хадж у мусульман что это значит

Хадж — пятый столп ислама

Хадж – это паломничество в Мекку в месяц Зуль-Хидджа, которое раз в жизни обязан совершить каждый мусульманин, имеющий материальную и физическую возможность сделать это. Мекка — это главный священный город мусульман, расположенный на Аравийском полуострове.

Хадж состоит из серии особых обрядов, куда входят облачение в ихрам, стояние у горы Арафат, обход вокруг Каабы, бег между холмами Сафа и Марва, бросание камней, жертвоприношение и др. Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием, а каждый обряд имеет свой смысл и историю.

Во время хаджа объединяются все мусульмане планеты. Все верующие, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, возносят молитвы Господу, Который Един для всех. Во время совершения обрядов хаджа все люди равны: господин и слуга, правитель и подданный – все находятся на одном уровне. Все мужчины-мусульмане, богатые и бедные, облачаются в одинаковую одежду – два отреза белой материи.

Хадж служит напоминанием верующим о Судном дне, когда все люди предстанут перед Всевышним Аллахом без одежды, в ожидании того, что им придется держать ответ за всё, что они совершили; в этот день человеку не поможет ни его происхождение, ни имущество, которое он накопил в этой жизни, ни положение в обществе.

Совершение хаджа — важнейшее событие в жизни мусульманина, возможность заслужить прощение грехов, переосмыслить свою жизнь и изменить ее к лучшему. Многие мусульмане после хаджа начинают жить иначе, оставляют прошлые грехи, приобретают способность глубже понимать и чувствовать Ислам, больше боятся Аллаха, а жизнь свою начинают разделять на «до» и «после» совершения хаджа.

Совершение хаджа включает в себя следующие основные обряды:

Совершение тавафа – семикратного обхода вокруг Каабы, который совершается против часовой стрелки. Он совершается во время хаджа несколько раз – в частности, по прибытии в Мекку и перед отъездом оттуда.

Пребывание в долине Мина – паломники должны переночевать в этом месте.

Также в долине Мина совершается еще один важный обряд хаджа – бросание камешков в т.н. джамараты (находящиеся там каменные столбы). Это делается в память о пророке Ибрагиме (мир ему), который таким образом отгонял шайтана, трижды пытавшегося отговорить его от принесения в жертву своего сына.

Пребывание в долине Арафа – совершается на девятый день месяца зуль-хиджжа. Согласно преданию, в этом месте встретились изгнанные из рая Адам и Хава (мир им).

Жертвоприношение (курбан) – совершается обычно на десятый день зуль-хиджжа, в праздник Ид аль-Адха. Принесение в жертву барана выполняется в память жертвоприношения Ибрагима (мир ему), который, исполняя повеление Аллаха, готов был пожертвовать единственным сыном, но в последний момент его жертва была заменена жертвой животного.

Также для паломника весьма желательно как можно чаще произносить слова тальбийи:

«Лабайк, Аллахумма лабайк. Лабайк лаа шарика ляка лябайк. Инналь хамда ва ни’мата ляка валь-мульк. Ля шарика ляк».

«Вот я перед Тобою, Господь, вот я перед Тобой. Нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой. Поистине, вся хвала и благословения, так же, как и господство, принадлежат Тебе. Нет у тебя сотоварища».

После принесения в жертву животного, паломнику следует сбрить либо укоротить волосы. Женщины также должны состричь волосы на длину пальца с примерно четверти головы.

После совершения этого действия человек выходит из состояния ихрама и может одеть обычную одежду.

Источник

Хадж – единственная уникальная поездка в жизни мусульманина

хадж у мусульман что это значит. Смотреть фото хадж у мусульман что это значит. Смотреть картинку хадж у мусульман что это значит. Картинка про хадж у мусульман что это значит. Фото хадж у мусульман что это значит

Хадж является поклонением слова, сердца, тела, имущества и является символом нашей религии. Хадж исполняется только в определённом месте только в определённое время и исполняется лишь определёнными поступками, действиями, ритуалами, которые отсутствуют в других богослужениях и в другое время. Хадж является индивидуальной обязанностью каждого мусульманина – зрелого, совершеннолетнего.

