фортинбрас в гамлете кто такой

Фортинбрас

Фортинбрас

Вот, наконец, на сцене тот, о ком говорилось так много, но кого воочию нам дано увидеть только теперь, – принц Фортинбрас, ведущий свое войско на несчастную Польшу. В его диалоге с капитаном, отправленным на прием к Клавдию, есть только один примечательный момент:

Что если бы явилась в нас нужда,

Мы тут как тут по первому желанью.

Здесь Пастернак острее других переводчиков и потому, как мне кажется, ближе всех к истине. Действительно, Фортинбрас ничуть не оставил мечты о завоевании Дании. Он носом чует, что в стране неблагополучно, а потому готов в любой момент предоставить свое войско в распоряжение того же Клавдия (если тому придется туго), чтобы под предлогом дружественной помощи (раз по-другому нельзя), застрять в Дании и практически оккупировать ее. И Польшу-то он выбрал объектом нападения потому только, что географическое ее положение позволяет вести военные действия вблизи границ вожделенной Дании. (Как это все знакомо и похоже на дела сегодняшние! Механизм агрессии во все времена был один и тот же, сюжет этот отработан многими поколениями захватчиков чужих земель).

Фортинбрас уходит дальше с отрядом. Капитан остается. Он не слишком спешит, для него эта миссия – весьма обременительное поручение. Надо будет заниматься чем-то скучным, изображать вежливость.

А тут еще какой-то датчанин пристал с расспросами: «Чье это войско?» – С недоумением и презрением смотрит норвежец на странного человека, удивляющегося тому, что можно воевать просто так, ради

Мысль принца бьется с невероятным напряжением. Кажется, вот сейчас он откроет наконец-то для себя (а значит – и для нас!) истину о себе, откроет нечто, благодаря чему станет возможно постичь тайну его характера. Ах, какой это замечательный монолог! И как он почему-то всегда тускнеет рядом с другими. А ведь это последний в трагедии монолог Гамлета.

– Что значит человек,

Когда его заветные желанья –

Еда да сон? Животное – и всё.

– Ну, ну! Может быть, сейчас он скажет, наконец, каково должно быть заветное желание человека, его, Гамлета, желание?! Тем более, что речь идет о Божественном предназначении:

– Наверно, тот, кто создал нас с понятьем

О будущем и прошлом, дивный дар

Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы.

И что же? – Все свелось к тому, что он опять клянет себя за трусость, за склонность «разбирать поступки до мелочей».

Он сам не понимает, как же случилось, что он, имея «волю, силу, право и предлог», – не смог свершить такое простое дело. И теперь он завидует уже Фортинбрасу, видя в нем недостижимый идеал цельности и целеустремленности. Он уже забыл, как, бичуя свои пороки перед Офелией, клял себя за то, что он «очень горд, мстителен, самолюбив», – теперь, когда перед ним войско «под командой решительного принца, гордеца до кончиков ногтей» – гордость не кажется ему злом. (А у Морозова «…принца, дух которого, подвигнутый божественным честолюбием…»! – еще один пример перевернутости нравственных координат!) – У Шекспира же во всех случаях, начиная с «честолюбца», которым хлестнул принца Розенкранц, и кончая характеристикой Фортинбраса, везде одно слово: «ambition»!

Теперь Гамлет формулирует:

– Но тот-то и велик, кто без причины

– Ну, еще немного, – и приоткроется тайна! Кажется, еще одно усилие, и, наконец, будет названа цель – пусть ложная, пусть иллюзорная или безнравственная, но конкретная и реальная, – которую ставит перед собой Гамлет. Но нет, все кончается банальнейшим выводом, бессильной злобой проигравшего бунтаря:

– О мысль моя, отныне будь в крови,

Живи грозой иль вовсе не живи!

– Итак, неужели «Тот, кто создал нас. » «дивный дар вложил» для того только, чтобы мысли наши были «кровавыми», неужели вся «польза» разума в том лишь состоит, что в обслуживании «Божественного честолюбия», поднимающего спор «из-за пучка соломы»?!

Неужели это все, что вынес принц из кошмарных событий, обрушившихся на его голову? Неужели так ничему его не научили ни пролитая кровь, ни собственное поражение? И уж о какой «кровавой мысли» может быть речь, если сейчас он отправляется в Англию и Бог весть когда вернется в отечество. Опять истинный мотив его поступков и душевных движений, чуть проглянув на поверхности текста, ушел в темную глубь подсознания, и мы можем только догадываться о той адской борьбе, которая идет сейчас в Гамлете, о той душевной работе, которая должна же в нем свершаться, если это живой человек, способный хоть как-то воспринимать реальность. Однако нельзя не заметить то существенное обстоятельство, что с Гамлетом произошел некий переворот. Последний раз он адекватно отреагировал на ситуацию, воззвав к «ангелам небес» при появлении Призрака. Дальнейшее – заявление о себе, как о «карающей руке небес», намерение утверждения добра через жестокость, ерничание в сцене допроса, рассуждение о своем предназначении при встрече с войском Фортинбраса, – все свидетельствует о перевернутости его представлений о добре и зле, о Небе и Геенне.

Так и расстаемся мы с ним на пороге его нового рождения и новых испытаний, о которых он смутно подозревает: ведь он уже предполагает о возможных кознях «школьных друзей» и о своем ответном «подкопе». Мы видим его одновременно поверженным и мечтающим о реванше, поражающимся бессмысленности затеянной Фортинбрасом бойни, и страстно желающим стать его подобием. Мы расстаемся с ним опять надолго, на несколько недель, а, может быть, и месяцев…

Источник

Принц Фортинбрас и его отец

Роль Фортинбраса едва ли не самая маленькая в трагедии. Во многих постановках она вообще отсутствовала, ее вычеркивали из текста. Между тем и она имеет значение как в развитии фабулы, так и в идейном смысле трагедии.

О ее месте в фабуле уже было сказано. Теперь о значении образа норвежского принца в комплексе идей произведения.

Фортинбрас не наделен многосторонностью Гамлета. Но и он отнюдь не викинг, наподобие древних скандинавских воителей и мореходов. Гамлет видит в Фортинбрасе принца своего круга и своего уровня. При этом в его глазах норвежский принц имеет перед ним даже одно важное преимущество — он человек действия. Себя же Гамлет, как мы не раз слышим от него на протяжении первых четырех актов, постоянно упрекает за бездействие. Ценя мужество и рыцарственность Фортинбраса, Гамлет перед смертью предрекает: престол Дании перейдет к норвежскому принцу. Совету, который подтвердит избрание Фортинбраса, Гамлет завещает: «Мой голос умирающий — ему» (V, 2, 367), то есть Фортинбрасу.

Норвежский принц, однако, отличается от Гамлета не только активностью, но и честолюбием- Как помнит читатель, в начале трагедии становится известно, что.

Когда удалось воспрепятствовать намерению принца напасть на Данию, его дядя, правящий норвежский король, назначил ему три тысячи крон в год, и разрешил употребить набранное войско для похода на Польшу (II, 2, 67—75).

О цели этого похода весьма выразительно говорит Капитан войск Фортинбраса:

Сказать по правде и без добавлений,
Нам хочется забрать клочок земли,
Который только и богат названьем.
Доход с него не даст пяти дукатов.
IV, 4, 17—20

Едва ли можно счесть слова Капитана его личным мнением. Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что в уста персонажа вложена оценка автора. Что это так, подтверждается затем словами Гамлета:

Две тысячи людей
И двадцать тысяч золотых не могут
Уладить спор об этом пустяке!
IV, 4, 24—25

Далее следует обобщение, характерное для Гамлета, но также выражающее авторскую оценку:

В подлиннике даже сказано «божественное честолюбие». Далее говорится о страшном риске, которому принц подвергает жизнь свою и своих воинов (IV, 4, 51—52), и за что: «Так, за скорлупку» (IV, 4, 53). Хваля рыцарскую смелость Фортинбраса, Гамлет не может не отметить ничтожность повода и бесплодность его стремления к подвигам.

Действенность, смелость, способность на риск — благородные черты, но и цель должна быть благородной, иначе искажается сама идея рыцарственности.

Не только перевод, но и подлинник того, что далее говорит Гамлет, сложен и не сразу ясен:

Истинно велик,
Кто не встревожен малою причиной,
Но вступит в спор из-за былинки,
Когда задета честь.
IV, 4, 53—56

Дословно Гамлет говорит: «Истинное величие в том, чтобы не действовать без великого повода, но истинное величие вступит в спор даже из-за соломинки, если задета честь».

Фортинбрас идет сражаться, движимый честолюбием, Гамлет ради этого не поднял бы меча. Но его чести нанесен огромный урон — отец убит и мать в позоре. Это уже не соломинка, а великий повод для борьбы. Контраст между ним и норвежским принцем еще раз подчеркнут словами о том, что воины Фортинбраса идут сражаться «ради прихоти и вздорной славы».

Рыцарской воинственностью Фортинбрас пошел в отца. Тот тоже не любил сидеть без дела. Между Норвегией и Данией царил мир. Но Фортинбрас-старший томился покоем и без всякого повода вызвал на поединок отца Гамлета, сам выдвинув условие, что побежденный отдает свои земли победителю, и проиграл (I, 1, 80—95).

Фортинбрас следует примеру воинственной рыцарственности своего отца; для Гамлета образцом является его отец, который «человек был, человек во всем». Контраст резкий и значительный.

Почему же Гамлет, которому ясна ограниченность Фортинбраса, тем не менее отдает ему свой голос на владение Данией? В честолюбии Фортинбраса нет злонамеренности и коварства. Он действует честно, с открытым забралом. Этим он решительно отличается от Клавдия. Не будучи идеальным рыцарем, он является, можно сказать, наименьшим злом.

Примечания

1. Shakespeare W. Hamlet. Ed. by G. Rylands (The New Clarendon Shakespeare), Oxford, 1974. P. 151. Hamlet. Ed. by H. Jenkins (The Arden Shakespeare). London and New York, 1981. P. 345.

2. Shakespeare W. Hamlet. Ed. by Nigel Alexander (The Macmillan Shakespeare). London, 1973. P. 214.

3. Shakespeare W. Hamlet. Ed. by В. Davis (The Alexander Shakespeare). London and Glasgow, 1973. P. 230.

Предыдущая страницаК оглавлениюСледующая страница

Copyright © Уильям Шекспир — материалы о жизни и творчестве 2005—2021.

Источник

Фортинбрас

Фортинбрас (англ. Fortinbras ) — вымышленный персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский», наследный принц Норвегии.

В пьесе есть также упоминание о другом Фортинбрасе, отце наследного принца Фортинбраса. В первом акте, сцена 1 Горацио рассказывает о битве между отцом Гамлета (королем Дании) и королём Норвегии (Фортинбрасом). В той битве король Фортинбрас был убит.

Содержание

Сюжет

Фортинбрас появляется всего лишь в двух коротких сценах во второй половине пьесы. Однако, о нём упоминается на всём её протяжении. Король Клавдий отправляет послов в Норвегию, чтобы они предотвратили норвежское вторжение в Датское королевство. Послы вернулись с известиями, что Норвегия нападет на Польшу, а не на Данию. В самом конце пьесы, когда большинство главных героев (кроме Горацио) мертвы, Фортинбрас вместе с армией и с послами из Англии входит в город. Поскольку представителей правящей семьи больше нет, Фортинбрас, являющийся их дальним родственником, предъявляет права на царствование. Таким образом, норвежский принц Фортинбрас должен стать властителем Дании.

Исторические аналогии

Ситуации, что монарх одного суверенного государства так же управляет другим, случались в истории Европы. С 1397 по 1523 годы просуществовала Кальмарская уния − объединение в личную унию королевств Дании, Норвегии, Швеции. После смерти королевы Елизаветы I в 1603 году правителем Англии стал Яков I, король Шотландии.

Параллели между Фортинбрасом и Гамлетом

Любопытные факты

В травестийной пьесе Бориса Акунина «Гамлет. Версия» Горацио (чье полное имя Горацио фон Дорн) лично организует все интриги и убийства при датском дворе (включая появление тени отца Гамлета), чтобы расчистить путь к датской короне Фортинбрасу, который его нанял.

См. также

фортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть фото фортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть картинку фортинбрас в гамлете кто такой. Картинка про фортинбрас в гамлете кто такой. Фото фортинбрас в гамлете кто такой

фортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть фото фортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть картинку фортинбрас в гамлете кто такой. Картинка про фортинбрас в гамлете кто такой. Фото фортинбрас в гамлете кто такой «Гамлет» Уильяма Шекспира
ПерсонажиГамлет • Клавдий • Гертруда • Призрак • Полоний • Лаэрт • Офелия • Гораций • Розенкранц и Гильденстерн • Фортинбрас • Два могильщика • Йорикфортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть фото фортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть картинку фортинбрас в гамлете кто такой. Картинка про фортинбрас в гамлете кто такой. Фото фортинбрас в гамлете кто такой
Монологи«Быть или не быть» • «What a piece of work is a man» • «Speak the speech»
Литературные источникиЛегенда о Гамлете • Испанская трагедияУр-Гамлет • Библиография пьесы
Литературное значениеКрылатые выражения в пьесе «Гамлет» • Ссылки на пьесу «Гамлет» • Что он Гекубе, что ему Гекуба?
ПостановкиРозенкранц и Гильденстерн мертвы • Гамлетмашина • Опера «Гамлет» • Strange Brew • Гертруда и Клавдий • Постановка «Гамлета» 1911 года в МХТ
Экранизации1907 • 1920 • 1948 • 1964 • 1969 • 1990 • 1996 • 2000

Полезное

Смотреть что такое «Фортинбрас» в других словарях:

Гамлет — У этого термина существуют и другие значения, см. Гамлет (значения). Гамлет The Tragicall Historie of Hamlet, Prince of Denmarke … Википедия

Гамлет, принц Датский — Запрос «Гамлет» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Гамлет, принц Датский The Tragicall Historie of Hamlet, Prince of Denmarke Жанр: Трагедия Автор: Вильям Шекспир … Википедия

Гамлет (фильм, 1996) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Гамлет (фильм). Гамлет Hamlet … Википедия

Гамлет, принц датский — Запрос «Гамлет» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Гамлет, принц датский The Tragicall Historie of Hamlet, Prince of Denmarke Жанр … Википедия

КЛАВДИЙ — (англ. C16wdius) центральный персонаж трагедии У.Шекспира «Гамлет» (1602). В основе пьесы средневековая скандинавская сага о принце Амлете, описанная в латинской хронике XII в. Саксоном Граммати ком. Фабула саги напоминала библейскую легенду о… … Литературные герои

ГАМЛЕТ (США) — ГАМЛЕТ (Hamlet) США, 1990, 145 мин. Драма. Трижды обращавшийся к творчеству великого английского драматурга (если, помимо экранизаций «Ромео и Джульетты» и «Укрощения строптивой», считать кинооперу «Отелло»), итальянский режиссер Франко… … Энциклопедия кино

ГЛОВАЦКИЙ Януш — (Glowacki Janusz) (р. 1938, Познань), польский драматург, писатель. Его писательская карьера началась с небольших сборников рассказов «Водоворот абсурда» (1968) и «Новый танец ля ба да» (1970), в которых писатель высмеивает снобизм и тщеславие… … Энциклопедический словарь

Розенкранц и Гильденстерн мертвы (фильм) — Розенкранц и Гильденстерн мертвы Rosencrantz Guildenstern Are Dead … Википедия

Лановой, Василий Семёнович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лановой. Василий Семёнович Лановой … Википедия

Разбегаев, Вячеслав Вячеславович — Вячеслав Разбегаев Фото Вячеслав Разбегаев Имя при рождении: Вячеслав Вячеславович Разбегаев Дата рождения: 14 октября 1965(1965 10 14) (47 лет) … Википедия

Источник

Три мстителя

Критики давно признали одним из свидетельств драматургического мастерства Шекспира трактовку им в трагедии темы мести. Вопрос о мести представляет собой одну из древнейших моральных проблем. Не имея возможности осветить ее историю, ограничимся лишь краткими замечаниями.

Прежде всего необходимо отметить, что обычай кровной мести находился в резком противоречии с религиозной христианской моралью, предписывавшей прощение обид. Между тем жизненная практика всего христианского средневековья изобиловала случаями мести. Гуманисты Возрождения, утверждая принципы человечности, выступили против феодального обычая мести. Ярчайшее художественное воплощение осуждение кровавой вражды получило в «Ромео и Джульетте», трагедии, показывающей бесчеловечность и бессмысленность родовой мести.

В «Гамлете» дело мести приобретает проблемный характер. Это воплощено Шекспиром не в рассуждения о том, моральна или неморальна месть, а в три конкретные драматические ситуации.

В трагедии три сына, у которых убиты отцы: Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас.

Хотя норвежскому принцу отведено в трагедии мало места, его фигура имеет важное значение в идейном замысле Шекспира.

Отец Фортинбраса сам накликал беду. Отец Гамлета не имел против него никаких злых намерений, но воинственный норвежский король вызвал на поединок мирного датского короля и погиб.

Фортинбрас, набрав ватагу воинов, хотел отбить потерянные отцом земли. О его желании мстить в трагедии нет и намека. Его можно поэтому считать сторонником той морали, которая если и не отвергает совсем идею мести, но, во всяком случае, фактически отказывается от нее.

Не месть движет Фортинбрасом, а стремление к подвигам, желание славы, честолюбие и вполне практическая цель — завоевание земель.

Почему именно Фортинбрас становится наследником датской короны? Во-первых, он имеет на это некоторое формальное право, поскольку земли его отца отошли во владение датских королей. Но, пожалуй, важнее другое — моральная позиция Фортинбраса. Корона и престол переходят к тому, кто от мести отказался. Именно таков смысл последнего события, завершающего все сложное действие пьесы.

Гамлет в отношении к мести стоит между ним и Лаэртом. Ему, как и Фортинбрасу, идея мести сама по себе чужда. Мы помним, что он с тяжким сердцем принимает задачу, возложенную на него Призраком.

Различаются между собой три мстителя и в их отношении к стране, власти, государству. Лаэрт унаследовал черты старой феодальной вольницы. Он, его род, семья в его глазах выше государства. Для Гамлета государство есть то, чем оно было для гуманистов, — власть, устраняющая анархию и беззаконие, обуздывающая личный произвол. Для Фортинбраса — оно средство удовлетворить его честолюбие; ему нужны земли и власть, чтобы подкрепить его наследственный царственный титул.

Copyright © Уильям Шекспир — материалы о жизни и творчестве 2005—2021.

Источник

Фортинбрас в гамлете кто такой

фортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть фото фортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть картинку фортинбрас в гамлете кто такой. Картинка про фортинбрас в гамлете кто такой. Фото фортинбрас в гамлете кто такойфортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть фото фортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть картинку фортинбрас в гамлете кто такой. Картинка про фортинбрас в гамлете кто такой. Фото фортинбрас в гамлете кто такойфортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть фото фортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть картинку фортинбрас в гамлете кто такой. Картинка про фортинбрас в гамлете кто такой. Фото фортинбрас в гамлете кто такойфортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть фото фортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть картинку фортинбрас в гамлете кто такой. Картинка про фортинбрас в гамлете кто такой. Фото фортинбрас в гамлете кто такойфортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть фото фортинбрас в гамлете кто такой. Смотреть картинку фортинбрас в гамлете кто такой. Картинка про фортинбрас в гамлете кто такой. Фото фортинбрас в гамлете кто такой

Принц Фортинбрас и его отец

Роль Фортинбраса едва ли не самая маленькая в трагедии. Во многих постановках она вообще отсутствовала, ее вычеркивали из текста. Между тем и она имеет значение как в развитии фабулы, так и в идейном смысле трагедии.

О ее месте в фабуле уже было сказано. Теперь о значении образа норвежского принца в комплексе идей произведения.

* ( Shakespeare W. Hamlet. Ed. by G. Rylands (The New Clarendon Shakespeare), Oxford, 1974. P. 151. Hamlet. Ed. by H. Jenkins (The Arden Shakespeare). London and New York, 1981. P. 345.)

** ( Shakespeare W. Hamlet. Ed. by Nigel Alexander (The Macmillan Shakespeare). London, 1973. P. 214.)

Норвежский принц, однако, отличается от Гамлета не только активностью, но и честолюбием. Как помнит читатель, в начале трагедии становится известно, что

Когда удалось воспрепятствовать намерению принца напасть на Данию, его дядя, правящий норвежский король, назначил ему три тысячи крон в год, и разрешил употребить набранное войско для похода на Польшу (II, 2, 67-75).

О цели этого похода весьма выразительно говорит Капитан войск Фортинбраса:

Едва ли можно счесть слова Капитана его личным мнением. Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что в уста персонажа вложена оценка автора. Что это так, подтверждается затем словами Гамлета:

Далее следует обобщение, характерное для Гамлета, но также выражающее авторскую оценку:

* ( Shakespeare W. Hamlet. Ed. by B. Davis (The Alexander Shakespeare). London and Glasgow, 1973. P. 230.)

В подлиннике даже сказано «божественное честолюбие». Далее говорится о страшном риске, которому принц подвергает жизнь свою и своих воинов (IV, 4, 51-52), и за что: «Так, за скорлупку» (IV, 4, 53). Хваля рыцарскую смелость Фортинбраса, Гамлет не может не отметить ничтожность повода и бесплодность его стремления к подвигам.

Не только перевод, но и подлинник того, что далее говорит Гамлет, сложен и не сразу ясен:

Дословно Гамлет говорит: «Истинное величие в том, чтобы не действовать без великого повода, но истинное величие вступит в спор даже из-за соломинки, если задета честь».

Рыцарской воинственностью Фортинбрас пошел в отца. Тот тоже не любил сидеть без дела. Между Норвегией и Данией царил мир. Но Фортинбрас-старший томился покоем и без всякого повода вызвал на поединок отца Гамлета, сам выдвинув условие, что побежденный отдает свои земли победителю, и проиграл (I, 1, 80-95).

Фортинбрас следует примеру воинственной рыцарственности своего отца; для Гамлета образцом является его отец, который «человек был, человек во всем». Контраст резкий и значительный.

Почему же Гамлет, которому ясна ограниченность Фортинбраса, тем не менее отдает ему свой голос на владение Данией? В честолюбии Фортинбраса нет злонамеренности и коварства. Он действует честно, с открытым забралом. Этим он решительно отличается от Клавдия. Не будучи идеальным рыцарем, он является, можно сказать, наименьшим злом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *