фламенко это что такое
Гид по фламенко для тех, кто ничего об этом не знает
Фламенко – визитная карточка Испании, посмотреть которое необходимо каждому туристу. Как появился этот вид танца, в чём особенность и где посмотреть – мы собрали всю необходимую информацию для тех, кто только знакомится с этим видом танца.
О цыганах и Гранаде
В южной провинции Испании Андалусия в предгорьях Сьерра-Невада раскинулась величественная Гранада. За многовековую историю город видел и римлян, и нашествие евреев, и приход мавров. Гранада, будучи столицей Гранадского Эмирата, получила на память о тех временах знаменитый дворец Альгамбра, который внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Народы приходили и уходили, впитывали местные традиции и оставляли в наследие собственные обычаи, отчего андалузская культура получилась яркая и многогранная.
Цыгане появились в этом регионе в начале 18 века. Они подверглись гонениям, поскольку кочевой образ жизни, гадание и воровство скота резко контрастировали с образом жизни местных жителей. В ответ на это испанские короли ужесточали законы о краже, подписывали указы о вывозе цыган в Африку, запрещали селиться в городской черте. К концу 18 века попытки выселить цыган прекратились: цыгане «вышли в люди», а с ними — искусство фламенко.
Стили и направления фламенко
Фламенко – культура, взращенная на смешении традиций нескольких народов, включает в себя мелодии Индии, Мавритании и даже напевы еврейского народа. Но именно цыгане отполировали триединство танца (baile), песни (cante) и музыки (toque) до того состояния, в котором знаем этот танец мы.
Что вы представляете, услышав «фламенко»? Статная танцовщица в ярком платье медленно отбивает ритм каблуком, протяжное пение хриплого мужского голоса о тяжкой судьбе или танцевальный коллектив Хоакина Кортеса в дюжину человек с оркестром?
Что бы вам ни подсказало воображение, всё верно, так как фламенко как стиль делится на два класса: cante jondo / cante grande (глубокий, древний) и cante chico (упрощенный вариант). В обоих классах насчитывается до 50 направлений, отличить которые под силу только профессионалам. Сторонники канте хондо придерживаются классических традиций и могут исполнять фламенко без музыкального сопровождения. Приверженцы канте чико развивают и впитывают другие жанры, включая в инструментальное сопровождение скрипку и даже контрабас, а в музыку фламенко – ритмы румбы и джаза. Музыка, как вид искусства, непрерывно развивается: Гранада, Кадис, Кордова, Севилья, Мадрид и Барселона впоследствии создали собственные стили фламенко.
В основе каждого стиля фламенко лежит ритмический рисунок — компас (compas). Выделяют 12-дольные (bulerias, alegrias, fandango, siguiriya, petenera) и 4\8 — дольные стили (tangos, rumba, farucca).
Наведите курсор на изображение ниже — появятся интерактивные ссылки на видео.
Костюмы фламенко
Женский костюм
Bata de cola — платье по фигуре, зауженное к коленям. От колен идут оборки и воланы, образуя небольшой шлейф. Воланы начинаются выше колена. Для платья выбирают дышащую ткань средней плотности, которая позволит танцовщице выполнять важный элемент игры с подолом. Платье шьётся по меркам танцовщицы, на основе которых рассчитывается точный размер шлейфа, который взлетает во время танца. Цвета: от жгучего чёрного и красного в горох до экзотических жёлтого и розового. Платья бата дэ кола продаются и в готовом виде в специализированных магазинах (70-250 евро за простую модель). В сувенирных магазинах и того меньше (40-50 евро).
Причёска – это всегда гладкий пучок, открывающий грациозную шею и плечи. С распущенными волосами фламенко танцуют редко. Из украшений: черепаховый гребень peineta (пейнета), подходящие к нему серьги и яркий цветок в голову. Изначально гребень придерживал мантилью – кружевную вуаль, ниспадающей на плечи женщины. Сегодня используется только для украшения. Делают пейнету из черепаховой кости или из доступного материала — пластика.
Во время национальных праздников испанки с удовольствием надевают национальные костюмы, а на местных рынках туристам предлагают коробочку с надписью «Para alegria», в которых уложены гребень, серьги и цветок (2-5 евро).
Обувь байлаоры – закрытый туфель с округлым плотным мыском, который позволяет вставать на него практически как на пуантах. Туфли шьют из плотной кожи, способной выдержать резкие удары о пол. Подошва из нескольких слоев кожи. Каблук широкий деревянный или наборный высотой около 7 см. На шпильках страсть фламенко не покажешь! Старинная технология предполагает несколько рядов специальных гвоздей на мыске туфель и на каблуке, но сейчас это уже редкость, чаще встречаются металлические целиковые набойки.
Manton (мантон) — испанская шаль ручной работы, в которую танцовщица то оборачивает свой горделивый стан, то взмахивает ею как крыльями. Играть шалью не так уж просто, как кажется на первый взгляд, и для исполнения танца с мантоном байлаоре нужны сильные руки.
Веер (abanico) — ещё один аксессуар для танца: большой (31 см) и маленький (21 см). Веер советуют начинающим байлаорам, поскольку он проще в управлении, чем мантон или кастаньеты.
Кастаньеты, вопреки распространенному мнению, используются не часто. Во-первых, кастаньеты – это музыкальный инструмент, игру на котором предварительно надо освоить. Во-вторых, кастаньеты ограничивают изящные движения кистей рук, а руки во фламенко важны. Ритм отбивается каблуками (сапатеадо), прищелкиванием пальцев (питос) или хлопками ладоней (пальмас).
Мужской костюм
Байлаор носит белую, черную или цветную рубаху, черные брюки и широкий пояс. Надевают и жилет-болеро (chaleco).
Обувь – высокий полуботинок с укрепленной подошвой и каблуком. Иногда мужчины выступают в черной майке или с голым торсом как Хоакин Кортес.
Среди мужских аксессуаров:
— черная или красная шляпа (sombrero) с плоским верхом.
— деревянная трость (baston) из прочного дерева, способная выдерживать сильные и резкие удары о пол.
Где посмотреть фламенко в Гранаде
Спектакли фламенко проходят во всех городах Испании: в концертных залах на 3 тысячи человек и небольших уютных кафе. Но именно в Гранаду, как родину фламенко, едут ценители, чтобы насладиться им сполна в местных таблао – заведениях, где исполняют этот танец.
Днём таблао работают как обычные бары и кафе, вечером — дают спектакль. Спектакль длится 1,2– 1,5 часа. Цена билета — 11—18 евро. В стоимость билета может входить бокал вина и tapas – небольшая тарелка с закусками.
Для ценителей фламенко местные жители рекомендуют дойти до горы Сакраменто, или Цыганской Горы. Ранее закон запрещал цыганам селиться в городской черте Гранады, и на тот момент гора находилась в трёх километрах от городских стен. В горе есть карстовые пещеры, в которых и селился «отверженный» народ. Там и зародилось искусство фламенко. В этих пещерах люди живут до сих пор. С виду неприметные, покрашенные белой краской стены горы внутри похожи на современное жилище с техникой и интернетом. Температура такого жилья на протяжении всего года держится на отметке +22+24 градуса.
В пещерах и в ресторанчиках на горе показывают самое «настоящее» цыганское фламенко. Цены на представление на горе чуть выше, чем внизу в городе — от 17 евро. Гостей приглашают за полчаса до представления, чтобы успеть разнести напитки и закуски. На сцене обычно 3 мужчин: певец — кантаор, танцор — байлаор и музыкант. Чаще всего это будет гитара – классический и основной инструмент во многих стилях фламенко. Также в последнее время стал популярен кахон – ударный инструмент, который пришел из Латинской Америки и органично влился в стан инструментов испанской фламенкерии. Иногда встречается скрипка. Под первые звуки пения выходит танцовщица.
Примечательно, что во время представления исполняется только одно длинное произведение, а не микс нескольких мелодий. В нём будут медленные лиричные, быстрые, почти радостные части и обязательно нарастающая драматическая, которая найдёт свой выход в точке или замершей фигуре.
Адреса таблао в Гранаде:
1. Jardines de Zoraya Calle Panaderos, 32, 18010 Granada
2. LaAlboreA, Pan Road, 3, 18010 Granada
3. Peña Las Cuevas del Sacromonte Camino del Sacromonte 21, 18010 Granada.
Если же вы в Гранаде проездом, то приобщиться к искусству фламенко можно и на улицах города. 5-10 минут коротких заходов уличных танцоров по силе экспрессии превзойдут целый вечер в таблао.
Говоря о фламенко, часто упоминают такое понятие как duende (дуэнде) – дух, невидимка. В России говорят «в нём нет огня», а в Испании «no tiene duende», нет страсти, нет той невидимой силы, которая ведёт тебя и заставляет проживать музыку. Выдающийся испанский кантаор Антонио Майрэна сказал, что его записи «no valen na», т.е. ничего не стоят, так как они делались утром, а дуэнде посещало его исключительно ночью. Можно петь без голоса, без дыхания, но, если есть дуэнде, то ты заставишь весь зал плакать и радоваться вместе с тобой.
Фламенко можно любить или ненавидеть, но хоть раз посмотреть и послушать всё-таки стоит.
Часть испанской культуры: разнообразие танца фламенко
На Ярмарке Мастеров наступила неделя Испании, и только это подтолкнуло меня на создание первой публикции на этом портале, а ведь я здесь уже чуть больше года. И поговорим мы о грустном, страстном, веселом и легком танце фламенко. Несколько лет этот танец был моей недостижимой мечтой, и уже сейчас я могу с уверенностью считать себя танцовщицей фламенко, пусть и начинающей 🙂
Публикация сделана для ознакомления с неотъемлемой частью испанской культуры.
Для начала давайте разберемся что такое фламенко?
Фламенко — танец испанских цыган. Фламенко — танец страсти и огня. Таким он предстает перед обывателями, вроде нас с вами, но не все догадываются о его многогранности и разнообразии. С помощью этого танца можно показать страсть, грусть, печаль, любовь. Фламенко — это не только танец, в нем сплетаются воедино голос, музыка и танец, создавая мощный образ на сцене, сражающий наповал своей энергетикой, заставляющий зрителя неотрывно следить за происходящим. Я расскажу о различных направлениях в этом танце, об основных понятиях, которые используют танцоры для обозначения основных движений, а также расскажу о костюмах фламенко.
Когда говорят о фламенко, часто упоминают дуэнде. Это эфемерное понятие души танца, без которого это искусство становится невозможным. Оно переводится как «магия», «огонь» или «чувство». Когда у нас, в России, говорят «В нем нет огня», то в Испании говорят «No tiene duende». Иными словами, танец не существует без души, танцор (исп. байлаор, bailaor) обязан быть вдохновленным, искренне чувствовать и выражать любые чувства, которые он хочет передать через свой танец. Он должен уметь достучаться до потайных уголков сердца зрителя, иначе это уже будет не фламенко. Гарсиа Лорка говорит, что испанским искусством «изначально правит терпкий дуэнде, необузданный и одинокий».
Стилей испанского танца бесчисленное множество. В частности, ниже представлена картинка дерева стилей фламенко, но конкретно остановлюсь только на наиболее популярных и на тех, которые знаю я.
Алегриас (ALEGRIAS)
Песни и танцы алегриас одни из самых жизнерадостных во фламенко, они несут в себе радость, свет и тепло. Алегриас носит веселый, но вместе с тем немного жесткий, триумфальный характер. Танец очень динамичный, активный, раскованный и грациозный. Его могут исполнять как мужчины, так и женщины. Хотя чаще его исполняют женщины. КомпАс (ритмический рисунок) состоит из 12-ти счетов и начинается обычно с 12. Я не буду углубляться в теорию компасов фламенко.
Булериас (BULERIAS) или Булериа (BULERIA)
Это быстрый молниеносный танец, состоящий из «мешанины» различных компасов, сменяющих друг друга. Специфический ритм булерии подчеркивается множеством сапатео (дробей), хлопков в ладоши, хлопков о колени, грудь, прыжков и других четких движений в очень быстром темпе.
Солеа (SOLEA)
В этом танце танцоры как раз и показывают то, что многие принимают за основное фламенко. Как раз в этом стиле танца танцоры показывают страсть и драматизм, рассказывают о боли и печалях. Компас солеа состоит из 12 счетов.
Севильянас ( SEVILLANAS)
Севильяна — один из наиболее прославленных стилей фламенко. В этом стиле есть жесткие ограничения: танцуется всегда в паре, музыка всегда имеет 4 куплета. Каждый куплет, соответственно, называется севильяной: первая севильяна, вторая севильяна, третья севильяна и четвертая севильяна. Компас севильяны 6-ти дольный, основными движениями являются севильский шаг и пасада. Фото движений, к сожалению, не нашла, но думаю, что те, кто занимается фламенко, поймут о чем я.
Здесь две танцовщицы танцуют севильяну (фото с просторов интернета):
Фаррука (FARRUCA)
Традиционно фарруку исполняют мужчины. Это мужской танец, величавый, торжественный, гордый. В нем танцор показывает себя во всей красе, свой профессионализм и высокое мастерство. Танец танцуется жестко, со вкраплениями сапатео (дроби ногами) и резкими поворотами. В наше время его могут исполнять и женщины. Это вольный стиль, его можно танцевать до тех пор, пока не устанет гитарист или танцор.
Антонио Гадес и его фаррука:
Солеа пор булериа (SOLEA POR BULERIA)
Это один из основных стилей фламенко. Компас (ритм) такой же, как и в алегриас, но более медленный. изобилует медленными движениями рук и корпуса с вкраплениями быстрых молниеносных сапатео, эскобилий и поворотов. Конец танца ознаменовывается стилем булериа, музыка убыстряется, танцор увеличивает скорость сапатео, повороты и динамику танца.
На фото может быть уже конец танца:
Тангос (TANGOS)
Хотелось бы добавить кое-что о названиях в танце, о терминологии, которую применяют танцоры:
Салида (Salida) — выход танцора или танцовщицы
Ямада (Llamada) — переход от одного элемента структуры танца к другому, с помощью таких движений танцор говорит гитаристу, что хочет сменить ритм или мелодию.
Эскобилья (Escobilla) — часть танца, где преобладает сапатео.
Сапатеадос или сапатео (Zapateados) — одна из самых важных особенностей техники фламенко. Ритмы сапатео отбиваются туфлями в ритм музыки или служат дополнением к музыке. Бывает несколько ударов:
Чтобы научиться перебирать эти удары требуется время, а чтобы выдавать сумасшедшие ритмы требуется еще большее время! Это сложная техника и с наскока её освоить нельзя, знаю по себе.
Я скомбинировала найденные фото по сапатео и подписала, чтобы было более понятно.
Флорео (Floreo) — техника рук, движения кистей и пальцев танцовщицы, напоминающие закрывающийся-раскрывающийся веер. Поворот кисти вокруг своей оси на 360 градусов с раскрытием ладони и пальцев. Бывает еще вариант, когда указательный и третий палец держат сведенными вместе, а остальные пальцы подгибают (мужской вариант, но используется и женщинами).
Фото с просторов интернета, обратите внимание на руки:
Мужчины держат руки немного по другому, более жестко и пальцы чаще всего сведены вместе, на фото небезызвестный Хоакин Кортес:
Пальмас (Palmas) — техника рук, ритмичные хлопки руками, которые сопровождают танцовщиц/-ков фламенко, певцов и гитаристов. Они выполняются как с сухим и приглушеным звуком, ладони складываются в форме раковины, чашевидной формы, или с нанесением удара, получается сильный и сухой звук.
Посмотрите как расположены руки у Кармен Амайя:
Костюмы для танца фламенко
Считается, что традиционные цвета платья или костюма фламенко — это сочетание черного и красного цветов, но не все так просто. Спектр используемых цветов в костюмах очень широк, но черный, красный, а также белый занимают лидирующее положение.
Поговорим о женском и мужском костюмах
Традиционно женщины танцуют в платьях или юбках. Это могут быть юбки в одно, два, полтора солнца или расклешенные юбки, смотря для чего они нужны. Если надо активно работать юбкой, резко взмахивать полами, использовать кое-какие балетные па — то используют широкие юбки, которыми удобно работать. Если же в танце преобладает сапатео и основной акцент идет также и на пластику рук, то удобнее всего танцевать в зауженой юбке.
На фото как раз расклешеная юбка, классическая форма юбки для фламенко:
А здесь на женщине — узкая. Такую форму еще называют модельной:
Однако существует еще и отдельная юбка или платье для фламенко — бата де кола (исп. Bata de Cola).
Ни на что не похожая юбка с длинным подолом. Она очень сложна в работе, очень тяжелая и поначалу даже громоздкая. Для того, чтобы научиться ею владеть, потребуется немалое время. В основном такие юбки шьются в Испании из-за используемых тканей, которые не продают по миру. Иногда, однако, можно найти в российских ателье, но из-за сложности пошива берутся далеко не все. Очень далеко 🙂 В этой юбке танцуют такие стили, как солеа, булериас, алегриас.
Для того, чтобы бата де кола летала, она шьется с математическими расчетами. Учитывается даже рост танцовщицы, высота каблуков. Длина шлейфа в среднем обычно составляет 2.5 метров, оборок на юбке может быть от 3 до 8. Оборки шьют и на внешнюю сторону юбки и на внутреннюю (!). Вес шлейфа составляет от 5 до 11 кг. Представляете, как сложно с такой юбкой работать? 🙂
Мужской костюм для фламенко состоит из темных брюк, широкого пояса и белой рубашки с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco) иногда надевается поверх рубашки. В настоящее время иногда можно встретить танцоров мужчин и в классическом костюме, сшитом из более легких тканей, удобных для танцев. А иногда, как и Хоакин Кортес, танцуют с голым торсом 🙂
В завершение небольшого обзора мне бы хотелось привести стихотворение, которое отражает мое отношение к этому великолепному танцу. Автора не нашла, но если найдете и скинете в комментариях, буду очень благодарна:
Она танцевала фламенко.
Фламенко танец: что это такое, особенности, виды
История танца фламенко

Фламенко был создан на основе танцев древней Индии. Его придумали в Испании очень давно. Еще в 500-250 годах до нашей эры. Фламенко был создан танцорами из Индии. Они приехали выступать с ним к королю Испании. Для того, чтобы развлечь его, и высшие эшелоны власти государства.
Через тысячу лет в Испанию пришли цыгане и мавры. С собой они привезли в страну и свои народные танцы. Благодаря этому, начальная версия фламенко была усовершенствована. В нем появились нотки арабских, христианских и цыганских танцев.
После этого, фламенко обрел широкую популярность у жителей Испании. Мастера передавали знания об этом танце своим ученикам в устной форме. На бумаге правила исполнения фламенко не записывались.
Впервые Фламенко появился в Андалусии. Однако, позже его начали исполнять по всей Испании. Причем, не только танцоры. Фламенко исполняли на инструментах музыканты, его пели певцы.
Особенности танца фламенко

Особенности танца фламенко заключаются в следующем:
Фламенко распространен не только у коренных жителей Испании, но и у цыган. В особенности, тех, которые проживают в южной части страны.
Главным движением во время исполнения фламенко являются выстукивания туфлями по полу. Они могут быть как простыми в плане техники, так и сложными.
Танцор обязательно должен стучать каблуками по полу. Эти движения должны быть грациозными и размеренными. Без регулярных выстукиваний танец не будет красивым.
Фламенко танцуют под звуки гитары, криков зрителей и хлопков в ладоши.
Импровизация во фламенко

В Испании во время исполнения танца спортсменам можно было импровизировать. Причем, столько, сколько хочется. Ограничений свободы действий во фламенко не было. Этим он отличался от других видов танцев.
Эмоциональная составляющая фламенко

Мастера фламенко показывают удивительные эмоции во время танцев. Партнеры настолько сильно жестикулируют, что между ними видна настоящая страсть.
Со стороны кажется, что пара готова танцевать до бесконечности. До тех пор, пока кто-нибудь из партнеров не упадет.
Разновидности фламенко
В Латинской Америке было создано много танцев на основе фламенко. Среди них: солеарес, фанданго, малагенья, фаррука, алегриас и другие. Давайте рассмотрим все эти виды танцев по отдельности.
Севильяна

Сардана
Для того, чтобы исполнить сардану, мужчинам и девушкам нужно встать в круг. И начать отбивать обувью такт. Выглядит этот танец очень красиво.
Чотис

Чотис популярен среди граждан Испании, проживающих в Мадриде. Его танцуют два человека.
В ходе исполнения номера, спортсмены должны прижаться друг к другу максимально плотно. И танцевать, совершая три простых действия:
В этих трех движениях и заключается суть танца Чотис. Ничего больше делать спортсменам не приходится. Танец настолько простой, что его можно выучить за несколько дней.
Мунейра

Танец мунейра популярен среди жителей Галисии. Он предназначен для исполнения не одной парой, а целой группой людей. В ходе мунейры, спортсмены должны поднять руки вверх и начать прыгать в разном стиле. А также выполнять некоторые телодвижения.
Хота пользуется популярностью у жителей всей Испании. Каждая провинция имеет собственные правила исполнения этого танца.
Пасадобль
Аллегриас
Аллегриас очень позитивный танец. Его придумали в городе Кадисе. В ходе этого танца, испанцы пели песни. В основном, о том, как Испания победила французскую армию под руководством Наполеона. Во время исполнения аллегриас, спортсмены много двигаются. Они отбивают ногами по полу в такт музыке. А также веселятся. Показывают зрителям положительные эмоции. В аллегриасе тональность музыки четко регламентируется. Она должна быть только мажорной, и никакой другой. В противном случае, аллегриас не сможет передать те атмосферу и настроение, которые должен.
Фаррука

Солеарес
Солеарес был создан в северной части Испании. Он распространен среди цыганской части населения. В ходе танца, спортсмены выстукивают каблуками, бьют носками. Также, они выполняют различные движения руками. Для того, чтобы показать свои чувства и эмоции по отношению к партнеру. Танец сопровождается игрой на гитаре. В ходе него, зрители и выступающие хлопают в ладоши, кричат. Это создает красивую картинку и хорошую ритмику.
Сегидилья
Сегидилья был создан в Ла Манчи, Испании. Он был придуман на основе танцев, распространенных в восемнадцатом веке. Во время исполнения танца, девушки совершают огромное количество телодвижений своими руками. Мужчины делают тоже самое. Но более размеренно, четко. Со стороны исполнение танца выглядит очень красиво.
Руками танцоры должны двигать быстро, четко. Они должны как бы колоть воздух. Если этого удастся достичь во время исполнения сегидильи, то танец получится очень красивым и чувственным.
Как нужно двигаться во время исполнения испанских танцев?
Профессиональные спортсмены создали ряд правил, согласно которым нужно исполнять любые испанские танцы:
Движения должны быть ритмичными. Спортсмен должен отстукивать такт. Двигаться максимально резво.
Во время танца нужно показывать эмоции, чувства. Для того, чтобы удивить зрителей своей привязанностью к партнеру.
Движения должны быть динамичными. Если спортсмен будет постоянно стоять на месте, и будет пассивным, то это негативно скажется на визуальной составляющей танца.