Хадж – один из пяти известных столпов нашей религии, пренебрежение или отрицание которого расценивается как куфр; уклонение же от хаджа после признания его обязательным расценивается как греховность, так как в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Тот, кто владеет провизией, транспортом, доставляющим его до дома Всевышнего Аллаха, и не совершает хадж, имея на это возможность, ему остаётся лишь умереть в неверии».

В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж, имея на это возможность».

Есть виды поклонения, которые мы обязаны повторять пятикратно: это пятикратная молитва – намаз, есть обязанность еженедельная, это пятничная молитва, есть обязанность раз в год – это предписание поста в месяце Рамазан, а обязанность хаджа – предписание одного раза в жизни. Каждый мусульманин обязан совершать один раз в своей жизни хадж.

Акра ибну Харис спросил у Пророка (мир ему и благословение): «О посланник Аллаха, хадж один раз или же каждый год надо совершать?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Хадж надо совершать один раз, а тот, кто совершит больше, тот совершил благое деяние».

Хадж – единственная уникальная поездка в жизни мусульманина, в которой он всем телом, душою стремится к дому Всевышнего Аллаха и предстаёт перед Всевышним Аллахом на Арафате, совершает обход вокруг Каабы. Ислам сделал Каабу символом единобожия и единения мусульман. Чем же отличается это богослужение? Это поклонение отличается от остальных поклонений тем, что хадж требует от человека полного освобождения от всего, что его привязывает к этому дунья. Хадж нельзя совершить нигде, кроме как в Байтуллагь аль-Харам (мечеть аль-Харам в Мекке).

Для хаджа необходима разлука с родиной, расставание с близкими и родственниками, необходимо испытать трудности и опасности пути, необходимо израсходовать имущество на пути Всевышнего Аллаха. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданного от Абу Хурайры, сказано: «Тот, кто совершит ради Всевышнего Аллаха хадж и не будет сквернословить и грешить, вернётся на родину чистым подобно новорождённому ребёнку».

Пророк (мир ему и благословение), обращаясь к Амру бин Асу, сказал: «Разве ты не знал, что Ислам стирает всё, что было до него, и что хиджра (переселение) стирает то, что было до неё, и воистину хадж стирает всё, что было до него?»

Когда человек обращается в бегство или же переселяется не ради заработка, не ради мирской выгоды, а ради спасения собственной религии и религии своей семьи из одной окраины в другую или же из одной страны в другую страну, это тоже стирает всё, что было до этого. Об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Ещё Пророк (мир ему и благословение), согласно хадису, переданному от Абу Хурайры, говорит: «От одной умры (малый хадж) до другой умры является искуплением тому, что произошло между ними, а за принятый хадж вознаграждение – только Рай».

В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Совершающие умру и хадж являются моими гостями: если они попросят, то им дают, если они просят, им отвечают, и если израсходуют на этом пути, им будет заменено благим».

Всевышний Аллах захотел, чтобы в этом мире, в котором мы привыкли к материальному восприятию, был материальный символ, который нас объединяет, к которому мы обращаемся и к которому отправляемся, в направлении которого мы совершаем молитву. И это из милосердия Всевышнего Аллаха. Ведь часть наша сотворена из материи, и мы легче воспринимаем материю: ощущаемое, обоняемое, видимое. Верующий во Всевышнего Аллаха устремлён на Каабу; отправляясь к дому Аллаха, он отвечает на призыв своего Господа и подчёркивает, что Всевышний Аллах для него дороже всего на свете, дороже самого себя, своего имущества, своей родины, которую он оставил, своих близких, родителей, детей. Вот смысл нашего отправления на хадж! Это важно для нас, так как это помогает нам идти по пути Всевышнего Аллаха. В этом пути верующий не чувствует трудности. А сталкиваясь с препятствиями, он проявляет противостояние им своей терпеливостью. Делая расходы, он проявляет щедрость. Испытывая утомление, он получает наслаждение, так как он находится на пути ко Всевышнему Аллаху, которого он любит.

