фрегат что это такое за корабль
Эсминец и фрегат: разговор о будущем
Вроде бы все ясно и понятно с современными классами военных кораблей, но это если просто посмотреть на термины «эсминец» и «фрегат». А если вдумчиво – начинаются вопросы и недоумения.
Да, с первого взгляда все понятно – корабли теоретически различаются по водоизмещению, вооружению, размерам, задачам… Это теоретически. А вот на практике…
А на практике имеет место мировой военно-морской бардак. В общем, явление на волнах насквозь обыденное и привычное, примерно как злой боцман на утреннем построении.
И выясняется, что, собственно, как такового четкого определения классов-то и нет! Совсем нет!
Вот как пример всем известный тип «Арли Берк». Полное водоизмещение 9 000 тонн. Это эсминец.
Вот его оппонент, «Сарыч». Тоже эсминец. Водоизмещение полное под 8 000 тонн.
А вот иранский эсминец «Джамаран» класса «Moudge».
И его водоизмещение… 1500 тонн! То есть, вроде бы это фрегат или даже корвет, но в Иране эти корабли называют эсминцами!
Есть «Замволт» с его почти 15 000 тонн водоизмещения. Есть китайский «Тип 055» с 12 000 тонн. Строится пока, но ведь будет построен.
А уж если в эту эскадру добавить задумку эскадренного миноносца проекта 23560 «Лидер», водоизмещение которого приближалось по бумагам к 19 000 тонн…
То есть, кто что хочет, то и творит.
С фрегатами тоже не все так просто, это вообще, наверное, самый такой противоречивый класс в океанских волнах. Достаточно вспомнить, откуда вообще он произошел. От французов, которые и изобрели этот небольшой, но верткий корабль с одной (позже с двумя) орудийной палубой для борьбы с пиратами.
Так как в основном фрегат занимался патрульной службой, разведкой, эскортом торговых судов и рейдерской службой, которую тогда называли крейсированием. Так и получилось, что некоторые по сути фрегаты стали крейсерами. А когда получили паровые машины, башни и броню, то стали сперва пароходофрегатами, а потом официальными крейсерами.
Орудийная палуба ушла в прошлое, а с ней и само понятие фрегата исчезло примерно в конце 19 века и не появлялось до середины 20-го.
Зато в это время появился миноносец.
Маленький, но очень зловредный корабль с самоходными минами, а позднее торпедами. А позднее появились эсминцы, более крупные корабли, с более сильной артиллерией, основной задачей которых было топить миноносцы, защищая от них эскадры крупных кораблей.
А во время Второй Мировой войны снова возникли фрегаты. Их вернули британцы, которые для защиты конвоев были вынуждены придумать новый класс кораблей.
Новый фрегат был не так хорошо вооружен, как эсминец и был меньше. Но этот корабль был крупнее сторожевого катера, и мог конвоировать транспорты через океан. А его вооружения было достаточно, чтобы отбиться от самолетов немцев, и – главное – прогнать от конвоя подводные лодки, которые были в то время настоящим бичом божьим для Великобритании.
Получился промежуточный класс между эсминцами и сторожевыми катерами, по факту – корабль противолодочной обороны.
После войны они были переклассифицированы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года «фрегатами» назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерах эскадренных миноносцев. А затем американцы перешли в британскую систему классификации.
Действительно, британский фрегат был между эсминцем и катером, а американский – между крейсером и эсминцем. А НАТО требовало хотя бы примерного единообразия.
Сегодня грань между фрегатом и эсминцем постепенно стирается. В целом, эсминец пока немного больше фрегата, вооружен несколько тяжелее, возможно быстрее.
Если взять как пример старый эсминец проекта 956 «Сарыч» и сравнить его с фрегатом проекта 22350 «Адмирал Горшков», то по водоизмещению «Сарыч» больше фрегата, 8 000 тонн против 5 400 тонн. Скорость тоже выше у эсминца, 33 узла против 29 у фрегата. Дальность у кораблей примерно одинакова, около 4500 миль.
А вот в плане вооружения все не так однозначно.
Артиллерийское вооружение сильнее у эсминца. 2 артустановки АК-130 (4 ствола 130-мм) против одной 130-мм установки А-192М.
Зенитная артиллерия сильнее на эсминце. 4 х 6 х 30 мм ЗАУ АК-630 против 2 х 1 х 30 мм ЗАК «Палаш».
Ну и главное вооружение корабля – тактическое ракетное. 2 х 4 ПКР П-270 «Москит» у эсминца против 2 х 8 «Оникс», «Циркон», «Калибр» у фрегата. А в перспективе, у следующих моделей, будет 4 х 8, то есть, 32 пусковых ячейки.
Ну и скажем честно – «Москит» устарел давно. И даже если его заменить на что-то современное, все равно у фрегата получается больше «стволов».
Минно-торпедное вооружение тоже лучше у фрегата.
В общем, понятно, что сегодня новый фрегат намного эффективнее старого эсминца. Кроме того, фрегаты несколько дешевле, правда, так было всегда. Это позволяло штамповать фрегаты, как пирожки.
Примерно такая же развесовка и у японского флота. Только фрегаты типа «Абукума», которых всего-то 6, еще легче по вооружению, чем китайские корабли. Ну а японские эсминцы, что «Конго», что «Атаго», они вообще родственники «Арли Беркам».
Примерно то же самое будет твориться и классом ниже, где корветы (например, корветы проекта 20385 типа «Стерегущий») вполне себе наступают на пятки фрегатам. Те же 2 500 тонн водоизмещения, те же 8 ячеек для пуска ПКР типа «Калибр», «Оникс», «Циркон», тот же «Редут» в качестве ПВО и так далее.
И такой корвет запросто один на один может иному фрегату навалять. Или иранскому «эсминцу», если тот под форштевень подвернется.
Простите, но где тогда разница?
По-хорошему, в мире остается всего два класса кораблей океанской зоны, помимо авианосцев. Это большие корабли (крейсера, эсминцы) и малые (фрегаты и корветы). Грубо говоря, как не вспомнить классификацию Советского флота, где были корабли 1 и 2 рангов.
И главной силой (авианосцы не беру в расчет) в основном большинстве мировых приличных флотов станет эсминец. Который не будет уступать по своим возможностям крейсерам. Те же 112 УВП китайского «Тип 055» мало чем уступают 122 УВП «Тикондероги».
В общем и целом, крейсера уйдут в историю, как когда-то ушли сперва их линейные родственники, а потом и линейные корабли.
Главной ударной силой на море по-прежнему будет авианосец и мутировавший до размеров крейсера эсминец. А в качестве кораблей прикрытия и различных эскортных операций (и пиратов погонять) будут работать фрегаты и корветы, которые очевидно тоже сольются в один класс.
По крайней мере, сегодня весьма непросто становится отличить фрегат от корвета. Но это тема отдельного разговора.
Лучшие фрегаты нашего времени
На практике задачи корабля класса «фрегат» гораздо шире – от выполнения патрульных задач в прибрежной зоне и открытых морских районах до ограниченного участия в локальных войнах (блокада и деблокада морских коммуникаций, проведение «точечных» десантов, символическая огневая поддержка наземных войск). Боевые походы, демонстрация флага, участие в международных морских учениях и поисково-спасательных операциях.
Чрезвычайно плотная компоновка и малые размеры негативно сказываются на живучести корабля. Например, на американских фрегатах типа «Оливер Х. Перри» (гигантская серия из 71 единицы, включая экспорт и лицензионную сборку), применялась одновальная схема ГЭУ – рискованное решение, противоречащее всем правилам проектирования боевых кораблей.
То, что любой современный фрегат – небоеспособное корыто, прикинувшееся боевым кораблем, стало понятно еще давно. ВМС США убедились в этом на собственном опыте, когда фрегат «Старк» не смог отразить нападение одиночного самолета ВВС Ирака. Получив в борт две ракеты, «Старк» едва не погиб в Персидском заливе. Жертвами инцидента стали 37 моряков.
Еще сильнее пострадали британцы в ходе Фолклендской войны – несчастные фрегаты Её Величества, прикинувшиеся для важности эсминцами, были избиты свободнопадающими бомбами с дозвуковых самолетов! Сюжет, достойный Второй мировой войны, но не 1982 года.
Американцы были столь разочарованы боевыми возможностями фрегатов, что поэкспериментировав с многочисленными «Ноксами» и «Перри», полностью отказались от дальнейшей постройки кораблей данного класса. Разместить все необходимые системы и вооружение в 4000-тонном корпусе оказалось невозможно. Для достижения приемлемых характеристик (мощь, универсальность, мореходность, высокая живучесть, комфортное размещение личного состава) требуется эсминец с водоизмещением, хотя бы, 8000 тонн.
Спору нет, при прочих равных условиях, фрегат уступает эсминцу. Но неограниченные финансовые возможности есть только у Пентагона – кораблестроителям других стран приходится идти на компромисс и создавать эффективные корабли без разорительных трат и с минимумом необходимого оборудования. Давайте посмотрим, что у кого получилось.
Турецкий гамбит
Полное водоизмещение 4200 тонн. Экипаж 220 человек. Две газовые турбины General Electric LM2500 разгоняют фрегат до 30 узлов. Запас топлива на борту обеспечивает дальность плавания 5000 миль на крейсерской скорости 18 узлов.
Серия из восьми турецких фрегатов типа G. На самом деле, турецкими здесь являются только названия – «Газиантеп», «Гиресун», «Гемлик»… В остальном это чисто американские корабли – устаревшие фрегаты типа «Оливер Хазард Перри» (серия с «коротким» корпусом), переданные ВМС Турции после 15 лет службы под звездно-полосатым флагом.
Преимущества фрегатов типа G:
— высокая автономность;
— внушительный зенитный боекомплект.
Недостатки фрегатов типа G:
— архаичная конструкция;
— незамкнутый контур ПВО (однажды это стало фатальным для фрегата «Старк»);
— одновальная схема ГЭУ.
Тальвар
Полное водоизмещение 4000 тонн. Экипаж 180 человек. Два ГТД экономического хода, два форсажных ГТД. Полный ход 30 узлов. Дальность плавания 4850 миль на крейсерской скорости 14 узлов. Стоимость одного фрегата – 500 млн. долларов.
Вооружение:
— универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК) на 8 ячеек. Боекомплект – крылатые ракеты семейства Club-N (экспортная модификация «Калибра») и/или сверхзвуковые ПКР «Брамос»;
— ЗРК «Штиль-1» (однобалочная пусковая установка, 24 ЗУР);
— 2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса 3Р87Э «Каштан» (боекомплект обеих модулей – 64 ракеты ближнего боя + две спаренные шестиствольные пушки с вращающимся блоком стволов);
— универсальное орудие АК-190 калибра 100 мм;
— 12-ствольный реактивный бомбомет РБУ-6000 (боекомплект – 48 реактивных глубинных бомб)
— два торпедных аппарата с боекомплектом 16 торпед;
— противолодочный вертолет Ка-28.
Новое вооружение и современная электроника «вдохнули жизнь» старую конструкцию – модификация 1135.6 (индийский «Тальвар») стала одним из самых интересных образцов фрегатов начала XXI века: относительно простым, дешевым и эффективным.
Достоинства фрегатов «Тальвар»:
— универсальность;
— ударное вооружение.
Недостатки фрегатов «Тальвар»:
— однобалочная ПУ ЗРК «Штиль», существенно ограничивающая ПВО возможности корабля;
— малая автономность по запасам топлива (наследственная болезнь 1135).
Горизонт
Полное водоизмещение 7000 тонн. Экипаж 230 человек. Два дизеля экономического хода, две газовые турбины LM2500. Полный ход 30 узлов. Дальность плавания 7000 миль на крейсерской скорости 18 узлов. Стоимость одного фрегата – 1,5 млрд. евро.
Вооружение:
— морской зенитный комплекс PAAMS (48 ячеек УВП Sylver A-50, зенитные ракеты семейства Aster);
— 8 противокорабельных ракет «Экзосет»;
— ЗРК самообороны Sadral (только на французских кораблях);
— 2-3 универсальных орудия OTO Melara калибра 76 мм;
— 2 автоматические пушки калибра 20 мм;
— малогабаритные противолодочные торпеды MU90 Impact;
— вертолет NH90 или AW101 Merlin.
Ожидания европейцев не оправдались – построенные корабли уступали «Берку» в универсальности, при этом, имели запредельную стоимость, сравнимую со стоимостью американского эсминца (все-таки, янки знают толк в стандартизации и снижении стоимости товара при массовом производстве). В отличии от 62 построенных «Берков», серия фрегатов «Горизонт» ограничилась всего четырьмя единицами – по два корабля для ВМС Италии и Франции.
Британцы рассорилась со своими коллегами еще в середине «творческого пути» и, забрав документацию, принялись «лепить» собственный эсминец, отвечающий всем требованиям флота Её Величества.
В результат появились близнецы – итало-французские фрегаты «Горизонт» и британские эсминцы ПВО типа «Дэринг». Практически идентичные размеры, схожие линии корпуса и архитектура надстроек – эсминец можно запросто перепутать с фрегатом. Близкое знакомство лишь усиливает впечатление: одинаковый комплекс ПВО PAAMS, установки вертикального пуска Sylver, многофункциональная мачта i-mast, радар воздушного обзора S1850M с фазированной антенной решеткой, белый колпак второй РЛС на вершине фок-мачты…
Стоп! А вот и важное отличие – британские эсминцы оснащены супер-радаром SAMPSON с активной ФАР, что видит чайку на дистанции 100 км и контролирует воздушное пространство в радиусе 400 км от борта корабля. Средства обнаружения фрегатов значительно скромнее – под белым колпаком на фок-мачте скрывается «всего лишь» трехмерный радар EMPAR.
Уже одно это обстоятельство объясняет разницу в классификации двух одинаковых кораблей – фрегат остается фрегатом (хотя и самым крупным в своём классе), а британский корабль, насыщенный самой современной электроникой, безусловно, заслуживает звание эсминца.
Преимущества фрегата «Горизонт»:
— исключительные возможности в плане ПВО;
— огромная автономность (фрегат способен по-диагонали пересечь Атлантику);
— высокая автоматизация.
Недостаток фрегата «Горизонт»:
— сумасшедшая стоимость.
Испанский идальго
Полное водоизмещение 5800 тонн (+ модернизационный резерв 450 тонн). Экипаж 250 человек. Два дизеля Caterpillar для экономического хода, две газовые турбины LM2500. Полный ход 29 узлов. Дальность плавания 4500 миль на крейсерской скорости 18 узлов. Стоимость фрегата – 1,1 млрд. долларов.
Вооружение:
— 48 ячеек УВП Mk.41 («тактический» вариант: противолодочные ракетоторпеды ASROC-VL, зенитные ракеты большой дальности SM-2ER, зенитные ракет самообороны Sea Sparrow и ESSM, – весь арсенал ракет ВМС США, за исключением ударных «Томагавков». В любой пропорции);
— 8 противокорабельных ракет «Гарпун»;
— универсальное артиллерийское орудие Mk.45 калибра 127 мм;
— зенитный артиллерийский комплекс «Мерока» калибра 20 мм;
— 2 автоматических пушки «Эрликон» с ручным наведением;
— 2 реактивных бомбомета ABCAS/SSTS;
— 24 малогабаритные противолодочные торпеды Mk.46;
— противолодочный вертолет Sikorsky SH-60B системы LAMPS III.
В отличии от французов и итальянцев, предприимчивые испанцы не стали «изобретать велосипед», а поступили гораздо проще – скопировали Иджис-эсминец типа «Берк». Впрочем, «скопировали» звучит неуважительно: испанцы внимательно изучили и откорректировали под свои требования проект американского эсминца. Разумеется, «коррекция» сводилась лишь к ухудшению исходной конструкции в погоде за экономией средств.
Были и недостатки – в отличии от своего прародителя, фрегат лишился третьего радара управления огнем AN/SPG-62, что ограничило возможности «де Басана» при отражении массированных воздушных атак. Впрочем, испанцы не тревожатся по этому поводу – фрегату вряд ли придется идти в серьезный бой, а если даже придется – рядом всегда будет американский Иджис-эсминец «Орли Берк».
Стремясь компенсировать ослабление комплекса вооружений фрегата, испанцы установили на нем несколько систем, не вписывающихся в стандарты НАТО – реактивные бомбометы и 12-ствольный зенитный комплекс «Мерока» собственной разработки.
Преимущества фрегата «Альваро де Басан»:
— система «Иджис»;
— универсальная УВП Mk.41 на 48 ячеек;
Француз из Сингапура
Полное водоизмещение 3200 тонн. Экипаж 90 человек. Четыре дизеля MTU обеспечивают полный ход 27 узлов. Дальность плавания 4200 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— 32 ячейки УВП Sylver A-50 (зенитные ракеты семейства Aster);
— 8 противокорабельных ракет «Гарпун»;
— универсальное артиллерийское орудие OTO Melara калибра 76 мм (темп стрельбы 120 выстр./мин.);
— 2 системы самообороны «Тайфун» калибра 25 мм;
— противолодочные малогабаритные торпеды EuroTorp A244/S Mod 3;
— противолодочный вертолет Sikorsky S-70.
В облике «Формидебл» проскальзывают знакомые черты… Ну, конечно! Это же французкий стелс-фрегат «Лафайет», специальная модификация для ВМС Сингапура.
В чем разница между фрегатом и эсминцем? Naval Post «по-простому»
Эсминец и фрегат различаются тоннажем, вооружением, характером выполняемых задач, возможностями и размерами. Однако, не существует стандарта, определяющего военный корабль как эсминец или как фрегат. Разные страны имеют разные определения и представления о том, что должен делать эсминец, а что фрегат. Например, ВМС США имеет 9000-тонный эсминец типа Arleigh Burkeкак, а Иран может назвать эсминцем и 95-метровый корабль типа Moudge. Британская Naval Post попыталась «по-простому» объяснить разницу между фрегатом и эсминцем.
Фрегаты
Фрегаты это самый маленький класс из трех основных классов БНК (боевой надводный корабль) и, возможно, самый маленький «голубоводный», то есть океанский военный корабль.
Получив броню и башенные орудия фрегат стал крейсером, так как уже не было «орудийной палубы», определяющей особенности фрегата. Термин «фрегат» исчез примерно в конце 1800-х годов и не появлялся до Второй мировой войны
Британцы нуждались в корабле для сопровождения конвоя. Эсминцы выполняли почти ту же роль, что и фрегаты в эпоху парусного флота, однако океанские эсминцы были относительно быстры и несли торпеды.Патрульные катера были недостаточно быстры и не обладали достаточной дальностью действия или мореходными качествами, чтобы сопровождать конвои и защищать их от подводных лодок. Был создан средний класс БНК, который был не так быстр и хорошо вооружен как эсминцы (не имел вооружения против подводных лодок или самолетов), но все же двигался быстрее, чем конвойные суда. Он был больше патрульных катеров, чтобы перевозить больше топлива и выдерживать бурную океанскую погоду и волны. Англичане переработали термин «фрегат» для определения этого нового класса кораблей.
Эсминцы
Эсминцы намного меньше линкоров, но больше фрегатов, обычно имеют одну пушку (5 дюймов по сравнению с 16-дюймовыми на линкорах типа «Айова») и много ракет, включая противокорабельные, наземные и крылатые ракеты («Томагавки» в американском случае). Современные эсминцы часто также имеют вертолетную площадку, что помогает в противолодочной войне.
Эсминец изначально был классом БНК для прикрытия линкоров и крейсеров с их мощными, но нескорострельными пушками от высокоскоростных и маневренных торпедных катеров, введенных в строй примерно в конце 1800-х годов.
Фрегат против эсминца
Сегодня грань между фрегатом и эсминцем размыта. В общем, эсминец тяжелее, имеет большую огневую мощь и немного быстрее фрегата. Фрегаты также имеют тенденцию уделять больше внимания противолодочным миссиям. Однако оба класса БНК часто способны выполнять несколько миссий.
В чем отличия корвета от фрегата и эсминца, крейсера и линкора – что больше
Боевые морские судна имеют определенную классификацию, согласно которой их отличают друг от друга. В определяющие критерии входит водоизмещение, круг решаемых задач, вооружение и другие факторы. Чтобы выяснить отличия между корветом, фрегатом, эсминцем, крейсером и линкором, необходимо изучить технические характеристики боевых кораблей и их особенности. Однако необходимо помнить, что у каждой страны существует своя классификация такой техники.
Классификация и определение
Классификация, технические характеристики и краткое описание боевых кораблей помогут определить различия между такой военной техникой.
Корвет
Эсминец
Первые единицы таких боевых кораблей были разработаны в последнем десятилетии 19-го века. Конструктором эсминцев стал испанец Фернандо Вильяамиль. Техника предназначалась для защиты испанского военно-морского и торгового флота от торпедных катеров. На момент начала русско-японской войны такие корабли были быстрыми, мощными и хорошо вооруженными боевыми единицами, которые использовались для уничтожения торпедных катеров противника.
Эсминцы имеют более компактные размеры, чем линкоры, как правило, корабли вооружены одной пушкой и множеством ракет, в том числе противокорабельных. Современные боевые единицы часто оснащаются вертолетной площадкой, что позволяет более эффективно вести противолодочную войну. Водоизмещение современных эсминцев колеблется от 3000 до 10 000 тонн.
Фрегат
В России первые корабли, именующиеся фрегатами, появились во времена правления Петра I. Причем этим словом называли все морские единицы, выполняющие крейсерские функции, независимо от наличия или отсутствия парусного вооружения.
Крейсер
Линкоры
Линкор, или линейный корабль — это класс наиболее мощных бронированных артиллерийских боевых единиц, находящихся на вооружении разных стран в 20-м веке. До начала ВМВ такие боевые корабли считались символом могущества морских держав, а также средством обеспечения господства на море. Их водоизмещение могло превышать 80 000 тонн.
Линкоры использовались для уничтожения судов противника и в качестве артиллерийской поддержки сухопутных операций. Перед началом Второй мировой войны такие боевые единицы имелись в составе флотов всех крупных морских держав, однако во время проведения операций ВМВ не оправдали возложенных на них надежд. Дело в том, что линейные корабли оказались уязвимыми для ударов авиации и подводных лодок. Из-за этого в конце 40-х годов их производство полностью прекратилось. Сегодня в составе флотов мира такие боевые единицы отсутствуют.
Авианосцы
Такой класс боевых кораблей, как авианосцы, предназначены для базирования в порту и боевого применения в акваториях. Можно сказать, что такой корабль представляет собой авиабазу, которая действует в открытом море. Основное отличие авианосцев от других боевых судов заключается в том, что они оснащены полетной палубой и другими средствами, облегчающими взлет, посадку и базирование боевых самолетов и вертолетов.
В задачу авианосцев входят такие моменты:
Всего существует три класса авианосцев: легкие, средние и тяжелые. Водоизмещение кораблей (в зависимости от класса) составляет от 30 000 до 100 000 тонн.
Сравнительная таблица отличий
Чтобы понять, чем отличаются морские боевые единицы друг от друга, стоит изучить таблицу, где указаны их основные характеристики и предназначение.
Боевая единица | Водоизмещение | Скорость | Задачи |
Корвет | От 1200 до 1500 тонн | От 30 до 40 км/ч | Противолодочная оборона конвоя или берегового объекта |
Эсминец | От 3000 до 10 000 тонн | Около 60 км/ч | Сопровождение и защита конвоя от атак ближнего радиуса действия |
Фрегат | До 4000 тонн | От 55 до 60 км/ч | Поиск и уничтожение подводных лодок противника, противоракетная и противовоздушная оборона кораблей |
Крейсер | Около 10 000 тонн | До 60 км/ч | Оборона боевых соединений и конвоев, уничтожение легких сил противника |
Линкор | От 20 000 до 80 000 тонн | От 20 до 25 км/ч | Уничтожение кораблей противника, артиллерийская поддержка сухопутных операций |
Авианосец | От 30 000 до 100 000 тонн | От 45 до 55 км/ч | Защита морских соединений, поддержка сухопутных операций, разрушение противовоздушной обороны противника |
В чем разница
Изучив технические характеристики кораблей, можно сделать вывод, что самыми большими и мощными являются авианосцы.