фстэк что это такое и чем занимается

Что такое ФСТЭК

Тем, чья деятельность связана с обеспечением информационной безопасности и защитой данных, наверняка знакома аббревиатура ФСТЭК. Для тех, кто никогда о ней не слышал или еще не до конца разобрался, в чем ее сущность и главные функции – краткая информация о том, что такое ФСТЭК и какие задачи она выполняет.

Это учреждение было основано 5 января 1992 г. и в то время называлось Государственной технической комиссией. В 2004 г. по президентскому указу комиссия была переименована во ФСТЭК. Расшифровка этой аббревиатуры: «Федеральная служба по техническому и экспортному контролю».

Сейчас это федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, находящийся в подчинении у Министерства обороны. Деятельностью службы управляет непосредственно Президент РФ. Основные функции ФСТЭК заключаются в контроле над обеспечением безопасности информации, имеющей критическую важность для существования и правильного функционирования нашего государства, борьбе с техническими разведками других государств на территории страны, а также контроле экспорта товаров двойного назначения и товаров, ограниченных в международном обороте при внешнеэкономической деятельности.

Значение ФСТЭК состоит в том, что эта служба:

В рамках своих полномочий ФСТЭК России выполняет следующие функции:

Для более оперативной и качественной реализации своих функций ФСТЭК часто привлекает к сотрудничеству специализированные организации и компании, прошедшие аккредитацию (например, аттестацией претендентов на получение лицензии ФСТЭК ТЗКИ могут заниматься как территориальные органы ФСТЭК, так и её “доверенные лица” в лице аккредитованных фирм).

Если вам нужна помощь в оформлении документации для ФСТЭК — обращайтесь, поможем.

Источник

Сведения о полномочиях ФСТЭК России; перечень нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия

В соответствии с Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:

1) обеспечения безопасности (некриптографическими методами) информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной сфере, в том числе в функционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационных системах и телекоммуникационных сетях, деструктивные информационные воздействия на которые могут привести к значительным негативным последствиям;

2) противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации;

3) обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации;

4) защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

5) осуществления экспортного контроля.

Перечень нормативных правовых актов, определяющих полномочия ФСТЭК России:

5. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

8. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

9. Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. N 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 633 «О порядке размещения и использования на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации иностранных технических средств наблюдения и контроля».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2007 г. N 339 «Об утверждении Положения о проведении международных выставок образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и об участии российских организаций в таких выставках на территориях иностранных государств».

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 831 «Об утверждении Правил разработки списка продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, и Правил разработки списка государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю».

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 170 «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР».

16. Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1030 «О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях».

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 296 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия».

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. N 447 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники».

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 462 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях».

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 634 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий».

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 686 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия».

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 973 «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий».

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2000 г. N 176 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских участников внешнеэкономической деятельности, создавших внутренние программы экспортного контроля».

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 294 «Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль».

25. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля».

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль».

28. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

29. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации».

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации».

31. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 608 «О сертификации средств защиты информации».

32. Приказ ФСТЭК России от 30 апреля 2010 г. N 242 «Об организации работ по аккредитации подведомственных ФСТЭК России организаций в качестве экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю».

33. Приказ ФСТЭК России от 3 марта 2011 г. N 116 «Об утверждении форм заявлений о продлении срока действия и о переоформлении свидетельств об аккредитации организаций, привлекаемых ФСТЭК России к проведению мероприятий по контролю».

Источник

Сертификация и аттестация ФСТЭК: разбираемся, что нужно компаниям по 152-ФЗ

Закон о персональных данных нужно соблюдать всем, кто хранит и обрабатывает данные сотрудников и клиентов. В самом законе нет технических требований к программному обеспечению и IT-системам — технические требования устанавливают приказы ФСТЭК. Расскажем, кому и зачем нужны сертификация и аттестация ФСТЭК.

Сертификат и аттестат ФСТЭК

Приказ №21 ФСТЭК России — Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, устанавливает технические требования по защите персональных данных. Он определяет, насколько конкретные программы и IT-системы соответствуют 152-ФЗ.

Для подтверждения соответствия у ФСТЭК есть два документа: сертификат и аттестат. Давайте разберемся, чем они отличаются, когда выдаются и кому нужны.

Сертификат ФСТЭК: что это такое и для чего нужен

Возьмем компанию — разработчика программного обеспечения, и представим, что она разработала свой антивирус и хочет продавать его организациям, которые работают с персональными данными. Для этого нужно доказать, что этот антивирус безопасен и соответствует требованиям 152-ФЗ.

В России проверку на соответствие 152-ФЗ проводит ФСТЭК. Чтобы доказать безопасность нового антивируса, компании нужно получить на него сертификат ФСТЭК. Для этого нужно обратиться в представительство службы, после чего начинается долгий и сложный процесс сертификации: программу изучают, тестируют, проверяют на уязвимости и наличие недекларируемых возможностей.

Зачем нужна сертификация ФСТЭК

Если антивирус пройдет проверку, компания получит на него сертификат ФСТЭК. И разработчик ПО сможет гарантировать, что его антивирус безопасен и соответствует техническим требования ФСТЭК.

фстэк что это такое и чем занимается. Смотреть фото фстэк что это такое и чем занимается. Смотреть картинку фстэк что это такое и чем занимается. Картинка про фстэк что это такое и чем занимается. Фото фстэк что это такое и чем занимается

Так выглядит сертификат ФСТЭК

Получается, что сертификат соответствия ФСТЭК нужно получать, если вы разрабатываете средства защиты, например антивирусные программы, межсетевые экраны и так далее. То есть он нужен только разработчикам ПО, которые хотят подтвердить безопасность своих программ и предлагать их компаниям для защиты персональных данных.

На сайте ФСТЭК есть реестр, в который включены все сертифицированные системы защиты. Любой может зайти и проверить, прошла ли программа сертификацию. Например, сертификат ФСТЭК есть у антивируса от «Лаборатории Касперского».

Кому и зачем нужна аттестация ФСТЭК

Сертификат соответствия по требованиям безопасности информации выдают только на сами средства защиты, например антивирусные системы. Однако кроме средств защиты, ФСТЭК проверяет и IT-системы, в которых хранятся персональные данные: серверы и сети компаний или облачные хранилища. Такая процедура проверки называется не сертификацией, а аттестацией.

Аттестация по требованиям ФСТЭК нужна не всем компаниям. Вы можете не проходить аттестацию, если:

Если вы храните другие персональные данные, например, биометрические — характеризующие биологические и физиологические данные человека и позволяющие по ним установить его личность, то обязаны обеспечивать уже третий уровень защищенности. И систему, в которой вы храните такие данные, нужно аттестовать в органах аттестации ФСТЭК.

Процесс аттестации немного проще, чем процесс сертификации. Для аттестации у ФСТЭК есть четкий порядок и требования, которые нужно соблюсти. Также пройти аттестацию проще, если использовать средства защиты информации с сертификатом ФСТЭК России.

фстэк что это такое и чем занимается. Смотреть фото фстэк что это такое и чем занимается. Смотреть картинку фстэк что это такое и чем занимается. Картинка про фстэк что это такое и чем занимается. Фото фстэк что это такое и чем занимается

Так выглядит аттестат ФСТЭК

Получается, что для работы любой компании нужен не сертификат, а аттестат ФСТЭК. А сертификаты должны быть у программного обеспечения, которое вы используете, но о сертификации должны позаботиться производители этого ПО.

У облака VK Cloud Solutions (бывш. MCS) есть аттестат безопасности ФСТЭК. В публичном облаке VK можно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK. При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Источник

Новости

Общие положения

Общие положения

Общие положения

177 КБ37400
150 КБ1923

Экспортный контроль в Российской Федерации

Общие положения

Базовым документом, регулирующим правоотношения в этой сфере, является Федеральный закон «Об экспортном контроле», который устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

Номенклатура продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль, определяется списками, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации. В настоящее время действуют шесть 6национальных контрольных списков:

1.Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202;

2. Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 36;

3. Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 1661;

4. Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 1083;

Национальные контрольные списки (кроме раздела 4 Списка товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется) гармонизированы по своему содержанию с действующими в промышленно развитых странах ограничительными списками и основываются на требованиях международных соглашений и режимов экспортного контроля, таких как:

Группа ядерных поставщиков ‒ создана в 1975 г. Членами этой Группы являются 50 государств, в том числе все промышленно развитые страны и Россия как правопреемница бывшего СССР. Цель режима ‒ предотвращение распространения ядерного оружия;

Вассенаарские договорённости по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения ‒ новый механизм многостороннего взаимодействия, созданный в 1995 г. на замену ликвидированного КОКОМ. Насчитывает 41 государство. Россия является одним из соучредителей этого режима, цели которого ‒ укрепление региональной и международной безопасности путём предотвращения дестабилизирующих накоплений обычных вооружений;

Стратегически членство России в международных режимах экспортного контроля необходимо для обеспечения создания благоприятных условий для интеграции национальной экономики в систему международных экономических связей, установления равноправного и взаимовыгодного технологического обмена с промышленно развитыми странами. Это также даёт возможность непосредственно влиять на формирование международных норм поведения на мировых рынках высоких технологий исходя из наших национальных интересов и приоритетов.

Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями

Экспортный контроль основывается на разрешительном порядке осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, который предусматривает лицензирование или иную форму государственного одобрения внешнеэкономических сделок с ними.

Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля влечёт за собой уголовную и административную ответственность.

Уголовным Кодексом Российской Федерации (ст. 189), предусмотрена уголовная ответственность за нарушения установленного порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю. Обязанность по проведению необходимых оперативно-разыскных мероприятий по обнаружению и пресечению указанных преступлений действующим законодательством возложена на органы федеральной службы безопасности и таможенные органы.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 14.20) предусмотрена возможность применения административных санкций к юридическим и физическим лицам, нарушившим установленные правила осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль.

Функции Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в области экспортного контроля

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методическое руководство работами по экспортному контролю в Российской Федерации обеспечивает Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации.

Непосредственная реализация единой государственной политики, функциональное регулирование и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля ‒ ФСТЭК России.

Выполнение указанных функций ФСТЭК России обеспечивает Управление экспортного контроля, на которое возложены:

разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по формированию единой государственной политики в области экспортного контроля, а также реализация мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающих её претворение в жизнь;

разработка и представление в установленном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, а также предложений

по совершенствованию федерального законодательства по вопросам экспортного контроля;

подготовка предложений по развитию и совершенствованию системы экспортного контроля и обеспечение их реализации;

осуществление лицензирования внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю;

осуществление выдачи российских импортных сертификатов, ведение Федеральной базы данных по товарам и технологиям двойного применения, импортированным с предоставлением государственных гарантий их использования;

обеспечение подготовки, оформления и выдачи разрешений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций;

организация и проведение с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, подлежащими экспортному контролю;

участие в пределах своей компетенции в проведении работ по созданию информационных систем и баз данных по вопросам внешнеэкономической деятельности, разработке программных средств лицензирования, ведение федеральной базы данных о выданных экспортных и импортных разрешительных документах;

разработка в установленном порядке проектов списков (перечней) товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю;

участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества в области экспортного контроля по линии международных, региональных и национальных правительственных и неправительственных организаций;

участие в подготовке международных соглашений и договоров, затрагивающих вопросы экспортного контроля;

взаимодействие в установленном порядке с органами экспортного контроля зарубежных стран и международными организациями; осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации;

обеспечение в пределах своей компетенции участия Российской Федерации в международных режимах экспортного контроля;

осуществление мероприятий, направленных на предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации об экспортном контроле и международных обязательств Российской Федерации в этой области;

участие в проведении работ по предотвращению несанкционированного использования товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, импортированных в Российскую Федерацию с предоставлением государственных гарантий их использования в заявленных целях;

участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в проведении в установленном порядке проверок использования иностранными лицами импортированных из Российской Федерации товаров, технологий, подлежащих экспортному контролю на предмет соответствия заявленным целям;

организация и координация в установленном порядке работы федеральных органов исполнительной власти по созданию на предприятиях и в организациях внутренних программ экспортного контроля, а также осуществление организационно-методической и информационной поддержки таких программ;

осуществление в установленном порядке аккредитации российских участников внешнеэкономической деятельности, создавших внутренние программы экспортного контроля;

осуществление общего методического руководства и контроля за проведением работ в области независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий для целей экспортного контроля, а также ведение реестра организаций, обладающих правом осуществления такой деятельности;

участие в проведении информационно-разъяснительной работы с участниками внешнеэкономической деятельности по вопросам экспортного контроля;

выдача в пределах своей компетенции заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

осуществление координации деятельности территориальных органов ФСТЭК России по вопросам экспортного контроля.

В целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля при наличии оснований полагать, что указанное законодательство не соблюдается или соблюдается не в полной мере, ФСТЭК России вправе назначать и проводить в пределах своей компетенции проверки российских участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

При проведении проверок должностные лица ФСТЭК России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

требовать на основании мотивированных письменных запросов предоставления любых документов (в том числе банковских и таможенных) и информации, необходимых для выполнения ими своих функций, и знакомиться с такими документами и информацией;

получать от лиц, деятельность которых проверяется, справки, объяснения в письменной и устной формах;

получать документы, которые могут свидетельствовать о нарушении

законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

вносить предписания, обязывающие участников внешнеэкономической деятельности устранять выявленные нарушения, а также устанавливать сроки устранения таких нарушений;

осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Действия уполномоченных должностных лиц ФСТЭК России при проведении проверок не должны причинять неправомерный ущерб лицам, деятельность которых проверяется.

При организации и проведении проверочных мероприятий необходимо учитывать требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Полученная в ходе таких проверок информация является конфиденциальной.

Основаниями для проведения проверок являются:

мероприятия по экспортному контролю, проводимые центральным аппаратом ФСТЭК России или её территориальными органами в соответствии с утверждёнными планами;

задания в связи с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, запросами контролирующих и правоохранительных органов, запросами иностранных государств, полученными по официальным каналам;

оперативные данные о возможных нарушениях законодательства в области экспортного контроля, поступающие из правоохранительных и контролирующих органов.

Учитывая, что предметом проверок является соблюдение российским участником внешнеэкономической деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также условий и требований лицензий и разрешений, проведение проверочных мероприятий сводится к выявлению внешнеэкономических сделок с продукцией, имеющей признаки контролируемой (наименование или код ТН ВЭД продукции совпадают с приведёнными в контрольных списках) и установлению наличия специальных разрешений (лицензий) в случаях, когда такие разрешения (лицензии) обязательны. Особое внимание уделяется операциям, связанным с передачей научно-технической информации, выполнением работ или оказанием услуг, то есть операциям, в отношении которых, как правило, не проводится таможенное оформление.

При проведении проверок необходимо учитывать, что номенклатура товаров, подлежащих экспортному контролю определяется списками, утверждёнными указами Президента Российской Федерации. Технически однородные товары могут проходить под различными торговыми названиями. Для идентификации таких товаров используется Алфавитно- предметный указатель к спискам товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, который содержит общепринятые в Российской Федерации наименования научно-технической продукции, характеризуемой одними и теми же признаками и функциональным назначением.

В случае выявления в результате мероприятия по проверке административного правонарушения, дальнейшие действия осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление сделок без лицензии, либо с нарушением их требований (условий, ограничений), с использованием незаконно полученной лицензии или с предъявлением недостоверных сведений (ст. 14.20) влечёт наложение штрафа в размере стоимости товаров с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Несоблюдение установленного порядка ведения учёта внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учётных документов – наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Помимо основного состава административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной статьёй, в процессе проведения проверочных мероприятий могут быть выявлены дополнительные составы, которые также предполагают применение административных санкций, в соответствии со статьями 19.4 часть 1, 19.5 часть 1, 19.6, 19.7.

При наличии поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 28.1 КоАП составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями и в сроки, предусмотренные статьями 28.2 и 28.5 соответственно. Протокол об административном правонарушении направляется Руководителю территориального органа ФСТЭК России, который в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23.9 КоАП имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях определён главой 29 КоАП.

