хакатон что это значит
Что такое хакатоны и зачем они нужны разработчикам и компаниям
Что такое хакатон?
Об эксперте: Александр Пряхин, основатель компании Outlines Tech, чья команда заняла в этом году призовое на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв».
Само слово образовалось от английских слов «hack» и «marathon» — поэтому дословный перевод может звучать как «марафон для хакеров». А по сути, хакатон — это соревнование, в котором командам нужно за короткое время разработать прототип продукта (например, веб-сервис или мобильное приложение) для решения определенной проблемы, с которой столкнулся бизнес-заказчик.
Этот же заказчик оформляет проблему в кейс и привлекает своих экспертов для консультаций. Команды собираются по 3-5 человек: разработчики, дизайнеры, аналитики, маркетологи и другие специалисты ИТ-сферы. Длиться такой марафон может от нескольких часов до недели. Когда хакатоны только стартовали в начале нулевых в Кремниевой долине, участники часто приходили вместе со спальными мешками и совсем не покидали площадку. Если люди непрерывно работают в команде в таком формате, у них часто получается найти нетривиальные решения для привычных задач.
Кто и зачем проводит?
Организовать хакатон может профильный event-подрядчик. Одни из самых известных: Angel Hack, TechCrunch, Russian Hackers, Актум, Boosters Pro и Zucker Studio. Также организатором может выступить технологический акселератор или корпорация. Чаще всего корпорации, венчурные фонды и другие крупные игроки только финансируют эти мероприятия — становятся партнерами или спонсорами, преследуя разные цели:
Корпорации типа Microsoft, Google, Facebook регулярно проводят хакатоны. В России от тренда не отстают Яндекс, Mail.ru Group, Лаборатория Касперского, Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк, Тинькофф и другие. Они проводят как внутренние, так и внешние хакатоны. Цели все те же — привлечение ценных кадров, развитие корпоративной культуры и реализация новых идей.
Крупнейшие хакатоны России и мира
Один из самых масштабных международных хакатонов — AngelHack — охватывает более 50 стран мира. Также известны крупнейший хакатон Европы Junction, проводимый ежегодно в Хельсинки, и международная лига студенческих хакатонов Major League Hacking (MLH), объединяющая более 75 000 студентов со всего мира в Северной Америке и Европе.
Самый большой международный хакатон в России — HackMoscow проводит организатор — Russian Hackers. Кстати, ребята публикуют на своем сайте актуальные и наиболее интересные хакатоны стран СНГ.
«Цифровой прорыв» организует масштабную серию региональных ИТ-хакатонов, победители которых встречаются во всероссийском финале. Еще один известный проект Digital Super Hero организует марафон хакатонов при поддержке республики Татарстан.
Какая польза для участников и организаторов?
Участие в хакатонах помогает разработчикам познакомиться со специалистами компаний-спонсоров, продвинуть свой проект, прокачать навыки и завести новые знакомства. А еще — забрать часть призового фонда и запустить пилотный проект с компанией, которая предложила кейс-задачу для хакатона.
Спонсоры и крупные компании на таких ивентах находят проекты и команды, которые решают их бизнес-задачу эффективнее и быстрее по сравнению с внутренними ресурсами. Есть кейсы, когда созданные на хакатонах продукты привлекали большие инвестиции и были куплены корпорациями (Carousell, GroupMe, Docracy и другие), но чаще всего компании стараются не упускать новаторские продукты и идеи для собственных сервисов. К примеру, успешное приложение MSQRD, которое купил Facebook в 2016 году, создали именно на хакатоне.
Какие еще бонусы может дать победа в хакатоне?
Другими призами могут быть фирменный мерч спонсоров, денежные вознаграждения или сертификаты, возможность попасть в программу акселерации, преимущества в конкурсах отбора в компании и многие другие. А кто-то приходит, чтобы найти потенциальных инвесторов в свой проект или работодателей (коннект с представителями компании дает понимание предстоящих задач и условий найма), а также попробовать создать свой стартап.
Известные кейсы
Есть известные кейсы продуктов, которые были созданы на хакатонах и выросли в крупные стартапы:
Что нужно, чтобы организовать хакатон?
Хакатон может быть организован в онлайне или в очном формате. Для каждого из форматов есть свои преимущества и недостатки, но можно сформулировать общий чек-лист:
Что ждет хакатоны в будущем?
Тренд на хакатоны растет: они становятся популярными даже вне сферы ИТ: реклама и маркетинг (ADHACK GALAXY), цифровая медицина (MedHack, DigitalHealth), урбанистика и геоинформатика (UrbanHack и GeoHack).
Компании эффективно используют хакатоны для решения внутренних задач, развития бренда и привлечения специалистов путем личного контакта, а разработчики получают возможность устроиться в ведущие корпорации.
Глобально эти мероприятия увеличивают интерес к ИТ-индустрии, помогают ее развитию, а также формированию и отслеживанию трендов. Уже сейчас хакатоны успешно проводят в онлайн-форматах, что расширяет границы для участников и организаторов. Не исключено, что в будущем все больше компаний будет заинтересовано в краудсорсинге идей и решений на этих мероприятиях, а хакатоны как формат решения задач наберут популярность и в других важных сферах.
Что такое внутренний хакатон, или Правило пяти «нельзя»
Термин «хакатон» сегодня в IT-сообществе не слышал, наверное, только ленивый. О том, что это за «зверь», знают чуть меньше участников рынка. И еще меньше людей реально принимали участие в хакатонах и могут гордиться тем, что выжили в их жестких реалиях. А вот что такое внутренние хакатоны компаний, рядовые разработчики почти не знают. В этом смысле повезло лишь немногим специалистам, в чьих компаниях проводились подобные мероприятия.
Мы хотим рассказать о том, что такое внутренний хакатон и как лучше всего организовать это знаковое событие. А оно, поверьте нам, обязательно станет знаковым в жизни вашей компании. Наш опыт проведения внутренних хакатонов вылился в набор советов, который мы назвали «Правилом пяти “нельзя”».
«Нельзя» проводить хакатон своими силами
То есть можно, конечно, но если вы не хотите, чтобы это был первый и последний хакатон в вашей компании, то стоит обратиться к тем, кто имеет опыт проведения таких мероприятий. Организация хакатона — сложный процесс, который подразумевает работу с участниками, обучение их искусству презентации собственных идей, подготовке выступлений. Необходимо будет заняться логистикой, кейтерингом, покупкой необходимой канцелярии.
Наши хакатоны мы проводим совместно со старыми друзьями — «Студией Михаила Кечинова», которая организует серию мероприятий HackDay. Понятно, что нужно на это заложить определенный бюджет, но зато качество мероприятия возрастет однозначно. Об их взгляде на процесс организации внешних хакатонов можно почитать здесь.
Нужно уделять внимание любым, даже назначительным, мелочам, потому что у вас будет всего один шанс сделать хакатон зажигательным, запоминающимся, а, самое главное, полезным для сотрудников. И если первый блин будет комом, то во второй раз к вам уже никто не придет.
«Нельзя» мотивировать сотрудников дорогими призами
Хакатон — это не соревнование. Дело не в переманивании специалистов с проекта на проект, а в возможности сотрудничества между участниками из разных команд. Чем больше инженеры общаются, работая над совместными проектами, тем благоприятнее климат на площадке, а следовательно и в рабочих группах после хакатона. Поэтому важны не персонифицированные, а командные призы. Они должны быть недорогими, но обязательно нацеленными на командное времяпрепровождение: многоуровневые сложные головоломки, миллионные паззлы, шахматы, радиоуправляемые игрушки и всякая милая всячина, которая рассчитана на команду. Никакие дорогостоящие девайсы не должны стать приманкой для участия в хакатоне; если человек на это рассчитывает, — ему не к вам.
Роль правильной мотивации, как и маркетинга самого хакатона, настолько велика, что, пожалуй, это основное, о чем нужно задуматься с самого начала. Как привлечь народ? При правильно выстроенной цепочке «продвижения», на пользу делу пойдет всё: и креативные рекламные баннеры, расклеенные повсюду в офисе; и «разогревающее» мероприятие warm-up, которое обычно проводится за 1-2 недели до хакатона.
У себя в ЕМС мы проводим серию мозговых штурмов (инновационные манифесты), и призываем приносить на хакатон все рождающие идеи, собирать команду и работать над созданием прототипа. Это один из видов мотивации, который мы используем.
В качестве примера можно привести идею Андрея Пахомова, руководителя команды разработчиков Исследовательского центра ЕМС в Сколково. Он предложил сделать «легковесную» систему для коллаборации научных сообществ. Вот как он сам описывает ее: «Мы решали проблему управления, хранения и обмена научными данными. В основе архитектуры — популярные и надежные OSS-решения. Благодаря их применению наш функционал представляет достаточно небольшой уровень управления, потенциально масштабируемый на любые потребности. В принципе, система может использоваться не только для научных проектов, но и для любых задач, в которых необходимо управление данными, включая поиск и аналитику». Эта идея была, рожденна во время инновационного манифеста, на ближайшем хакатоне вылилась в рабочий прототип.
Но это не значит, что дальше хакатона дело не идет. Мы предлагаем сотрудникам вносить их идеи в ежегодный корпоративный Innovation Roadmap — внутреннюю программу-конкурс по сбору инновационных идей. И тут собираются уже не туманные прожекты, а продуманные прототипы, прошедшие огонь-воду-и-медные трубы хакатона, так что кому-то хакатон помогает стать победителем еще и на корпоративном уровне. Это второй вид мотивации в нашей компании. И, конечно, есть третья причина, почему сотрудники приходят на хакатон — это фан.
«Нельзя» недооценивать комфорт
Хакатон — мероприятие долгое и непрерывное. Обычно их продолжительность составляет 48 часов, а мы вот уже второй год делаем 35-часовые хакатоны (пятница-суббота). Для комфорта участников недостаточно просто удобных бин-бэгов, нужны полноценные спальники, причем поудобнее и побольше. Эту истину мы тоже познали на своем опыте.
«Нельзя» забывать про обратную связь от экспертов
Зачем сотрудники приходят на внутренний хакатон? Проработать свои идеи. Повеселиться. И, самое главное, получить обратную связь по представленным прототипам. Не стоит ограничивать участников в «видах» идей. Это могут быть как задачи, решить которые уже сегодня нужно командам или заказчиками, так и задумки, которые лежат вне пределов вашего бизнеса.
Здесь также важно всё: от номинирования состава жюри до организации обязательной персональной обратной связи от каждого члена жюри по каждому проекту! Важна и роль модератора обсуждения во время заседания жюри, который должен следить за тем, чтобы все ценные комментарии были озвучены и ни один проект не остался проигнорированным.
Состав жюри должен быть разнообразным, в него нужно включать представителей различных департаментов, не только инженерный, но и бизнес, и продажи, и разработку. Обратная связь должна быть разносторонней.
И последнее: «нельзя» считать, что после хакатона жизни нет
Как раз наоборот: успех разработанных во время хакатона прототипов во многом зависит от дальнейшей реализации проектов, от того, насколько вам удастся помочь участникам показать их проект нужным людям в компании, получит ли проект инвестиции на дальнейшее развитие, или результаты работ могут быть имплементированы в продукт. Конечно, дальше будут и патентные заявки, и инкубация идей, и привлечение инвестиций внутри компании, но это уже совсем другая история.
Хакатон
Хакатон — это соревнование, в котором команды создают на время прототип мобильного приложения, веб-сервиса или другого продукта для решения проблемы, с которой столкнулся заказчик. Понятие образовано от слов hack и marathon. В переводе с английского hackathon — это «марафон для хакеров».
Что такое хакатон и как он проходит
Обычно команды состоят из 3–5 человек: разработчиков, дизайнеров, аналитиков, маркетологов и других специалистов в сфере IT. Каждый ивент сфокусирован на конкретной области. Например, операционной системе, языке программирования, программном интерфейсе (API), мобильном приложении. Мероприятие может длиться как несколько часов, так и неделю. Первый хакатон прошел в Канаде 4 июня 1999 года. Его организовала компания OpenBSD. На хакатон приехали 10 разработчиков для написания программ, не подпадающих под строгие экспортные ограничения, которые установили в США на криптографическое ПО. На первые соревнования в Кремниевой долине участники брали спальные мешки и не покидали место проведения. Непрерывная работа в команде в таком формате помогала найти оригинальные решения для стандартных задач. Успешно проводятся виртуальные хакатоны.
Что получают участники
На хакатонах разработчики могут продвинуть собственный стартап, узнать специалистов компаний-спонсоров, прокачать навыки и начать тест проекта с компанией, предложившей задачу. Кто-то приходит, чтобы забрать призовой фонд. Призами могут быть сертификаты или денежные вознаграждения, преимущества в конкурсных отборах в компании, возможность стать участником программы развития стартапа, фирменный мерч и многое другое. Такие ивенты позволяют найти потенциальных инвесторов или работодателей. Общение с представителями компаний помогает узнать о предстоящих задачах и условиях найма.
Как найти хакатон
Выбрать подходящий хакатон помогут такие ресурсы.
Портал, на котором публикуются наиболее полный список проходящих в России хакатонов и их обзоры. На сайте представлена полная информация о сроках и формате проведения, организаторах, технологическом фокусе, требованиях к участию и призовом фонде.
Агрегатор хакатонов. На странице можно выбрать мероприятие по времени проведения, теме, условиям участия или другим критериям.
Календарь событий в сфере IT. Можно найти хакатоны, вебинары, конференции и другие мероприятия.
Медиаресурс для программистов. В разделе IT мероприятия можно найти информацию о курсах, хакатонах, вебинарах, конкурсах.
Сообщество «ВКонтакте», в котором публикуются анонсы локальных и сетевых хакатонов. В комментарии к выбранному хакатону можно добавить объявления о поиске людей в команду.
Сообщество участников хакатонов, разработчиков, предпринимателей, хакеров и специалистов по информационной безопасности. Рассказывает о ближайших хакатонах, организует их и делится экспертизой.
Читайте также: Кто такой этичный хакер?
Также крупные компании часто размещают информацию на официальных ресурсах. Если цель — трудоустройство в конкретную организацию, стоит посещать ее сайт и следить за новостями в сообществах в социальных сетях. Например, хакатоны проводят РЖД, МТС, ВТБ и другие компании.
Крупнейшие хакатоны России и мира
Известный международный хакатон, который проводится в России, в Москве. Организатор мероприятия — Russian Hackers, сообщество разработчиков, предпринимателей и участников хакатонов. На сайте организатора можно узнать новости об актуальных и наиболее интересных хакатонах стран СНГ.
Проект президентской платформы «Россия — страна возможностей». Победителя определяют во всероссийском финале.
Марафон проводится при поддержке Республики Татарстан.
Один из наиболее крупных международных хакатонов. В нем принимают участие представители 50 стран мира.
Международная лига студенческих хакатонов. В Северной Америке и Европе она объединяет больше 75 тыс. студентов со всего мира.
Как принять участие в хакатоне
Чтобы принять участие в хакатоне, нужна команда. При регистрации можно указать, есть ли она уже или нужно искать на месте. От состава группы и ее сплоченности зависит большая часть успеха. Первый и наиболее популярный вариант — собрать команду среди знакомых, которые уже побеждали на хакатонах, фрилансят или работают в сфере, связанной с темой задания. Еще один способ — поиск в социальных сетях. Объявление должно быть лаконичным и максимально простым.
«Всем привет! В поиске сокомандников на хакатон N. Ищем двух заряженных на победу людей — аналитика и фронтендера. Нас уже двое:
Максим — UX/UI-дизайнер, делает mobile+web-решения для клиентов, победитель хакатона Х.
Антон — fullstack-разработчик, работает на аутсорсе.
Пишите в ЛС, ждем двух героев в нашу Dream Team».
Подобное объявление можно опубликовать в своих социальных сетях, чатах старых хакатонов, где уже принимали участие. Также можно писать в группах участников хакатона или событиях мероприятий, чатах в Telegram. Ссылки указываются на сайтах мероприятия.
Начните свой путь в IT
Освойте разработку, аналитику данных, Data Science или другие востребованные профессии — получите все курсы для входа в IT по цене одного.
Скидка 45% по промокоду BLOG
Кто и зачем проводит хакатоны
Соревнования регулярно проводят Google, Microsoft, Facebook. В России от тренда не отстают «Яндекс», Сбербанк, Газпромбанк, «Лаборатория Касперского», Альфа-Банк, «Тинькофф» и другие. Они организуют и внутренние, и внешние марафоны. Обычно венчурные фонды, корпорации и другие крупные игроки на рынке только финансируют хакатоны — становятся их спонсорами или партнерами, преследуя свои бизнес-цели.
Иногда хакатоны проводятся в социальной сфере, в сфере образования в университетах. Например, НИТУ МИСиС и Zavtra.Online (подразделение SkillFactory по работе с университетами) организовали учебный «Межгалактический хакатон — 2021». Он был посвящен компьютерному зрению и искусственному интеллекту.
Цель проведения хакатона — дать набор навыков, которые сложно или почти невозможно получить в стандартном обучении: опыт командной работы над реальным проектом в сжатые сроки, навыки в project- и product-менеджменте в IT-проекте и готовность показать результаты заказчику. Студентам из 15 команд предоставили на выбор 5 кейсов: «Анализ данных для формирования составов» (АО НИИАС), «Формирование мультизаказов», «Анализ схем севооборота» (DVHB), «Предсказание победителя-бойца UFC» (Николай Толстов, DS Team Lead & Merlin AI) и «Кластеризация изображений транспортных средств» (Intellivision).
Команды справились с поставленными задачами и научились применять полученные знания на практике.
Известные кейсы
На хакатонах создали много продуктов, которые превратились в крупные стартапы.
Маркетплейс Carousell создали Лукас Нгу и Квек Сиу Руи на хакатоне Startup Weekend в 2012 году. Приложение для продажи ненужных вещей, создающих беспорядок в доме, превратилось в успешный стартап. Спустя несколько лет проект закрыл C-раунд инвестиций примерно на 70–80 млн долларов.
На LA Startup Weekend 2011 Бо Фишбэк, Эрик Кестер и Ян Хантер создали приложение для найма и планирования местных услуг. Создатели получили около 15,1 млн долларов от инвесторов, среди которых был Эштон Катчер, Пол Бучхейт, Билл Ли и другие.
Популярное приложение для групповых сообщений разработали Джаред Хехт и Стив Марточчи на хакатоне TechCrunch в 2010 году. После участия команда привлекла более 10 млн долларов, а через год стартап-чат купил Skype за колоссальные 80 млн долларов.
EasyTaxi — приложение для вызова такси — придумали Таллис Гомес и Деннис Ван в 2011 году на Startup Weekend Rio. После победы они запустили бета-версию приложения E-hailing и сумели привлечь от инвесторов около 75 млн долларов. Сейчас приложением пользуются в 30 странах.
Конструктор сайтов для ресторанов разработали Келлер Смит и Кертис Фонгер на AngelHack в 2012 году. На развитие проекта они привлекли инвестиции в размере 120 тыс. долларов. В 2014 году Appetas купил Google за неизвестную сумму.
Перспективы развития
Популярность хакатонов растет. Они стали проводиться в таких областях, как цифровая медицина (Digital Health, MedHack), маркетинг (ADHACK GALAXY), геоинформатика и урбанистика (GeoHack и UrbanHack). Марафоны помогают разработчикам трудоустраиваться в ведущие корпорации. Глобально ивенты повышают интерес к сфере IT, способствуют ее развитию, формированию и отслеживанию трендов.
Онлайн-хакатон: кому и зачем это нужно?
На хакатонах участники ищут новых знакомств, знаний, ценных вознаграждений и, безусловно, фана. К важным составляющим мероприятия для участников можно отнести:
Возможность общаться с квалифицированными менторами из крупных компаний
Получить новые навыки в короткие сроки
Найти команду и сделать с ней свой стартап
Узнать много интересных инсайтов от компаний партнеров
Получить приглашение на стажировку от компании партнера
На хакатоне можно познакомиться с большим количеством людей из разных областей CS
Зачем компании становится заказчиком решений?
Расширение воронки новых проектов. Подготовка инновационных продуктов, фич и сервисов. Возможность стать источником инновационных технологий и запустить пилотный проект с новыми стартапами.
Ускорение собственной digital-трансформации.
Возможность прокачать творческие скиллы своего коллектива. Адаптация к существующим цифровым решениям в соответствии с принципом исследования через практику. Благодаря хакатонам можно активно работать над разработкой технологической эко-системы.
Увеличение привлекательности бренда работодателя.
Фирмы с мощным брендом снижают цену издержек в случае найма работника. Благодаря брендингу работодателя удается существенно облегчить поиск очередных специалистов. В фирму с мощным employer-брендом с большим желанием придут новые эксперты.
Тестирование soft и hard skills
Тестирование софт-скилов и хард-скиллов огромного количества претендентов на реально существующих задачах. Сотрудничество и возможность работы в компании потенциальных коллег. Совершенствование бренда рекламодателя, фокусирующегося на инновациях.
Преимущества онлайн-хакатона:
Отсутствие ограничения локацией
Подключаться можно из любой точки мира. Организаторам нет необходимости собирать участников на одной площадке, тратить время и силы на логистику. Потенциальные компании-работодатели могут на деле оценить продуктивность будущих сотрудников на удалёнке.
Больше аудитория
Меньшее количество барьеров к участию в онлайне позволяет получить больше заявок, а значит и потенциальных решений.
Ниже стоимость организации
Для онлайн-формата не требуется аренда площадки, а также задействование дополнительных трудовых ресурсов.
В 2020 году на Авиахакатон зарегистрировалось более 400 человек из 4 стран и 19 регионов России. Участвовать могли не только программисты, но также продуктологи, аналитики, маркетологи, дизайнеры. Всем были разосланы приглашения к вступлению в чат телеграмма, где публиковалась информация о мероприятии.
В онлайн формате, прямо из дома в халате компании-постановщики представили свои задачи участникам и экспертам.
Под каждый кейс была создана отдельная веб-комната в Zoom и чат в Телеграмме, где участники под руководством кураторов приступили к командообразованию и затем в чатах уже сформированные команды могли пообщаться с представителями компаний, проблемы которых им предстояло решать следующие двое суток. На протяжении хакатона каждая команда три раза общается с экспертами в отдельной комнате, как это обычно происходит в офлайне. Такие сеансы называют чекпоинтами. Так участники получают необходимое внимание и обратную связь, а эксперты оценивают их продвижение по задаче, как раз на этом этапе происходит понимание, кто займет призовые места.
За каждой командой закреплен куратор, который помогал решать организационные вопросы и подбадривал участников — это трудоемкий процесс, но так удается создать тёплую атмосферу и поднять имидж спонсоров и организаторов.
За два дня участники должны разработать цифровой прототип решения задачи, доказать его актуальность и практическое применение экспертам и жюри Авиахакатона, представить презентацию своего проекта. Эксперты оценивали актуальность и практическое применение созданного технического решения, новизну идеи, креативность, удобство использования сервиса. По результатам хакатона выбрали лучшую команду в каждом кейсе, а также 3 призовых места по общему числу набранных баллов. Победителем Авиахакатона-2020 стала команда из Армении.
В этом году 23-25 апреля международный Авиахакатон также пройдет в формате онлайн с использованием сервисов Zoom и Discord. Участников ждут 3 дня для погружения в проблематику IT, авиа и смежных отраслей с ведущими российскими и международными компаниями и аэропортами. За 48 часов нужно предложить идею и разработать прототип решения по направлениям: цифровые сервисы для аэропортов и самолётов, обслуживание в аэропорту и на борту самолета, обработка и применение данных с беспилотных летательных аппаратов.
Online-формат хакатона стирает границы и позволит участникам объединиться в кросснациональные команды и поработать над действительно уникальными кейсами от российских и международных организаций: Шереметьево, Шереметьево Хэндлинг, М.Видео, МТС, SoftwareOne, «Кронштадт», ЦК БПЛА МАИ, ЦК Математического моделирования МАИ, используя современные IT-технологии. Профессиональную экспертизу проектов проведут специалисты из компаний-партнеров: Шереметьево, S7 Technics, Ramax, МТС, Ланит, Центр БПЛА МАИ и, конечно же, постановщики кейсов.
Мы постарались сформировать направления в которых соревнуются специалисты только одной компетенции. Специалисты по CV, NLP, Backend и Frontend разработки соревнуются в разных направления.
Подробнее о направления и задачах можете прочитать тут