флайбординг что это такое
Флайбординг: что это, история возникновения, виды
В рубрике «База знаний» вы найдете информацию о разных видах спорта. Эта статья посвящена флайбордингу.
Что такое флайбординг?
Флайбординг – вид экстремального спорта. Он представляет собой полет на доске, которая двигается благодаря реактивной силе потока воды. Этот поток создает подключенный к доске гидроцикл или воздушно-реактивный двигатель.
Также флайбординг относят и к артистическим видам спорта. Спортсмен может подниматься на флайборде на высоту до 19 метров и исполнять различные трюки. Например, сальто, повороты, зрелищные выходы из воды, погружения и зависания в воздухе. Кроме того, существуют оригинальные трюки: «дельфин», «погружение супермена», «штопор» и т.д.
Со стороны кажется, будто флайбординг – очень опасный вид спорта и доступен далеко не каждому. На самом деле, каждый может попробовать полетать на флайборде. Есть специальные клубы, которые предоставляют эти услуги в качестве водных развлечениий. Если же человек хочет заниматься профессионально, ему нужно купить снаряжение и регулярно тренироваться.
Как появился флайбординг?
Флайбординг в 2005 году изобрел французский чемпион по аквабайку Френк Запата. С того времени флайбординг начал активно развиваться и становиться популярным по всему миру. Первый официальный турнир по флайбордингу состоялся в Катаре. На него собрались около 50 участников из 20 стран мира.
Какие бывают виды флайбординга?
Флайбординг разделяют на водный и реактивный. Во время первого спортсмен выполняет разные трюки над водной поверхностью и в нужное время ныряет под воду.
Реактивный флайбординг возник в 2016 году. Его также изобрел Френк Запата. Во время реактивного флайбординга спортсмен использует летающую платформу с четырьмя воздушно-реактивными двигателями. Скорость полета достигает 150 км/ч и 3 км в высоту. Время полета составляет 10 минут.
Как устроен «летающий сегвей» и как им пользоваться
Экстремал и бывший чемпион мира по аквабайку Фрэнки Запата не смог сдержать раздражения, когда полеты флайбордов в его родной Франции оказались запрещены. «Вот как обходятся с инноваторами в нашей стране, – написал он на своей странице в Facebook. – И это после того, как мы произвели уже больше 10 тысяч флайбордов с надписью «Сделано во Франции»!» Впрочем, чиновникам, отвечающим за регуляцию воздушного движения, впору посочувствовать. «Допустить нельзя разрешить» – кто решится поставить запятую в подходящем, с точки зрения разработчиков, месте, если новинка нарушает целый ряд требований закона, да и вообще выглядит как-то. небезопасно?
Кульбиты над водой
Первооткрывателем новой области экстремального спорта Фрэнки Запата стал еще в 2005 году, когда основанный им стартап Zapata Industries представил летающую платформу Flyboard. Устройство поднимает пилота на высоту до 16 м под напором струи воды, которую мощный насос нагнетает через толстую трубу, подведенную к флайборду от водного мотоцикла. И пока любители пляжного отдыха осторожно осваивают необычный вид развлечений, спортсмены уже вовсю выполняют на нем сложнейшие акробатические трюки, а в 2016-м провели и первый чемпионат мира среди пилотов Flyboard.
Тем временем сам Запата и его инженеры совершили еще один эволюционный скачок и окончательно отказались от «привязи»: флайборды Flyboard Air оснащены четырьмя 250-сильными реактивными двигателями, которые питаются керосиновым топливом из бака, расположенного в ранце за спиной пилота. Никаких труб, никаких проводов – только пульт управления в руке, только осторожные наклоны летающей платформы, только небо, и ветер, и рев двигателей.
Реактивные двигатели – собственная разработка Zapata Industries, созданная на базе модельных JetCat, и ей конструкторы особенно гордятся: «Попробуйте сконструировать двигатель, который при таком небольшом весе (около 3 кг) выдает более 30 кг тяги и не расходует топливо десятками литров в минуту, – рассказал нам главный инженер компании Кристиан Алибар. – Я действительно горжусь этой разработкой, особенно последней версией Flyboard Air EXP. Сколько проблем пришлось решить, особенно с системой балансировки и управления, – не перечислить. Больше всего хлопот доставил алгоритм, который компенсирует ветер, перераспределение веса из-за перемещений пилота, расхода топлива и т. п. Но в результате получилось нечто, не имеющее аналогов».
Прыжок в будущее
«Официально я буду все отрицать, – продолжает Кристиан, – но вообще мы, конечно, вдохновлялись Марти Макфлаем и его летающим скейтбордом из второй части «Назад в будущее»». Перспективы массового использования, как в кино, принимались разработчиками в расчет с самого начала. Они старались создать флайборд, управлять которым смогут обычные люди, необязательно такие эксперты воздушной акробатики, как Фрэнки Запата, весной 2016 года лично испытавший Flyboard Air в полете. «Поразительное чувство равновесия Фрэнки сэкономило нам немало нервов, но для обычных людей мы постарались создать если не совершенную, то близкую к совершенству систему балансировки», – говорит Алибар.
Неравномерность работы реактивных двигателей компенсируется системой гироскопов, работающих от независимых аккумуляторов. Кроме того, платформа поддерживается парой дополнительных винтовентиляторных двигателей с очень малой инерционностью. Flyboard Air получается устойчив и прост в управлении: освоиться с «доской» можно за пару часов, хотя стандартный курс предполетной подготовки занимает один день.
«Четыре реактивных двигателя, совершенная система стабилизации с высокой избыточностью. Я хотел, чтобы Flyboard Air дал людям полную свободу и возможность летать так, будто платформа – это естественное продолжение их собственного тела, – говорит Фрэнки Запата. – Наш флайборд и наши технологии станут пионерами среди индивидуальных летательных средств будущего. Это просто небольшой образец того, что ожидается, и мы рады, что получили признание как первопроходцы в этой области».
Шаг в небо
Нам, рожденным ходить, не слишком легко дается освоение активного передвижения по воздуху. Недаром до максимальной расчетной высоты полета (более 3 км) пока что не поднимался ни один пилот Flyboard Air. Даже на опытнейшего Запата испытания флайборда произвели сильное впечатление. «Я очень нервничал перед первым полетом, хотя, как только поднялся в воздух, сомнения исчезли. Это был неописуемый восторг», – рассказывает пилот. Испытания, прошедшие в апреле 2016 года, сделали новинку известной всему миру, а снятый видеоролик посмотрели почти 8 млн пользователей YouTube. Возможно, мы стоим на пороге появления еще одного спорта, а затем и средства передвижения.
Осталось лишь продемонстрировать надежность и безопасность флайборда и добиться свободного пролета над Францией и другими странами мира. Пока же разработчики призывают подходить к новинке с осторожностью. «Сколь ни совершенен Flyboard Air, стоит помнить, что вообще-то вы летите со скоростью за 100 км/ч, да еще и с 20 л авиационного топлива за плечами. Это довольно рискованно, – признает Кристиан Алибар. – Фрэнки считает, что риск оправдан. Я тоже так думаю, а насколько это приемлемо для вас – решайте сами».
По примеру Сикорского
Область интересов Zapata Industries не ограничивается флайбордами. Инженеры компании разработали и не без успеха продают гидроцикл Runabout – по утверждению создателей, самый легкий (200 кг) и быстрый (до 135 км/ч) в мире.
Но по-настоящему футуристические проекты еще впереди: разработки компании включают ховербайк Jet Bike, который создается для нужд военных, спасателей и медиков, а также беспилотники Air Stretcher для доставки грузов, перевозки больных и помощи людям, работающим в удаленных и труднодоступных местностях. «Тут мы в чем-то повторяем историю Сикорского. Видели кинохронику первых испытаний его вертолета? Похоже на какой-то жутковатый аттракцион, – говорит Кристиан Алибар. – Но уже через пару лет вертолеты начали перевозить грузы, спасать жизни. Так и наши решения, отработанные во Flyboard Air, обязательно перейдут на новый уровень».
Время инноваций
Проект Flyboard Air поддержан компанией Breitling – и это далеко не единственное свидетельство стремления всемирно известного производителя швейцарских часов и хронографов к постоянным технологическим инновациям. В прошлом году Breitling представила дебютную модель, изготовленную из сверхпрочного и суперлегкого запатентованного материала брайтлайт (Breitlight).
Это высокотехнологичный полимер, укрепленный углеволокном. Рецепт его получения держится в тайне, но в нем используется обыкновенный, широко производящийся углепластик, смешанный с «секретной» жидкостью под высоким давлением и в строго определенной пропорции. О новинке на выставке Baselworld «Популярной механике» рассказал сам Жан-Поль Жирарден, вице-президент Breitling.
– Изначально мы не планировали использовать брайтлайт для изготовления часовых корпусов, но, когда выяснилось, что он в 3,5 раза легче титана, в 5,8 раза легче стали и существенно прочнее их, наши инженеры разработали технологию производства из него корпусов для хронометров. Часы Avenger Hurricane с корпусом из брайтлайта дебютировали год назад, а в этом году мы представили новую лимитированную серию Avenger Hurricane Military. В часах установлен наш фирменный механизм с хронографом и индикацией времени в 24-часовом формате. Возьмите их в руки – что вы чувствуете?
– Первое впечатление, конечно же, удивительная легкость. Да и на ощупь поверхность корпуса очень необычная.
– Да, и внешне, и на ощупь материал немного напоминает мрамор. Он обладает оригинальной текстурой, что, по сути, делает каждые часы из брайтлайта уникальными. Обратите внимание и на то, что материал теплый и комфортно ощущается на запястье. Вес даже весьма внушительных часов составляет всего 54 г. Наконец, брайтлайт – материал гипоаллергенный.
– Какие еще технологические достижения последних лет вы можете отметить?
– Прежде всего, конечно, наш первый фирменный сплит-хронограф Navitimer Rattrapante, который позволяет измерить длительность двух процессов, происходящих одновременно. Автоматический калибр B03 стал, можно сказать, первым массовым сплит-хронографом. Он достаточно тонкий, всего лишь на 1,2 мм больше стандартного хронографа B01. Мы упростили сплит-модуль, сократив количество его деталей всего до 28 штук, повысив и его надежность. За счет упрощения механизма мы смогли порадовать наших покупателей более доступной ценой.
– Почему же новинка не была представлена раньше?
– Мы не торопились презентовать ее: нужно было проверить все самым тщательным образом. Поэтому запуск данной модели состоялся лишь спустя четыре года – позднее механизмов B04, B05 и В06. Наша мануфактура Breitling Chronometrie набрала полную мощь: теперь мы почти полностью независимы от сторонних поставщиков и даже подписали договор с Rolex о том, что будем поставлять хронографы B01 для его «младшей» марки Tudor. Это взаимовыгодное историческое сотрудничество двух часовых домов. В любой момент мы можем удвоить выпуск, а если механизмов понадобится больше, ничто не мешает нам построить еще одно здание.
Что такое флайборд?
Человек не может самостоятельно летать по воздуху и ходить по воде… Но всегда к этому стремился. В историческом масштабе прошло не так уж много лет, и люди начали парить над водой. Инструментом для умения летать стал флайборд, или «летающая доска».
Есть у революции начало, нет у революции конца
Изобретателем флайборда является чемпион мира по гонкам на водных мотоциклах Фрэнки Сапата (Франция) – однофамилец знаменитого мексиканского революционера. И если, скажем, год создания серфинга как спорта (а серфа как снаряда) теряется в веках, то дата создания флайбординга хорошо известна – весна 2011 года (то есть, активность крайне свежая).
Как говорит сам спортсмен, от идеи до воплощения прошло всего шесть месяцев – и первый прототип флайборда был готов. Сначала создателей захватила мысль просто поднять человека над водой, и когда это удалось, Фрэнки и компания продолжили дорабатывать технику. И уже осенью 2012-го презентовали устройство на чемпионате мира по аквабайку в Китае. Так родилась новая легенда.
Флайборд – это парящая над водой доска, стоя на которой, спортсмен может совершать полеты, прыжки и трюки над водой и в воде. К чести спортсмена, Сапата, понимая свой уровень владения доской, сам не участвует в чемпионатах мира, оставляя за собой право судить новичков.
В настоящее время Фрэнки провел несколько чемпионатов мира в Дохе (Катар), и ежемесячно выступает на самых престижных шоу в Лас-Вегасе, Монако и прочих интересных местах, продвигая спорт. Который весьма недешев… Но обо всем по порядку.
В чем же состоит особенность новой экстрим-игрушки? Прежде всего, это связка аквабайк – доска. Существуют более простые конструкции, которые можно увидеть на пляжах не только в Европе, но и в Москве и Подмосковье; есть снаряды для профессионалов, поддерживаемые над водой четырьмя водными струями.
У профессионалов водные струи «бьют» не только из-под ног, но и «из ладоней» – дополнительные два шланга, подведенные под локти, помогают лучше держать баланс и исполнять трюки. Да-да, на флайборде можно не только «просто парить», но и показывать настоящий класс, что и демонстрируется на чемпионатах мира в этом виде спорта.
В чем еще плюсы нового вида спорта – соревнования по флайборду могут проводиться на любой воде достаточной глубины, рядом с берегом. Для показательных выступлений требуется только аквабайк, доска и спортсмен. Благодаря видео в интернете и демонстрациям по всему миру флайборд каждый день завоевывает новых поклонников, в связи с чем создателю досок Фрэнки Сапате и его единомышленникам приходится работать по 14 часов в сутки. Но ребята только рады!
Неудивительно, что игрушка сразу же стала пользоваться фантастической популярностью. Уже в первые 15 дней после размещения ролика на Youtube его посмотрело более 2,5 миллионов человек, а за последующие полгода было продано порядка двух с половиной тысяч флайбордов. Кстати, стоимость снаряда (уровень – для начинающих) составляет 6700 USD. Для сравнения – покататься на флайборде в России можно за 2-3 тыс. руб. за несколько минут (впрочем, в эту стоимость войдет аренда гидрокостюма, жилета и защитного шлема – удары о воду не настолько приятны, если падать с высоты даже всего в два-три метра). На «апгрейд» от простой модели к сложной, с «ручным» управлением и четырьмя струями, понадобится еще 1200 USD. Плюс, конечно, учтем, что флайборд сам по себе не летает, еще нужно купить-арендовать гидроцикл с пилотом.
Чем же оборудование для профи отличается от комплекта «для чайников»? Дополнительным комплектом электроники и усиленным «движком», регулятор которого расположен на руке спортсмена и называется триггером. C его помощью райдер регулирует силу подачи водных струй, и уже может обходиться без положенного «чайникам» пилота гидроцикла. Именно такие снаряды использовались спортсменами на последнем чемпионате мира.
В последнем случае гидроцикл, установленный на определенную мощность, исполняет функцию «аккумулятора», а управление силой подачи струй райдер регулирует с помощью электросистемы на ладонях.
Как и в любом другом виде фристайл-спорта, на соревнованиях по флайборду райдер должен представить связную программу трюков, которые состоят из взлетов, сальто, вращений и, конечно же, «заныриваний» (сальто назад, например, у флайбордеров носит романтичное название «back dolphins», то есть, «дельфин ныряет назад»).
На выступлении, конечно же, учитывается и высота исполнения трюков – спортсмен должен уметь регулировать напор воды для того, чтобы показать наиболее эффектную комбинацию. Так как флайбординг только-только вышел из зачаточной стадии развития, каждый день изобретаются новые трюки. Зал славы пополняется изобретателями трюков буквально ежедневно.
Не тем удариться о воду
Естественно, один из первых вопросов, который задает себе каждый, услышавший о новом экстремальном виде спорта – насколько безопасен флайборд? В целом, пока в мире не зафиксированы травмы, полученные от этого вида активности (хотя правила безопасного поведения на воде в данном спорте обязательны). На соревнованиях все райдеры выступают в жилетах и гидромайках, кто-то предпочитает шлем, кто-то – нет. В российских широтах для занятий флайбордингом, как уже упоминалось, следует надевать гидрокостюм – и шлем, для того, чтобы не было мучительно больно в случае неоднозначных приводнений. Следить за тем, что происходит в мире флайборда, можно на страницах ресурса flyboardmagazine.com
Флайбординг
Флайбординг – сравнительно молодое направление экстремальных водных развлечений. Это море адреналина и незабываемых эмоций для тех, кто им занимается, и невероятное зрелище для тех, кто за этим наблюдает со стороны.
Если завораживающие прыжки – клифф-дайвинг ближе к эффектному полёту с не менее впечатляющим погружением, то флайбординг – это потрясающая смесь адреналина серфинга и кайтсерфинга, превосходящая все эти водные развлечения по эмоционально-зрелищной составляющей. Это настоящий полёт над водным пространством с возможностью выполнения потрясающих трюков. И если вам всегда хотелось ощутить себя в роли Джеймса Бонда, то флайбординг – именно то, что нужно, для такого эффектного ощущения.
Это водное развлечение появилось совсем недавно – в 2011 году. «Отцом» флайбординга стал чемпион мира по аквабайку – француз Фрэнк Запата. Новое водное развлечение не только быстро нашло своих поклонников, но и вышло на уровень популярного вида водного спорта. Первые официальные соревнования по флайбордингу прошли в Катаре и собрали 50 участников из 20 разных стран.
Флайбордист осуществляет перемещения над водой на флайборде – турбо-доске, к которой крепятся водометные ботинки, а ручные стабилизаторы самого флайборда соединяются специальным шлангом с гидроциклом, что позволяет передавать струи воды к доске. Посредством управления при помощи ручных стабилизаторов мощностью выброса водных струй управляющий флайбордом человек может высоко взлетать над водой и выполнять при этом различные невероятные трюки. Когда водная струя уменьшается, флайбордист ныряет в воду и вновь взлетает ввысь, получив новый запас водной мощности.
Со стороны это кажется невероятно опасным действом, доступным только наиболее экстремальным личностям. На самом же деле это водное развлечение доступно большинству, ведь обучение довольно просто. Поняв принцип управления флайбордом, уже можно легко зависать над водой, а на более продвинутом уровне – ещё и выполнять различные эффектные трюки в воздухе во время полёта над водным пространством.
Флайбординг – водный вид спорта и развлечение, доступное всем, независимо от возраста, поскольку не требует особой физической подготовки, за исключением того случая, когда в ваши планы входить желание повторить головокружительные трюки чемпионов. Но в таком случае придётся приобретать и собственное снаряжение, что является удовольствием весьма недешёвым.
Начинающим флайбордистам также стоит помнить, что важно уделить особое внимание наземной подготовке, и в первую очередь тщательно выбрать наиболее подходящую индивидуальную экипировку, включая средства защиты.
Что такое флайборд, и Как заняться им в России
Откуда возникает склонность к экстремальному спорту? Этот вопрос телеканал «МИР 24» задал основателю сборной России по флайборду Денису Корниловичу.
И для начала, ведь не все зрители знают, что это за флайборд такой? Можете коротко описать? По-английски fly – это полет, летающий, а board – это доска.
Денис Корнилович: Совершенно верно. Если по-простому, то это левитация над водой, на струях воды. То есть левитация на любом водоеме, реке, озере, море.
То есть мощный насос по шлангу подает воду, там дальше какие-то форсунки, как двигатели, и вот человек парит над водой.
Денис Корнилович: Да, примерно так это выглядит. Обязательно должен быть гидроцикл, который выступает в качестве насоса, шланг длиной от 18 до 23 метров и доска с соплами, из которой вырываются струи воды.
23 метра шланг – это та высота, на которую может подняться человек?
Денис Корнилович: Нет, максимальная высота подъема – 15 м, потому что потеря идет под гидроциклом. Но на эту высоту мы поднимаемся и летаем, делаем трюки.
Как вы решили посвятить этому свою жизнь, откуда интерес?
Денис Корнилович: Интерес… Ну, с детства был приучен, семья всегда занималась спортом, отец приучил к разным видам спорта. И в целом искал что-то новое, необычное. Наткнулся шесть лет назад на видеоролик с основателем флайбординга Фрэнком Запатой, где он выполнял трюк под названием дельфин. С этого ролика у меня началось знакомство с флайбордом. Через неделю я уже попробовал, через две недели у меня уже был первый флайборд, и так закрутилось-завертелось.
Денис Корнилович: Около шести лет занимаемся, участвуем в соревнованиях, в чемпионатах мира, проводим фестивали, открытые Кубки России.
Много ли в России поклонников этого вида спорта
Денис Корнилович: На сегодня обладателей флайборда в России порядка 500-600 человек. Тех, кто хотя бы раз попробовал на прокатных точках, в школах, которые открыты во всех крупных городах России, порядка 30 тыс. За шесть лет такое количество людей прошло. Ну и кто видел – это уже миллионы человек.
И где проходят занятия? Какие-то клубы, кружки, секции.
А вы еще чем-нибудь каким-нибудь экстремальным видом занимаетесь?
Денис Корнилович: Горными лыжами, более десяти лет. Катаемся, прыгаем. В принципе каждый год выезжаем по несколько раз в Сочи, в Альпы, особенно зимой, когда у нас для гидроциклов условий нет
Откуда вообще возникает склонность к экстремальному спорту?
Ну, вот технический прогресс. Если вспомнить времена СССР, можно было заниматься парашютным спортом, альпинизмом и мотокроссом. А сейчас появилось столько экстремальных видов спорта, что когда слышишь название, не сразу понятно, о чем это. Это же и муки выбора.
Денис Корнилович: С одной стороны – да, с другой, конечно, никто не забывает про безопасность. Любой экстремальный вид спорта – это ходьба по грани. То есть если сильно фанатеть и отключать голову, что в лучшем случае будут травмы. Так что мы за безопасности и безопасный экстремальный спорт. Мы этому обучаем людей. Все они проходят обучение: теоретическую подготовку, разминку на берегу и дальше идет практика на воде. Плюс – это защитные шлемы.
У технического прогресса есть еще одна сторона. Есть интернет и ролики, которые, наверное, способствуют популярности?
Денис Корнилович: Да, очень способствуют. Можно сказать, что благодаря этому все и развивается. Люди хотят попробовать, когда увидят это. Что касается флайбординга, то управление им не зависит от пола, весовой категории, физической подготовки – любой человек может встать на флайборд и научиться левитировать за 5-10 минут.
Так кого больше: мужчин или женщин?
Денис Корнилович: 50 на 50.
Кстати, о весе. Ведь есть же наверняка какие-то ограничения.
Денис Корнилович: Единственное ограничение по весу – это люди до 40 кг. Их уносит слишком высоко. Но в прошлом году поставили на доску юного райдера. Ему шесть лет только исполнилось. Папа-экстремал, занимается шестью видами спорта. Сам малец катается на лыжах с четырех лет, на мотоцикле кроссовом мини. У него вес 30 кг или меньше. Мы его держали, сопла держали, он поднимался на полметра, но ему хватило.
Не просто так сборная, видимо, какие-то рекорды есть.
Денис Корнилович: Да, у нас есть рекорды. В 2015 году мы с партнерами летали во Францию и попали в Книгу рекордов Гиннеса. Рекорд заключался в самом массовом одновременном взлете флайбордистов. В тот год поднялись 58 человек. Мы в течение часа выполняли различные трюки, выстаивались в различные фигуры. Нужно было продержаться определенное время, продержаться над водой и выполнять трюки. В этом году мы будем повторять – бить рекорд французов – уже в России. В середине августа планируем сделать это на ежегодном фестивале.
Если кто-то из наших телезрителей тоже захочет заняться экстремальными видами спорта, какой бы вы дали основной совет?
Денис Корнилович: Никогда не скатываться в фанатизм, всегда быть с трезвой холодной головой. Всегда следите за безопасностью и разминайтесь.