Мудрость Всевышнего Аллаха заключается в том, что Он избрал для этого обряда засушливые места, которые не отличаются красотой природы, не отличаются реками, морями. Представьте себе, Аллах мог бы выбрать самые красивые и живописные места на этой планете, и тогда люди стали бы отправляться на хадж не из искренних побуждений, а ради мирского удовольствия, для наслаждения. Всевышний Аллах выбрал такие места для того, чтобы наши намерения были искренними и чтобы мы поняли, что истинное счастье заключается в познании Всевышнего Аллаха и в приближении к Нему, ведь счастье исходит из нашей души, и не из материальных вещей, которые нас окружают.

Всевышний не разрешает нам применять во время хаджа предметы роскоши – начиная от хорошей одежды, которая тебя отличает от других. Только так можно понять, что есть для нас на самом деле искренняя ценность. Не разрешается нам и пользоваться какими-либо видами благовоний – мудрость этого в том, чтобы даже это не отвлекало нас от Аллаха и чтобы мы в этот период наслаждались только связью со Всевышним, а не связью со своей материальностью, со своим положением в обществе.

Хадж является великим богослужением, которое построено на твёрдой связи со Всевышним Аллахом и состоит из познания и приближения к Аллаху.

Хадж в первый раз

Многие совершают хадж один раз в жизни. Поэтому, чтобы наше поклонение не пропало, чтобы не были израсходованы напрасно деньги, чтобы мы напрасно не испытали все трудности, которые нас ожидают, необходимо сначала подготовиться к этому великому богослужению.

Необходимо начать с покаяния перед Всевышним Аллахом, отойти от грехов, которые мы совершаем. При этом важно добиться прощения тех людей, которых мы обидели, так как все учёные единогласно говорят: тому, кто совершил большой грех по отношению к своему брату, не прощается этот грех, т. е. сколько бы этот человек ни совершал хадж, но, пока не будет доволен им тот раб, который пострадал от него, хадж его не примется и его расходы окажутся напрасными.

Для поездки необходимо собрать только дозволенное имущество (халяль), так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине Аллах чист и принимает только чистое».

Хадж должен совершить каждый мусульманин, имеющий на это физическую и материальную возможность. Физическая возможность – это здоровье. Если же человек болеет такой болезнью, из-за которой он не может перенести тяготы пути, то в этом случае он имеет право поручить другому совершение хаджа за него.

Нет тебе счастья.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто выходит в хадж с чистым имуществом, когда его животное совершает первый шаг и когда он скажет слова: «Я перед тобой, о мой Господь«, – ему с небес ответят: «Добро пожаловать, тебе счастье, твоя провизия дозволенная, и твой транспорт дозволенный, твой хадж будет принятым и тебе не будет греха«, а когда человек выходит с грязным имуществом, как только его животное делает один шаг и он говорит: «Я перед тобой, о мой Господь«, – ему с небес отвечают: «Нет тебе приветствия, нет тебе счастья, твоя провизия недозволенная, и твой транспорт недозволенный, и за этот хадж ты не получишь ничего кроме греха«».

Поэтому те, кто не имеют материальной и физической возможности, освобождаются от хаджа. Не стоит за это печалиться, ведь хвала Аллаху, который не обязал рабов совершать то, что они не в силах совершить. Если человек берёт деньги для того, чтобы совершить хадж, не зная, когда он сможет их вернуть, – так поступать нельзя.

В хадисе сказано: «Я спросил у Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о человеке, который не совершил хадж: возьмёт ли он в долг? Пророк сказал: нет, не возьмёт».

Тот человек, который уже совершил хадж, если он собирает средства на хадж повторно, то пусть обратит внимание на свою семью, на её состояние: если семья остаётся в недостатке, или же если у него есть сын молодой, который ходит на улице, смотрит по сторонам и наслаждается запретным, то пусть он лучше его женит, нежели израсходует эти средства на хадж, так как самым главным деянием считается сохранение от греха, нежели совершение благого деяния.

О воде Зам-Зам

Расскажу о воде Зам-Зам. Мы в последнее время говорим о чудесах, ведь Зам-Зам – это одно из ярких чудес на этом свете.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Вода Зам-Зам обладает благодатью, она пища».

В другом хадисе сказано: «. и лечение болезней».

В другом хадисе сказано: «Лучшая вода на земле – это вода Зам-Зам».

В другом хадисе сказано: «Вода Зам-Зам – для всего того, для чего её пьют».

Посланник Аллаха сказал: «Если ты выпьешь Зам-Зам для спасения, то Аллах тебя спасёт, если ты выпьешь её для утоления жажды, то Аллах утолит твою жажду».

В другом хадисе, который приводит Ибну Мажа, сказано: «Когда я был у Аббаса, к нему пришёл человек, и Аббас спросил его: «Откуда ты пришёл?» Тот сказал: «Я от Зам-Зама пришёл к тебе». И Аббас спросил: «Выпил ли ты её как следует?» И тогда пришедший спросил: «А как нужно её пить?» Аббас сказал: когда пьёшь её, повернись в сторону Киблы, помяни имя Всевышнего Аллаха, вдохни три раза и выпей её так много, чтобы тебе казалось, что она вошла в каждый твой сустав, и когда ты завершишь её пить, восхвали Всевышнего Аллаха»».

Посланник Аллаха в другом хадисе говорит: «Поистине отличие между нами и между лицемерами в том, что они не могут пить воду Зам-Зам как следует», то есть много.

Обратите внимание на такое чудо. В 1973 и в 1980 годах были проведены химические анализы воды Зам-Зам в самом престижном институте мира, и было доказано следующее: в этой воде отсутствуют какие-либо бактерии. Любая вода, если содержит в себе 150 или 350 млг минералов в одном литре, считается ценной водой, её разливают в бутылках и продают за деньги. И представьте себе: в воде Зам-Зам есть 2000 минералов в одном литре, и это было доказано не мусульманами!

Есть множество случаев, когда люди спасались от неизлечимых, смертельных болезней с помощью воды Зам-Зам. Посланник Аллаха говорит: «Зам-Зам заменяет человеку пищу и заменяет человеку лекарство».

Дай Аллах всем счастья побывать на хадже! Дай Аллах для этого возможности тем, у кого их нет; дай Аллах хорошей подготовки тем, кто готовится совершить хадж, чтобы они могли вернуться с принятым хаджем! Вассалам алейкум варахматуллагьи ва баракатугь.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь

Источник

Общие положения паломничества (хаджа)

«За благословенный [1] хадж воздаянием может быть

Филологическое значение слова «хадж» – «стремление, направление, намерение».

В терминологии шариата [3] «хадж» – это устремление душой и телом в определенное место и время для выполнения специальных ритуальных действий. В данном случае таким местом является Священная Кааба и гора Арафат, расположенные на территории современной Саудовской Аравии. Что касается обозначенного Исламом отрезка времени для совершения хаджа, то это месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Действия, из которых состоит обряд паломничества, будут объяснены ниже.

Пророк Мухаммад говорил: «Кто совершит паломничество и при этом не обмолвится ни одним плохим [несущим негатив] словом [за время пребывания на священных землях] и не совершит греха, тот вернется [домой] подобно только что родившемуся [то есть простятся ему все ранее совершенные прегрешения]» [4]. В полной мере понять смысл данного пророческого изречения на уровне разума и сердца человек сможет, лишь окунувшись в атмосферу паломничества, физически и духовно приблизившись к истокам Единобожия, веры, жизни и вечности.

То, что происходит с верующим после паломничества (конечно же, если в нем имелась хоть малейшая душевная живость), трудно описать словами. Это надо пережить.

Совершение хаджа было вменено в обязанность мусульманам в конце 9 г. с момента переселения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину с ниспосланием аята: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] – долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать. А кто не верует [безбожный или верующий, который имеет возможность, но не выполняет предписание Творца], то воистину, Всевышний не нуждается ни в одном из миров. [Ему не нужны покорность или поклонение ангелов, джиннов либо людей. Это они нуждаются в Нем. Им искать пути к Нему, к Его милости и всепрощению]» (Св. Коран, 3:97). В связи с истечением периода хаджа в год ниспослания приведенного аята Пророк совершил его на следующий, десятый год по лунному календарю. И это было его единственное паломничество.

С тех пор приверженцы Ислама со всех уголков земного шара, независимо от их цвета кожи, политических взглядов и убеждений, отрешаются на время от мирской суеты, чтобы предстать перед Господом (Который трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем) на земле пророков, освещенной немеркнущим светом Священной Каабы, и обратиться к Нему с просьбой о милости.

Обязательность хаджа

Хадж является одним из столпов Ислама. Его совершение раз в жизни – неукоснительная обязанность каждого мусульманина в соответствии с вышеприведенными словами Всевышнего. Другим указанием на обязательность паломничества служат строки, обращенные к пророку Аврааму: «Объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на худощавых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков земли [5]. Все это для того, чтобы (1) получили они с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые отношения, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом миров соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Творца в известные дни [6], (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих. А после пусть приведут себя в порядок [подстригут волосы и ногти, вымоются], исполнят обет [взятые на себя пред Богом обязательства, если были таковые] и совершат обход вокруг Каабы [так называемый «обход устремления» (таваф аль-ифада)]» [7] (Св. Коран, 22:27–29).

Указанием Сунны на обязательность хаджа служит известное изречение Божьего посланника: «Ислам [религиозная составляющая жизни верующего] основывается на пяти столпах: свидетельстве того, что нет иного объекта поклонения, кроме Одного и Единственного Бога, и что Мухаммад – Его раб и посланник; выполнении молитвы-намаза; выплате закята; совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан» [8].

Ученые едины во мнении об обязательности совершения хаджа хотя бы раз в жизни. В качестве аргумента приводится следующий хадис. Абу Хурайра передал: «Обращаясь к нам с проповедью, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «О люди, Всевышний вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его!» Один из присутствующих спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?» Пророк молчал, пока вопрошавший не повторил свой вопрос трижды, и лишь после этого произнес: «Если бы я сказал: «да», то [совершение хаджа ежегодно] стало бы обязательным, но вам это будет не под силу [да и нет такой необходимости]» [9]. В другом повествовании от Ибн ‘Аббаса добавлено: «Кто совершит больше одного [хаджа], то это – дополнительное деяние [то есть такое возможно, за это воздастся из Божьей милости, но это не обязательно]» [10].

Условия, необходимые для действительности хаджа

1. Исповедание Ислама.

2. Здравость рассудка.

Хадж является недействительным, если он совершается немусульманином или тем, кто психически болен, не в своем рассудке, поскольку эти категории не входят в число тех, на которых наложены какие-либо обязательства мусульманской религиозной практики.

Условия, при которых

совершение хаджа становится обязательным

Совершение хаджа становится обязательным при наличии четырех общих для всех и двух специальных, дополнительных условий, касающихся женщин:

1. Исповедание Ислама.

2. Здравость рассудка.

Посланник Аллаха произнес: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия [11], и умалишенного, пока не обретет здравый рассудок» [12]. Однако если малолетний ребенок, не достигший зрелости, совершит паломничество, это записывается ему как благое деяние, но не отменяет обязательности совершения полноценного хаджа в последующем при наличии соответствующих условий.

4. Возможность совершения хаджа.

Имеется в виду материальная возможность, а также – безопасность пути. В Коране сказано: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] – долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать» [13] (Св. Коран, 3:97). Материальная возможность подразумевает отсутствие долгов, наличие необходимых жизненных условий на постоянном месте жительства (социальный и бытовой минимум), материальную обеспеченность семьи и других опекаемых на время отсутствия опекуна, совершающего хадж; наличие собственных средств на дорогу и для прохождения всех ритуалов хаджа [14]

Возможна материальная протекция [15] одного человека другому в вопросах паломничества, но принимать таковую не обязательно, наличие таковой не обязывает к отправке в хадж. Человек имеет право принять ее или же подождать обретения собственного материального достатка[16].

Хадж женщин

Относительно женщины действуют еще два условия.

Условие 1: сопровождение их в хадже близким родственником или мужем. В достоверном хадисе сказано: «Не разрешается [неэтично] женщине отправляться в путь, который длится три дня, не иначе как в сопровождении близкого родственника»[17]. Отсутствие такого сопровождающего отменяет обязательность совершения хаджа для данной женщины. Кроме того, многое зависит и от согласия мужа[18].

Некоторые ученые, в числе которых богословы шафиитского мазхаба, допускают совершение женщиной паломничества с группой заслуживающих доверия женщин.

Условие 2: недопустимо для женщины совершать хадж в дни послеразводного периода (три месяца) или траура по случаю смерти мужа (четыре месяца и десять дней), во время которых она не имеет права вновь выходить замуж[19].

Время совершения хаджа

В Священном Коране сказано: «Паломничество (хадж) [совершается] в определенные [известные еще со времен Авраама] месяцы» (Св. Коран, 2:197) [20].

Ученые ханафитского и шафиитского мазхабов едины во мнении о том, что упомянутыми в Коране месяцами совершения хаджа являются Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Вместе с тем, они имеют разные точки зрения относительно десятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть дня жертвоприношения. Абу Ханифа, опираясь на хадис «День великого хаджа – это день жертвоприношения»[21], считал, что весь десятый день входит в месяцы хаджа. Имам аш-Шафи‘и утверждал, что месяцы хаджа подразумевают Шавваль, Зуль-Ка‘да и первые десять ночей месяца Зуль-хиджа, то есть они продолжаются до восхода утренней зари последнего десятого дня.

Микат

В переводе с арабского языка слово «микат» означает «предел, край, рубеж». В канонической терминологии «микат» – это определенное время и границы территории, предназначенные для вхождения в состояние ихрама. Ихрам, помимо того что это специальное одеяние, надеваемое паломником, это также и намерение, символизирующие особое состояние ритуальной чистоты.

Человек, вознамерившийся совершить хадж, пересекая микат, обязан войти в состояние ихрама и проговорить соответствующее намерение. При этом для мужчин существует определенное правило – им необходимо заблаговременно облачиться в одежду, состоящую из двух отрезов чистой белой полотняной материи. Один из них набрасывается на шею и плечи, а другим опоясываются[22]. Для женщин такое условие отсутствует. Они одеваются в обычную для них одежду, соответствующую нормам одеяния женщины[23].

В случае пересечения миката без соблюдения упомянутых ритуалов (соответствующее одеяние и намерение паломника) человек обязан принести в жертву животное или вернуться к обозначенному месту для их восполнения. Вхождение паломника в состояние ихрама заблаговременно, до миката, например, в месте его постоянного пребывания, считается, по мнению всех богословов, допустимым. Богословы-ханафиты даже считают это наилучшим.

Микат жителей Мекки отличается от миката всех тех, кто живет за ее пределами. Проживающие на территории этого города входят в состояние ихрама для совершения хаджа в самой же Мекке. Что касается ‘умры, малого паломничества, то наилучшим микатом для его совершения, по мнению ученых ханафитов, является ат-Тан‘им, затем аль-Джи‘рана, после этого аль-Худайбия. Ученые же шафиитского мазхаба оговаривают следующую приоритетность местностей: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им, затем аль-Худайбия.

Для живущих за пределами Мекки, желающих совершить хадж или ‘умру существует пять микатов соответственно всем ее сторонам[24]:

— микат жителей Медины – Зуль-хулейфа (Эбар ‘алий);

— микат жителей Сирии, Египта и Марокко – аль-Джухфа;

— микат жителей Ирака и некоторых других восточных стран – Зату ‘ирк;

— микат жителей Йемена и Индии – Ялямлям;

— микат жителей Наджда и Кувейта – Карн аль-маназиль.

Любой, кто вознамерился совершить хадж или ‘умру, при пересечении одного из данных микатов обязан войти в состояние ихрама. К примеру, паломник, летящий самолетом через Амман или из Аммана, входит в состояние ихрама, ориентируясь на аль-Джухфу. Для этого за 15 минут до подлета к данной местности в самолете делается специальное объявление, после которого паломник, заранее облачившийся в одежду ихрама, готовится к произнесению намерения совершить хадж или ‘умру.

Что касается тех, кто проживает на территории между Меккой и микатом, то для них местом вхождения в ихрам является их же дом.

Основное и малое паломничества

Основное паломничество – хадж – совершается лишь в определенное время (месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю) и с соблюдением свойственных ему ритуалов, которые будут описаны ниже.

Малое паломничество – ‘умра – может быть совершено в любое подходящее для верующего время, имеет набор отличных от хаджа ритуальных действий.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В тексте хадиса употреблено слово «мабрур», переводимое как «добрый, хороший», «благочестивый». То есть паломничество, к которому не примешались грехи, проступки, ругань или иные скверные действия.

Подробнее см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 5. Ч. 9. С. 118, 119, пояснение к хадису № 437 (1349).

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 761, хадис № 1773; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 353, хадис № 5733, «сахих».

[3] Шариат – комплекс Божьих предписаний (на основе Корана и Сунны), растолкованных богословами и касающихся положений веры и норм религиозной практики.

[4] См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 119, хадис № 438 (1350).

[5] Текст относится к тем временам, когда не было иных форм передвижения. Что касается нашего времени, то искусственное отягощение себя способом передвижения не является правильным, а, наоборот, относится к порицаемым действиям, порой и к греховным. На этот счет имеется немалое количество аятов и хадисов.

Сегодня актуально и канонически верно использовать современные достижения науки и техники в облегчение передвижения и физических нагрузок и в высвобождение сил для духовного и интеллектуального настроя на столь ответственное и раз в жизни происходящее событие. Имея возможность лететь на самолете, правильным с канонической точки зрения будет именно это, а не передвижение на вьючных животных или пешим ходом.

[6] Под этими днями подразумеваются либо десять дней месяца Зуль-хиджа, либо день ‘Арафа, либо четыре праздничных дня Курбан-байрама.

[7] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 9. С. 210, 215

[8] Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 25, хадис № 8.

[9] См., например: Ан-Насаи А. Сунан ан-насаи [Свод хадисов имама ан-Насаи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 283, хадис № 2619, «сахих».

[10] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада и ан-Насаи. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 297, хадис № 1777.

[11] Совершеннолетие определяется половой зрелостью.

[12] См.: Ат-Тирмизи М. Джами‘ ат-тирмизи. С. 250, хадис № 1423, «сахих».

[13] Также см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 332, 336.

[14] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 306.

[15] Протекция – покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел.

[16] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 340, 341.

[17] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 217, хадис № 1087.

[18] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339.

[19] Как быть в ситуации, когда время хаджа совпадет с периодом регул, и женщина не может (не вправе) молиться и поститься? Такого рода ситуация была с ‘Аишей, супругой Пророка. Она расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такового вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)». См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 537, хадис № 305.

[20] Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 571.

[21] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 224, хадис № 1945, «сахих».

[22] При намерении войти в состояние ихрама мужчина должен освободиться от любого вида одежды и облачиться в два куска полотняной ткани, до которой не дотрагивалась игла (т.е. она не была прошита). Также запрещено надевать обувь, скрывающую пальцы ног.

[23] О нормах одеяния женщины см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 6-е изд. С. 322–325.

[24] Хадис от Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса, Джабира и др.; св. х. аль-Бухари, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: Ат-Тирмизи М. Джами‘у ат-тирмизи. С. 155, хадис № 831, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 296, хадис № 1524, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 461, хадис № 1181. См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 462, хадис № 1183.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *