фпу 29 форма что это такое
Форма М-29. Отчет о расходах материалов в строительстве
На сегодняшний день унифицированной формы по отчету и фиксации затраченных объемов строительных материалов на стройках нет. Ранее общеприменимым и обязательным был документ по форме М-29, который относился к первичной документации строительных фирм. Однако, несмотря на отмену с 2013 года использования единого образца этого документа, он по-прежнему широко распространен в своем прежнем виде. На основе него проводится списание стройматериалов на себестоимость работ. Этот же документ позволяет сопоставить данные по заранее запланированным расходам, исходя из норм и фактического потребления материалов.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Кто заполняет документ
Основная обязанность по заполнению формы М-29 входит в компетенцию прорабов или начальников стройучастков, которые в течение некоторого периода времени вносят в него все требуемые сведения, касаемо реального использования стройматериалов. Информацию же по нормам расходования материалов вписывается сотрудниками производственно-технических отделов. А проверяется и подписывается отчёт о расходах материалов специалистами бухгалтерии и руководителем строительной организации.
При этом проверка документа должна производиться помесячно, чтобы своевременно выявлять допущенные нарушения по нормам расхода материалов и предотвращать их в дальнейшем.
На каждый отдельный строительный объект заполняется свой отчет. Документ может иметь дополнительные листы, поэтому его объем неограничен.
Основанием для составления отчета служат общеутвержденные и местные нормы расходования стройматериалов, «первичка» по учету материала, сведения из журнала учета выполненных работ и т.д.
Инструкция по заполнению отчёта по форме М-29
Открывает документ титульный лист, который включает в себя наименование строительного объекта, а также период ведения работ (дата их начала и окончания). Тут все понятно и никаких затруднений эта часть вызвать не должна.
Далее идет первая основная страница отчета, которая заполняется специалистами производственно-технического отдела предприятия перед тем, как строительная бригада приступит к своим трудовым обязанностям. В ней прописываются нормы по расходу того или иного материала на строительство. В первую графу вносится конкретное название работ, их код (если такое кодирование применяется), единица измерения затрачиваемых на их проведение материалов (метры, килограммы, кубы, штуки и т.д.).
Далее вписывается обоснование норм расхода (здесь указывается ссылка на разделы, таблицы, пункты сборников, которыми пользуются для высчитывания норм инженеры ПТО данной строительной организации) и сама норма (на основании все тех же документов).
Вторая страница отчета отведена для внесения числовых данных по объему расхода материалов.
Цифры сюда должны вноситься регулярно, после окончания каждого отчетного месяца.
Заполняет этот раздел сотрудник, ответственный непосредственно за ведение работ и расходование материалов на объекте (начальник участка или старший прораб).
Заполнение второго раздела отчёта по форме М-29
В этот раздел вносятся данные по фактическим затратам стройматериалов и результаты сопоставления реальных расходов и установленных норм (это может быть как экономия, перерасход или же нулевой показатель). Определяются эти результаты помесячно в виде вычитания из фактических расходов заранее установленных норм.
Перерасход необходимо указывать со знаком «минус», а экономию со знаком «плюс». При наличии перерасхода в дальнейшем прораб участка должен написать объяснительную (также по специальному образцу).
Все сведения вписываются напротив каждого наименования материалов, изделий и конструкций в соответствующем столбце месяца.
Затем в столбец «списать на себестоимость» вносится цифра по количеству материалов, которые подлежат списанию. Если количество реально израсходованных материалов меньше того, что рассчитано по нормам, к списанию на себестоимость следует внести фактический расход.
Если же ситуация с точностью, да наоборот, но выявленный сверх меры расход материалов вызван необходимостью и аргументирован (например в силу производственных причин), то на себестоимость строительных и монтажных работ списывается столько материалов, сколько разрешает отдельным распоряжением руководитель предприятия.
Вся вышеозначенная информация должна быть заверена прорабом или начальником участка, а также, после проведения анализа и проверки – подписями специалиста производственно-технического отдела, бухгалтера и начальника строительной организации (в данном случае, главного инженера).
В последнюю страницу документа вносятся итоговые данные по расходу стройматериалов, по году и с начала строительства. Эти цифры вполне могут совпадать, если период строительно-монтажных работ был в рамках одного года.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Фпу 29 форма что это такое
Порядок составления отчета по форме N М-29
Графа 2 «Наименование видов работ, конструктивных элементов и материалов» заполняется следующим образом. Сначала записывается вид строительно-монтажных работ (земляные работы, каменные работы, устройство полов и т.п.), затем наименование конструктивного элемента с перечнем материалов, необходимых для его выполнения.
В графе 4 «Единица измерения» указываются единицы измерения конструктивного элемента и материалов, необходимых для его выполнения.
В графе 5 «Обоснование производственных норм расхода материалов» записываются номера таблиц, параграфов и сокращенное наименование сборников производственных норм, которые использует в работе данная строительная организация.
В графе 6 «Норма расхода материалов на единицу измерения работ (конструктивного элемента)» на основании соответствующих сборников производственных норм указываются нормы расхода материалов на единицу измерения строительных и монтажных работ.
Если строительство объекта ведется более 1 года, то в графе 9 «в том числе объем фактически выполненных работ на начало отчетного года» по каждому незаконченному виду работ (конструктивному элементу) из общего объема работ на весь строящийся объект (графа 8) выделяется в том числе объем строительно-монтажных работ, фактически выполненный в предыдущих годах.
Графы с 10 по 21 заполняются прорабом непосредственно во время строительства объекта. В них отражаются объемы выполненных работ по каждому виду работ (конструктивному элементу) за соответствующий отчетный месяц и нормативный расход каждого вида материалов, рассчитанный как произведение нормы расхода материалов (графа 6) на объем выполненных работ за месяц.
Данные об объемах фактически выполненных работ определяются по данным журнала учета выполненных работ по форме N КС-6.
После окончания отчетного месяца по каждому виду материалов определяется общий нормативный расход на все работы по производственным нормам и записывается по соответствующим итоговым строкам раздела I, который затем переносится в графы 5, 9 и т.д. раздела II.
При выявлении завышений объемов выполненных работ в форме N М-29 должен быть исправлен объем выполненных работ за тот период, в котором обнаружены завышения, и, соответственно, уточнен расход материалов на выполненный объем работ, а ранее списанные на производство этих работ материалы должны быть отнесены под отчет материально ответственных лиц.
7. Во II разделе отчета «Сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам» указывается количество материалов, израсходованных за каждый отчетный месяц по производственным нормам и фактически, экономия или перерасход материалов и количество материалов, разрешенных к списанию на себестоимость строительно-монтажных работ.
Если строительство объекта ведется более 1 года, то во II разделе в графы «Итого на начало года» переносятся данные из граф «Всего с начала строительства» II разд. отчета за предыдущий год.
В том случае, если объект строится первый год, то в отчете по графам «Итого на начало года» ставятся прочерки.
Расход материалов за отчетный месяц, рассчитанный по производственным нормам (для заполнения граф 5, 9, 13 и т.д.), берется из итоговых данных разд. I отчета по соответствующим материалам.
Фактический расход каждого вида материалов за месяц показывается во II разд. отчета по форме N М-29 в целом по объекту на основании первичных расходных документов.
Количество израсходованных материалов, показанных в отчете по форме N М-29, должно соответствовать количеству материалов, приведенных в отчете по форме N М-19.
По каждому случаю перерасхода материалов прораб представляет письменное объяснение по форме Приложения N 3, которое прилагается к отчету.
8. Отчет по форме N М-29 подтверждается подписью начальника участка (прораба), после чего представляется в ПТО и бухгалтерию строительной организации для проверки.
9. После проверки ПТО и бухгалтерией отчета и объяснительной записки прораба о причинах перерасхода руководитель строительной организации утверждает отчет и указывает (в графах 8, 12 и т.д.) количество материалов, подлежащих списанию на себестоимость строительно-монтажных работ.
В тех случаях, когда количество фактически израсходованных на производство строительно-монтажных работ основных материалов меньше количества, исчисленного по нормам, к списанию на себестоимость строительных и монтажных работ утверждается количество фактически израсходованных материалов.
В тех случаях, когда количество фактически израсходованных на производство строительно-монтажных работ основных материалов больше количества, исчисленного по нормам, и перерасход материалов технически обоснован или вызван производственной необходимостью (например, перерасход металла при вынужденной замене арматуры на большие диаметры из-за отсутствия арматуры необходимых размеров), на себестоимость строительных и монтажных работ списывается количество материалов, разрешенное руководителем строительной организации к списанию.
Не разрешается к списанию на себестоимость строительно-монтажных работ технически не обоснованный перерасход материалов (например, из-за нарушений трудовой или производственной дисциплины).
При этом каждый случай перерасхода материалов, как технически не обоснованный, так и обоснованный, должен быть тщательно рассмотрен, приняты соответствующие меры по предотвращению его в дальнейшем, а также по привлечению к ответственности в установленном порядке лиц, по вине которых допущена бесхозяйственность.
Если количество фактически израсходованных на производство строительно-монтажных работ основных материалов превышает количество, разрешенное к списанию, то руководитель строительной организации на объяснительной записке прораба о причинах перерасхода указывает, на какие бухгалтерские счета следует отнести стоимость этих материалов: на счет N 75-2 «Расчеты с дебиторами по возмещению причиненного ущерба» или на счет N 84 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей», если не принято решение о взыскании ее с виновных лиц.
На основании решения руководителя, указанном на объяснительной записке прораба, бухгалтерия вносит соответствующие исправления в данные о фактическом расходе материального отчета по форме N М-19.
По отнесенным на счет N 84 суммам перерасхода окончательное решение должно быть принято руководителем строительной организации не позднее чем в месячный срок.
10. В конце года во II разд. подсчитывается количество материалов, израсходованных и списанных на себестоимость строительно-монтажных работ, а также сэкономленных или перерасходованных за отчетный год и за период с начала строительства объекта.
11. На основе данных II разд. отчета по форме N М-29, утвержденных начальником строительной организации, строительная организация ежеквартально составляет статистический отчет по форме N 20-сн «Отчет о расходе материалов и изделий в строительстве в сравнении с производственными нормами».
Унифицированная форма № ТОРГ-29 (товарный отчет)
Для каких целей используется товарный отчет
Такой регистр, как товарный отчет, необходим для учета поступивших на торговое предприятие товарных документов. Он имеет унифицированную форму: товарный отчет ТОРГ-29 утвержден постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132. Фирма вправе разработать отчет самостоятельно или добавить нжные ей сведения в форму ТОРГ-29. Отчет заводится на определенный отчетный период, например неделю, месяц или пару дней. Этот период определяется руководителем торговой компании и закрепляется в учетной политике или отдельном распоряжении.
Обычно такой отчет просто необходим на тех предприятиях, на которых применяется метод бухучета товарных запасов, именуемый сальдовым, например в общепите или в торговле. При таком методе количественный и суммовой учеты разделены: первый ведется на складах, а второй – в бухгалтерии. По завершении месяца остатки, образовавшиеся на складе и в бухгалтерии, сравниваются по стоимости. Обычен для учета, ведущегося полностью вручную.
Как организовать документооборот на предприятии общественного питания, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
О том, какие методы учета товаров используются сегодня, вы узнаете из нашей статьи «Торговля товарами с и без НДС (нюансы)».
Как ведется товарный отчет
ТОРГ-29 всегда составляется в 2 идентичных экземплярах, причем 1 из них после закрытия сразу же передается бухгалтеру вместе с документами, послужившими основанием для его заполнения. Отчет может быть передан тому же бухгалтеру, который его подписал.
Кроме бухгалтера в отчете также должно расписаться материально-ответственное лицо, в обязанности которого входит ведение данного регистра, поэтому 2-й экземпляр отчета остается у того, кто его вел и отвечает за сохранность товаров.
В отчете отображаются сведения, взятые из первичной документации на товары. Так, в него заносятся даты и регистрационные номера приходных и расходных накладных (или иных первичных документов, которые подтверждают приход или выбытие товарно-материальных ценностей).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если лицо, заполняющее отчет, допустило ошибку, существует определенный алгоритм ее исправления. Для начала неправильную надпись следует зачеркнуть, после чего аккуратно вписать над ней правильный вариант. Затем рядом с исправлением следует поставить дату внесения правки, визу «Исправлено» и подпись материально ответственного лица, а также бухгалтера.
Где можно скачать бланк и образец отчета
Форму ТОРГ-29 вы можете скачать на нашем сайте.
С образцом заполнения этого документа также можно ознакомиться на нашем сайте.
Получите пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс и узнайте как правильно организовать складской учет на предприятии.
Итоги
Товарный отчет (форма ТОРГ-29) отражает движение документов по приходу-расходу товаров за установленный период. Применяется при использовании сальдового метода учета товарных запасов, обычного для учета, ведущегося вручную.
ФСБУ 5/2019 «Запасы»: что нового в учёте
С 2021 года обязателен новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он регулирует учёт материалов, товаров, готовой продукции и незавершённого производства. Отличия нового стандарта от текущих положений рассмотрим в статье.
Кто не применяет новый стандарт
Как и ранее, микропредприятия, у которых есть право на упрощённый учёт, могут признавать стоимость запасов в составе расходов в момент приобретения (абз. 2 п. 2, абз. 1 п. 13.2 ФСБУ 5/2019). Однако остальные организации с упрощённым учётом обязаны применять ФСБУ «Запасы» в полном объёме.
В то же время любая организация может относить на расходы стоимость запасов для управленческих нужд. Это положение нужно закрепить в учётной политике (абз. 2 п. 2 ФСБУ 5/2019).
«Малоценные» основные средства
ФСБУ 5/2019 закрепил критерии отнесения активов к запасам. Один из них — использование активов в одном операционном цикле либо в течение 12 месяцев. Это означает, что новый стандарт запрещает учитывать «малоценные» ОС в запасах, хотя это разрешено в п. 5 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств». Новый стандарт — более поздний документ того же уровня и юридической силы, при коллизии норм он будет иметь приоритет.
Кроме того, новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства» также предписывает относить на расходы стоимость малоценных активов, которые можно признать ОС. С начала применения этого стандарта коллизия устраняется (не позднее 2022 года).
В связи с этим рекомендуем в учётной политике закрепить порядок учёта «малоценных» ОС — и относить их стоимость непосредственно на расходы.
Отмена отдельного порядка учёта спецпредметов
ФСБУ 5/2019 не выделяет как отдельный вид запасов спецпредметы — специальные инструменты, приспособления, оборудование и одежду. Методические указания по их учёту тоже отменяются, поэтому «нестандартные» правила учёта применять больше нельзя.
Затраты на приобретение спецпредметов нужно учитывать в общем порядке.
Новые правила формирования себестоимости НЗП
Новый стандарт относит к запасам незавершённое производство (НЗП). Раньше это подразумевалось, но не было закреплено нормативно. Значит, в стоимость НЗП, как и в стоимость других видов запасов, нельзя включать управленческие расходы (пп. «б» п. 18 ФСБУ 5/2019).
Это означает, что в учётной политике нельзя предусматривать распределение управленческих расходов на себестоимость: списание общехозяйственных расходов проводкой Дт 20 Кт 26 в большинстве случаев будет неправомерно. Единственный «штатный» способ — списывать их на финансовый результат проводкой Дт 90 Кт 26.
Исключение — если управленческие расходы непосредственно связаны с созданием (приобретением) запасов. Например, если руководитель организации лично поехал в командировку для закупки материалов, командировочные расходы (включая средний заработок с начисленными страховыми взносами) нужно отнести на себестоимость этих материалов.
Меняется и порядок оценки себестоимости НЗП. Теперь нельзя оценивать НЗП по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, поскольку этот способ не предусмотрен п. 27 ФСБУ 5/2019.
Формирование себестоимости запасов
ФСБУ 5/2019 ввёл новые правила формирования себестоимости запасов.
Резерв под обесценение запасов
Раньше величину резерва рассчитывали как превышение фактической себестоимости над текущей рыночной стоимостью (ПБУ 5/01). В новом ФСБУ величина резерва — это превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи (п. 30 ФСБУ 5/2019). А это значит, что сумма резерва может увеличиться. Старая и новая формулы для расчёта даны в таблице.
Резерв под обесценение запасов | |
---|---|
в ПБУ 5/01 | в ФСБУ 5/2019 «Запасы» |
Фактическая себестоимость — текущая рыночная стоимость | Фактическая себестоимость — текущая рыночная стоимость — затраты на производство — затраты на подготовку к продаже — затраты на продажу |
Появилась неопределённость в порядке начисления резерва. Согласно п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», сумма отчислений в резервы относится к прочим расходам. Норм, которые бы противоречили этому положению, в ФСБУ 5/2019 нет.
Но стандарт устанавливает порядок восстановления резерва (абз. 2 п. 31 ФСБУ 5/2019): «Величина восстановления резерва под обесценение запасов относится на уменьшение суммы расходов, признанных в этом же периоде в соответствии с подпунктом «а» пункта 43 настоящего Стандарта».
При этом в пп. «а» п. 43 ФСБУ 5/2019 упоминается выручка от продажи этих запасов. Это значит, что сумму восстановления резерва, созданного в отношении, например, товаров для перепродажи, нужно отнести не на прочие доходы (как требовал п. 7 ПБУ 9/99), а на уменьшение себестоимости продажи товаров.
В этом случае возникает нелогичная с экономической точки зрения ситуация. При начислении или увеличении резерва нужно признать прочие расходы, а при его восстановлении — уменьшить себестоимость, то есть расходы по обычным видам деятельности.
В этой ситуации возможны два варианта действий:
8 декабря пройдёт онлайн-конференция об изменениях учёте.
Переходные положения
Возможны два варианта перехода на применение ФСБУ 5/2019 (п. 47 стандарта):
Перспективный — требования стандарта применяются только в отношении фактов хозяйственной жизни, возникших после даты начала его применения. Сравнительные показатели бухотчётности, например показатели 2020 года в отчётности за 2021 год, пересчитывать не нужно (п. 14 ПБУ 1/2008).
Ретроспективный — требования стандарта применяются и к прошлым, и к будущим периодам. На дату перехода на новый стандарт нужно пересчитать остатки по счетам бухучёта по новым правилам. При составлении бухотчётности — пересчитать сравнительные показатели.
Все корректировки отражаются в корреспонденции со счётом 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».
Александр Лавров, аттестованный аудитор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Фпу 29 форма что это такое
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2016 г. № 870 “Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 июля 2016 г., 4 июля 2016 г.) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26; ст. 3898, № 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325, № 8, ст. 1121; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 7 июля 2016 г.), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный № 30213);
от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2014 г., регистрационный № 35502);
от 14 августа 2015 г. № 825 «О внесении изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 сентября 2015 г., регистрационный № 38759).
Министр | Д.В. Ливанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 августа 2016 г.
Порядок
формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2016 г. № 870)
структуру федерального перечня учебников;
основания и порядок включения учебников в федеральный перечень учебников;
критерии и порядок проведения экспертизы учебников;
форму экспертного заключения;
основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.
2. Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей:
Каждая часть состоит из 3 разделов:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.
В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:
порядковый номер учебника;
наименование издателя(-ей) учебника;
адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);
язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);
а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление (за исключением специальных учебников);
б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, соответствующей по структуре и содержанию печатной форме учебника, содержащей адаптированный под электронный формат иллюстрационный материал, мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника;
в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания, а также пример рабочей программы по учебному предмету;
г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.
6. Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.
7. Научная (научная историко-культурная для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.
8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз.
Этнокультурная и региональная экспертизы обязательны для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
9. Организации проводят научную и педагогическую экспертизы учебников на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников.
10. Общественную экспертизу учебников проводят организации, чья уставная деятельность направлена на поддержку и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.
11. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
12. Дополнительная и повторная экспертизы учебника проводятся экспертными организациями на основании решения Совета при следующих условиях:
13. Для проведения экспертизы учебников заказчик экспертизы направляет в экспертную организацию заявление в произвольной форме.
К заявлению прилагаются учебник и материалы, соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.
При проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:
экспертируемое издание является учебником;
наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего ФГОС;
учебник соответствует предметной концепции соответствующего учебного предмета (предметной области) (при ее наличии);
в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в образовательной организации на данном уровне общего образования, отсутствуют недостоверные факты;
учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;
иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его; в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.
При научной историко-культурной экспертизе также о том, что:
учебник соответствует концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;
изложение материала в учебнике отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов;
содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров
верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.
17.2. При педагогической экспертизе о том, что:
экспертируемое издание является учебником;
наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего ФГОС;
содержание учебника соответствует примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и (или) соответствующим примерным адаптированным образовательным программам;
учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников (за исключением специальных учебников);
содержание учебника обеспечивает выполнение требований соответствующего ФГОС по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа обучающихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся, реализации системного подхода в обучении;
содержание учебника (с учетом специфики содержания учебного предмета) способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу;
методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию;
методический аппарат учебника обеспечивает развитие критического мышления, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности обучающихся и коммуникации между участниками образовательных отношений, применения полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения, установления межпредметных связей;
текстовый материал учебника соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации;
язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник, и (или) учитывает психофизическое развитие, индивидуальные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;
структура и содержание методического пособия соответствуют структуре и содержанию учебника;
в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки;
структура и содержание печатной и электронной форм учебника соответствуют друг другу;
электронная форма учебника содержит:
все иллюстрации, содержащиеся в печатной форме учебника с учетом их адаптации к электронному формату и (или) изменения композиции;
педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное); средства контроля и самоконтроля.
В содержании учебника не выявлены сведения:
противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
побуждающие детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
обосновывающие или оправдывающие допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающие осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
отрицающие семейные ценности и формирующие неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывающие противоправное поведение; содержащие нецензурную брань.
17.3. При общественной экспертизе о наличии следующих свойств:
содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;
качество печатной формы учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой;
электронная форма учебника:
представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательных отношений;
корректно отображается и функционирует на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);
реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;
поддерживает возможность определения номера. страниц печатной формы учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.
17.4. При этнокультурной и региональной экспертизах о том, что в содержании учебника:
отражены базовые национальные российские ценности, региональные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации, а также многообразие, единство национальных культур и народов России, поликультурный характер российского общества;
представлен материал по истории, и культурному наследию субъекта Российской Федерации;
обеспечено право на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, языковая составляющая учебника соответствует современному литературному языку народов Российской Федерации.
18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:
учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);
учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.
20. Для включения в федеральный перечень учебников заказчик экспертизы в срок до 15 января года формирования федерального перечня учебников направляет в Минобрнауки России следующие материалы:
заявление о включении учебника в федеральный перечень учебников;
учебник, соответствующий требованиям, указанным в пункте 3 Порядка;
методическое пособие для учителя;
инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника;
21. Материалы, указанные в пункте 20 Порядка, рассматриваются Советом до 1 марта года формирования федерального перечня учебников.
22. На основании представленных материалов Совет принимает одно из следующих решений:
рекомендовать включить учебник в федеральный перечень учебников;
не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников;
направить учебник на дополнительную или повторную экспертизу.
23. Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:
материалы поступили в Минобрнауки России после 15 января года формирования федерального перечня учебников;
не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников (за исключением специальных учебников);
установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника, в том числе конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника;
представлен неполный комплект материалов.
24. Решения Совета оформляются протоколами, которые направляются в Минобрнауки России в течение 10 рабочих дней после заседания Совета.
25. Минобрнауки России включает учебники в федеральный перечень учебников до 15 марта года формирования федерального перечня учебников.
26. Совет в период действия федерального перечня учебников принимает решение:
о включении учебников по учебному предмету (предметной области) в соответствии с настоящим Порядком в федеральный перечень учебников в случае отсутствия завершенной предметной линии учебников в федеральном перечне учебников по отдельным учебным предметам (предметным областям) (в том числе по которым организовано углубленное изучение (профильное обучение), предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом соответствующего уровня общего образования;
о включении специальных учебников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Экспертная организация представляет экспертное (-ые) заключение (-я) по результатам дополнительной или повторной экспертизы учебников в Минобрнауки России в сроки, определенные Советом, но не ранее чем через один месяц.
27. Учебник исключается из федерального перечня учебников по следующим основаниям:
при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;
при отзыве учебника из обращения заказчиком экспертизы (по заявлению); при обнаружении фактов несоответствия учебника требованиям пункта 3 Порядка;
при обнаружении в экспертном заключении выводов, не соответствующих содержанию учебника;
при непредставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения, предусмотренного в пункте 26 Порядка.
28. Вопрос об исключении учебника из федерального перечня учебников рассматривается на заседании Совета. Совет имеет право пригласить на заседание представителей экспертных организаций, заявителя и запросить у них дополнительные материалы. Отсутствие заказчика экспертизы, представителя экспертной организации, заявителя на заседании Совета не является препятствием к рассмотрению вопроса об исключении учебника из федерального перечня учебников.
29. Совет принимает одно из следующих решений:
рекомендовать исключить учебник из федерального перечня учебников;
не рекомендовать исключать учебник из федерального перечня учебников.
30. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений.
В федеральный перечень учебников вносятся изменения, связанные с изменением наименования правообладателя или изменением правообладателя по заявлению правообладателя с приложением документов, подтверждающих указанное изменение.
Указанные изменения вносятся в течение одного месяца с момента представления заявления и материалов без проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 3 Порядка, и без проведения заседания Совета.
31. Протоколы Совета и приказы Минобрнауки России о федеральном перечне учебников, о внесении изменений в федеральный перечень учебников публикуются Минобрнауки России в официальных печатных изданиях Минобрнауки России, размещаются на официальном сайте Минобрнауки России в сети «Интернет».
Приложение № 1
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего,
среднего общего образования
Экспертное заключение
о результатам проведения научной экспертизы учебного издания
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1. | Сведения об экспертной организации: | ||
---|---|---|---|
1.1. | Наименование: | ||
1.2. | Место нахождения: | ||
2. | Сведения об экспертах: | ||
№ п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная информация |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
3. На научную экспертизу представлены: | |||
3.1. Учебное издание | Наименование и авторский коллектив: | ||
3.2. Методическое пособие | Наименование и авторский коллектив: | ||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы: | ||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания | Наименование и авторский коллектив: |
№ п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная оценка | Примечание | |
---|---|---|---|---|
«да» | «нет» | |||
4. Общая краткая характеристика представленного материала | ||||
4.1. | Состав и полнота представленных материалов: | |||
представлена печатная форма учебного издания | ||||
представлена электронная форма учебного издания | ||||
представлено методическое пособие для учителя | ||||
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания | ||||
представлены учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | ||||
4.2. | Представленное учебное издание является: | |||
учебником | ||||
учебным пособием | ||||
4.3. | Наименование учебного издания соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего ФГОС | |||
4.4. | Содержание учебного издания представлено на базовом уровне | |||
4.5. | Содержание учебного издания представлено на углубленном уровне | |||
4.6. | Учебное издание соответствует предметной концепции соответствующего учебного предмета (предметной области) (при ее наличии) | |||
5. Научная экспертиза. Соответствие содержания учебного издания современным научным представлениям | ||||
5.1. | В содержании представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования | |||
5.2. | В содержании отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в образовательной организации на данном уровне общего образования | |||
5.3. | В содержании отсутствуют недостоверные факты | |||
5.4. | Учебное издание содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий | |||
5.5. | Иллюстративный материал учебного издания соответствует тексту и дополняет его | |||
6. Наличие фактических ошибок и несоответствия современным научным представлениям | ||||
6.1. | Количество ошибок, опечаток | |||
7. Общий вывод | ||||
7.1. | Учебное издание рекомендовано к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) адаптированных образовательных программ |
“___”____________ 20__ г.
“___”____________ 20__ г.
“___”____________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебного издания исключен конфликт интересов
между экспертом и заказчиком экспертизы учебного издания.
Руководитель экспертной организации ______________/_____________________/
“___”____________ 20__ г.
Место печати экспертной организации
Приложение № 2
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего,
среднего общего образования
Экспертное заключение
по результатам проведения педагогической экспертизы учебного издания
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
“___”____________ 20__ г.
“___”____________ 20__ г.
“___”____________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебного издания исключен конфликт интересов
между экспертом и заказчиком экспертизы учебного издания.
Руководитель экспертной организации ______________/_____________________/
“___”____________ 20__ г.
Место печати экспертной организации
Приложение № 3
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего,
среднего общего образования
Экспертное заключение
по результатам проведения общественной экспертизы учебного издания
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1. Сведения об экспертной организации: | |||
---|---|---|---|
1.1. Наименование: | |||
1.2. Место нахождения: | |||
2. Сведения об экспертах: | |||
№ п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная информация |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
3. На общественную экспертизу представлены: | |||
3.1. Учебное издание | Наименование и авторский коллектив: | ||
3.2. Методическое пособие | Наименование и авторский коллектив: | ||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников: | ||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания | Наименование и авторский коллектив: |
№ п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная оценка | Примечание | |
---|---|---|---|---|
«да» | «нет» | |||
4. Общая краткая характеристика представленного материала | ||||
4.1. | Состав и полнота представленных материалов: | |||
представлена печатная форма учебного издания | ||||
представлена электронная форма учебного издания | ||||
представлено методическое пособие для учителя | ||||
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания | ||||
№ п/п | Предмет экспертной оценки | Экспертная оценка | ||
5. Общественная экспертиза печатной и электронной формы учебного издания | ||||
5.1. | Использование учебного издания в образовательной деятельности | |||
5.2. | Отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебном издании, за исключением электронной формы учебного издания | |||
5.3. | Качество печатной формы учебного издания | |||
художественное оформление | ||||
формат | ||||
цветовое решение | ||||
эстетическое восприятие учебного издания | ||||
удобство использования | ||||
практичность | ||||
эстетичность и информативность обложки | ||||
качество бумаги | ||||
разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем) | ||||
соответствие иллюстраций содержанию учебного издания, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение | ||||
наличие материала или указаний в учебном издании, помогающих работать с книгой | ||||
5.4. | Содержание учебного издания носит воспитывающий характер | |||
5.5. | Содержание учебного издания способствует развитию личности | |||
5.6. | Содержание учебного издания способствует созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства | |||
6. Общественная экспертиза электронной формы учебного издания | ||||
6.1. | Электронная форма учебного издания представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательных отношений | |||
6.2. | Электронная форма учебного издания корректно отображается и функционирует с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых для мобильных устройств | |||
6.3. | Электронная форма учебного издания корректно отображается и функционирует на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное) | |||
6.4. | Электронная форма учебного издания функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок) и «Интранет» | |||
6.5. | Электронная форма учебного издания реализует возможность создания пользователям заметок, закладок и перехода к ним | |||
6.6. | Электронная форма учебного издания поддерживает возможность определения номера страниц печатной формы учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме | |||
7. Общий вывод | ||||
7.1. | Учебное издание рекомендовано к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) адаптированных образовательных программ |
“___”____________ 20__ г.
“___”____________ 20__ г.
“___”____________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебного издания исключен конфликт интересов
между экспертом и заказчиком экспертизы учебного издания.
Руководитель экспертной организации ______________/_____________________/
“___”____________ 20__ г.
Место печати экспертной организации
Приложение № 4
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего,
среднего общего образования
Экспертное заключение
по результатам проведения этнокультурной и региональной экспертизы учебного издания
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1. Сведения об экспертной организации: | |||
---|---|---|---|
1.1. Наименование: | |||
1.2. Место нахождения: | |||
2. Сведения об экспертах: | |||
№ п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная информация |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
3. На этнокультурную и региональную экспертизы представлены: | |||
3.1. Учебное издание | Наименование и авторский коллектив: | ||
3.2. Методическое пособие | Наименование и авторский коллектив: | ||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников: | ||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания | Наименование и авторский коллектив: |
№ п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная оценка | Примечание | |
---|---|---|---|---|
«да» | «нет» | |||
4. Общая краткая характеристика представленного материала | ||||
4.1. | Состав и полнота представленных материалов: | |||
представлена печатная форма учебного издания | ||||
представлена электронная форма учебного издания | ||||
представлено методическое пособие для учителя | ||||
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания | ||||
№ п/п | Предмет экспертной оценки | Экспертная оценка | ||
5. Этнокультурная и региональная экспертиза учебного издания | ||||
5.1. | Отражение в учебном издании базовых национальных российских ценностей | |||
5.2. | Отражение в учебном издании региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации | |||
5.3. | Отражение в учебном издании многообразия, единства национальных культур и народов России | |||
5.4. | Отражение поликультурного характера российского общества | |||
5.5. | В учебном издании включен материал из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации | |||
5.6. | Учебное издание обеспечивает право на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке | |||
5.7. | Соответствие языковой составляющей учебного издания современному литературному языку народов Российской Федерации | |||
6. Общий вывод | ||||
6.1. | Учебное издание рекомендовано к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) адаптированных образовательных программ |
“___”____________ 20__ г.
“___”____________ 20__ г.
“___”____________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебного издания исключен конфликт интересов
между экспертом и заказчиком экспертизы учебного издания.
Руководитель экспертной организации ______________/_____________________/
“___”____________ 20__ г.
Место печати экспертной организации
Приложение № 5
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего,
среднего общего образования
Экспертное заключение
по результатам проведения научной историко-культурной экспертизы учебного издания
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1. Сведения об экспертной организации: | |||
---|---|---|---|
1.1. Наименование: | |||
1.2. Место нахождения: | |||
2. Сведения об экспертах: | |||
№ п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная информация |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
3. На научную историко-культурную экспертизу представлены: | |||
3.1. Учебное издание | Наименование и авторский коллектив: | ||
3.2. Методическое пособие | Наименование и авторский коллектив: | ||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников: | ||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания | Наименование и авторский коллектив: |
№ п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная оценка | Примечание | |
---|---|---|---|---|
«да» | «нет» | |||
4. Общая краткая характеристика представленного материала | ||||
4.1. | Состав и полнота представленных материалов: | |||
представлена печатная форма учебного издания | ||||
представлена электронная форма учебного издания | ||||
представлено методическое пособие для учителя | ||||
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебного издания | ||||
представлены учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | ||||
4.2. | Представленное учебное издание является | |||
учебником | ||||
учебным пособием | ||||
4.3. | Наименование учебного издания соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего ФГОС | |||
4.4. | Содержание учебного издания представлено на базовом уровне | |||
4.5. | Содержание учебного издания представлено на углубленном уровне | |||
5. Научная экспертиза. Соответствие содержания учебного издания современным научным представлениям | ||||
5.1. | В содержании представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний федерального государственного образовательного стандарта общего образования | |||
5.2. | В содержании отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в образовательной организации на данном уровне общего образования | |||
5.3. | В содержании отсутствуют недостоверные факты | |||
5.4. | Учебное издание содержит сведения о передовых достижениях современной науки и техники, технологий в соответствующей предметной области | |||
5.5. | Содержание учебного издания способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета | |||
5.6. | Иллюстративный материал учебного издания соответствует тексту и дополняет его | |||
5.7. | В учебном издании отсутствуют ошибки, опечатки. | |||
6. Историко-культурная экспертиза. Соответствие содержания учебного издания историко-культурному стандарту Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории | ||||
6.1. | Изложение материала в учебном издании отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов | |||
6.2. | Содержание учебного издания способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности | |||
6.3. | Учебное издание соответствует Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и обеспечивает выполнение требований историко-культурного стандарта | |||
7. Общий вывод | ||||
7.1. | Учебное издание рекомендовано к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) адаптированных образовательных программ |
“___”____________ 20__ г.
“___”____________ 20__ г.
“___”____________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебного издания исключен конфликт интересов
между экспертом и заказчиком экспертизы учебного издания.
Руководитель экспертной организации ______________/_____________________/
“___”____________ 20__ г.
Место печати экспертной организации
Обзор документа
Утвержден новый порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации аккредитованных программ начального, основного, среднего общего образования.
Ряд изменений касается проведения экспертиз специальных учебников, используемых при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.
Предусматривается проведение дополнительной и повторной экспертизы учебников.
Уточняются формы экспертиз в части их использования при проведении выборочной экспертизы учебных пособий.
Уточнено, что при научной (научной историко-культурной для учебников истории России) экспертизе должно быть установлено, что учебник соответствует предметной концепции соответствующего учебного предмета (предметной области) (при ее наличии).
Прежний порядок формирования перечня утратил силу.