фото так выглядит печалька фото
Кубик Рубика-Дзен
Собираем кубик рубика
Собираем кубик рубика
Робот собрал кубик Рубика за рекордно короткое время
Робот CubeStormer 3, построенный из деталей конструктора «Лего», собрал кубик Рубика за 3,253 секунды. Тем самым CubeStormer 3 побил рекорды, установленные как другими роботами, так и людьми. Робот управляется с головоломкой с помощью четырех «рук». Его «мозгом» является смартфон Galaxy S4, подбирающий оптимальное решение.
Как собрать кубик Рубика за 1 мин?
Как собрать кубик Рубика за 1 мин?
Кубик Рубика знают все, но не каждый сможет его собрать! А вот, спецы могут собрать его за 20 секунд. Не верите?
1. Крест. Нужно на одной из кубических граней, обычно на верхней, собрать крест, состоящий из 5 фрагментов. Для построения креста выбирается любой цвет, один фрагмент которого расположен посередине грани, и затем вокруг него строится крест.
Метод сборки креста отличается в каждом конкретном случае, общей методики сбора креста нет. Для более быстрого сбора кубика необходимо сложить правильный крест, когда ветки креста имеют продолжение на следующих гранях, состоящее из двух одинаковых фрагментов кубика.
2. Второе и третье действие похожи, так как они нацелены на послойную сборку кубика. На втором действии необходимо собрать сторону, на которой уже есть крест, полностью, то есть вся сторона должна быть одного цвета. Причём, нужно, чтобы фрагменты кубика по бокам образовывали пояс, расположенный около уже собранной грани.
3. Третье действие, это продолжение второго, где нужно собрать второй пояс.
6.7. На шестом действии нужно расположить в правильном порядке угловые части кубика, чтобы все три их стороны подходили по цвету к граням. В таком случае можно перейти к седьмому действию. Кубик почти собран, осталось только расположить боковые части кубика (у которых две грани) по местам, чтобы они соответствовали граням кубика.
Изрядно потренировавшись, вы будете укладываться в минуту.
Дзен кубик Рубика:
Любое действие верное
Сумма всех действий равна нулю
Остановись тогда, когда тебе хочется
Созерцай свой успех в решении головоломки в любой момент
Кубик Рубика знают все, но не каждый сможет его собрать! А вот.
Кубик Рубика знают все, но не каждый сможет его собрать! А вот, спецы могут собрать его за 20 секунд. Не верите?
1. Крест. Нужно на одной из кубических граней, обычно на верхней, собрать крест, состоящий из 5 фрагментов. Для построения креста выбирается любой цвет, один фрагмент которого расположен посередине грани, и затем вокруг него строится крест.
Метод сборки креста отличается в каждом конкретном случае, общей методики сбора креста нет. Для более быстрого сбора кубика необходимо сложить правильный крест, когда ветки креста имеют продолжение на следующих гранях, состоящее из двух одинаковых фрагментов кубика.
2. Второе и третье действие похожи, так как они нацелены на послойную сборку кубика. На втором действии необходимо собрать сторону, на которой уже есть крест, полностью, то есть вся сторона должна быть одного цвета. Причём, нужно, чтобы фрагменты кубика по бокам образовывали пояс, расположенный около уже собранной грани.
3. Третье действие, это продолжение второго, где нужно собрать второй пояс.
6.7. На шестом действии нужно расположить в правильном порядке угловые части кубика, чтобы все три их стороны подходили по цвету к граням. В таком случае можно перейти к седьмому действию. Кубик почти собран, осталось только расположить боковые части кубика (у которых две грани) по местам, чтобы они соответствовали граням кубика.
После этого кубик Рубика будет окончательно собран.
Изрядно потренировавшись, вы будете укладываться в минуту.
9 умных советов как лучше печь блины.
9 умных советов как лучше печь блины.
1. Жидкость в тесто для блинов следует добавлять горячей, чтобы повысить клейкость муки.
2. Чтобы блины получились вкусными и красивыми, дайте просеянной муке немного отстояться, не используйте ее сразу же.
3. Соль и сахар следует класть точно по рецепту. Пересоленное тесто плохо бродит, и блин получается бледным. От избытка сахара тесто становится твердым.
4. Если муку для блинов развести в соленой воде, в тесте не будет комочков.
5. Сковороду для жаренья блинов следует сначала посыпать солью, затем протереть салфеткой, лишь после этого наливать масло и тесто.
6. Удобно жарить блины на 2х сковородах, когда третья стоит на маленьком огне. В нее нужно складывать блины и смазывать разогретым сливочным маслом. Стопку желательно время от времени переворачивать, тогда к моменту готовности последнего блина первый не успеет остыть.
7. Если при переворачивании блин рвется, нужно добавить в тесто муку и яйцо.
8. Чтобы разогреть блины, стопку нужно накрыть фольгой и положить в разогретую духовку до 140гр. на верхний уровень на 10-15 мин.
9. Очень часто не получается сразу съесть все испеченные блинчики. А на другой день они уже не такие вкусные и свежие. Для того чтобы придать свежесть вчерашним блинчикам, нужно каждый блинчик с одной стороны (внутренней) немного посыпать сахаром, свернуть в четверо, выложить на слегка смазанный маслом или покрытый бумагой для выпечки противень (форму) и поставить на 4-5 мин. в духовку, предварительно нагретую до максимума. Следите, чтобы не пригорели. В итоге- вкусные, хрустящие, карамельные, блинчики у вас на столе! Еще вкуснее свежевыпеченных. Попробуйте!
Масленница!
Как лучше печь блины? 9 умных советов.
1. Жидкость в тесто для блинов следует добавлять горячей, чтобы повысить клейкость муки.
2. Чтобы блины получились вкусными и красивыми, дайте просеянной муке немного отстояться, не используйте ее сразу же.
3. Соль и сахар следует класть точно по рецепту. Пересоленное тесто плохо бродит, и блин получается бледным. От избытка сахара тесто становится твердым.
4. Если муку для блинов развести в соленой воде, в тесте не будет комочков.
5. Сковороду для жаренья блинов следует сначала посыпать солью, затем протереть салфеткой, лишь после этого наливать масло и тесто.
6. Удобно жарить блины на 2х сковородах, когда третья стоит на маленьком огне. В нее нужно складывать блины и смазывать разогретым сливочным маслом. Стопку желательно время от времени переворачивать, тогда к моменту готовности последнего блина первый не успеет остыть.
7. Если при переворачивании блин рвется, нужно добавить в тесто муку и яйцо.
8. Чтобы разогреть блины, стопку нужно накрыть фольгой и положить в разогретую духовку до 140гр. на верхний уровень на 10-15 мин.
9. Очень часто не получается сразу съесть все испеченные блинчики. А на другой день они уже не такие вкусные и свежие. Для того чтобы придать свежесть вчерашним блинчикам, нужно каждый блинчик с одной стороны (внутренней) немного посыпать сахаром, свернуть в четверо, выложить на слегка смазанный маслом или покрытый бумагой для выпечки противень (форму) и поставить на 4-5 мин. в духовку, предварительно нагретую до максимума. Следите, чтобы не пригорели. В итоге- вкусные, хрустящие, карамельные, блинчики у вас на столе! Еще вкуснее свежевыпеченных.
Блинный торт с вишней
Надоели просто жареные блины, тогда советую приготовить блинный торт с вишней. Ароматный горячий чай и кусочек нежного блинного тортика с вишней подайте на завтрак или на ужин.
Для блинов:
●1 л.-молока
●2 стакана-муки
●2 ст.л-сахара (или по вкусу)
●2 ч.л-ванильного сахара
●3 шт.-яйца
●3 ст.л-растительного масла
●щепотка соли
Для крема:
●2 яйца
●1/2 стакана сахара
●200 г сливочного масла
●2ч.л ванильного сахара
Для начинки:
●3 стакана вишни замороженной (или свежей очищенной)
●2 ст.л сахара
Для украшения:
●200 г шоколада
Вишню разморозить, засыпать сахаром и дать постоять 15-20 минут. Затем откинуть вишню на дуршлаг, чтобы стек сок.
Замесить тесто для блинов. Жарить блины на растительном масле с 2-х сторон до румяной корочки.
Слегка взбить яйца с сахаром и ванильным сахарам. Поставить варить на водяную баню. Варим до загустения. Потом охладить и взбить с маслом.
Разложить вишню на край блина и завернуть трубочкой. И так каждый блин.
На дно плоской тарелки выложить целый блин. Сверху разложить блины с вишней.
Я выложила сначала 6 блинов
Потом 5, следующий слой 4, 3, 2и 1. У меня получилось 5 слоев.
Каждый слой промазать кремом
Блинный тортик украсить тертым шоколадом и вишней.
Нежнейшие блины на кефире с кипятком
Нежнейшие блины на кефире с кипятком
#завтрак@just__cook
мука 1 ст.
кефир 1 ст.
кипяток 1 ст.
яйцо 2 шт.
сахар 1,5-2 ст.л.
сода 0,5 ч.л.
растительное масло 2 ст.л.
соль 0,5 ч.л.
Яйца взбиваем с солью
Добавляем кипяток, не прекращая взбивать
Вливаем кефир
Просеянную муку смешиваем с содой. Добавляем к нашей жидкости, кладем сахар, растительное масло. Все хорошо перемешиваем, чтобы не было комочков.
Оставляем тесто на 10 мин.
Печем на сковородке смазанной маслом до румяности.
Блинчики очень нежные, что сначала плохо у меня переворачивались. Но потом я приспособилась и все получилось.
Приятного аппетита!
Блины на кефире
Мука – 150 г
Сахар – 80 г
Соль – 1/3 ч.л.
Яйца – 3 шт.
Вода – 75 мл
Кефир – 120 мл
Сливочное масло – 50 г
В глубокой миске смешать муку, соль и сахар.
120 мл кефира соединить с 75 мл воды, размешать и добавить в миску.
Добавить в тесто 3 яйца и взбить венчиком до однородной консистенции.
Сливочное масло растопить и влить в тесто. Размешать.
Тесто должно получиться гладким, жидким и однородным.
На раскалённую сковороду налить тесто, приподнимая сковородку за ручку в разные стороны, выравнивая тем самым блин по диаметру. Смазывать сковороду маслом нет необходимости, так как тесто содержит сливочное масло. Поджарить до румяности, складывая стопкой в тарелке. Получаются очень вкусные тонкие блины на кефире. Для подачи на стол свернуть каждый из них треугольником и полить вареньем.
Блины из бутылки
Рационализируем приготовление блинов. Посуда не нужна, берем пластиковую бутылку из-под минералки и стандартный набор для набор для приготовления блинов: 2 яйца, 10 с горкой столовых ложек муки, 3 столовые ложки сахара, 1/2 чайной соли, 3 столовых ложки растительного масла и 600 грамм молока.
В бутылку вставляем воронку и засыпаем муку, сахар, соль, заливаем яйца, растительное масло и молоко, и закручиваем крышку.
А теперь всё это разбалтываем. В бутылке это делать очень удобно.
Берем сковороду, капаем растительное масло.
Выливаем из бутылки тесто, разливаем его по сковороде и печем блины!
И не обязательно жарить всё тесто сразу, поставьте бутылку с тестом в холодильник, и утром можно будет приготовить блины на завтрак. При этом надо будет добавить в тесто теплого молока или воды.
Марокканские блинчики Beghrir.
Они такие пористые и воздушные, такие мягкие и нежные, что устоять просто невозможно! И несмотря на то, что марокканские блинчики готовятся не очень быстро, съедаются они на «ура».
1) Просеять в миску сухие ингредиенты. Перемешать.
2) Добавить желтки, растительное масло и теплую воду. Взбить тесто до получения гладкой массы. Оно получается чуть гуще, чем на блины. Накрыть миску полотенцем и оставить подходить 40 минут.
3) Сковороду слегка смазать маслом (одного раза за все приготовление будет достаточно), но не раскалять! Вылить в нее тесто, не распределяя по всему периметру, и печь блины на маленьком огне до тех пор, пока поверхность блинчика не покроется пузыриками и перестанет липнуть к руке.
Особенность марокканских блинов заключается в том, что жарятся они с одной стороны! И каждый раз сковороду надо остужать под струей холодной воды, иначе блины пригорят.
4) Сливочное масло растопить и смазывать им каждый блинчик.
5) Подавать марокканские блины можно с чем угодно: с творогом, медом, вареньем, лимонным курдом, сметаной.
— 140 г муки
— 200 мл молока
— 1 яйцо
— 1 ч.л разрыхлителя
— 1/6 ч.л соды(на кончике ножа)
— 40 г слив.масла
— сахар зависит от ваших предпочтений, я взяла 30 г
— щепотка соли
Для начала смешаем муку,сахар,разрыхлитель,соду и соль. Яйцо взбить,примерно 3 минуты,чтобы получилась пена.Добавить молоко и перемешать.Добавить в сухие ингредиенты и аккуратно перемешать. Масло растопить и влить в тесто,перемешать.
Выливать небольшие порции теста на сковороду.(если блин не пристают то смазывать маслом не надо,если пристают слегка смазать маслом.)Печь каждый панкейки примерно по 2-3 минуты с каждой стороны.
Выливать небольшие порции теста на сковороду.(если блин не пристают то смазывать маслом не надо,если пристают слегка смазать маслом.)Печь каждый панкейки примерно по 2-3 минуты с каждой стороны.
Блины из бутылки
Рационализируем приготовление блинов. Посуда не нужна, берем пластиковую бутылку из-под минералки и стандартный набор для набор для приготовления блинов: 2 яйца, 10 с горкой столовых ложек муки, 3 столовые ложки сахара, 1/2 чайной соли, 3 столовых ложки растительного масла и 600 грамм молока.
В бутылку вставляем воронку и засыпаем муку, сахар, соль, заливаем яйца, растительное масло и молоко, и закручиваем крышку.
А теперь всё это разбалтываем. В бутылке это делать очень удобно.
Берем сковороду, капаем растительное масло.
Выливаем из бутылки тесто, разливаем его по сковороде и печем блины!
И не обязательно жарить всё тесто сразу, поставьте бутылку с тестом в холодильник, и утром можно будет приготовить блины на завтрак. При этом надо будет добавить в тесто теплого молока или воды.
Блинный торт с помидорами
Блинный торт с помидорами
яйцо — 3 шт.
помидор — 4 шт.
шампиньоны — 300 г
твердый сыр — 200 г
молоко — 300 мл
мука — 150 г
чеснок — 2 зубчика
растительное масло — 1 ст.л.
зелень укропа — 1 пучок
сахар — 1/2 ст.л.
соль — 1/4 ч.л.
1. Приготовим тесто для блинов. Взбиваем яйца с молоком, всыпаем муку, сахар и соль. Перемешиваем тесто с помощью миксера.
2. Промоем зелень укропа, просушим с помощью бумажного полотенца и мелко ее порубим. Можно также взять петрушку или зеленый лук — это на ваше усмотрение. У меня был укроп, поэтому попробовала приготовить блины с ним.
3. Добавляем укроп в тесто и перемешиваем.
4. Разогреваем специальную сковороду для блинов, я ее смазываю растительным маслом. Если у вас очень хорошая сковорода — смазывать не нужно.
5. Обжариваем блины с двух сторон. Из приготовленного количества теста у меня получилось 6 блинов.
Прекрасный блинный торт с помидорами готов. Его можно подавать как теплым, так и холодным — он вкусный в любом виде.
Приготовление блинов без мытья посуды!
Приготовление блинов без мытья посуды!
Берем 1,5 литровую бутылку от минералки и стандартный набор для приготовления блинов:
2 яйца, 10 с горкой столовых ложек муки, 3 столовые ложки сахара, пол чайной соли, 3 столовых ложки растительное масла и 600 грамм молока.
В бутылку вставляем воронку и засыпаем муку, сахар, соль, заливаем яйца, раст.масло и молоко и закручиваем крышкой.
А сейчас танцы в припрыжу и потрясыванием бутылки. В бутылке очень удобно размешивать тесто!
Берем сковороду капаем растительное масло и выливаем из бутылки тесто, разливаем тесто по сковороде и печем блины!
Готово! И не обязательно жарить всё тесто сразу, поставьте бутылку с тестом в холодильник и утром на завтрак приготовьте аппетитные горячие блинчики!
Блинный пирог с помидорами, грибами и сыром
Блинный пирог с помидорами, грибами и сыром
Ингредиенты:
Блины:
— 3 яйца
— 300 мл молока
— 150 г муки
— 1 небольшой пучок зелени
— соль, сахар – по вкусу
Начинка:
— 300 г шампиньонов
— 4 помидора
— 200 г твердого сыра
— 2 зубчика чеснока – по–желанию
Сначала приготовим блины. Для этого взбиваем яйца с молоком, затем добавляем муку, соль и сахар. Зелень мелко крошим и добавляем в блинное тесто. Жарим блины на разогретой сковороде с двух сторон.
Теперь складываем пирог. Для этого нужно в форму выложить один блин, на него выложить немного помидоров (посолить и поперчить), грибов и посыпать сыром с чесноком, накрыть вторым блином и так далее.
Верхний блин только посыпаем сыром и отправляем пирог в разогретую до 180 градусов духовку на 15 – 20 минут. Готовый пирог немного остудить и подавать горячим или холодным.
Блинчики «Ажурные»
Эти блины получаются очень вкусными, тонкими, нежными. А какие они ажурные, и все-все в дырочках!
Даже если вы никогда не пекли блины, по этому рецепту они получаются у всех!
Блины очень вкусные и необыкновенно красивые! Попробуйте!
0,5 л кефира (пол-литра)
1 стакан молока
1-2 яйца
1,5 ст. муки
1 ст.л. сахара
0.5 ч.л. соли
1 ч.л. соды
растительное масло
Блины на кислом молоке (простокваше)
Блины на кислом молоке (простокваше)
В кислое молоко всыпать соду, перемешать и оставить. Масса должна вспениться и немного увеличиться в объеме.Яйца взбить с сахаром и щепоткой соли.Добавить к яичной массе растительное масло и снова взбить.Полученную массу соединить со смесью из кислого молока, соды и соли, перемешать.
Начать постепенно добавлять муку, взбивая миксером, чтобы не было комочков. Тесто для блинов на кислом молоке нужно сделать более густым, чем обычно, а затем влить в тесто примерно пол стакана или чуть больше кипятка и довести тесто до блинной консистенции. При жарке блинов тесто должно плавно стекать и быстро заполнять всю поверхность сковороды.Жарить блины без добавления масла.Кружевные, вкусные, тонкие блины готовы.
Приятного аппетита! Радуйте своих близких!
Для начала смешаем муку,сахар,разрыхлитель,соду и соль. Яйцо взбить,примерно 3 минуты,чтобы получилась пена.Добавить молоко и перемешать.Добавить в сухие ингредиенты и аккуратно перемешать. Масло растопить и влить в тесто,перемешать.
Выливать небольшие порции теста на сковороду.(если блин не пристают то смазывать маслом не надо,если пристают слегка смазать маслом.)Печь каждый панкейки примерно по 2-3 минуты с каждой стороны.
Выливать небольшие порции теста на сковороду.(если блин не пристают то смазывать маслом не надо,если пристают слегка смазать маслом.)Печь каждый панкейки примерно по 2-3 минуты с каждой стороны.
Блины из бутылки
Рационализируем приготовление блинов. Посуда не нужна, берем пластиковую бутылку из-под минералки и стандартный набор для набор для приготовления блинов: 2 яйца, 10 с горкой столовых ложек муки, 3 столовые ложки сахара, 1/2 чайной соли, 3 столовых ложки растительного масла и 600 грамм молока.
В бутылку вставляем воронку и засыпаем муку, сахар, соль, заливаем яйца, растительное масло и молоко, и закручиваем крышку.
А теперь всё это разбалтываем. В бутылке это делать очень удобно.
Берем сковороду, капаем растительное масло.
Выливаем из бутылки тесто, разливаем его по сковороде и печем блины!
И не обязательно жарить всё тесто сразу, поставьте бутылку с тестом в холодильник, и утром можно будет приготовить блины на завтрак. При этом надо будет добавить в тесто теплого молока или воды.
Блины из яблок
Ингредиенты:
2 взбитых яйца
2 чашки муки
1 1/2 стакана молока
1/4 стакана сахара
1 чайная ложка разрыхлителя для теста
1/2 чайной ложки соли
3 средних очищенных сладких яблока
корица, немного лимонной цедры
растительное масло для жарки
сахарная пудра для посыпки
Приготовление:
Яйца и молоко взбить в миске.
Отдельно перемешать сухие ингредиенты.
Яблоки для блинов очистить от кожуры и натереть на терке.
Влить жидкие ингредиенты в сухие, вымесить тесто. Вмешать натертые на терке яблоки.
В сковороде (лучше все-таки взять чугунную) нагреть немного масла. Огонь уменьшить до среднего.
Выкладывать тесто ложкой на сковороду, формируя небольшие блинчики, немного разровнять их ложкой и жарить, пока верх не подсохнет. Перевернуть, поджарить еще 2-3 минуты до готовности.
Переложить блины из яблок в тарелку, посыпать сахарной пудрой.
Рецепты и секреты приготовления вкусных блинов
Австрийские блинчики с творогом
Австрийские блинчики с творогом
Тесто:
140 г муки
2 яйца
1 желток
1/2 пакетика ванильного сахара
щепотка соли
250 мл молока
раст. масло для жарки блинов
Начинка:
50 г слив. масла
30 г сах. пудры
½ пакетика ванильного сахара
цедра лимона
3 белка
3 желтка
125 мл сметаны
250 г творога (10%)
40 г сахара
30 г изюма
Подливка:
125 мл молока
1 яйцо
1 желток
30 г сахара
3 ст.л. сметаны
Приготовить тесто: смешать немного молока, яйцо, желток, муку, соль и ванильный сахар, размешать, чтобы не было комочков. Ввести остальное молоко, тесто должно иметь довольно жидкую консистенцию. Оставить на 20 минут, азатем испечь блинчики(у меня получилось 8 шт). Масло смешать с пудрой, ванильным сахаром и цедрой, взбить. Добавить желтки, сметану и растертый творог. Белки взбить с сахаром, соединить с творогом, добавить изюм. Блинчики смазать начинкой (она достаточно текучая, но при запекании схватится), свернуть в трубочку, разрезать пополам и уложить в смазанную маслом форму разрезами наверх, как черепицу. Духовку разогреть до 180С.Поставить блинчики запекаться на 10 минут. За это время приготовить заливку: все ингредиенты смешать и взбить. Залить блинчики и запекать еще 15 минут. Перед подачей посыпать сахарной пудрой.
Пшеничные блины с клубникой
Пшеничные блины с клубникой
Состав:
3 стакана молока
25 г дрожжей
4 ч.л. сахарного песка
1 ч.л.соли
2 яйца
3 стакана пшеничной муки
60 г сливочного масла
(примерно выходит 10 больших блинов)
Канапе из блинов на шпажках
Канапе из блинов на шпажках
Отличная закусна на новогодний стол.
Яйцо куриное 3 шт.
Молоко 500 мл
Растительное масло 60 мл
Мука пшеничная 250 г
Сахар-песок 30 г
Соль 1 ч.л.
Творожный сыр 400 г
Семга слабосоленая 400 г
Оливки без косточки 100 г
Куда смотреть на дореволюционных фотоснимках и почему они так странно выглядят
Одним люди на фотографиях прошлого кажутся удивительно красивыми – красивее, чем сейчас. Другим – нелепо одетыми и нелепо расставленными, слишком толстыми или слишком угрюмыми. Вся соль в том, что фотографии прошлого надо уметь «читать» — их нельзя воспринимать с точки зрения нашей современности. Надо понимать, как работали фотоателье, что из себя представляли и какие общественные установки отражены на сделанных ими портретах.
Стеклянные стены, стеклянные потолки
Первые фотоателье появились при жизни Гоголя – кстати, сохранилась групповая фотография с его участием, которая позволяет нам составить точное представление о том, как выглядел писатель. Сначала фотоателье были не слишком презентабельны – фотографы ютились в комнатках в доходных домах или открывали ателье прямо у себя в квартире. Поскольку электричество ещё не использовалось для освещения, работали такие ателье только в хорошую погоду, примерно с десяти до пятнадцати дня.
Просто света из окна обычно было маловато, так что старались застеклить стену или потолок – или снять мансарду, в которой стена и потолок были одним и тем же, оставалось только сделать большое окно. Стекло закрывали специальными шторами, чтобы в слишком солнечные дни можно было регулировать освещённость.
Дело в том, что перед камерой необходимо было долго стоять или сидеть неподвижно. Причём долго настолько, что почти не находилось такого человека, который бы удерживался от того, чтобы хоть разок моргнуть. А в этом случае глаза на фотографии (то есть сначала – на дагерротипе, её предшественнике) получались закрытыми.
Переснимать было много мороки, да и уверенности, что человек не моргнёт опять, не было. Так что на готовом снимке глаза. Просто дорисовывали акварелью, тоненькой кисточкой. В итоге они, кстати, выходили чётче, чем все остальные черты лица.
Кто лучше всех выйдет на снимке?
Так, фотограф Александр Эйхенвальд стал первым в России, кто освещал студию электричеством, а ещё он же начал делать так называемые будуарные (то есть эротические) снимки и продавать их в виде открыток. В 1881 году в Москве открыл своё предприятие Отто Ренар, который вскоре начал снимать не только в студии, но и на выездах, предлагая такой вид услуг, как семейные портреты в домашнем интерьере и свадебные фото. То и другое было необычно, точнее, как возможность игнорировалось фотографами – ведь сложностей было куда больше, чем в студийной съёмке.
Типовой набор фотоателье состоял из следующих предметов:
Кстати, это из-за необходимости долго смотреть в объектив ради снимка появилась фраза «Сейчас вылетит птичка». Так заставляли детей долго и неподвижно впиваться в объектив взглядом – в те времена даже малыши знали, что птичку надо бы не спугнуть, и на предупреждение о птичке не подпрыгивали с вопросом «Где? Где?»
Иногда клиент сам привозил с собой предметы интерьера из дома – кресло, зеркало, красивую вазу на подставке или статуэтку, которую можно было обвить рукой. Просто потому, что идея, в каком виде хочется предстать на снимке, сложилась, а организовать съёмку вне студии было сложно, дорого или невозможно вовсе. Порой в студию вкатывали для съёмок велосипед – когда это транспортное средство стало невероятно модным.
В ателье был определённый набор комнат. Как правило, в типовом была съёмочная студия (или две-три), фойе для ожидания своей очереди, помещение для проявки и печати фото, комната ретушёра. В самых шикарных могли быть курительные комнаты и даже кофейни и лавочка с аксессуарами для съёмок.
Начиная с 1865 года закон обязывал каждое ателье помечать сделанные им фото. Иногда знак ставился на самом снимке, но чаще использовалась рамка-паспарту, предварительно заказанная в типографии – хорошего качества картонка с прописанным названием ателье и другими данными, например, адресом и годом.
За век до фотошопа
Лица на дореволюционных фотографиях (и в целом на довоенных) серьёзно отличаются выражением от современных, и это смущает многих жителей двадцать первого века. Многим они кажутся красивыми – красивее нынешних, но грустными или даже злыми. У такого эффекта, собственно говоря, несколько причин.
Дело в том, что фотоателье предшествовали студии художников, зарабатывающих быстрыми портретами – карандашными, пастельными или акварельными. Эти художники дело своё знали и клиентов изображали узнаваемо, но всегда немного подправляли внешность в сторону господствующих представлений о красоте. «Разглаживали» кожу, «подтягивали» контур лица, укрупняли глаза, делали нос капельку прямее и длиннее, а ротовую щель – меньше.
Привыкшие к таким приятным портретам клиенты порой начинали скандалить, получив фотографию беспощадной реалистичности. Поскольку в процесс уже входила дорисовка клиенту глаз акварелью, то логично было совершить следующий шаг и ретушировать так же всё лицо. В зависимости от старательности и профессионализма ретушёра портрет мог получиться улучшенным настолько, что мама родная не узнает, или подправленным самую капельку, для общей приятности впечатления.
Ретушировали не только лицо. Когда появилась мода продавать фотографии знаменитых силачей в трико, им тщательно перерисовывали область паха, делая её гладкой, как у пупса, чтобы ничто не заставляло задуматься, что там есть гениталии. На такие фото мы теперь без смеха посмотреть не можем, но сто лет назад и более были очень строгие правила приличия. И если на арене как следует наличие гениталий было не замаскировать (так что на шоу дамы часто ходили почти как на эротическое), то уж на открытке сам Бог велел, как считалось.
Вторая причина, по которой у позирующих необычные выражения лица – необходимость долго стоять перед объективом. В зависимости от того, к какой социальной группе принадлежал позирующий, у него была привычка терпеливо ждать со светским выражением лица – или же нет. Так что либо же лицо у позирующего расслаблялось, а взгляд становился отстранённым, либо, напротив, было таким напряжённым, что казалось хмурым – зато и взгляд был намного определённее.
Кроме того, надо понимать, что в целом мимическая культура была в те времена иной. Для уважающей себя крестьянки или купчихи улыбнуться прилюдно значило расписаться в легкомыслии. А в фотостудии делали обычно именно парадные портреты, которые приравнивались к парадному выходу.
Только достаточно поздно появились интимные фотографии – и не в том смысле, в котором выражение применяется сейчас. Так могли называть снимки, всё предназначение которых было – быть подаренными на память, чтобы один-единственный человек время от времени доставал портрет, чтобы посмотреть. Для таких фото позирующие старались придать своему лицу нежное выражение.
Надену всё лучшее сразу
Среди факторов, которые смущают нынешнего наблюдателя – невероятная схожесть лиц и костюмов на снимках небольших городов. Когда таких похожие фотографии выкладывают в социальных сетях блогеры, всегда находятся комментаторы, утверждающие, что либо изображён один и тот же человек, либо костюм (особенно если он народный) изображённым, видимо, выдавали напрокат в студии.
На самом деле дело было в меньшей мобильности населения, чем в наше время. В регионах поколениями вращался один и тот же набор генов, создавая чёткий и узнаваемый региональный типаж – который посторонними мог восприниматься, как родственная схожесть лиц. То же и с одеждой: костюм различался от региона к региону, везде была своя, условно говоря, мода на фасоны и декор.
По костюму, говору, манере петь народные песни и даже печь пироги можно было легко понять, откуда человек родом. И если в двадцатом веке яркая региональная идентичность высмеивалась в СМИ и кино, заставляя читателей и зрителей стремиться к официальному образцу, то в девятнадцатом веке человек «с говорком» реже имел шанс столкнуться с насмешкой. Напротив, он, скорее, испытывал гордость за свою принадлежность к совершенно определённой семье и деревне. Они были для него и образцом, и нормой того, как себя надо проявлять, в том числе – одеваться.
Стремление демонстрировать идентичность объясняет, почему школьники и студенты даже из состоятельных семей часто выбирали для студийной съёмки форму гимназии, училища или своего университета. По той же причине часто квалифицированные рабочие, имеющие возможность одеваться сообразно моде, для фотоателье надевали рабочую форму. Она не только заявляла о профессии, но и сообщала, что человек в ней добился определённых успехов, дошёл до неплохой должности.
Поскольку студийный портрет был портретом парадным – тем, что должно было представлять человека и семью поколения вперёд, то позирующие в принципе старались отразить на портрете и род занятий, и достижения. Они могли надеть все украшения сразу – это было зримым знаком достигнутого благополучия. Могли надеть шубу для летней съёмки (хотя такое было, конечно, редкостью).
При групповом портрете старались также показать отношения друг с другом. Обниматься и целоваться в кадре было не принято ни среди супругов, ни среди родственников. Связь могли подчеркнуть, касаясь рукой чужого плеча или выбрав одинаковые детали туалета. На семейных портретах интеллигенции женщина садилась на стул, а мужчина стоял рядом – это указывало на галантность в их отношениях. В традиционных семьях обычно сажали отца или мать-вдову, а прочие располагались рядом и позади, в зависимости от своего места в семейной иерархии.
В наше время в студийных фотографиях стало меньше условностей, поскольку от каждого человека остаётся более широкий, чем прежде, информационный и визуальный след. Десятки, сотни и тысяч снимков, множество документов. Так что фотография в студии утратила функцию рассказа истории человека – и теперь больше ценится раскрытие характера модели или интересный фантазийный сюжет, в который вписывают модель, давая возможность почувствовать себя немного актёром. Остаётся только гадать, как будут воспринимать студийные снимки начала двадцать первого века наши потомки.