В соответствии со статьёй 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 КоАП, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Система независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля

Под идентификацией понимается установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включённым в контрольные списки.

Идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий, посредством заключения соответствующего договора с такой организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несёт экспертная организация.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2005 г. N 54) утверждены Правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (кроме экспертизы на предмет отнесения товаров и технологий к продукции военного назначения), а также Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля.

Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации на ФСТЭК России возложены следующие функции:

общее методическое руководство и осуществление государственного контроля за проведением работ в области независимой идентификационной экспертизы;

ведение реестра экспертных организаций и представление сведений, содержащихся в данном реестре всем заинтересованным организациям и гражданам на основании письменного запроса;

анализ и обобщение передового опыта в области организации и проведения независимой идентификационной экспертизы для выработки предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию указанной деятельности.

Решение о предоставлении российским организациям специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы в целях экспортного контроля принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации. Предварительное рассмотрение обращений организаций, желающих получить такое право возложена на экспертную комиссию при ФСТЭК России, которая руководствуется в своей работе утверждёнными Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации Критериями оценки профессиональной пригодности организаций к осуществлению указанной деятельности.

В целях унификации требований к оформлению результатов независимой идентификационной экспертизы ФСТЭК России разработана типовая форма заключения, использование которой является обязательной для независимых экспертных организаций. Данная форма также рекомендована к использованию российским участникам внешнеэкономической деятельности в тех случаях, когда идентификация осуществляется самостоятельно, а объекты внешнеэкономической сделки имеют признаки контролируемых.

В настоящее время специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы в целях экспортного контроля предоставлено двадцати четырём организациям, перечень которых с указанием номенклатуры продукции в отношении которой они имеют право проведения такой экспертизы размещён на странице Управления официального сайта ФСТЭК России.

Выдаваемые этими организациями заключения независимой идентификационной экспертизы являются официальным документом, определяющим для целей экспортного контроля статус товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономической операции и используются таможенными и контролирующими органами при принятии соответствующих решений.

Внутренние программы экспортного контроля

Под внутренней программой экспортного контроля (ВПЭК) понимаются мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые российскими участниками внешнеэкономической деятельности в целях соблюдения правил экспортного контроля.

В соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» федеральные органы исполнительной власти оказывают российским участникам внешнеэкономической деятельности содействие в создании внутренних программ экспортного контроля и необходимую информационно-методическую помощь. Создание ВПЭК является обязательным для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.

В целях оказания информационно-методической поддержки участникам внешнеэкономической деятельности, разработано Методическое руководство по созданию на предприятиях (в организациях) внутрифирменной программы экспортного контроля, в котором даны практические рекомендации по организации такой работы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ФСТЭК России организует государственную аккредитацию российских участников внешнеэкономической деятельности, создавших внутренние программы экспортного контроля, и выдаёт им свидетельства о государственной аккредитации. Порядок государственной аккредитации таких организаций утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2000 г. N 176. Следует отметить, что государственная аккредитация не носит обязательного характера.

Наличие свидетельства о государственной аккредитации является необходимым условием получения генеральных лицензий на экспорт отдельных видов контролируемых материалов и оборудования.

Проведение информационно-просветительской работы среди участников внешнеэкономической деятельности по вопросам экспортного контроля

В тоже время осуществление тотального контроля со стороны государства за любым экспортом явилось бы непосильным бременем как для него самого, так и для отечественных товаропроизводителей. Следовательно, необходим разумный баланс, обеспечивающий оптимальное сочетание открытости экономики с требованиями национальной безопасности.

Для этого потенциальные экспортёры должны понимать цели экспортного контроля, уметь выявлять и правильно реагировать на любые подозрительные обстоятельства совершения внешнеэкономических сделок.

В современных условиях экспортный контроль является не только инструментом нераспространения, но и неотъемлемым элементом цивилизованных норм поведения в международной торговле «чувствительной» продукцией. Для того, чтобы стать полноправными и надёжными партнёрами иностранных фирм и цивилизованно работать на мировых рынках высоких технологий отечественные товаропроизводители должны «играть по общим правилам», а для этого необходимо, как минимум, эти правила знать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *