функциональная грамотность дошкольников что это такое

Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность»

функциональная грамотность дошкольников что это такое. Смотреть фото функциональная грамотность дошкольников что это такое. Смотреть картинку функциональная грамотность дошкольников что это такое. Картинка про функциональная грамотность дошкольников что это такое. Фото функциональная грамотность дошкольников что это такое Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность»

Добрый день уважаемые коллеги!

Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.

Итак, 2019 году в РФ дан старт реализации Национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ. Срок реализации проекта 5 лет, основная цель повысить качество образования на всех уровнях и ступенях, сделать образование в РФ конкурентно-способным на мировом уровне.

Федеральный Проект «Образование» включает 8 подпроектов, для реализации каждого подъпроекта в Регионе разработаны проекты, и далее в муниципалитете разработан ряд мероприятий по реализации каждого подпроекта. Так каждое учреждения является участником сетевых проектов по тому или иному направлению.

Непосредственно нас дошкольников затрагивают пять проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей имеющих детей», «Учитель будущего»

Хотелось у вас спросить: Что такое функциональная грамотность?

ОТВЕТ: Способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок УУД).

Что мне нужно поменять в работе?

1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление). 4. Познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

5. Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

Как это сделать?

1. Изучать практики поддержки детской инициативы, в т. ч. зарубежный опыт. / Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для группы, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов.

2. Планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч. занятия) в группе и на прогулке интегрируя несколько образовательных областей.

3. К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). /Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. / Создавать образовательные «проблемные ситуации».

4. В доступной форме представить основные положения проекта. / Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. / Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. / Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.

5. Познакомиться с опытом организации среды в других ДОУ/ Не бояться пробовать. / Принять к сведению рекомендации по результатам исследования качества дошкольного образования в РФ, г. Надыме с использованием шкалы ECERS-R.

Итог: Кейс компетентностных заданий (игр, упражнений, сценариев образовательных мероприятий, работающих на формирование естественнонаучной, читательской, математической, информационной, коммуникативной, социально-бытовой, финансовой грамотности

Источник

«Функциональная грамотность в ДОУ»

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

— проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

— технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

— технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

— информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Источник

Комплекс личностных качеств и навыков социального поведения как компонент функциональной грамотности дошкольника

функциональная грамотность дошкольников что это такое. Смотреть фото функциональная грамотность дошкольников что это такое. Смотреть картинку функциональная грамотность дошкольников что это такое. Картинка про функциональная грамотность дошкольников что это такое. Фото функциональная грамотность дошкольников что это такое Людмила Росянова
Комплекс личностных качеств и навыков социального поведения как компонент функциональной грамотности дошкольника

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА-

Тема: Комплекс личностных качеств и навыков социального поведения – как компонент функциональной грамотности дошкольника.

Воспитатель: Росянова Л. А.

Комплекс личностных качеств и навыков социального поведения – как компонент

функциональной грамотности дошкольника. (слайд 1)

Слайд 2 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Слайд 3

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и

экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение детьми системой ключевых компетенций, позволяющих им эффективно применять усвоенные социальные навыки в практической ситуации и успешно использовать их в процессе социальной адаптации.

Слайд 4

Термин «социальные навыки» более широкий и менее официальный. Первым из исследователей, кто выделил понятие «социальный навык», был Вим Слот. Социальные навыки – это набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении всего жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими.

Социальные навыки дополняют более конкретные технические навыки. Это межличностные и внутриличностные навыки, включая дружелюбие, коммуникабельность, убедительность, этикет и все промежуточные понятия.

Проблема социальных навыков тесно взаимосвязана с проблемой социальной компетентности личности. Социальная компетентность личности изучалась такими исследователями, как Ю. М. Жуковым, Ю. Н. Емельяновым, Е. В. Коблянской, А. Ю. Коджаспировым, А. А. Кидран, А. В. Петровским, М. Г. Ярошевским и др.

Слайд 5

Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. В современной педагогической науке нет конкретизации понятия «социальная компетентность». Она представляется некими социальными навыками, наличие которых позволит личности войти в ролевую структуру общества. Социальная компетентность дошкольника предполагает формирование таких компетенций, как познавательная, коммуникативная, социокультурная, личностная, ценностно-смысловая (см. таблицу, развитие которых обеспечивает становление у дошкольника социальных позиций «Я в обществе» и «Я и общество».

Слайд 6, 7

Ключевые социальные компетентности дошкольника.

Социальные навыки, возможно, самые важные способности, которые могут понадобиться человеку в жизни. Хорошо развитые социальные навыки дают возможность завязывать знакомства с интересными людьми, добиваться той работы, которая нравится, укреплять личные отношения. И наоборот, отсутствие хороших навыков общения может привести к одиночеству, что способствует развитию тревожных состояний и возникновению депрессии. Хорошо известно, что социальные навыки поддаются тренировке.

Социальные навыки можно развить посредством общения и взаимодействия с другими детьми. Рассмотрим некоторые социальные умения и навыки более подробно.

Проявление сочувствия и заинтересованности к другим людям в различных ситуациях.

Большей частью социальная тревожность проявляется в смущении, которое проходит, если сфокусировать свое внимание на другом человеке. Фиксация внимания (даже если вначале она вынужденная) на том, о чем говорит другой человек, не только создает ощущение большего комфорта, но и сам разговор становится более интересным.

Естественная или приобретенная способность создавать атмосферу согласия.

Согласие – это состояние понимания или особой связи, которое возникает в результате успешного общения с другим человеком. Согласие возникает на подсознательном уровне, но оно может стимулироваться сознательными усилиями. В этом может помочь следующее: придание осанке такого же вида, как у собеседника, использование того же самого стиля языка, слов и компонентов речи, включая скорость и громкость.

Наблюдение за чужим поведением часто становится одним из важнейших способов передачи социальных навыков. Другим аспектом в развитии социальных навыков является обратная связь. Обратная связь представляет собой позитивную или негативную информацию, которая поступает в качестве реакции на поведение индивида и которую можно использовать в качестве оценки собственного поведения.

Слайд 8 Терентьева Н. П. и Звягина О. Н. выделяют следующие социальные умения: самопонимание, настойчивость, независимость, социальная чуткость, умение устанавливать дружеские связи, умение разрешать проблемы общения.

Слайд 9 Самопонимание – заключается в том, что человек адекватно понимает свои достоинства и недостатки, в принятии себя как индивидуальности, развитии позитивного образа «Я».

Настойчивость – понимается, как умение отстаивать собственное мнение, свои интересы, не вступая в конфликты.

Независимость – умение принимать решение, следовать собственным планам, готовность нести ответственность за свои действия.

Слайд 10

Социальная чуткость – умения распознавать и понимать нужды и чувства чужих людей, сотрудничать и оказывать им помощь.

Умение устанавливать дружеские связи – состоит в умении общаться с другими людьми, разделять их интересы.

Умение разрешать проблемы общения – связано с умением выходить из трудных конфликтных ситуаций без обращения к физической силе.

Центр практической психологии образования Академии социального управления Министерства образования Московской области проанализировав опыт ведущих специалистов в области развития социальных умений детей 5 – 7 лет составили список социальных компетенций. Этот перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению (см. приложение). Они подчеркивают, что большинство этих умений нельзя сформировать напрямую. Структура социальной компетенции дается для того, чтобы взрослый наблюдатель мог сравнить поведение конкретного ребенка с эталонным поведением социально компетентного дошкольника 5-7 лет.

В дошкольном возрасте закладываются основы различных видов навыков: двигательные навыки, культурно-гигиенические, навыки общения и культуры поведения, трудовые навыки, а также социальные навыки. При целенаправленной воспитательной работе по формированию различных видов навыков дети уже концу дошкольного возраста овладевают ими.

В настоящее время в дошкольной педагогике актуальна проблема формирования социальных навыков, как способ формирования функциональной грамотности, как способ привития навыков социального поведения детям дошкольного возраста. Важно отметить, что развитие социальных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования социальных навыков также решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией, художественной литературе, развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, воспитателем.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Слайд 11)

I. Навыки адаптации к образовательному учреждению

2. Умение обращаться за помощью

3. Умение выражать благодарность

4. Умение следовать полученной инструкции

5. Умение доводить работу до конца

6. Умение вступать в обсуждение

7. Умение предлагать помощь взрослому

8. Умение задавать вопросы

9. Умение заявлять о своих потребностях

10. Умение сосредотачиваться на своем занятии

11. Умение исправить недостатки в работе

(Слайд 12)

II. Навыки общения со сверстниками

1. Умение знакомиться

2. Умение присоединиться к играющим детям

3. Умение играть по правилам игры

4. Умение просить об одолжении

5. Умение предлагать помощь сверстнику

6. Умение выражать симпатию

7. Умение принимать комплименты

8. Умение проявлять инициативу

10. Умение извиняться

(слайд 13)

III. Навыки обхождения с чувствами

1. Умение воспроизводить основные чувства

2. Умение выражать чувства

3. Умение распознавать чувства другого

4. Умение сочувствовать

5. Умение обращаться с собственным гневом

6. Умение реагировать на гнев другого человека

7. Умение справляться со страхами

8. Умение переживать печаль

(слайд 14)

IV. Навыки альтернативы агрессии

1. Умение мирно отстаивать свои интересы

2. Умение выражать недовольство

3. Умение спрашивать разрешения

4. Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы

5. Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят

6. Умение проявлять толерантность

7. Умение принять последствия собственного выбора (отношение к своей ошибке)

8. Умение реагировать на незаслуженные обвинения

9. Умение реагировать в ситуации, когда виноват

(Слайд15)

V. Навыки преодоления стресса

1. Умение проигрывать

2. Умение обходиться с чужой собственностью

3. Умение говорить «нет»

4. Умение адекватно реагировать на отказ

5. Умение справляться с ситуацией игнорирования

6. Умение справляться со смущением

7. Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности

Литература:

1. Духовно – нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Сост. : Акинина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П., УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

3. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Л. Трубайчук Дошкольное воспитание №6, 2010с. 45-47

4. Педагогический словарь Г. М. Каджаспирова, А. Ю. Каджаспиров – М. : Академия, 2000. – с. 176

5. Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста. Солодянкина О. В. М. : АРКТИ,2006 – 88с

Прикреплённые файлы:

функциональная грамотность дошкольников что это такое. Смотреть фото функциональная грамотность дошкольников что это такое. Смотреть картинку функциональная грамотность дошкольников что это такое. Картинка про функциональная грамотность дошкольников что это такое. Фото функциональная грамотность дошкольников что это такоеФормирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Опыт работы «Воспитание социально-личностных качеств, необходимых для рационального поведения в сфере экономики» Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений Это обусловлено.

Развитие личностных качеств дошкольников в игровой деятельности Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко.

функциональная грамотность дошкольников что это такое. Смотреть фото функциональная грамотность дошкольников что это такое. Смотреть картинку функциональная грамотность дошкольников что это такое. Картинка про функциональная грамотность дошкольников что это такое. Фото функциональная грамотность дошкольников что это такоеРазвитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание Развитие социально- личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное.

Роль самопознания в формировании навыков социального поведения младших школьников Проблема человека как социального субъекта в ходе радикальных преобразований в Казахстане существенно проявляется в его духовном самоопределении,.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает.

Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка Личностные особенности и психические качества ребёнка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. Игра – это косвенный метод.

Конспект тематического занятия по формированию социально-личностных качеств дошкольников «Жил — был Зайчик» Тематическое занятие: «Жил-был Зайчик» Цель: Создание условий для формирования социально-личностных качеств дошкольников, через включение.

Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка В настоящее время в психолого-педагогической работе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического.

Источник

Консультация «Функциональная грамотность»

функциональная грамотность дошкольников что это такое. Смотреть фото функциональная грамотность дошкольников что это такое. Смотреть картинку функциональная грамотность дошкольников что это такое. Картинка про функциональная грамотность дошкольников что это такое. Фото функциональная грамотность дошкольников что это такое людмила воронова
Консультация «Функциональная грамотность»

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше и больше.И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Что же такое функциональная грамотность?

Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО В 1957 г. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

Особенности понятия функциональной грамотности:

• направленность на решение бытовых проблем;

• основа – базовый уровень навыков чтения и письма;

• возможность решения стандартных стереотипных задач.

Функционально грамотная личность

• человек самостоятельный (умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации, умеющий отвечать за свои решения и т. д.);

• человек познающий (обладающий сформированной целостной картиной мира, обладающий набором компетенций (ключевых и предметных) и т. д.);

• человек, умеющий жить среди людей (владеющий речью как средством взаимодействия, умеющий соотносить свои действия с действиями других людей и т. д.).

Функциональная грамотностькак базовое определение личности включает:

• готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой;

• способность решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности;

• совокупность умений строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума;

• наличие рефлексивных качеств, обеспечивающих стремление к дальнейшему образованию и духовному развитию.

Каковы же основные направления функциональной грамотности?

• Читательская грамотность

• Математическая грамотность

• Естественнонаучная грамотность

• Финансовая грамотность

Как функциональная грамотность соотносится с идеологией ФГОС НОО?

Переориентация системы образования на развитие функциональной грамотностиучащихся закреплена во ФГОС НОО на концептуальном уровне в следующих аспектах:

а) изменение образовательной парадигмы – компетентностный подход,

б) содержание обучения – комплексное (междисциплинарное) изучение проблем, включая жизненные ситуации;

в) характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса – сотрудничество, деятельностный подход;

г) доминирующий компонент организации образовательного процесса – практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;

д) характер контроля – комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).

Однако многие из перечисленных аспектов пока не находят воплощения в массовой педагогической практике, так как требуют принципиально другого подхода к организации процесса, содержания и оценки качества образования.

Чем функциональная грамотность отличается от академической?

Что же такое академическая грамотность?

«Академическая грамотность предполагает чтение, достаточное для ответов на вопросы, запоминание, синтезирование, анализирование, суммирование и оценивание содержания информации, а также навыки ведения дискуссии, навыки участия в семинаре»

В отличие от академической грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.

Анализ структуры и содержание академической и функциональной грамотности обнаруживает их принципиальные отличия. Для лучшего понимания концептуального направления вектора развития содержания общего образования представим специфические особенности учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности обучающихся (схема 1).

На основе представленной схемы можно сделать вывод, что развитию функциональной грамотности в большей степени соответствует интегративное содержание. Действительно, учебные задания, направленные на развитие функциональной грамотности, как правило, носят межпредметный характер. Другим важным выводом является принципиальная взаимосвязь этих двух видов грамотности, а также характер преемственности между ними.

При этом важно подчеркнуть, что академическую грамотность следует рассматривать как фундамент для развития функциональной грамотности. Вектор развития содержания общего образования обоснован взаимодействием целевых установок развития академической и функциональной грамотности на всех его этапах.

Формируем и оцениваем функциональную грамотность обучающихся: вопросы готовности учителя.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Ребенку важно обладать:

*Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

* Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.

*Способностью строить социальные отношения.

*Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику.

— Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?

Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно

дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т. е. требует творческой активности.

Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?

Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся

может быть обеспечено успешной реализацией ФГОС общего образования, т. е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов. Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку (по

материалам статьи Г. С. Ковалевой «Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности?»).

Нужно понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым

работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?

Специфика заданий, направленная на формирование и оценку функциональной грамотности в начальной школе.

Для того, чтобы быть успешным в обучении,ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем,важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, близки их опыту и окружению, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

— Рассмотрим задания на формирование функциональной грамотности на предмете «Математика».

Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Компетентностные задачи по математике

Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:

регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;

• систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью

Ответ: так как ложек 26, а чашек 30, значит, пить чай могут 26 человек.

Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т. е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен.

Включение комбинаторных задач в начальный курс математики оказывает положительное влияние на развитие младших школьников. Решение таких задач дает возможность расширять знания учащихся о самой задаче, например, о количестве и характере результата (задача может иметь не только одно, но и несколько решений – ответов или не иметь решения, о процессе решения (чтобы решить задачу, не обязательно выполнять какие – либо действия).

Таким образом, на уроках математики через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления, комбинаторных задач, происходит формирование функциональной грамотности младших школьников.

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» «Финансовая грамотность для дошкольников» интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Консультация для родителей «Поход в лес» Живой мир богат и разнообразен. Полезное и ядовитое находится в нем рядом. Расскажите ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут.

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *