фулл тайм что это такое в машине
Системы полного привода
Мне, как владельцу внедорожника, интересно узнать, а какие же системы полного приводу существую на сегодня и какие из них предпочтительнее в той или иной ситуации
Автомобили повышенной проходимости пользуются довольно большим спросом у водителей. Далеко не все они являются внедорожниками, однако практически любая система полного привода (AWD или 4WD) позволит владельцу без особых проблем выбраться на загородный пикник или на дачу.
Full-time и part-time AWD
Разновидностей систем существует немало, практически каждый автопроизводитель дает им свои названия:
xDrive система полного привода BMW;
Quattro – Audi;
4motion – Volkswagen;
TOD (ATT) – Ssang Yong и Hyundai;
Super Select (Easy Select) – Mitsubishi;
Active Select – Chevrolet и другие.
Между тем все они делятся на две основных категории: full-time и part-time AWD. К первой группе относятся системы, в которых полный привод задействован постоянно, деля крутящий момент между осями в равных пропорциях. Full-time полный привод имеют классические вездеходы, такие как Land Rover Defender, отечественная Нива и Шевроле-Нива, а также легковые автомобили, такие как Audi A6 Quattro, BMW X5 и многие другие, но устройство AWD-трансмиссии легковушек полностью отличается от автомобилей, предназначенных для бездорожья.
Внедорожники, имея постоянный полный привод, способны достаточно легко преодолевать труднопроходимые участки, а легковым машинам постоянный полный привод нужен для лучшей динамики и управляемости, так как значительно уменьшаются пробуксовки ведущих колес. Правда, и тем, и другим приходится расплачиваться высоким расходом горючего при езде по асфальтированным дорогам, кроме того, устройство системы постоянного полного привода намного сложнее.
Вторая группа систем полного привода автомобилей – part-time. Машина, оснащенная такой системой, в обычных условиях является моноприводной, а вторая ось подключается при необходимости вручную или автоматически в определенных условиях.
Типичные part-time-полноприводные автомобили:
все модели УАЗ;
Mitsubishi Pajero с системой Super Select;
Nissan Patrol.
Эти машины прекрасно подходят для активного отдыха в условиях бездорожья. Водитель в них самостоятельно подключает вторую ось для преодоления труднопроходимых мест.
Схема part-time AWD имеет свои недостатки. Одним из главных является то, что неопытный водитель, не всегда может правильно оценить дорожную обстановку и вовремя перевести трансмиссию автомобиля в полноприводный режим. Вторым недостатком является то, что с включенным полным приводом можно передвигаться только с небольшой скоростью, а трансмиссия при этом усиленно изнашивается. Третий минус заключается в том, что классическая ручная part-time-система не имеет межосевого дифференциала, что сильно ухудшает управляемость таких автомобилей на сухих дорогах, особенно это заметно в поворотах.
Системами автоматического полного привода оснащают кроссоверы, а так же универсалы с повышенной проходимостью. Они не предназначены для езды по зимникам и летникам, однако возможностей этих автомобилей вполне достаточно, чтобы не ограничиваться ездой только по асфальтированным дорогам. AWD в них реализуется при помощи вискомуфты, самоблокирующегося дифференциала Torsen, или многодисковой фрикционной муфты.
Одной из самых известных автоматических AWD-трансмиссий можно назвать 4motion от компании Фольксваген. Она состоит из следующих узлов:
сцепления;
коробки передач;
главных передач передней и задней оси;
межколесных дифференциалов передней и задней оси;
раздаточной коробки;
карданной передачи;
многодисковой фрикционной муфты Haldex;
полуосей.
В обычных условиях 90 % крутящего момента передается передней оси. При пробуксовке передних колес блок управления посылает соответствующий сигнал, муфта блокируется, и крутящий момент подается на заднюю ось. Его величина не является постоянной. Соотношение крутящего момента передней и задней осей в AWD-трансмиссии 4motion может изменяться от 90:10 до 60:40.
Система полного привода TOD
AWD-трансмиссия Torque-on-Demand, или TOD, относится к категории full-time AWD, применяющая распределение крутящего момента между осями по переменному принципу. Задний мост в системе TOD подключен постоянно, передний подключается через многодисковую фрикционную муфту автоматически или принудительно при помощи переключателя.
В автоматическом режиме, являющемся основным для TOD, крутящий момент перераспределяется между осями (передней и задней) в соотношениях от 0:100 до 50:50, все зависит от различных дорожных условий. До начала преодоления труднопроходимых участков, производитель рекомендует принудительно подключить переднюю ось, тем самым деля поровну крутящий момент между осями.
Аналогичным образом устроена интеллектуальная система xDrive у автомобилей BMW, однако работает она полностью в автоматическом режиме, а соотношение крутящего момента между осями составляет от 0:100 до 40:60.
Система полного привода Quattro
AWD-система Quattro, применяемая на автомобилях Audi, также относится к категории full-time AWD. Роль межосевого дифференциала в последнем, четвертом поколении трансмиссии Quattro, выполняет самоблокирующийся асимметричный дифференциал с коронными шестернями. В нормальных условиях, на переднюю ось, он направляет 40% мощности, а оставшиеся 60 – на заднюю. При пробуксовке колес основная доля момента перебрасывается на ту ось, которая имеет наилучшее сцепление с дорогой. При этом на передние колеса может быть передано до 70%, а на задние – до 85.
На чем остановить свой выбор?
Вопрос, какая система полного привода лучше, мучает многих автолюбителей. Многие будут удивлены, но ответить на него невозможно в силу некорректности самой формулировки. Можно сказать, что лучше подойдет в конкретной ситуации, но не в целом.
Ведь автомобиль Mitsubishi Pajero с part-time системой полного привода Super Select, будучи прекрасным внедорожником, на асфальтированной трассе показывает весьма посредственную управляемость, свойственную практически всем «джипам». Равно как и Audi Allroad с AWD-трансмиссией Quattro, прекрасно ведущая себя на шоссе и способная проехать по укатанной грунтовке, окажется полностью бессильной в условиях Карелии.
При выборе необходимо учитывать различия в системах полного привода и понимать, для чего приобретается автомобиль, и в этом случае покупатель получит именно то, что ему нужно – либо вместительную семейную машину, на которой можно отправиться хоть на море, хоть на дачу, либо внедорожник, способный покорить сибирскую тайгу.
Постоянный (Full-time) или подключаемый (Part-time) полный привод: чем различаются и какой лучше?
Наверное все знают, что такое полный привод. Говоря простым языком, этот термин означает, что все колеса, имеющиеся на внедорожнике, квадроцикле или другом транспортном средстве являются ведущими. Казалось бы все просто, мощность от двигателя просто передается на все колеса. В целом да, но вот реализована схема передачи крутящего момента может быть по-разному. Наиболее распространены два варианта: постоянный полный привод (Full-time) и жестко подключаемый полный привод (Part-time). Существуют и другие варианты реализации: через вискомуфту на базе переднего привода, многорежимные системы, технологии отдельных производителей, например quattro от Audi, и даже варианты с использованием электродвигателя на одной из осей. Но все эти системы часто сложны и напичканы электроникой, либо не предназначены для использования в условиях бездорожья. Поэтому остановимся на наиболее простых и распространенных системах постоянного (full-time) и подключаемого (part-time) полного привода. Начнем с последнего.
Жестко подключаемый полный привод (part-time)
Эта разновидность полного привода появилась раньше остальных. Если брать отечественную технику, то подключаемый полный привод используется на УАЗе, ГАЗ-66 и других полноприводных автомобилях. Конструкция довольно проста: крутящий момент от двигателя передается в коробку передач, далее в раздаточную коробку, и от нее уже к мостам и колесам. Раздаточная коробка позволяет подключать и отключать один из мостов, обычно передний. Т.е. при движении по нормальной дороге передний мост за ненадобностью отключается и крутящий момент передается только задним колесам. А при движении по бездорожью передняя ось жестко подключается и крутящий момент равномерно распределяется между осями.
Схема жестко подключаемого полного привода на примере УАЗа
Помимо включения и отключения полного привода раздаточная коробка позволяет выбрать повышенную или пониженную передачу, что весьма удобно в тяжелых дорожных условиях.
Постоянный полный привод (full-time)
Среди отечественных автомобилей ярким представителем с данным типом полного привода является Нива. Принципиально конструкция ничем не отличается от системы жестко подключаемого полного привода: крутящий момент также передается в КПП, оттуда в раздатку, и с нее уже к мостам и колесам. Но вот конструкция и принцип работы раздаточной коробки в данном случае несколько иной. Если при подключаемом полном приводе передний мост жестко подключается и отключается с помощью рычага на раздатке, то в случая постоянного полного привода оба моста подключены постоянно. Т.е. крутящий момент от двигателя постоянно передается на все колеса автомобиля.
Схема постоянного полного привода на примере Нивы
При этом выходы раздаточной коробки на передний и задний мосты соединены не жестко, как например при включенном полном приводе на УАЗе, а с помощью межосевого дифференциала. Это дает возможность использовать полный привод на любой поверхности в отличие от автомобиля с part-time, где движение с включенным полным приводом по ровной сухой поверхности нежелательно.
При всем этом раздаточная коробка на Ниве имеет возможность блокировки межосевого дифференциала, что позволяет жестко соединить между собой выходы на переднюю и заднюю ось. В этом режиме постоянный полный привод аналогичен жестко подключенному полному приводу. Также есть возможность выбора повышенной и пониженной передачи. Еще можно добавить, что на Ниве раздаточная коробка соединена с КПП не напрямую, а с помощью промежуточного вала, но это не так важно.
Какой полный привод лучше: постоянный (full-time) или жестко подключаемый (part-time)?
Каждый из этих видов полного привода имеет свои преимущества и недостатки. Выделим очевидные плюсы подключаемого полного привода по сравнению с постоянным:
Существенный недостаток всего один — не рекомендуется ездить на полном приводе по асфальту.
Теперь выделим плюсы и минусы постоянного полного привода по сравнению с подключаемым. Итак, достоинства:
Из недостатков можно выделить разве что чуть большую сложность конструкции и теоретически больший расход топлива при прочих равных условиях.
Вывод
Эти две системы полного привода по своей конструкции и принципу действия отличаются незначительно, а в т.н. «боевом» режиме, т.е. с включенной блокировкой и на пониженной передаче их работа в целом идентична. Поэтому говорить о том, какой вид лучше сложно: обе системы надежны и эффективны. Но если уж делать выбор, то чисто для бездорожья жестко подключаемый полный привод будет предпочтительнее, а если сложные участки часто сменяются дорогой, то тут лучше подойдет постоянный полный привод. Хотя могу ошибаться. Пишите в комментариях, какой тип полного привода считаете лучшим.
Читайте также:
Постоянный (Full-time) или подключаемый (Part-time) полный привод: чем различаются и какой лучше?: 4 комментария
«Из недостатков можно выделить разве что чуть большую сложность конструкции…» — да ну! Чем же фулл-тайм сложнее парт-тайма? Наличием блокируемого дифференциала? А про то, что в парт-тайме есть механизм отключения переднего моста — это не сложность конструкции? А муфты отключения ступиц УАЗа? А электрические хабы отключения передних полуосей на Форчунере? В фулл-тайме всего этого огорода нет за ненадобностью.
Во-первых — я не зря сказал «ЧУТЬ бОльшую сложность», ключевое слово — «Чуть». Во-вторых — имеется в виду только конструкция раздатки, без хабов и т.д. В-третьих да, блокируемый межосевой дифференциал ЧУТЬ сложнее механизма жесткого подключения моста. Сам факт того, что парт-тайм появился раньше, уже подтверждает это
Спасибо за информацию! На мой взгляд, оба привода актуальны в разных условиях дороги! Исправьте немного текст: «а если сложные участки дороги часто сменяются…» так будет правильнее!
FullTime 4WD МИФЫ и РЕАЛЬНОСТЬ!)))
Стандартная схема — DiffLock
Постоянный полный привод, с межосевым дифференциалом, принудительная жесткая блокировка
Пожалуй, это самый ранний тип тойотовского FullTime 4WD для «исходно-переднеприводных» моделей. Привод действительно постоянный, с симметричным межосевым дифференциалом и принудительной жесткой блокировкой.
Нажатие кнопки «C.DIFF LOCK» активирует электропневмоклапан, подающий разрежение к пневмоприводу, который сдвигает тягу блокировки дифференциала. Если тяга переместилась успешно и дифференциал заблокирован, то срабатывает концевой выключатель и на комбинации приборов загорается соответствующий индикатор. В некоторых случаях вместо кнопки использовался вытяжной переключатель.
С одной стороны, это единственный способ обеспечить стопроцентную блокировку, с другой — он накладывает ряд ограничений и требует внимания от водителя: не рекомендуется двигаться более одного часа или развивать скорость более 60 км/ч с заблокированным дифференциалом, блокировку нельзя включать непосредственно во время буксования…
Данная схема практически всегда использовалась на моделях без ABS, отчасти и поэтому с середины 90-х она стала постепенно сходить на нет. В настоящее время подобных машин не выпускается.
Модель Выпуск КПП/РК Блокировка
Corolla/Sprinter 90 1987-1991 E55F5+EF2A центральный — мех. блокировка
Corolla/Sprinter 100 1991-2002 E55F5+EF2A центральный — мех. блокировка
Corolla/Sprinter 110 05.1995-05.1997 EF55F5+EF2A центральный — мех. блокировка
Sprinter Carib 95 1990-1995 E57F5+EF2A центральный — мех. блокировка
Sprinter Carib 110 08.1995-05.1996 E55F5+EF2A центральный — мех. блокировка
Carina 170 1988-1992 E55F5+EF2A центральный — мех. блокировка
Corona 170 1988-1992 E55F5+EF2A центральный — мех. блокировка
Camry/Vista 20 08.1988-07.1990 E55F5+EF2A центральный — мех. блокировка
RAV4 10 1994-2000 E250F центральный — мех. блокировка
DiffLock
МИФЫ и РЕАЛЬНОСТЬ
Итак, у вас ВНЕДОРОЖНИК.
Словом «ДЖИП» назвать его не могу, – ибо слово ДЖИП (JEEP) – это
« машина для Вооруженных Сил Америки». В конце 40-х — начале 50-х годов был объявлен конкурс на машину для Вооруженных Сил Америки. Тендер выиграла фирма Виллис. Был создан автомобиль под названием JEEP. В дальнейшем лицензия на его изготовление была передана фирме ММС (Япония). Не могу показать вам фотографии – но такой JEEP (ММС) стоит у меня на стоянке рядом с моим автомобилем…
В дальнейшем, этот автомобиль (а его базу вы можете увидеть во многих современных американских фильмах – открытый верх, выглядит, как наш УАЗ – это и есть тот самый знаменитый JEEP!) – был заменен на следующее поколение. Вы уже догадались… Да! Это знаменитый Хаммер!
Впрочем, в Интернете вы можете узнать об этих автомобилях куда больше, чем в этой статье. Мы же разберемся с вопросом, что такое 4WD (это непременный атрибут не только JEEP, но и любого ВНЕДОРОЖНИКА).
Посмотрим схему построения 4WD:
Это ОБЩАЯ схема построения. И как она работает?
Крутящий момент от ДВИГАТЕЛЯ и КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ поступает на ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ (C-Diff-Lock), который распределяет крутящий момент между передним (F) и задним ® мостом.
Мостовые дифференциалы (R-Diff и F-Diff) перераспределяют крутящий момент между правым ® и левым (L) колесами.
Итак, ставим наш ВНЕДОРОЖНИК одним колесом на «голый лед» (колесо проскальзывает) – остальные колеса стоят на «чистом» асфальте (скольжения нет) и пытаемся стронуться с места.
Крутящий момент через ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ и далее, через МОСТОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ подводится к «буксующему» колесу (принцип прост, – где легче крутится, туда и идет весь момент). Результат – машина стоит на месте, ОДНО колесо буксует.
Мы реализовали обычную схему 2WD (правильнее ее назвать 1 WD – стоит «забуксовать» ОДНОМУ колесу –остальные не вращаются…).
Но мы то на внедорожнике! Включаем блокировку МЕЖОСЕВОГО дифференциала (C-Diff- Lock)- он же 4WD. Центральный дифференциал блокируется – крутящий момент передается в соотношении 50: 50 на оба моста. «Работает» одно колесо переднего моста и одно заднего моста (мостовые дифференциалы не заблокированы!). Ну что же, включив 4WD – фактически получаем уже ДВА WD (уже лучше, чем 1 WD – см. выше). Т.е. поставив одно колесо переднего моста и одно колесо заднего моста на «голый лед» – машина НЕ ТРОНЕТСЯ с места! Вот вам и 4 WD!
И только заблокировав мостовые дифференциалы – получим ПОЛНЫЙ привод на все 4 колеса!
Классической схемой построения 4WD является знаменитый ТОЙОТА ЛАНД КРУЗЕР. Базовая комплектация подразумевает только лишь блокировку ЦЕНТРАЛЬНОГО дифференциала (реализуемая схема – ДВА ведущих колеса). И только в ПОЛНОЙ комплектации имеет так же блокировку МОСТОВЫХ дифференциалов. При этом на панели, кроме обычной кнопки (или рычага) Central Diff Lock (он же 4WD) находятся еще ДВЕ кнопки: FRONT и REAR Diff Lock. Ну и мосты имеют блокируемые дифференциалы. Только в этой комплектации его можно назвать ПОЛНОПРИВОДНЫМ автомобилем! Или 4WD – по общей классификации…
Отдельной строкой стоят так называемые FULL TIME 4 WD. Неплохие автомобили…В основном режиме перераспределение крутящего момента идет в пропорции 90:10 — т.е. реализуется схема 2WD (но мы то знаем, что это фактически 1WD!).И только при пробуксовке колес включается т.н. самоблокирующийся дифференциал (центральный) и перераспределение крутящего момента идет в пропорции 50:50 на оба моста. А вот блокировки мостовых дифференциалов, –увы, как правило, не имеют…МИФЫ и РЕАЛЬНОСТЬ
Full time или part time?
Выбираем тип полного привода
Наличием полного привода сейчас никого не удивишь. Даже многие компактные, заточенные только под город кроссоверы, и те могут похвастаться этой «фишкой». Бывает он двух типов: постоянный и подключаемый. Об их плюсах и минусах и пойдет речь.
Постоянный или full-time 4wd
Таким приводом «богаты» настоящие, архаичные внедорожники, чье время, к сожалению, постепенно уходит. Это Toyota Land Cruiser под индексами 80, 100 и 105, Land Rover Defender, Chevrolet Niva и некоторые другие. В общем, большинство из этих авто перекочевали уже в разряд легендарных «тракторов».
Постоянный полный привод характеризуется тем, что крутящим моментом все четыре колеса «обеспечены» всегда. Так как все колеса ведущие, у автомобиля более стабильная управляемость и какие-либо внешние условия или качество дорожного покрытия роли не играют. До определенной, понятно, границы, после которой авто становится практически неуправляемым.
Вообще, в эксплуатации автомобиля с постоянным полным приводом многое зависит от водителя и его опыта.
Минусы full-time вытекают из его же достоинств. Например, авто с четырьмя «гребущими» колесами оснащается более сложной, — а значит, более «ломучей» и дорогой — трансмиссией. Да и при езде по обычным дорогам полноприводные автомобили расходуют топлива больше, нежели их «купированные» собратья.
Если авто эксплуатируется в сельской местности, где всего вместо дорог есть лишь направления, пользу от полного привода трудно переоценить. А вот в городских условиях такие «динозавры» банально не используют свои возможности.
Подключаемый вручную или part-time 4wd
Этот тип привода в обычный условиях задействует либо переднюю, либо заднюю ось (в зависимости от авто). Ведущими все четыре колеса становятся лишь тогда, когда этого требует ситуация. Например, на льду, в грязи или в снегу. При этом в случае привода типа part-time водитель сам определяет, нужна ли ему в данный момент помощь еще двух колес, и подключает их вручную.
Яркими примерами авто, оснащенных подключаемым полным приводом, являются: Suzuki Jimny, Mitsubishi Pajero, Nissan Patrol, отечественные УАЗики и так далее.
Система «ручного» 4wd лишена межосевого дифференциала и заточена для преодоления бездорожья на невысокой скорости.
К минусам можно отнести то, что использовать такой тип привода в нормальных условиях (допустим летом на сухом асфальте) крайне нежелательно. Во-первых, это приводит к снижению управляемости (особо это чувствуется при поворотах). Во-вторых, нагрузка на трансмиссию существенно возрастает, что может запросто привести к ее поломке.
Автоматический part-time 4wd
Все большую популярность завоевывает именно автоматический тип подключаемого полного привода. По сути, он самостоятельно решает, когда задействовать еще одну ось, а когда ее «отрубить». Все отдано на откуп электронике.
Таким «умным» приводом оснащаются большинство кроссоверов, а так же некоторые топовые «внедорожники».
С одной стороны, этот вариант удобен. Не нужно лишний раз заморачиваться — подключать еще пару колес или нет? С другой, минусов и недостатков у этого типа привода тоже хватает.
Самый главный из них — то, что подключаемый полный привод, управляемый электронными «мозгами», не способен трудиться долгое время.
Это обусловлено его техническими особенностями и его основным назначением: задействовать четыре колеса только при необходимости, а затем — сразу отключить одну ось. Поэтому узлы и составляющие «умной» трансмиссии, которые «руководят» передачей крутящего момента на подключаемую ось, не рассчитаны на длительную работу с повышенной нагрузкой.
Во многих автоматических системах полного привода используются различные варианты многодисковой муфты. В ней диски сближаются друг с другом при «пробуждении» еще одной пары колес, и отдают им крутящий момент.
Если полный привод задействован долго и всерьез, муфты нагреваются, что может привести к их преждевременной кончине. Поэтому сообразительные электронные «помощники» самостоятельно переводят авто в монопривод.
Это, конечно, хорошо. Муфта спасена от перегрева, электроника довольна проделанной работой. В минусе остается лишь водитель автомобиля — ведь такая «отключка» может произойти посередине засыпанного снегом поля или утонувшей в грязи проселочной дороге. Единственный плюс — таким способом можно выяснить потенциал своего стального коня, чтобы впредь знать предел его возможностей.
Среди вариантов подключаемого полного привода есть несколько особенных. Например, система SuperSelect. Она используется на внедорожниках Mitsubishi Pajero и топовых вариантах пикапа L200. А еще, система Multi-Mode, «живущая» в Toyota HiLux Surf и 4Runner.
Они позволяют автомобилю ехать и с одной осью для экономии горючего, и со всеми четырьмя ведущими колесами без каких-либо потерь в управляемости или чрезмерных нагрузок на трансмиссию. К тому же, у них имеется в наличии межосевой дифференциал, который, если того требует ситуация, можно заблокировать.
При всех своих плюсах, эти вариации еще более сложны по конструкции, а значит, и дороги в ремонте и обслуживании.
По сути, большинство авто, на которых имеется шильдик «4WD», внедорожниками на деле не являются. Это кроссоверы, где за систему полного привода отвечает электроника — и не более того. Да, она поможет на опасном участке, но быстро спасует перед off-road.
Поэтому выбор типа полного привода должен отталкиваться от задач, которые ему предстоит решать. Условный Opel Mokka даже с part-time вряд ли принесет много пользы заядлому грибнику, охотнику или рыбаку. А УАЗ Patriot нецелесообразно использовать только для поездок в городе — на работу или в магазины.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Система «Интеллектуальный ассистент скорости» станет нормой на автомобилях в Европе, пора их ввести и нам — в России
Он сделан из хорошей стали, подобного качества нынче не найти
Турецкая оппозиция заявила, что дублер Босфора выгоден России и Китаю. А как же авианосцы США в Черном море?