селенгинка в 28 км к югу от станции Выдрино.
Соболиное озеро разделяется узкой протокой на Большое и Малое Соболиное. Общая длина озера около 2,5 км, ширина достигает 600 м.
вид с пика Черского
Горная цепь тянется вдоль берега Байкала от Селенгинского среднегорья вдоль Тункинской долины до хребта Мунку-Сардык. Северные склоны хребта Хамар-Дабан круто обрываются к Байкалу и являются естественной преградой для воздушных потоков, переносимых через Байкал. Поэтому северная часть хребта отличается влажным климатом и, вследствие этого, богатой растительностью, за что хребет иногда называют «сибирскими джунглями».
Несмотря на кажущуюся суровость и неприступность, в предгорьях Хамар-Дабана со стороны Байкала вдоль реки Снежная есть большое количество уникальных мест и достопримечательностей, расположенных практически в шаговой доступности.
Горный хребет на рассвете. / Озеро Байкал
вид на Хамар-Дабан с Тункинских гольцов
Рассказывать про Хамар-Дабан можно бесконечно. После недели путешествий по цепям тропинок, связывающих между собой пики, озера и реки,стало понятно, что природа гор так и осталась для меня загадкой.
Горы любят сильных, они делают тебя чуточку лучше с каждым покоренным пиком. Созерцая вершины, ты чувствуешь, как повышается гемоглобин в крови, хочется вдыхать полной грудью глубже и чаще. И хочется еще раз вернуться в удивительную страну Хамар-Дабан.
Хамар-Дабан
Хамар-Дабан (от бур. хамар — «нос», дабан — подъём, перевал).
Хамар-Дабан — древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км, образующий горную страну на юге Байкала. Расположен на территории Иркутской области и Бурятии. Часто хребты Хамар-Дабана являются так же административной границей этих областей. По берегу Байкала параллельно Хамар-Дабану проходит ВСЖД.
Северная часть Хамар-Дабана является самым влажным местом в Прибайкалье (около 1200 мм осадков в год) и отличается богатой растительностью, в южной, преобладает тундровая растительность. Леса — большей частью хвойные, встречаются реликтовые тополиные леса, берёза, на больших высотах альпийские луга, кедровый стланик и карликовая берёза.
В центральной части Хамар-Дабана в 1968 году создан Байкальский биосферный заповедник.
Высшей точкой Хамар-Дабана считается гора Хан-Ула (2371 м), однако в верховьях Утулика есть более высокая вершина Утуликская подкова (2396 м), которая несомненно относится к Хамар-Дабану. Наиболее популярным и доступным объектом является пик Черского (2090 м). Ежегодно его посещают тысячи туристов.
На Хамар-Дабане много разнообразных озёр. Одно из самых крупных и популярных — Соболиное озеро. Озёра поменьше Патовое озеро, Чёртово озеро.
Основные крупные реки, освоенные для водного туризма:
Основные обитатели:
Хамар-Дабан, глазами поэтов:
В мешочек сердца положи
Не что-нибудь, а эту жизнь,
Ведь будут тысячи столиц
Перед тобою падать ниц,
И будут тысячи побед,
А снится все-таки тебе
Одно и то же: сквозь туман
Хрустит хребет Хамар-Дабан.
Хамар-Дабан
Хамар-Дабан — древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км, образующий горную страну на юге Байкала. Ширина — 80 км, высота вершины — 2396 м, расположен на территории Иркутской области и Бурятии. Часто хребты Хамар-Дабана являются также административной границей этих областей. По берегу Байкала параллельно Хамар-Дабану проходит Транссибирская железнодорожная магистраль.
Хамар-Дабан: общие сведения
Происхождение этого географического названия топонимические словари сводят к бурятскому «хамар» — «нос» (в топонимике используется в значении «отрог», «мыс», «выступ») и «дабан» — «высокий горный перевал», «седловина». В.А. Никонов приводит также версию улан-удэнских исследователей, утверждавших, что «хамар» — это кедровые орехи, и, следовательно, Хамар-Дабан – Ореховый перевал [1]
Она имеет форму пологой дуги, окаймляющей котловину Байкала и состоит из ряда обширных горных массивов с округлыми вершинами и без резко выраженного гребня. Круто обрывается с северной стороны к Байкалу. С юга понижается постепенно, переходя в хребет Малый Хамар-Дабан и Селенгинское среднегорье.
Высшая точка – 2371 м – гора Хан-Ула, что переводится как «царь-гора», «владыка-гора». Немного ниже вершина Сохор («пестрый») высотой 2316 м и пик Черского – 2090 м. Долгое время последний считался самой высокой точкой Хамар-Дабана и носил одноименное название. Первое восхождение «на Камардабан, высочайшую вершину Камарских гор» связывают с именем известного исследователя Густава Раде. Свое современное название пик получил в 1950-х годах по предложению ученых из Академии наук.
Сложен Хамар-Дабан в основном древними кристаллическими породами архея и протерозоя (гнейсы, сланцы, известняки), изверженными (гранитоиды) и вулканическими породами (четвертичные базальты). Характерны современные тектонические поднятия, водная эрозия, сели, оползни, обвалы. В высокогорной зоне сохранились многочисленные следы четвертичного оледенения.
Растительность Хамар-Дабана горно-таежная. Четко выражена высотная поясность. В лесном поясе на высотах до 1500–1550 м преобладают елово-кедровые, пихтово-кедровые леса с примесью лиственничников и березняков. Верхнюю границу леса образует кедр. Подгольцовый пояс (от 1550 до 1700 м) состоит из пихтово-кедрового редколесья, зарослей подгольцовых кустарников (кедровыйстланик, золотистый рододендрон, вересковые) и субальпийских лугов (высокотравье с многочисленными цветковыми растениями). На высотах, превышающих 1700 м, горная тундра, покрытая частично лишайниками и мохом, частично каменистыми россыпями и скальными обнажениями.
В настоящее время по Хамар-Дабану и частично по Старокомарской дороге проложено множество разнообразных туристических и лыжных маршрутов. Самый, пожалуй, популярный проходит от города Слюдянки до метеостанции, и далее самые разные варианты – на пик Черского, озеро Сердце, водопады, Чертово озеро, пик Чекановского и т.д. в зависимости от уровня подготовки, погодных условий, наличия экипировки, времени и желания.
М. Василенко
Примечания
[1] Никонов В.А. Краткий топонимичекий словарь. – М.: Либроком, 2010
[2] Мельхеев М.Н. По берегам Байкала. Географические условия побережья. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977. – С. 21.
[3] Брянский В.П. Там, где начинается Байкал. Туристский путеводитель по маршрутам Южного Прибайкалья. – Иркутск: Вост.-Сиб. изд. компания, 2004. – С. 57-58.
[4] Мельхеев М.Н. Указ. соч. – С. 148-150.
[5] Мельхеев М.Н. Указ. соч. – С. 157.
[6] Елизарова Л. История Кругобайкальского тракта // Земля Иркутская. – 1995. – № 4 – С. 22.
[7] Маркевич О. Старый Хамар-Дабанский тракт // Земля Иркутская. – 1995. – № 4. – С. 28–29.
Приложение. Дороги из Иркутска в Кяхту
При Екатерине I и Петре II, граф Савва Владиславич вместе с китайскими чиновниками назначил границы России с Китаем и заключил трактат, служащий до сего времени основанием всех сношений между двумя великими Империями.
Возникла торговля, и Кяхта, до того неизвестный пограничный караул, сделалась главнейшим торговым пунктом Восточной Сибири, доставляющим государству многие миллионы дохода, а всем жителям сей части Сибири – единственный и богатый способ к приобретению денег, через провоз купеческих товаров.
Незначительная торговля ограничивалась сначала в Кяхте путем, какой могла проложить сама природа по положению мест, но впоследствии скоро оказалась необходимость лучшего сообщения. Екатерина II, поощряя к отысканию удобной дороги, обещала отпустить на устройство оной 50 тысяч рублей. Однако ж недостаточное сведение о местностях заставило только обделать нынешний кругоморский тракт, не изыскивая лучшего, и все появлявшиеся тогда проекты удобнейшего сообщения остались без последствий.
При Александре I учреждены по дороге военные поселения; ныне царствующий Государь Император (Николай I. – Ред.) утвердил возведение таможенных зданий и гостиного двора в Кяхте; все доказывает важность торговых связей с Китаем и благие попечения правительства к распространению, облегчению и обезопасению сношений.
Но все надежды, желания и пожертвования не достигнут цели без устройства удобного пути, который один может оживить города забайкальские и открыть удовлетворительные, скорейшие по торговле сношения, требующиеся настоящим ее состоянием.
Прежде, нежели описан будет новый путь, необходимо рассмотреть те сообщения, которые существуют от г. Иркутска до Кяхты как главнейшего за Байкалом места.
I. Тракт кругоморский через Хамар-Дабан, 443,5 версты
От Иркутска через станции Веденскую, Мотскую, большую Глубокую до Култуцкой, лежащей подле Байкала, проезд на расстояние 96,5 верст в повозках совершается во всякое время года, но не без затруднений от гористых мест. От Култуцкой через станции Слюденскую, Шубутуйскую, Шибетскую, Снежную, Оглоцкую, Темницкую, Аласацкую до Торейской 189 в[ерст], путь бывает только на верховых лошадях, и то с половины июня по январь месяц; в остальное затем время между сими станциями вовсе проезда не бывает, потому что нет корму для лошадей и выпадают глубокие снега, которых даже и расчищать невозможно.
Немало предстоит затруднений к проезду по означенным станциям верхом. Вся дорога, шириною менее 1 сажени, пролегает по высочайшим горам, утесам и каменным россыпям, из которых главнейшие: гора Култучная, Хамар-Дабан, Спусковая, Бага-Дабан и проч.; мостов на речках вовсе нет, кроме труб через незначительные ключи. При переходе бродов лошади даже в малую воду с трудом удерживаются на ногах; во время же наводнений уносятся с мест камни и деревья на значительное расстояние; в таких случаях почта останавливается часто на несколько дней, ожидая убыли воды. Вообще речки, вытекая со значительных высот, весьма порожисты, отчего стремление воды чрезвычайно быстрое; наиболее жe всех опаснее для переезда броды рек Утолика и Снежной. По возвышенности мест и неимению для осушки должной широты просеков, во все лето бывают на дороге грязи, хотя почва земли почти везде каменистая. Ночью не отваживаются ездить и самые почты, во избежание того, чтоб лошади при спусках и подъемах, поскользнувшись, не ушибли почтарей и проводников или не потеряли тюков в пропастях, если бы случилось упасть туда лошади или отвязаться вьюку. Сии последние часто отрываются и днем, как бы ни укреплялись они на лошадях; при частых спусках и подъемах веревки слабнут, и путь еще более от сего замедляется, так что для 20 верст употребляется до 4 и 5 часов; в ненастье же невозможно проехать более двух станций в сутки. Следовательно, для проезда 189 верст на переменных лошадях нужно употребить 3,5 дня, если не будет остановки при переправах через речки.
Первый предмет, поражающий путешественника на дороге от Слюденской к Шубутуйской станции, есть подъем на высоту Хамар-Дабана.
Сей знаменитый подъем имеет 21 зигзаг, или поворот, и устроен по востряку гребня горы; укрепленный к внутренним сторонам деревянными срубами, он огражден двухсаженными перилами и столь крут, что с трудом на него можно подняться. Достигнув же вершины, едут по оной не более 400 саж. и потом спускаются столь же крутым спуском, как и подъем.
Хамар-Дабан, коего здесь прилагается верный очерк, состоит из огромных толщ гранита и гнейса. Высота его, по измерению Г. Злобина, простирается от поверхности Байкала на 5763 фута. Впрочем, Хамар-Дабан – не самый еще высокий из горных хребтов сего кряжа: вдали видны гораздо еще высочайшие, нежели Хамар-Дабан, но сей более известен потому единственно, что через него проложен путь и что на нем труднейший подъем из всех по сей дороге.
Между станциями Шубутуйскою и Шибетскою по горам (известным под общим названием гольцов [1] ) во время ненастной погоды, особенно осенью, предстоит большая опасность к проезду; должно ехать по самым вершинам гольцов до 7 верст, в местах безлесных, где действие ветров бывает столь сильно, что переносимый с места на место снег лишает всякой возможности распознать дорогу. Чрезмерные стужи бывают для проезжающих нестерпимы, и при отъезде со станции к гольцам нельзя предузнать и бури, которой при подошве гор нет никаких признаков, между тем как наверху она принуждает возвращаться назад или с большими трудами и опасностью продолжать путь.
Все означенное расстояние в 189 верст никем не населено; хлебопашества и сенных покосов нигде нет, да и быть их не может от высоты мест и каменистой почвы пород, составляющих горы.
С Торейской станции через Наринскую, Ичетскую, Енхорскую, Махаевскую и Липовскую до Кяхты 158 верст; дорога большей частью идет по степям, но местами также гориста; снегу по оной никогда не бывает, и потому проезд всегда на колесах.
По этой дороге, которая и для верхового пути представляет столько невыгод и опасностей, отправляются, по самой необходимости, те из купеческих транспортов с товарами, которым нужно еще успеть на Кяхту к расторжке с китайцами. В то время идут обозами, так как через Байкал по позднему времени нельзя уже иметь плавания, что и бывает с исхода ноября по половину января месяца, когда озеро, покрывшись льдом, представляет удобнейший переезд.
От Иркутска до станции Култуцкой сия санная дорога удобна, как описано выше сего; но далее, на 58 верст расстояния, через вершины гор Култучной, Хамар-Дабана и других представляет великие затруднения, как то: надобно прежде досылать людей и лошадей с порожними санями протаптывать дорогу; на сани в одну лошадь накладывать тяжести не более 12 пудов; на подъемах и спусках иметь при каждых санях по 5 и более человек, чтобы с помощью их можно было подняться на крутизны и не потерять воза и лошади в пропастях. Часто случается, что для подъема на Култучную, Хамар-Дабан и проч. употребляется по двое суток для каждой, хотя всего расстояния не выйдет, как три или четыре версты. После сего обозы, оставляя трактовую дорогу, идут далее по наледям замерзших речек и ключей, то спускаясь, то подымаясь до устьев или истоков их, пресекая часто и самые вершины гор, что составит еще около 250 верст до селения Армацкого.
Сии места, также никем не населенные, представляют одну дикую природу с бурями и метелями, действующими сильнее, нежели где-нибудь в других местах, менее возвышенных и открытых. Изредка устроенные беднейшие зимовья или кормовищи служат единственным пристанищем для необходимого обогрения и отдыха утомленным проезжим. Они должны на все это пространство везти с собою потребную пищу и даже нужный для лошадей фураж.
В селении Армацком, переменя сани на телеги, по невыпадыванию там снегов, выходят опять на кругоморской тракт близь Ичетской или Енхорской станции, делая до Кяхты остальные 150 верст; всего же сей дороги с лишком 550 верст.
Из сего видно, что большей частью в трудных местах обозы сами для себя открывали дорогу, употребляя к тому соединенные усилия и пользуясь замерзнувшим состоянием речек.
II. Тракт старо-кругоморской, через пограничную крепость Тунку, на 650 верст
Когда ни через Хамар-Дабан, ни через Байкал нет дороги, т. е. с половины марта по июнь месяц, тогда содержится для одной только почты тракт старо-кругоморской, пролегающий через Тункинскую крепость, близ границы Китайской, где поселены по караулам рyccкие и бурятские казаки. По нему можно ехать только верхом, а для перевозки тягостей он не удобен. Кроме дальнего расстояния, множества высоких и трудных к подъему гор, протекающие по сему тракту речки столь часты, что от Тункинской крепости только до караула Ключевского считается 118 бродов.
В cиe время года сообщение не останавливается от наводнения речек, покрывающихся в продолжение зимы толстым льдом, долго не растаивающим; к тому же выпадающие снега не бывают столь глубоки, как на Хамар-Дабане, что и подает возможность содержать легкую корреспонденцию, на которую, впрочем, употребляется по 10 и более дней. Без чего около двух месяцев сообщения казенное и торговое должны бы были прекратиться.
III. Тракт через Байкал водою и по льду, 561 верста
Сухопутно от Иркутска правым берегом реки Ангары до Лиственичной станции, лежащей при самом Байкале, куда из Никольской пристани суда выводятся бичевою; после того на парусах, греблею, а зимою – по льду достигают Посольского монастыря, на противоположном берегу озера; оттуда опять сухопутно по левой стороне реки Селенги, оставляя на правой города Верхнеудинск и Селенгинск, до Кяхты.
На сухопутной дороге учреждены почтовые станции (переводимые зимою на два месяца на лед Байкала и р. Селенги, берега которой весьма редко покрываются снегом), а для плавания по озеру на 110 верст содержатся казенные галиоты и адмиралтейская команда.
Главнейшая их обязанность состоит в перевозе партий ссыльных; едущих же по подорожным бывает немного, а почта казенная и партикулярные сношения производить по описанным 1 и 2 трактам, чтоб избегнуть медленности и остановки при ожидании попутных ветров или случающихся бурь на Байкале. Равномерно перевозки каких-либо казенных тяжестей или купеческих товаров (хотя для сих последних галиоты преимущественно и заведены) никогда не бывает, чему препятствует конструкция судов казенных и громоздкость товаров.
Плавание начинается с исхода мая и продолжается до половины октября, что составит не более 4,5 месяцев.
Залив мыса Лиственичного служит хорошею гаванью, защищая суда от северо-западного ветра, который есть самый опасный; но гавань Прорва при Посольском монастыре, в которую вход узок, мелок и всегда заносится сором, остается бесполезною; галиоты, становясь близь оной на якорь, остаются в открытом озере, подвергаясь всем неудобствам и опасностям подобного стояния. Только с сентября месяца, когда воды Байкала прибудут, в гавань входить бывает можно.
Купеческие товары и вообще все тяжести переправляются на партикулярных плоскодонных судах (дощаниках). Они начинают плавание несколько ранее галиотов и наиболее продолжают оное в сентябре, октябре и ноябре. Имея один огромный парус, дощаники выжидают обыкновенно попутных ветров, восточного или западного, и следуют, без компаса, по направлению их к берегам, которые со всех точек Байкала видны.
Умереннейшие ветры случаются в июне и июле, в которые месяцы большей частью на озере тихо; самые же непостоянные и опасные бывают в осенних месяцах. В ноябре и декабре настывающие при отмелях и между скалами огромные льды, также темные ночи и густые туманы делают берега Байкала вовсе неприступными, а плавание невозможным.
Ветры у судовщиков известны под особенными именами: северный ветер называется Сивер, восточный – Баргузин, юго-восточный – Шелоник, южный – Полуденник, юго-западный – Глубник, западный – Култук, северо-западный – Гора; сей последний есть самый опасный.
Опытность и случавшиеся бедствия научили как предузнанию неблагоприятной погоды, так и средствам, какими при наступлении оной должно управляться. Когда над северным берегом Байкала не приметно облаков, тогда смело можно через него пускаться; в противном же случае, достигнув не далее половины, выдерживают сильную бурю, от коей судно подвергается опасности, и тогда продолжают следовать по ветру, хотя бы оный дул в противную сторону той, куда идти надлежало. Судно, прибитое к берегу, может иногда укрываться между скалами, но сии убежища не всегда надежны. Нередко случается, что судно носится по Байкалу 12 и более дней, не имея возможности пристать ни к той, ни к другой стороне.
Итак, для сообщения с городами Верхнеудинском, Селенгинском и Кяхтою правительство содержит, к одним и тем же местам, три тракта, на расстоянии 1290 верст с 36-ю почтовыми станциями, и сверх того имеет для перевозу через озеро галиоты и до 100 человек матросов, с верфью, казармами, мастерскими, пристанями и маяком.
Все это доказывает, сколь необходимо сообщение с лежащею за Байкалом частью Иркутской губернии. И, по справедливости, здесь нужно иметь хорошо устроенную дорогу, ибо, не говоря уже о единственном в свете пути в Китай, серебро и свинец с рудников Нерчинских и чай из Кяхты стоят пожертвований тем более, что торговля год от году увеличивается.
Можно надеяться, что проект новой кругобайкальской дороги, уже одобренный в 1831 году Главным управлением путей сообщения, будет принят и к самому исполнению.
Примечания
А.А. Медведев.
Журнал путей сообщения (СПб.) — 1835. — Кн. 33. — С. 14–29.
Публикация А. Хобты, примечания А. Гаращенко