фрейминг что это такое
Фрейминг для разработчиков
В социологии есть понятие «фрейм» — это когнитивная структура (каркас), социальный контекст, определяющий наше поведение. Оказавшись в каком-либо месте или ситуации, мы попадаем во фрейм — систему разрешённых и недопустимых действий, определённых установок. Например, придя в офис, мы понимаем, где находимся. Знаем, что здесь можно делать и чего нельзя. Какие действия приветствуются или ожидаются, а какие недопустимы. То есть «офис» — это фрейм (каркас, рамка), состоящий из набора социальных установок, правил и ожиданий.
В разработке ПО тоже есть фреймы. И главный из них — бэклог. Этот фрейм подразумевает, что чем больше пунктов бэклога мы реализуем, тем большего успеха добьёмся. Однако из-за того, что разработчиков заставляют как можно быстрее создавать фичи, они начинают «срезать углы», халтурить, и это угнетает их.
Исправить это можно, если перейти от бэклога к фрейму влияния вашего продукта на рынок и заказчиков. Компания станет успешнее, а разработчики — счастливее.
Как появился фрейм бэклога
Интернет сильно изменил сферу разработки ПО. Понятное дело! Из-за расцвета интернет-компаний нам приходится постоянно следить за рынком и слушать клиентов. Больше не получается долго и обособленно разрабатывать ПО. Рынок меняется, конкуренты появляются не раз в десять лет, а каждый месяц. Причём многие из них довольно крупные и с хорошим финансированием. В целом все стремятся сосредоточиться на самих разработчиках и быстрых изменениях, с частыми промежуточными корректировками вместо длинных плановых циклов разработки.
В конце 1990-х возникла методология под названием «экстремальное программирование» (Extreme Programming, XP). Она познакомила многих разработчиков с принципами Agile и итеративной разработкой. В этой методологии была концепция «заказчик всегда рядом» (on-site customer): у разработчиков всегда должен быть доступ к заказчику, в идеале — чтобы тот находился поблизости и с ним можно было общаться лицом к лицу. При этом разработчики должны были выяснять у заказчика, что и как нужно разрабатывать. То есть разработчики стояли у руля, а заказчики могли быть уверены в том, что всё делается как нужно. Однако по разным причинам методология не прижилась. В основном потому, что из-за интернета у компаний появились миллионы заказчиков, а экстремальное программирование создавалось в условиях внутренней разработки ПО. Слишком сложно стало придерживаться концепции «заказчик всегда рядом». Возможно, другая причина была в том, что разработчики не могли «просто разрабатывать» код, на них возложили ответственность за успешность продукта. Ожидалось, что они будут управлять разработкой и общаться с заказчиками.
Затем появился Scrum. Он сильно отличался от экстремального программирования. Scrum не диктовал разработчикам, что им делать. Он не требовал заниматься парным программированием или проводить модульное тестирование. В экстремальном программировании разработчики несли ответственность за то, что создают, а в Scrum — за интенсивность разработки и дедлайны. Scrum помогал выбрать, что нужно создать, и выстроить взаимодействие. Методология ввела строгие правила проведения встреч. Однако технической стороны вопроса Scrum не касался.
Самым важным изменением благодаря Scrum стала роль владельца продукта (product owner). Команда больше не владела продуктом. Теперь владелец решал, над чем должны работать разработчики. Они больше не стояли у руля. Не они спрашивали заказчика, каким должен быть продукт, а владелец продукта диктовал разработчикам, какие фичи нужны заказчику. Вероятно, многие были рады этой перемене, в том числе и потому, что зарплаты стали расти как на дрожжах.
Также на сцене появились новые протагонисты — продуктологи (продакт-менеджеры, product manager). Их начали использовать успешные компании, за которыми потянулись и остальные. Становление Agile и продуктологов происходило одновременно. Компании стали переходить от иерархического управления к самоорганизующимся командам. С ними нужно было взаимодействовать и передавать им задачи. Раньше продукты обсуждали на совещаниях с техническими директорами (CTO). Затем результаты обсуждения спускали нижестоящим руководителям, превращали в проекты и передавали разработчикам. Однако с приходом Agile и самоорганизующихся команд эта схема перестала работать.
Кроме того, когда в разработке продукта начали участвовать аналитики, понадобилось оптимизировать KPI. Но разработчики не хотели этим заниматься, их не интересовала бизнес-сфера. С кем же представители бизнеса могли обсудить разработку фич? Общаться с разработчиками напрямую было трудно, и роль посредников заняли продуктологи. К счастью, благодаря Scrum у нас появилась и организационная структура, в которую продуктологи легко встроились. Точнее, владельцы продукта! С тех пор роль владельца продукта в Scrum почти всегда описывается как работа продуктолога. Сегодня обе роли часто путают и используют как синонимы. Многие уже не осознают, что владелец продукта и продуктолог — это разные роли.
Разработчики были рады, что теперь кто-то другой отвечает за общение с заказчиками и выбор фич для реализации. Отныне владелец продукта занимался такими неприятными делами, как управление требованиями к продукту и общение с маркетологами и продавцами. Однако разработчики больше не управляли ситуацией. А ощущение контроля — один из главных факторов счастья. Да, разработчиков все любят, они нарасхват, зарплаты постоянно растут. Но разработчикам всё меньше нравится создавать что-то непонятное, не имеющее смысла или неподконтрольное им.
В статье под названием «Полностью разочаровался в технологиях. Пожалуйста, помогите» неизвестный разработчик написал: «Затем я работал в технологическом гиганте, а потом в быстрорастущем единороге. Меня поразило, как похожи обе компании на комикс Dilbert. В них было полно политиканов и выгоревших разработчиков в «золотых наручниках», жаждущих вырваться из компании. Много бессмысленных разговоров о бизнесе и сотрудников, которые отмечаются при уходе из офиса и постоянно притворяются, что всем довольны».
Настало время перемен
В социальных и гуманитарных науках понятие «фрейм» в общем виде означает смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания. Целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире.
Фрейминг используется в разных дискуссиях и сферах, умышленно или случайно. Смысловые рамки формируют наши обсуждения, они делают что-то возможным, а что-то — немыслимым. Например, во фрейме офиса для многих из нас немыслимо рисовать мелом на стенах. Зато совершенно нормально рисовать маркером на досках и флипчартах.
Фрейм бэклога
Бэклог — один из доминирующих фреймов в разработке ПО. Продуктолог (владелец продукта) и сотрудники разных отделов вносят в бэклог функциональность, которую нужно реализовать. Кембриджский словарь говорит нам, что бэклог — это «большое количество дел, которые вы должны были сделать раньше и которые нужно сделать сейчас». То есть сам термин заставляет вас думать, что вы всё время что-то не сделали. В этом контексте завершение бэклога равноценно успеху. Если создавать ПО, стараясь быстро реализовать все фичи из списка, то нас ждёт успех. Если мы сделаем всё, что я, как владелец продукта, считаю нужным, то нас ждёт успех.
Этот фрейм подспудно существовал в разработке всегда. А когда вместе со Scrum возникли владельцы продукта и бэклог, связанный с ним контекст стал явным и укрепился. Продуктологи заполнили пустоту между разработчиками и бизнесом, между технологиями и генеральными директорами. А бэклог помогал управлять этими отношениями. Продуктолог использует этот фрейм в беседах с разработчиками, представителями бизнеса, основателями компаний и директорами.
Если исходить из бэклога, то для достижения успеха нужно реализовать все пункты списка. И если мы не добились успеха, значит, реализовали слишком мало. «Поэтому нужно работать как можно быстрее и эффективнее, ведь от этого зависит наш успех». Генеральные директоры часто задаются вопросом, почему их разработчики не работают так же долго, как и маркетологи. Руководители считают, что успех стартапов зависит от того, будут ли разработчики работать по ночам. Ведь «чем больше фич из бэклога мы реализуем, тем успешнее будем». Это совпадает с интересами технического директора: чем больше у нас разработчиков, тем больше фич мы реализуем и тем больше будет успех. При таком восприятии мира разработчики превращаются в ресурс. Чем их больше, тем лучше. Чем эффективнее используется ресурс, тем лучше.
Этот фрейм сводит задачу технарей к исполнению и доставке фич. Зачастую технические директоры гордятся тем, как организована доставка. И когда возникают проблемы, генеральные директоры думают, что «технари не доставили нужные фичи». Якобы причина проблем в том, что «IT медленно реализует бэклог». При этом разработчики не чувствуют ответственности за успех и считают, что продуктологи должны говорить им, над чем работать. И если продукт постигла неудача, то это продуктолог велел работать не над тем, чем нужно. Забавно, что так думают только разработчики, а все остальные считают, что «технари не доставили фичи».
Мышление в контексте бэклога.
Если продукт оказался успешным, то это благодаря ви́дению продуктолога. А если продукт потерпел неудачу, то это потому, что мы не полностью реализовали ви́дение продуктолога. «Мы добились бы успеха, если бы разработчики работали быстрее или больше. Или если бы разработчиков было больше». В этой системе успех и провал чётко разделены. Неудивительно, что фрейм бэклога так популярен.
Из-за того, что разработчиков заставляют работать как можно быстрее, они начинают «срезать углы». То есть упрощают фичи или реализуют их не полностью. Экономят на механизмах информационной защиты. Проводят меньше тестов, или не проводят их совсем («только для этого релиза»). Всё ради того, чтобы успеть написать больше фич и повысить вероятность успеха. «Ты хочешь, чтобы стартап выжил? Или ты не хочешь добиться успеха?» Разработку сводят к доставке функциональности, а лучшими практиками разработки пренебрегают.
Разработчики адаптировались к такому порядку вещей. Мы придумали термин «технический долг», потому что он звучит лучше «срезания углов», и потому что мы надеемся закрывать этот долг. Чтобы доставлять больше фич, мы забыли про лучшие практики. Забавно, что для разработчиков «технический долг» — это нечто, что со временем должен выплачивать продуктолог. А представители бизнеса думают так: разработчики «срезали углы» и должны это потом компенсировать. Странно, почему это не называют «продуктовым долгом»? Ведь когда продуктолог получает свою фичу быстрее, он таким образом берёт у разработчиков кредит. И чтобы его вернуть, продуктолог должен потратить время на наведение порядка в своём продукте.
Фрейм влияния
Какой недостаток у фрейма бэклога?
Если бы iPhone вышел на рынок на два месяца позже, ничего не изменилось бы. iPhone всё равно перевернул бы мир. Apple всё равно стала бы одной из важнейших компаний. А вот если бы она не выпустила iPhone, тогда мир был бы другим. Стив Джобс не повлиял бы на рынок так, как это произошло в реальности. Ключом к успеху Apple стала не эффективность разработчиков и не доставка всех фич. Ведь у первого iPhone не было многих возможностей, которые сегодня мы считаем обыденностью, например, App Store. Компания добилась такого успеха, потому что сосредоточилась не на эффективности, а на том, чтобы оказать влияние. Стив Джобс хотел изменить рынок телефонов. iPhone создавали исходя из этой задачи, а не в соответствии с подробным списком фич от разных департаментов Apple.
Сегодня нужно определять свой успех тем, оказал ли ваш продукт влияние: значительно изменил рынок или поведение заказчиков. Например, компания Pipedrive предлагает SaaS-CRM, которая помогает другим компаниям продавать свои продукты и товары. Благодаря Pipedrive продавцы стали действовать в соответствии с концепцией воронки продаж. То есть Pipedrive влияет на их повседневную работу.
Если исходить из влияния, то продуктологам уже не нужно ни с кем обсуждать эффективность и количество разработчиков, дедлайны и бэклоги. Нам нужно создавать то, что окажет влияние, и не тратить силы на то, что влияния не окажет. Но вместо этого многие компании воплощают то, что нравится продуктологам, или то, что интересно конкретным департаментам. Когда спрашиваешь генеральных директоров, как эта фича влияет на их компанию или заказчиков, то они отвечают, что не знают, но «это нужно сделать». Вероятно, чтобы удовлетворить кого-то в компании. А кто-то вообще разрабатывает продукты не для рынка, а для инвесторов. Спросите их, что произойдёт, если они не станут это создавать? Вам не смогут ответить.
Когда наша задача — повлиять на рынок, мы сосредотачиваемся на важном. А если думать, что чем больше делаешь, тем успешнее становишься, то многие созданные фичи окажутся не нужны заказчикам. Успех в зависимости от выполнения бэклога — это разработка, сосредоточенная на входных данных. А желание повлиять на рынок — это разработка, сосредоточенная на результате.
Провал — это когда ваш продукт ни на что не повлиял. Не тратьте на такую разработку силы и время. Оценивая идею, старайтесь понять, изменит ли она ваших заказчиков или рынок? По этому критерию отсеивайте большинство идей. Для этого вам нужно решить:
Вы можете сказать, что мы уже отсеиваем идеи с помощью OKR (целей и ключевых результатов), пользовательских сценариев и KPI:
Помните неизвестного разработчика, который молил о помощи? Работая в контексте влияния, разработчики чувствуют себя счастливее. Они создают то, что меняет рынок или заказчиков, и получают больше контроля, помогая отсеивать идеи. Этот фрейм не заточен на скорость. Здесь нет срезания углов или отказа от хороших практик разработки. Нет разделения ответственности за успех и провал. Этот фрейм помогает компаниям быть успешнее. Настала пора перемен.
Фрейминг в фотографии: идеи и советы для новичков
Существует множество приемов разнообразить фотографию — и фрейминг один из них. Это простой способ привлечь внимание к объекту на кадре: достаточно приглядеться к пространству вокруг вас и подключить воображение.
Рассказываем, что такое фрейминг и как с его помощью сделать по-настоящему сильный и глубокий кадр.
Фрейминг в фотографии: что нужно знать
Фрейминг — это композиционный прием, при котором фотограф помещает основной объект кадра в некую рамку из других объектов. В качестве «рамки» может выступать что угодно: деревья, здания, ткань, какие-то предметы и даже освещение.
Такой эффект помогает сбалансировать фотографию, добавляет эстетики и привлекает внимание к объекту. Главное, чтобы основной элемент в кадре и его обрамление тематически гармонировали друг с другом.
Как фрейминг может улучшить фотографию
Если вы хотите научиться делать действительно крутые фотографии, мало иметь дорогую камеру и уметь ее настраивать — это только половина успеха. Не менее важно правильно выстраивать композицию кадра. Фрейминг – один из приемов, который в этом вам поможет.
Несколько причин, почему стоит на него стоит обратить внимание.
Привлечь внимание зрителей
Увлечь зрителя — основная задача каждого фотографа, и фрейминг отлично справляется с этим. Главное, чтобы «рамка» не перетягивала все внимание зрителя с основного объекта на себя. Конечно, такой прием тоже возможен, но важно решить заранее, что для вас в приоритете.
Добавить глубины кадру
Обрамление добавляет фотографии глубины, резкости и дополнительный объем. Это происходит, потому что рамка как бы накладывает второй слой на снимок, делая его многогранным, динамичным и более живым. Такие кадры интересно разглядывать и изучать каждую деталь.
Сбалансировать снимок
Еще одна задача фрейминга в фотографии — создать баланс между главным объектом и остальным пространством в кадре. Это помогает отвлечь внимание зрителя от второстепенных элементов и сфокусироваться на основном. К тому же, такая композиция более приятна глазу и выглядит эстетично.
Создать кадр с историей
При помощи фрейминга можно задать настроение кадру: сделать его более мягким или жестким. Изображение рассказывает историю, передает эмоции и заставляет прочувствовать то, что чувствовал фотограф, делая этот снимок.
Варианты фрейминга
В искусстве фотографии существует множество способов применения фрейминга — все зависит от фантазии, вашей насмотренности и творческого порыва. Мы расскажем о самых основных.
Пейзажный фрейминг
Это самый простой способ попробовать фрейминг: деревья, листва, трава и цветы — все это может стать «рамкой» для главного объекта в кадре. Такой вид обрамления прекрасно подходит для ландшафтных снимков, но также отлично впишется и в портретную съемку. Важно не забывать, что все объекты должны гармонировать между собой.
Архитектурный фрейминг
Окна и двери — первое, что приходит в голову. И правда, они подходят для простых кадров, когда основным объектом выступают люди, места или другие предметы.
Но архитектурный фрейминг не ограничивается окнами и дверьми: шторы, заборы, мосты, лестницы и другие здания также впишутся в кадр.
Фрейминг при помощи света
Фотография — это в первую очередь работа со светом. Он подчеркивает объекты в кадре, а тени добавляют таинственности. Такой прием отлично подходит для портретной съемки, чтобы выделить человека на снимке.
Фотографы говорят, что идеальный свет можно поймать за час до рассвета и час до заката. Но не обязательно выжидать это время: профессиональный прожектор или обычный фонарик отлично подойдут для креативных кадров.
Популярный эффект боке тоже выступает в качестве фрейма: его легко создать при помощи гирлянд или стекла. Секрет красивого боке — использовать светосильный объектив и снимать в режиме приоритета диафрагмы (она должна быть максимально открыта).
Фрейминг при помощи тела
Многие модели и профессиональные фотографы используют эту технику. Если вы снимаете человека, попросите его создать «рамку» с помощью тела. Например, девушка может расположить руки вокруг лица или поиграться с волосами, одеждой и аксессуарами.
Находите фреймы вокруг вас
Присмотритесь к окружающей среде: витрины, окна такси, проходящая толпа и даже дорожный знак могут стать классным фреймом. Особенно, если вы хотите сделать динамичный снимок.
Создавайте фреймы из подручных средств
«Рамку» можно создать и самостоятельно – из того, что у вас есть под рукой. Вот несколько идей для вдохновения:
Еще несколько секретов для отличного фрейминга
✔️ Сначала сфотографируйте объект без рамки. Затем осмотритесь вокруг — скорей всего вы найдете удачно свисающую ветку дерева или арку, которые подойдут для фрейминга
✔️ Пусть ваш фокус будет на главном объекте, а не на переднем плане. Так вы привлечете внимание зрителя именно к центральному элементу композиции, а не его обрамлению
✔️ Обращайте внимание на яркость фрейма: он не должен бросаться в глаза, иначе главный элемент кадра уйдет на второй план.
✔️ Запомните главное — фрейминг лишь один из вариантов, как разнообразить ваш снимок. Если фотография сама по себе не интересная, ее не спасет ни фрейм, ни постобработка.
Фото готово, что дальше?
Чтобы снимок получился еще более интересным, глубоким и запоминающимся, важно не забыть про постобработку. Даже профессиональный фотограф делает легкую цветокоррекцию снимка и ретушь.
Чтобы усилить эффект фрейминга, можно подкрутить некоторые настройки в фоторедакторе:
Все эти функции есть практически в любом редакторе. Если вы только открываете для себя мир фоторедактирования, попробуйте Movavi Picverse. Эта программа подойдет как новичкам, так и опытным пользователям: у нее легкий и понятный интерфейс и при этом впечатляющий набор функций. В программе есть все базовые инструменты и больше 100 эффектов и фильтров, которые сделают фотографию более интересной.
«Рамочное» заблуждение: как ему противостоять?
Эффект фрейминга — это одна из ловушек нашего сознания. Избежать ее можно, но для этого нужно изучить матчасть и подключить критическое мышление. О том, как это делать и как научиться не зависеть от стереотипов и установок в голове, подробно рассказывается в полезном курсе Викиум.
Ниже — ключевые моменты об эффекте фрейминга, о которых нужно знать всем.
Суть этой ловушки мозга в том, что если один и тот же набор альтернатив обрисовать по-разному, то это очень повлияет на их выбор людьми.
Немного истории
Впервые о зависимости решения от контекста заговорил французский медик Огюстен Шарпатье. Еще в 1891 году он открыл иллюзию размера-веса: если показать человеку два предмета равной массы, но разного объема, то человек решит, что более крупная вещь тяжелее.
Очень много для развития темы эффекта фрейминга сделали Амос Тверски и Даниел Канеман. В начале восьмидесятых годов ХХ века они провели показательное исследование, которое в свете современных реалий звучит ну очень актуально.
Участникам смоделировали ситуацию, в которой жизням 600 человек грозила страшная эпидемия. Испытуемые должны были выбрать одну из двух программ для противостояния вирусу. Если они примут план «Вихрь», 200 человек спасутся (такой вариант выбрали 72 % респондентов), а при применении плана «Смерч» есть 33% вероятности, что 600 человек спасутся, и 66% — что спасти не удастся никого. За этот план проголосовали лишь 28% человек.
Во втором случае перспективы изложили иначе: если будет принята программа «Буран», 400 человек погибнут (этот план приняли 22% участников); если же будет реализована программа «Шторм», шанс, что все выживут, равнялся 33 %, вероятность гибели всех — 66% (за это отдали голоса 78% опрошенных).
Если внимательно посмотреть, то перспективы у «Вихря» и «Бурана» — одни и те же! Но взгляните, как по-разному распределились голоса! Все зависело от подачи информации и человеческой психологии.
Есть и другие примеры эффекта фрейминга. Скажем, чуть более раннее исследование, которое выясняло, как формулировка вопросов порождает ложные воспоминания.
Участникам показали видео с ДТП, а затем спросили: «С какой скоростью двигались эти автомобили, когда столкнулись?» Правда, в каждой подгруппе термины различались: кому-то говорили, что машины «врезались», кому-то — что «налетели друг на друга», а кому-то — просто «задели» или «ударились». И хотя ролик был один и тот же, восприятие скорости напрямую зависело от «скоростных» характеристик глагола.
Но это не точно
Почему так происходит? Канеман и Тверски объясняют этот феномен с помощью понятия «неприятие потерь»: люди принимают столь разные решения в зависимости от описания ситуации в терминах выигрышей или потерь.
Однако у данной концепции есть и критика. Например, исследователь Джеймс Дракмен доказал, что эффект фрейминга сходит на нет, если людям предоставляют рекомендации, которые заслуживают доверия. Так, в том же примере с программами по спасению от вируса вопросы переформулировали — получалось, что один план отражает позицию республиканцев, а другой — демократов. При таком раскладе сила влияния когнитивного искажения на человеческие решения существенно снизилась.
Устранить эту ловушку сознания можно и если изложить проблему на другом языке. А так как у с ним у человека эмоциональная связь слабее, чем с родным, то он будет принимать не столь предвзятые решения.
Кроме того, исследования продемонстрировали слабость эффекта фрейминга, если люди принимали решение за других. Например, в каких-то финансовых вопросах, когда испытуемые не чувствовали большой ответственности за свои решения, если их последствия напрямую не затрагивали их самих.
Урок 2. Фрейминг и фокусировка
Важность фокуса и преодоление творческого кризиса
Знаменитая пословица гласит, что «все новое – это хорошо забытое старое». В этом есть здравое зерно, ведь ничто не создается с абсолютно чистого листа. Для любой новой идеи, которая рождается у человека в голове, всегда есть свои предпосылки. Даже всем известная таблица, приснившаяся Менделееву, явилась результатом его длительной концентрации на проблеме структурирования химических элементов.
Для того чтобы понять, насколько важно уметь правильно выбрать направление мысли в креативном процессе, приведем пример из небольшой статьи под названием «Творческий кризис», написанной знаменитым дизайнером Артемием Лебедевым.
Попробуйте прямо сейчас назвать про себя без остановки известные вам слова!
Как пишет Артемий Лебедев, первые слов десять придут на ум сразу же. Потом мы начнем искать и перечислять объекты вокруг нас. Затем мы вспомним несколько необычных слов из своего словарного запаса. А потом у нас, скорее всего, возникнут трудности.
Но эти трудности легко преодолеть: достаточно просто сфокусироваться на каком-то объекте или явлении. Слова легко приходят на ум. Даже человек, который не обладает большим словарным запасом, сможет назвать много слов, гораздо больше, чем при отсутствии заданной темы. Парадокс заключается в том, что создавая ограничения для нашего мышления, мы вынуждаем его мыслить глубже и создаем все предпосылки для креативности.
Фрейминг и 14 фокусов языка
Выбор фокуса как отправной точки творческого мышления тоже имеет свои трудности. На одно и тоже явление можно взглянуть по-разному. Умение варьировать фокусировку и разносторонне смотреть на вещи помогает находить нужные направления для создания новых идей.
В нейролингвистическом программировании существует специальная концепция для поиска нужного фокуса, которая называется фрейминг. Фрейм (англ. – рамка) – контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи. Одним из самых популярных направлений фрейминга являются так называемые «фокусы языка» Роберта Дилтса. В попытке определить все возможные интерпретации одного и того же явления Дилтс нашел не менее 14 различных способов изменить фокус нашего зрения. Чтобы продемонстрировать эти фокусы в работе рассмотрим их действие на конкретном примере:
Допустим, студент опаздывает на важный семинар, заходит в аудиторию, и преподаватель спрашивает причину этого опоздания. Как студент сможет объяснить преподавателю свое опоздание, если тот может подумать, что студент считает его предмет неважным? Как вернуть расположение преподавателя?
Давайте посмотрим на опоздание с разных сторон, попытавшись изменить фрейм (рамку) ситуации:
Конечно, далеко не все эти фреймы помогут переубедить преподавателя, но некоторые из них спровоцируют его взглянуть на ситуацию по-другому. Для каждой ситуации всегда нужно искать наиболее подходящие фреймы. Но часто наша задача в креативном мышлении состоит не в том, чтобы переубедить кого-то, а в том, чтобы самому подобрать явлению подходящий фрейм, что станет отправной точкой дальнейшего творческого процесса.
Хорошая фокусировка на каком-то объекте часто требует от нас детально разобраться во всем, что связано с этим объектом. Как уже было сказано, внезапное озарение к Менделееву пришло в результате длительной и кропотливой работы над объектом своего исследования.
Правильная фокусировка требует развития внимательности, и для этого мы предлагаем вам пройти специальную игру, где нужно найти, чем отличаются 2 похожие фотографии.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Таким образом, при помощи расстановки акцентов из любой идеи можно формировать новые варианты, выбирая наиболее подходящий фрейм. А представленные четырнадцать способов, помогут вам всегда иметь несколько вариантов расстановки фокуса – что сделает ваш ум более гибким и креативным. Но на этом творческий процесс, конечно же, не заканчивается…
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.